Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 02 мая 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Разрешение конфликтов
Разрешение конфликтов PDF Печать Email
(2 учебных часа

Христианский и мирской пути решения конфликтов отличаются друг от друга.

…В 1998 году я вместе со своей женой Сюзан поехал в Якутию. Мы преподавали английский язык в лагере города Мирный. Все сотрудники лагеря были христианами, кроме одной дамы - непосредственного начальника лагеря. За 6 недель работы в лагере у меня с ней было больше проблем, чем за все 16 лет моей работы в лагерях. Очень тяжело найти общий язык с неверующим человеком в решении конфликтов по принципиальным вопросам.

Конфликты случаются везде, где есть люди: христиане и не христиане. Мы, христиане, можем пользоваться библейскими принципами при решении конфликтных ситуаций. Для начала давайте определим, что такое конфликт. Конфликт - это ситуация, когда два человека или более не согласны с решением того или иного вопроса или расходятся в выборе приоритетов. Конфликт происходит, когда две или три силы противостоят друг другу: например, директор и наставник, наставник и воспитанник, воспитанник и воспитанник.

Основные положения:

1.Конфликты неизбежны.

Конфликты бывают разные: конфликт поколений; конфликты на почве различного отношения к правилам лагеря и т.п. Корень конфликта кроется в несогласии, незнании, недостатке коммуникации. Иногда директор ожидает от наставников то, чего они делать не умеют или не могут. Когда идет подготовка к программе лагеря, директор должен объяснить всем наставникам свои ожидания от их работы. Одно из них - проводить все время с воспитанниками. Лагерь начинается, и вы замечаете, что наставники тратят немало времени на общение друг с другом. Происходит это из-за разных подходов к ожиданиям: вы ожидаете одно, а наставники - другое.

Конфликты случаются помимо нашего ожидания. Еще один пример: наставник юноша и наставник девушка симпатизируют друг другу, хотят проводить вместе больше времени, а директор твердит им, что нужно больше времени уделять воспитанникам. Опять конфликт. Итак, вы видите и знаете сами, что конфликты бывают самого различного толка.

2.Конфликты всегда болезненны.

Люди страдают от них. Мы должны очень осторожно и деликатно относиться к чувствам других людей.

3.Конфликты полезны.

Господь хочет, чтобы через конфликты мы росли. Например, несмотря на сложности в общении со Светланой, начальником лагеря в Мирном, был и положительный момент. Моя помощница Ольга, которая работала бухгалтером, видела, как я решаю конфликты. Она заинтересовалась, и по вечерам мы обсуждали принципы христианского решения конфликтов. В этом был позитивный результат конфликта. «Железо железо острит». Конфликты позволяют нам становиться лучше, меняют нас. Только христианин может действительно осознать, что такое прощение. Мы должны прощать, как прощал Иисус. Если в конфликтной ситуации мы ведем себя, как мирские люди, это противоречит учению Иисуса Христа. Мы с Сюзан женаты уже почти 40 лет. В нашей семейной жизни было много разногласий и проблем, но мы старались находить библейские пути их решения.

4.Ваше отношение к конфликту. Какова моя реакция в конфликтной ситуации?

Надо быть искренними. Нельзя допускать, чтобы наши слова расходились с тем, что мы действительно переживаем.

Ефесянам 4:29-31: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас…». При возникновении конфликта, помогите человеку разобраться в сути происходящего, сделайте так, чтобы этот случай пошел ему на пользу. Необходимо иметь правильное отношение к конфликту, и тогда мы победим.

5.Как решать конфликты. В Библии есть на это ответ.

От Матфея 18:15: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то пробрел ты брата твоего…» Первое библейское правило для решения проблемы - нужно подойти первым и поговорить один на один.

От Матфея 18:16: «…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Второе правило: возьми себе одного или нескольких людей в помощь, если тебя не послушали. В любой ситуации оставайтесь вежливыми и делайте свою работу по совести.

От Матфея 18:17: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Вот и третье правило: если вы считаете, что наставник не прав, поговорите с ним один на один, а не перед всеми. Иногда бывает необходимо сделать это и перед всей группой. Приведу вам один пример.

