Ветер перемен Печать

 

Ветер перемен

С детства ему прочили великое будущее. Родители и окружающие отмечали в нем одаренность и трудолюбие. Его цепкий ум всегда был жаден до знаний. Вскоре стало ясно, что сверстникам за ним не угнаться. Блестящее образование соединилось с благородством происхождения и изысканностью воспитания. Такой союз требовал все большего жизненного пространства для этой незаурядной личности. Страстность натуры, бескомпромиссность характера и почти сверхъестественная эрудиция победоносно повергали в безмолвие многих оппонентов. Верность своим убеждениям, неутолимое стремление к успеху заражали окружающих и влекли за этим необыкновенным молодым человеком. Учителя могли им гордиться, а враги трепетали перед ним. При таком начале жизненного пути нетрудно догадаться, какое ожидалось будущее. Престижная работа, пожизненная денежная обеспеченность, почет и уважение, удачная личная жизнь, безмятежная старость, грандиозные похороны, инкрустированный из дорогих пород дерева красивый и просторный гроб, ну, а затем, как водится, вечная память о славном гражданине...

Неизвестно, думал ли об этом Савл, собираясь в очередную командировку. На этот раз ему и сопровождавшей его группе вооруженных людей предстояло отправиться в Дамаск. И в тот день он не мог не думать о вероятных происшествиях, ожидавших его впереди. Вид первой, пролитой с его участием крови пугал и манил, возбуждая неизведанные дотоле мысли и чувства.

Книга Деяний апостолов, глава 9: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил" (Деян. 9:1-9).

Ветер!!! В эту ясную, размеренную, хорошо спланированную жизнь, врывается свежий ветер перемен.

- Кто Ты, Господи?

- Живой Христос!

И теперь навсегда, безвозвратно остаются в прошлом престижная работа, обеспеченность, почет и уважение, счастливая личная жизнь, безмятежная старость, грандиозные похороны, инкрустированный из дорогих пород дерева красивый и просторный гроб... Да к чему теперь все это?

Живой Христос, вот в Ком так нуждается сегодня мир, который, подобно Савлу в те дни, об этом и не думает. Живой Христос, вот в Ком так отчаянно нуждается сегодня каждый из нас.

Свет, осиявший Савла, озаряет сегодня и нас с вами. Нет сомнения, что здесь и сейчас среди нас есть немало тех, кто в своей жизни однажды пережил слепоту неверия и прозрение веры. Как же продолжается рассказ о путешествии Савла? Продолжим чтение все той же девятой главы.

"В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске" (Деян. 9:10-19).

Посмотрите, каким контрастом звучат эти два диалога человека с Богом. Савл слетает с лошади (верблюда или ишака), судорожно скребет придорожную пыль, пустыми глазами ищет небо, пытается встать и, когда ему это не удается, восклицает: "Кто Ты, Господин?"

Он повержен Сильнейшим. У современного человека подобная сцена может ассоциироваться со встречей двух заклятых врагов из какого-нибудь голливудского боевика. Вот-вот начнется расправа.

А вот другой диалог из той же главы. Анания, спокойно вытянувшись на циновке, наслаждается покоем после трудового дня. Он видит светлые сны о новом небе и новой земле, как вдруг слышит хорошо знакомый голос:

- Анания!

- Я, Господи.

- Мне нужна твоя помощь. Пойди к человеку по имени Савл. Вот его подробный адрес. (Бог знает наши адреса!) И сделай для Меня следующее: помолись с ним и за него.

- Господи, но Ты, наверное, еще не слышал о нем то, что стало известно мне вчера...

- Слышал, Анания, слышал. Иди.

- Хорошо. Если Ты со мной, я иду.

Такое впечатление, что разговаривают двое старых добрых друзей, а вовсе не Бог с человеком.

Как вы думаете, в каком состоянии пребывал Савл те три дня, будучи поражен слепотой? Он мог бы думать: "А вдруг я так и останусь слепцом в самом расцвете сил? Не слишком ли большую плату берет Бог за встречу с Собой? А вдруг слепота, случившаяся со мной, является страшным наказанием за мои прошлые грехи? И теперь я буду медленно и мучительно умирать, оставленный всеми. А может быть, стоит наложить на себя руки и разом со всем покончить? Уже третьи сутки я погружен во мрак. Чего еще ждать?"

