Глава 4:1-11: Печать

"1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:

2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].

3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;

4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,

5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"

7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

8 Но тогда, не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги.

9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас."

В первых текстах этой главы апостол снова говорит о временной природе этого "добавленного закона", как он делал в текстах, упоминаемых ранее. Он иллюстрирует этот вопрос примером с наследником, который, пока остаётся ребёнком, занимает такое же положение, что и раб. Он подчинён попечителям и домоправителям до тех пор, пока он не достигнет зрелости, пока он не сможет как свободный человек пойти и делать то, что подобает делать тем, кто достиг определённого уровня зрелости. "Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].  Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира". И это продолжалось до тех пор, пока не пришла "полнота времени", пока не настало время, когда "Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных." Здесь мы встречаем определённые выражения, которые имеют очень важную роль в вопросе закона в послании к галатам. В иллюстрации Павла мы видим еврейский народ, который был "подчинён вещественным началам мира" точно также как дети были "подчинены попечителям и домоправителям" до тех пор, пока не пришла "полнота времени". Этот момент времени является тем периодом, в который Христос "подчинился закону, чтобы искупить подзаконных", о которых говорилось в предыдущей главе. Очевидно, что находиться в подчинении "вещественным началам мира", и быть "подчинённым закону" - это одно и то же. Использование апостолом слова "мы" также имеет большое значение, поскольку этим словом Павел ссылается на себя и на свой народ, предшествующий наступлению "полноты времени". Когда же он обращается к галатам, он везде говорит "вы". Тот же, кого он называет словом "мы", был в состоянии детства, или отрочества, был в подчинении "вещественным началам мира" до тех пор, пока не пришла "полнота времени", чтобы "нам получить усыновление". Они не могли получить это полное "усыновление" до тех пор, пока не пришло обещанное "Семя". Затем, когда они стали принадлежать Христу, они были приняты в качестве сонаследников Авраама, как часть его "семени".

Что же это за "вещественные начала мира", о которых говорит апостол, под властью которых они находились до тех пор, пока Бог не послал Своего Сына, подчинившегося закону? Являются ли этими "началами" десять заповедей, закон свободы, святой и чистый закон, который будет основанием на суде? По нашему мнению, этот вывод совершенно неприемлем.  Мы заявляем с великой уверенностью о том, что этот термин "начала" говорит о другой системе. Это греческое слово получило определение Гринфилда, звучащее так: "Элементарные инструкции, первые принципы, самый низкий уровень в познании, науке, и так далее. Это слово переведено как "основы" в пересмотренном переводе и в Диаглотте. Это же самое слово встречается в тексте из послания Колоссянам (2:20), где оно переведено как "основы" (на русском "стихий"): "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"" и так далее. Эти слова записаны сразу же после рассуждений об "истреблении учением бывшего о нас рукописания, которое было против нас" и о том, что "Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту", а также после призыва: "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе." Совершенно очевидно, что апостол в послании к колоссянам, говоря о "стихиях мира" (то же самое выражение, что и "вещественные начала мира" в послании к галатам), ссылается на вопросы, связанные с церемониальным законом. Он также утверждает, что их пребывание "под" этими "стихиями", или "началами", привело их в "рабство".

Этими "стихиями" несомненно названы атрибуты закона, о котором Павел говорит в послании к галатам (5:1,2): "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа." Также апостол Пётр, говоря о законе в книге Деяний (15:10), на том же знаменитом соборе, задав вопрос: "Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?" говорил, как всем известно, о законе Моисея, включающем в себя обрезание и всё остальное. Об этом же говорится и в послании к колоссянам (2:14): " истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту". Во всех этих текстах говорится о законе, который имеет временную природу, о бремени, о рабстве, и о такой системе, которая отличается от свободного спасения через Христа. В них говорится о церемониальном, а не о нравственном законе.

