Глава 6. Печать

 

Пасторское консультирование

В наши дни люди настолько легкомысленно советуются и сами дают советы по наиболее важным и интимным жизненным вопросам, что было бы полезно начать разговор о пасторских советах и рекомендациях с древнего изречения:

"Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу. Остерегайся советника и наперед узнай, что ему нужно, ибо, может быть, он будет советовать для самого себя, чтобы он не бросил на тебя жребий и не сказал тебе: «Путь твой хорош», а сам будет стоять поодаль и смотреть, что случится с тобой. Не советуйся с тем, кто смотрит на тебя подозрительно; и от завистников скрывай намерения свои. Не советуйся с женщиной о сопернице ее и с боязливым о войне; с продавцом - о мене и с покупателем - о продаже; с завистливыми - о благодарности и с немилосердным - о благотворительности; с ленивым - о каком-либо деле и с годовым наемником - об окончании его работы; с ленивым рабом - о больших планах; не полагайся на таковых ни при каком совещании. Но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором ты знаешь, что он соблюдает заповеди, душа которого - в согласии с твоей душой, и который поскорбит с тобой, кода ты потерпишь неудачу. И держись совета сердца своего, ибо нет никого для тебя вернее его. Ибо душа человека иногда лучше подскажет, чем семь наблюдателей, сидящих на сторожевой башне. И при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине."

Эти слова принадлежат Иисусу, сыну Сирахову, тонкая проницательность, юмор и благочестие которого помогут пастору сохранить чувство меры и осознать опасности, которые подстерегают того, кто решается давать советы своим ближним о том, как им строить жизнь, и предостеречь о том, к чему могут привести ошибки. Однако советы составляют неотъемлемую часть работы пастора, если только он не будет сторониться людей, игнорировать просьбы о помощи и не превратит свой кабинет в монастырскую келью. Если он откажется давать людям советы, он фактически перестанет быть христианским пастором - ведь его Учитель Христос, согласно свидетельству евангелистов, не менее тридцати пяти раз помогал людям Своими мудрыми советами. Тем самым, Он ярко продемонстрировал необходимость служения людям и сущность Евангелия. Как часто люди будут обращаться к пастору за советом, зависит отчасти от его личных качеств. Немногие пожелают открыть свои тайны нерешительным, нетактичным или властолюбивым служителям. Некоторые моменты в жизни пастора являются испытанием его характера. Неуравновешенный, плохо владеющий собой наставник не в состоянии будет помочь тем людям, которые страдают от этих же недостатков. Пастор, склонный к сомнениям, едва ли сможет утвердить в вере ближнего, если сам не разрешит их для себя или не научится мужественно нести их. С пастором, который имеет желчный и язвительный характер, часто раздражается и выходит из себя, вряд ли кто-нибудь будет советоваться по вопросу взаимоотношений между людьми. То же самое можно сказать и о служителе, в котором люди не видят правдивости, сдержанности, бескорыстия, преданности и доверия Богу. Хотя мы указываем людям на Христа, мы не сможем помочь им преодолеть те препятствия, которые сами не смогли преодолеть в своей жизни. Человек, дающий советы, должен проявлять сочувствие к людям, быть откровенным и великодушным. Случается, что трудные, малорасполагающие люди, обращаясь с просьбой о разрешении проблем, возникновение которых можно было бы предвидеть, испытывают терпение пастора. Трудно «терпеть неразумных», не испытывая при этом отрицательных эмоций. В таких случаях пастор должен, по крайней мере, научиться беспристрастно выслушивать людей до тех пор, пока он сможет понять их и у него появится желание им помочь. Проявляя к ним сочувствие, он сможет ощутить их душевную боль и проникнуться их нуждами. Прямота и откровенность не всегда бывают уместны, но без них советы пастора окажутся поверхностными и не будут достигать цели. Для того чтобы помочь оскорбленной жене понять точку зрения мужа, разгневанному человеку понять другую сторону при ссоре или конфликте, уязвленному в своем самолюбии увидеть себя в истинном свете, требуется честность и откровенность в оценке их поступков. Если пастор не будет открыто и прямо, но одновременно с любовью, высказывать человеку всю правду, то раздражение, жалость к себе, гордость и самолюбие могут никогда не уступить место положительным чувствам. Надо обладать великодушием, вдумчивостью, проницательностью и настойчивостью, чтобы помочь тем душам, которые прежде всего нуждаются в согревающей любви, хотя они иногда проявляют слишком мало признательности. Вряд ли кто-нибудь захочет советоваться с сухим, деловито-расчетливым служителем, который все делает только по плану. Проповеди, с которыми выступает служитель, также могут способствовать или препятствовать желанию людей советоваться с ним по личным вопросам. Теплые, откровенно-доверительные проповеди, во время которых налаживается живое общение с паствой и затрагиваются насущные жизненные проблемы, располагают слушателей к более близким отношениям со своим пастором. В эти минуты они особенно явственно сознают, что перед ними человек, который способен с пониманием и сочувствием отнестись к их проблемам. Отвлечено-дидактические, догматические проповеди отнюдь не настраивают слушающих на такой подход. С другой стороны, если пастор вдумчиво и дальновидно составляет проповеди, то люди, не прибегая к конфиденциальным беседам с проповедником, непосредственно из проповеди могут получить необходимую помощь. И это наиболее верный, независимый путь получения совета от Бога. Хотя некоторым все же может понадобиться дальнейшее разъяснение истины применительно к их личным обстоятельствам в индивидуальной беседе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ

