Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 09 декабря 2019
КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ PDF Печать Email

 

НАИМЕНОВАНИЕ

Эта книга названа по имени самого пророка. В этом заголовке оно звучит как yesha‘yeh (так же оно пишется и в Baba Bathra 14b). Однако, в самом тексте пророчества, а также в других местах Ветхого Завета оно встречается как в более удлиненной (yesha‘yahu), так и в более краткой форме (см.1Пар. 3:21; Ездр. 8:7, 19: Неем. 11:7). Есть основание предполагать, что это имя составное и состоит из yesha (спасение) и yahu (Яхве). Таким образом, оно, вероятно, означает "Господь есть спасение". В Септуагинте это имя читается как Hesaias, а в латинской Вульгате как Esaias или Isaias.

АВТОР

Проблема авторства книги пророка Исайи относится к числу вопросов, широко обсуждаемых современными исследователями. Мы исходим из той точки зрения, что Исайя сам написал всю эту книгу, и ниже даем обоснование нашей позиции. Чтобы оценить характер и значимость этой проблемы, необходимо вкратце рассмотреть историю литературного критицизма данной книги.

1. Талмуд. Согласно Baba Bathra 15, "Езекия и те, кто был с ним, написали книгу пророка Исайи, книгу Притчей, Песни Песней и Екклесиаста". Как понять это утверждение? Из контекста ясно, что глагол "написал" (ktb) имеет широкое значение и, по-видимому, используется в смысле "отредактировал" или "издал". Кроме того, фразу "Езекия и те, кто был с ним" , по-видимому, надо понимать как указание на современников Езекии, которые пережили его (и, следовательно, по своему смыслу она равнозначна выражению "мужи Езекии", которое мы встречаем в книге Притчей (Притч. 25:1). Следовательно, согласно Талмуду авторство Исайи как таковое не отрицается: речь идет лишь о том, что люди Езекии собрали воедино пророчества Исайи.

Кроме того, надо сказать, что расположение этих пророчеств, которое мы встречаем в другом месте Талмуда (Baba Bathra 14b), тоже ни в коей мере не ставит под сомнение авторство Исайи. Мы уже отмечали, что такое расположение было обусловлено богословскими причинами. Кроме того, здесь, по-видимому, сыграло роль стремление, с одной стороны, подчеркнуть, что Иеремия и Иезекииль были современниками, а с другой, сделать то же самое по отношению к Исайе и Двенадцати малым пророкам (по крайней мере, к кому-то из Двенадцати). Действительный язык данного отрывка таков: "Иеремия и Иезекииль, Исайя и Двенадцать".

2. Моисей бен Самуил Ибн-Гекатилла (около 110 года до н. э.). На этого ученого в своих комментариях ссылается Ибн Эзра. По-видимому, Моисей бен Самуил считал, что пророчества, собранные в первой части книги Исайи, восходят к эпохе Езекии. Пророчества, содержащиеся во второй части, он относил ко времени Второго храма. Сам Ибн Эзра написал превосходный комментарий на книгу, в котором утверждал, что Исайю нельзя считать автором глав 40-66.

3. Эпоха современного нигилистического критицизма. Этот период начался в 1780 году, то есть спустя двадцать семь лет после появления книги Астрюка. Примерно в этом году И.Б. Коуппе в немецком издании комментариев Лоута в сносках предположил, что 50 глава, по всей вероятности, была написана Иезекиилем или кем-то другим, кто жил в эпоху вавилонского плена. В 1789 году появился комментарий Додерлейна, в котором утверждалось, что Исайя не мог быть автором 40-66 глав. Такого же мнения придерживался и Айхорн. Что касается Розенмюэллера, то он подчеркивал, что если Исайя на самом деле не был автором упомянутых глав, то он не мог записать и те пророчества, в которых речь идет о Вавилоне и которые содержатся в первой части книги.

Какое-то время бытовала точка зрения, согласно которой упомянутые главы были написаны многими авторами, однако были и те, кто настаивал на их смысловом единстве, но не считал, что их автором был Исайя. Среди них можно назвать Вильгельма Гезениуса, который выдвинул серьезную аргументацию в пользу единства упомянутых глав. Он утверждал 3, что они были написаны каким-то неизвестным пророком, жившим незадолго до окончания вавилонского плена.

19 век ознаменовался тем, что в этом вопросе ученый мир, в основном, разделился на два лагеря. Были исследователи, утверждавшие, что Исайя вообще не писал эту книгу. По крайней мере, считалось, что 40-66 главы были написаны во время вавилонского плена и что их автором был какой-то великий и неизвестный писатель, так называемый Второ-Исайя, которого некоторые превозносили как первого глашатая истинного монотеизма. Отрицательный взгляд на авторство этой книги получил широкое распространение в 1889 году благодаря Джорджу Адаму Смиту, лекции которого, посвященные данной проблеме, неоднократно переиздавались и пользовались огромным влиянием в англоязычном мире. С другой стороны, были и те, кто считал, что вся книга действительно написана Исайей. Среди них можно назвать Мориса Дрекслера, Карла Пауля Каспари, Х. А. Хана, Рудольфа Стира, Франца Делича (который позднее изменил свою точку зрения) и Джозефа Эдисона Александера. В работах этих авторов экзегеза книги пророка Исайи достигла больших высот.

4. Школа Бернхарда Дума. В 1892 году Бернхард Дум, профессор теологии в Базеле, издал комментарий, который радикальным образом сказался на изучении книги Исайи. Дум утверждал, что эта книга представляла собой собрание документов и что ее формирование проходило в три основных этапа: собрание 1-12 и 13-21 глав, затем их объединение, а также глав 24-25, потом окончательное оформление за счет добаления 36-39 глав и, наконец, добавление 40-66 глав. Все эти шаги вовсе необязательно рассматривать как работу какого-то одного человека: скорее всего каждый из них сам по себе представлял довольно долгую историю, а что касается последнего, окончательного редактора, то он, вероятно, жил около 1 века до н. э. После открытия кумранских свитков и, в частности, свитка пророка Исайи (1947), эта дата была опровергнута и появились основания говорить о более ранней датировке.

Особенно важным представляется тот факт, что деятельность Второ-Исайи Дум ограничил 40-55 главами и, кроме того, считал, что весь этот материал, за исключением знаменитых отрывков о "Рабе Божьем", был написан человеком, жившим примерно в 540 году до н.э., причем не в Вавилонии, а, по-видимому, в Ливане, или в северной Финикии. Относительно 55-66 глав Дум считал, что они были составлены автором, который, вероятно, жил в Иерусалиме незадолго до преобразований Неемии. Дум назвал его Третье-Исайей. Таким образом, согласно данной точке зрения можно говорить о просто Исайе, затем втором Исайе и, наконец, о третьем. Это трехчастное деление легло в основу многих последующих исследований данной книги, и благородный труд Исайи стал, по большей части, рассматриваться как "небольшая библиотека профетической литературы" (Марти).

5. Школа "истории предания" (традиции). В основе данной точки зрения лежит мысль о том, что всю еврейскую литературу можно разделить на несколько видов, однозначно характеризующихся определенными признаками. Для каждого из них характерны определенные вступительные и заключительные формулировки, те или иные мысли и определенная роль в жизни народа. Поначалу пророческое слово существовало в устной форме. Надо сказать, что благодаря исследованиям в области сравнительного религиоведения, сторонники критики формы нередко приходили к правильным экзегетическим соображениям, которые отсутствовали у некоторых исследователей, писавших с точки зрения устаревшего либерализма.

6. "Второ-Исайя" Чарльза Торри. В 1928 году был опубликована работа профессора Йельского университета Чарльза Катлера Торри под названием "Второ-Исайя". Он утверждал, что 34-66 главы (за исключением 36-39 глав) были написаны автором, жившим в Палестине. Слово "Кир", встречающееся два раза, а также слова "Вавилон" и "Халдея" Торри рассматривает как интерполяции (чужие вставки), которые надо убрать из текста. В своей работе Торри приводит сильную аргументацию в пользу единства 40-66 глав, а также в пользу того, что местом их написания была Палестина.

7. Исследовательская деятельность Карла Эллигера. Перу Карла Эллигера принадлежат три важных книги об Исайи. Он пытался отстоять точку зрения, согласно которой 56-66 главы были написаны автором, жившим в конце 6 века до н.э.; об этом авторе мы можем располагать некоторыми сведениями, в частности тем, что он написал знаменитый отрывок из 52-53 глав (52:13 - 53:12) и что его перу принадлежат не только другие отрывки, посвященные "Рабу", но и другие места 40-55 глав.

Приведенный выше краткий обзор истории литературного критицизма основывается на трех статьях, взятых из авторской работы Studies in Isaiah (1954). В этой работе предпринимается попытка детально проследить историю литературного критицизма со времен Джозефа Эдисона Александра до настоящего времени (применительно к книге пророка Исайи). Она задумана как введение к исследованию пророчества.

Учитывая долгую историю развития литературного критицизма, мы не считаем возможным согласиться с выводами современной школы. Согласно точке зрения, которую мы отстаиваем в данной книге, Исайя, сын Амоса, написал всю книгу целиком. Мы основываемся на следующих соображениях:

1. В Новом завете Исайя цитируется чаще, чем все остальные пророки, вместе взятые, причем это делается таким образом, что не остается никакого сомнения, что с точки зрения Нового Завета Исайя действительно был автором всей книги, которая носит его имя. В Евангелии от Иоанна (Ин. 12:38) говорится, что несмотря на все чудеса, которые сотворил Иисус, народ не поверил Ему "по слову Исайи пророка". Затем следует цитата из 53 главы (Ис. 53:1), а потом, в 39 стихе, поясняется, почему они не поверили, и это объяснение опять таки является цитатой из Исайи (Ис. 6:9) ("как еще сказал Исайя"). Далее следует замечательное утверждение: "сие сказал (то есть имеются в виду цитаты из "второго" и "первого" Исайи) Исайя, когда видел славу Его и говорил о Нем (Ин. 12:41). Таким образом, мы видим, что в Еванглии от Иоанна (Ин. 38-41) приводятся цитаты из обеих частей книги пророка Исайи, причем считается, что они были написаны одним человеком, которого так звали.

В 9 главе Послания к Римлянам (Рим. 27-33) Павел очень часто ссылается на Исайю. В 27 стихе он говорит: "Исайя провозглашает об Израиле". Согласно Павлу в данном случае речь идет о самом пророке, который приносит определенную весть, причем она называется "провозглашением". Далее идет цитата из 10 главы Исайи. Затем следует еще одна цитата, из 1 главы (Ис. 1:9), причем она предваряется следующими словами: "И, как предсказал Исайя". В 32 стихе Павел снова частично использует язык Исайи (Ис. 8:14), а в 33 - приводит еще одну цитату (Ис. 28:16).

В следующей главе этого Послания один из разделов (Рим. 10:16-21) Павел предваряет словами "как написано" (15 стих), а далее идет цитата из 52 главы Исайи (Ис. 52:7). В 16 стихе идет фраза "ибо Исайя говорит", а затем приводится цитата из 53 главы (Ис. 53:1). "Исайя смело говорит", - пишет далее Павел и приводит еще одну цитату (Ис. 65:1). Затем идет еще одна (Ис. 65:2), которая тоже предваряется словом "говорит". Приведенный отрывок из Послания к Римлянам наглядно показывает, как Павел рассматривал связь между 52 и 53 главами. Подытоживая, можно сказать, что в данном случае Новый Завет отвергает идею, согласно которой 53 глава никак не связана с предыдущей.

СВОД НОВОЗАВЕТНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ

(Цитаты из Исайи с упоминанием его имени)

Новозаветный отрывок

Вступительные слова

Приводимый отрывок

Источник цитирования*

       

Мф. 3:3

пророк Исайя

40:3

II

Мф. 8:17

Исайя пророк

53:4

II (III)

Мф. 12:17

Исайя пророк

42:1

II

Мф. 13:14

пророчество Исаии

6:9-10

I

Мф. 15:7

Исаия пророчествовал

29:13

I

Мк. 1:2

у Исаии пророка

40:3

II

Мк.7:6

Исаия пророчествовал

29:13

I

Лк. 3:4

в книге слов Исаии пророка

40:3-5

II

Лк. 4:17

книга пророка Исаии

61:1-2

III

Ин.1:23

пророк Исаия

40:3

II

Ин.12:38

Исаия пророк

53:1

II(III)

Ин.12:39

еще сказал Исаия

6:9-10

I

Ин.12:41

Исаия сказал- видел- говорил

53:1; 6:9-10

I, II

Деян. 8:28

читал Исаию пророка

53:7-8

II(III)

Деян. 8:30

читает Исаию пророка

53:7-8

II(III)

Деян. 8:32**

место из Писания

53:7-8

II(III)

Деян. 28:25

хорошо Дух Святой сказал... чрез пророка Исаию

6:9-10

I

Рим. 9:27

Исаия провозглошает

10:22-23

I

Рим. 9:29***

как предсказал Исаия

1:9

I

Рим. 10:16

Исаия говорит

53:1

II(III)

Рим. 10:20

Исаия смело говорит

65:1

III

 

* То есть из предполагаемых Перво-Исаий, Второ-Исайи и Третье-Исаий, соответственно обозначенных I, II и III.

** Обратие внимание, что фон этого события поясняет и исполняет Ис. 56:3-7б III.

*** В 9-10 главах Послания к Римлянам содержится много аллюзий на язык Исайи, который эхом отзывается в этих текстах.

Сама природа этих цитат, а также то, каким образом язык Исайи заявляет о себе в Новом Завете, ясно показывает, что вся книга существовала до эпохи Богом вдохновленных новозаветных авторов и что они рассматривали ее как слово пророка Исайи. Такое новозаветное свидетельство должно быть убедительным для каждого христианина.

2. Можно, по-видимому, сказать, что Исайя считался автором этой книги уже во времена написания апокрифической книги Экклесиастикус. В 49 главе Экклесистикуса мы читаем (49:17-25): "Он (Исайя) утешил скорбящих на Сионе. Он показал, чему надлежит быть в конце времени, показал сокрытое, прежде чем исполнилось." Говоря о тех, кого Исайя утешил на Сионе (именно на Сионе, а не в Вавилоне), Бен Сира в своем переводе использует для "утешения" то же самое греческое слово (parakalein), которое встречается и в Септуагинте (Ис. 40:1 и 61:1-2). Что касается еврейского оригинала, то в нем, как и у Исайи, тоже используется одно и то же слово (wayyinnahem). Надо отметить, что в данном случае мы имеем дело с первым по времени появлением предания, где поднят вопрос об авторстве рассматриваемой нами книги, причем в этом первом предании автором назван Исайя. Здесь ни слова не сказано ни о каком-либо "пророке изгнаннике". Таким образом, Экклезиастикус ничего не говорит о так называемом "величайшем" израильском пророке, о мнимом Второ-Исайе.

Если кого-то действительно интересуют большие пророки, то среди таковых можно назвать Бен Сиру. С другой стороны, надо отметить, что он действительно говорит о "пророке Исайе", "великом и верном в своем видении", "видевшем силою Духа". Такая лексика, основанная на Ис. 11:2, свидетельствует о величайшей похвале, однако, в то же время появляется проблема. Если "Второ-Исайя" был столь велик, если кому-то он кажется самым величайшим из пророков, тем, кто, как предполагается, возвестил самое возвышенное учение о Боге, которое когда-либо было известно миру, то почему в таком случае его фигура стала забываться так быстро, что во времена Экклесиастикуса полностью исчезла из истории? С другой стороны, почему образ Исайи, который жил в 8 веке и который, согласно мнению критически настроенных свидетелей, никак не может быть назван самым великим из пророков, - почему тот образ стал набирать такую силу, что тот же Экклесиастикус возносит ему такую хвалу? Этот феномен не знает аналогов в истории литературы, и тем, кто считает, что Исайя не был автором рассматриваемой нами книги, необходимо более доказательно аргументировать свою позицию.

3. Наименование пророчества, его заголовок (Ис. 1:1) нацелены на то, чтобы охарактеризовать всю книгу в целом. В нем она названа видением (hazon) Исайи, сына Амосова, которое было ему показано в конкретное время в Иудее, в Иерусалиме. По-видимому, этот заголовок добавил сам Исайя. Если бы это сделали позднейшие редакторы, то тогда бы возник вопрос, почему они столь решительно считают автором книги Исайю, сына Амосова?

1) В своей "Истории древнееврейской литературы", вышедшей в 1906 году, Карл Будде утверждал, что первоначально сочинения Исайи (1-39 главы) и то, что было написано великим незнакомцем, никак не были связаны между собой. Со временем книги были разделены по категориям на большие, средние и малые. (Сразу отметим, что такое предположение необосновано. Нет ни малейших свидетельств, которые говорили бы в его пользу ). Две большие книги (книга пророка Иезекииля и книга пророка Иеремии) были написаны на отдельных свитках. Двенадцать малых пророчеств были написаны на одном свитке. Кроме того, существовали две средних по размеру книги: одна была написана Исайей, а вторая - неизвестным автором (речь идет о 40-66 главах). Обе были написаны на одном свитке, и, таким образом, мы имеем следующий порядок: Иеремия, Иезекииль, Исайя, Двенадцать. Пытаясь обосновать эту позицию, Будде обращается к Талмуду (Baba Batra 14b). Однако, его теория лишена каких-либо ни было объективных оснований и, кроме того, ставит перед исследователем несколько вопросов. Почему вторая "промежуточная" книга, была написана неизвестным автором? Если (как считают сторонники критицизма) редакторы давали заголовок к каждой пророческой книге (причем даже такой небольшой, какова книга Авдия), то почему в таком случае они никак не назвали это самое величайшее из всех пророчеств? И почему 13 главу они назвали "пророчеством о Вавилоне, которое изрек Исайя, сын Амосов"? (В английском переводе этот заголовок буквально звучит как "бремя Вавилона, которое увидел сын Амосов Исайя" - прим. перев.)

2) Нередко приходится слышать точку зрения, согласно которой ученики Исайи, писавшие в духе своего учителя, якобы включали в собрание его пророчеств свои собственные предсказания. Таким образом получается, что Второ-Исайя претерпел влияние Перво-Исайи, а Третий Исайя - влияние Второго. Вокруг каждого собиралась своя группа учеников, и позднейшие редакторы вставляли в текст все их высказывания под именем Исайи. В более или менее измененном виде сегодня эта теория, наверное, самая распространенная. В ответ мы можем сказать, что она основывается на догадках и домыслах, и, более того, следует отметить, что, если редакторы действительно собрали так много высказываний, на самом деле принадлежавших самым разным людям, и выпустили их под именем Исайи, они поступили весьма нечестно, ведь заголовок (Ис. 1:1), который они предпослали всей книге довольно конкретен и создает впечатление, что вся она представляет собой видение, которое было дано Исайе, сыну Амосову в определенное время и относительно вполне конкретных вещей.

3) Е. И. Киссайн считает, что по всей вероятности в Вавилоне жил какой-то пророк, который собрал все пророчества Исайи, ныне содержащиеся в первых 34 главах. К ним он добавил 36-39 главы, стремясь утешить пленников, своим языком пересказал идеи Исайи. Спустя два века некоторые из этих идей потеряли свою привлекательность (особенно предостережения Исайи о грозящей гибели), и потому этот неизвестный пророк акцентировал внимание на пророчествах о возвращении из плена.

Однако надо сказать, что 40-66 главы представляют собой нечто гораздо большее, чем просто повторение ранних наставлений Исайи. Речь идет о расширении и развитии некоторых из этих наставлений. Более того, вводятся такие темы, о которых в первых 39-ти главах ничего не было сказано. По сути дела новые идеи заявляют о себе столь явно, что, казалось бы, есть основания говорить не об Исайе, а об авторе, который жил в эпоху вавилонского пленения. Кроме того, в последних главах выражается не только надежда, но и осуждение. Вдобавок надо сказать, что анонимность противоречит самой природе пророчества. пророка необходимо знать, дабы к нему можно было отнестись как к истинному Божьему вестнику. Когда неизвестный пророк появляется перед Илием, то здесь все в порядке, поскольку сам Илий знает его имя. Однако, если пророк пишет ради блага тех, с кем он не был, наверное, лично знаком, то его имя знать просто необходимо, дабы его весть смогла быть воспринята как авторитетное возвещение подлинного Божьего вестника. Говорить о существовании каких-то анонимно пишущих пророков - значит противоречить всей сути библейского учения. Существование "ранних пророков" не лишает силы это утверждение.

В заключение скажем, что, если 40-66 главы не были написаны Исайей, то как объяснить их анонимность, а также тот факт, что заголовок связывает именно с его именем? Складывается впечатление, что негативный критицизм не отдает себе отчета в том, сколь серьезные проблемы встают перед ним в данном случае.

4. Автором 40-66 глав был палестинец. Видно, что автор не знает Вавилона и его религии так, как следовало бы ожидать от того, кто жил вместе с пленниками. Вместо этого, однако, он говорит о Иерусалиме, о палестинских горах и, кроме того, упоминает некоторые породы деревьев, характерные для той местности, например, кедр, кипарис, дуб (41:19; 44:14). В 43:14 Господь говорит о том, что Он "послал в Вавилон", то есть, перед нами отрывок, который вне всякого сомнения обращен к тем, кто не был в Вавилоне. В 41:8 пророк, обращаясь к Израилю, называет его "семенем Авраамовым", которое Господь взял от концов земли. Выражение "концы земли" мог использовать только тот, кто писал в обетованной земле. То же самое можно сказать и 45:22. В 46:11 фразы "от востока" и "из дальней страны" становятся более понятными, если точкой отсчета брать Палестину, а не Вавилон. Однако решающим отрывком является 52:11. Слово "оттуда" ясно показывает, что этот отрывок не мог быть написан в Вавилоне.

5. В 40-66 главах есть отрывки, которые по времени никак не согласуются с периодом вавилонского пленения. Некоторые из них можно назвать прямо сейчас, а другие мы обсудим, когда приступим к непосредственному анализу. В 62:6 говорится о том, что Иерусалимские стены еще стоят, то есть они не разрушены. Из 40:9 ясно, что иудейские города и Сион еще существуют. Разве могли эти отрывки быть написаны во время вавилонского плена? (См. также 43:6; 48:1-5 и т.д.)

6. Начав делить книгу, мы не сможем разбить ее только на два или три больших раздела. Мы будем вынуждены продолжить наш анализ и делить ее до тех пор, пока она не превратится в конгломерат отдельных фрагментов. История литературного критицизма, посвященного анализу этой книги, показала, что такое деление приводит к полному скептецизму.

7. Обычно для того, чтобы доказать, что Исайя не мог быть автором 40-66 глав, приводят следующие аргументы: его имя не упоминается в этих главах, хронологически они не согласуются с его эпохой и вдобавок написаны таким еврейским языком, который отличается от языка подлинных пророчеств Исайи. Да, имя Исайи действительно не упоминается в этих главах, однако если мы посмотрим, какова их цель, то нам сразу станет ясно, почему это так. В ответ на то, что хронологически данные главы не согласуются со временем Исайи, можно выдвинуть наиболее обоснованную гипотезу, согласно которой состарившийся Исайя, вдохновленный Святым Духом, мысленно обратился к той эпохе, когда его народ окажется в рабстве и освободится из него благодаря властному божественному вмешательству (см. раздел Цель"). Иными словами, если мы примем во внимание цель этих глав, данное возражение утратит свою силу. И, наконец, что касается лингвистических и стилистических расхождений, то на самом деле они не так велики, как иногда принято думать. Их причина кроется в самой теме, в пророческом и эсхатологическом характере данного раздела.

8. Пророчество представляет собой единое целое, которое довольно часто просто не замечают. Можно назвать слова и выражения, общие для обеих частей. Так, например, будучи именем Божьим, выражение "Святой Израилев" свидетельствует о том огромном впечатлении, которое получил пророк, когда ему в храме было открыто величественное видение. Это впечатление столь неизгладимо, что в первых 39-ти главах Исайя употребляет это выражение двенадцать раз, а в 40-66 главах - четырнадцать. Во всем остальном Ветхом Завете оно встречается только пять раз. Кроме того, можно назвать и другие слова, которые встречаются в обеих частях книги. Например, "колючий кустарник", "заблуждения", "тщета", "говорит Господь" (yo`mar); (ср. также 40:5 с 1:20; 43:13 с 14:27; 65:25 с 11:9; и т. д.) О дальнейшем сходстве мы скажем, когда перейдем к анализу текста. Нельзя обойти вниманием и 36-39 главы. По своему содержанию они являются как бы связующим звеном между более ранним ассирийским периодом и поздним вавилонским. Они представляют собой прекрасное вступление к последнему большому разделу книги.

9. У Софонии, Наума, Иеремии и Захарии есть отрывки, в которых, по-видимому, отражается содержание 40-66 глав книги пророка Исайи, и потому есть основания предположить, что вторая часть этой книги уже существовала тогда, когда писали эти пророки. Однако те, кто не считает Исайю автором этих глав, обычно (насколько они вообще в состоянии понять суть вопроса) утверждают, то 40-66 главы принадлежат перу других пророков. Об этом мы опять-таки поговорим, когда перейдем к непосредственному анализу текста.

Цель всего этого очерка заключалась в том, чтобы вкратце изложить, почему мы считаем, что Исайя был автором всей книги, которая носит его имя (поскольку, как теперь стало ясно, именно вся книга связана с его именем). Нас удивляет, что негативный критицизм, отвергая авторство Исайи, не может прийти к единому мнению относительно того, кто же все-таки написал эту книгу. На наш взгляд, вопрос однозначно решается свидетельством Нового Завета. Кроме того, мы считаем, что если принять во внимание цель и замысел всей книги, то станет ясно, что наиболее логичным будет предположить, что 40-66 главы тоже написал Исайя. О цели книги мы скажем лишь в двух словах, поскольку, перейдя к анализу текста, мы наилучшим образом сможем увидеть единство содержания и гармонию этого великого пророчества.

ЦЕЛЬ

Цель этого величественного пророчества заключается в том, чтобы показать, что спасение дается только по благодати, то есть исходит от Бога, а не от человека. Это видно уже в самом имени пророка, но об этом ясно говорят и его речения. В первой главе мы читаем: "Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою" (1:27). Этот стих открывает тему, которую пророк постоянно развивает. По сути дела, 40-66 главы можно рассматривать как общее изложение этой мысли.

Служение Исайи пришлось на критический период в истории Иудеи. Над ней нависла угроза ассирийского завоевания, и в этой ситуации иудейский народ разделился на две группы. Одни искали союза с Египтом, другие - с Ассирией, однако Исайя запрещал вступать в какие-либо союзы и призывал народ довериться Богу. Он возвестил, что знамением освобождения станет рождение Мессии, и пророчествовал о природе Его царства. В последней части своего пророчества (40-66) Он описывает духовный путь народа Божия и говорит о его судьбе.

АНАЛИЗ

а. 1:1 - 12:6. Пророчества об Иудее и Иерусалиме.

1. 1:1-31. Великое обличение (Эвальд). 1 стих представляет собой общий заголовок, который служит введением ко всей книге и говорит о ее характере, авторе, теме и времени написания. Цель главы состоит в том, чтобы показать, что между прегрешениями народа и его страданиями существует определенная связь, и что для очищения необходимо дальнейшее наказание. Во 2-9 стихах говорится, что нравственное разложение народа - это следствие его ухода от Бога и причина тех бед, которые на него обрушились. В 10-20 стихах излагается связь между этим разложением и религиозными обрядами, дабы показать, что все эти обряды сами по себе не имеют никакой ценности, поскольку те, кто их совершает, в сердце своем весьма далеки от Господа. В 21-31 стихах проводится контрастное сравнение нынешнего нравственного упадка и прежней славы города, а также говорится о грядущем, когда порочные правители будут уничтожены.

Первая и вторая часть этой главы связаны между собой двойным упоминанием о Содоме и Гоморре (9-10). Третья часть (23 стих) начинается с вопля, для правильного понимания которого необходимо учесть предыдущее описание. Всю главу, которая представляет собой последовательное и единое изложение, лучше всего соотносить не с каким-то конкретным потрясением, но рассматривать как общее введение, излагающее ту цепь событий, которую народу Божию придется пережить не в одном бедствии. По всей вероятности, Исайя писал все это во время вторжения в Иудею Сеннахерима.

Чтобы убедиться в том, что книга представляет собой единое целое, читатель может сравнить между собой следующие отрывки: 1:11,12 с 61:8; 1:14 с 43:24; 1:14-19 с 43:26; 1:15 с 59:3; 1:20 с 40:5 и 58:14; 1:29 с 65:3 и 66:17.

2. 2:1 - 4:6. Царствование Мессии и суд над народом.

2:1 представляет собой вступительный заголовок к пророчеству; 2-4 стихи - прославление народа Божия как источника наставления в истинной религии; дальше идут стихи, в которых описывается состояние, в каком пребывал этот народ во времена Исайи. Союз с чужеземцами приводит к трем большим бедам, за которыми последует наказание. В 2:9-11 говорится об уничижении человека; в 12-17 стихах описывается день Господень, в котором Бог возвеличится, а все, на что надеялся человек, будет унижено. В 18-21 стихах говорится о том, что идолы будут уничтожены. Величие иудейских вождей скоро будет посрамлено (3:17), и это произойдет потому, что правители погрязли в грехах (3:15); об иудейских женщинах говорится, что они упиваются гордыней и роскошью (3:16 - 4:1). Далее (4:2-6) Исайя завершает этот раздел, вновь обращаясь к мессианской теме и показывая, каким будет внутреннее состояние Церкви, когда Мессия начнет царствовать.

Целесообразно сравнить следующие отрывки: 2:3 с 51:4; 2:2 с 56:7; 3:17 с 20:4 и 47:3. С некоторыми отклонениями 2:2-4 содержатся в книге пророка Михея (Мих. 4:1-3). Трудно обнаружить прямую связь между этими двумя отрывками. Быть может, Исайя основывал свое высказывание на высказывании Михея, однако, поступая таким образом, он прибегнул к незначительным отклонениям. Кроме того, необходимо отметить языковое сходство с 4 главой книги пророка Иоиля (Иоиль 4:9-11). Вполне возможно, что в ту пору бытовало какое-то распространенное пророчество, к которому обращались Иоиль, Михей и Исайя. Необходимо помнить, что выбирая язык, каждый пророк делал это под водительством Святого Духа, и поэтому каждое пророчество надо рассматривать как богодухновенное и достоверное.

3. 5:1-30. Умножающиеся беззакония Иуды. В 1-7 стихах данной главы рассказывается притча, в которой говорится о высоком положении иудейского народа и его падении. В 8-30 стихах излагается смысл этой притчи. пророк говорит о прегрешениях израильтян, о той беде, которая на них обрушится, а затем возвещает о Господнем наказании. Согласно Айсфельдту 5:25-30 и 9:8-21 составляют одно целое, равно как и 5:8-24 и 10:1-4. Он приходит к такому выводу на основании повторяющейся фразы: "Гнев Его не отвратится" (5:25; 9:12,17,21) и вступительного "Горе вам" или "Горе тем" (5:8,11,18,21,22 и 10:1). Однако эта мысль, впервые высказанная Эвальдом, не имеет под собой оснований. Разве автор не мог несколько раз использовать одно и то же выражение? Мнение Айсфельдта просто разрушает единство и замысел 5 главы.

4. 6:1-13. Исайя видит Господа. Глава разделяется на две части: в первой описывается само видение (1-8 стихи), а во второй провозглашается весть (9-13). Точную связь между этими двумя частями установить нелегко.

Полезно сравнить следующие отрывки: 6:9 с 42:18-20 и 43:8; 6:9-12 с 53:1; 6:10 с 63:17. Выражение "Святой Израилев", столь характерное для всей книги, основывается на этом величественном видении. Айсфельдт утверждает, что первоначально эта глава стояла в начале книги, сразу после заголовка (1:1) или после 1 стиха 2-ой главы. Однако для такой точки зрения нет ни малейших оснований. Нет никакой необходимости предполагать, что в этой главе речь идет о пророческом призвании Исайи. Возможно, что это действительно так, однако в равной мере возможно, что здесь говорится о призвании к какому-то особому служению. Как бы там ни было, нет никаких оснований предполагать, что глава находится не на своем месте.

5. 7:1 - 12:6. В этом разделе описываются пророчества, возглашенные Исайей во время царствования Ахаза. В 7:1-16 содержится обетование об избавлении от Сирии и Израиля, которое излагается в символической форме (возвещение о чудесном зачатии и рождении Мессии); далее в 17-25 стихах говорится о тех бедах, которые обрушатся на Иуду в результате того, что неверующий Ахаз искал союза с Ассирией; в 8:1-4 вновь предсказывается крушение Сирии и Израиля, причем это делается с помощью символического имени, которое носит сын Исайи, чье детство становится как бы мерилом этого события. Далее в 8:5-8 говорится о том, что Иуда тоже будет наказан за то, что доверился сынам человеческим. В 8:9-22 говорит уже Сам Мессия, призывающий народ чтить Господа и прислушиваться к его слову. В начале 9 главы (9:1-7) говорится о том, что хотя на землю спустилась тьма, она не будет такой, какой была во время первого бедствия. Воссиял великий свет, и благодаря рождению божественного Мессии всюду царит мир и радость. В 8-12 стихах этой же главы пророк, возвращаясь в свое время, вновь предсказывает поражение Израиля. Тем не менее (9:13-17), народ не покаялся, и потому (9:18-21), хотя Бог снова выражает свое недовольство, народ уже уничтожает себя самого. Манассия поглотит Ефрема, Ефрем - Манассию и оба вместе - Иуду. В начале 10 главы (10:1-4) продолжается описание тех грехов, которые творит народ. Далее, в 5-15 стихах появляется Ассирия, представляющая собой жезл, которым воспользуется Господь, дабы излить свой гнев. Ассур не понимает этого и похваляется, словно всем своим завоеваниям он обязан только своей силе. Далее, в 10:16-19 участь врага описывается с помощью образа леса, который почти полностью сжигается и истребляется. В 10:20-23 говорится о том, что только праведный остаток избежит Божьего осуждения, и к этому остатку (10:24-34) Исайя обращается с ободрением. В первых четырех стихах следующей главы (11:1-4) говорится о том, что от корня Иессеева произойдет отрасль, на которой почиет Дух Господень, и праведное царствование Мессии (11:5-9) приведет к полному и всеобщему миру. Далее, в 11:10-13 говорится о том, что те, кто был в рассеянии, вновь соберутся вместе, и (11:14-16) древние враги Божьего народа будут духовно побеждены распространением Божьего царства. В 1-3 стихах следующей главы (12:1-3), которые представляют собой первую строфу псалма, народ восхваляет Бога за то, что тот ниспослал ему спасение, а в следующих двух стихах (12:5-6), которые являются второй строфой, израильтяне призывают друг друга не забывать то, что Господь для них сделал.

Полезно сравнить между собой следующие отрывки: 8:17 с 45:15 и 57:17; 9:2 и 49:26; 11:1 с 60:21; 11:1,10 с 53:2; 11:2 с 42:1 и 61:1; 11:4 с 49:2; 11:6 с 65:25; 11:9 с 65:25; 11:12 с 56:8 и 62:10. Если кого-то заинтересует анализ первых 12-ти глав, сделанный Думом, то мы отсылаем его к нашей работе "Studies in Isaiah", стр.47-61. С точки зрения Айсфельдта, следующие отрывки не могут принадлежать перу Исайи: 2:2-4; 9:1-6 (эти стихи, действительно, проблематичны, но, по всей вероятности, они все-таки были написаны Исайей); 11:1-9 (проблематичны); 11:10-16; 12:1-6. Айсфельдт ставит под сомнение авторство Исайи или вообще отрицает его, исходя не из каких-то объективных данных, а из тех идей, которые содержатся в перечисленных отрывках. Однако нет никаких оснований утверждать, что, находясь под вдохновлением Божьим, Исайя не мог написать первые двенадцать глав.

b. 13:1 -23:8. Пророчества суда над народами.

1. 13:1 -14:32. Возвещение о падении Вавилона. Господь повелевает своим служителям, чтобы те призвали захватчиковидян (13:1-9). На вавилонян обрушивается ужасное наказание, которое образно выражается в том, что небесные светила перестают давать свет (13:19-22). В 14 главе вновь рассказывается о падении Вавилона, и на сей раз это повествование более определенно связывается с освобождением Израиля из рабства. Глава начинается с победной песни по случаю падения врага (14:1-8); мир, который по причине страха доселе ничего не видел, с изумлением взирает на полное крушение тирана (14:9-20). Вавилон разрушен полность (14:21-23); в 14:24-27 предыдущее пророчество завершается; далее (14:28-32) дается грозное предостережение филистимлянам (которые тоже терпели гнет вавилонян), чтобы они не похвалялись и не радовались раньше времени.

Здесь полезно сравнить 14:8 с 55:12 и 14:27 с 43:13. Очевидно, что, оставаясь верным и своим принципам, сторонники негативного критицизма должны утверждать, что 13-14 главы не могли быть написаны Исайей. Пфайфер, например, считает, что ему принадлежат только несколько стихов из 14 главы (а именно, 14:28-32) и что все остальное было написано спустя долгое время после него. Если, несмотря на ясное свидетельство, которое явствует из заголовка, исследователь, тем не менее, считает, что эти главы не были написаны Исайей, он, по-видимому, просто не верит в предсказание. В этих двух главах открывается целый перечень речей, направленных против враждебных Израилю народов. Все объективные свидетельства поддерживают точку зрения, согласно которой они были написаны самим Исайей под водительством Святого Духа.

2. 15:1 - 16:14. Пророчество о Моаве. Вся 15 глава представляет собой яркое описание гибели моавитян. О моавитских городах (Ар-Моав, Кир-Моав, Хешбон) говорится, что они лежат в развалинах, оплакивая свою участь. В 16 главе моавитяне призываются к тому, чтобы снова стать верными дому Давида, дабы тем самым обрести освобождение (16:1-6); далее (7-12 стихи) описывается то опустошение, которому будет подвержен Моав. Затем (13-14) возвещается, что через три года величие Моава будет унижено.

С точки зрения Пфайфера, эти главы представляют собой дословную цитату (правда, все-таки с некоторыми пропусками) из более ранней, не принадлежавшей израильтянам поэмы и являются (за исключением слов о моавитской твердыне камне) "единственным, что осталось от моавитской литературы", и что, по-видимому, датируется 540-440 г.г. до н. э. Он считает, что еврейский автор пророчества переделал эту элегию в предсказание и что потом некий позднейший редактор добавил сюда 16:13-14. Однако лучше всего рассматривать это пророчество как общее предсказание о разрушении Моава, сделанное самим Исайей, который на сей раз не упомянул никаких конкретных событий, влекущих Моав к своей гибели. Таким образом мне думается, что практически невозможно датировать это пророчество каким-то точным временем.

3. 17:1-14. Пророчество о Дамаске. Здесь мы имеем дело с пророческим описанием того, что подстерегает врагов Израиля. В первых трех стихах говорится о падении Сирии и Ефрема, далее, в 4-6 стихах снова говорится о крушении Ефрема; в результате такого наказания народ Божий обратит свои взоры к Господу (7-8 стихи); далее, в 9-11 стихах пророк продолжает описывать Божие наказание и объясняет, почему оно совершится. Затем, в заключительных стихах этой главы (12-14 стихи) говорится о том, что враги Божии соберутся вместе, но что Господь рассеет их.

4. 18:1-7. Горе, которое обрушится на Эфиопию. В первых трех стихах Божий народ и все остальные народы получают известие о надвигающейся катастрофе; далее, в 4-7 стихах описывается само это бедствие в образе готового к жатве винограда, который неожиданно уничтожается. По-видимому, данное предсказание является божественным возвещением о том, что армия Сеннахерима будет поражена Господним вмешательством.

5. 19:1-25. Пророчество об Египте. В 1-4 стихах Египет получает грозное предупреждение о том, что в нем брат начнет сражаться против брата, а в 5-10 - о том, что на него обрушатся стихийные бедствия; далее (11-17 стихи) предрекается, что на египетскую землю найдет "дух опьянения"; в результате перенесенных страданий египтяне признают истинного Бога (18-22) и далее идет предсказание о будущем благословении (23-25).

Первые пятнадцать стихов 19 главы (19:1-15) Пфайфер датирует периодом между 600 и 300 г.г. до н. э., а следующие десять стихов (19:16-25) даже более поздним временем, считая, что предсказание, содержащееся в 16-22 стихах, указывает на иудейскую колонию в Александрии (3 век). Однако нам думается, что 3-17 стихи лучше всего рассматривать как метафорическое описание крушения Египта, тогда как во второй части (18-25 стихи) с помощью различных образов описывается возрождение истинной религии (здесь уместно сравнить лексику из 19:25 с 45:11 и 60:21, а также 19:23 с 11:16).

6. 20:1-6. Наступление Ассирии. Здесь символически показывается (пророк ходил нагой и босой три года), что Египет и Эфиопия (враги Ассирии) потерпят поражение (ср. 20:4 с 47:3).

7. 21:1-17. Дальнейшие пророчества. В первых десяти стихах этой главы говорится о завоевании Вавилона; далее, 11-12 стихи, предсказывается участь Думы (то есть Едома или Аравии) и затем (13-17 стихи) следует пророчество об Аравии. Последние два пророчества лучше всего рассматривать как некие общие видения, которые были показаны пророку и возвещены им. Первое представляет собой ясное предсказание падения Вавилона от рук мидян и персов.

8. 22:1-15. Пророчество о долине видения. В 1-14 стихах этой главы описывается Иерусалим во время осады. Трудно сказать, что она означает: быть может, речь идет о захвате Иерусалима ассирийцами во время царствования Манассии или (что более вероятно) перед нами общее описание, детали которого взяты из различных осад, пережитых народом. В 15-25 стихах пердсказывается, что царедворец Севна будет лишен звания начальника дворца и казначея. Связь между этими стихами и предыдущими надо усматирвать в том, что Севна - это вождь всего народа, и, будучи направлено против всего народа в целом, пророчество особо сосредотачивается на его вожде.

Здесь уместно сравнить 22:13 с 56:12. Драйвер предполагает, что Севна мог сочувствовать египтянам. Быть может, это и так, однако в любом случае перед нами единственное пророчество Исайи, направденное против конкретного человека.

9. 23:1-18. Пророчество о Тире. Посредством соответствующих обращений возвещается гибель этого города (1-7); гибель Тира была в замыслах Господа Саваофа, а халдеи станут лишь его орудием в исполнении этого намерения (8-14 стихи); Тир будет предан забвению на семьдесят лет (15 стих), а затем он воспоет свою песнь, будет восстановлен и в своей торговле и прибыли будет посвящен Господу (16-18).

с. 24:1 - 27:13. Великие Господни суды.

Эти главы представляют собой целостный раздел, который толкуется очень по-разному. Сначала мы вкратце рассмотрим его содержание, а затем характер. В первых двенадцати стихах 24 главы (24:1-12) описывается бедствие, которое обрушилось на Божий народ, когда Господь начал "опустошать землю"; тем не менее найдутся немногие (как это "бывает при сбивании маслин с дерева"), кто прославит Господа в дальней стороне (24:13-15). Далее опять описывается Божие наказание (Божий суд) и возносится славословие Господу, царствующему на Сионе (25:16-23). В первых пяти стихах 25 главы (25:1-5) содержится молитва прославления и восхваления Бога за совершенные им суды; затем возвещается, что Господ сделает трапезу из тучных яств, уничтожит покрывало, покрывающее все народы (то есть устранит духовную слепоту), смерть будет поглощена победою, и Бог отрет слезы со всех очей (25:6-9). Враг Израиля, Моав, будет попран (25:10-12). Далее следует песнь восхваления Господу, превозносящая его пути (26:1-19), однако победа, по-видимому, еще не наступила. Необходимо укрыться "на мгновение", пока не пройдет гнев. Далее (27:1-5) в образной форме гибели морского змея и Левиафана повествуется о гибели врагов Господа; Израиль расцветет, так как его страдания были не столь велики, как страдания его врагов (27:6-7); наказание Израилю дано мерою, в течении определенного времени (27:8-9); что касается врагов, то их не ожидает никакой пощады, никакого милосердия (27:10, 11); народ Божий будет собран вновь (27:12-13).

Соотносить содержание этих глав с каким-либо конкретным периодом служения Исайи очень нелегко, поскольку, по сути дела, в них нет указания на какие-либо конкретные события. Скорее всего, здесь пророк излагает свое понимание Божиих судов, и его цель заключается в том, чтобы восхвалить Бога как верховного правителя всего сущего. Исходя из такого замысла, он стремится показать, что Бог может подвергнуть землю суду и что Он сделает это. Терпя это наказание, народ Божий будет страдать, чтобы в конце концов быть прославленным, но враги Господа погибнут окончательно. О грядущем благословении говорится прекрасным возвышенным языком как о благословении духовном, евангельском. Вполне возможно, что сам Исайя никогда не произносил этих пророчеств, но просто записал их, как это могло иметь место с 40-66 главами. Они представляют собой общее пророчество, живописно создают подлинную картину суда и спасения, и, в конечном счете, нет достаточных оснований, чтобы говорить, что Исайя не был их автором.

Здесь уместно сравнить 26:1 с 60:18; 26:20 с 54:7,8; 27:1 с 51:9 и 66:16. Согласно взглядам представителей негативной школы критицизма, Исайя не мог написать этот раздел. Пфайфер, например, считает, что он был написан даже позднее 4 века до н.э. Драйвер относит его к первым годам периода после плена. Кюэнен датирует 4 веком, а Дум и Марти - временем Иоанна Гиркания (134-104 г.г. до н. э.). По всей вероятности, основная причина, по которой отрицается авторство Исайи, заключается в том, что в этих главах якобы содержатся идеи, которые возникли из другого (и хронологически более позднего) умонастроения (Драйвер). В ответ на это мы могли бы сказать, что кажущееся разногласие на самом деле коренится в самой природе данного раздела, который представляет собой общее по своему характеру пророчество, в общих чертах повествующее о Божием суде и спасении. Таким образом, оно является как бы ступенью или подготовкой к другому великому пророчеству Исайи из 40-66 глав. Почему нельзя допустить, что эти идеи были открыты Исайе уже в 8 веке до н. э.?

d. 28:1-35:10. Пророческие предостережения.

1. 28:1 - 33:24. В данном разделе речь в основном идет о характере взаимоотношений между Иудой и Ассирией. Возвещается гибель Самарии (28:1-6), затем Исайя обращается к Иерусалиму, подчеркивая все безрассудство надежд на союз с Египтом (28:7-22); Божии замыслы, без сомнения, осуществятся (28:32-29). Сион подвергнется нападению (29:1-4), но замыслы врага потерпят крушение (29:5-8); далее (29:9-16) говорится о причинах суда, а затем описывается окончательное восстановление (29:17-24). В начале 30 главы (30:1-7) говорится о том, что полагаться на Египет безрассудно и грешно. Затем описывается взаимосвязь между отсутствием веры у народа и его духовным состоянием (30:8-26). В завершение подчеркивается, что Ассирию остановит сам Господь и, следовательно, дается понять, что нет необходимости надеяться на помощь человека (30:27-33). Надеяться на помощь Египта безрассудно, потому что египтяне - просто люди (31:1-3); Господь непременно спасет то, что Ему принадлежит (31:4-5), и поэтому народ должен вернуться к Нему (31:6-9). В Господе все благодатные благословения, ибо Царь будет царствовать по правде (32:1-8). Далее пророк обращается к женщинам, видя их равнодушие, а затем говорит о том, что запустение и опустошение будут длиться, пока "не изольется Дух свыше" (32:9-20). В заключение данного раздела говорится о том, что вторжению Ассирии будет положен конец и что на смену запустению придет воостановление и обновление (33:1-24).

Здесь уместно сравнить между собой следующие отрывки: 28:5 и 62:3; 29:15 и 30:1 с 47:10; 29:16 и 45:19 и 64:9; 29:23 и 60:21; 32:15 и 55:12.

2. 34:1 - 35:10. Едом и Израиль ожидает совершенно разное будущее. Обе главы содержат одно пророчество. В 34 говорится о Божьем гневе, который сначала обращен на все народы, а потом - на Едом. По-видимому, Едом символизирует всех врагов Израиля, и данную главу лучше всего рассматривать как выражение общей угрозы против духовного Израиля, то есть против Божией Церкви.

В 35 главе описана картина славного мессианского царства, которое наступит в будущем. Торри считает, что 34-35 главы написаны автором, которому принадлежат 40-66 главы. Согласно Айсфельдту они были написаны в конце 6 века до н.э., и в качестве образца для их написания автор взял все те же 40-66 главы. Пфайфер считает, что их можно датировать 4 веком и уж во всяком случае не раньше 5. Драйвер также утверждает, что они не были написаны Исайей, и, по-видимому, датирует их последними годами вавилонского плена. Здесь уместно сравнить следующие отрывки: 34:8 с 51:11; 35:1, 2 с 14:8, 32:15 и 55:12; 35:2 с 60:13; 35:6, 7 с 41:17, 18 и 43:19; 35:8-10 с 40:3, 4 и 49:11; 35:10 с 51:11 и 65:19.

е. 36:1 - 39:8. Историческое приложение.

Сеннахерим вторгается в Иудею (36 глава); царь Изекия посылает за Исайей (37:1-5), который возвещает утешительную весть (37:6-35), после чего Ангел Господень уничтожает ассирийское воинство (37:36-38); Езекия смертельно заболевает, но Господь продлевает ему жизнь (38:1-8), и выздоровевший Езекия благодарит Господа (38:9-28). Посланники из Вавилона осматривают сокровища храма (39:1-2); Исайя возвещает скорое вавилонское пленение (39:3-8).

Читатель должен помнить, что этот раздел является не только историческим приложением к первым 35-ти главам, но и связывает их со второй половиной книги. В первой части пророчества мы видим исторический фон, характерный для периода ассирийских завоеваний, во второй половине речь идет о вавилонском плене. Упомянутые главы служат связующим звеном между обеими частями. Период ассирийских завоеваний как бы завершается повествованием о вторжении Сеннахерима, а затем мы читаем о посланниках из Вавилона и видим, что Исайя пророчествует о вавилонском плене (39:3-8). Таким образом, приступая к чтению 40 главы, мы уже подготовлены к той атмосфере, в которую попадаем.

Однако для того, чтобы перейти от ассирийского к вавилонскому периоду повествования, предприняты и другие подготовительные меры. Согласно Деличу, вся первая половина пророчества похожа на лестницу, ведущую ко второй половине, причем, она имеет к ней такое же отношение, какое исторический фон, повествующий об Ассуре (14:24-27), имеет к пророчеству о Вавилоне из 13-14 глав. Присутствие Ассирии простирается повсюду, но есть пророчества, которые относятся далеко за пределы этого времени. Таким образом, 13-23 главы уместно сравнить с 24-27, а 28-33 - с 34-35. В перечне пророчеств о чужеземных народах (13-23 главы) пророчества о Вавилоне идут в начале, в середине и конце (главы 13-14; 21:1-10 и 23 глава). Таким образом, хотя Исайя жил и действовал в эпоху Иоафама, Ахаза и Езекии, ему было дано увидеть то, что произойдет в будущем; он несколько раз как бы заглядывает в него, и тем самым читатель подготавливается к восприятию тех благодатных вершин, которые откроются ему в 40-66 главах.

36-39 главы (за исключением благодарственной песни о выздоровлении, которую воспел Езекия) с незначительными отклонениями повторяют то, о чем говорится в 4 книге Царств (4Цар. 18:13 - 20:19). Драйвер полагает, что изначальным является именно этот отрывок из 4 книги Царств и что потом его с незначительными изменениями использовал составитель книги пророка Исайи. Однако есть серьезные основания считать, что изначальным текстом является именно тот, который мы находим у Исайи, или что, по меньшей мере, Исайя является автором обоих текстов. Из 4 книги Царств (4Цар. 16:5) становится ясно, что автор этой книги писал после Исайи (ср. Ис. 7:1). Кроме того 2Пар. 32:32 говорит, что о царствовании Езекии написано как в книге пророка Исайи, так и в книге Царств, что, по-видимому, показывает, что выписки все-таки делались из книги пророка Исайи (это подтверждается использованием разных предлогов, хотя в переводе такое различие утрачивается: " в видении Исайи, сына Амосова, пророка, и в книге царей иудейских и израильских"). Вывод таков, что изначальное содержание надо искать в видении (hazon), которое было дано Исайе. В конце концов, нельзя не заметить, что само расположение этих глав в пророчестве указывает на то, что их автор - Исайя. Надо отметить, что упоминание о смерти Сеннахерима (37:37,38) не говорит против авторства Исайи, поскольку он, по-видимому, пережил Езекию. Предание гласит, что он принял мученическую смерть во время царствования Манассии, который вошел на престол в 698 году до н. э., тогда как Сеннахерим был убит в 681 году.

f. 40:1-66:24. Бытие Божией Церкви и ее судьба.