Всеобщее состояние "под" этими "стихиями" и "началами" не может указывать на индивидуальный опыт людей. Оно должно быть состоянием, в котором находились все до тех пор, пока не пришла "полнота времени", и Бог не послал Своего Сына. Было бы слишком нелепо утверждать, что каждый человек в своём греховном состоянии, находясь под осуждением нравственного закона, должен оставаться в этом состоянии до тех пор, пока не настанет "полнота времени", и пока Бог не пошлёт Своего Сына, подчинившегося закону. Это выражение о полноте времени говорит о пришествии Христа как Мессии; но это же выражение весьма применимо, когда мы говорим о состоянии израильтян перед тем, как им было проповедано Христово Евангелие. Они были в положении детей, находясь под властью элементарных инструкций, ожидая полноты времени, когда Бог пошлёт Своего Сына с великим светом. Их "начала" заключались в образах и церемониях, указывающих на время, в которое Бог пошлёт Своего Сына.

Эти тексты Писания мы считаем во многих отношениях параллельными с утверждением в предыдущей главе, где говорится о "добавленном" законе, который должен был быть актуальным "до времени пришествия семени", а также с утверждением в 23-м стихе 3-й главы, где сказано: "А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере."

Когда же время этих постановлений пришло к своему завершению, когда настала "полнота времени", когда временное сменилось на постоянное, образы сменились на реальность, "детское" сменилось "взрослым", когда стена разделения была разрушена, и все могут быть "одним" во Христе Иисусе, быть детьми Божьими, быть семенем Авраама, принимая статус сыновей Божьих, и Бог даёт им особое свидетельство в излитии Своего Духа. Они уже не являются рабами, подвластными тем временным инструкциям, но наследниками Божьими через Христа.

В 4-м стихе, где Павел говорит о Боге, пославшем Своего Сына, рождённого от жены, мы имеем выражение "подчинился закону". Мы уже рассматривали значение этого термина "под законом", и ясно показали, что он не всегда означает "осуждение закона" но скорее "власть закона", или обязательство его соблюдать. И здесь данный термин очевидно имеет такое же значение. Пересмотренный перевод, а также Диаглотт переводят эту фразу как "совершенный под законом", или "родившийся под законом". Гринфилд, давая определение этому оригинальному слову, имеющему множество значений, цитирует использование этого слова в четвёртом тексте, где оно имеет значение "подчинённый закону". Очевидно, что данное значение и является тем значением, в котором эта фраза должна использоваться. Мы не можем сказать, что наш Спаситель родился под осуждением закона Божьего. Это будет чистым абсурдом. Мы признаём тот факт, что Он добровольно взял на Себя грехи всего мира, и принёс Свою великую жертву на кресте. Но Он не рождался с этим осуждением. Сказать такое о Христе, который был чист, который никогда не совершил никакого греха в Своей жизни, сказать о том, что Он родился под осуждением Божьего закона, означает произвести вопиющее искажение всякой теологии.

Однако насколько красноречиво это относится к фактам Его жизни, если мы имеем ввиду Его "подчинённость закону" Моисея. Он родился евреем, был обрезан в восьмой день жизни, его родители прошли все обряды очищения согласно закону Моисея. Они привели ребёнка в храм как своего первенца, как и требовал этот закон, и принесли в жертву голубей и горлиц. Иисус жил в подчинении всем церемониям и постановлениям закона Моисеева, как и все остальные евреи. Таким образом Он "родился под законом", и был подчинён ему. Всю Свою жизнь Он старался соблюдать все эти постановления, и никогда не позволял Своим ученикам нарушать их до самого дня Своей смерти. Он даже отказался особым образом трудиться для язычников, потому что Он был "послан к погибшим овцам дома Израилева". Мы ясно видим, что Он был "подчинён закону", то есть подчинялся его требованиям также, как и другие, чтобы "искупить подзаконных". Он "пришёл к своим, и свои Его не приняли". И мы можем быть уверенными, что если бы они приняли его, то для них были бы предусмотрены такие средства, посредством которых эта нация была бы чрезвычайно возвеличена, и все язычники принимали бы от них познания о Христе как от особого Богом признанного народа. Но они отвергли Его, и тем самым сделали язычников ещё свободнее в их доступе ко Христу, чем они были ранее. Итак, в утверждении о том, что Христос "подчинился закону", мы видим великое значение, которое заключается в том, что Он подчинился требованиям этого закона.