Вследствие многообразия человеческих характеров и судеб, нередко бывает трудно определить, какие цели преследует человек, обращающийся за советом к пастору, но пастор должен в первую очередь думать о людях, а не о «делах». Если при этом пастор будет прибегать к общим рекомендациям, не отражающим многообразных нужд людей, или будет поверхностно, по чисто внешним признакам определять характер проблемы, систематизировать, то он тем самым с самого начала обречет себя на неудачу. В мире нет двух абсолютно одинаковых личностей, поэтому нужно индивидуально подходить к каждому попавшему в беду. Пытаться классифицировать людей и их нужды - это значит теоретизировать, а не служить ближним. Одни хотят просто «обговорить со служителем некоторые вопросы», т.е. выражают желание проконсультироваться и получить необходимые разъяснения. Другие хотят узнать ваше мнение «по поводу одного дела», т.е. желают получить директивные указания, доверяясь мудрости и богатому опыту пастора. Просьба поговорить наедине в надежде, что «вы поймете правильно», говорит о том, что обратившийся к вам человек надеется встретить сочувствие и моральную поддержку. Если к вам обращаются со словами: «Мой друг просил выяснить у вас...», или: «Так, чтобы я смог объяснить ему... «, - то это может означать попытку оправдать себя. Слова «мне нужно поговорить с вами», возможно, открывают душу человека, находящегося в состоянии стресса, неспособного справиться с постигшими его трудностями. Но эти слова можно услышать и от человека, который испытывает искушение оставить семью, карьеру или пожертвовать престижем ради удовлетворения своих греховных и безрассудных желаний. Беспокойство и раскаяние, печаль и глубокие душевные раны, причиненные предательством или пренебрежением со стороны окружающих людей, смущение и замешательство на крутом жизненном вираже, страх перед угрозой надвигающейся беды, - вот далеко не полный перечень тех фактов, которые могут привести к пастору сбитого с толку, обезумевшего от горя и потерявшего равновесие человека. Проблемы личной духовной жизни прихожан, вызывающие депрессию, такие, как муки совести, сомнение в прощении, поверхностная духовность, ложное самоуважение, нездоровый страх перед Богом, могут потребовать умелого пасторского вмешательства. Привычка нервничать по любому незначительному поводу, ощущение собственной ущербности превращают жизнь некоторых людей в непрекращающуюся, молчаливую борьбу с самим собой, вызывая чувство страха перед возникшей трудностью. Ссылки на неспособность все это осмыслить и принять верой нередко являются всего лишь слабой дымовой завесой, скрывающей эмоциональную или нравственную неустойчивость. Особенно много вопросов возникает в сфере брачных отношений. Люди с повышенной эмоциональной возбудимостью пребывают в состоянии стресса, потому что не могут совладать с чувствами; люди, сосредоточенные на своем внутреннем мире, немилосердно критикуют себя; а те, которые увлечены преимущественно общественной деятельностью, жалуются, что не могут чувствовать того, что чувствуют окружающие. Одни имеют обыкновение делать долги, другим бывает трудно избегать ссор с теми, кого они хотят иметь в числе своих друзей. Одиночество усугубляет все человеческие слабости и является причиной возникновения новых затруднений. Даже этот неполный перечень человеческих проблем доказывает опасность поверхностной типизации и обобщения во взаимоотношениях с людьми, попавшими в беду. Поэтому пастор, имея в виду основные задачи служения, неизбежно придет к выводу, что совершенных христиан мало, и поэтому главные цели, к которым он стремится при работе с людьми, - это всего лишь общие ориентиры, которыми ему приходится руководствоваться:

-умиротворяющее воздействие на болезненно возбужденного человека;

-помощь в установлении более беспристрастного отношения к проблемной ситуации или какому-либо человеку;

-устранение камней преткновения и соблазна на пути к послушанию;

-углубление богопознания и утверждение веры в непоколебимую любовь Бога, несмотря на разочарования и сожаления о прошлом;

-такое совершенство веры, при котором человек уже не отступает в случае неожиданных препон, враждебных происков или отсутствия ответа на молитву;

-возвращение отчаявшимся людям веры в себя, побуждающей их брать на себя ответственность и помогать другим;

-достаточно твердое заверение в любви Бога и Его неизменной помощи, с целью сделать более или менее сносной жизнь отчаявшихся людей, неспособных самостоятельно преодолеть возникшие затруднения;

-облегчение мук совести целительной силой исповедания, прощения и очищения через благодать Божию во Христе;

-раскрепощение душ, живущих в атмосфере всевозможных запретов, для духовной свободы детей Божиих, водимых Духом Святым;

-разъяснение людям, что горькие разочарования в их жизни проистекают прежде всего от сознания своих неиспользованных возможностей и что им нужно направить жизненную энергию в новое русло, к более радужным перспективам;

-помощь в приобретении простейших навыков личной молитвы, духовных размышлений, упования и благодарения в сердцах, отчаянно стремящихся к исполнению христианских обязанностей, но не познавших на личном опыте лучезарной веры и животворящих источников христианства.