Так ли мыслит человек, который подлинно повстречался с Иисусом? Конечно, нет! Господь говорит Анании о Савле: "Он теперь молится". Иными словами, если человек действительно повстречался с Господом, то уныние для него, хотя и возможно, но все же противоестественно. Гораздо естественнее говорить с Богом в молитве.

Теперь же, когда двое доверяющих Богу молятся вместе, Дух Святой совершает духовное крещение Савла. Анания же преподает ему водное крещение. Это именно то, что происходит с человеком, который встречается с Богом: желание к молитве, исполнение Духом Святым, водное крещение.

"И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос" (Деян. 9:20-22).

Свидетельство словом об Иисусе является делом совершенно естественным для обращенных христиан. При этом безостановочно шел очень конструктивный и важный процесс. Савл "более и более укреплялся..."

Делясь с кем-либо своей верой, мы сами благодаря этому укрепляемся. Практически у каждого из нас есть родственники, друзья, знакомые, которым мы можем помочь найти Бога. Нам следует усердней молиться об этом, и Господь укажет мудрый путь, как это лучше сделать. Часто в этом нас обходит успех только потому, что нашим попыткам не предшествует усердная молитва. Вулканической силы желания "сделать" своего собеседника верующим недостаточно. Необходимо действие Духа Святого, проникающего в душу. Нам же не дана способность проникать в мысли и чувства даже самых близких людей. И потому так важно со-трудничество, со-участие Духа Святого в наших человеческих немощных, но значимых усилиях.

Кроме того, рассказывая окружающим о Христе, мы и сами укрепляемся. Чувствуете, что слабеет ваша вера? Тревожит ощущение духовного "застоя"? При этом очень полезной может оказаться простая самопроверка. Спросите себя, давно ли в последний раз вы делились своей верой? Как известно, стоячая вода скоро теряет свежесть. Слово же о Христе есть вода живая. Дайте возможность своей вере течь через вас, и вскоре почувствуете прилив свежих сил.

"Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его (Савла)" (Деян. 9:23). Более того, теперь и язычники "покушались убить его" (Деян. 9:29).

Безверие и безбожие имеют дьявольское свойство: ослабляя человека, подталкивают его к самоутверждению, уничтожая ищущих Бога и знающих Его. Речь идет, прежде всего, об уничтожении моральном, но случается и даже физическое. Савл был слабым человеком, поэтому "дышал злобой и убийством". Эта религиозная злость служила самым ярким свидетельством ошибочности его веры. Сильные люди дышат любовью. А наиболее сильные из них обретают, уподобляясь Христу, способность любить даже врагов. Заметьте, как только сам Савл стал сильным в Боге человеком, сразу же у его былых "друзей" появляется желание убить его. Но жизнь каждого из нас не во власти людей. Никакие силы этого мира не в силах повредить верующей душе, если Господь решил, что еще не время прерваться земному пути.

"Ибо так говорит Господь: .. .касающийся вас касается зеницы ока Его" (Зах. 2:8).

У Господа всегда есть ученики, друзья, ангелы, в нужный момент готовые прийти на помощь.

В 1942 году из села Тарасовка Ростовской области в соседнее село Колодезное по повестке в военкомат отправились Яков Павлович Дмитриенко, Евгений Георгиевич Титков, Павел Иванович Кулаков и еще двое братьев по вере, служивших Церкви. В ту пятницу они бодрым шагом приближались к Колодезному, вслух рассуждая о том, что их ждет впереди. Увлекшись разговором, они не заметили, как рядом появился незнакомый молодой, скромно одетый человек. Он замедлил шаг и дружелюбно поинтересовался, о чем они так оживленно беседуют. Путники остановились и объяснили, что идут по повестке в военкомат. Он удивился и сказал, что этого делать не стоит. "Сегодня пятница, к началу субботнего дня вы не успеете возвратиться домой. Не лучше ли сейчас вернуться в Тарасовку, а уже после субботы пойти по повестке?" "И в самом деле, - отозвались на предложение его собеседники, - и как это мы сразу об этом не подумали? Стоп! А откуда этот незнакомец знает о субботе? И куда же он вдруг подевался?" Они оглянулись по сторонам. Их недавнего собеседника нигде не было. Место открытое, кругом степь да поодаль лесополосы, спрятаться некуда. Тут-то они и поняли: с ними говорил Божий вестник. Тогда все спешили обратно домой. А в все-таки пошли в Колодезное. Стали расспрашивать, в какой хате разместился военкомат. А люди им и говорят: "Да какой там военкомат! Здесь трибунал был. Кого вызывали - того и расстреливали. А вчера свернулись и сгинули".

Стало ясно: там происходило то, что описал в стихах Даниил Андреев:

За околицы пыльные "тройки"

Уводили невинных людей.

Уводили. И без погребенья

Оставляли в карьерах. Лежи

На задворках родного селенья,

У запаханной чьей-то межи. Но вернемся к Деяниям апостолов. "Братия, узнав о сем, отправили его (Савла) в Кесарию и препроводили в Таре" (Деян. 9:30). А что значил город Таре для Савла? Это был его родной город. Там он родился и вырос. Это означало, что Савлу следовало позаботиться о домашних. Он встретил Иисуса Христа. Теперь ему следовало поведать об этом своим родственникам и друзьям, с которыми он провел детство и юность. И только потом настанет черед великих миссионерских походов.

"Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались" (Деян. 9:31). У нас происходит подобное? И мы умножаемся? Если мы, как церковь, живем, стремясь к встрече с Христом, молимся, исполняясь Духом Христовым, свидетельствуем о вере, обогащаемся опытом Божьего участия в нашей жизни, тогда будем и умножаться. Вначале качество, а потом уж и количеством.

Оставив нам в пример Свою жизнь, Господь оставил и образы жизни тех, кто нашел в Нем свое прозрение. Вехи Савла, позже ставшего Павлом, - это не вехи фантастического героя. Это обычная жизнь христианина. Смерть Павла не описана в Новом Завете. В этом нет необходимости. В его жизни не было вечера. Свет Христов разрушает мрак, проходит сквозь холод могилы и, подобно маяку, указывает путь к новой земле. В жизни христианина случаются скорби, но в ней нет места вечеру. Человек может пострадать, вернуться в свое естественное состояние - прах. Но сокрытая со Христом жизнь в Боге - остается. "Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Ин. 5:12).

Апостол говорил: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1:21). "За смертью последует воскрешение и встреча с Христом. Если же я живу, значит, принесу пользу для вас. Нет таких сил во вселенной, которые могут похитить мою жизнь, если она передана в руки Христа", - примерно так, судя по его высказываниям, рассуждал бывший Савл.

Слава Павла, почившего в Боге, превзошла славу Павла живого. Нет более известного на земле иудея-еврея-христианина, чем Павел. Но не слава была мотивом его трудов ради Христа, обильно политых потом и кровью. Встретившись с Иисусом, Павел, кажется, потерял все. Даже имя, Савл, осталось в прошлом. И мы помним не апостола Савла, но Савла-гонителя, а апостола Павла. Но сам он не считал, будто что-то потерял после той самой встречи с Иисусом.

"Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Флп. 3:8).

Сор. То, из-за чего Савл гнал своих соплеменников, ставших христианами, теперь стало для него сором. А те иудеи, которые так и не приняли Иисуса как Христа, то есть Мессию, ополчились на Савла. Они считали, что он сошел с ума, стал бесноватым. Настала пора убить его. Он не имел права топтать святую землю. Землю Авраама, Исаака, Иакова. И за Павлом была объявлена настоящая охота.

"В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме. С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие. Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла. Итак, ныне же вы с синедрионом дайте знать тысяченачальнику, чтобы он завтра вывел его к вам, как будто вы хотите точнее рассмотреть дело о нем; мы же, прежде нежели он приблизится, готовы убить его" (Деян. 23:11-15).

Они искали убить его. "Ну и пусть ищут, - думал Павел,-такова их работа", - и, подобно Анании, спокойно и безмятежно засыпал.

От своей мамы я узнал о замечательной странице из биографии ее отца, Константина Ефимовича Титаренко. После войны он с женой и четырьмя дочерьми жил в уже упоминавшемся выше селе Тарасовке Ростовской области. И был он служителем Церкви, которых тогда катастрофически не хватало. Кого-то унесла война, а кого-то - репрессии. Он и сам со дня на день ожидал ареста, что позже и произошло. Так вот, ему часто приходилось уезжать на далекие расстояния с пасторскими посещениями.

