Могут ли библейские числа представлять опасность? |
Ореол таинственности числа приобретают не потому, что они каким-то особенным образом используются в Библии. Скрытым смыслом наделяют их сами люди. На самом деле библейские авторы чаще всего употребляли числа в самом обычном их значении, например, для того, чтобы сосчитать численность войска или народа и т.д. Однако иногда они использовали числа в символическом смысле, как это и сделано в Откр. 13:18. Кроме того, некоторые полагают, что числа, которые встречаются в Библии, обладают мистической силой, поскольку в них заключен тайный религиозный смысл. Во-первых, рассмотрим символическое использование числа 7. Число 7 встречается почти в 600 библейских отрывках. Многие люди считают, основывая свое убеждение на отдельных текстах, что 7 символизирует завершенность, полноту. К примеру, Бог сотворил землю за шесть дней, в седьмой почил. Таким образом, начало семидневного недельного цикла, похоже, лежит в основании многократного употребления числа 7 в Священном Писании. Семерку можно встретить во многих библейских книгах. В Ветхом Завете пророк велел Нееману семь раз окунуться в Иордан, чтобы исцелиться от проказы (см. 4 Цар. 5:10). Очевидно, Бог мог исцелить Неемана после любого количества погружений в воду, но Он повелел пророку дать Нееману указание окунуться семь раз в качестве символического акта веры. Подобным же символическим смыслом наделено число 7 в Новом Завете в послании к семи церквам (см. Откр. 1:11). Хотя мы знаем, что в то время церквей было гораздо больше, использование семерки символично и указывает на полноту, выражающуюся в том, что Бог предназначил эту весть для всех церквей того региона. В действительности, несмотря на многообразие употребления чисел в Библии, мы должны всегда истолковывать их в том смысле, который придавал им библейский автор, либо исходя из контекста. Однако на самом деле все получается иначе. Воображение, предположение и догадка играют значительную роль в мистическом толковании чисел. Прежде чем принять за истину то значение, которым наделяется какое-либо число, человек должен тщательно обдумать это толкование. Числа подобны статистике - ими можно манипулировать до тех пор, пока они скажут вам то, что вы хотите. Например, некоторые заявляют, что число 1 - это число Божье, а число 2 означает деление и разобщение. Однако другие твердят, что число 1 означает единство, а число 2 - диссонанс и смерть. Кто же прав? Возможно, что никто! Но ученые знают, кто положил начало всей этой неразберихе с числами, - его звали Пифагор. Насколько известно ученым, нумерология получила развитие в VI веке до Р.Х., когда древний философ по имени Пифагор выдвинул идею, согласно которой все сущее можно выразить в числах, поскольку все во вселенной можно в конечном счете свести к числовому ряду. Пифагор и его последователи придавали божественное значение большинству чисел от 0 до 50. Они даже считали, что четные числа - женского рода, а нечетные - мужского. Числа мистическим образом связывали с цветовой гаммой, добродетелями и многими другими понятиями. Пифагор не был одинок в своем трепетном отношении к числам. Вавилоняне, египтяне и арамеи, похоже, пользовались мистическими числами и раньше, но именно Пифагор создал хорошо организованную систему. Его идеи распространились из Греции в Италию, а затем и в библейскую Палестину. Влияние пифагоровых числовых систем весьма заметно в небиблейских писаниях, называемых апокрифами, а также в сочинениях гностиков (отколовшейся группы христиан, существовавшей в первые века истории Церкви). Влияние учений Пифагора стало быстро расти, когда раннехристианский теолог и философ Августин (умер в 430 г.) проявил большой интерес к нумерологии. Позднее нумерология распространилась среди иудеев и нашла отражение в религиозно-мистическом учении каббала. Приверженцы каббалы учат, что у имен, слов и букв в Библии есть более глубокий смысл, и что, раскрывая его, можно познать скрытые тайны Божественного. Интерес к нумерологии не ослабевает и сегодня. Вдумчивые люди неизбежно зададутся вопросом: если Бог хотел, чтобы Евангелие Иисуса Христа обошло весь мир, почему в таком случае Ему нужно было что-то скрывать? Неужели Священные Писания, созданные по вдохновению Божьему, содержат тайные сведения? Действительно ли человеку необходимы особые познания или мудрость, чтобы понять Библию? Апостол Павел писал молодому Тимофею, наставляя его: "Учись [др. пер.] , чтобы представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2: 15). Павел вовсе не призывает его "умствовать", чтобы представить себя достойным. Люди, изучающие Библию, должны воспринимать Писания в том виде, в котором они перед ними предстают, и следовать совету английского философа Уильяма Оккама, который сказал: "Рассматривайте самое простое толкование как наиболее правдоподобное". Для дальнейшего исследования 1. Ackroyd, Peter R., and Christopher F. Evans, eds. Cambridge History of the Bible. Vol. 1, pp. 559, 560. 2. Davis, John J. Biblical Numerology. Grand Rapids: Baker Book House, 1968.
|