Как разобраться в этом многообразии пасторских задач и определить цель, к которой нужно стремиться в каждом конкретном случае? Легче будет определить задачу духовного консультирования людей о точки зрения наставника: «предостерегать и наставлять человека во всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе», «для всех сделаться всем, чтобы спасти, по крайне мере, некоторых». Однако не следует при этом забывать, что христианский наставник должен назидать и «пасти» не самого себя, а людей, остро нуждающихся в его совете.

МЕТОДОЛОГИЯ

Существует обширная методология духовной помощи, однако ее сущность сводится к одному вопросу: каким образом наставник может оказывать воздействие на человека, нуждающегося в помощи, и какими средствами возможно добиться поставленной цели? Когда люди приходят в консультацию к юристу, врачу, или банкиру, они надеются узнать у них, что нужно делать при тех или иных обстоятельствах; при этом они пытаются понять, почему им следует поступать так, а не иначе, доверяя авторитету, компетентности и высокой квалификации специалистов. Однако когда человек консультируется с хорошим учителем, его позиция существенно меняется. Конечно, некоторые предметы (например, иностранные языки, математика) предполагают авторитетное руководство процессом обучения со стороны учителя; однако при изучении таких предметов, как история, философия, естественные науки, когда процесс обучения переходит на творческий уровень, все большее значение начинает приобретать не авторитет педагога, а способности и самобытность восприятия учащегося. Акцент смещается с руководящей и направляющей работы учителя на личные изыскания и инициативу студента, стремящегося предельно реализовать все свои способности к данному предмету. В тех случаях, когда идет речь о духовных опытах веры, о вопросах совести, личных взаимоотношениях, нравственности и религиозном опыте, то инициатива и творческая самостоятельность учащегося приобретают решающее значение. Он должен сам решить, по какому пути ему следует идти, какие трудности ему предстоит преодолеть, т.е. он должен определить себя как личность. Некоторые утверждают, что это значительно снижает ценность пасторских советов. По их мнению, задача христианского наставника сводится к тому, чтобы объяснять Слово Божие, умело и авторитетно излагать принципы христианского богословия и этики и по мере надобности прибегать к предостережениям и увещеваниям в необходимости послушания истине, не забывая о том, что решающий выбор в вопросах послушания всегда остается за человеком, который несет полную ответственность за принятое решение. Другие считают, что этот метод содержит в себе элементы духовного насилия и в большинстве случаев не приносит желаемых результатов. Он имеет успех только тогда, когда наставник пользуется должным авторитетом; но и тогда подопечные такого пастора не всегда будут обладать сильными характерами и твердой верой, основанной на личной убежденности, но могут оказаться лишь покорными, безвольными людьми, легко поддающимися любому влиянию, не способными отстаивать свои убеждения. Пастор не должен возлагать на себя ту миссию, которую способен совершить только Бог; моральная инициатива человека-христианина должна быть сохранена, ему должна быть предоставлена необходимая свобода выбора в принятии решений. Таким образом, после советов и наставлений пастора у его подопечных сохраняются самостоятельные и основанные на доброй воле взаимоотношения с Богом. Наличие или отсутствие повелительного тона в советах, конечно, будет зависеть от конкретной ситуации и характера человека. Если во всех случаях руководствоваться правилом «никого не пытайся переубеждать» (Гамильтон), то тем самым мы не только оградим себя от искушения осуждать, но и упустим возможность предостеречь и отвратить человека от ложного пути. Христианское наставничество не должно быть субъективным и неосновательным; пастор должен быть принципиальным человеком, руководствующимся определенными правилами и нормами. Чтобы приносить пользу людям, он должен стремиться к достижению поставленных целей. Но после того, как пастор разъяснит человеку причину его затруднений и даст необходимые советы, духовное здоровье последнего будет всецело зависеть от его добровольного отклика на дар Божьей благодати в Иисусе Христе. Однако это лишь одностороннее освещение задач наставника. С другой стороны, пастор должен уметь проникнуться глубиной человеческого горя, увидеть и почувствовать то, что переживает человек, оказавшийся в трудной ситуации, понять его реакцию на сложившиеся обстоятельства и оценить его положение, сообразуясь с его душевными силами, интеллектом, культурным уровнем, возрастом, способностями, жизненным опытом. При этом не следует подходить к нему с собственной меркой и оценивать его поведение с высоты своего духовного уровня. Только в этом случае пастор может помочь человеку принять правильное решение, которое согласуется с волей Божьей.

КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ

Обычно говорят об «интеллектуальной» и «эмоциональной» помощи людям. Но это весьма условное разграничение. Часто пастор должен изыскивать новые, более действенные средства поддержки и ободрения людей.

