Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Урок 9-й Послание к Римлянам. Глава 5-я Тексты 10-21 PDF Печать E-mail

«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и радуемся в Боге чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (К Римлянам 5:10,11).

Одиннадцатый стих упоминает один из плодов, который появляется у знающих о том, что мы «спасаемся жизнью Его». Когда люди хорошенько утверждаются в уверенности о том, что они спасаются жизнью Иисуса Христа, когда они проникаются этой истиной настолько, что она становится частью их существа, они будут радоваться через Иисуса Христа, своего Господа. В сердце того, кто знает, что он спасается жизнью Христа, может царить только радость. В этом и секрет радости в скорбях.

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили». Этот текст содержит частичное утверждение. Вы заметите, что весь текст с начала 13-го стиха и до конца 17-го стиха взят в скобки. Затем, в 18-м стихе утверждение продолжается и приходит к своему завершению. Первая часть 18-го стиха равносильна первой части 12-го. Там выражена та же истина, только другими словами: «Посему, как преступлением одного всем человекам пришло осуждение…» Затем утверждение завершается словами: «так праведностью одного всем человекам пришел свободный дар к оправданию жизни».

Мы можем кратко рассмотреть вставленное дополнение. Оно содержит обильные наставления, но время, отведенное этому предмету, настолько ограничено, что наши заметки будут сводиться к главным пунктам главы.

В 14-м стихе мы читаем о «царстве смерти».  Что же такое царство смерти? Что значит смерть, перешедшая на всех людей? Апостол пишет, что «смерть царствовала от Адама до Моисея». Здесь не имеется ввиду, что она не царствовала в любое другое время, и не царствует сегодня. Часть текста, говорящая об Адаме и Моисее, является частью великой истины, которая рассматривалась ещё в 4-й главе. Эта истина касается Авраама.

В двух словах эта истина заключается в том, что провозглашение закона никоим образом не противоречит обетованию, данному Аврааму. В 4-й главе послания к римлянам (4:13,14) мы читаем о том, что обетование Аврааму, обещавшее сделать его наследником мира, было дано Аврааму и его семени не посредством закона, а посредством праведности от веры. Ибо если кто-либо посредством закона становится наследником, то «тщетна вера, и бездейственно обетование». В данных стихах апостол доказывает на практических примерах, что закон вообще не касается процесса оправдания человека, и что оправдание происходит исключительно верой, а не делами. Почему же закон не имеет отношения к оправданию человека? «Потому что закон производит гнев».

Если бы Аврааму нужно было оправдываться делами закона, то его кроме гнева ничего бы не ожидало, потому что закон может произвести только гнев. Но с другой стороны, если он не был оправдан законом, который может быть только средством возбуждения гнева, и если он был оправдан верой, то в таком случае ему была вменена жизнь. И именно жизнь, а не гнев – как раз то, что ему было нужно. Именно жизнь, а не гнев, нужна всем людям. Всякий ищущий оправдания своими делами пожнёт только гнев. Авраам получит наследие только благодаря обетованию, и он получил свою праведность только посредством веры, которую он имел.

Кто-то думает, что существует два пути спасения, потому что Господь дал закон на Синае, а смерть царствовала вплоть до того дня, и это, мол, значит, что закон принес жизнь. Это правда, что Господь провозгласил закон на Синае, но этот закон был в мире задолго до его провозглашения на Синае. Авраам тоже имел этот закон, и посредством праведности через веру мог исполнять этот закон. Поэтому провозглашение закона на Синае не противопоставлено обетованию Божьему, данному Аврааму. Не существует какой-то другой стадии в плане спасения, якобы явленной на горе Синай или во время исхода. После этих событий в мире не появилось больше закона, чем было до них. Авраам соблюдал закон. Если бы никакого закона тогда не существовало, Авраам бы не был оправдан. Но он соблюдал закон своей верой. Смерть царствовала посредством греха и до Моисея, но праведность тоже была вменена «к жизни». Это показывает, что закон тогда уже существовал, хотя и не в таком сформулированном и записанном виде, как это было позже.

