Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Составлено Робертом М. Джонстоном PDF Печать Email

Составлено Робертом М. Джонстоном

 

Настоящий перечень предназначен дать полный, насколько это разумно, список текстов, не только прямо связанных с субботой, но и косвенно затрагивающих ее. Исключение представляет собой перечень раввинистических источников, который может быть лишь репрезентативным в силу изобилия таких ссылок в этих исочниках. Составитель с благодарностью примет любую информацию о пропущенных ссылках.

Во многих случаях указанный текст более обширен, чем стихи, непосредственно имеющие отношение к субботе. Цель этого заключается в том, чтобы сообщить читателю контекст, дающий понимание стихов о субботе. В таких случаях стихи, непосредственно относящиеся к субботе, указаны в скобках после сокращения "ос"). Для понимания смысла следует прочитать весь текст.

 

1. Ветхозаветные тексты

 

Быт.1:31; 2:1-4а, 10 )ос.4,10); 8:6-12; )ос.10,12); 31:22-23 )ос.23); 29:20-30 )ос.27). Исх. 5:4-9 )ос.4,5,8); 16:4 и д. 20:8-11, 23:9-17 )ос.12); 24:15-16; 31:12-17; 34:21-24 )ос.21); 35:1-3. Лев. 16:39-34 )ос.31); 19:1-4,30; 23:1-44; 23:32; 24:5-9 )ос.8); 25:1-55 )ос.1-7); 26:1-2 )ос.2); 26:34-39, 43 )ос.34-35). Чис.15:32-36; 28:9-10. Втор. 5:12-15.

 

Иис.Нав. 6:1-21. 1 Цар.21:1-6. 4 Цар.4:22-23)ос.23); 11:4-11 )ос.5.7.9.); 16:17-18 )ос.18. 1 Пар.9:32; 23:30,31. 2 Пар.2:4; 8:12-13 )ос.13); 23:1-10 )ос.4-8); 32:2-3 )ос.3); 36:20-21 )ос.21); Неем.8:9-12; 9:13-14 )ос.14); 10:30-33 )ос.31,33); 13:15-22. Пс.91 )обратите внимание на вступление); 94:10-11; 117:24.

 

Ис.1:12-17 )ос.13,14); 56:1-8 )ос.2-6); 58:9б-14 )ос.13); 66:22-23 )ос.23). Иер.17:19-27 )ос.21 и д.). Плач.1:7 )LХХ); 2:6. Иез.20:12-24; 22:6-8, 26 )ос.8,26); 23:36-39 )ос.38); 44:15,23-24 )ос.24); 45:17; 46:1-13. Дан.7:23-27 )ос.25); 12:13. Ос.2:11. Ам.6:3 )LХХ); 8:4-6 )ос.5).

 

Писания, относящиеся к периоду между ВЗ и НЗ, и парабиблейские

 

А. Апокрифы

1 Мак. 1:43-45; 2:29-41; 6:49,53; 9:32-34, 43-49; 10:34.

2 Мак. 5:24-26; 6:3-11 )ос.5,11); 8:24-29; 12:38; 15:1-5.

Юдифь 8:6. Сирах. 6:28; 51:23-30. Премудрости Соломона 8:16.

 

Б. Псевдоэпиграфы и Кумранские тексты

Юбилеи гл.2 )ос.2:17-33); 6:37; гл.50. 2Енох.)Славянская Енох.А) 32:1-2; 33:1-3. Апокалипсис Моисея 43:1-3. Жизнь Адама и Евы (Vita Adae et Evae) 51:1-2. 2Барух.84:8.

 

Дамасский завет (Задокитский документ) 10:14-11:18; 12:2-6 (ред. Р.Г.Чарльза 13:1-27; 14:6). Храмовый свиток 11QT 13-14 (3-я ред. Вермиса, стр.130). Песни субботнего всесожжения 4Q 400-407, 11Q5-6 ( 3 изд.Вермеса, стр.300-301).

 

В. Фарисейская и раввинистическая литература (избранное)

Мишна Demoi 4:1, 2, 4; Kilaim 1:9; 9:10; Shebirth 10:7;Terumot 2:3; 8:3; Maaseroth 4:2; Shabbath (все); Erubin (все); Pesahim (3:6; 4:8; 5:1,8; 6:1,2; 7:10; 9:3). Shekalim 8:3; Yoma 2:5; 8:6; Sakkah 3:13,14,15; 4:6,10; 5:1; Betrah 2:2; 4:2; 5:1,2; Rosh-ha-Shamah 1:4,5,9; 3:5; Tagnith 1:6; 2:7; 3:7; 4:3,7; Megillah 1:2,5; 3:4; Moed Katan 3:5; Hagigoh 1:8; 2:4; 3:7; Ketuhoth 5:9; Nedarim 3:10,11; 8:1,6; 10:8; Sotah 5:3; Sanhedrin 7:4,8; 8:7; Shebuoth 1:1; Edugoth4:10; Haragoth 1:3; Zebahim10:1; Menahoth10:3,9; 11:2,3,6,8,9; Temurah 2:1; Kerithoth1:1; 3:4; 10; 4:1,2; Meilah4:5; Tamid7:4 Negaim 1:4; Niddah 4:4.

Иерусалимский Талмуд, трактаты Shabbath и Erubim

Вавилонский Талмуд, трактаты Shabboth, Erubin; Sanhedrin 56а-б; 97а-б.

Бытие Rabhah11:5; 100:7. Исх. Rabhah 25:12.

Mekilta Shabbata

 

Г. Злленистическая еврейская литература

Аристобулус, отрывок 5 (Чарльзуорт 2:841-42).

Филон De opificio mundi 30, 89-128; De cherabim 83-93 (ос.87); De tuga et inventione173-174; De vita Mossis 2:209-216; De decalogo 96:105; Pe specia Libus 2:41-70; De vita contemplativa 1-3, 21-40,65-89.

Иосиф Флавий Жизнь 32,54. Против Апиона 2,2; 22-33; 40. Еврейская война 1.7.3; 2.8.9; 16.4; 17.10; 4,2,3; 4.9.12; 7.2.3; 5,1. Древности 12.6.2; 13.1.3; 13.8.4; 14.4.3; 16.2.3; 16.8.2; 18.9.2.

 

Элленистическая синагогальная молитва 5 (Чарльсуорт 2:682,633).

Д. Остраконы (см.ANT,нов. изд.,стр.568)

Письмо времени Иосии

Остраконы из слоновой кости: Клермонт-Ганно номер 152,185,204.

 

3. Новозаветные тексты

 

Матф.5:17-20; 11:28 - 12:14; 23:4, 13; 24:15-22 (ос.20); 28:1-8.

Марк. 1:21-28, 29-39 (и параллели); 2:28-3:6; 6:2; 7:1-13; 15:42; 16:1-8.

Лук. 4:16-21; 4:31-44; 6:1-11; 13:10-17; 14:1-6; 23:54-56; 24:1-12.

Иоан. 5:1-15; 16-18; 7:19-24; 9:1-17; 10:31; 19:31; 20:1-13, 19-20,24,26.

Деян. 1:12; 2:1-2; 6:13-14; и д.; 15:12-29 (ос.19-21); 16:12-13; 17:1-2; 18:4; 20:6-11.

Рим. 1:20-25; 13:8-10; 14:1-23 (ос.5-6).

1 Кор.16:1-2. Гал. 251-10; 4:8-11. Кол.2:8, 13-19(ос.16).

Евр.4:1-11 (ос.9-10). Иак.2:8-12. Откр.1:9-11 (ос.10);

10:6 (греческий) 14:6-12; 20:1-6; 21:22-26 (ос.25); 22:5.

 

4. Гностические или протогностические писания

Евангелие от Фомы 27, 50. 60, 90 (ср.РОху. 1, 654).

Евангелие истины 24:20; 32:18-34.

Евангелия от Филипа 52:26-34; 71:3-15.

 

5. Языческая греческая и римская классика

Страбон География 16.2.40. Плутарх Моралии: Предубеждение 169; Высказывание царей ивоенначальников 184; Застольная беседа 4.5.669; 4:6.672. Дио Кассиус Римская история 37.18. Гораций Сатиры 1.9.69. Овидий Наука любви 1.399-417;

-Лекарство от любви 205-223. Сенека, цит. по Августин Город Бога 6.11. Персий Сатир 5.182-184. Мартиал Эпиграммы 4.4. Тацит История 5.4. Ювенал Сатир 16. 96-100.

Светоний Божественный Августин 2.76.

 

ЗАВЕТ, ЗАКОН, СУББОТА

 

А. Введение к курсу

Вводное заявление

Предмет данного курса не каждому может прийтись по душе.

Маятник в Церкви раскачивается между позициями легализма и антиномианизма, и кто-то из вас может оказаться приверженцем одной из этих двух позиций. Кому-то может показаться, что вы уже знаете все по данным темам, особеннопо теме о субботе. Если такова ваша позиция, я попрошу вас на какое-то время воздержаться от оценок и отнестись к предмету непредвзято.

