38. БОГ - ЛИЧНОСТЬ Печать

 

Могущественная сила, действующая во всей природе и дающая жизнь всему, не является просто всеобъемлющим принципом, действующей энергией, - как представляют некоторые ученые. Бог - Дух; но тем не менее Он - Личность, потому что человек сотворен по Его образу.

ПРИРОДА - ЭТО НЕ БОГ

Работа Божья в природе - это не Сам Бог в природе. Все явления в природе - выражение Божьего характера; и посредством всего этого мы можем лучше понять Его любовь, силу и славу; но не можем рассматривать природу как Бога. Произведения великих мастеров искусства доставляют людям много радости и наслаждения и говорят нам многое об их авторах, но их шедевры не являются их личностью. По сути дела, говорит не работа, но мастер; живой человек достоин чести и похвалы, - тот кто сделал это. Итак, если природа является выражением мыслей Бога, следовательно, не природа, но Бог природы должен быть возвеличен и прославлен.

"Боги, которые не сотворили неба и земли,

Исчезнут с земли и из-под небес".

"Не такова как их, доля Иакова;

Ибо Бог его. есть Творец всего".

"Он сотворил землю силою Своею,

Утвердил вселенную мудростью Своею,

И разумом Своим распростер небеса". Иерем.10.11. 16.12.

"Кто сотворил Семизвездие и Орион,

И претворяет смертную тень в ясное утро,

А день делает темным как ночь,

Призывает воды морские

И разливает их по лицу земли?

Господь - имя Ему!" Амос.5:8.

ЛИЧНЫЙ БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА [264]

При творении человека проявилось действие личного Бога. Когда Бог сотворил человека по образу Своему, он был совершен во всем, но лишен жизни. Тогда личный, вечноживущий Бог, вдунул в него дыхание жизни и человек стал живым, дышащим, мыслящим существом. Все части человеческого организма пришли в движение... Сердце, вены, артерии, язык, руки, ноги, чувства, сознание,- все начало действовать в строгом подчинении закону. Итак, человек стал живой душой. Чрез Иисуса Христа личный Бог сотворил человека и наделил его разумом и силой.

Все наше существо не сокрыто от Него, хотя и созидается таинственным образом. Его глаза видят все: все наше несовершенство в Его книге, все отмечено и записано, когда еще ничего не было.

Бог создал человека венцом творения среди всего сотворенного Им, чтобы человек таким образом стал носителем и выразителем Его мыслей и славы. Но человек не должен превозноситься как Бог.

"Воскликните Господу, вся земля...

Служите Господу с веселием;

Идите пред лицо Его с восклицанием!

"Познайте, что Господь есть Бог,

Что Он сотворил нас и мы - Его,

Его народ и овцы паствы Его.

"Входите во врата Его со славословием,

Во дворы Его - с хвалою.

Славьте Его, благословляйте имя Его!"

"Превозносите Господа, Бога нашего,

И поклоняйтесь на святой горе Его;

Ибо свят Господь, Бог наш". Пс.99,1-4. Пс.98.9.

БОГ ОТКРЫЛ СЕБЯ ВО ХРИСТЕ [265]

Как личность Бог открыл Себя в Своем Сыне. Иисус Христос, "сияние славы и выражение образа Его" (Евр. 1,3) - сошел на землю, как человек. Он пришел в наш мир как личный Спаситель. И как личный Спаситель Он вознесся на небо. Спаситель как личность сегодня ходатайствует в небесных дворах. Пред престолом Божьим за нас ходатайствует "подобный Сыну Человеческому". Откр. 1:13.

Христос, свет миру, сокрыл Свой ослепительный божественный облик и пришел в этот мир, чтобы жить среди людей, чтобы они могли свободно общаться и познакомиться с Ним, как со святым Творцом. Никто и никогда не видел Бога, кроме факта, как Он открыл Себя чрез Христа.

