Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 27 апреля 2024
Возражение 82 PDF Печать Email

 

Книга Откровение (Откр. 6:9,10) доказывает, что души умерших праведников находятся на небе.

В данном библейском отрывке читаем: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр. 6:9, 10).

Для начала интересно отметить, что в данном случае те, кто убежден в бессмертии души, для доказательства своей позиции ссылаются на Книгу Откровение. Каждый раз, когда, обосновывая свое вероучение, на эту книгу ссылаются адвентисты седьмого дня, почти все сторонники идеи естественного бессмертия заявляют, что эта книга является слишком мистической и, следовательно, трудной для разумения. Почему же в таком случае она сразу становится ясной и понятной, как только речь заходит об укреплении позиций сторонников теории естественного бессмертия? Быть может, только в этом единственном отрывке они хотят буквально истолковать слова данной символической и пророческой книги? Так оно и есть, потому что вся их аргументация предполагает буквальное понимание рассматриваемого нами текста. Исходя из этого, мы хотели бы задать им несколько вопросов, чтобы выяснить - готовы ли они на самом деле отстаивать буквальное значение этого отрывка?

Если после смерти души праведников сразу же воспаряют к вечному блаженству, которое они обретают, находясь рядом с Богом, то почему в таком случае самые достойные из них (мученики) находятся под жертвенником? Разве такое местоположение можно назвать идеальным? Разумеется, нельзя - ведь эти души несомненно испытывают страдание.

Почему они взывают об отмщении своим гонителям, которые преследовали их веками? После смерти, согласно учению о бессмертии души, грешники сразу же оказываются в огне ада, и, следовательно, мученикам и не надо бы желать более ужасной мести.

Верующие в бессмертие души решительно утверждают, что притчу Христа о богаче и Лазаре надо воспринимать буквально, а не как аллегорию. Эту историю мы рассмотрим в дальнейшем, однако заранее хотелось бы задать такой вопрос: если небо и ад находятся так близко друг от друга, что благочестивый Лазарь слышит, как богач подробно рассказывает ему о своем страдании, зачем мученикам молить об отмщении? Быть может, эти души не находят полного удовлетворения в созерцании пыток и слушании стонов, которые, согласно всеобщему представлению, радуют их глаза и уши, когда они обращают свои взоры к аду?

Однако стоит ли продолжать? Почему мы вообще должны анализировать этот отрывок, если многие весьма сведущие богословы заявляют, что его нельзя воспринимать буквально? Вот что говорит известный пресвитерианский исследователь Альберт Варне (Barnes): "Мы не можем предположить, что все это происходило буквально и что Иоанн действительно видел души мучеников под жертвенником, поскольку вся картина носит символический характер; равным образом нельзя допустить мысли о том, что гонимые и пострадавшие молят на небе об отмщении... тем не менее с полным основанием можно сделать вывод, что воспоминания обиженных, гонимых и угнетенных будут настолько реальны, словно такая молитва действительно была там вознесена, и, следовательно, гонитель должен бояться божественного отмщения, словно те, кого он преследовал, на самом деле воззвали на небесах к Богу, Который ответил на их молитву. ...Каждый гонитель должен бояться смерти того, кого он мучал, будто тот действительно восшел на небо, чтобы свидетельствовать против него" (Комментарий на Опер. 6:10).

Справедливости ради надо сказать, что сам Варне верит в бессмертие души и ее сознательное состояние после смерти, и даже считает, что в каком-то смысле процитированный отрывок подтверждает такое учение. Однако это ни в коем случае не лишает силы его вполне определенное признание в том, что ранний текст надо воспринимать не в буквальном, а в переносном смысле. Это все, что нам было нужно в его свидетельстве. Тем не менее он не объясняет, каким образом, делая такое признание, можно верить, что этот текст поддерживает учение о бессмертии души.

А вот что пишет методистский автор Адам Кларк (Clarke): "Как и кровь Авеля, их кровь взывала об отмщении. ...Мы иногда говорим "кровь за кровь"" (Комментарий на Откр. 6:9, 10).

К сожалению, мы не имеем возможности рассмотреть символический смысл данного текста, являющийся частью очень важного пророчества Книги Откровение. Однако, по сути дела, в этом нет необходимости, поскольку, доказав, что такой язык нельзя понимать буквально, мы лишили всякого основания аргументы наших критиков. Но даже если воспринимать души в буквальном смысле, они все равно остаются слишком эфемерными и призрачными, так что сторонники их бессмертия не способны дать им сколько-нибудь удовлетворительную характеристику. Однако мы, наверное, захотели бы слишком многого, если бы предположили, что в конечном счете наши критики будут вынуждены признать: речь идет о символических душах, находящихся под символическим жертвенником и издающих символические крики.