Я полагаю, что настоящий предмет необходим. Меня заинтересовали слова профессора истории Джорджа Мардсена, который в то время преподавал в Кальвинском колледже, а в настоящее время он профессор Дюкского университета. Его высказывание было напечатано 17 января 1986 года журналом "Кристиэнити тудей" в специальном разделе, посвященном тем тенденциям, с которыми столкнется Церковь в следующем веке. Говоря об искушении давать людям то, чего они желают, он сказал:

"В церкви продолжает проникать влияние популярных американских ценностей. В последние десятилетия, например, чрезвычайно большим влиянием пользовались категории, заимствованные из светской психологии. Роберт Беллах и его коллеги в своей книге "Привычки сердца" (Калифорния, 1985)

указывали на то, что современные американцы основывают большинство своих ценностей на "терапевтических" отношениях.

Язык терапии - относится ли он к персональному развитию или к международным отношениям - берет верх над устоявшимися нравственными нормами.

Несмотря на то, что консервативные церкви, - как католическая, так и протестанская, - издавна обращались к устоявшимся, Богом данным стандартам, даже они подвергаются воздействию языка терапии. Лишь задайте сами себе вопрос о том, хотелось бы вам услышать проповедь о "законе Божием" или об "отношениях" и "исполнении". Сравните это с тем, чего бы вы ожидали 20 или 40 лет тому назад.

Простое упоминание об этой тенденции и тех факторах, которые способствуют ее развитию, может вызвать тревогу. А, может быть, и должно. Каждое проведенное институтом Гэллапа обследование кажется подтверждает поверхностность религиозных знаний даже среди тех американцев, которые посещают церковь и исповедуют наиболее традиционные христианские верования. Проведенный недавно опрос выявил, что НРАВСТВЕННОЕ поведение таких людей совершенно незначительно отличается от поведениятех, кто равнодушен к посещению Церкви. В то время, как количество американцев, исповедующихд традиционные христианские доктрины, обнадеживает, количество говорит о нужде в "реформации".

Я полагаю, что было бы наивным считать, что эти слова не относятся к адвентистам, будь они даже студентами богословия. Кто из вас не готов запирать свои велосипеды на замок, когда вы оставляете их в кампусе? Я обнаружил, что вы не решаетесь даже надолго оставлять свои Библии и конспекты в этом здании. Может быть, есть смысл в том, чтобы еще раз обратиться к Десяти заповедям!

В любом случае, я хотел бы, чтобы вы знали о том, что по этому старому предмету можно узнать еще много нового. Поэтому приглашаю вас остаться со мной.

 

Дефиниция терминов

а) Завет

"Завет" - обычный перевод еврейского слова БЕРИТ и греческого слова ДИАТЕКЕ. Джордж Менденхолл так определяет это понятие: "Торжественное , скрепленное клятвой обещание, которое может быть или вербальной формулой или символическим действием.Такое действие или формула признается обеими сторонами в качестве официального акта, обязующего его инициатора сдержать свое обетование".

У нас есть более современные термины, означающие практически то же самое: контракт, договор, пакт, взаимное соглашение. Завет устанавливает отношения - поэтому отношение является фундаментальным - и эти отношения включают в себя взаимные обязательства, либо полностью сформулированные, либо нет. Между мужем и женой существуют отношения завета.

Есть несколько видов завета, но в библейские времена двумя основными были завет равенства и завет сюзеренства.

Когда Соединенные Штаты и Советский Союз заключают договор, это равноправный договор. Между обеими сторонами существуют равноправные отношения. Но когда заключают договор Советский Союз и Польша, например, в Варшавском пакте, это договор сюзеренства, хотя в настоящее время этот термин более уже не употребляется. В древние времена на Ближнем Востоке, когда могущественный царь заключал договор со слабым царем или с побежденным царем, сильная сторона называлась сюзереном, а слабая - вассалом. (В настоящее время мы называем такую сторону сателлитом). Договор медду двумя такими неравноправными партнерами ученые называют договором сюзеренства.

Обычно в нашей культуре зафиксированные или молчаливые отношения завета, существующие между мужем и женой, основаны на паритете, а отношения между родителями и детьми - на сюзеренстве. Вопрос только в том, какая из сторон является сюзереном?

б) Закон

Я упомянул о том, что отношения завета включают в себя взаимные обязательства. В случае договора сюзеренства, заключенного между могучей властью и вассалом, обязательства сторон существенно отличаются друг от друга. Основное обязательство сильной стороны, которое она добровольно на себя принимает - защищать слабую сторону. Но обязательства вассала имеют силу закона. Закон представляет пожелания более сильной стороны. Завтра мы рассмотрим этот вопрос, когда будем говорить о законе Божием.

в) Суббота

Суббота означает "прекращение" или "отдых". Один из законов Божиих гласит, что люди должны соблюдать день субботний, который есть седьмой день недели. Но есть и другие субботы - определенные священные дни года или седьмой год в цикле, состоящем из семи лет, или юбилейный год - год, следующий за семью семилетними циклами. Все они обладают глубокой значимостью в библейском мышлении, а также для нас.

 

Представление имеющихся материалов.

а) "Декалог в трех версиях" (к 7-й теме)

б) "Упоминание о субботе в древних источниках"

1. Что за источники?

2. Где находятся эти источники?

 

Б. Что такое закон Божий?

 

1. Диспут между номиналистом и реалистом:

Повелевает ли Бог делать то, что правильно или это правильно, потому что Бог велел так?

Является ли весь закон естественным законом?

 

2. Греческая концепция против еврейской по Хешелю, "суббота", стр.110 и далее.

"Еврейская концепция была верно охарактеризована А.Н.Уайтхедом как доктрина НАВЯЗАННОГО закона, которой противостоит доктрина ИММАНЕНТНОГО закона, выработанная греческой философией. Согласно доктрине НАВЯЗАННОГО закона, всему сущему навязана необходимость вступления в отношения с составляющими элементами природы. Эти навязанные модели поведения есть законы природы. Ньютон, например, совершенно определенно утверждал, что взаимосвязанное поведение тел, образующих солнечную систему, подводит к выводу о том, что Богу необходимо было ввести те принципы, на которых основывается все сущее.

"Греческие философы пытались обьяснить сущее, прибегая к совершенно иному подходу, чем евреи. Они стремились найти причину вещей в самих явлениях, но не в воле некоей внешней силы. Они стремились к познанию механизма природы, а не воли Божией, которая природой управляет.

Доктрина об утвержденном свыше законе подводит к монотеистической концепции Бога как, в основном, транцендентного и лишь случайно имманентного; в то время как доктрина имманентного закона ведет к пантеистической доктрине Бога как имманентного в сущности иникоим образом не трансцендентного. "Все последующие рассуждения, - указывает Уайтхед, - оказываются между этими двумя крайними точками зрения и пытаются их примирить. В этом, как и в большинстве других вопросов, история западной мысли состоит из попыток обьединить те идеи, которые изначально по своему происхождению были в основном элленическими, с идеями, которые в основном берут свое происхождение иэ семитского мышления".

Проблема заключается в следующем: являются ли все законы выражением воли Божией, или же Бог подвластен некоему порядку или стандарту, внешнего по отношению к Нему Самому?

 

3. Закон зто запись характера Божиего.

а) Утверждения Елены Уайт.

Одно из излюбленных высказываний Елены Уайт - что закон Божий есть запись Его характера. " Закон есть всего-навсего запись характера Божиего". МВ 117. "Закон Божий столь же священ, как и Он Сам. Он есть откровение о Его воле, запись Его характера, выражение божественной любви и мудрости". РР 52; ср.596. "Закон Божий, будучи откровением о Его воле , являясь записью Его характера, должен оставаться в силе вечно "как верный свидетель на небесах". GС 434. "Закон Божий - это запись Его характера". COL 305; ср. 315,434. См. также 8Т 207.

 

б) Иллюстрация

Что является законом для маленького ребенка? Желания его родителей, то что они любят и не любят. Общая сумма всего того, что они любят и чего они не любят, представляет собой их характер. Поэтому выражение воли родителей есть запись их характера.

 

в) Вывод.

Поскольку Бог вечен и неизменен, Его закон вечен и не изменен.

 

4. Форма хакона.

Тот факт, что закон это запись характера Божиего, и поэтому он вечен, не означает, тем не менее, что та форма, в которой мы его имеем, вечна, точно также как пожелания родителя не всегда выражаются одинаковым образом.

а) Латентный или открытый

1) Каким образом ребенок узнает о пожеланиях родителей относительно него?

а. Постепенно, когда возникает нужда; когда совершается проступок.

 

2) Сказано ли Адаму и Еве в Едемском саду: "Не прелюбодействуйте"?

3) Выражения, обусловленные культурой, в Десяти заповедях

а. "Раб твой, рабыня твоя" подразумевает наличие рабства.

б. Испытывали ли вы когда-либо пожелать вола или осла своего ближнего?

 

Высказывание Елены Уайт

В 1 ВС 1103-1104 собраны высказывания Елены Уайт о различных дарах закона Божиего. Я хотел бы изменить последовательность этих цитат и добавить к ним еще одну, чтобы раскрыть историческое развитие описываемых событий и условий.

