21. В Его смирении Печать

 

"По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя... в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2,3-8).

В этой дивной главе мы находим собрание всех драгоценных истин, явленных нам личностью Сына Божиего. Сначала мы видим достойное поклонения Его божество: "образом Божиим", "равным Богу". Затем следует тайна Его становления человеком в словах, полных глубокого неисчерпаемого значения: "Он уничижил Себя Самого". За этим следует примирение чрез унижение, послушание, страдания и смерть: "Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной". И все это венчается Его прославлением: "Бог превознес Его". Божество Иисуса, становление Его человеком, унижение, в котором Он совершил наше искупление, и возвышение Иисуса - таковы сокровища мудрости этой главы.

Написано много книг с различными мнениями относительно отдельных слов из этого отрывка; но не всегда обращалось достаточно внимания на обстоятельства, в связи с которыми Святой Дух преподал нам этот урок. В первую очередь здесь не истина противопоставляется заблуждениям и подчеркивается не укрепление веры, нет, у апостола были совсем другие намерения. Среди филиппийцев царила еще гордыня и недоставало любви, и этот отрезок Священного Писания прежде всего был приведен, чтобы обратить их внимание на пример Иисуса и научить их унижаться, как Он. "По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. В вас должны быть те же чувствования, каким и во Христе Иисусе". Кто еще не рассматривал эту часть Слова Божия с желанием, стать таким же смиренным, как Иисус, тот никогда еще не воспользовался ею верно. С трона Божиего спустившийся, человеком прошедший чрез унижение креста и опять вознесшийся, Иисус открыл нам единственный путь, следуя которым мы можем достичь Его трона. Верой одной можно принять Иисуса не только как Искупителя, но и как пример для себя. Каждая душа, действительно желающая принадлежать Ему, должна обладать Его духом и Его образом мыслей и носить Его образ.

"В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, который, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого". Мы должны уподобиться Иисусу в Его самоуничижении. За первым большим актом самоотречения, когда Он, как Бог, самого себя лишил Своей божественной славы и силы, следует второй, не менее дивный, когда Он унизил себя, как человек, до смерти на кресте. И как о самом простом, само собой разумеющемся, Священное Писание говорит нам: в этом двояком, непостижимом унижении, которому дивится весь мир и в котором находит свое блаженство Отец, мы должны уподобиться Иисусу.

Действительно ли Бог ожидает этого от нас? Почему бы и нет? Более того, можно ли ожидать от нас чего-либо иного? Павел знает необычайную силу гордости старого Адама в нашей натуре. Но он знает также, что Иисус искупил нас не только от проклятия, но и от силы греха, и что Он уделяет нам свою жизнь воскресения, так что мы на земле можем жить по Его образу. Он говорит нам, что Иисус не только наш поручитель, но и наш пример, так что мы можем жить не только Им, но и подобно Ему. Далее он говорит нам, что Иисус не только наш пример, но и наш Глава, Который продолжает в нас ту жизнь, которую Он однажды вел на земле. Имея такого Спасителя и такой план искупления, разве может быть иначе: последователь Иисуса мыслит, как Иисус, и подобен Ему прежде всего в смирении?

Пример Иисуса учит нас, что не грех должен усмирять нас. Многие христиане считают, что необходимо ежедневно грешить, дабы оставаться в смирении. Но это не так. Хотя само смирение, как начало новой жизни, весьма приятно и ценно, и оно заключается в признании грехов и недостатков. Но есть еще одно небесное, Иисусу подобное смирение, которое сохранит нас, если благодатью мы будем предохранены от греха, в самоуничижении, где мы можем только удивляться Божьему благословению и радоваться, быть ничем перед тем, кому мы обязаны всем. Благодать, а не грехи, нужна нам, чтобы смириться и оставаться в смирении. Самые плодоносные ветви прогибаются сильнее. Чем больше река, тем глубже ее русло. Чем ближе душа познает своего Бога, тем сильнее она ощущает свое ничтожество перед Его величием. Только таким образом для нас становится возможным чтить других выше себя. Иисус Христос, святой Бог - наш пример в смирении. Именно познав, что Отец все отдал в его руки, что Он пришел от Бога и к Богу идет, Он умыл ноги своим ученикам. С уверенностью в Божьем присутствии, при наличии в нас божественной жизни мы станем смиренными.