1. «Интеллектуальная» помощь включает такие доводы и побуждения, к которым прибегает пастор для наставления человека в вере и путях Божиих. Это достигается через объяснение причин случившегося, устранение неправильных понятий и представлений, путем беспристрастного анализа сложившейся ситуации с целью помочь подопечному увидеть вещи в истинном свете. При этом наставник исходит из того, что личное понимание и осмысливание обстановки есть ключ к разрешению всех проблем; поэтому главное внимание при таком подходе следует уделять постижению случившегося и его осмыслению. Во многих случаях это оправдывает себя: объяснение скрытых причин несчастья, обнаружение подсознательных источников внутреннего конфликта способствует преодолению возникающих затруднений. Если в результате конфликт не будет полностью устранен, он уже не будет казаться столь пугающим и удручающим. Первостепенное значение здесь приобретает педагогическая компетентность пастора, умение разбираться в самых запутанных ситуациях. При этом не нужно навязывать людям свое мнение, но необходимо тактично делиться с ними своими соображениями по тому или иному вопросу.

2. Однако не всякое затруднение можно решить путем анализа и оценки. Люди непохожи друг на друга, и случается, что для многих, обращающихся за советом при каких-либо затруднениях, вся мудрость мира ничего не значит. Возникшие трудности они переживают очень эмоционально, и поэтому нуждаются в устранении душевной напряженности. Таким людям можно помочь лишь в том случае, если они дадут волю долго сдерживаемым чувствам, подавляемым по причине замкнутости или гордости, из-за угрызений совести или стыда за вспышки ревности, зависти, мстительности, страха, гнева и проявлений страсти, в чем человек обычно боится признаться. Выплеснуть все это наружу, высказать все без утайки сочувствующему, великодушному, неосуждающему служителю, который заслуживает полного доверия, будет большим облегчением для такого человека. В этом случае пастор может ограничиться пассивной ролью утешителя, с участием и пониманием выслушивающего душевные излияния ближнего. Однако можно и по-другому бороться с отрицательным эмоциональным стрессом. Силу эмоций и чувств иногда можно направить в другое русло: вера и упование, мужество и посвящение, благодарность и надежда, забота о ближнем, попавшем в беду, - вот те пути, по которым могут быть направлены самые сильные чувства. Однако такую внутреннюю перестройку нельзя осуществить посредством одних лишь доводов и рассуждений. Порой уместно вспомнить о былых событиях и дружеских связях, привести знакомые места из Святого Писания, содержащие обетования и утешения, произнести трогательную молитву, вместе спеть псалом, напомнить человеку о прежних радостных христианских опытах и переживаниях, семейных традициях, постараться окружить его любящими людьми, вниманием и сочувствием. Многие современные религии испытывают острый духовный голод, в то время как человеческая природа неизменно стремится к эмоциональной насыщенности. Ответ заключается в нравственно наполненном религиозном вероисповедании, а также в такой деятельности, когда отрицательные эмоции и чувства могут быть направлены в иное, полезное русло. Неприятные воспоминания о собственных прегрешениях, нанесенной обиде, упущенной возможности, тяжелой утрате могут быть облегчены плодотворной деятельностью, которая способна принести человеку моральное удовлетворение. Помогая другим людям, испытывающим подобные трудности, он сможет утешиться и забыть о собственном горе. В этом случае наставник должен более энергично убеждать своих подопечных заняться той или иной полезной деятельностью.

3. Конкретные действия во многих случаях могут помочь человеку решить свои личные проблемы. Для разрешения трудностей духовной жизни часто бывает недостаточно одной молитвы, веры или нравоучений. Сущность наставничества в этом случае заключается в том, чтобы помочь человеку принять твердое решение и договориться с ним о возможностях практической реализации этого решения, обычно назначая конкретное время, место и определяя необходимые мероприятия. Дурной поступок должен быть исправлен либо путем извинения перед оскорбленным человеком, либо возмещением причиненных убытков. Ссору можно преодолеть выражением искренних дружеских чувств, чего бы это ни стоило для подопечного пастора. Необходимо убедить человека предпринять еще одну попытку примириться с женой или с мужем, прежде чем принимать решение о разводе; кому-то во избежание искушений можно предложить поменять место работы или переехать на новое место жительства, чтобы прервать опасные связи; кому-то - стать более общительным. Необходимо пересмотреть досуг людей, которые сосредоточены на себе; хорошо бы увлечь их перспективной и интересной работой в церкви, а людям, которые любят жалеть себя, следует указать на некоторых из собратьев по вере, находящихся в еще более тяжелых обстоятельствах. Очень часто тех, кто обращается за советом, приходится убеждать, чтобы они предприняли какие-то конкретные меры для решения своих собственных проблем. Пасторское служение может поставить перед наставником много непредвиденных задач: пересматривать объявления, писать письма, осуществлять знакомства между людьми, связываться с руководителями предприятий и организаций, устраивая жизнь своих подопечных, и многое другое. В редких случаях наставник сможет ограничиться выражением сочувствия и совместной молитвой.

