Процесс принятия решения Печать

Принцип "выясни и установи"

Во время проповеди я заметил, что Эд беспокоится. Я сделал одно замечание, которое шло вразрез с его пониманием Священного Писания. Он не сомневался в таких главных доктринальных положениях, как пришествие Христа, соблюдение субботы, состояние умерших после смерти или весть о здоровом образе жизни. Его волновала одна небольшая ремарка, сделанная мной по поводу Иуды. Когда в своей проповеди я говорил о Божественности Христа и о сцене распятия на кресте, я вскользь упомянул, что после того, как Иуда предал Христа, он повесился на дереве, но веревка оборвалась, и он мертвым рухнул на землю.

После собрания Эд пробрался в первые ряды слушателей. У него было огромное количество вопросов:

"Где в Библии сказано, что Иуда упал? Как вы можете голословно утверждать то, чему нет подтверждений в Библии?" - возмущался он. Прежде чем начать следующую встречу, я посвятил пятнадцать минут, отвечая на вопрос, заданный Эдом. И только после того, как я прочитал 18-й стих из первой главы Книги Деяний, выражение лица Эда начало меняться. С явным удивлением он вслушивался в слова: "Но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его". Довольно кровавая сцена, но вера в то, что наши встречи построены только на Библии, вернулась к Эду.

И когда в тот вечер я обратился к присутствующим с призывом отдать себя в руки Христа, мне было приятно видеть, что Эд был одним из первых, кто поднялся, выражая готовность. Таким образом я узнал самый основной принцип, которым руководствуются люди, принимая решения.

Человеческий мозг настолько сложен, что если даже самая малая идея не согласуется с уже существующими мнениями, убежденность рушится и пропадает доверие к носителю информации. Одна малая деталь, засевшая в мыслях у Эда, сводила к нулю его доверие ко мне до того самого момента, пока не выяснилось, что я основываюсь на Библии. Это говорит о том, что человек, представляющий серию библейских доктрин, не должен откладывать все разъяснения до заключительных торжественных слов финала, если он не хочет, чтобы часть слушателей потеряла интерес к его выступлениям. Если невыясненные вопросы беспокоят человеческий разум, люди могут разочароваться в Библии и ее изучении, а во время евангельских встреч отгородиться от того человека, который представляет эти конфликтные идеи. Вот почему жизненно необходимо принимать во внимание такие случаи и вопросы, какими бы незначительными они вам ни казались.

Истина может возрастать

Принцип "выясни и установи" учит тому, что только тогда, когда новая истина ясна и доказана, мозг человека готов воспринимать следующую порцию информации. Тот, кто представляет эту истину, должен удостовериться в том, что слушатели либо усвоили и приняли истину, либо не согласны с ней. Он должен также выяснить, как они собираются воплощать эти новые для них истины в своей жизни. Если это не сделано, то сопротивление аудитории будет возрастать и постепенно перейдет в полное неприятие.

Истина и ее познание могут возрастать. В Книге Притчей эта идея выражена следующим образом:

"Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня" (Притч. 4:18). Это вечный принцип: Бог позволяет свету становиться все ярче и ярче на том пути, по которому человек идет, познавая и признавая правду. Любая истина, которая кажется туманной и расплывчатой, будет лишним препятствием для будущего прогресса; напротив, ясно понятая весть становится очередной ступенью в понимании Божьего Слова.

Елена Уайт обращает внимание на принцип "выясни и установи", когда говорит о самом прогрессивном процессе принятия решения. И эту мысль можно найти во многих ее произведениях. Она пишет:

"Священная обязанность служителя заключается в том, чтобы наблюдать за вверенными ему душами. Он должен быть глубоко заинтересован в тех, на благо которых он трудится, пытаясь обнаружить все то, что смущает и приносит им страдания, все то, что препятствует им увидеть свет правды" (Ревью энд Герольд, 30 августа 1892 г.).

Если вы не знаете, что именно является помехой для людей в соблюдении субботы, вы можете навещать их и беседовать с ними хоть десять раз - и все равно не добьетесь результатов. Ваши попытки завоевать их будут похожи на старания человека, пытающегося переносить воду в решете. До тех пор, пока вы не поймете, в чем именно заключаются противоречия, с которыми они сталкиваются поданному вопросу, вы будете абсолютно бессильны изменить их и заставить принять решение. Ваши идеи будут казаться им все более туманными и трудными, пока не приведут их сознание к конфликту с тем, во что они верили до сих пор. Весь этот сложный процесс в конечном счете закончится полным отрицанием всех ваших истин. Чем вдумчивей работник, тем быстрее он может обнаружить, что именно смущает человека. И чем больше он будет работать именно над этим, тем более удачным будет завоевание души.

