Что будет после смерти? Печать

Всякий раз, когда человек переживает смерть близкого, неизбежно в его сознании возникает этот вопрос. Его постоянно задавали себе люди на протяжении многих столетий с того момента, когда Ева полными скорби глазами печально взирала на тело ее любимого Авеля.

Может, и вам приходилось смотреть на холодное, неподвижное лицо родного или близкого вам человека и с удивлением спрашивать себя: что же с ним произошло?


Так умер он или нет? Может, что-то живое еще сохранилось от него? Или его веселый, радостный дух уже обитает где-то на небесах, заставляя улыбаться милых ангелов? А может,— прочь такую мысль! — он стонет в чистилище или в аду…

И здесь вам на помощь приходит удивительная книга — Библия. Изложенное в ней учение по этому предмету обладает такой ясностью, что вам больше не о чем беспокоиться.

Вначале прочтем Бытие 2:7, где говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Обратите внимание на то, что человек был создан из двух составляющих: из праха земного и из дыхания жизни. Вместе они образуют «живую душу». Бог не поместил в Адама душу. Он просто вдохнул в него дыхание жизни. И вот — тело и дыхание, соединившись, образовали «живую душу».

В полном согласии с этим находится заявление Давида о том, что происходит с умершим человеком: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Другими словами, когда человек прекращает дышать, его сознание меркнет и тело его возвращается в прах. Такова сущность смерти.

Но разве Библия не учит, что человек обладает бессмертной душой? Нет, не учит. Только один раз во всем Священном Писании употреблено слово «бессмертный», и оно относится к Богу: «Царю же веков нетленному („бессмертному“ в некоторых переводах), невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» (1 Тим. 1:17).

В Первом послании Тимофею апостол Павел говорит о Боге: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:15,16).

В своем послании к Коринфским христианам он ясно говорит о том, когда они могут ожидать бессмертия: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52,53).

Если человеку предстоит «облечься в бессмертие» при последней трубе, то, разумеется, в настоящий момент он им не обладает. Действительно, предположение, что человек уже обладает бессмертной душой, превращает Писания в бессмыслицу.

Когда же возникла такая идея? В Едемском саду. Она возникла из первой изреченной лжи. Если вы помните. Бог предостерег Адама, заявив, что в случае согрешения он умрет. Но затем сатана в облике змия возразил ему. «Ха»,— хмыкнул он,— «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?.. нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:1-5).

Начиная с того дня и до сего времени диавол распространяет эту ложь повсюду, облекая ее в различные формы. По сути дела, она стала основой всякой ложной религии и источником наихудших и самых безосновательных страхов, испытываемых человеком.

Но если человек не наделен «бессмертной душой», то что же происходит с ним после смерти? Библия не оставляет никаких сомнений на этот счет. В ней говорится: «А мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем… потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5,6-10).

Другие места Писания столь же определенны. Исаия говорит: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою» (Ис. 38:18).

Следовательно, можно сделать однозначный вывод, что после смерти не будет никакой другой возможности для принятия истины. И нигде не найти в Библии подтверждения той идеи, что мертвые сразу же присоединяются к небесному сонму. Псалмист говорит: «Ибо в смерти нет памято-вания о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).

В долгой печальной истории существования человека на земле отмечается только два исключения: Илия и Енох. Илия был взят на небо в огненной колеснице, а «Енох переселен был так, что не видел смерти» (Евр. 11:5).

Больше никому не удалось отправиться на небо сразу же после завершения своего пребывания на земле. Даже Давид, которого Бог называл «мужем по сердцу Моему», все еще покоится в своей гробнице. Апостол Петр не оставляет на этот счет никаких сомнений.

«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня… Ибо Давид не восшел на небеса» (Деян. 2:29,34).

А что же говорит по этому поводу Иисус? С присущей ему мягкостью Он замечает, что смерть подобна сну. Когда кто-то известил его о том, что Лазарь умер, Он сказал: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11).

Такой взгляд, столь прекрасный своей простотой, приносит удивительное утешение. Ведь это значит, что мертвые не мучаются в каком-то жутком чистилище и не извиваются в бесконечной агонии в пылающем аду. Даже не наблюдают с небес за испытаниями и страданиями, выпавшими на долю их любимых и близких на земле. Все они находятся в спокойном и бессознательном сне, как уготовано им от Бога. «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14-12)

Но разве на этом заканчивается все? Конечно же нет Если бы на этом все заканчивалось, тогда учение о смерти как о сне было бы наполнено безысходностью и мраком. Какой в таком случае была бы ценность всех обетовании о вечной жизни через Иисуса Христа?