Бог почтил еврейский народ, отделив их от мира посредством особых постановлений, которые символизировало обрезание, и имел целью, чтобы истинные дети Христовы пришли к Нему с их помощью. Он доверил им величайший свет, которого не был удостоен никакой другой народ, чтобы они уже не имели никаких извинений и причин, препятствующих им быть возвышенными Богом, если они примут Мессию. Его величайшим желанием было избавить от греха тех, кто был "под этим законом", или был подчинён этому закону. Таким было также и желание Павла, который был готов даже отдать свою жизнь, если бы это спасло его "сродников", его собственный народ. Но в своём упрямстве, исключительности и самовозвеличивании как единственного Богом избранного народа, они потеряли благословения, которые они бы получили, смиренно приняв Христа. Все эти "начала", или "стихии", все познания, которые они имели в обрядах церемониальной системы, указывали им на драгоценные благословения, которые пришли бы к ним через познание и принятие Сына Божьего.

Выражение "под законом" в 4-м стихе, очевидно, используется в том же самом значении, что и выражение "попечители и домоправители" во 2-м стихе. Находиться под властью "попечителей и домоправителей" не означает находится под их осуждением, или под их гневом, или под их наказанием. Ни в коем случае. Это значит находиться под их защитой, водительством, властью и так далее. Итак, Христос "был рождён",  под законом (то есть был подчинён закону) в том же смысле, что и эти люди были под властью "попечителей и домоправителей" Это же значение имеется ввиду и в тексте из 3-й главы, 23-го стиха: "А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона", то есть подчинены ему, пока не пришло время Христа. Апостол иллюстрирует их прошлое состояние подчинения церемониальному закону, сравнивая его с состоянием ребёнка, находящегося под властью "попечителей и домоправителей". Эта иллюстрация и является самым веским доказательством верности нашей позиции, позиции о том, что термин "закон" в послании к галатам означает церемониальную систему, и не может означать нравственный закон. Язык таких выражений, как "стихии мира", "слабые и немощные вещественные начала", к которым галаты желали вернуться, и которым они служили, - совершенно несовместим с законом Божьим, который является "духовным", "святым, праведным и добрым".

После того, как апостол в 1-м тексте данной главы говорил о состоянии Божьего народа, предшествующего явлению Христа, в 6-м тексте он уже переходит к галатам, которым он и пишет данное письмо. Они обратились некогда ко Христу, стали "сыновьями". Бог послал Своего Духа в их сердца, чтобы они могли воскликнуть "Авва, Отче!" Они перестали быть рабами и не должны возвращаться к старой временной системе. Поэтому их курс, которым они пошли под влиянием иудействующих учителей был совершенно неприемлем. Они уже были наследниками Божьими через Христа, когда приняли Евангелие. В стихах с 8-го по 11-й мы имеем интересный аргумент, который заключается в следующем: "Но тогда, не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас."

Мы утверждаем, что этот язык является очень сильным доказательством истинности нашей позиции, и поэтому совершенно несовместим с позицией наших друзей о том, что данный "закон" является законом Божьим. Однако для того, чтобы обойти этот аргумент, наши друзья утверждают, что "немощные вещественные начала", а также соблюдение "дней, месяцев, времён и лет" относится к языческим обычаям, а не к постановлениям церемониального закона. Мы не можем принять такую точку зрения, потому что не считаем её истинной. Язык данного отрывка ясно показывает, что данные люди, о которых идёт речь в послании, какое-то время в прошлом поклонялись другим богам. Мы признаём этот факт. Мы также признаём, что некоторые из галат принадлежали к этому классу людей. Но эти факты ни в коем случае не делают обязательным тот вывод, который наши друзья делают на основании этих текстов.