"Я и Отец - одно, - сказал Христос. - И никто не знает Сына кроме Отца и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть". Иоан. 10,30. Матф. 11:27.

Христос пришел, чтобы научить людей тому, что Бог пожелал им открыть. На небесах, на земле, в безбрежных просторах океана - повсюду мы видим дело рук Божьих. Все творение свидетельствует о Его силе, мудрости и любви. Но взирая на звезды, безбрежный океан или ниспадающие водопады, - мы не можем столь ясно понять личность Бога, как она открыта во Христе.

Бог видел, что для полного и ясного представления о Своей личности и характере, помимо природы, необходимо было явить еще большее откровение. Поэтому Он послал Своего Сына в мир, чтобы Он, по мере человеческого восприятия, открыл ему и сущность и характер невидимого Бога.

И если бы Бог желал, чтобы Его понимали как личное, высшее существо, живущее во всей природе, - в цветах, деревьях, зеленых нивах, - разве Христос не сказал бы об этом Своим ученикам, когда был на земле? Но никогда в [266] учении Христа Бог не был представлен в таком виде. Христос и апостолы очень ясно и определенно учили о Боге как личности.

Христос все открыл о Боге, что греховные человеческие существа могли воспринять и остаться в живых. Он - божественный Учитель - Просветитель. Если Бог имел в виду открыть Себя другим образом, чем Он это сделал чрез Христа и в Своем писанном Слове,- Он сделал бы это.

ХРИСТОС ОТКРЫЛ БОГА УЧЕНИКАМ

Обратим наше внимание на слова Христа, сказанные Им в верхней горнице в ночь перед Его распятием. Час Его испытания приближается и Он очень желал утешить Своих учеников, которых ожидало такое страшное испытание.

"Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обитателей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам".

"Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; и никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, и отныне знаете Его и видели Его..."

"Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца и довольно для нас. Иисус сказал Ему: видевший Меня, видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца?" Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела". Иоан. 14:1-10.

Но все же ученики не понимали слов Христа [267] о Его отношении к Богу. Многое из учения Христа было им непонятно. Их многочисленные вопросы сами говорят об этом, что они не понимали отношения Бога к себе, что касается их настоящего и будущего. Христос же хотел, чтобы у них было более ясное, четкое представление о Боге.

"Доселе Я говорил притчами, - сказал Он, - но наступило время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце". Иоан. 16:25.

Когда в день Пятидесятницы на учеников был излит Святой Дух, они поняли тогда те истины, которые Христос говорил им в притчах. И то, что было раньше для них тайным и непонятным,- теперь стало ясным и доступным. Понимание, пришедшее к ним при излитии Духа, открыло им всю несостоятельность их фантастических предположений и теорий. Все их догадки и теории в сравнении с истинным положением вещей, открытых теперь, оказались ни чем иным, как просто бессмыслицей. Они были водимы Духом и их, однажды умственно омраченное состояние, было освещено небесным светом.

Но ученики не получили полноту исполнения обетования Христа. Они получили полноту познания о Боге в такой мере, сколько они были в состоянии воспринять, но обещанная Христом совершенная полнота познания об Отце - еще впереди. То же самое происходит и в наши дни. Наше представление о Боге лишь частичное, далекое от совершенства. Но когда борьба окончится и Человек - Иисус Христос признает пред Отцом Своих верных работников, которые в мире греха несли верное свидетельство о Нем, - тогда они во всей полноте поймут то, что сегодня является для них тайной.

Христос взял с Собой в небесные дворы Свою прославленную человеческую природу. И тем, кто принимает Его, Он дает власть стать сыновьями Божьими, чтобы в конечном итоге Бог мог принять их, [268] как и Его принял, чтобы они жили вместе с Ним всю вечность. "Если в своей земной жизни они останутся верными Богу, "они увидят лицо Его и имя Его будет на челах их". Откр. 22,4. И разве может быть больше радости, чем увидеть Бога? Какую еще большую радость может получить спасенный грешник через благодать Христа, как в конце концов увидеть лицо Бога и познать Его как святого Отца?