Что же касается царствования смерти, я убежден в том, что мы многое теряем, лишаясь ободрения из пятой главы, неверно толкуя словосочетание «царствование смерти», а также выражение «смерть перешла во всех человеков, ибо все согрешили». Почему смерть перешла во всех людей? Потому что все согрешили! Посредством одного человека грех пришёл в мир. Многие на этом остановятся, и будут раздумывать о том, как это может быть, пытаясь установить для себя степень справедливости этого факта. Они будут спрашивать: «Почему мы оказались в таком греховном состоянии, и почему это произошло без нашего выбора и даже нашего слова?» Теперь мы знаем, что в самом начале жил всего один человек, и этот человек пал. Мы – его дети, и мы не можем рождаться в ином, более высоком состоянии, чем имел он.

Некоторые сами лишат себя вечной жизни, потому что не видят этот вопрос в его истинном свете, не видят справедливость и красоту этого. Ограниченный человеческий ум на это не способен, поэтому в данном случае лучше оставить этот вопрос в покое, и посвятить себя поиску предложенного нам спасения. Всем следует об этом задуматься. Мы знаем, что мы находимся в греховном состоянии, и что это греховное состояние – состояние погибшего человека. Видя, что мы находимся в погибшем состоянии, нам следует посвятить все свои силы поиску возможностей перехода в состояние спасения.

Что бы вы подумали о человеке, тонущем в океане, который, видя, что ему бросили веревку, скажет в ответ: «Я знаю, что я тону, и что моя единственная надежда заключается в том, чтобы схватиться за эту веревку. Но я не буду этого делать, пока не увижу свою личную вину в том, что я оказался в этой беде. Если в этом была моя вина, тогда я схвачусь, потому что в своём тонущем состоянии виновен только я. Но, если кто-то столкнул меня в эту воду, и я не мог этому противостать, тогда я не хочу иметь ничего общего с этой веревкой».

Такого человека сочтут выжившим из ума. В таком случае, признавая, что мы грешники, и находимся в погибшем состоянии, схватимся за то спасение, которое нам предложено.

«Смерть царствовала», она «перешла во всех людей». Двенадцатый и восемнадцатый тексты говорят нам о том, что представляет собой эта смерть. Почему она перешла? Потому что «все согрешили». «Суд постиг всех!» За что? К чему? К осуждению. Мы знакомы со смертью. Мы знаем, что каждый день множество людей закапывают в могилы. Но об этой ли смерти здесь говорится? Хорошие люди тоже все умирают, за исключением двух человек. Все добрые люди, когда-либо жившие на земле, умирают. Умирают ли они под этим осуждением? Конечно, нет. Умирают ли они, потому что они грешники? Нет. Если бы они были грешниками, их нельзя было бы назвать хорошими людьми. Не было ни одного человека в мире, которого не коснулся бы этот смертный приговор, ибо не было на земле человека, который не был бы грешником. А если грешник и становился добрым человеком, и ходил с Богом как Енох, то только благодаря вере.

Если мы скажем, что смерть, постигающая всех людей, хороших и плохих, молодых и старых – это исполнение того приговора, который «постиг всех людей к осуждению», тогда мы вынуждены признать, что никто из умерших не имеет никакой надежды. Ибо не существует такого места, как чистилище после смерти, и поэтому человек, умирающий в грехе уже не сможет быть оправданным. Если мы скажем, что благочестивые люди не умирают в грехе, но только потому, что грехи их уже в прошлом, то справедливость Божья подвергается сомнению, и Его вменённая праведность отвергается. Ибо когда Бог сам провозглашает праведным верующего, этот человек стоит перед вселенной абсолютно чистым, как будто он никогда и не грешил, и поэтому не может быть наказан как грешник, если только он не отвергнет своей веры. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (От Иоанна 5:24).