Наша позиция заключается в том, что данные люди, которым было написано в послании, были прозелитами. Мы представляем краткое обоснование данной позиции, чтобы прояснить её. Ни один из разумных исследователей истории не будет отрицать, что во время первого пришествия Христа, а также в течение предыдущего поколения еврейский народ прилагал самые ревностные усилия к тому, чтобы обратить язычников в свою веру. С самого времени вавилонского пленения они были рассеяны по всем народам вокруг Палестины. Эти люди были предприимчивыми и находчивыми, какими они были всегда. Вряд ли какая-то другая нация могла бы выдержать все те преследования и ненависть, которые пришлось вынести им, и всё же остаться отдельным народом, каким евреи являются почти во всех уголках мира. Сравнительное небольшое количество людей вернулось из плена в Иудею, чтобы сделать эту землю своим домом. Огромное количество народа приходило почти с каждого уголка Римской Империи на праздники, так что вокруг святого города и в нём самом располагалось более миллиона паломников. Пожалуй, не найдётся такого народа, с которым евреи не имели бы каких-то общих дел или торговли. Их синагоги были установлены в больших городах. Любой читавший Деяния Апостолов, знает, что в каждом крупном городе, в котором трудился Павел, он с самого начала отправлялся в синагогу. Эти синагоги, безусловно, были построены среди людей, живших в идолопоклонстве, учение которого, а также их религиозные системы поклонения были совершенно бессмысленными и нелепыми. Многие из более-менее разумных людей были привлечены в эти еврейские синагоги, и посещали их для того, чтобы познавать истинного Бога.

В этом очевидно заключается одна из величайших причин, по которой Бог допустил, чтобы этот народ был рассеян по всем этим странам. Он поселил их в земле Палестины, которая была мостом, или открытым путём, по которому осуществлялось сообщение между странами и торговля между Египтом, Ассирией и другими народами земли. Это было сделано для того, чтобы Его закон мог просвещать людей в этом мире. Когда израильтяне отправились в плен, убедившись в том , что их идолопоклонство и пренебрежение Божьим законом навлекло на них гнев Божий, они стали более ревностными, и уже никогда не предавались идолопоклонству; и поэтому, будучи рассеянными по всем народам мира, они приготовили путь для пришествия Мессии.

Нет никаких сомнений в том, что евреи привлекали прозелитов. Наш Спаситель сказал о них: "Вы обходите море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного" (Матфея 23:15). Эти слова открывают нам сильный интерес и старание, которое они проявляли, стремясь изменять людей в соответствие с их представлениями и взглядами. Причину этому можно увидеть сразу, если мы подумаем об их рассеянии по всем народам, и их жизни, зависящей от милости окружающих их язычников. Они естественным образом желали, чтобы об их религии у язычников складывалось только хорошее мнение, и были в этом заинтересованы. Некоторые из них привлекали людей в свою религию ради сохранения своей жизни. Так или иначе, эгоистичные мотивы явно двигали теми, о ком говорит Спаситель, потому что они делали прозелитов "детьми геенны", вдвое худшими самих себя. Их успех в обращении людей открывается нам из многих текстов Священного Писания. Даже некоторые из выдающихся людей, подобно царице Савской из ветхозаветной истории, и вельможе Кандакии в новозаветной истории (Деяния 8:27), были представителями царских сословий, обращёнными в иудаизм. Конибер и Хоусон в книге "Жизнь и послания апостола Павла" говорит о размахе этой деятельности по привлечению прозелитов следующее:

"Во время Маккавеев некоторые языческие племена были убеждены перейти к евреям. Так происходило с итурианцами и, возможно, с моавитянами, но больше всего с эдомитами, с именем которых исторически связана семья Ирода. Насколько далеко иудаизм распространился среди большого собрания племён под названием аравитяне, мы можем только догадываться из любопытной истории с гомеритами и из действий таких вождей, как Арета (2 Коринфянам 11:32). Но если мы отправимся на запад и на север, в хорошо известные страны, мы не будем иметь недостатка в доказательствах нравственного влияния синагог с их поклонением Иегове и с их пророчествами о Мессии". Встречается много случаев в книге Деяний Апостолов, где мы видим те же самые свидетельства.