СВИДЕТЕЛЬСТВА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Священное Писание очень ясно и определенно говорит о связи между Богом и Христом и четко проводит границу личности и индивидуальности каждого из них в отдельности.

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил; Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте. Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?" И еще: "Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном?" Евр. 1-5.

Бог - Отец Христа; Христос - Сын Божий. Христос должен был занять высокое положение. Он был равным с Отцом. Все советы Божьи были открыты Сыну.

Иисус сказал иудеям: "Отец Мой доныне делает и Я делаю... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если [269] не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь". Иоан. 5:17-20.

В этих словах вновь подчеркивается личность Отца и Сына, и также существующее между ними единство.

В 17 главе Евангелия от Иоанна, в молитве Христа за Его учеников с особенной силой подчеркивается это единство: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их; да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут все едино, как Мы едины. Я в них, и Ты во Мне; да будут все совершенны воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их как возлюбил Меня". Иоан. 17:20-23.

Какое удивительное утверждение! Единство, существующее между Христом и Его учениками, не разрушает личности обеих сторон. Они одно в намерениях, в мыслях, в характере, но не в личности. В таком отношении Бог и Христос - одно.

Отношение между Отцом и Сыном и что они оба представляют из себя отдельные личности - становится ясным из следующего места Писания:

Так говорит Господь Саваоф:

Вот Муж - имя Ему Отрасль,

Он произрастет из Своего корня

И создаст храм Господень...

И примет славу,

И воссядет и будет владычествовать на престоле Своем.

Будет и священником на престоле Своем,

И совет мира будет между тем и другим". Захарии. 6:12-13.

"ВЕЧНЫЙ БОГ" [270]

В Писании Бог назван "Вечный Бог". Это имя включает прошлое, настоящее и будущее. Бытие Бога простирается из вечности в вечность. Он - Вечный Бог.

"Прибежище твое - Бог древний,

И ты под мышцами вечными.

Он прогонит врагов от лица твоего

И скажет: "Истребляй!"

Израиль живет безопасно, один;

Око Иакова видит перед собою землю,

Обильную хлебом и вином,

И небеса его каплют росу. Блажен ты, Израиль!

Кто подобен тебе, Народ, хранимый Господом,

Который есть щит, охраняющий тебя,

И меч славы твоей?" Втор. 23,27-29.

"Прежде, нежели родились горы,

Ты образовал землю и вселенную,

И от века и до века Ты - Бог.

Ты возвращаешь человека в тление,

И говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"

Ибо пред очами Твоими тысяча лет,

Как день вчерашний, когда он прошел.

И как стража в ночи.

Ты как наводнением уносишь их;

Они, как сон, -

Как трава, которая утром вырастает,

Утром цветет и зеленеет,

Вечером подсекается и засыхает". Пс.89:3-6.

"Научи нас так счислять дни наши,

Чтобы нам приобресть сердце мудрое".

"Рано насыти нас милостью твоею:

И мы будем радоваться и веселиться во все дни наши".

"Возвесели нас за дни,

В которые Ты поражал нас,

За лета, в которые мы видели бедствие.

Да явится на рабах Твоих дело Твое

И на сынах их - слава Твоя. [271]

"И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас,

И в деле рук наших споспешествуй нам,

В деле рук наших споспешествуй". Пс.89:'12,14-17.

"Господь царствует. Он облечен величием,

Облечен Господь могуществом и препоясан;

Потому вселенная тверда, не подвигнется.

Престол Твой утвержден искони;

Ты - от века. Пс. 92, 1-2.

ЕГО ЛЮБОВЬ И ДОБРОТА

"Все дела Его верны. Он любит правду и суд;

Милости Господней полна земля".

