Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Ответы нашим критикам. Суббота не была днем особого религиозного богослужения. ...Согласно Божьему замыслу соблюдение
Суббота не была днем особого религиозного богослужения. ...Согласно Божьему замыслу соблюдение PDF Печать Email

 

"Суббота не была днем особого религиозного богослужения. ...Согласно Божьему замыслу соблюдение седьмого дня Божьим народом на земле должно было представлять собой определенный ритуал или обряд; это было соблюдением предписанной церемонии, обусловливающей прекращение всех работ в определенный день, день полного физического отдыха. Только в связи с ежегодными праздниками в этом дне стали усматривать религиозное значение". Все это доказывает, что еженедельная суббота представляла собой всего лишь одну из церемониальных суббот. Все они, так же, как и прочие церемониальные законы, были упразднены на кресте.

Прибегая к двум необоснованным утверждениям, данное возражение стремится свести еженедельную субботу на уровень церемониальных суббот, упраздненных на кресте. Рассмотрим все по порядку.

Первое ложное утверждение

Еженедельная суббота представляла собой всего лишь некий "ритуал", просто призывая к "полному физическому отдыху". Следовательно, она не была принципиально духовным, нравственно обязывающим святым днем, каковой ее представляют адвентисты седьмого дня.

Трудно понять, каким образом любой человек, знакомый с Библией, может делать подобные высказывания. Предоставим слово Библии, которая сама все это опровергнет.

Сотворение субботы показывает, что этот день имеет два отличия:

1. В субботу Бог почил;

2. Он благословил и освятил ее.

Выше мы уже отмечали, что "освятить" означает отделить для использования в сакральных целях.

Стремясь к тому, чтобы сформировавшийся израильский народ понял все значение субботы, которое многие за долгие годы пребывания в египетском рабстве наверняка забыли, Господь сделал так, что в течение шести дней с небес сыпалась манна, но на седьмой день она не падала. На шестой день израильтянам надо было собирать вдвое больше, а на седьмой - отдыхать. Когда в первую же пятницу они обнаружили, что собрали в два раза больше, чем в предыдущие дни, Моисей сказал им: "Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня" (Исх. 16:23). Итак, в данном случае суббота предстает не только как день "полного физического отдыха", но и как "святая суббота".

Когда Неемия много лет спустя рассказывал о том, каким образом на горе Синай был возвещен Декалог, он подчеркнул, что Бог указал израильтянам "святую... субботу" (Неем. 9:14).

Позднее Неемия обнаружил, что в субботу некоторые иудеи работали и покупали товары. С возмущением расценив это как угрозу существованию народа, который стал свободен после долгого рабства, Неемия восклицает: "Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу" (Неем.13:17, 18). Осквернить можно только святое. Неемия был бы очень удивлен, послушав тех, кто сегодня пытается низвести субботу до какого-то "ритуала", который подразумевает только "физический отдых". Неужели Бог, так долго терпевший самые вопиющие беззакония Израиля, изгнал иудейский народ с его земли и отправил в рабство только потому, что тот не смог соблюсти какую-то "внешнюю форму или обряд"?

Устами пророка Исайи Господь возвещает особое благословение всем, кто истинно соблюдает субботу: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это" (Ис. 58:13,14).

Второе ложное утверждение

"Еженедельная суббота приобретает "религиозное значение" только в связи с ежегодными праздниками". Следовательно, своей религиозной или духовной наполненностью она обязана своей связи с ежегодными субботами, которые имеют явно церемониальный характер. И разве может объект благословения (то есть то, что в данном случае получило "религиозное значение") быть выше источника благословения? Все это доказывает, что еженедельная суббота представляла собой всего лишь одну из церемониальных суббот.

Мы уже выяснили, что еженедельной субботе была свойственна святость, которой ее наделил Бог в Едеме. По-видимому, только через 2500 лет появились ежегодные праздничные дни, с которыми она могла быть "связана". Когда впервые начала падать манна, Моисей назвал седьмой день "святой субботой", хотя в ту пору еще не существовало никаких ежегодных праздников, с которыми ее можно было бы "связать". Неемия писал, что, когда Бог возвестил субботу как часть Декалога, ее можно было назвать "святой субботой". Однако Декалог предшествовал возвещению законов, утвердивших празднование ежегодных праздничных дней. В контексте отрывков из книг Бытие, Исход и пророка Неемии, а также Книги пророка Исайи, которые говорят о святой Божьей субботе, мы не можем обнаружить никакой ее "связи" ни с каким ежегодным праздником, который якобы и передал ей святость.