4. Иногда перед пастором стоит задача вернуть человеку веру в себя, в свои силы и возможности, помочь ему справиться с теми требованиями, которые предъявляет ему жизнь. Человек может оказаться в состоянии полного безволия и подавленности по разным причинам: из-за нравственного падения и потери уважения к себе, болезненно преувеличенного чувства вины, из-за того, что его все не понимают. Неспособность жить в согласии с самим собой, неумение направить помыслы на достижение благих целей на основе положительной оценки своей личности приводит человека к внутреннему конфликту и отчаянию; происходит распад личности, и человек может стать жертвой любого случайного искушения или побуждения. В подобных случаях пастор располагает такими действенными средствами, которые не доступны никому другому. Он предлагает спасительную силу Евангелия, которое чудесным образом совершает прощение грехов и духовное исцеление человека через искупительную жертву и любовь Христа. Но, чтобы донести эту спасительную истину до обремененных, уставших от борьбы с собой и от угрызений совести душ, требуется куда больше терпения и опыта, чем это кажется некоторым советникам-евангелистам. Освобождающая и возрождающая сила обещанного прощения и ободряющей, поддерживающей любви, вселяющая дух надежды и благодарности, поистине огромны. Когда пастор направляет человека, отягощенного и измученного своими грехами, муками виновной совести, к трезвой оценке своих поступков и нравственному пробуждению, а затем к честному исповеданию грехов без попыток самооправдания, но и без чрезмерной строгости к самому себе, то тем самым он закладывает те духовные основания, которые могут превратить темное прошлое в радужное настоящее, а безысходное отчаяние в светлую радость. Вот это и есть искупление. Такое понимание нравственных причин слабоволия и малодушия, законов внутренней жизни и индивидуальных особенностей личности помогает пастору наставлять человека в том, как оказать противодействие злу, как избежать искушений и бороться с ними, как правильно планировать свой день; а также в том, что необходимо контролировать свои знакомства и дружеские связи. Все это придаст силы и поможет человеку вновь обрести веру в себя.

5. При личных беседах с членами общины часто возникает необходимость всесторонне и полно раскрыть им различные моменты истины и вероучения. Многие испытывают разочарование из-за того, что ударяются в крайность или не совсем ясно понимают Евангельское учение. То или иное положение христианского вероучения может настолько увлечь отдельных людей, что они полностью забывают о других аспектах Евангелия и теряют чувство равновесия. Нередко пастору требуется выяснить, какую из истин Евангелия человек недопонимает или понимает неправильно; иначе трудно будет объяснить, почему у него сложились такие странные представления и непоследовательные суждения, столь неуравновешенный характер. Иногда следует особо подчеркнуть истину о правосудии и святости Бога. Это следует делать в тех случаях, когда неверно понятая истина о милосердии Бога породила сознание вседозволенности и безнаказанности. Но, вероятно, еще чаще пастору придется иметь дело с теми, кто чрезмерно строг и суров по отношению к своим собратьям. Он будет сталкиваться и с теми, чья жесткая самодисциплина и взыскательность к самим себе явилась причиной их внутреннего отчаяния и психологического перенапряжения. Таким людям следует говорить о том, как добр, милосерд и долготерпелив наш Господь. Тем братьям и сестрам, которые отчаялись изменить общество свидетельством и добрыми делами, надо напомнить о том, что христианская надежда заключается не в человеческих усилиях, а в божественном вмешательстве в угодное Богу время. Тех, которые в нетерпеливом ожидании Второго пришествия Христа пытаются, манипулируя пророчествами, определить день Его явления, следует предупредить о том, что Новый Завет прежде всего говорит о необходимости бодрствовать. Эта мысль подтверждается притчами о горящем светильнике, верном рабе и талантах, пущенных в оборот. Излишне легкомысленным пастор должен напоминать о суде. Уставшим бороться с самими собой - о прощении. Энергичным и деятельным членам общины, которые берутся за большую работу в церкви, следует чаще указывать на внутренние источники, из которых исходят все их благие побуждения и намерения. Людям, склонным к созерцательному постижению Бога и переживающим радости внутреннего общения с Ним, необходимо напоминать, что, посещая больных, скорбящих, голодающих и заключенных, они смогут послужить Христу. Для успешного исцеления человеческих душ нужен опытный «врач», досконально знающий всю духовную «фармакологию» и не ограничивающийся теми немногими рецептами, которые ему известны на основании его собственного опыта.

6. Нередко самокритичный и смиренный пастор вынужден бывает признать свою некомпетентность. В первую очередь это относится к тем ситуациям, когда требуется консультация врача или юриста. В этом случае пастор становится посредником между нуждающимся в подобной помощи человеком и квалифицированными специалистами. Иногда внутри христианской общины имеются свои специалисты, и наставник может с согласия своего подопечного познакомить его с ними.

7. Особое затруднение пастор испытывает в тех случаях, когда видит необходимость консультации врача-психиатра для того или иного члена церкви. Расстройство психической и духовной жизни имеют, в сущности, много общего, но пастор имеет дело со здоровыми людьми, которые испытывают трудности из-за неправильного понимания отдельных вопросов христианского вероучения или опыта. Психиатр же имеет дело с больными, страдающими различными психическими расстройствами, которые могут принимать и «религиозные» формы вследствие нездорового религиозного воспитания и окружения. Если пастор, в качестве целебного средства, прибегает к терпеливому разъяснению принципов истины, христианской жизни, морали и мышления, то врач обращается к помощи психотерапии. Пастору не следует браться за ответственную и непосильную задачу вылечить психически больного человека, пользуясь теми поверхностными знаниями, которые он получил при прохождении курса пасторской психологии. Очень нелегко бывает распознать у человека психическую болезнь и решиться посоветовать своему подопечному обратиться к психиатру. Если пациент представляет опасность для окружающих и для самого себя, если он путается в своих суждениях, заговаривается или полностью теряет связь с реальным миром, тогда болезнь явно выражена. Но не так-то легко бывает распознать психическое заболевание в ранней стадии, а одно лишь упоминание о враче-психиатре может привести к таким серьезным последствиям, что пастор должен не раз основательно взвесить все за и против, прежде чем предложить своему подопечному обратиться к нему. Если человек отличается повышенной нервозностью и возбудимостью и пастор не может ему ничем помочь, то это еще не значит, что нужно прибегать к помощи психиатра. В противном случае пастор может потерять доверие своей паствы. Служитель должен помнить, что любой намек на «умопомешательство» может стать тяжелым ударом как для его подопечного, который, возможно, и сам подозревает в себе психическую болезнь, так и для его семьи. Пастор должен также предвидеть все возможные последствия, которые неизбежно обрушатся на человека, подозреваемого в психическом недуге. К ним следует отнести предвзятое и необъективное отношение к нему соседей, друзей, начальства. Пастор должен понимать, что потом уже трудно будет что-либо исправить и что психиатр, не сочувствующий религии, может лишить человека того утешения и поддержки, которые он имеет. Если же пастор все-таки придет к заключению, что требуется вмешательство психиатра, то, чтобы принять окончательное решение, ему следует, по возможности, проконсультироваться с участковым врачом своего подопечного. Он может также лично познакомить человека с психиатром-христианином, если таковой имеется в общине. В любом случае служитель до конца должен сохранять верность своему пасторскому долгу; он не имеет права бросить своего подопечного и отмахнуться от его проблем. Он должен сделать все возможное, чтобы подготовить человека и его семью к тем испытаниям, которые могут ожидать их в будущем. Пастор должен стараться убедить человека в необходимости психотерапевтического лечения; он может указать ему на то, что только психиатр может достаточно компетентно определить, требуется ли в данном случае психотерапия или нет. Пастор должен попытаться внушить своему подопечному, что умственные расстройства излечимы точно также, как, скажем, воспаление легких или нарушение кровообращения и что здесь нет ничего страшного или постыдного. Ему придется убеждать человека в том, что психические заболевания не обязательно являются наследственными, что не следует стесняться или стыдиться этих заболеваний, что обращение к психиатру отнюдь не указывает на «недостаток веры». Может быть, пастору придется преодолевать религиозные предрассудки больного и страх перед некоторыми методами психотерапевтического лечения, которые кажутся несовместимыми с христианской верой и нравственностью. Лучше всего можно преодолеть эти страхи путем знакомства пациента с психиатром-врачом и сердечным заверением в том, что, со своей стороны, служитель будет поддерживать его на протяжении всего курса лечения. Понятно, в таких ситуациях необходимо проявлять максимум осторожности, хотя доля риска все же неизбежна. Разъяснения и поддержка пастора в период всего курса лечения помогут больному обрести уверенность. Одним словом, служитель должен делать то, что ему кажется разумным, и предоставить все милостивому попечению Бога.

ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Наболевшие личные проблемы можно эффективно решить только в откровенной беседе, в которой открыто излагается и анализируется сложившаяся ситуация. Заблаговременная подготовка к беседе позволит создать непринужденную обстановку, в которой человек будет чувствовать себя вполне свободно и раскованно. Важно, чтобы у него при беседе было ощущение свободы и полной ее конфиденциальности. Нужно как следует продумать, как обеспечить эти два условия: разговор может протекать напряженно, эмоционально, со слезами; поэтому своевременное вмешательство жены или кого-то из домашних поможет снизить эмоциональный накал, уберечь человека от чрезмерного нервного перенапряжения. Некоторые из тех, кто обращаются за советом к пастору, могут оказаться людьми со странностями и прихотями; другие - сплетниками и наушниками; третьи - чрезмерно сексуальными и склонными к флирту, а иные даже шантажистами. Все мы люди уязвимые, никто не безгрешен, и просьба сохранить в тайне беседу не должна привести пастора к принятию беспринципных решений. Есть превосходное правило: никогда не выслушивать представительниц противоположного пола, если поблизости нет другого человека; и путь все знают, что вы никогда и ни для кого не делаете исключений из этого правила, - это очень важно. Беседа должна происходить без спешки, с явным для пришедшего участием в его деле. Некоторые психиатры затрачивают очень много времени на решение той или иной проблемы. Так и в пасторском деле: потребуется время, чтобы человек проникся к вам доверием. Спешка делает невозможным последовательный, откровенный и глубокий разговор. Торопливая пятиминутная беседа с подопечным перед служением, когда пастор думает о чем-то своем, невнимательно выслушивает человека и прибегает к опрометчивым, необдуманным советам, может только все испортить. Конечно, нелегко предлагать конкретную «методику» пасторской беседы с людьми, но поскольку речь идет все же о разговоре с определенной целью, можно наметить основные его стадии и проанализировать причины возможных разочарований и неудач.