Николай Антиохиец, один из семи дьяконов, был прозелитом (Деяния 6:5). Огромное количество эллинов посещали богослужения в Иерусалиме, многие из которых, очевидно, были прозелитами. В книге Деяний (13:50) мы читаем:  "Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов." Все эти перечисленные люди скорее всего были из того же класса. Тимофей был настоящим прозелитом, и, вне всяких сомнений, апостолы в основном обращались к бывшим язычникам, используя тот интерес, которые многие из язычников проявляли к богослужению в синагогах. Так происходило почти в каждом городе, в который они приходили. Те прозелиты были двух классов, в чём можно убедиться из Словарей или из Большого Подстрочного Перевода Крудена. Один класс прозелитов, называемый "прозелитами по праву", был классом людей, которые полностью приняли учение иудеев, обрезывались, приносили жертвы, и так далее, согласно закону Моисея. Но гораздо более многочисленный класс прозелитов назывался "прозелитами вне закона", поскольку они просто любили Бога и Библию, и соблюдали моральные принципы её учения, отделяя себя от языческих обычаев, поклоняясь истинному Богу. Такие люди, как Корнилий, сотник, и многие другие во всех частях языческого мира, где только была известна иудейская религия, принадлежали данному классу.

Смитт, его "Полный библейский словарь", Конибер и Хоусон, Барнс и его "Заметки", и другие согласны с тем, что большое количество иудеев поселились в Галатии за столетие или два до времён Павла, и поэтому вся эта страна ознакомилась с иудейским учением и библейской религией. Имея ввиду их общность с прозелитами в других частях страны, считая их братьями, мы без сомнения можем считать, что большое число этих прозелитов были "прозелитами вне закона", и были готовы к служению Павла, и они находились в числе тех, кто принял евангелие с великой радостью. Они в одно время, как говорит 8-й текст, "служили богам, которые в существе не боги", то есть, имели какое-то познание о Боге, но не отождествляли себя полностью с иудейскими обычаями и обрядами. Однако они относились к этим постановлениям с уважением и в определённой степени оставляли идолопоклонство.

Конибер и Хоусон утверждают, что прозелиты такого типа в больших количествах были рассеяны по всей Римской Империи, особенно в странах вокруг Сирии и близлежащих государств. Они пишут: "Под этим термином мы сейчас подразумеваем всех тех, кто был в разной степени привлечён к иудаизму, начиная от тех, кто посредством обрезания получил полный доступ ко всем привилегиям храмового служения, до тех, кто только выражал общее уважение к религии Моисея, и посещал синагоги в качестве слушателей. Многие прозелиты были привлечены к иудейским сообществам в местах своего обитания" (стр 28). Доктор Кларк, в своём комментарии на послание к галатам, несколько раз говорит о том, что среди учеников-христиан было много прозелитов. Он говорит: "Иудейская религия была распространённой в галатийской местности, и была уважаемой религией. По-видимому, жители этой местности в основном были либо иудеями, либо прозелитами." И снова он пишет: "Иудаизм был популярной религией, и чем больше обращённых имели эти ложные учителя, тем больше причин они имели для того, чтобы хвалиться. Они желали, чтобы эти люди, обратившиеся в христианство, которые были до этого "прозелитами вне закона", принимали обрезание, чтобы «хвалиться в их плоти». "Вот мои обращённые!" - так они хвалились и тщеславились, радуясь не тому, что люди обращались к Богу, а тому, что люди принимали обрезание". Большое количество этих прозелитов без сомнения приняли евангелие от Павла, и возрадовались свободе этого евангелия, и Дух Божий побуждал их восклицать: "Авва, Отче!"