Когда Бог поселил Адама в саду Эдемском, Он сказал ему: «В день, в который вкусишь от него (дерева познания добра и зла), ты несомненно умрешь». Последнее выражение не значит: «умирая умрешь», как пишется в некоторых переводах. Это выражение не согласуется ни с древнееврейским, ни с английским языком. Оно значит то, что значит – а именно: В день, когда Адам вкусил плода дерева познания добра и зла, в тот же самый день он умер. В тот же самый день, когда Адам вкусил этих плодов, он пал, и смертельный приговор перешел на него, и поэтому он уже был мертвым человеком. Приговор, конечно, не был приведен в исполнение в тот же день, и мы знаем, что Адам прожил благочестивую жизнь, и этот приговор так и не коснулся его. Христос умер за него. Но он был в таком же состоянии после того, как ослушался Бога, в котором был фараон после смерти всех египетских первенцев, когда встал ночью и сказал: «Мы все мертвы».

Когда приговор над убийцей приводится в исполнение, он во всех смыслах является мертвым человеком. Но в случае Адама было нечто большее. Он был мертв, а Сын Божий оживил его. Его смерть осталась только вопросом времени. Но Христос приходит, чтобы дать человеку время, и чтобы восстановить его. Все, что Христос желает дать человеку, выражается одним словом – жизнь. Этим словом всё сказано. И эти факты показывают, что без Него люди не имеют жизни. Христос сказал неверующим иудеям: «Вы не хотите прийти, чтобы иметь жизнь». Возможно, они отвечали: «Нам и не нужно приходить, потому что мы уже имеем жизнь».

В книге Иезекииля (13:22) мы читаем: «За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего, обещая ему жизнь…» (Иезекииль 13:22).

Нечестивые с жизнью несовместимы. Они не имеют жизни. Они мертвы. Христос сказал: «Неверующий в Сына Божьего не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нём». Христос пришел дать жизнь мертвецам. Он дает жизнь только тем, кто сознательно принимает её, кто привносит Его жизнь в свою жизнь, чтобы она заняла место их порочной жизни. Всякий имеющий Сына, имеет жизнь, а не имеющий Сына не имеет жизни. Он мертв.

Итак, Адам умер, и поэтому каждый человек, рождающийся в мир, является грешником, и смертный приговор переходит на всех. На всех людей перешёл приговор осуждения, и в мире нет такого человека, который бы не состоял под этим приговором смерти. Единственный способ освободиться от этого осуждения и смерти – через Христа, Который умер за нас, и Который телом Своим вознёс наши грехи на крест. Он понес наказание за грех, и принял этот приговор закона вместо нас, а не за Себя, ибо Он был без греха.

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…, так и праведностью одного свободный дар сошел на всех людей к оправданию жизни» (К Римлянам 5:12,18). Что такое «свободный дар»? Это свободный дар благодати, который дан многим. Выбор Адама погрузил человечество в грех. Миссия Христа выводит людей из греха. Одно-единственное преступление человека повергло многих в многочисленные преступления, но послушание одного Человека забирает эти преступления многих людей и выводит их из-под осуждения за эти преступления.

Следовательно, свободный дар – это праведность Христа. Как же мы получаем праведность Христа? Мы не можем отделить праведность Христа от самого Христа. Поэтому, чтобы нам получить праведность Христа, нам нужно иметь саму жизнь Христа. Этот свободный дар сходит на всех, кто оправдывается жизнью Христа. Оправдание – это жизнь. Это жизнь Христова. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Эти утверждения просты и ясны. Сомнение в них не приведет к добру, а только опустошит душу. Давайте же примем их и уверуем в них.

«Свободный дар сошел на всех людей к оправданию жизни». Все ли люди будут оправданы? Все люди могут быть оправданы, если они только захотят, но Христос говорит некоторым: «Вы не хотите прийти, чтобы иметь жизнь». Все люди мертвы по преступлениям и грехам. Благодать Божья, несущая спасение, явилась всем людям. Она в пределах досягаемости каждого человека, и не получают её только те, кто её не желает.

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Эти слова вносят полную ясность в вопросе о том, можем ли мы с вами посредством своих дел сделать себя праведными. Это происходит «послушанием одного Человека». Какой же Человек здесь имеется ввиду? Могу ли я своей праведностью принести вам хоть какую-то пользу? Нет. Можете ли вы своей праведностью принести мне хоть какую-то пользу? Нет. Предположим, что один человек мог бы Своей праведностью сделать такое дело, которое бы было засчитано ему в праведность. Кто может быть этим человеком? Я не могу сделать этого за вас, и вы не можете сделать этого за меня. Кто же этот человек? Иисус Христос из Назарета!

Это решает вопросы о том, приходит ли оправдание верой посредством закона. Посредством послушания Христа многие делаются праведными, или послушными. Праведность – это послушание закону. Вы когда-нибудь слышали или читали о человеке, который в совершенстве соблюдал бы закон? Слышали ли вы о таком человеке, который при всех своих самых высоких стандартах не нашел бы чего-то более величественного, чем то, чего он уже достиг. Даже мирские люди часто имеют свои идеалы, но чем больше они приближаются к своему идеалу, тем большую нужду и недостаток в определённых качествах они видят в себе самих. Любой, кто искренне пытался достичь высоких стандартов, достигая их, начинает видеть более высокие нормы.

Существует только одна безупречная жизнь. Существует только один Человек, Человек Иисус Христос, который успешно сопротивлялся всем силам греха, живя здесь, на земле. Он был Словом, которое стало плотью. Бог во Христе примирил с Собою мир. Иисус мог встать перед всем миром и выдержать всевозможные обвинения в грехе. В устах Его не нашлось никакого лукавства. Он был «святым, безупречным, незапятнанным, отделенным от грешников, превознесённым превыше небес», и посредством Его послушания многие станут праведными.

И тут возникает вопрос: Как это может произойти? Этот же самый вопрос иудеи задавали Христу, когда Он сказал: «Если не будете есть Моей плоти и пить Моей крови, не будете иметь в себе жизни». Они отвечали: «Как этот Человек может дать нам есть Свою плоть?» Сегодня многие задают тот же вопрос, только формулируя его немного иначе: «Как я могу иметь Его жизнь, или Его праведность?» Мог ли Иисус объяснить им, как Он может отдать им Свою плоть? Он мог сделать это, только говоря о Своих словах следующее: «Слова Мои суть дух и жизнь».

План спасения невозможно объяснить человеку. Он был составлен бесконечным умом, и мы не можем проследить его. Мы не знаем, как именно он действует. Во всю вечность мы так и не поймем его действие. Только бесконечная сила могла его задумать и осуществить. И только бесконечная мудрость может его понять. Если мы будем есть плоть Христа и пить Его кровь, мы будем иметь Его жизнь. Имея Его жизнь, мы будем иметь праведную жизнь; Его послушание действует в нас и делает нас праведными. Это не оставляет никакого места домыслам о том, что Христос был послушным за нас, и поэтому мы можем поступать как пожелаем, а Его праведность будет вменена нам всё равно. Его послушание должно проявляться в нас день ото дня. Ведь это не наше послушание, а послушание Христа, действующего в нас. Посредством этих «великих и драгоценных обетований» мы принимаем божественную жизнь. Жизнь, которой мы живем – это жизнь Сына Божьего. Он умер за нас, и возлюбил нас непостижимой для нас любовью. Праведность, данная нам – Его праведность. Слава Богу за неизреченный дар Его! Он дарует нам все преимущества этого послушания, потому что мы показали Ему своё сильное желание иметь это послушание. Вот почему Он даёт его нам.

Когда вы идёте к Богу, пусть на ваших устах будут слова из Писания: «Мы спасаемся жизнью Его». «Послушанием одного сделаются праведными многие». Возьмите эти слова с собой на молитву. Они истинны, ибо Господь сам послал их вам. Как же эти благословения можно получить? Верою! Берите их верою, они будут вашими, и никто не сможет отнять их у вас. И тогда они станут действовать, хотя вы и не будете понимать, как это происходит. Имея это, вы имеете жизнь. Какую жизнь? Божественную жизнь. И когда вы будете проходить времена испытаний, и обстоятельства, в которых вы обычно падаете, вы скажете дьяволу, что он не имеет никакой власти сразить вас своими искушениями, ибо не вы, а сам Христос пребывает в вас.

Не существовало такого времени в жизни какого-либо человека, когда он сам по себе имел бы силу противостать искушению. Мы на это не способны. Это доказывает, что мы должны получить жизнь, отличную от нашей плотской жизни, чтобы противостоять греху. Эта новая жизнь должна быть такой, что грех не имел и не будет иметь над ней никакой власти. Будем же повторять эти чудесные слова снова и снова: «Его жизнь во мне. Грех не имеет надо мной никакой силы. Его сила – моя сила. Его послушание – моё послушание, а Его жизнь – моя жизнь. Эта жизнь была безгрешной, и верой я получил её, храню её, потому что она – моя, и грех не может к ней даже прикоснуться». В этом единственный секрет противостояния греху, и такая вера будет победоносной всегда.

«Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (К Римлянам 5:20,21).

Время пришествия закона было временем, когда он был провозглашен на Синае. Закон пришел, чтобы преступление, или грех, могли «умножиться». Но там, где царствовал грех, благодать царствовала ещё больше. Грех был в мире и до того, как закон был провозглашен на Синае. Поэтому и закон существовал до того, как он был провозглашён с горы Синай. Но Бог провозгласил закон таким устрашающим способом, с громовыми раскатами на этой горе, чтобы грех мог восприниматься как великое зло. Это было сделано для того, чтобы люди увидели грех таким, каким его видит Бог.

Все это было написано для нашего назидания. Провозглашение этого закона при громовых раскатах и таких величественных обстоятельствах должно производить на нас такое же впечатление, что и на детей Израилевых. Мы также должны увидеть эти грозовые тучи, и молнии, которые вселили бы страх в наши сердца.

Более того: Каждый прикасавшийся к этой горе должен был умереть. Что это значит? Все это имело целью показать величие закона. Он был провозглашён таким образом, чтобы люди могли видеть его изумительное величие, а также тот факт, что ни один человек не может получить жизнь посредством закона. Закон настолько велик, что ни один человек не может его соблюсти. Все, связанное с провозглашением закона должно было показать человеку, что законом можно получить только смерть. Закон настолько велик, настолько непостижимо высок, что люди никогда не смогли бы достичь его высот. Он был дан таким способом, чтобы показать: в законе люди найдут только смерть и осуждение.

Но разве закон был дан не для того, чтобы охватить сердца людей разочарованием? Нет. Вернёмся к Аврааму, и мы увидим ещё одну цель в провозглашении закона.

Аврааму и его праведному семени было дано обетование – обетование праведного наследства. Это обетование было дано Аврааму и его семени посредством клятвы самого Бога. Бог поставил Своё собственное существование в залог того, что на земле будут праведники – люди, чья праведность будет равняться праведности закона. Но здесь закон был дан в таком страшном величии, что никакой праведности от него получить невозможно. Он должен стать единым стандартом. А теперь совместим эти два открытия: Закон свят в своих требованиях, и ни один человек не может получить никакой праведности от него, как мы видим из провозглашения закона. Но Бог поклялся, что на земле будут люди, которые будут иметь всю праведность, которую закон требует; поэтому всякое провозглашение закона служило тому, чтобы показать людям, что должен быть другой способ получения этой же праведности.