1. Когда обратившийся за советом почувствует себя непринужденно и пастор начнет неторопливо расспрашивать его о цели визита, то прежде всего он должен уметь внимательно слушать, что для некоторых людей является самым сложным. Уметь слушать - это искусство, требующее самодисциплины. Некоторые только делают вид, что внимательно слушают, а про себя тем временем думают, что следует предпринять, анализируют, пытаются «раскусить» человека, тогда как последний только еще начал излагать суть своего вопроса. Другая проблема заключается в том, что говорящему постоянно задаются встречные вопросы, что превращает откровенную беседу в своего рода допрос, вынуждая человека сразу переходить к самооправданию и защите. Совершенно непростительна в этом случае преждевременная, самонадеянная и высокомерная попытка указать своему собеседнику, в чем заключается его проблема. Ничто не вызывает такое противодействие и не приводит к таким непоправимым последствиям, как нравоучительные лекции, которыми пастор начинает «пичкать» своего подопечного, не выслушав всех его признаний. К сожалению, некоторые наставники, не дослушав до конца человека, с видом знатока заявляют: «О, мне все ясно, вам не хватает смирения (или веры) или: «Если бы вы чаще посещали молитвенные собрания, этого не случилось бы». Что еще ужаснее, пастор может высказать самонадеянное, псевдонаучное суждение типа: «Мне кажется, вы страдаете маниакально-депрессивным психозом» или: «По всей видимости, дорогой брат, у вас имеет место Эдипов комплекс». Наставник, который подобным образом отвечает на нужды человека, пришедшего поделиться с ним своим горем, сам нуждается в проверке у психиатра.

«Будьте готовы, - говорит христианский психиатр, - довольствоваться тем, что есть; терпеливо выслушайте все то, что будет говорить вам страдалец; идите вместе с ним на его Голгофу и не пытайтесь тянуть его за собой». Дайте ему выговориться, выслушайте его с сочувствием и постарайтесь воздержаться от каких бы то ни было комментариев до тех пор, пока полностью не выясните суть его проблемы. Конечно, мягкий и тактичный вопрос бывает уместен в тех случаях, когда нужно уточнить факты, дату, разобраться в путанице или остановить поток слов, в которых запутался ваш собеседник. Когда человек испытывает сильное нервное напряжение или стыд, спокойно и бесстрастно заданный вопрос может облегчить его мучения. Но при всем этом вы должны не переставать слушать и наблюдать за вашим подопечным: сжатые руки, ерзание на стуле или другие способы выражения эмоций часто указывают на самые болезненные моменты, которые не стоит затрагивать. Необходимо обращать внимание на паузы в речи собеседника, которые выдают внутреннее напряжение; на длительное молчание, свидетельствующее о том, что человек тщательно обдумывает и взвешивает свои слова, на подчеркивание каких-то слов, на быстрое проговаривание отдельных фраз и признаний, которые особенно ему неприятны, на то, что он никак не решается рассказать о том или ином факте. Пастору, который умеет внимательно слушать, просто некогда будет прерывать своего собеседника. Если попытаться в одной фразе выразить задачу пастора на начальном этапе разговора, то можно сказать, что он должен «слушать, выявлять факты и умело руководить беседой».