Но после того, как Павел отлучился, иудействующие учителя пришли со своим обычным "бременем": "Если не обрежетесь", и "не будете соблюдать закон Моисея", "не можете спастись". Это наполнило сердце Павла великой печалью, потому что, как мы видели, он постоянно сталкивался с этой проблемой с самого момента своего обращения, и несколько раз фактически чуть не лишился жизни из-за этого горького духа, дышащего исключительностью. Поэтому он пишет своё письмо галатам, призывая их внимание к этим фактам, говоря: "для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?"

Нашим друзьям придётся сильно постараться избежать вывода о том, что эти "немощные и бедные вещественные начала" относятся к церемониальному закону. Однако мы, опираясь на здравый смысл, не можем прийти к какому-то другому выводу. Эти "начала" явно означают то же самое, что и "стихии", под властью которых находился Божий народ, упомянутый в третьем тексте. Ложные учителя привели галат к тому же рабству, о котором говорится в пятой главе, где апостол умоляет их не "подвергаться игу рабства", как они подвергались бы, принимая обрезание, и тем самым "не имея никакой пользы от Христа".

Здесь явно имеется ввиду то же самое "иго", о котором говорит Пётр в 15-й главе книги Деяния, когда рассматривался этот вопрос. В данном послании апостол не говорил ни слова о языческих обычаях, или о языческих обрядах, либо о языческом поклонении, или о чём-либо подобном; он просто ссылался в предыдущем тексте на тот факт, что они когда-то были язычниками. Это, конечно, было правдой в их случае, если мы вспомним о том, что они были прозелитами. Но он постоянно от начала и до конца послания ссылается на систему Моисея, на обрезание и так далее; мы не можем предполагать, что Павел был настолько нелогичен, что он стал вдруг говорить о чём-то совершенно отличном от темы его письма, которую он постоянно раскрывал галатам.

Связь этих "стихий мира", этих "бедных и немощных вещественными начал", в рабство которых галаты желали вернуться, с церемониальным законом является важной связью в его наставлениях. Не возникает никаких вопросов по поводу того, что наша позиция верна. Доктор Шафф в своих комментариях относительно этих "стихий" говорит: "По моему мнению, это выражение относится в любом случае только к иудаизму, особенно к закону (апостол Павел не мог объединить язычество и иудаизм воедино, ставя их тем самым на один уровень)". Мы верим в то, что наши друзья, которые порой относят эти "стихии" частично к язычеству, должны хорошенько пересмотреть свою позицию.

Доктор Кларк употребляет выражения "Стихии мира" и "начала и принципы иудейской религии". Он также говорит, что "бедные и немощные вещественные начала представляли собой церемонии закона Моисея". Доктор Скотт занимает такую же позицию. Поэтому попытка применить эти термины к закону, названному Богом "совершенным", "духовным", "святым, праведным и добрым", будет не намного лучше богохульства. Тем более, нет никаких разумных причин применять эти термины к языческому идолопоклонству, поскольку эта тема вообще не рассматривается в рассуждениях апостола, изложенных в данном послании. Но данные выражения всячески согласуются с тем языком, который апостол применяет в отношении церемониального закона.

"Соблюдаете дни, месяцы, времена и годы". Об этом же Павел говорит в послании к колоссянам (2:16), прямо перед тем, как говорить о "стихиях" в 20-м стихе. "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботы" и так далее. Галаты под влиянием иудействующих учителей становились полностью погружёнными в эти ветхие тени и образы, указывающие на Христа, и это всё после пришествия Самого Исполнения этих образов. Таким образом они буквально отвергали Христа, потому что, соблюдая этот символизм, они тем самым провозглашали о том, что Христос как его Исполнение ещё не пришёл. Неудивительно, что Павел говорит им: "Боюсь, не напрасно ли я трудился у вас". Мы заявляем о том, что это объяснение является единственным разумным объяснением данного высказывания Павла.