Однажды он отправился навестить одну из таких сельских общин, где много проповедовал. Там несколько человек обратились и приняли крещение. Позже он неоднократно бывал в той церкви, духовно подкрепляя новообращенных. Среди них была женщина, муж которой был яростно настроен против ее веры и объявил жене: "Я этого мужика убью". Женщина предупредила Константина Ефимовича о нешуточной угрозе: "Если он сказал, значит, сделает". Но как быть? Посещать эту небольшую церковь все равно было необходимо. Добираться туда было нелегко. Поздней электричкой, а потом до самого села пешком через лес. Кстати, "электричкой" в те годы и в тех местах служили товарные поезда (их называли "телячьи вагоны"), в которые запрыгивали на ходу кто как может и так же спрыгивали кому где понадобится. Всякий раз случалось так, что до села Константину Ефимовичу приходилось идти в одиночку. Но он верил, что, если надо, Бог его сохранит.

Время его служения в тех местах закончилось благополучно, и он вернулся в Тарасовку. В ту церковь, где ему угрожал муж новообращенной женщины, он попал только через год. Перед богослужением к нему подошел мужчина и сказал: "Брат, я тебя несколько раз в лесу сторожил, все хотел убить. А теперь вот, сам крещение принял". Константин Ефимович порадовался за него, а затем спросил: "А что ж не убил?" "Да с тобой всегда еще кто-то шел, еще один или даже несколько человек. Ты никогда не ходил один. А я все не мог решиться напасть сразу на нескольких". Но Константин Ефимович возразил: "Брат, я всегда ходил один". "Нет, неправда, - усмехнулся тот, - я сам видел. С тобой всегда кто-то шел рядом". Тогда стало ясно, что это ангелы сохранили жизнь моего деда, а Бог спас еще одного грешника.

В конце своего земного поприща Павел произнес великие слова: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:7, 8).

Это почти самые последние слова апостола, дошедшие до нас. И потому они особенно важны. "Явление" - кажется, речь здесь идет о пришествии Первом или Втором. Но, скорее всего, это не так. Похоже, что в данном случае апостол говорит о чем-то другом. Греческое слово "эпифанейа" означает здесь именно явление. Не о дороге ли в Дамаск вспоминает Павел в конце земного поприща? Не о той ли встрече со светом на своем жизненном пути говорит апостол? Не ветер ли славных перемен вспоминает он? "Эпифанейа" для любящих Бога - это встреча с Христом, Его светом, Словом Жизни. Только во свете явления Господа случается истинное прозрение, за которым следует обычная для христианина жизнь: молитва и исполнение Духом Христа, крещение и свидетельство о своем прозрении, деятельное участие в жизни Церкви и радость за ее рост.

Явление Христа, встреча с Ним у каждого из нас своя. И только с этой встречей в жизнь врывается свежий ветер перемен, от которого у нас вырастают крылья. И тогда мы обретаем способность узреть "венец правды, который даст Господь... всем возлюбившим явление Его". Узреть не только венец, но и длани Спасителя, на которых останутся следы от встречи с человеком. И эти следы от гвоздей будут Его венцом навсегда. Это память о встрече, прозрении и переменах, ради которых стоит жить.

1 ноября 1996

КРЫЛЬЯ

Живем, скользя по осыпям идей,

Питаясь прахом горьких заблуждений,

И с каждым поколеньем все сложней

Понять реальность вечных откровений.

И с каждым поколеньем все трудней

Подняться до небесных категорий,

Нам тлен земной привычней и родней,

Пропитанный насквозь нуждой и горем.

Мы веру обратили в пустоту,

Не верим ни Всевышнему, ни людям,

И сердце потеряло высоту,

Легло в болотный мох суетных буден.

Но верит небо, что, устав от тьмы,

Однажды, пусть ничтожно малой мерой,

Наперекор неверью примем мы

Зерно горчичное - утраченную веру.

Наследник мглы и нравственных разрух,

Одетый ложью, как дорожной пылью,

Рожденный ползать наш убогий дух

Посредством веры обретает крылья.

Н.И. Щеглова


021 Батчелор М. Открывая Библию. М: Российское Библейское Общество, 1998. С. 24.
022 Барт К. Очерки догматики. СПб.: Алетейя, 1997. С. 106.