1) До творения

"Закон Божий существовал еще до того, как был сотворен человек. Он был приспособлен к условиям святых существ; даже ангелы были им управляемы. После грехопадения принципы праведности остались неизменными. Ничего не было изьято из закона; ни одно из его священных предписаний не нуждается в совершенствовании. И точно так же, как он существует от начала, он будет существовать в бесконечных веках вечности. "Издавна узнал я об откровениях Твоих, - говорит псалмопевец, - что Ты утвердил их на веки".

ST 15 апреля 1886г.

 

2) В Едеме

"Адам и ева после своего творения имели знание закона Божиего. Он был записан в их сердцах и они понимали его требования, обращенные к ним" MS 99, 1902.

"Принципы десяти заповедей существовали до грехопадения и по своему характеру они подходили для условий существ святого чина. После грехопадения принципы этих предписаний не изменились, но были введены дополнительные предписания, которые были необходимы человеку в его падшем состоянии".

ЗSG 295.

3) После грехопадения

"Закон Иеговы, датируемый творением, основывался на двух великих принципах: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего своего как самого себя". На сих двух заповедях утверждается закон".

Эти два великих принципа ( обратите внимание на то, что она имеет в виду форму выражения, которую она процитировала из слов Иисуса, Который цитировал из закона Моисея) охватывают первые четыре заповеди, показывая обязанности человека по отношению к Богу, а последние шесть показывают, каковы обязанности человека по отношению к своим собратьям. Принципы эти более подробно были изложены человеку после грехопадения и выражены в таких словах, которые были ясны его разуму, затуманенному грехопадением. Это было необходимо вследствие того, что разум людей был ослеплен прегрешением".

ST 15 апреля 1895.

"Закон Божий существовал еще до сотворения человека, иначе Адам не мог бы согрешить. После грехопадения Адама принципы закона не были изменены, но они были сформулированы и выражены в определенной форме, приемлимой для человека в его падшем состоянии" ST 14 марта 1878.

 

4) Время патриархов

"Адам учил своих потомков закону Божиему и тот передавался от отца к сыну от поколения к поколению. Но, несмотря на благостное условие, позволявшее человеку получить искупление, лишь немногие приняли его и проявили послушание. Через грех мир до такой степени осквернился, что появилась необходимость очистить его от скверны потопом. Закон был сохранен Ноем и его семейством, и Ной учил своих потомков десяти заповедям ( я понимаю это так, что он учил их принципам десяти заповедей). Когда люди вновь отошли от Бога, Господь избрал Авраама, о котором Он возвестил: "Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои." (Быт. 26:5). РР363.

 

5) Время исхода.

"Когда закон был произнесен, Господь, Творец небес и земли, стоял рядом с Сыном Своим , скрытый огнем и дымом, окутавшем гору. Закон впервые был дан не здесь; но он был провозглашен для того, чтобы дети Израиля, чей разум был смущен общением с идолопоклонниками в Египте, получили напоминание о его положениях и поняли бы, что представляет собой истинное поклонение Иегове." ST 15октября 1896.

 

Выводы.

Закон существует, поскольку существует Бог. Как писал Достоевский: "Если Бога нет, то все позволено". Закон Божий есть выражение Его воли и поэтому является записью Его характера. Поскольку Он вечен, вечен Его закон. Но Его закон формулируется, выражается и открывается по-разному, в соответствии с нуждами Его поданных. Важнейшие принципы остаются неизменными, но их применение ситуационно. Все откровение Божие представляет собой приспособление к разуму тех, кто это откровение получает. Поэтому, поскольку мышление, культура и нужды меняются, практическое применение вечных принципов адаптируется и меняется.

Позднее мы вернемся к вопросу о напряженности, существующей между абсолютно вечным принципом и изменяющимся контекстуальным его применением в конкретных ситуациях.

 

В. Завет и закон до Синая.

 

1. Вступление

Приступая к исследованию библейского текста, мы желаем узнать, какие есть свидетельства о заветах в Книге Бытия и в первой части Книги Исхода. Поступая таким образом, нам следует помнить о том, что относительно краткое повествование охватывает весьма длительный период времени.

В то время, как три с половиной книги Моисея описывают события, происходившие на протяжение сорока лет в пустыне, лишь Книга Бытия и часть Книги Исхода охватывают все ранее происходившие события, если не следовать раввинистической традиции, соторая приписывает авторство Книги Иова также Моисею - в этом случае описываемые в ней события также должны быть отнесены к периоду, предшествовавшему Синаю. Библия торопится перейти к Аврааму, и она проходит через предшествовавшие события достаточно быстро, делая исключение для событий вокруг потопа. Каковы же библейские свидетельства относительно пред-синайского закона и заветов?

Прежде, чем обратиться непосредственно к библейскому материалу, нам необходимо сделать краткий экскурс в библейское богословие.

2. Исторические замечания

а) Завет в христианском мышлении

1) Реформаторская модель мышления

В реформаторской традиции все систематически организовано вокруг идеи завета. "Федеральное богословие" или "богословие завета" возникло в 16 веке и окончательно сформировалось в пуританизме 17 века. Первым, кто сформулировал его, был, возможно, Беллинджер.

а. Основополагающие идеи: Два завета

i) "Завет дел"

Бог вступил в завет с Адамом, "федеральным" главою (представителем) рода человеческого. Этот завет требовал абсолютного повиновения со стороны человека. На этом условии Бог обещал даровать человеку (через Адама, представителя человечества) вечную жизнь. Адам не смог соблюсти условий завета, поэтому человек пал.

ii) "Завет благодати"

Бог затем принял решение вступить в отношения завета с Иисусом Христом - вторым Адамом (вторым представителем) и даровать прощение и вечную жизнь, благодаря Его совершенному послушанию и жертвенной смерти.

iii) Другие моменты

(а) При вступлении в отношения завета с людьми условия его всегда определяет Бог - правитель. Условия эти - совершенное послушание.

(б) Если бы Адам выдержал испытание, человек не только сохранил бы эту жизнь, но и утратил бы способность потерять ее, и поднялся бы на более высокую ступень: Адаму был предоставлен испытательный срок. В том же случае, если испытательный срок не выдержан, наказанием за это предусмотрена смерть.

(в) Завет благодати-это просто исполнение первоначального завета Христом как нашим гарантом. Поскольку Христос Выполнил условие завета дел, человек теперь может пожинать плоды того завета верою во Христа. Особенно подчеркивается параллель между Адамом и Христом Рим.(5:12-21). Другим доказующим текстом является также Ос.6:17.

(г) Таинством завета дел было дерево жизни и, возможно, дерево познания и суббота.

Эти взгляды пользовались широким влиянием даже среди тех, кто не принимал их.

iv) Привлекательные стороны

Л.Беркхоф развил богословие завета. Это обеспечило появление схемы спасения и философии истории, инклузивной системы мышления; что имело также важные зтические и социальные последствия - конституционное правительство и важность закона.

V) Возражения

Но идея о двух радикально отличающихся друг от друга заветах вынуждала предположить, что некогда Бог строил Свои отношения с человеком на условиях, иных, нежели принцип благодати. Это поднимало вопрос о том, должна ли сама ВЕРА рассматриваться как повеление или закон. Вокруг "завета дел"

 

шли ожесточенные споры, и к 19 веку богословие завета почти исчезло, хотя время от времени наблюдались спорадические попытки возродить его.

 

2) Богословие завета и диспенсационализм

В целом богословие завета делило историю спасения на два периода: до грехопадения и после. Завет благодати вступил в силду после грехопадения Адама. Но некоторые богословы придерживались иного деления:

 

а. Первое отклонение

i) Ветхий завет

. От Адама до Авраама

. От Авраама до Моисея

. От Моисея до Христа

ii) Новый Завет

. От первого пришествия до воскресения

. От воскресения до второго пришествия

. От второго пришествия до окончательного завершения

б. Диспенсационализм

Диспенсационализм делит историю спасения на семь "диспенсаций" (восемь в Библии Скофилда), которые функционируют в качестве определенно выраженных заветов.

В Библии Скофилда содержится следующее определение: "Диспенсация - период времени, в течение которого человек проходит испытание на послушание в отношении какого-либо конкретного откровения воли Божией". "Каждую диспенсацию можно рассматривать в качестве нового испытания для природного человека и каждая из них заканчивается судом - знаменующим то, что человек это испытание не выдержал."

(ВЕРНАЯ СТРУКТУРАЛИЗАЦИЯ СЛОВА ИСТИНЫ).

Каждый период имеет свои отличительные черты.

Семь диспенсаций: (1) невинности; (2) обетования; (3) человеческого правительства; (4) обетования; (5) закона; (6) благодати; (7) Царства.

 

3) Адвентистские воззрения

а. Классическая точка зрения

Ранняя адвентистская точка зрения относительно завета определялась полемическими соображениями. Адвентисты стремились уберечь заповедь о субботе, защитив ее от обвинений в том, что эта заповедь была отменена вместе со "старым заветом". Такова была точка зрения тех, кто проводил различие между двумя заветами - до и после креста. Возражая этому, адвентсты утвкрждали, что этими двумя заветами в действительности были так называемый старый завет и вечный завет, на который старый завет был наложен на Синае. "Новый завет" идентичен вечному завету, и, как таковой, он существовал как до, так и после "старого завета", хотя и не был утвержден до креста, на котором он был скреплен кровью Христа. Суббота есть часть этого вечного завета. Существенная разница заключается в том, что закон пишется на табличках плоти - в сердце. "Старый завет" был несовершенным и временным.