Последние двадцать семь глав пророчества Исайи (скажем еще раз, что никакое другое имя ни по ошибке, ни случайно никогда не связывалось с этими главами) надо рассматривать как единое целое. По-видимому, он написал их уже на закате жизни, и они предназначались не просто для его современников, но и для будущей Божией Церкви. Мы не можем сказать, произносил ли когда- нибудь он эти пророчества устно, прежде чем их записать.

Большинство считает, что тема данного раздела - возвращение из вавилонского плена, однако ни в коей мере нельзя утверждать, что эта тема является основной, поскольку упоминание о Вавилоне и проведенных там годах неволи встречаются гораздо реже, чем нередко думают. В этой связи можно сказать, что о Египте пророк упоминает даже чаще, чем о Вавилоне. Темой этих глав, скорее всего, является жизнь Божьей Церкви в ее соотношении с Богом и человеком, а также в том, какая цель стоит перед Церковью, каково развитие ее жизни, предназначение и каковы жизненные превратности. Да, встречаются упоминания о событиях из исторического прошлого Израиля (призвание Авраама, исход из Египта, освобождение из плена) однако пророчество выходит далеко за пределы прошлых исторических событий и вбирает в себя пришествие Мессии и благословения духовного Израиля.

Поэтому, несмотря на то, что пророчество представляет собой единое целое, его очень трудно анализировать. Приходится иметь дело с постоянным чередованием ободрений и угроз, а также с двойным смысловым использованием имени "Израиль". По сути дела, раздел лишен единой нити повествования, тем не менее этот факт никоим образом не противоречит той мысли, что все повествование принадлежит перу одного человека. Равным образом, это несогласование ни в коей мере не свидетельствует о случайной или небрежной организации материала, так как налицо глубинное единство как самой перспективы, так и структуры, исключающей такое предположение.

С точки зрения Дж. А. Александера, в этом разделе обсуждаются пять основных тем: греховный Израиль как народ Божий; духовный Израиль, который слаб в своей вере, но которому благоволит Господь; освобождение из вавилонского плена, которое служит примером (прообразом) будущих отношений Бога со своим народом; пришествие Мессии, характер новой диспенсации (домостроительства)

А сейчас мы просто рассмотрим содержание каждой главы.9 Обычно весь этот раздел делится на три части (40-48, 49-57, 58-66). Однако надо сказать, что такое деление, основанное на фразе "Нечестивым же нет мира, говорит Господь", кажется слишком механическим. В своих исследованиях, посвященных книге пророка Исайи (SI, рр. 47-61), я попытался объяснить, почему после 55 главы нельзя производить никакого разделения. Мы считаем, что историко-критическая школа, занятая исследованием предания (традиции), основывает свои принципы на недопустимых предпосылках.

1. Глава 40. В этой главе дается общее обетование благословения и утешения. В первых восьми стихах к народу обращено повеление о том, чтобы он готовился к новому и славному явлению Господа; Господь грядет "с силою и мышца его со властию", однако в то же время Он - добрый Пастырь своему народу (стихи 9-11). Эти обетования достойны того, чтобы им можно было довериться, и это подтверждается обращением к Божией мудрости и силе, а также упоминанием о том, что Он бесконечно выше человека и никак не зависит от него (12-17 стихи). Он бесконечно превосходит рукотворные человеческие идолы (18-25). Будучи всемогущ, он всегда готов помочь Своему народу (26-31).

2. Глава 41. Несмотря на то, что у Израиля много врагов, все они погибнут перед Божьим избранным народом (стихи 1-16).

Израиль немощен, однако Господь защитит и освободит его; упоминание об идолах, которые мы встречаем в этих главах, не может восприниматься как свидетельство о месте их написания, поскольку в данном случае пророк обличает идолопоклонство как таковое (ср. 41:7 и Иер.10:1-16). Возможно, что более полное описание, которое содержится в книге пророка Иеремии, указывает на то, что текст Исайи обладает приоритетом, однако это спорный вопрос. Анализируя характер взаимоотношений между 40-66 главами Исайи и книгой пророка Иеремии, читателю полезно сравнить следующие отрывки :

Исайя

Иеремия

44: 12-15

10: 1-16

46: 7

10: 1-16

48: 6

33: 3

53

11: 19

56: 11

6: 15

56: 9- 57: 11

обличения Иеремии

65: 17

3: 16

66: 15

4: 13

 

Мы видим, что здесь не так уж много говорит в пользу того, что отрывки из Исайи были написаны раньше, однако складывается впечателение, что в некоторых местах (и особенно в 50-51 главах Иеремии) имеет место, говоря словами Делича, мозаика, составленная из пророчеств Исайи. В целом можно сказать, что если то сравнение как таковое действительно что-либо доказывает, то оно говорит в пользу более раннего написания отрывков из Исайи (ср. 48:8-10 с Соф. 2:15 и Ис. 17:1, 7; а также 66:20 с Соф. 3:10)

3. Глава 42. В этой главе "Раб Господень" предстает как Спаситель всего человечества. В первых пяти стихах говорится о том, что Свой суд Он будет вершить мирно и кротко, и далее (6-9 стихи) описываются духовные последствия Его работы. Эта поистине работа Божия, и за нее Он достоин хвалы (10-17). Однако Божий народ оказался неверным, и в результате этого его постигли бедствия, его разорили и разграбили, и Бог излил на него ярость Своего гнева (18-25 стихи).

Образ "Раба", который нарисован в этой главе, по-видимому, символизирует народ и Мессию, который его возглавляет. В первых девяти стихах говорится о Мессии, который стоит во главе этого народа, однако, начиная с 18 стиха и далее идет описание самого этого народа, погрязшего в грехах. Идея народа и его предводителя отражается и в концепции пророка, выраженной в книге Второзаконие (Втор. 18:15). В 40-55 главах Исайи мы встречаем четыре отрывка, в которых описан таинственный образ Раба Божьего (42:1-9; 49:1-6; 50:4-9; 52:13 - 53:12). Дум и другие исследователи считают, что эти отрывки не имеют непосредственной связи с окружающим их контекстом, однако на самом деле (и это показывает серьезная экзегеза любого из них) такая позиция несостоятельна.

Куда больший интерес вызывает вопрос о том, что представляет собой упомянутый "Раб", и здесь все толкования в общем и целом можно разделить на две основные группы: согласно первой, этот образ представляет собой определенное сообщество или коллектив, согласно второй, речь идет об отдельном лице. В первом случае говорится, что "Раб" - это весь Израиль или, по меньшей мере, какая-то его часть. Во втором подчеркивается, что это какое-то отдельное лицо, будь то реальная историческая фигура в прошлом, настоящем или будущем, или некий идеальный образ. Мы не можем принять первую трактовку, хотя с оговоркой воспринимаем два отрывка: 42:1-9 и 49:1-6 Во-первых, надо сказать, что есть места (50:4-9 и 53:12 - 53:12), где описание этого раба не позволяет говорить, что речь идет о персонификации чего-то коллективного. Более того, если какой-то образ замышлялся как персонификация определенной группы, эта группа, по всей вероятности, не могла бы представлять собой Израильское государство. С другой стороны, все эти описания несоотносимы ни с каким отдельным лицом, кроме Иисуса Христа.11

Глава 43. Израиль - народ Господень, с которым Господь пребудет во всех бедствиях (1-4 стихи); Господь соберет Израиль, и другие народы станут свидетелями Его благодатных деяний (5-9 стихи). Израиль должен знать, что нет никакого бога, кроме Господа, Который ради него уничтожит Вавилон (10-15), как некогда вывел его из Египта (16-17 стихи); однако все прежние спасительные деяния Господа - ничто в сравнении с тем, что Он собирается сделать для своего народа, и сделает Он это из одного только своего благоволения, а не в силу каких-то заслуг этого народа (18-28 стихи).

5. Глава 44. Израиль - Божий раб, на которого Бог в изобилии изольет свое благословение (1-5 стихи); чтобы подтвердить это обетование, Господь упоминает о своем всеведении, которое разительно отличает Его от ничтожных идолов (6-9 стихи); идолы сотворены руками человека и потому в них нет никакой ценности и пользы (10-20 стихи); Бог изгладил прегрешения Израиля, искупил его и пошлет освободителем Кира (21-28 стихи).

Структура 24-28 стихов ясно показывает, что Кир расценивается как тот, кто придет в далеком будущем. Относительно анализа строфической структуры этого пророчества, а также его связи с вопросом о том, является ли его автором Исайя, см. Освальд Эллис, "The Transcendence of Iehovah God of Israel. Isaiah XLIV:24-28".12 "Таким образом, мы приходим к выводу, - замечает Эллис, касаясь данного отрывка, - что самые яркие и значительные особенности этих стихов свидетельствуют о том, что, хотя само это речение имело смысл как таковое, его значимость была обусловлена той исключительной ситуацией, в которой оно было возвещено, то есть с учетом его ранней датировки. Хронологическая упорядоченность стихов говорит о том, что восстановление прежнего состояния, а также появление Кира совершатся в будущем. Перспектива всего стихотворения, а также резкая перемена лица во второй строфе свидетельствуют о том, что речь идет о будущем, которое наступит нескоро. И, наконец, можно сказать, что тщательно выстроенный двойной кульминационный пункт, указывает на то, что важность этого речения обусловлена его точностью, которая становится наиболее понятна, если предположить, что это будущее было столь отдаленным, что точное его раскрытие приобретало первостепенную значимость" (с. 628).