В лагере города Мирного спортивный инструктор был из Канады. Его звали Стив. Ребята дразнили его, а однажды стащили у него складной нож и стали перекидывать его от одного к другому. Стив пытался его поймать. Этого ни в коем случае нельзя было делать - ребят это раззадорило еще больше. У Стива ничего не вышло, он разозлился и отобрал нож у одного воспитанника, применив физическую силу. Он схватил воспитанника сзади за шею и бросил на землю в присутствии его друзей. Ситуация недопустимая.

До общего собрания я переговорил со Стивом наедине. Потом у меня был разговор с этим воспитанником. Мы общались через переводчика, т.е. о содержании нашего разговора знали только три человека. Истории, услышанные мной совпадали. Теперь передо мной стоял вопрос: как решить конфликт? Проблема была в том, что Стив не хотел простить воспитанника. Тогда я решил собрать Совет лагеря. На Совете Стив ничего не сказал. Один миссионер, который жил и работал тогда в Якутии, и был в курсе происшедшего, сказал мне, что своим поступком Стив очень унизил воспитанника на глазах у его друзей.

Мы приняли решение: Стив должен покинуть лагерь. Он собрал свои вещи и улетел на первом же самолете домой в Канаду. В христианском лагере конфликты должны решаться согласно библейским принципам. И мне, и Стиву было очень неприятно, но есть правила христианского лагеря, которые Стив не выполнил. Я сам просил прощения у этого воспитанника, потом я извинился за Стива перед всей группой. Воспитанник после этого случая стал более открытым и послушным.

·  Во время разговора иногда хорошо иметь свидетеля - третье лицо - не вовлеченного в конфликт;

·  В решении некоторых конфликтов нужно придерживаться правила «утро вечера мудренее»;

·  Иногда, если двое не могут сами решить конфликт, его надо вынести на обсуждение коллектива;

c Конфликт между двумя воспитанниками. Наставник замечает, что двое ребят находятся в постоянном противоречии. Что делать? Наставник должен выслушать обе стороны и определить, что на самом деле происходит. Но бывает, что наставник ничего не может сделать, чтобы прекратить конфликт. Что тогда? Самый простой способ - развести соперников по разным группам. Мое мнение: наставник должен показать воспитанникам, что он очень озабочен их поведением, расстроен. Воспитанники поймут, как дурно они поступают, и конфликт может решиться мирно. Но если они вносят совершенный хаос в жизнь группы, надо чтобы группа сама отреагировала на их конфликт, и остановила эту парочку. Если и это не поможет - вести их к директору лагеря или развести в разные группы.

Между соблюдением требований и прощением существует очень тонкая грань. Когда нарушаются установленные вами как директором лагеря правила, не стоит кричать, топать ногами и выходить из себя. Вы предупреждали о наказании – и теперь надо просто привести его в исполнение, а затем объявить об этом всему лагерю.


В США есть организация называемая «Миротворцы» (“Peace Makers”). Их приглашают в различные организации улаживать конфликты. В том числе и в христианские организации.

bЗнаете ли вы, что у тех христиан, которые отрицают наличие у себя конфликтов, все равно есть конфликты. Они просто блокируют их.

bДругие убегают от конфликтов. Например, муж и жена избегают выяснения отношений.

bНекоторые под воздействием конфликтной ситуации решают покончить жизнь самоубийством.

bДругие наступают, иногда лезут в драку. В США много таких людей – они нанимают юриста, доводят дело до суда, только чтобы морально уничтожить и материально наказать своего противника.

bЕсть библейский путь решения конфликтов.

Мы уже говорили о том, что конфликт – это противодействие двух или трех человек, вызванное несогласием в каких-либо вопросах; мы выяснили, что конфликты неизбежны, болезненны и вредны, но также еще и полезны.

Господь говорил, что мы должны возрастать духовно. Только в христианском общении мы растем. Спросите сами себя: как я отношусь к конфликту? В споре нельзя унижать соперника, а следует относиться к нему с уважением - тогда вы выйдете из конфликтной ситуации достойно, что послужит вашему духовному росту. Мы говорили: если проблема решена, то конфликт исчерпан; если дело сложнее, пригласите незаинтересованного человека в свидетели; если и это не поможет, решайте вопрос перед всей группой. Основная идея – идти к другому человеку и восстанавливать отношения.