Таким образом, преобладала точка зрения, что старый завет был заветом дел, которому противопоставлялся новый завет, являющийся также вечным заветом; и что старый завет был временным посягательством на вечный. Существовали различные точки зрения на его продолжительность и суть.

 

i ) Дж.Андрюс ( 1875 )

Старый завет был "о законе" и послушание закону являлось "условием завета"; но десять заповедей были законом лишь в этом вторичном смысле. Этот завет не содержал условий для прощения, такие условия предоставляются лишь крестом. Данный завет был недостаточно приспособлен к человеку, пребывающем в падшем состоянии. Он был слишком слаб для того, чтобы соблбдать его.

ii) Дж.Корлисс(1833)

Моисеев завет был несовершенен, поскольку его условий было недостаточно для реакции на те чрезвычайные обстоятельства, которые возникли после его заключения. Новый завет ликвидирует эту недостаточность более полной жертвой. Но план спасения в обеих заветах требует соблюдения десяти заповедей, которые записаны на сердце человека в новом завете. (Иер.31:31-34)

iii) Н.Дж.Бауерс (1885)

Старый завет - не десять заповедей , которые существовали до него. Завет был относительно Закона. Старый завет был ЗАКЛЮЧЕН С народом. Тогда прозвучали десять заповедей.

iv ) Урия Смит (1887)

Смит сравнивал Адамов завет дел и Авраамов завет благодати. И тот, и другой требовали послушания. Синайский завет был "иным и особым заветом", "находившимся в подчиненном положении к тому, который был заключен с Авраамом. Он должен был служить конкретной цели в конкретное время". Смит соглашался с Корлиссом в том, что старый завет был несовершенным, но два завета являли собой две фазы одного плана искупления: "Эти два завета охватывают два великих раздела той работы, которая была предпринята Небесами ради искупления людей, и они простираются на две особые диспенсации, посвященные осуществлению этой работы".

 

V) Ваггонер (1888)

Бог не +имел намерения заключать завет с Израилем на Синае. Авраамова завета было достаточно для достижения всех целей. Синай был просто "божественным указанием на то, что Он уже сделал". Израиль в своей поспешности самонадеянно взял на себя всю ответственность за свою судьбу, но Бог не побуждал их к этому, "Эти два завета существуют и поныне. Эти два завета связаны не со временем, но с условием. Никто не должен льстить себе, утверждая, что он не может быть связан обязательствами старого завета на том предположении, что время его ушло". ДОБРАЯ ВЕСТЬ. "Старый завет" - это "попытка человека добиться праведности на основе дел закона, вне благодати Христовой", что представляет собой эпоху не столько во времени сколько в отношении.

vi ) У.Г.Литлджон (1893)

Старый завет был обусловленным, зависящим от послушания. Заповеди - лишь условия этого завета. Литлджон использовал иллюстрацию для демонстрации того, что Израиль оказался неспособным соблюсти закон, который они обязались соблюдать, в силу "недостаточного умения". В иллюстрации

речь идет о человеке, подрядившемся построить дом. Наниматель говорит: "Сосед Б., ты не смог выполнить условия нашего договора. Я знал, что именно тка и случится, но я полагал, что эта неудача окажется для тебя полезным уроком, поэтому я и позволил тебе подрядиться на эту работу. Теперь я готов заключить с тобой новый договор, основывающийся на "более реальных условиях". Старый завет представлял собой попытку человека соблюсти закон своими силами. Литлджон не поясгяет, несут ли благо уловия нового завета тем, кто жил до распятия Христа, и если да, то каким образом.

vii ) А.Т.Джонс (1907)

К 1907 году А.Т.Джонс оставил Адвентистскую Церковь и вместе с Келлогом проповедовал в Бэттл-Крикском санатории.Он говорил: "Синайский завет был заветом самоправедности и поэтому кабалой. Послушание НЕ являлось условием жизни. Израиль обещал послушание, которого он не в состоянии был продемонстрировать. Послушание это плод, но не условие.

viii ) Ф.Д.Николь (1932)

На утверждении о том, что мы ныне живем под новым заветом и поэтому закон для нас не обязателен, Николь отвечает: Старый завет основывался на законе; старый завет был отменен, но не отменен был закон. Бог и Израиль заключили завет "относителтно" десяти заповедей. Несовершенство было в людях, которые дали обещание выполнять закон своими силами. Кроме того, старый завет был скреплен всего лишь кровтю животных. Старый завет основывался на обещании людей ("Все, что Господь сказал, мы выполним"); новый же завет был утвержден на обещании Бога дать нам новое сердце и новый дух. Новый завет скреплен кровью Христа, а не животных. Человек подпадает под действие нового завета, когда он принимает Христа. Поэтому несовершенные обетования в Евр.8 это обещания людей исполнять закон своими силами.

iх ) М.Л.Андреасен (1948)

"Мы поднимали вопрос о том, зачем Бог заключал завет с Израилем, когда Он знал, что они нарушат его. Бог сделал это , поскольку это было единственным, что Он мог сделать. Если бы Он отказал им в привилегии испытания, они бы все последующе время утверждали, что Бог не предоставил им возможности показать, на что они способны; что они в полной мере могли выполнить именно то, что они и пообещали сделать: но Бог отказался предоставить им возможность попробовать.

Поэтому у Бога не было выбора. Он должен был предоставить им возможность попробовать. Не было никакого иного способа удовлетворить их". Синайский завет основывался на совершенном послушании закона и не предусматривал возможности неудачи. (Ср.с Исх.23:20,21 "Он не простит греха вашего"). Но Бог уже вырабатывает новый план, который будет открыт, когда они потерпят неудачу. Это можно видеть в планах, связанных со святилмщем, служения которого построены вокруг идеи прощения. "Старый завет" длился ровно сорок дней. Он был передан без посредника. Но в Исх.34 Моисей выступает как посредник. Андреасен, похоже, полагает, будто система жертвоприношений принадлежит еовому завету (!).

Х ) У.Г.Брансон (1950)

В то время, как Новый Завет был инструментом спасения, Ветхий Завет был инструментом смерти - таково было соглашение, заключенное Богом с Израилем с целью показать им их слабость и научить их необходимости полагаться на Христа.

Обетования Нового Завета лучше, поскольку Христос Сам формулирует их. Иисус говорит: "Я сделаю для вас и через вас".

ХI Герт Дж.Е.Котзее и Торольф Г.Паулсен (магистерская диссертация 1952г.)

Взгляды этих исследователей представляют собой наивысшую точку развития традиционной точки зрения, достигнутую в 1952г. Синайский завет был заключен с воспитательной целью - указать людям на Спасителя Авраамова Завета. Его можно считать подготовительным. Два завета представляют собой "две стадии отношения Бога с людьми" (Здесь нет ничего радикально нового).

а) Эдвард Геппеншталль (1952)

Геппеншталль решительно отказался от старой традиционной точки зрения. Взгляды его не были официально отвергнуты, либо оспорены; не получил он также и официальной поддержки. Но время от времени появляются статьи, излагающие традиционные взгляды. Тема завета не стала столь же эмоционально заряженной проблемой, в которую в 1980-х превратилась тема о святилище.

Бог дал всего лишь один завет, включая тот, который был провозглашен на Синае. Старый завет "вырастает из самой природы человека". Израиль точно так же, как и Авраам, "был поставлен лицом к лицу с теми же заветами (Новый Завет благодати). Но и тот, и другой испытали старый завет в своей жизни". (Такие тексты как Рим.4 и Гал.3 показывают, что Новый Завет представляет собой, в сущности, одно целое с заветом, под которым жили верующие в ветхозаветные времена. Жертвоприношения Ветхого Завета предвозвещают примирительную смерть Христа.)

 

б. Взгляды Елены Уайт.

В таких трудах как "Патриархи и пророки" Елена Уайт просто расширяет традиционную для своего времени адвентистскую точку зрения. Но ее язык оставляет место и для таких точек зрения как, например, взгляды Геппеншталля. Вот типичное утверждение: "Прежде, чем были заложены основы земли, завет был заключен со всеми явившими послушание, со всеми, кто через щедро данную благодать станут святыми по характеру, кто, не испытывая вины перед Богом, воспользовавшись этой благодатью, станут детьми Божиими" FCE 403. Такая точка зрения в значительной мере противоречит положениям как богословия завета, так и диспенсационализму. Это становится еще более ясным, когда мы читаеи такие высказывания, как следующее:

"Истина Божия одна и та же во все века, хотя она и по-разному формулировалась для того, чтобы соответствовать тем нуждам, которые имел Его народ в различные периоды".(RH 2марта 1886). И, соответственно, богословы могут говорить о существовании лишь одного вечного завета, но Божий завет определенно принимал различные формы, поэтому в этом смысле мы можем говорить о нескольких сменяющих друг друга заветах.

 

3. Предсинайские заветы

Исследуя библейские заветы, заключенные между Богом и человеком, мы отметим целый ряд общих черт, проходящих через все заветы: ( Инициатива в их установлении всегда принадлежит Богу, (2) Бог дает обетования. (3) Обязательства людей зачастую оговорены, но иногда они лишь подразумеваются. В некоторых случаях оговорено знамение (таинство завета. Результатом завета всегда являются особые отношения между сторонами - Богом и людьми.

а) Адамов завет

Богословы - реформаторы, как мы уже видели, помещали Адамов завет в период, предшествовавший грехопадению. Это был завет дел. Но в библейском повествовании нет ярко выраженного языка завета. Совершенно верно, что сформулированы обязательства, но Бог не дает обещаний, Он лишь предостерегает. Несколько позже мы, возможно, подходим к тому, что уже определенным образом напоминает завет, - непосредственно после грехопадения, особенно в Быт.3:15.

1) Быт.3:14-19

Этот текст часто цитируется как содержащий завет. Если это так, то данный завет отличается от всех более поздних.

б) Ноев завет

Невозможно отрицать существование завета с Ноем, поскольку здесь совершенно ясно использован язык завета. Ноев завет имел две фазы - до и после потопа. Возможно, мы должны даже назвать их двумя заветами, заключенными с Ноем.

1) Быт.6:18

"Но с тобой Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою."

Здесь впервые в Библии фактически использовано слово БЕРИТ - завет.

Согласно данному завету, заключенному Богом с Ноем, Ной был избран из всех людей, живущих перед потопом, для того, чтобы вместе со своей семьей спастись от потопа.

Согласно Быт.6:9, Ной, в противоположность остальным людям, был праведным безвинным и шел путем Божиим. Он обязан был построить ковчег, привести в него свою семью и семенных животных. 6:13 ппоказывает нам, что именно Бог был инициатором в этом завете.

2) Быт.8:29:17 (ос.9:8-17)

Согласно 9:8-9 данный завет был заключен не только с Ноем и его потомками, но и со всей живой тварью, даже с животными! Это единственный универсальный завет в Ветхом Завете. Он показываетнам, что люди и другие существа могут оказаться сторонами в завете, даже не зная об этом.

Этот завет был безусловным божественным обещанием никогда более не уничтожать всю жизнь на земле водою. Бог дал знамение завета - радугу. Совершенно очевидно, что до потопа атмосферные условия были такими, что радуга была просто неизвестна. Здесь мы не видим обязательств, прямо сформулированных в рамках завета, но некоторые из них высказаны непосредственно перед потопом: Не ешь мясо с кровью в нем ( впервые было разрешено употреблять мясо в пищу); убийцы должны караться смертным приговором; размножайтесь.

Этот завет в своей общей форме подобен общеизвестному на древнем Ближнем Востоке договору о царской дарственной. Обычно такой договор был безусловным. Подобные заветы представляли собой "царственную дарственную ( вотношении земельных угодий или чего-либо иного) верному слуге за преданную или выдающуюся службу. Обычно такой дар был постоянным и безусловным, но наследники слуги пользовались им лишь в том случае, если они продолжали отцову традицию верного служения". (Комментарий к английскому переводу Библии N iv^ стр.19( Другие примеры подобного типа завета мы обнаруживаем в 1 Цар.8:14; 22:7; 27:6; Есф.8:1.

 

в) Авраамов завет

Заключение Богом Своего завета с Авраамом происходило в три фазы на протяжение двадцати четырех лет. В конце этого периода Бог дал ему новое имя. (Авраам означает "отец множества"). Или, вновь, можно говорить о трех Авраамовых заветах, каждый из которых продолжает предыдущий.

1) Быт.12:1-3

Бог призывает Аврама (Авраама) и дает ему семь обетований, прстирающихся в далекую перспективу: "Я произведу от тебя великий народ, и благославлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благославении. Я благославлю благославляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные".

 

2) Быт.15:1-21

Данный завет заключен с Авраамом и (ст.16) с его потомками. Это безусловное божественное обещание исполнить дарственную на землю. Вслед за этим заветом следует также царский договор о дарении земли. Обратите внимание на то, что скрепляется он жертвоприношением, в ходе которого животное рассекалось пополам и одна половина помещалась напротив другой. Подобный метод скрепления договора встречается позднее в ВЗ. Вполне возможно, что именно поэтому по-еврейски заключить завет звучит как КАРАТ БЕРИТ - "рассечь завет". (Ср. английскую идиому "cat a deal" - "заключить договор", буквально "рассечь договор").

 

3) Быт.17:1-27

Это обусловленное божественное обязательство быть Богом Авраама и Богом его потомства. Условие четко обозначено и предписано знамение - обрезание. Обратите внимание на то, насколько четко сформулированы взаимные обязательства: Бога в ст.4 и д и Авраама в ст. 9 и д. Это первый в Библии пример завета, за которым следует формула древнего договора о сюзеранстве.

Договор сюзеранства это "завет, регулирующий отношения между великим царем и одним из его царей-подданных. Великий царь заявляет о своем абсолютном праве владычества, требует полной верности и служения ему (вассал должен любить своего сюзерена) и торжественно обещает обеспечить защиту владений и династии своего подданного при условии преданности и верности к себе со стороны вассала. Вассал торжественно обязуется проявлять абсолютную верность по отношению к своему сюзерену - чего бы от него ни потребовал - и полагаться исключительно на защиту со стороны своего сюзерена. Участники договора называют друг друга "госродин" и "слуга" или "отец" и "сын".

В данном случае Бог является сюзереном, а Авраам вассалом.

 

4. Закон до Синая

В силу того, что библейское повествование охватывает столь длительный период времени лишь фрагментарно, нам придется в основном полагаться на умозаключения. Как мы увидим, раввины зашли очень далеко, используя умозаключения и чуточку воображения.

В Псалтире есть тексты, подразумевающие предвечное существование божественного Закона. Пс.128:89, 152 - "навеки". Пс.102:20 = ангелы повинуются.

а) Закон в Едеме

Из повествования Книги Бытия мы можем лишь сказать, что в Едеме Адаму было дано как минимум одно запрещение и ряд позитивных заповедей: размножайся, ухаживай за садом.

Об остальном нам приходится догадываться, основываясь на тех косвенных намеках, которые обнаруживаются в других местах Библии. Рим.5:13 содержит утверждение, которое на первый взгляд ставит в тупик: "Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона". Совершенно очевидно, что грех Адама был ему вменен. Что же, в таком случае, позволяет Павлу говорить о том, что грех был в мире "до того, как дан был закон" (перевод с англ.)? Из контекста совершенно очевидно, что он подразумевает закон, данный на Синае. Но Адам явно испытывал искушение преступитьнекие известные ему запреты; и он их преступил.

б) Закон до потопа

1) Каин

Быт.4:7 деионстрирует нам наличие стандартов поведения: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".

История Каина со всей очевидностью показывает, что убийство было под строжайшим запретом.

2) Поколение эпохи потопа

Быт.6:5, 11-12 показывает, что людям был предьявлен счет за нечестие и насилие, и, следовательно, они должны были осознавать, что поступают дурно.

Это подразумевает существование закона и знание о нем.

 

в) Ноевы законы

Иудаизм разработал концепцию "Наахида" ( или Ноева закона) - "закона сынов Ноевых) - эта концепция сформировалась в ее стандартной форме в 3 веке н.э., но развитие шло в течение определенного периода до этого времени.

Согласно данной концепции, шесть заповедей для всего человечества были даны Адаму. Это были запреты (1) поклоняться иным богам; (2) хулить имя Божие; (3) проклинать судей; (4) на убийство; (5) сексуального греха; (6) грабежа.

(Sanh 56в; Быт.R. 16:6 )

После того, как было дано позволение употреблять в пищу мясо, Ной получил дополнительный запрет на употребление в пищу конечностей живого животного ( или есть плоть с живой кровью, Быт.9:4). (Ранние рукописи демонстрируют различные вариации; см.Sanh 59а; Песн.R 1:2:. Лишь эти семь законов были обязательны для всего человечества.

Согласно этой концепции, патриархам, как это видно в Писании, были даны дополнительные заповеди. Аврааму было дано повеление об обрезании (Быт.17:9-14), а Иакову - запрет на жила из бедра (Быт.32:32; Ср. с Hullin 7:6). Остальная часть Торы юыла дана на Синае.

2) Библейское свидетельство

Быт.9:1-7 устанавливает целый ряд обязанностей.

 

г) Закон во времена патриархов

1) Законы древнего Ближнего Востока

2) Законы Божии

( а) Быт.26:5

(б) Предсинайские упоминания на принципы Десяти заповедей

i) 1-ю Исх.5:1

ii) 2-ю Быт.31:19-23

iii) 3-ю Быт.10

iv) 4-ю Быт.2:1-3; Исх.16:4

V) 5-ю Быт.9:19-26

Vi) 6-ю Быт.4:1,15

Vii 7-ю Быт.4:19-24

Viii)8-ю Быт.21:25-30

iх) 9-ю Быт.21:22,23

Х) 10-ю Быт.31:36-41

 

5. Выводы

 

Г. Суббота до Синая

 

1. Происхождение субботы

а) Семидневный недельный цикл

Происхождение субботы и происхождение недели неразрывно связаны между собой. Каков возраст недели и когда она возникла? В чем ее основа?

Большинство из употребляемых нами единиц исчисления времени связаны с природными явлениями: год - с вращением земли вокруг солнца; месяц-связан с лунным циклом, откуда и произошло его название; день - с вращением земли. Часы, минуты и секунды представлябт собой сегменты дня и связаны с ним. Четыре времени года отражают природный цикл в зонах умеренного климата и характеризуются равноденствиями и солнцестояниями. Но как можно обьяснить субботу?

1) Небиблейские системы

Не все народы и культуры изначально знали понятие недели. Фактически, на протяжение значительного периода истории неделя из семи дней была лишь у евреев. В дохристианские времена римляне, например, имели восьмидневный цикл. Эта периодичность определялась оегулярно проводившимися НУНДИНАМИ или базарными днями. На Дальнем Востоке люди в древности придерживались цикла их пяти дней, за которыми следовал базарный день.

 

2) Семидневный цикл

(а) Еврейское происхождение

Представляется, что семидневная неделя была дана миру евреями и определялся этот цикл регулярностью субботы. Утверждение недели началось в языческом мире в первом веке нашей эры.

(б) Планетарная неделя

Еврейскую семидневную неделб дополняла планетарная неделя. Она была тесно связана с астрологическими верованиями, которые имели широкое распространение. Вскоре планетарная неделя получила известность по всему Средиземноморью. Рордорф высказался так: "Зта неделя не соперничала с еврейской; она существовала бок о ьок с ней и, что интересно, даже накладывалась на нее. Исследовав происхождение планетарной недели, мы так и не сможем избавиться от подозрения в том, что планетарная неделя имеет более позднее, чем еврейская происхождение и что она отяготила еврейскую неделю астрологическими идеями. Истину относительно этого подозрения еще предстоит установить". "Сандей", стр.9.

Современные названия дней недели ( в англ. языке. Прим. перев.) в конечном счетеберут свое начало из этой астрологической, планетарной недели. Ва вспомните, что древние ассоциировали планеты с богами и насчитывали они семь планет. "Первыми часами семи последовательных дней правили по очереди Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер и Венера, после чего весь цикл вновь повторялся. Каждый день получил свое название от той планеты, которая правила первым часом этого дня.Таким образом возникли названия семи дней планетарной недели. Исходные планетарные имена все еще входят в названия определеных дней в ряде европейских языков, но в английском языке в настоящее время четыре дня названы по имени богов Северной Европы..." "Британская энциклопедия"

3) Свидетельство недели

С тех пор семидневная неделя распространиласьпо всему миру. (Ср. корейские и японские названия дней недели).

Я полагаю важным, что распространение библейской религии и знание истинного Бога в нашей эре шло одновременно с распространением семидневной недели! А семидневная неделя неразрывно связана с субботой. Происхождение субботы связано с происхождением семидневной недели, которая является единственной единицей исчисления времени, не связанной с наблюдаемыми природными явлениями.

Исторически исчезновение, появление вновь и распространение семидневной недели связано с исчезновением, появлением вновь и распространением знания о Боге, хотя эти тенденции не идентичны и не связаны друг сдругом напрямую. Именно в первом веке нашей эры, когда Евангелие стало проповедываться язычниками, началось и укорение семидневной недели среди язычников, хотя эта неделя и имела форму планетарной, которая в определенной мере обязана своему почвлению астрологии. В то же время появляются современные названия дней недели.

В этой связи можно отметить, что среди ряда гностических сект и религий, основанных на тайных обрядах

(mystery religions ) Яхве, Бог евреев, ассоциировался с Сатурном и противопоставлялся богу Солнца как более высокому по положению.

Итак, можно сказать, что божественно определенный библейский семидневный цикл был принят всем миром, но лишь до того периода, когда мир вновь придал этому циклу определенный языческий оттенок. Здесь наблюдается определенная аналогия с концепцией субботы, распространившейся по миру, но мутировавшей в первый день недели - воскресенье.

В настоящее время семидневный недельный цикл принят всем миром вместе с воскресеньем как днем отдыза - даже в нехристианских странах. Эта тенденция сопровождалась прогрессом христианских миссий и распространением Писания. Сложилась странная комбинация, в которой Бог дал всемирное свидетельство о Себе, но другая сила стремится исказить содержание этого свидетельства.

(а) Богословская значимость

"Недельный цикл из семи буквальных дней, шесть из которых предназначены для трудов, а седьмой для отдыха, сохраненный и донесенный до нас сквозь библейские времена, берет свое начало из великого факта первых семи дней". 3SG 90 (1ВС 1081)

"Нет ничего иного, что напоминало бы человеку о Творце с такой силой и таким постоянством; что столь ясно и естественно предполагало бы поклонение Ему; что свызывало бы человека с Богом столь непосредственно. Если бы суббота всегда соблюдалась всеми, как Бог повелел, в мире не было бы и не могло бы быть ни атеистов, ни безбожников, ни идолопоклонников; ибо через соблюдение ее все знали бы, постоянно знали бы истинного и живого Бога, Творца всего сущего, и поклонялись бы Ему. Уже в этом одном можно видеть величайшую значимость субботы и ревностного ее соблюдения. Из этого можно также придти к пониманию причин, которыми руководствуется врагБога и человека, стремящийся заставить человека либо вообще забыть субботу и пренебречь ей, либо изменить и извратить ее до такой степени, чтобы она лишилась всякой значимости - лишить субботу тех высоких и святых целей, для которых она была предназначена и дана в начале творения" Дж.Н.Андрюс и Л.Р.Конради, "История субботы и первого дня недели" (1912),стр.11.

 

(б) Попытки упразднить семидневную неделю

Интересно отметить, что оба современных революционных движения, носивших ярко атеистическую и антихристианскую окраску, попытались упразднить семидневную неделю. Обе попытки провалились.

i) Французская революция

Французы попытались учредить десятидневный цикл

ii) Большевистская революция

Русские обьявили днем отдыха каждый день месяца, который можно разделить на шесть.

 

4) Нарушался ли когда-либо цикл?

Если когда-нибудь один день был выпущен из недельного цикла или прибавлен к нему, такое должно было бы произойти либо повсюду, либо нигде. Если это произошло повсеместно, то непременно должны остаться какие-либо исторические свидетельства о подобного рода универсальной перемене; но подобных свидетельств нет. И это не может быть случайностью. ( В данном случае нас должны интересовать лишь последние 2000 лет, поскольку можно предположить, что когда Иисус соблюдал день субботний на земле, Он соблюдал верный день ). Если подобное случайно произошло в одном месте или нескольких, то эти местности должны были бы выпасть из одного ритма со всем остальным миром. Подобного региона нет.

Еще одно доказательство состоит в том, что, используя разные календари (например, еврейский и христианский), люди могут по-разному исчислять месяцы и годы,но недельный цикл у низ совпадает.

б) Критические теории относительно происхождения субботы.

Те, кто неспособен или не желает принять библейское обьяснение о происхождении субботы, и недели, пытаютсянайти самые разнообразные обьяснения. На стр. 21-22 SSH д-р Хазель приводит некоторые из этих теорий: две астрономические, одну сельскохозяйственную, одну социологическую и одну, основанную на частоте употребления числа семь в разлияных древних текстах Ближнего Востока. Н.Е.Андреасен перечисляет и опровергает шесть таких теорий:

1) Вавилонская гипотеза

По утверждению Вильгельма Лотса (1883), еврейское ШАБАТ идентично вавилонско-ассирийскому слову ШАППАТУ. Но ШАППАТУ - день, относящийся к месячному циклу, 15-й день лунного месяца или день полнолуния.

2) Планетарная гипотеза

Кунен и сторонники Кенейской гипотезы )смысл которой заключается в том, что Моисей перенял свою религию от кенеев) обьясняет происхождение недели поклонению планетам во времена Моисея. Но этому нет доказательств.

3) Теория фаз Луны

Предположение о том, что понятие субботы основывается на четырех фазах Луны. Но ветхозаветная суббота совершенно не связана с Луной и лунным месяцем.

4) Гипотеза базарного дня

Смысл ее в том, что суббота изначально была базарным днем, подобно тому, как мы обнаруживаем в других культурах. Но свидетельство Ам.8:4-6 и других текстов делают это предположение невозможным.

5) Теория пятидесятичного календаря

Пятидесятичный календарь - особый вид календаря, основанного на семи пятидесятидневных периодах. Год этого календаря составляет 350 дней. Для соответствия солнечному году ему необходимо еще пятнадцать дней. Теория эта заключается в том, что если пятнадцать" лишних" дней

добавлялись двумя сегментами по неделе каждый, это могло бы положить начало семидневной неделе. И, вновь, мы имеем дело лишь с умозаключением, не подтвержденным каким бы то ни было доказательством.