Но как можно приписать эти выражения нравственному закону? Можем ли мы говорить о том, что эти "дни", которые они соблюдали, вызывая тревогу у Павла, были субботами Господними? Этот вывод очень понравился бы антиномианистам, потому что именно такие тексты они пытаются отнести к десяти заповедям. Поэтому наши друзья оказали бы им немалую помощь и поддержку. Использует ли Павел термин "бедные и немощные вещественные начала" для описания нравственного закона? Очевидно то, что галаты пытались вернуться к соблюдению чего-то, и к тому же вернуться в рабство. Было ли это послушание послушанием закону Божьему? Они соблюдали нечто, то есть, старались исполнять "дни, месяцы, времена и годы". Это однозначно относится не к моральному закону. Мы знаем, что наши друзья будут относить эту фразу к языческим обрядам и церемониям, и таким образом пытаться исключить всякую связь этих слов с темой всего послания, но это просто недопустимо, как мы уже выяснили. Павел упрекает этих людей за послушание тому, чему они не должны быть послушными. Он не говорит об их оправдании своими добрыми делами, когда они стараются не обманывать, не красть, не убивать и так далее. Он говорит совсем не об этом. Он определённо говорит о возвращении к закону, который был отменён.

Стихи с 12-го по 20-й:

"12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:

13 знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,

14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

(Гал.4:12-20)

Сейчас Павел придаёт особую силу своему обращению, сообщая им о своих слабостях, искушениях, о своём посвящении служению им, и о своей плодотворности в труде для них. Он обращается к ним лично от себя, умоляя их с любовью вернуться к их прежнему отношению к тем иудействующим учителям, которые искажали истину, находясь среди них. Галаты когда-то так любили Павла, что были готовы «отдать ему свои глаза», но под влиянием этих учителей они потеряли свой интерес к нему. Он говорит об этих учителях в 17-м тексте: "Ревнуют по вас нечисто", или, как мы читаем у Диаглотта, "Они проявляют свою любовь к вам, но проявляют её нечестно". Здесь раскрывается мысль о том, что эти учителя показывали галатам свою льстивую и притворную любовь, желая переключить симпатию этих учеников на себя, и тем самым оставить Павла за пределами своих симпатий. По всей видимости, они добились успеха. Но Павел рассуждает с ними, желая показать им, как сильно он за них страдал, призывая их вернуться к истине. С этим призывом он обращается ко всем тем, кого он вывел из рабства посредством своего самопожертвования. Они когда-то были готовы вырвать свои глаза и отдать их ему, но сейчас они относились к нему почти как к врагу из-за коварного влияния этих иудействующих учителей, которые следовали за Павлом всюду с одной-единственной целью: сделать его жизнь невыносимой. Можете ли вы поверить в то, что эти лицемерные учителя настойчиво пытались убедить этих галат воздерживаться от убийств, от нарушения субботы Господней, от прелюбодеяний, от зависти и так далее? Пожалуй, никто не мог бы поверить в эту нелепость. Однако эти учителя и на самом деле пытались склонить галат к каким-то действиям. И эти действия были не просто какими-то умственными заключениями о том, что они оправдываются послушанием десяти заповедям, которым их учили. Во всей Библии нет ни малейшего намёка на то, что эти учителя имели подобные намерения. Они пытались возвеличить эту систему Моисея, которая поддерживала их исключительность и делала их особым народом на земле. Они желали снова вернуть то иго рабства, которое было отменено на кресте. Павел был «в великом смущении» насчёт этих учеников из Галатии, когда узнал об их намерениях. Его душа мучилась под бременем переживаний за них, которые не прекратились бы до тех пор, пока они снова не приняли бы Христа полностью, оставив систему теней и образов позади.

Стихи 21-31.

"Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? 22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. 23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. 24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; 26 а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. 27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. 28 Мы, братия, дети обетования по Исааку. 29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне. 30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. 31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной."