ГОД 1914-Й И ДРУГИЕ ДАТЫ Печать

ГОД 1914-Й И ДРУГИЕ ДАТЫ

Когда семья Стивенсов садилась ужинать, Гарри, один из сыновей, с улыбкой заметил:

— Мама, я вижу, ты сегодня спешишь побыстрее закончить свои дела.

— Да, сынок, ты догадлив. Дело в том, что мы с бабушкой должны этим вечером поехать к ней домой.

— Зачем?— удивилась Мэри, младшая дочь.

— У бабушки хранятся старые книги «Сторожевой башни». Она решила отдать их мне.

— О, это хорошо, мама!— воскликнул самый младший из сыновей. — Мы возьмем их с собой в следующий раз, когда пойдем на миссионерскую работу!

— Я так не думаю,— суховато ответила Лорна. — Новые издания лучше старых. Именно они нужны сегодня людям.

— Но ведь Библия — это самая древняя книга, и, несмотря на это, мы всегда берем ее с собой,— возразил Гарри.

Лорна больше не возражала, но слова сына: «Библия — это самая древняя книга, и, несмотря на это, мы всегда берем ее с собой» — долго звучали в ее ушах. Ничего не поделаешь: устами младенца глаголет истина. На память Лорне пришел библейский текст, в котором однозначно сказано, что Бог не изменяется. И потом весь вечер ей не давал покоя вопрос: почему содержание изданных «Сторожевой башней» книг так радикально изменилось за какие-то десять лет?

Домой Нанна и Лорна возвратились часа через два. Младшие дети уже спали, и их встретила Валма, взрослая дочь, закончившая школу и работавшая на соседней ферме.

— Как много книг вы привезли,— заметила она, помогая занести упаковки в дом.

— Валма, будь осторожна с ними, особенно с той, что лежит сверху,— попросила Лорна. — Я ведь за ней в основном и ездила.

Найдя на кухне место посветлее, Валма прочитала название: «Конец тайны».

— Никогда раньше я не видела эту книгу,— недоуменно произнесла девушка.

Сложив всю литературу на столе в столовой, она пожелала маме и бабушке спокойной ночи и пошла в свою комнату.

Бабушка Нанна принялась за вязание, а Лорна, воспользовавшись тем, что Джон ушел на очередную мужскую вечеринку, уединилась в спальне, чтобы без помех полистать привезенные книги и проверить все то, о чем говорил сегодня Боб.

Спустя полчаса она услышала знакомый шум машины — приехала Клариче. Конечно, Лорне хотелось побольше времени посвятить книгам, чтобы сначала самой во всем разобраться, а потом и Клариче помочь. Но как бы то ни было, она решила побеседовать с дочерью прямо сейчас.

По всему было видно, что у Клариче хорошее настроение, а секрет этого был очень прост: оказывается, сосед позвал Пола помочь ему на ферме, и Клариче, пользуясь случаем, ушла из дома на пару часов, оставив детей под присмотром друзей.

— Мама, что ты скажешь по поводу сегодняшней твоей беседы с Бобом?— начала разговор Клариче.

— Боб — очень хороший и искренний парень и всерьез надеется, что я поверю всему, что он сказал!

— Так ты согласилась с его доводами?

— Конечно же, нет! Я как раз проверяю сейчас истинность его утверждений. Оказывается, у бабушки Нанны сохранились некоторые из упомянутых им книг. Сегодня вечером я съездила к ней и привезла их.

— Ну и что же ты в них нашла?

— Как это ни грустно признавать, дочь моя, но все, что я успела просмотреть, подтверждает правоту этого адвентиста.

— Ну вот, мама, я тоже пока не нашла ошибок. Боб сегодня еще раз приходил ко мне, и мы долго дискутировали.

— С ним можно дискутировать только об одном — относительно пророческих дат,— согласилась Лорна. — Однако я заметила, что когда он перечисляет ложные, по его мнению, даты, то старательно обходит 1914 год. Христиане бессильны опровергнуть эту дату, ибо на ней базируется учение «Сторожевой башни». 1914 год знаменует конец времени, отведенного язычникам, и начало «времени конца». В этот год Христос вошел в Свое Царство, а сатана был низвержен с неба. Вот что является фундаментом учения «Общества», а не другие даты — 1874-й и 1925 годы,— которые усердно выпячивал Боб. Так что моя вера остается непоколебимой.

— Но. мама,— возразила Клариче,— разве он тебе не объяснял, что пророчество о 1914 годе, с точки зрения истории и самых надежных методов летоисчисления, не имеет библейского основания?'