6) Теория интервала между праздниками

Смысл ее заключается в том, что между праздниками опресноков и кущей существует интервал в семь дней, т.е. неделя была введена как средство для отмеривания верного интервала между ними (Г.Ю.Краус и У.Кикер). Но данная теория сталкивается с серьезными проблемами, а порядок происхождения представляется прямо обратным: семидневный интервал между праздниками связан с тем, что неделя существовала раньше.

 

в) Библейское обьяснение (Бат.2:1-4а; Исх.20:11; Исх.31:17б)

В седьмой день Бог завершил труд Творения и почил. Почему Он почил от трудов? Испытал ли Бог утомление? Нет. Откуда мы это знаем? Ис.40:28: "Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает. Разум Его неисследим." (Но см. Ис.43;24: "Но ты грехами своими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня", - и Мал.2:16: "Вы прогневляете Господа словами вашими".)

( В англ. текстездесь также употреблено слово "утомляете". прим. перев.) Почему же Он, в таком случае, "почил"? Это требует экзегезы.

1. Быт.2:1-4а: Ключевые еврейские слова

(а) КаLаН (пуал), тт.1,2-

быть законченным, завершенным (ср. Пс.71:20 )

(б) MeLa KaH тт.2,3 -

дело, труд, работа, произведение, задача.

Ср. Пс.106:23; Прит.24:27; 3 Цар.7:14; 1 Пар.4:23

(в) BeReK (пиел), т.3

= благословлять= наделять властью для достижения успеха, процветания, плодородия (Быт.1:22,28; 27:27);

= провозглашать человека наделенным властью и т.д.;= желать человеку такой власти. Мы можем понять благословение человека, животного и, даже, растения. Но в чем смысл благословения отрезка времени?

Примеры благословения обьектов, не наделенных жизнью: "дела рук твоих" (Втор.28;12; 33:11); жертву (! Цар.9:13); Божие или иное имя (1 Пар.23:12, имя Аарона; Неем.9:5 и Пс.144:1, имя Божие); пищу (Пс.131:15); жилище благочестивого (Прит.3:33); идола (Ис.66:3) (В русском варианте "молиться" Прим. перев.)).

Греческий эквивалент этого слова ЭУЛОГЕВ. Единственными неживыми предметами в НЗ, к которым применено это слово, являются составные части (хлеб и чаша) вечери Господней и хлебы, которые умножил Иисус. Матф.26:26; Марк.6:41; Лк.24:30; 1 Кор.10:16.

Что вы имеете в виду, когда просите благословения Господня на свою пищу?

Что означает благословение субботы Богом?

(г) QiDDeSh (пиел), т.3

= провозглашать святым, изымать из повседневного использования, выделять из использования в богослужении или культе. Освящать, посвящать.

Примеры: Гора Синайская, Исх.19:23; Аарон и сыновья, Исх.29:44; год юбилея, Лев.25:10.

Здесь оно использовано в отношении времени;

в 3 Цар.8:64 это слово использовано в отношении места. Оно, конечно, используется также и в отношении людей.

(д) ShabaTh, т.2

= прекращать, останавливаться, быть в покое; воздерживаться от; прекратить работать. ЭТО ТОТ ЖЕ КОРЕНЬ, что и в слове "суббота", но в глагольной форме значение его - отдыхать = остановиться, но НЕ отдыхать = восстанавливать силы! Но в других двух текстах, которые мы рассмотрим, использованы слова, которые близки к такому значению.

 

2) Исх.20:11

(а) BeReK

(б) QiDDuSh

(в) NWCh

Останавливаться ( ковчег на горе Араратской, Быт.8:4)

Оставаться в покое, т.е. отдыхать (ср.Чис.10:36;Исх25:10)

Упокоится, "почить"

Ждать

3) Исх.31:17б

(а) ShaBaTh

(б) NPSh (нифал)

= выдыхать = ловить чье-то дыхание, освежаться, "взять дыхание". Кроме даного текста использовано лишь в Исх.23:12 и 2 Цар.16:14

4) Почему Бог почил (не от утомления, Исх.40:28)

(а) Отдых удовлетворения - Быт.1:31

(б) Поскольку Он завершил Свою задачу

(в) Утверждая пример (ср. с крещением Христа)

(г) Чтобы освятить и благословить день

i)Благословение безличных понятий (ср. с Деян.19:11,12)

ii)Значение благословения

iii)Значение освящения

iV) Освящение времени

V) Адам соблюдал субботу, а, может быть, и другие до грехопадения.

5) "Божественный отдых"

(а)Мессопотамская концепция против библейской

i) Мессопотамская (ENUMA ELISH): Человек работает, поэтому боги могут отдыхать

ii) Библейская: Человек отдыхает, поскольку отдыхал Бог

(б) Упоминание об отдыхе Господа в других местах

i) Пс.94:11

(в) Бог отдыхал как Творец, но не как провиденческий Правитель (ср. Иоаы.5:17)

 

2. Смысл субботы творения: памятник или тип?

" Равным же образом, день отдохновения Господа не был тенью отдыха человека после того, как тот оправится от грехопадения. Разумная тварь Божия всегда будет поклоняться Ему осмысленным образом. Когда, таким образом, Он выделил день отдыха для того, чтобы тот был посвящен святым вещам, то, если это был не памятник Его труду, но тень искупления человека от грехопадения, то истинный смысл такого нововведения был, должно быть, поведан Адаму; и, как следствие, человек в его падшем состоянии не мог соблюдать субботу как радость, но лишь с глубокой тревогой, как напоминание ему о том, что вскоре он отступит от Бога. Не был он и днем Господа, одним из физически ошушаемых установлений, данных им для соблюдения вплоть до "времени реформации"; ибо не могло быть реформации для существ безгрешных". Андрюс и Конради, стр.38.

Этот разумный аргумент ( принятый Еленой Уайт в ПП) не помешал, однако, Андрюсу принять типологию "космической недели", согласно которой Тысячелетнее царство соответствует седьмому дню (см.Андрюс и Конради, стр.15-16). Елена Уайт использовала подобный же язык в письме к Джозефу Бейтсу от 7 апреля 1847 г.( "Слово к малому стаду", стр.20), где она охарактеризовала "юбилей" как время, "когда земля должна отдыхать". Джеймс Уайт ( "Адвентист ревью", 1сент.1850 , стр.49-51) рассматривал тысячелетнее царство как аантитипический юбилей, период отдыха для земли. См. "Энциклопедия АСД", стр.785-86.

 

3. Возможные указания на субботу в Книге Бытия

а) Проблема

Зачастую утверждается, что суббота впервые дана была людям на Синае, и то, одним лишь евреям в воспоминание их избавления из Египта. (Это утверждается несмотря на Быт.2:1-4). В обоснование такого подхода утверждается, будто патриархам суббота была неизвестна и они ее не соблюдали, поскольку нет никаких сведений об обратном.

) Отцы

Это очень старый аргумент. Мы обнаруживаем, что среди христиан он впервые был использован Юстином Мучеником ок.150 г. н.э. в "Диалоге с Трифоном-иудеем". Говоря об Адаме, Авеле, Енохе, Ное, Лоте, Мелхиседеке и Аврааме, он утверждал: "Того более, все упомянутые выше мужи праведные хотя и не соблюдали субботы, благоволенными были пред Богом; а после них Авраам со всеми потомками своими до Моисея, при ком народ твой предстал нечестивым и неблагодарным пред Богои, сделав тельца себе в пустыне. Засим обратил Бог Себя к этому народу, позволив им также приносить жертвы как бы Ему, дабы вы не поклонялись идолам, каковое установление вы не соблюдали. Нет, вы приносили детей своих в жертву бесам. И повелено было вам соблюдать субботу, даба вы могли сохранить память о Боге. Ибо слово это утверждает так, говоря: "Чтобы знали вы, что Я Бог, искупивший вас". "Диалог", стр.19.

Позднее этот аргумент повторялся другими отцами Церкви.

 

2) Раввины

Каким бы любопытным это ни показалось, но в этом диалоге Трифон-иудей не оспаривает зто утверждение. Это и не удивительно, если мы вспомним о том, что большинство учителей палестинских евреев того времени также верили, что суббота была неизвестна патриархам, но была дана евреям на Синае.

Более подробно мы остановимся на этом позднее, когда будем рассматривать период между заветами. Вкратце же ситуация выглядела таким образом: вот некоторые из типичных взглядов раввинов первых трех-четырех столетий христианской эры:

(1) Р.Леви сказал, что шесть заповедей для всего человечества были даны всему человечеству в Адаме - запрет на: поклонение другим ьогам, хула на имя Божие, проклятие на судей, убийство, прелюбодеяние, воровство.

(2) Несколько иной перечень приведен Р. Йохананом, учителем Леви. Он перечисляет почти те же запреты, однако вместо повеления не проклинать судей приводится позитивное повеление учреждать суды справедливые.У разных раввинов вы обнаружите и другие несущественные вариации.

(3) Р.Елеазар и другие учили тому, что седьмая заповедь была дана Ною - запрет есть мясо с живою кровью (Быт.9:4).