6. Глава 45. Кир одержит победу, поскольку Бог использует его как орудие для избавления Израиля (стихи 1-13); далее о Господе говорится, что Он - единственный Спаситель, к Которому ради избавления должны обратиться как Израиль, так и все остальные народы (стихи 14-25).

7. Глава 46. Будучи конкретным пояснением истины, изложенной в 45 главе (а именно истины о том, что Господь обладает абсолютным верховенством), данная глава рассказывает о крушении Вавилонских идолов (стихи 1-2); в то же время подчеркивается, что Господь заботится об Израиле на протяжении всей истории его существования (стихи 3-4); идолы - это, на самом деле, тщета, Господь же всеведущ, он возвещает будущее и воздвигает Кира (стихи 5-11); следовательно, тем, кто далек от праведности, следует приготовиться к Божьему спасению (стихи 12-13).

8. Глава 47. Божии суды падут на Вавилон, который предстает в образе девицы (стихи 1-3); Вавилон должен пасть за угнетение Израиля, за свою гордыню, надежду на собственное злодейство, а также на свою мудрость и знание. Все это не избавит его от крушения (стихи 4-15).

9. Глава 48. Израиль взывает к Господу Богу, однако делает это не в истине (1-2 стихи), и поэтому, в силу его упрямства, сбылись все прошлые предсказания; кроме того, Господь возвещает "новое и сокровенное", которого Израиль не знал (3-8 стихи). Будучи милосердным, Господь избавит свой народ от истребления (9-11); Бог - это первый и последний, кто сотворил землю и кто исполнит Свою волю над Вавилоном (стихи 12-16); Израиль страдает за свой собственный грех, однако, он выйдет из плена с радостью и ликованием (17-22).

Надо отметить, что основополагающая тема 40-48 глав - это характер взаимоотношений, которые Израиль поддерживает с Богом. На протяжении всех последующих глав эта мысль лежит в основе учения о том, каково отношение Израиля к миру и каким является его собственное призвание.

10. Глава 49. В первых шести стихах этой главы о "Рабе" (который в данном случае представляет собой как весь народ, так и его главу, то есть Мессию), говорится, что он освободит томящихся в рабстве; Господь приготовил Своего Раба, чтобы тот благословил землю (стихи 7-12); Господь являет Свою благодать, а Его враги будут уничтожены (стихи 13-26).

11. Глава 50. Беззакония, совершенные народом, навлекли на него бедствия (1-3); далее появляется образ Раба Господня, который размышляет о своих страданиях, однако о причине этих страданий еще ничего не говорится (4-9); боящиеся Господа должны довериться ему; здесь говорится о том, как спастись, а также об участи тех, кто полагается на себя (стихи 10-11). В этой главе Раба лучше всего рассматривать не как собирательный образ, но лишь как Мессию.

12. Глава 51. Господь призывает праведников следовать путем Авраама (1-3); далее говорится о том, что Господь ни на шаг не отступит от идеи спасения и что враги стремящихся к правде погибнут (стихи 4-8); Господь провел Свой народ через воды Чермного моря, и потому последний может довериться Ему в своем спасении (9-16); Господь призывает немощный Сион пробудиться и довериться Ему (стихи 17-23).

13. Глава 52. В этой главе говорится о будущей славе Божьего народа в сравнении с его прошлым состоянием, то есть с пленом, из которого ему велено бежать. Бог освободит Свой народ, и тот узнает Его (стихи1-6); уже появляется благовестник, и все идет к началу великого исхода (стихи 7-12); Раб Божий становится руководителем, Он будет превознесен и прославлен в такой же степени, в которой Ему пришлось претерпеть уничижение (стихи 13-15).

14. Глава 53. Несмотря на весть, провозглашенную Мессией, Ему поверили немногие (стих 1); Он не имеет ни вида, ни величия (стих 2), Его презирают (стих 3), и хотя Он претерпевает страдания, они имеют заместительный характер; Он принимает их ради других (стихи 4-6); будучи невинен, Он проявляет смирение, даже по отношению с несправедливому наказанию (стихи 7-8); не совершив никакого греха, Он, тем не менее, умирает вместе со злодеями и грешниками (стих 9), и потому Бог возвеличит и прославит Его, а он, будучи заместительной жертвой, Праведником за многих неправедных, оправдает их, и будет постоянно за них ходатайствовать (стихи 10-12). В этой главе Раб - это Мессия.

15. Глава 54. В первых десяти стихах этой главы описывается будущая слава Божьего народа (стихи 1-10), а затем говорится о его несокрушимости ( стихи 11-17).

16. Глава 55. Период прежних взаимоотношений (или прежняя диспенсация) завершился, и теперь Церковь открыта всему миру (стихи 1-5); пророк призывает народы искать Господа, и вдохновляет их на это упоминанием о Божьем милосердии и бесконечной удаленности человека от Бога (стихи 6-13).

17. Глава 56. Божья праведность полностью явит себя без каких-либо ограничений или особенностей, характерных для прежнего периода взаимоотношений (стихи 1-8); тем не менее, грешный народ остается недостойным (стихи 9-12).

18. Глава 57. В первых двух стихах говорится о том, что, когда праведник умирает, он восхищается от зла (стихи 1-2); далее речь идет о грешниках, осуждается их идолопоклонство (стихи 3-9), говорится о том, что они погибнут, ибо упорствуют в своем грехе (стихи 10-13), а для тех, кто покается, наступит избавление (14-25). Согласно 21у стиху даже в самом Израиле не будет благословения тому, кто не покаялся. Таким образом, обетования даны только истинно уверовавшим, то есть духовному Израилю, а не тем, кто будучи израильтянином, так и не покаялся.

19. Глава 58. В первых семи стихах этой главы говорится о том, что Израиль - это грешный народ, который относится к нуждающимся не с любовью, а лицемерием (стихи 1-7); если бы Израиль был послушен, Бог по-прежнему благоволил бы к нему. Здесь содержится призыв к тому, чтобы народ вел себя благопристойно, соблюдал субботу и находил удовольствие в Господе (стихи 8-14).

20. Глава 59. Беззакония Израиля уводят его от Бога (стихи 1-2); далее (стихи 3-15) характеризуются его грехи и их последствия; Господь вмешается и пошлет Искупителя, чтобы спасти истинный Израиль (стихи 16-21).

21. Глава 60. Духовный Израиль ожидает новый и благословенный свет на Сионе (стих 1); со всех сторон к Сиону придут те, кто пребывал во тьме (стихи 2-14); Сион прославится и возвеличится навеки (стихи 15-22). В этой главе описывается разительный контраст между новым и старым характером взаимоотношений Бога и человека (между новой и старой диспенсацией).

22. Глава 61. В первых трех стихах Раб (и в данном случае это Мессия, Которому надлежит произвести великую перемену) описывает цель Своей миссии; далее (стихи 4-11) описываются благословения, которые станут результатом Его деятельности.

23. Глава 62. Раб будет продолжать свою деятельность, доколе не воссияют правда и спасение (стих 1); другие народы признают народ Божий, весь мир устремится к Сиону, который назовут "взысканным, городом неоставленным" (стихи 2-12).

24. Глава 63. В начале главы повествуется о гибели врагов, уничтоженных Мессией (стихи 1-6); несмотря на неверность Своего народа, Бог, тем не менее, остается верен ему (стихи 7-14), а затем идет молитва о том, чтобы Господь явил свое благоволение ради Своего народа (стихи 15-16).

25. Глава 64. В первых трех стихах выражается уверенность в Божнем могуществе; Господь благославляет надеющихся на него (стих 4); Израиль оказывается недостойным, Сион - пустыня, однако, поскольку внешние преимущества утрачены, Бог не отринет Своего народа (стихи 5-12).

26. Глава 65. В первом стихе Господь призывает язычников и далее (стихи 2-7) отвергает иудеев за их прегрешения; тем не менее сохраняется избранный остаток (стихи 8-10); неверующий Израиль будет посрамлен, но истинные рабы Божии будут петь от сердечной радости (сихи 11-16); далее приводятся благословения нового неба и новой земли (стихи 17-25).

27. Глава 66. Здесь описывается различие между старой и новой диспенсацией. Господь живет в сердце человека, а не в каком-то земном храме (стихи 1-2); Сион будет благословлен (стихи 3-14); старый Израиль будет уничтожен, но остаток сохранится (15-24).
 

Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

Библия | Онлайн видео | Книги  Елены Уайт | Проповеди | Здоровье
  Поэзия