Некоторым христианам кажется совершенно невозможным сказать когда-либо: "Я не хочу больше думать о себе, я хочу других почитать выше себя". Хотя они и просят благодати для преодоления худших проявлений вспышек гордости и пустого тщеславия, но полное самоотречение, как у Иисуса, кажется им слишком трудным и непостижимым делом. О, если бы они только поняли глубокую истину и блаженство слов: "Кто унижает себя, тот возвысится", "Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее", тогда бы они не успокоились до тех пор, пока не уподобились бы и в этом своему Господу. Тогда бы они поняли, каким образом может быть побеждено собственное "я" и само-возвышение: а именно, видя своего старого человека пригвожденным ко кресту Иисуса и Духом постоянно удерживая его там (Гал. 5,24; Рим. 8,13). Только тот может достичь такого смирения, кто всем сердцем отдастся жизни в общении со смертью Иисуса.

Для реализации этой цели необходимо прежде всего твердое решение: впредь быть ничем перед собою и не пытаться быть чем-либо, а жить только Богом и ближним. Далее, необходима вера, способная овладеть силою смерти Иисуса, ибо этим и мы умрем для греха и будем искуплены от ее силы. Общение со смертью Христа положит конец состоянию, когда грех слишком силен для нас; оно есть начало новой жизни в нас, когда Иисус слишком силен для греха.

Только под руководством и сильным воздействием святого Духа мы можем познать, принять эту истину и придерживаться ее. Но, слава Богу, мы имеем святого Духа. Предоставим же себя полностью Его руководству. Он поведет нас - это же его задача - и преобразит нас по образу Иисуса. Он научит нас понимать, что мы мертвы для греха и собственного "я", и что эта жизнь и смирение Иисуса теперь принадлежат нам.

Таким образом мы можем овладеть смирением Иисуса. Процесс сам по себе может произойти в одно мгновение, но опыт, как таковой, приходит постепенно. Наши мысли и чувства, наши поступки и привычки так долго находились под властью старого "я", что необходимо время, пока небесный свет смирения Христа полностью наполнит, пронижет и преобразует их. Сознание сначала еще не полностью освещено, духовные ощущения и способность различать еще не натренированы. Но как только с верой и надеждой прозвучит из глубины души: "Я отдаюсь, чтобы облачиться в смиренномудрие Иисуса", так от Него изойдет сила и наполнит все наше существо, и освящение Духом станет заметным в чертах лица, в голосе и движениях, и мы в действительности погрузимся в смирение.

Блаженство Иисуса - подобного смирения невыразимо; оно имеет большое значение перед Богом: "Он смиренным дает благодать". Оно - источник покоя и радости в духовной жизни. Все, что делает Бог, то верно для смиренных. Смирение всегда готово славить Господа, даже за малейшую любезность; ему не трудно довериться Ему, оно непременно подчинится всему, что говорит Бог. Сильны верою как раз те, что меньше всего думают о себе. Сотник сказал: "Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой", а сирофиникиянка спокойно позволила причислить себя к псам. В общении с другими людьми смирение - секрет благословения и любви. Смиренный не обижается и одновременно старается не обидеть других. Он всегда готов служить своему ближнему, ибо научился у Иисуса, как прекрасно быть слугой. Он находит благодать у Бога и у людей.

О, какое славное призвание для последователей Христа: быть Божиим посланником, дабы показать ему, насколько божественно самоунижение! Смиренный прославляет Бога, побуждает других прославлять Его, и, наконец, сам прославляется с Ним. Кто не хотел бы стать смиренным, как Иисус?

О Ты, сошедший с небес и унизившийся до смерти на кресте, Ты хочешь, чтобы Твое смирение стало моей путеводной нитью.

Господи, дай познать мне, насколько это необходимо. Я не могу и не должен быть гордым последователем смиренного Иисуса. В глубине души, в укромной каморке, в моем доме, в присутствии друзей или врагов, в радости или печали я хотел бы быть исполненным смирения.

О мой возлюбленный Господь! Я уверен, что нуждаюсь в более глубоком представлении о Твоем распятии и моей доле в нем. Открой мне, что мое старое, гордое "я" распято с тобой. Покажи мне, в свете Твоего Духа, что "я", Твое перерожденное дитя, мертв для греха и его силы и что грех не властен надо мной, пока я пребуду в общении с Тобой. Господь Иисус, победивший грех, укрепи меня в вере, что ты - моя жизнь и что ты хочешь наполнить меня Своим смирением, если я предамся для этого Тебе и Твоему святому Духу.

Господи, на Тебя надеюсь я. С верою в Тебя я хочу выйти в мир, чтобы показать, что те же чувства, что были у Тебя, воодушевляют и Твоих детей и учат их почитать других выше себя. Господи, помоги мне в этом. Аминь!