И снова мы приведем высказывание Елены Уайт. "Многие работники терпят неудачу из-за того, что они недостаточно близки к тем, кто более всего нуждается в их помощи. Взяв в руки Библию, работник должен с неизменной доброжелательностью выявить все возражения, зреющие в умах людей, которые начинают задаваться вопросом: "Что есть истина?" Осторожно и с любовью, как учеников в школе, должен служитель наставлять и обучать их" (Служители Евангелия, с. 190).

Иисус достигал душ людей тем, что Он изучал и проникался их проблемами. Его учение было очень хорошо приспособлено к их ситуациям. Он понимал, почему человек возражает.

Елена Уайт пишет: "Служитель должен знать природу трудностей, возникших в сознании человека, с тем чтобы определить, как дать каждому человеку необходимое ему в период роста" (Рукопись 4, 1893).

Вопросы "диагностики"

Очень важно освоить искусство задавать "диагностические" вопросы, для того чтобы обнаруживать и решать те спорные проблемы, которые могут возникнуть. Посещая людей, только что услышавших библейскую весть о Втором пришествии Христа, я стараюсь обнаружить возможную неуверенность или противоречия, вовлекая людей в дискуссию примерно следующим образом.

"Джон, Мэри, мы так рады, что вы смогли посетить наши библейские лекции, проходившие в эти последние недели. А как вы узнали, что будет проводиться семинар?"

Завоевав некоторое расположение вопросом о том, что привело их на семинар, я могу спросить между делом: "А вам понравилось, как проходили встречи?" Такой вопрос поможет мне выяснить их главное отношение к тому, что они слышали. Потом я, может быть, спрошу Джона и Мэри, ходили ли они на каждую лекцию. Несмотря на то, что в общих чертах я знаю характер посещаемости, я все равно задаю этот вопрос, чтобы установить, какие особенные причины могли помешать им. Если кто-то говорит: "Я не мог прийти в среду, так как у меня урок изучения Библии" или: "Я не пришел в пятницу, потому что я работаю", я получаю дополнительную информацию, которая в будущем может мне пригодиться.

Далее я делаю некоторый поворот в разговоре, пытаясь услышать от них некоторое утверждение: "Вы заметили, вероятно, что на наших семинарах мы представляем все факты, основываясь непосредственно на Библии. Вы уверены, что все, что вам рассказывают, взято исключительно из Библии?"

И как только они ответили, я становлюсь более конкретным, стараясь обнаружить как можно больше несогласий, которые, возможно, возникли у Мэри и Джона: "Совсем недавно, вчера, мы обсуждали, каким образом произойдет Второе пришествие Христа. Вы всегда думали, что Библия именно так учит относительно этого радостного события?" Вот тут и наступает такой момент, когда очень важно все прояснить. Если у Джона и Мэри есть, например, вопросы по поводу несчастий и горя, то это как раз подходящее время серьезно побеседовать с ними дома.

Если никаких возражений у них нет, то неплохо бы закончить ваш разговор, призвав их к посвящению. "Как замечательно осознавать, что Христос скоро придет, - может быть, так начну я. - Я всем сердцем хочу быть готов к этому. Я хочу быть с теми, кто скажет в тот день: "Вот наш Бог, мы так ждали Его, и Он спас нас". Джон и Мэри, не хотите ли вы преклонить колени и вместе со мной попросить о том, чтобы Бог руководил нами и дал нам сил идти по дороге правды Его Слова, так чтобы Его милостью мы были бы готовы встретить Его, когда Он придет?"

Уходя, я знал, что выполнил две задачи. Во-первых, я выяснил, приняли ли Джон и Мэри истину о спасении. И, во-вторых, я призвал их к посвящению - вот в чем заключается принцип "выясни и установи".

Когда я говорю о субботе, я не требую от людей немедленного посвящения сразу же после нашего разговора. Поскольку эта тема в большинстве случаев бывает новой и ее принятие может повлечь за собой серьезные изменения во всем жизненном укладе людей, я позволяю Святому Духу дольше работать, приберегая мой призыв для подходящего случая.

Посещая людей в следующий раз, я задаю три особых вопроса. Необходимо заметить, что эти вопросы не преподносятся формально, как заученные приемы, немедленно после того, как вы зашли в дом. Они эффективны только тогда, когда теплые отношения взаимопонимания установлены в открытой и доброжелательной беседе. Такой метод оправдывает себя как в практике евангельских кампаний, так и при домашнем изучении Библии.