Принципы, которыми нужно руководствоваться при решении конфликтов:

1.     Перед началом лагеря четко сформулируйте его цель. Обсуждать это надо еще зимой или в начале весны. Почему это важно? Если у вас четко не определены цель и основные направления работы лагеря, будут конфликты. Это похоже на ситуацию, когда в одной машине едут люди в разные пункты назначения. Определение цели и осознание ее всеми сотрудниками помогает понять, куда они идут, что их ждет, как общаться с воспитанниками, чему их учить.

2.     Делитесь вашими идеями, мыслями с вышестоящими и нижестоящими сотрудниками. Они не должны чувствовать, что вы не выкладываете всей информации, которой по своей исключительности владеете. Иначе они посчитают, что вы «скрываете» что-то, что они имеют право знать.

3.     Пытайтесь сосредоточиться на сути конфликта, а не на его эмоциональной стороне. Не будьте агрессивны с теми, кто замешан в конфликте – они и так расстроены. Спокойно поговорите с каждым, попросите объяснить причину конфликта.

4.     Узнайте своих сотрудников. В свободное время побеседуйте с ними: как они решают свои проблемы? Некоторые, как «бульдозеры» – всех и вся сметают на своем пути; другие стесняются, поэтому убегают от конфликтов. Во время общения объясните сотрудникам библейские принципы решения конфликтов. Вы дадите им в руки инструмент, которым они потом смогут пользоваться.

5.     Пытайтесь решать проблемы в соответствии с библейскими принципами. Не злитесь, не используйте резких выражений и физическую силу, но терпение и любящее всепрощение.

6.     Установите систему решения конфликтов в вашей жизни. Быть лидером не просто и ответственно - люди смотрят на вас, подражают вам. Если вы других учите жить по Библии, а сами действуете по-своему, получается конфликт. Конечно, вы иногда сердитесь, выказываете недовольство чем-то или кем-то, бываете не правы. Если вовремя принести свои изменения, вас будут уважать. Лидеры тоже люди. Господь простил нас, а мы прощаем друг друга.

7.     Ободряйте наставников, поддерживайте, помогайте в решении проблем и конфликтов. Побуждайте их решать проблемы группы внутри группы, а не прибегать постоянно к директору за советом.

8.     Не игнорируйте проблему, – она не исчезнет сама по себе. Если чувствуете, что дело важно и не требует отлагательства - не задерживайтесь с решением, не откладывайте на «потом». Например, иногда я бываю не прав по отношению к Сюзан. Но чувствую себя настолько гордым, что не могу подойти к ней первым и сказать: «Извини меня, я был не прав». Я игнорирую проблему, но она не уходит, а со временем ситуация может осложниться.

В жизни наставников могут быть ситуации, когда нужно

принимать решение быстро. Объясните им как нужно

действовать, и почему. Если вы, например, порезались и не

обратились к врачу, не перевязали рану, то можно занести

инфекцию. Вместо того чтобы оказать себе первую помощь, вы

скажете:

«Опущу рукав, и никто не увидит».

9.     Будьте готовы к возникновению конфликтов. Обсудите это со своими сотрудниками во время подготовки к лагерю. У вас уже есть опыт, вы знаете, какие могут возникнуть конфликты, вы научились их решать – теперь научите свою команду. Еще до приезда воспитанников в лагерь, установите правила поведения в лагере, объясните их четко своим сотрудникам.

Вопросы и комментарии:

- Среди воспитанников могут попасться наркоманы и токсикоманы. Как избежать возможных конфликтов?

g В первый день работы лагеря на общем собрании обязательно оговорите, что вы делаете все возможное, чтобы лагерь стал второй семьей для воспитанников и сотрудников; программа – интересной и насыщенной; дети должны быть помощниками в своей семье. Скажите, что вы надеетесь, что у ребят в группах не будет конфликтов и нарушений дисциплины. Дети должны знать, что их ждет хорошая и интересная программа. Тогда они будут заинтересованы в своем участии, а не в наказании за свой проступок или нарушение.

- На прошлой лекции Вы говорили, что полезно «переночевать» конфликт, а сегодня - что нужно действовать, не откладывая решения.

g Все зависит от ситуации.

- Надо обсудить все проблемы до лагеря. Тогда можно поссориться еще до начала работы – не будет ли это лучше?

g Лучше. По возможности, надо решать все спорные вопросы до лагеря, чтобы в рабочее время все были настроены только на работу. Не забывайте «золотое правило»: лагерь - для воспитанников, а не для сотрудников.

Задача и ответственность директора – научить наставника самому решать конфликты. Предлагаю вам три способа выхода из конфликтной ситуации:

1.     В разговоре с провинившимся покажите ему, что вы огорчены и расстроены его поведением.

2.     Вы его не осуждаете, но он должен понимать, зачем его пригласили на встречу. Скажите, например, так: «Мне очень жаль, что ты проводишь много времени с другим человеком вместо того, чтобы посвятить себя работе»…

3.     Спросите, что он сам думает о сложившейся ситуации. Скажите: «Мне интересно, получают ли твои воспитанники столько внимания и времени, сколько необходимо?»

Пример: наставники, юноша и девушка, понравились друг другу. Они общаются друг с другом больше, чем с воспитанниками. Лучше вызывать такую пару по одному – вдвоем им будет проще, а вам сложнее. Вы говорите ему: мне неудобно за тебя, я расстроен и так далее – по пунктам 1,2,3…

Вы понимаете, что может возникнуть конфликт, т.к. эта связь влияет на воспитанников. Если вы выскажете свои чувства, придерживаясь этих пунктов, наставники поймут ваше состояние, поверят, что вы огорчены. Вполне возможно, они изменят свое поведение. А может случится, что рассердятся на вас или вступят в спор.

Вопросы и комментарии:

- Конфликт может начаться из-за этого разговора. Может быть тогда вовсе не начинать его?

g Но конфликт все равно будет, рано или поздно. Еще до лагеря все наставники проинформированы, что должны проводить все свое время с воспитанниками; оговариваются и романтические чувства, т.е. возможность их возникновения. Наставники имеют выбор - если их не устраивает внутренний распорядок жизни в лагере, они могут отказаться от работы.

- Если наставник очень хороший специалист, опытный, но конфликт все-таки возник, что делать?

g Нет таких людей, которые знают и умеют все. Один - специалист по составлению расписания, а у другого хорошо получается выслушивать и ободрять людей. Если бы я был директором и знал, что наставник лучше меня разбирается в работе, т.е. является профессионалом, я бы пригласил его к себе и попросил помочь. Я бы сделал это просто: «Я – директор, ты – наставник, но в определенных ситуациях мне нужна твоя помощь или совет». Если он засмеется и обзовет вас глупцом, не сожалея, расстаньтесь с таким сотрудником.

Мы работаем в христианском лагере. Если вы чувствуете, что наставник лучше вас, обнимите его, ободрите добрым словом.

- Часто мы обращаем мало внимания на черты характера, а смотрим на дары – вот и возникают конфликты.

g Надо до начала работы лагеря собирать команду. Как вы набираете сотрудников? За 3 месяца, за месяц, за один день? В отношениях надо проявлять терпение, тем более, если чувствуешь, что ты прав. Я бы лично выбирал наставников по характеру – для воспитанников это важнее. Они смотрят на натуру наставника, на его доброе отношение.

Молитва, прежде всего!

Место и время решения конфликтных ситуаций выбирайте с умом. Если конфликт разгорелся на футбольном поле, то это не подходящее место для выяснения отношений.

Не торопитесь - иногда нужно дать времени пройти. Оно покажет, кто был прав.

Планируйте все. Притчи 12:18: «Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых – врачует».

Всегда думайте, прежде чем сказать; тон разговора должен быть дружелюбным и спокойным.

Не используйте Библию как «духовный молоток» – а используйте Слово Божье для назидания и утешения.