"Блажен народ, у которого Господь есть Бог, -

Племя, которое Он избрал в наследие Себе".

"Вот око Господне над боящимися Его

И уповающими на милость Его,

Что Он душу их спасет от смерти

И во время голода пропитает их".

"Душа наша уповает на Господа:

Он - помощь наша и защита наша.

О Нем веселится сердце наше;

Ибо на святое имя Его мы уповали". Пс. 32.4-5. 12.18-21.

"Я взыскал Господа и Он услышал меня

И от всех опасностей моих избавил меня,

Кто обращал взор к Нему, те просвещались;

И лица их не постыдятся.

Сей нищий воззвал и Господь услышал

И спас его от всех бед его".

"Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его

И избавляет их.

Вкусите и увидите, как благ Господь!

Блажен человек, который уповает на Него!"

"Бойтесь Господа, святые Его,

Ибо нет скудности у боящихся Его.

Скимны бедствуют и терпят голод,

А имущие Господа не терпят нужды Ни в каком благе". [272]

"Взывают праведные и Господь слышит,

И от всех скорбей их избавляет их.

Близок Господь к сокрушенным сердцем

И смиренных духом спасет". Пс. 33,5-10, 18-19.

"Избавит Господь душу рабов Своих,

И никто из уповающих на Него не погибнет". Пс. 33,23.

"Щедр и милостив Господь,

Долготерпелив и многомилостив.

Не до конца гневается

И не вовек негодует.

Не по беззакониям нашим сотворил нам,

И не по грехам нашим воздал нам".

"Ибо как высоко небо над землею,

Так велика милость Господа к боящимся Его.

Как далеко восток от запада,

Так удалил он от нас беззакония наши.

Как отец милует сынов,

Так милует Господь боящихся Его.

Ибо Он знает состав наш,

Помнит, что мы - персть".

"Дни человека, как трава:

Как цвет полевой, так он цветет.

Пройдет над ним ветер и нет его.

И место его уже не узнает его.

Милость же Господня от века

И до века к боящимся Его.

И правда Его на сынах сынов,

Хранящих завет Его

И помнящих заповеди Его,

Чтобы исполнять их". Псал. 102:8-18.

ЗАБОТА ЕГО ПРОВИДЕНИЯ

В распоряжении Бога имеется небо и земля и Он знает, в чем мы имеем нужду. Мы в состоянии видеть очень мало из всего, что окружает нас, но "все обнажено и открыто пред очами Его; Ему дадим отчет во всем". Евр. 4:13. [273] Он царит над всей землей: все открыто пред Его всевидящими глазами и из Своей великой и спокойной вечности Он дает Свои распоряжения, которые Его Провидение считает самыми наилучшими.

Даже одна птичка не падает на землю без Его внимания... Ненависть сатаны против Бога побуждает Его находить наслаждение даже в гибели бессловесных животных. Только благодаря постоянному покровительству Бога мы еще слышим сладкие песни крошечных птенчиков. Он говорит: "Не бойтесь! Вы лучше многих малых птиц" Матф. 10:31.

"Благослови, душа моя. Господа!

Господи, Боже мои. Ты дивно велик,

Ты облечен славою и величием.

Ты одеваешься светлым, как ризою,

Простираешь небеса, как шатер,

Устрояешь над водами горные чертоги Твои,

Делаешь облака Твоею колесницею,

Шествуешь на крыльях ветра.

Ты творишь ангелами Твоими духов,

Служителями Твоими - огонь пылающий".

"Ты поставил землю на твердых основах:

Не поколеблется она вовеки и веки.

Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее;

На горах стоят воды.

От прещения Твоего бегут они,

От гласа грома Твоего быстро уходят.

"Восходят на горы, нисходят в долины,

На место, которое Ты назначил для них.

Ты положил предел, которого не перейдут,

И не возвратятся покрыть землю".

