Ротационная модель субботней школы
В последнее время этот тип деятельности получил широкое распространение в
больших церквях Соединенных Штатов. Этому способствуют три обстоятельства.
Первое: во многих церквях зачастую трудно найти людей, которые согласились бы
преподавать в течение всего года. Те, кто подходит для этой работы, как правило,
чересчур заняты и у них нет желания брать на себя обязательства, которые
потребуют от них преподавать каждую субботу на протяжении многих месяцев.
Второе: многие дети и взрослые потеряли интерес к традиционному время
провождению на уроке.
И третье: все более очевидным становится, что для усвоения какой-либо
библейской истории учащимся недостаточно одной недели и одного способа подачи
материала. Подход, в основе которого лежит чередование занятий в студиях и
группах, принимает во внимание все эти проблемы.
В субботней школе такого типа церковные помещения приспособлены под «студии» и
соответственным образом оборудованы. Так, одна из комнат может стать
компьютерным классом. Компьютерные программы по детской Библии, по ее изучению,
энциклопедические программы могут весьма пригодиться на библейских занятиях.
Другая комната превращается в театр. Дети приходят в восторг от возможности
знакомиться с Библией там, где разыгрываются пьесы на библейские сюжеты. Третья
оборудована под кинотеатр. В ней дети просматривают фильмы на библейские сюжеты
и другие картины, которые помогают им ближе познакомиться с тем, о чем
говорится в Писании. Четвертая комната — для художественных занятий. Там дети
могут рисовать, лепить из глины, создавая своими руками то, о чем они услышали
на занятиях. Пятая комната обустроена наподобие какого-либо места, упоминаемого
в Библии, скажем, Иерусалимского храма. Дети заходят в «храм» и встречают там
людей, изображающих библейских персонажей, — к примеру, Моисея, Павла, Иеремию
или Иисуса. В студиях такой ДСШ можно заниматься играми, кулинарией, танцами,
музыкой — любым видом творчества, который так или иначе помогает знакомиться с
Писанием.
* Ротация — постепенное перемещение элементов какой-либо структуры.
Творческие методики преподавания нам не в новинку. Просто ротационная модель
облегчает преподавание, создавая отдельную студию для каждого вида
препо|давательской деятельности. Несомненное новаторство этого подхода
применительно к ДСШ состоит в том, каким образом предлагается работать — каждую
субботу на протяжении пяти недель в одной и той же мастерской. К тому же, от
преподавателей требуется давать один и тот же урок пять суббот подряд, используя
таланты, которыми они обладают. Скажем, тот, кто знает толк в компьютерном
программировании, будет преподавать в компьютерном классе. Тот, к примеру, кому
нравится смотреть и обсуждать фильмы, займется кинотеатр ром. А кто любит
театральные представления, возьмется за постановку библейских историй. И так
далее.
На протяжении пяти недель ведущие студий преподают детям один и тот же материал,
но каждый раз — новой группе. Разумеется, преподнесение материала должно
соответствовать возрастному уровню той или иной группы. Дети тоже знакомятся с
одним и тем же материалом на протяжении пяти недель, но только этот материал
подается им пятью совершенно отличными друг от друга способами. И если ребенок
вдруг пропускает пару занятий, тема занятий не оказывается пропущенной — он
наверстывает материал на трех остальных занятиях. Таким образом, учителям с
каждой неделей становится все проще, а их напряжение и беспокойство уменьшаются.
Вдобавок, ротационная модель обеспечивает учащимся неспешный темп занятий в
спокойной обстановке. Поскольку тема меняется всего лишь раз в четыре или пять
недель, готовить новый материал и составлять учебный план приходится значительно
реже.
Эта модель ДСШ зарекомендовала себя тем, что благодаря ей как дети, так и
взрослые вовлекаются в работу, которая им чрезвычайно интересна. Многие церкви,
избравшие эту модель, отзываются о ней с большим энтузиазмом. У взрослых есть
возможность использовать свои творческие навыки, преподавая в воскресной школе
на протяжении пяти недель. При желании, они могут провести еще один цикл
занятий, а могут и уступить черед другим.
Неудобство этой модели может заключаться вот в чем:
1) Она требует больших затрат, нежели традиционные формы занятий в воскресной
школе, по крайней мере, поначалу, когда необходимо вложить немало средств в
обустройство.
2) Для нее нужно много помещений, что едва ли по силам большинству церквей.
3) Она не так уж способствует развитию взаимоотношений между детьми и
взрослыми, поскольку на их общение отведено не слишком много времени.
4) Требуется много времени, труда и воображения, чтобы подготовить уроки
различных типов. С другой стороны, в этом состоит и определенное преимущество,
потому что таким образом людям предоставляется возможность для большей
самоотдачи.
Уличные воскресные школы
Этот новый, ярко выраженный евангелизационный подход возник и нашел свое
применение в больших городах и в настоящее время практикуется во многих странах
мира, в том числе в США, Франции, Германии, Южной Африке, Испании, Португалии и
Италии. Этот подход осуществим в тех местах, где дети не посещают ДСШ, а потому
хорошо подготовленная команда ведущих, которые намерены нести благую весть
детям в возрасте 6-12 лет, выходят со своей программой на улицы, где играют
дети. Для этого приобретается фургон или трейлер, который превращают в
«Воскресную школу на колесах». Кукольный театр, стулья, столы, карандаши,
фломастеры, ножницы и прочие канцелярские принадлежности, музыкальные
инструменты, микрофоны, театральный реквизит и многое другое — хранится в
фургоне. Сам фургон разукрашен яркими рисунками. Команда ведущих разъезжает по
окрестностям, останавливаясь на тех площадках, которые дети облюбовали для
своего время провождения. Пространство фургона застилается брезентом. Когда
фургон останавливается, брезент расстилают на улице так, чтобы дети могли на
него сесть.
Уличные воскресные школы возвращаются туда, где они побывали, раз в неделю на
протяжении шести недель. Команда старается наладить общение с детьми. Позднее
они продолжают навещать детей и их семьи. Такие команды могут действовать
независимо, и все же лучше, когда они сотрудничают с церквями, которые со всей
ответственностью взяли на себя заботу нести Благую весть детям и семьям,
отделенным от Христа и Его церкви. Церквям, которые хотят работать подобным
образом, потребуется искреннее желание и достаточная гибкость, чтобы принять в
свое лоно людей из разных культурных слоев общества. Они должны быть готовы к
тому, что им придется помогать этим людям в решении самых разных проблем.
В таких занятиях используется бодрая музыка, сценические постановки и иные
представления, которые способствуют установлению контакта с детьми, поскольку
все это близко языку и культуре улиц, где дети проводят большую часть времени.
Это с успехом осуществляется в бедных кварталах, где дети живут в окружении
торговцев наркотиками и преступных группировок. Такая работа требует от членов
команды громаднейших усилии и ответственности. Здесь необходимо определенное
мужество и готовность жертвовать временем, чтобы организовывать и продлить эту
работу с детьми и их родителями. Некоторые церкви предпочитают отказаться от
такого рода деятельности, поскольку она заметно выходит за рамки то набожного
мира, в котором пребывает церковная община. Служение детям из бедных кварталов,
детям, которые во многом нуждаются и чьи нужды не могут быть проигнорированы
теми, кто взялся их евангелизировать, — равно тяжелый труд и большое вложение
денег. Те, кто берется работать в таких условиях, должны быть хорошо
подготовлены ко всем тяготам, связанным со служением бедным.
|