2. На втором этапе следует попытаться установить, в чем же состоит главная проблема вашего собеседника. То, о чем он говорит в первые минуты беседы, может быть всего лишь дымовой завесой, которая помогает робкому человеку собраться с мыслями и окольным путем подойти к изложению своего основного дела. Нередко пришедший к пастору тщательно все продумывает перед встречей и подготавливает различные «вступления», горя желанием как можно короче или в наиболее выгодном для себя свете представить суть своей проблемы. В этом случае разговор начинается с продуманного и отрепетированного вступления, посредством которого человек пытается заставить собеседника увидеть свое положение в том же свете, в каком его видит он сам. Изложенное дело часто может быть сознательной или неосознанной маскировкой, к которой человек прибегает с целью «прощупать» пастора, увидеть его реакцию, прикинуть, насколько его могут шокировать те трудные признания, которые будут сделаны. Подобное вступление позволит ему получше узнать характер служителя: насколько он доверчив, строг, неумолим. Некоторые склонны в первые же минуты шокировать пастора неожиданными признаниями, своими необычными взглядами или дерзкой манерой речи. Такое поведение представляет собой всего лишь психологическую защиту. С другой стороны, некоторых людей, особенно с повышенной чувствительностью, долго мучают и терзают сомнения, прежде чем они решатся открыть перед пастором свои сокровенные чувства и мысли. С таковыми надо вести себя особенно осторожно. Стоит только слегка нахмуриться или глубоко вздохнуть - и у них пропадает всякое желание откровенничать с вами. Те люди, которые, попав в беду, после долгих колебаний решаются наконец обратиться за помощью к пастору, часто чувствуют себя крайне неловко, боясь уронить свое достоинство и потерять уважение служителя и единоверцев. Требуется максимум терпения, сочувствия, предупредительности и пасторского опыта, чтобы безошибочно распознать, когда человек открывает свою истинную проблему, а когда он подменяет ее мнимой, чтобы выиграть время и сохранить за собой возможность скрыть от пастора свои действительные затруднения. Если наставник заподозрит последнее, ему ничего не остается, как терпеливо, с сочувствующим видом ждать; но вместе с тем необходимо дать понять, что он ожидает чего-то большего, хотя и не собирается требовать от смущенного человека никаких признаний. Собеседнику должна быть предоставлена возможность изменить свое решение, хотя бы даже в самый последний момент, и поделиться своими тайнами, но при этом пастор ни в коем случае не должен оказывать давление.

3. На третьем этапе пастор анализирует ситуацию, о которой рассказал подопечный. Прежде всего нужно вскрыть причины случившегося, хотя вовсе необязательно во всех случаях начинать «от печки» или указывать человеку на его прошлые грехи и ошибки, особенно если они уже разбирались ранее и имеют весьма косвенное отношение к возникшим трудностям. Разъяснение требуется в том случае, когда искажаются взгляды, мотивы или поступки собеседника или других людей, а также если человек необоснованно считает тот или иной поступок хорошим или плохим. Проповедник ни в коем случае не должен навязывать подопечному свое мнение. Но должен помочь ему увидеть ситуацию, все факты, истинные мотивы поступков людей и проблемы в правильном свете. Часто это понимание приходит само по себе, по мере того как человек, который до этого долгое время размышлял наедине над своими трудностями или разочарованиями, пытается ясно и объективно изложить их пастору. В иных случаях наставнику достаточно бывает осторожно осведомиться о том, как другие люди оценивают случившееся, и предположить, что сказал бы по этому поводу Христос, после чего человек начинает понимать причину своего внутреннего конфликта. Как бы то ни было, наставник не должен быть судьей, который выносит окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Скорее, он должен быть врачом, который принимает «духовные роды», облегчает муки больной совести, помогая человеку разрешиться от внутреннего бремени; он должен быть знатоком человеческих душ, помогающим людям увидеть помышления и намерения их сердец.

4. На четвертом этапе большинства бесед выявляются внутренние причины конфликта и намечаются конкретные меры по его преодолению. Часто христианин нуждается только в том, чтобы понять, в чем состоит его проблема, каковы причины его душевного дискомфорта; в этом случае пастор должен разъяснить своему пациенту сущность евангельской истины и христианского долга. Там, где этого недостаточно, нужно решить вместе с подопечным, какие действия должны быть предприняты, и практически помочь ему в устранении возникших затруднений. Можно посоветовать человеку не спешить принимать окончательное решение, чтобы тщательно взвесить все за и против. В некоторых случаях бывает нужна своевременная подсказка и умелое руководство, с тем чтобы помочь подопечному по-новому оценить сложившуюся ситуацию, - можно указать на конкретные меры и взять с подопечного обещание, что он поступит так, как вы ему советуете. В зависимости от индивидуальных качеств разных людей может не совпадать и различаться значение таких факторов воздействия, как моральное утешение и духовное убеждение. Если человеку трудно заставить себя извиниться перед ближним, сделать необходимые признания, заявить о своей отставке или возместить убытки пострадавшей стороне, то следует договориться с ним о времени, месте и способе практического выполнения принятых решений. Такая предупредительность станет своего рода профилактикой против увиливания и откладывания конкретных действий на потом. Если нужно принять ответственные решения, касающиеся семейной жизни или работы, то пастору может потребоваться определенное время для анализа сложившейся ситуации. В этом случае он должен будет договориться со своим подопечным о времени и месте повторной встречи. Оказывая моральную поддержку, пастор не должен забывать о необходимости предоставить человеку полную свободу выбора в принятии решений и уважать его независимость. Они оба должны осознавать всю полноту ответственности за принимаемые решения. Встречу лучше закончить короткой молитвой, в которой следует попросить у Бога благословения на все предстоящие дела. Самым важным результатом духовной беседы следует считать не слова, которые были сказаны друг другу, и даже не те откровения, которые подопечный сделал под влиянием авторитетных заявлений пастора, а глубокое проникновение в сущность Библейской истины в свете затронутого вопроса, понимание христианских путей и способов разрешения возникшего конфликта и, как следствие этого, дальнейший духовный рост христианина.