"Ты послал источники в долины;

Между горами текут,

Поят всех зверей полевых;

Дикие ослы утоляют жажду свою.

При них обитают птицы небесные.

Из среды ветвей издают голос.

Ты наполняешь горы с высот Твоих,

Плодами дел Твоих насыщается земля.

Ты произращаешь траву для скота,

И зелень на пользу человека, [274]

"Чтобы произвесть на земле пищу

И вино, которое веселит сердце человека.

И елей, от которого блистает лицо его,

И хлеб, который укрепляет сердце человека.

Насыщаются древа Господа,

Кедры Ливанские, которые Он насадил.

На них гнездятся птицы:

Ели - жилище аисту,

Высокие горы - сернам;

Каменные утесы - убежище зайцам".

"Он сотворил луну для указания времен;

Солнце знает свой запад.

Ты простираешь тьму и бывает ночь:

Во время ее бродят все лесные .звери;

Львы рыкают о добыче

И просят у Бога пищу себе.

Восходит солнце и они собираются

И ложатся в свои логовища.

Выходит человек на дело свое

И на работу свою до вечера".

"Как многочисленные дела Твои, Господи!

Все соделал Ты премудро;

Земля полна произведений Твоих.

Это море великое и пространное:

Там пресмыкающиеся, которым нет числа,

Животные малые с большими,

Там плавают корабли,

Там этот левиафан

Которого Ты сотворил играть в нем.

Все они от тебя ожидают,

Чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Даешь Ты - принимают;

Отверзаешь руку Твою -

Насыщаются благом.

Сокроешь лице Твое - Мятутся;

Отнимешь дух их -

Умирают,

И в персть свою возвращаются.

Пошлешь Дух Твой -

Созидаются,

И Ты обновляешь лицо земли".

"Да будет Господу слава вовеки;

Да веселится Господь о делах Своих!

Презирает на землю и она трясется;

Прикасается к горам и дымятся". [275]

"Буду петь Господу во всю жизнь мою,

Буду петь Богу моему, доколе есмь.

Да будет благоприятна Ему песнь моя;

Буду веселиться о Господе", Пс. 103:1-34.

"Упование всех концов земли

И находящихся в море далеко,

Поставивший горы силою Своею,

Препоясанный могуществом,

Укрощающий шум морей...

И мятеж народов...

Утро и вечер возбудишь к славе Твоей...

Венчаешь лето благости Твоей,

И стези Твои источают тук". Пс. 64:6-12.

"Господь поддерживает всех падающих,

И восстановляет всех низверженных.

Очи всех уповают на Тебя,

И Ты даешь им пищу их в свое время.

Отверзаешь руку Твою и насыщаешь

Все живущее по благоволению".

Псал. 144:14-16.

ЕГО МИЛОСТЬ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

Никто из земных родителей не увещевает так горячо своего непослушного ребенка, как Бог, сотворивший нас, увещевает нарушителей закона. Никогда человеческая любовь не приглашала так нежно:

"А ты, Иаков, не взывал ко Мне;

Ты, Израиль, не трудился для Меня". Ис. 43:22.

"Народ Мой? Что сделал Я тебе?

И чем отягощал тебя?" Мих. 6:3.

"Когда Израиль был юн, Я любил его

И из Египта вызвал сына Моего". Осии 11:1.

"Ибо часть Господа - народ Его;

Иаков наследственный удел Его". [276]

"Он нашел его в пустыне,

В степи печальной и дикой;

Ограждал его, смотрел за ним,

Хранил его, как зеницу ока Своего.

Как орел вызывает гнездо свое,

Носится над птенцами своими,

Распростирает крылья свои, берет их

И носит их на крыльях своих". Втор. 32:9-11.

"Они не сохранили завета Божьего,

И отреклись ходить в законе Его". Псал. 77:10.

"Звали их, а они уходили прочь от лица их...

Я сам приучал Ефрема ходить;

Носил его на руках Своих;

А они не сознавали, что Я врачевал их.

Узами человеческими влек Я их, узами любви

Народ Мой закоснел в отпадении от Меня.

И хотя призывают его к горнему,

Он не возвышается единодушно". Осии 11:2-7.

"Но Он милостивый, прощал грех,

И не истреблял их;

Многократно отвращал гнев Свой.

И не возбуждал всей ярости Своей.

Он помнил, что они плоть,

Дыхание, которое уходит и не возвращается". Пс. 77:38-9.

Хотя Он "и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага", все же Он говорит: "Милости Своей не отниму от него, и не изменю истины Моей". Пс. 77, 61 Пс. 88, 34.

"Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? Не любимое ли дитя? Ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью вспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь". Иер. 31:20.

"Как поступлю с тобою, Ефрем?

Как предам тебя, Израиль?

Поступлю ли с тобой, как с Адамою?

Сделаю ли тебе, что Севоиму?

Повернулось во Мне сердце Мое,

Возгорелась вся жалость Моя!

Не сделаю по ярости гнева Моего,

Не истреблю Ефрема, Ибо Я - Бог, а не человек;

Среди тебя - Святый. Я не войду в город". Осии 11:8-9.

"Обратись, Израиль к Господу, Богу Твоему;

Ибо ты упал от нечестия твоего.

Возьмите с собою молитвенные слова

И обратитесь к Господу: говорите Ему:

"Отними всякое беззаконие и прими во благо...

Ассур не будет уже спасать нас:

Не станем садиться на коня

И не будем более говорить изделию рук наших;

"Боги наши";

Потому что у Тебя милосердие для сирот". Осии 14:2-4.

"Вслед Господа пойдут они...

И встрепенутся к Нему сыны с запада.

Встрепенутся с Египта, как птицы,

И из земли ассирийской, как голуби,

И вселю их в домы их, говорит Господь". Осии 11:10-II.

"Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению:

Ибо гнев Мой отвратится от них.

Я буду росою для Израиля;

Он расцветет как лилия,

И пустит корни свои как Ливан.

Расширятся ветви его, -

И будет красота его, - как маслины,

И благоухание от него, как Ливана.

Возвратятся сидевшие под тенью его,

Будут изобиловать хлебом

И расцветут как виноградная лоза...

"Что мне еще за дело до идолов?" - скажет Ефрем, -

Я услышу его и призрю на него;

Я буду как зеленеющий кипарис:

От Меня будут тебе плоды. [278]

"Кто мудр, чтобы разуметь это?

Кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни,

И праведники ходят по ним". Осии 14:5-10.

"Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие

И не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?

Не вечно гневается Он

Потому что любит миловать...

Он опять умилосердится над нами,

Изгладит беззакония наши.

Ты ввергнешь в пучину морскую

Все грехи наши". Мих.7:18-19.

"Издали явился мне Господь и сказал:

"Любовью вечною

Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение". Иер. 31:3.

"Ибо искупит Господь

Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его".

"И изменю печаль их на радость, и утешу их и обрадую их после скорби их".

"Народ Мой насытится благами

Моими, говорит Господь". Иер. 31:11, 13-14.

"Ликуй, дщерь Сиона!

Торжествуй, Израиль!

Веселись и радуйся от всего сердца,

Дщерь Иерусалима!

Отменил Господь приговор над тобою,

Прогнал врага твоего!

Господь, Царь Израилев, посреди тебя:

Уже более не увидишь зла.

В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся!"

И Сиону: да не ослабевают руки твои!

Господь Бог твой среди тебя:

Он силен спасти тебя;

Возвеселится о тебе радостью,

Будет милостив по любви Своей,

Будет торжествовать о тебе с ликованием". Софон. 3:14-17.

"Ибо сей есть Бог наш навеки и веки;

Он будет вождем нашим до самой смерти". Псал. 47-15.