— Как? Что ты говоришь? Это немыслимо! — не желая верить, воскликнула Лорна.

— И тем не менее ты знаешь, что в книге «Рай...» объясняется, что период в 2520 лет, известный как «время язычников», начался в 607 году до Рождества Христова. В этом году теократия прекратила свое существование, а Седекия, последний царь Иудеи, был уведен Навуходоносором в плен в Вавилон, где его ослепили. Таким образом, «время язычников» окончилось в 1914 году.

— Ну да, все вроде бы так,— нерешительно согласилась Лорна.

— На самом же деле «время язычников» началось не в 607 году до Р. X., как учит «Сторожевая Башня», а на добрых двадцать лет позже, потому что в тот год Седекия не был пленен. Таким образом, пророчество в отношении 1914 года, основанное на периоде в 2520 лет и опубликованное «Сторожевой башней», несостоятельно.

— Не спеши, Клариче,— посоветовала мать. — Сначала нужно досконально проверить, что именно говорится по этому поводу в книге «Рай...»

И Лорна углубилась в работу. Она тщательно просматривала страницу за страницей, пока не обнаружила искомое.

— Нашла!— радостно объявила Лорна. — Вот здесь, на страницах 103,172 и 173 говорится, что Навуходоносор сместил Седекию с престола Иудейского царства в 607 году до Р. X. Очень ясно сказано, а ты утверждаешь, что книга неверна.

— А вот и нет! Это событие произошло не в 607 году до Р. X., а в 586-м. Ты, мамочка, найдешь эту дату в любой серьезной исторической книге. Я специально ходила в библиотеку, чтобы все проверить.

— Но мне кажется, что все эти источники дают искаженную информацию,— все еще сомневалась Лорна.

— Мама, существует вещественное археологическое доказательство — глиняные таблички, хранящиеся в Берлинском музее. Согласно одной из них, обозначенной кодом UАТ 4956, вне всякого сомнения видно, что точной датой пленения Седекии является 586 год, а не 607-й, как тому учит «Сторожевая башня».

Клариче показала матери цитаты и заметки, сделанные ею в библиотеке.

— И все-таки, дочь, я думаю, что мне самой надо все проверить,— сказала Лорна, указывая на Библейский словарь Смита. — Мы пользовались этим словарем много лет на собраниях нашего «Общества», и я хочу знать, что говорится в нем относительно 1914 года.

Она открыла словарь на статье «Седекия».

— Вот здесь,— уверенно заявила Лорна и начала читать: — «В 597 году до Р. X. Седекия в возрасте 21 года принял правление ослабленным Иудейским царством. История его жизни кратко описана в 4 Цар. 24:17 — 25:7». Видишь, здесь ничего не говорится о 586 годе до Р. X. Я уверена, что если мы основательно изучим этот вопрос, то так или иначе придем к 607 году до Р. X. К году его воцарения нужно прибавить годы правления вплоть до пленения.

— Мама, не забудь, это было до Рождества Христова, а не после,— объяснила ей Клариче. — И запомни, что в этом случае мы не прибавляем при подсчете лет, а отнимаем.

— О да,— согласилась мать,— я ошиблась. — Но посмотрим, что говорится в 4-й Книге Царств. Давай-ка внимательно изучим библейское повествование.

Клариче взяла Библию небольшого формата в коричневом переплете (версия короля Иакова), изданную «Сторожевой башней», и открыла нужные страницы. Читая первый стих 25-й главы, где говорится, что Навуходоносор осадил Иерусалим на девятом году правления Седекии, она заметила, что на поле странички отмечено — 588 год до Р. X. Последующие стихи сообщали, что город был взят через два года после начала осады. В это же время, то есть в 11 -и год своего царствования, Седекия был пленен, отведен в Вавилон и ослеплен.

В этой Библии, изданной «Сторожевой башней», на полях отмечалось, что в 588 году Иерусалим был осажден и спустя два года захвачен халдеями, что приводило опять-таки к 586 году до Р. X.!

— Странно выглядят эти два заявления «Сторожевой башни» — они ведь противоречат одно другому,— заявила Клариче.— Мама, что ты скажешь на это?

— Что я могу сказать? — сокрушенно развела руками Лорна.