(4) Раввины говорили, что эти семь повелений (касавшихся идолопоклонства, богогульства, кровосмешения, убийства, воровства, употребления в пищу мяса с кровью в нем - или, как иногда утверждалось, поедание конечности, отсеченного от живого животного - и учреждение судов ) были даны всему человечеству, и позтому обязательны также и для язычников. Эти повеления известны как Ноевы заветы. Закон сыновей Ноя обязателен лишь для язычников, а вся Тора - для евреев. Она до сих пор остается для евреев стандартом веры. Вот почему они не стесняются позволять язычникам работать на себя в субботу.

(5) Раввины также учили тому, что в дополнение к Ноевым повелениям были и другие повеления, данные патриархам -

а. Аврааму: обрезание (Быт.17:9-14)

б. Иакову: запрет есть "жилу из бедра" (Быт.32:32).

(6) Но упомянутые взгляды не выражают повсеместного убеждения всех раввинов. Примером может служить спор о том, знали ли патриархи и , особенно, Авраам законы, данные через Моисея. Были такие, кто утверждал, что Адам соблюдал субботу, но впоследствии она была забыта до времени Моисея. Р.Иоханан полагал, что Иосиф соблюдал субботу предвосхищая Тору. Рав ( Абба Ариха, ум.247 н.э.) сказал: "Наш отец Авраам соблюдал все Тору, поскольку она говорит: "Поскольку Авраам послушался гласа Моего ( и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать)", цитируя Быт.26:5, ср.18:19

 

(3) Пауль Джуитт

Мысль о том, что суббота не была известна в патриархальный период, и поэтому не соблюдалась, повторялась многократно. Возможно, что последним этот довод использует Джуитт, который на стр.16 своей работы "День Господень" цитирует в качестве доказательства следующие тексты

Иез.20:11-12: "Дал им также субботы Мои"(говоря об исходе);

Неем. 9:12-14:"И указал им святую Твою субботу...через Моисея".

Что мы ответим на эти аргументы? Какие есть свидетельства того, что суббота была известна в период между Едемом и Синаем?

 

б) Обьяснение

Есть несколько причин тому, что по этому вопросу можно ожидать молчания.

(1) Характер повествования

Когда на столь сжатом пространстве описывается столь длительный период, невозможно ожидать того, что будет упомянуто обо всем. Книга Бытия писалась не для патриархов; все они были мертвы. как указывает Андрюс( стр.40), законы, изложенные в Книге Бытия, не принесли бы пользы никому до появления первых читателей, а им десять заповедей были даны иначе. У Книги Бытия иная, нежели у Книги Исхода, цель и т. д. В конце- концов, мы не находим никаких подтверждений и тому, что патриархам было запрещено красть! Всегда рискованно привлекать аргументы из тишины:"...О субботе не упоминается от Моисея до Давида, на протяжении пятиста лет.

В течение этого периода она утверждалась силой под угрозой казни. Доказывает ли это, что ее не соблюдали весь этот период?" Андрюс, стр.41

(2) Возможность того, что, действительно, большинство людей забыли субботу

Кроме того, действительно, вполне возможно, что субботу все больше и больше забывали по иере того, как народ впадал в идолопоклонничество.Обратите внимание на ПП 80:"Субботу чтили все дети Адама, которые оставались верными Богу. Но Каин и его потомки не уважали день в который Бог почил. Они избрали свое собственное время для трудов и отдыха независимо от ясного повеления Божиего".Без сомнения, подобный же процесс произошел и после потопа. Это был период нараставшего богоотступничества, которое приобрело почти повсеместный характер. Даже отец Авраама был идолопоклонником согласно Иис.Нав.24:2.

 

в) Намеки на то, что суббота не была полностью забыта патриархами.

Есть целый ряд убедительных намеков на то, что суббота не была полностью забыта патриархами. Это, например, неоднократное упоминание о семидневных периодах. Помните о том, что понятия о неделе и субботе тесно связаны друг сдругом и если упоминается неделя, то можно уверенно предположить, что память о субботе также сохранялась.

(1) Быт.7:1-5, 10

Семидневный прмежуток времени между повелением Бога Ною и началом потопа

(2) Быт.8:6-12

Два семидневных периода между выпуском голубя.

(3) Быт.29:20-30

Неделя свадебного пира. MALE SHeBUA ZOTH. Здесь впервые упомянуто само слово "неделя".

"Окончи ( свадебную) неделю этой (женщины)" SHeBUA - производное от SHEeBWA. (Некоторые истолкователи предполагают, что это слово относится, возможно, к семи годам).

(4) Быт.31:22-23

Лаван гнался за Иаковом семь дней.

(5) Быт.50:10

Когда Иосиф похоронил отца своего, Иакова, он пребывал в скорби семь дней и семь ночей.

(6) Иов 2:13

Трое друзей Иова "сидели с ним на земле сеиь дней и семь ночей".

 

4. Возможные намеки в Книге Исхода до Синая

а) Исх.7:25

Семь дней между тем временем, когда Бог поразил Нил, и казнью жабами

б) Исх.5:4-9 Этот текст имеет огромную значимость

(1) Использование глагола Shabath

(2) Связь с поклонением Богу

(3) Комментарий Елены Уайт (ПП 258)

"Находясь в плену, израильтяне в определенной степени утратили знание закона Божиего и отошли от Его наставлений. Субботой повсеместно пренебрегали, а требования их надсмотрщиков делали соблюдение субботы явно невозможным. Но Моисей показал своему народу, что послушание Богу есть первое условие для освобождения; и усилия по восстановлению соблюдения субботы не прошли мимо внимания их угнетателей".

(4) Связь соблюдения субботы с избавлением

Во Втор.5 мы узнаем о том, что Израиль должен соблюдать субботу в связи со своим избавлением из плена. Равным же образом верно и то, что они нуждались в избавлении из плена для того, чтобы иметь возможностьсоблюдать субботу. Они не могли служить Господу в Египте.

(5) Ответ Паулу Джуитту

Теперь у нас есть обьяснение Иез.20:11-12 и Неем.9:12-14.

"Чтобы знали", поскольку они забыли! Суббота нова для них, но не для истории. "В то время, когда народ избранный находился в египетском плену, многие, находясь среди преобладающего идолопоклонства, утратили знание закона Божиего; но когда Господь освободил Израиль, Он провозгласил Свой закон величественнейшим образом множеству собравшихся людей, чтобы они могли знать Его волю, убояться Его и быть послушными Ему вовеки". ВБ 453.

 

в) Исх.15и16 подтверждают сказанное выше.

(1) Исх.15:26

"Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его..."

(2) Исх.16:4,23

В Исх16:23 впервые в Библии встречается существительное

"SHABBATH", хотя глагольная форма этого корня встречается ранее, в Исх.5 ( и, безусловно, в Быт.2).

 

г) Экзегеза Исх.16

Мы не можем сказать, основываясь исключительно на последовательности библейского повествования, что события, описываемые в Исх.16, предшествовали возвещению закона на Синае, поскольку в Пятикнижие, как и в других частях Библии, повествование часто построено на тематической основе, а не строго на хронологической. Похоже, именно с этим явлением мы сталкиваемся в Исх.16, поскольку повеление, данное в Исх.16:31-36 (ос.33), должно быть было сообщено после сооружения скинии.

(Верно, что Елена Уайт говорит о временной палатке в 3SG 287, но, скорее всего , она делает это, желая найти обьяснение трудному для ее понимания тексту. В то время еще не было повеления о сооружении скинии, а если бы она уже существовала, то нет необходимости в Исх.25:8).

Представляется вполне резонным сказать, что первая часть главы, 16:1-30 действительно предшествует Синаю, поскольку перед нами подробное изложение последовательности событий: от Елима до пустыни Син, "что между Елимом и между Синаем". Именно в этой пустыне и произошел инцидент.

Повеление 16:31-36 помещено здесь с тем, чтобы свести воедино все, что связанно с манной. Тематически обусловленная структура изложения. Мы часто с этим будем сталкиваться. Подобным же образом, мы увидим, что комментарии к законам иногда прилагаются к самим законам. Это следует иметь в виду.

(1) Исх.16:4 и д.

Испытания послушания и доверия, и подготовка. Чудо, которое продолжалось на протяжение свыше 2000 суббот.

(2) Исх.16:23

День подготовки: не готовить пищу по-субботам. "Святая суббота Господня" - первое упоминание встречающегося позднее термина, а также субботы. "Субботний праздник, суббота святая "Le YHWH" )Господу"..." Очень эмоциональный и торжественный язык.

(3) Исх.16:28

"Долго ли"? 1ВС581: "Вопрос Божий: "Долго ли" и.т.д. подразумевает, что на протяжении достаточно длительного времени евреи делали это - нарушали субботу, в полной мере осознавая, что поступают дурно". Вполне возможно, но не обязательно.

(4) Исх.16:29-30

 

Не ходить за манной. Позднее на этом было основано предписание иудаизма не проходить в субботу более 2000 кубитов (приблизительно 2)3 мили). (Они подсчитали, что именно таким было расстояние от самой дальней палатки до скинии). Но контекст подсказывает нам, что это был не просто запрет выходить для сбора пищи.