39. СЛЕДУЮЩЕЕ ВСЕМИРНОЕ ЦАРСТВО |
Если вы гадаете, какая же страна окажется следующей мировой империей, - Россия, Китай или Соединенные Штаты, то вы будете разочарованы этим пророчеством, которое несет на себе печать Божественной достоверности. Для того, чтобы до конца понять его смысл, вы должны совершить воображаемое путешествие в то далекое время, когда все начиналось в покоях Навуходоносора. Раннее утро. Молодой царь только что проснулся, и на лице у него - недоуменное беспокойное выражение. Он видел какой-то странный сон, но никак не может его вспомнить. Он вызывает к себе советников и требует, чтобы они помогли ему в этом. Одни из них астрологи, другие - чародеи, третьи - волшебники, претендующие на знание тайн оккультных наук. К этому собранию "мудрецов вавилонских" Навуходоносор обратился со странным требованием: "Скажите, что мне снилось прошлой ночью!" Но никто из них не мог этого сделать. Некоторые предлагали истолковать сон, но при этом настаивали, что сначала он должен быть рассказан. Царь сильно разгневался: "Если не откроете мне этот сон, - кричал он, - то я прикажу всех вас истребить!" Все хранили молчание, чувствуя свою полную беспомощность. Тогда царь еще больше разгневался и отдал приказ немедленно казнить всех мудрецов. Царские телохранители отправились в город, чтобы арестовать всех мудрецов вавилонских, и на пути зашли к Даниилу, молодому пленнику, иудею, чей проницательный ум и непорочный характер позволили ему занять достойное место среди этого избранного круга. Даниил просит дать ему возможность увидеться с царем, обещая через некоторое время рассказать забытый им сон. Его просьба была удовлетворена, и Даниил со своими друзьями обращается в ревностной молитве к Богу. В видении ему предстает тот же самый сон, который в предыдущую ночь произвел такое сильное впечатление на Навуходоносора. Вскоре его приводят во дворец, и он оказывается лицом к лицу с самым могущественным властителем древнего мира. Царь, бесспорно, скептически настроенный по отношению к предстоящей беседе, уже ожидает его. Быть может, он сожалеет о том, что его спешный указ может привести к гибели этого красивого молодого человека, хорошо известного ему ясным умом и чистым сердцем. Пророк начинает говорить: "Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (Дан. 2:27, 28). Уверенность, звучавшая в голосе этого юноши, взволновала царя. Можно даже представить себе, как он подался вперед в надежде услышать следующие слова: "Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет" (ст. 29). И вот Даниил приступает к пересказу сна. "Тебе, царь, было такое видение: вот какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю" (ст. 31:35). Да, это был тот самый сон, который царь видел и забыл! Каждая деталь точно отмечена! Ничего не забыто. Его самые сокровенные мысли прочитаны кем-то другим. Это просто какое-то чудо! Затаив дыхание, Навуходоносор ждет обещанного истолкования. "Вот сон! - говорит Даниил. - Скажем пред царем и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты - эта золотая голова! "(ст. 36-38). Довольная улыбка мелькнула на лице монарха, но тут же исчезла, когда юноша продолжил: "После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать... А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится" (ст. 39-44). В этих пророческих толкованиях сна Даниил в общих чертах набрасывает исторический ход развития империй на столетия вперед. Будет четыре мировые державы, утверждает он, четыре и не больше. Затем наступит период разделения и борьбы, который достигнет своей кульминации в момент Божественного вмешательства и учреждения вечного царства Божьего. Чем же ответила история на такое смелое и дерзкое пророчество? Что касается первой мировой державы, то здесь не может быть никаких сомнений. Она была названа пророком, когда он сказал, обращаясь к Навуходоносору: "Ты - это золотая голова". Этот великий царь был олицетворением мощи Вавилона, величайшей империи древнего мира, которая пользовалась полным суверенитетом, начиная с 605 года до н. э., когда была подавлена власть Ассирии, до своего падения менее чем через шестьдесят восемь лет под натиском объединенных сил Мидии и Персии, что прекрасно описано Даниилом в пятой главе его книги. Персия, таким образом, стала второй всемирной империей, наслаждаясь своей верховной властью на протяжении двух столетий. Затем, в четвертом веке до Р. Хр. , началось возвышение Греции, и последовали многочисленные завоевания Александра Македонского. С невероятной смелостью этот юный полководец перебросил свои немногочисленные силы и ураганом обрушился на громадную армию Дария, одержал победу при реке Граник, а затем наголову разгромил персов в решающей битве при Арбелах в 331 году до Р. Хр. Греция продолжала сохранять свое господство на протяжении следующих полутораста лет, хотя она все отчетливее осознавала растущую мощь своего западного соседа. 22 июня 168 года до Р. Хр. в битве при Пидне царь Македонский Персей потерпел сокрушительное поражение от римской армии. В этот день "погибла империя Александра Великого, которая подчинила себе и эллинизировала Восток, спустя сто сорок лет после его смерти (Теодор Моммзен "История Рима"). Годом этой битвы датируется окончательное установление Рима в качестве мировой империи, названной в пророчестве, чья железная воля навязывалась всему миру на протяжении следующих шести столетий. И хотя Рим, обладавший непобедимым могуществом, сокрушал всякую оппозицию и обратил в рабство целые народы, хотя его знамя победно развевалось от Персидского залива до Британских островов и от Балтийского моря до Северной Африки, хотя его императоры называли себя богами и требовали рабского подчинения от всех и повсюду, все же и ему пришел конец, как об этом и говорил пророк много лет назад. На протяжении четвертого и пятого веков по Р. Хр. границы империи постоянно нарушали племена варваров, которые совершали свои набеги все с большей смелостью и интенсивностью. Наконец, в 476 году н. э. императорский город Рим пал под ударами Одоакра, вождя одного из германских племен - герулов. Так и четвертая железная империя подошла к своему концу, и ей на смену не пришла другая всемирная империя, а несколько разрозненных царств, основанных ее завоевателями. Они-то и представляли из себя странную смесь силы и слабости, "железа" и "глины", что сохраняется и до настоящего времени. Поистине удивительным оказалось откровение, данное через пророка Даниила. Но удивление возрастает по мере того, как погружаешься во все его замечательные детали. Прежде всего обратите внимание на ясные и безошибочные определения. Четвертое царство не должно было сменить другое, похожее на него как размерами, так и своим всемирным владычеством. Нет, это должно было быть разделенное царство. Этот важный факт повторяется и подчеркивается в трех различных знаменательных определениях. "А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною" (Дан. 2:41-43).