Учитывая все это, мы, строго говоря, можем не тратить время на обсуждение этих ежегодных праздников, однако, рассмотрев их, мы еще раз убедимся, что по своей природе они принципиально отличаются от еженедельной субботы. Из Книги Левит (Лев. 23) известно, что ежегодных суббот было семь.

1. 15-й день первого месяца по иудейскому календарю первый день Праздника опресноков, который известен также как Пасхальная суббота.

2. 21-й день первого месяца, последний день Праздника опресноков.

3. 50-й день после 15-го дня первого месяца, позднее известный как Пятидесятница.

4. Первый день седьмого месяца, известный как Праздник труб.

5. Десятый день седьмого месяца, известный как День очищения.

6. 15-й день седьмого месяца, первый день Праздника кущей.

7. 22-й день седьмого месяца, последний день Праздника кущей.

Эти ежегодные собрания обычно назывались "субботами", потому что еврейское слово "шабат", которое в Ветхом Завете переводится как "суббота", означает просто "покой". Во время таких ежегодных суббот люди отдыхали от своих трудов, однако было бы неоправданно, основываясь на том простом факте, что упомянутые ежегодные святые дни именовались "субботами", приравнивать их к субботе - седьмому дню. Конечно, и те, и другие являются днями отдыха, однако это не означает, что по своему характеру или положению они похожи друг на друга. Опираясь на еврейский язык, мы не погрешили бы против истины, если бы назвали бы современный выходной день "субботой", то есть днем отдохновения; кроме того, христианский религиозный праздник мы тоже могли бы назвать "субботой", однако было бы совершенно безрассудно считать, что выходные и церковные праздники идентичны друг другу и вместе сохраняют свое значение или утрачивают его только потому, что (если исходить из еврейского языка) все они являются днями отдыха, или "субботами". Несмотря на то, что в одном они сходятся, а именно, представляют собой дни покоя и отдыха, расхождений между ними тоже немало. Также обстоят дела с ежегодными субботами и субботой - седьмым днем. Между ними тоже можно проследить много серьезных отличий. Отметим их.

Суббота - седьмой день (декалог)

Годовые (церемониальные) субботы

1. Утверждена при сотворении мира (Быт. 2:2, 3).

1 . Утверждены на Синае, приблизительно через 25 веков после творения (Лев.23).

2. Увековечивает память о событии, происшедшем в самом начале (творение), когда иудейского народа еще не было.

2. Являются памятованием о событиях иудейской истории. Например, Праздник кущей (Лев. 23:13).

3. Задумана для того, чтобы всегда напоминать человеку о творении (Исх. 20:8- 11).

3. Задуманы для того, чтобы напоминать человеку о кресте. "Тень будущего" (Кол. 2:17). Например: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7).

4. В седьмой день Бог почил и особым образом благословил и освятил его (Быт. 2:2, 3).

4. В эти дни Бог не почил и не выделил их особым благословением или освящением.

5. Является воспоминанием о том, что Бог сотворил мир совершенным.

5. Отмечают и прообразуют события в мире, искаженном грехом.

6. Связана с недельным циклом и всегда является одним и тем же днем недели.

6. Связаны с иудейским календарем и каждый раз празднуются различные дни.

7. Может соблюдаться везде, потому что недельный цикл не зависит ни от каких календарей.

7. Могут соблюдаться только там, где существует иудейский календарь.

8. Соблюдается каждую неделю.

8. Соблюдаются только раз в году.

9. "Суббота для человека" (Мк. 2:27).

9. Часть того церемониального обряда, который "против нас" (Кол. 2:14)

10. Будет праздноваться и по скончании этого мира (Ис 66:23).

10. Упразднены, "истреблены" распятием Христа (Кол. 2:14).

Конечно, все, что установлено Богом, в той или иной степени свято, и в данном случае ежегодные субботы в чем-то сходны с субботой - седьмым днем, однако различия между ними настолько реальны и велики, что их, вне всякого сомнения, нельзя смешивать между собой.

Давая Моисею наставления относительно ежегодных праздников, известных как "священные собрания" и вращавшихся вокруг семи ежегодных суббот, Господь в заключение сказал: "Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания... кроме суббот Господних" (Лев. 23:37, 38).

Итак, Сам Бог наставляет нас в том, что ежегодные субботы отделены от "суббот Господних" и представляют собой дополнение к ним. Об этом хорошо сказано в библейском комментарии Джемисона (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Брауна (Brown): "В Книге Левит (Лев. 23:38) обозначено ясное различие между "субботой Господней" и прочими субботами" (Комментарий на Кол. 2:16).