1. Представление. "Вам приходилось когда-нибудь до этого слышать весть о соблюдении библейской субботы, или эта информация является для вас новой?" Люди обычно дают очень неожиданные ответы, как например: "О, вы знаете/при посещении воскресной школы я постоянно задавала себе вопрос: почему, если в заповеди сказано, что седьмой день - суббота, мы всегда соблюдали первый день - воскресенье?" Другой может сказать: "У меня была книга под названием "Библейские чтения в кругу семьи", в которой как раз и затрагивался вопрос о библейской субботе". Или:

"Мой дедушка был адвентистом и соблюдал субботу". Не менее важен и такой ответ: "Нет, я никогда раньше не слышал о субботе".

2. Понимание: "А у вас есть какие-то вопросы относительно библейской субботы, или данная проблема для вас абсолютно ясна?" Чаще всего человек обращается к своим непосредственным заботам и откровенно высказывается о том, как это может отразиться на его работе, семье или друзьях. Человек может беспокоиться о тех, кого он любит, о своих близких, которые посещали церковь по воскресеньям в течение 50 лет, вплоть до своей смерти. Это как раз тот момент, когда очень важно отнестись к собеседнику со всем возможным пониманием и чуткостью, уделив серьезное внимание каждому вопросу в отдельности. Моя небольшая книга "Изучаем вместе", по признанию тысяч людей, оказывает несомненную помощь, являясь необходимым подспорьем в поиске ответов на те противоречивые вопросы, которые заботят людей.

3. Посвящение: "А не думали ли вы сами начать соблюдать субботу?" Если на этот вопрос дан положительный ответ, то я стараюсь вдохновить их начать соблюдать субботу немедленно. Но если ответ отрицательный, то я заканчиваю словами: "Я знаю, что Иисус был сегодня с нами, и если бы Он спросил вас, хотите ли вы соблюдать субботу, Он услышал бы, что вы желаете сделать Ему приятное, не так ли? Давайте просто склоним колени и попросим Его показать вам Его волю через Его Слово. Джон, Мэри, я знаю, что все это очень ново для вас, но если Слово Божье учит этому и если Иисус учит этому, то я точно знаю, что вы хотите последовать за Ним. Давайте обратимся к Богу в молитве и расскажем Ему о нашем решении. Вы желаете это сделать?"

Заканчивая молитвой, я жму руку Джону и Мэри, благодарю их за искренность и настаиваю, чтобы они продолжали ходить на собрания. Прежде чем покинуть их дом, я дарю им свою книгу, которая рассказывает о субботе и называется "Почти забытый день".

Так, путем эффективного использования трех основных "диагностических" вопросов, я обнаружил, каково было их первое знакомство с субботой, я попробовал разрешить существовавшие возражения и начал готовить Джона и Мэри к посвящению в этом вопросе, до того как перешел к новой теме. Фактически к этому и сводится процесс принятия решения.

Семь важнейших решений

Диалоги вопросы, подобные приведенным выше, следует практиковать на протяжении всего процесса знакомства с важнейшими истинами, которые каждый должен осознать и принять, если он хочет стать адвентистом седьмого дня. Вот семь доктрин, которые являются основополагающими:

1. Вера в Библию и откровение Иисуса Христа как Божественного Спасителя мира.

2. Второе пришествие Христа и наша встреча с Ним.

3. Призыв Христа во всем соблюдать его Закон, включая библейскую субботу.

4. Божий призыв уважать наши тела как храм Божий и отказаться от алкоголя, табака и нечистой пищи.

5. Библейская доктрина о состоянии человека после смерти, в противовес спиритуалистическим представлениям.

6. Библия и до/? пророчества как отличительные признаки Церкви Остатка и желание жить согласно их учению.

7. Крещение как знак и печать принятия Христа и присоединения к Его Церкви на земле.

По мере того как Святой Дух руководит людьми, они все более и более приближаются ко Христу. Этот процесс заключается не в том, чтобы дать им как можно больше информации за короткое время. Такой информационный груз будет слишком тяжелым, слишком сложным и слишком трудным, чтобы принять все сразу. Напротив, эффективный метод завоевания душ заключается в том, чтобы постепенно переходить от темы к теме, убедившись, что ученики приняли и поняли все, что вы пытались им донести.

Задание

1. Что означает метод "выясни и установи".

2. Эта глава включает в себя три особых "диагностических" вопроса, которые можно задать относительно соблюдения субботы. Как вы зададите подобные три вопроса, если главной темой является:

а)здоровье,

б) состояние после смерти,

в) дар пророчества.

3. Семь основных решений должен принять человек, прежде чем стать адвентистом седьмого дня. Посмотрите на эти важнейшие решения с точки зрения конкретного человека, с которым вы работаете. Какие из них вам не удалось "выяснить и установить", прежде чем вы перешли к другому вопросу?