Вновь и вновь на протяжении столетий на арену борьбы выходили честолюбивые, волевые люди, полные решимости любой ценой стереть границы исстари враждующих между собой государств и править одним объединенным царством. С презрением относясь к различиям в обычаях и языках, недовольные ухудшающими ситуацию торговыми барьерами, они клялись убрать их раз и навсегда. И все же у них ничего не вышло. Иногда им казалось, что на горизонте забрезжил успех. Еще одна победа, еще один год планирования, и их амбиции достигнут цели. Но этого, увы, не происходило. Всякий раз, неожиданно и необъяснимо, они терпели поражение. Еще в девятом веке по Р. Хр. Карл Великий предпринял попытку объединить Европу. Он даже согласился короноваться императором Рима. Но сочетание железа с глиной, которое он хотел сохранить, быстро распалось после его смерти. Один историк заметил по этому поводу : "Его скипетр был чем-то вроде лука Улисса, который невозможно натянуть слабой рукой". В шестнадцатом веке Карл Пятый стал правителем большей части Европы. Он вынашивал планы дальнейших завоеваний. Это о нем было сказано, что "ни один монарх до появления Наполеона не был столь широко известен в Европе и в Африке". И все же в 1555 году по состоянию здоровья он был вынужден отречься от престола и передать свои громадные владения другим. Всего лишь столетие спустя Людовик XIV, король Франции, стал заметной фигурой на европейском континенте. Он с завидной настойчивостью стремился повсюду укреплять свою власть. Он захватил Нидерланды, опустошил графство Пфальц в Германий и часто восклицал: "Больше не существует никаких Пиренеев". Однако оппозиционные силы, объединившись, в конечном итоге добились того, что все его грандиозные планы рассыпались, как карточный домик.
Затем, через полтора столетия, явился Наполеон, этот величайший из всех вероятных властителей Европы и завоевателей мира. Провозгласив себя в 1804 году императором, он постоянно укреплял свою власть над народом Франции. На протяжении восьми ужасных лет он покорял одну страну за другой, короновал себя королем Италии, посадил своего брата Людовика на Голландский трон, а второго брата Жерома - на трон им образованного королевства Вестфалии. Он сделал свего шурина Мюрата монархом вновь созданного герцогства Бергского и отдал своему третьему брату Жозефу испанский трон. Ни одному из завоевателей никогда не удавалось сделать так много для подготовки статуса объединенной Европы и сохранения его навечно. Однако еще до завершения этих дерзких планов послышались первые раскаты грядущего распада.
В 1812 году Наполеон вторгся в Россию, затем последовало его отступление .из Москвы, поражение при Лейпциге в 1813 году. Проигранная Наполеоном битва при Ватерлоо в 1815 году привела его к окончательному краху, разрушив великие планы.
В течение какого-то промежутка времени может показаться, что развивающиеся события противоречат пророчеству, но в конечном счете всякий, кто попытается господствовать во всей Европе, придет к своему концу. Он, конечно, может иметь временные успехи, даже может захватить большую часть континента. Но однажды против него восстанут такие силы, которые в итоге уничтожат его. Царства, возникшие из распада Римской империи, сохранятся до конца, ибо "во дни тех царств" возникнет последняя, пятая по счету, империя. И это не будет человеческое царство, построенное на насилии и человеческих страданиях. Скорее это будет царство Божье, основанное на праведности, истине и любви. Оно будет "создано ... без содействия рук", так как будет всецело творением Божьим, а не творением человека. Оно возникнет благодаря благодати Божьей, Божественной любви и Божественного вмешательства. Какое поразительное пророчество! Подобно мощному маяку, сияет оно через все величайшие события прошлого и настоящего. Сверкая золотом Вавилона, отражаясь в серебре Мидо-Персидского царства, сияя на греческой меди и блистая на железе Рима, этот маяк пророчества освещает борьбу и взаимные столкновения в нашем современном мире. Но однажды, когда Царь царей возвратится на землю в Своей славе, свет этого пророчества отразится на Его лице. Ибо Он и есть тот Камень, который ударит истукана и разобьет его на куски - "железные, медные, глиняные, серебряные и золотые". И Его царство "сокрушит и разрушит" все царства ... а само будет стоять вечно". И мы должны спросить себя, готовы ли мы для той эпохальной перемены в руководстве и управлении, которая должна вскоре произойти. Посвятим ли мы себя полностью Богу на все времена, на вечность? Собираемся ли мы стать Его верными и преданными подданными во все грядущие века?
|