— И это еще не все, мама,— продолжала Клариче. — Период в 2520 лет взят из 4-й главы Книги Даниила, где говорится: «Доколе не пройдут над ним семь времен», то есть семь лет, в которые Навуходоносор был болен. В общем счете семь лет составляют 2520 дней, а каждый день равен году. И все-таки в 4-й главе Даниила мы не видим никакой связи между судьбой Навуходоносора и последующими событиями, потому что в Дан. 4:25 говорится: «Все это сбылось над царем Навуходоносором». И опять в 30-м стихе: «Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором». Если Библия гласит, что предсказание сбылось над Навуходоносором, тогда его никак нельзя соединять с последующим периодом, не связывая с Навуходоносором; однако это спокойно делает «Сторожевая башня». Так что дата 1914 год противоречит как историческим документам, так и Библии.

— О, Клариче,— горестно воскликнула Лорна,— какие еще сюрпризы ждут нас в будущем? Я бы предпочла никогда не встречать этого Боба!

— И все-таки, мама,— стояла на своем Клариче,— учение о событиях 1914 года, связанное с пришествием Иисуса Христа в Свое Царство, совершенно не согласуется с Библией не менее чем по шести пунктам.

— Во-первых, из-за того, Клариче, как адвентисты седьмого дня трактуют Второе пришествие Иисуса?— с издевкой спросила Лорна.

Однако Клариче проигнорировала выпад матери. Она достала из сумки маленькую книжечку, озаглавленную «Возвращение нашего Господа». На ее обложке было изображено буквальное и видимое возвращение Христа, с ангелами на облаках.

— Вот смотри, мама, во что они верят! Они верят, что это произойдет в Армагеддоне.

— О, зато в такое я никогда не поверю! — со всей категоричностью заявила Лорна.

— Но, мама, обрати внимание на библейские тексты. Возразишь ли ты на Откр. 1:7, где говорится, что «узрит Его всякое око»?

— Да, но здесь имеется в виду духовное понимание пришествия Иисуса, которое уже совершилось в 1914 году. И только духовные очи верных слуг «Башни» усмотрели Его пришествие.

Клариче, нахмурившись, в недоумении спросила:

— Мама, если даже так и было, то почему три года спустя, в 1917 году, «Башня» утверждала в книге «Конец тайны», что Второе пришествие имело место в 1874 году?

Лорна молчала, ей нечего было ответить, но перед ее мысленным взором как бы сами собой перелистывались страницы книги «Конец тайны».

— И еще, мама, в Мф. 24:30 наша новая Библия говорит: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Все племена земные, надо полагать, не имеют духовного разумения, но тем не менее они увидят Его. Как тут не поставить вопрос: а не является ли Второе пришествие буквальным возвращением? И вот еще один отрывок, ставящий новый вопрос. Читаем 1Фес. 4: 15—17, где описывается, как с неба Иисус Христос нисходит «при гласе Архангела и трубе Божией», и мертвые в тот же миг воскресают. Они будут восхищены на небеса вместе с оставшимися на тот момент в живых, и, таким образом, все праведники встретятся с Господом на небесах. Я склонна верить, когда размышляю над этим текстом, что все люди будут знать и видеть пришествие Христа. А коль так, то оно не могло иметь места в 1914 году.

— Но, Клариче, ты прежде всего должна понимать, что наставляющие в числе 144000 были взяты в 1914 году на небо. Значит, именно тогда и совершилось невидимое воскрешение.

— Хорошо, мама, если мертвые, входящие в число 144000, были воскрешены, то почему живые, входящие в эти же 144000 и жившие тогда на земле, не были восхищены на облаках вместе с ними «в сретение Господу на воздухе», как об этом говорит Библия? Живые наставляющие должны были в тот же миг уйти из этого мира, но в 1914 году такого не случилось...

— О, Клариче,— уже безнадежно воскликнула мать,— все не так просто. Тебе необходимо прочитать как можно больше книг «Башни», и тогда ты поймешь все полнее и яснее.

— Мама, дорогая, я целый год серьезно, даже очень серьезно -читала массу изданий «Башни», но ничто так не отвечает Библии и не согласуется с ней, как то, что я узнала из учения адвентистов. Вот еще одно: согласно 2 Фее. 2:8, беззаконных «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Так? Но почему же этого не случилось в 1914 году?

— А вот это, дочь, надо понимать чисто в духовном смысле. В то время как Благая весть Царства Божьего была понесена к народам в сиянии и с торжеством, беззаконные, отвергшие ее, навлекли на себя смертельный приговор, и, таким образом, они были истреблены одним только присутствием Благой вести.

— Мама, ты действительно веришь, что эти объяснения «Башни» удовлетворят кого-нибудь думающего? Если, конечно, допустить, что люди и через много лет после 1914 года так и не знают, что пришествие Христа уже свершилось! Имей в виду, что везде в Библии, к примеру в Лк. 17:26—30, Мф. 24:36—39, «пришествие» или явление Сына Человеческого есть событие неожиданное, сопоставимое с истреблением Содома и Гоморры или со всемирным потопом; в первом случае был предупрежден только Лот, а во втором —праведник Ной. Событие описано как неожиданное для грешных, уничтожающее всех их сразу, как страшное бедствие, подобное Армагеддону. И чем ближе я знакомилась с этими текстами, тем больше убеждалась, что адвентисты правы. Я уверена, Второго пришествия не было в 1914 году, это во-первых, а во-вторых, оно совершится в неведомом нам будущем, то есть мы не знаем когда конкретно.

— Напиши-ка мне эти тексты, — попросила Лорна, подавая дочери ручку и блокнот. — Вот ты уедешь к себе, а я их внимательно поизучаю.

— Конечно, мама, — с радостью согласилась Клариче, — я бы еще побыла с тобой, однако мне надо вернуться хоть на минуту раньше Пола. Но я оставлю тебе вот эту книгу, и ты можешь самостоятельно проверить все тексты, которые в ней упоминаются. Итак, где мы остановились? А, вот здесь: «всякое око увидит Его», «воскресение мертвых», «восхищение на небо, изменение живых» и «уничтожение злых» — все это якобы имело место в 1914 году. О, я знаю, есть большой вопрос по поводу «служения воспоминания», или того, что в церкви называется «вечеря». Библия гласит в Жор. 11:26: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Но если Христос присутствует на земле с 1914 года, тогда зачем же каждый год совершать «служение воспоминания»?

— Ладно, ладно,— взмолилась Лорна,— ты меня просто засыпала вопросами, но где мне посмотреть нужные ссылки и изучить их?

— В связи с этим, мама, — не унималась Клариче, — я хочу сказать тебе вот что. Если Иисус Христос начал царствовать на земле с 1914 года, тогда Он уже закончил Свое служение Первосвященника на небе, где Он пребывал одесную Отца, чтобы ходатайствовать за нас, как это описывает наша Библия в Евр. 7:25: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Что же получается? Если Он начал царствовать на земле, значит закончил свою работу спасения на небе? А если так, то никто из нас не может быть спасенным после 1914 года! Да или нет, мама?

Клариче посмотрела на часы и, попрощавшись, вышла. Но Лорна ничего не видела и не слышала, она находилась в состоянии транса. Что произошло? Ведь она намеревалась укрепить Клариче, а вместо этого Клариче... Как бы то ни было, что случилось с Клариче? В комнату вошла Нанна; Лорна рассказала ей все, как на духу, спросила совета, но Нанна только покачала головой и, извинившись, взволнованная, ушла спать. Лорна осталась одна. Она решила скрупулезно проверить все тексты и во что бы то ни стало ответить на вопросы Клариче.

Уже перед сном она решила полистать книгу, оставленную дочерью. Оказалось, что в ней подробно излагается учение адвентистов о Втором пришествии Христа. Лорна сопоставила взгляды адвентистов с доктринами свидетелей Иеговы и пришла в крайнее изумление.

Джон вернулся домой довольно поздно, и хотя Лорна выглядела веселой, он заметил ее усталость. Посмотрев на заваленный книгами стол, Джон спросил:

— Что ты делала со всеми этими книгами, дорогая? Ты боишься потерять обещанную премию — свиноматку?

— Я бы с удовольствием отдала свиноматку со всеми поросятами, лишь бы меня больше не беспокоил этот адвентистский пастор,— попробовала пошутить Лорна.

— Бодрись, моя дорогая! — Джон обнял ее. — Я ни одному адвентистскому проповеднику не позволю обижать тебя.

— О, Джон, Боб молодой и приятный парень, он и тебе понравится. Но человек с его познаниями должен стать свидетелем Иеговы.

— Тогда, я думаю, он не станет класть Десять Заповедей в Ноев ковчег,— рассмеялся Джон.

— Не знаю, не знаю. Во всяком случае ни я, ни Нанна не говорили на эту тему. Мы готовы, но еще подождем.

— Тогда назначьте ему встречу в какой-нибудь вечер. Если хотите, я тоже поприсутствую — мне надо развлечься. Бедный парень, кажется, мне придется защищать его от вас.

Джон шутил и смеялся, но Лорне было не до смеха, она серьезно размышляла над неожиданно возникшей проблемой.

«Чем все закончится?— спрашивала она себя. — Укрепит ли спор с Богом нашу веру в "Сторожевую башню"?!»