В провозглашении закона при громовых раскатах Бог показывал и евангелие. Праведность и мир пребывают вместе во всей полноте в Иисусе Христе. В Нём есть жизнь. Осуждение исходит от закона, но закон пребывает во Христе, а Христос также назван Жизнью. Голос, объявивший этот закон с Синая, был тем же голосом Христа, голосом Того, кто имеет эту праведность, чтобы давать её.

А теперь взгляните на силу слов Моисея в книге Второзаконие (33:2, 3). «Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит этот народ».

Провозглашение закона было одним из наивысших демонстраций любви, которые только возможны, потому что оно возвещало людям сильнейшими средствами о том, что во Христе есть жизнь. Тот, кто дал закон, был Тем, кто вывел их из Египта. Он же поклялся Аврааму, что тот вместе с его семенем будут праведными, и это показало им, что они не могут обрести праведность в законе, ибо они могут получить её только через Христа. Итак, там было явлено обилие благодати, ибо там, где грех посредством провозглашения закона стал преизобиловать, там благодать стала преизобиловать ещё больше. Этот принцип действует каждый раз при обращении грешника. Перед его обращением он не понимает греховности своих грехов. И тогда в его жизнь приходит закон и показывает ему всю скверность этих грехов, но вместе с этим он слышит нежный голос Христа, в Котором мы находим обилие благодати и жизни.

Как ценно для нас иметь это обличение в грехе, посланное в наши сердца, ибо мы знаем, что в этом заключается часть миссии Утешителя, посылаемого Богом в мир, чтобы обличить его в грехе. Обличение в грехе – это часть утешения Божьего, потому что та же самая рука, убеждающая в грехе, раздает прощение, ибо как грех царствовал к смерти, так и благодать царствует через праведность к вечной жизни Господом нашим Иисусом Христом. В этой благодати мы снова находим эти два драгоценных слова «гораздо более». Где царствует грех, благодать царствует ещё больше.

Господь исследует сердце и знает наши грехи. Следует ли нам ходить и печалиться, вздыхая о наших грехах, считая их настолько великими, что Бог не может простить таких грешников, как мы? Кто-то даже считает, что Бог не знает о наличии греха в его сердце. Такие могут говорить, что они недостойны того, чтобы Он снял с них эти грехи. Они не могут понять, как Он может спасти их. Что же заставляет нас чувствовать себя грешниками? Кто показывает нам наши недостатки? Как мы приходим к выводу о том, что мы согрешили? Именно Бог показывает нам наши грехи. Он знает о них все и всегда. Мы же не обращаем внимания на то, что Бог знает все наши грехи заранее, и на то, что именно Он открывает нам их впервые, когда Его обличения действуют на нас.

Когда Бог задумал план спасения, Он знал, что Он делал. Он знал человеческое сердце. Он знал глубину деградации, в которую человечество опустится, как ни один человек этого знать не может. Посредством Своего закона Он показывает нам грехи нашего сердца, и тогда эти грехи начинают «преизобиловать» в нашем понимании, как следует. До этого они были небольшими в наших глазах, но Он показывает нам их такими, какими видит Сам.

Помните о том, что обличает нас именно Утешитель. Помните, что где грех изобилует в вашем сердце, или в вашем уме, благодать «гораздо больше» изобилует там же. Ваша твердая вера в этот факт делает благодать действенной, устраняя грех. Христос способен спасать даже до края земли всех, кто приходит к Богу через Него. Вы не можете обратиться к Нему с такой великой просьбой, которую Он не мог бы выполнить в точности, или даже с избытком.

Бог не отмеряет определённую меру благодати, смотря на мир, чтобы выбрать в нём тех, на которых он разделит её, а затем будет распределять её так, чтобы только её на всех хватило. Он дает нам щедрую, утрясенную и переполненную меру, переливающуюся через край.  Независимо от тяжести грехов, которые нужно покрыть, благодати всегда «гораздо более», более чем достаточно для того, чтобы это сделать.

Смертный человек может быть покрыт праведностью Христа как одеждой. В таком случае примем же жизнь Христову верой, чтобы жить новой жизнью.