Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Рассмотрение места - Деян 1:7 PDF Печать Email

Рассмотрение места - Деян 1:7 – в различных переводах
Нового Завета с учетом контекста Писания

Рассмотрим одно из мест Писания (а именно, Деян 1:7) в различных переводах Нового Завета (НЗ). Для более предметного рассмотрения имеет смысл изначально прописать это место в контексте отрывка Писания. Так будет более корректно, надежно и более полезно, чем рассматривать его отдельно от контекста:

Синоидальный перевод
Деян 1:4-9  И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,             
ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
(7) Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

Видно, что приведенный отрывок, прежде всего, указывает на факт крещения Духом Святым и его результат – принятие силы (речь идет в контексте возможности благовестия). Также здесь говорится (прежде всего) о важности этого дела для учеников Христа, как для тех, на кого возложено великое поручение – «идите и научите все народы»… «даже до края земли».
Посмотрим, как это место (Деян 1:7) выглядит в других переводах НЗ. Далее будем рассматривать, большей частью, один только этот стих Писания.

Греческий подстрочник (дословно)
Деян 1:7   Он же сказал к ним: Не ваше есть узнать времена или обстоятельства, которые Отец положил в собственной власти…


Другие переводы с греческого (дословно, из каждого из оставшихся (у меня) 11-ти переводов)

Деян 1:7   И Он сказал им: не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью.

Деян 1:7   Он сказал им: не вам знать времена и сроки, которые властью Своей установил Отец.

Деян 1:7   Он сказал им: не вам знать времена и сроки, которые властью Своей установил Отец (это не описка…, написано именно так, слово в слово, как и в предыдущем переводе).

Деян 1:7   Он сказал им: знать времена и дни, которые Отец установил Своей властью, - дело не ваше.

Деян 1:7   Он сказал им: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец установил своей властью.

Деян 1:7   Он ответил им: Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец!

Деян 1:7   Он же сказал им: Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью.

Деян 1:7   И Он сказал им: не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью.

Деян 1:7   Он сказал им: "Не вам знать времена и сроки, которые властью Своей установил Отец.

Деян 1:7,8   Сказал же им: "Не ваше – узнать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но получите силу, когда придет Святой Дух на вас, и будете Мои свидетели и в Урушалеме, и всей Иудее и Шамруне, и до последнего земли".

Деян 1:7,8  А Вiн iм вiдказав: То не ваше знать час та добу («добу», значит - сутки), що Отець положив був у владi Своiй, … … та аж до останнього краю землi.


Итак, в 13 различных переводах (вместе с синоидальным – не будем суеверными):
- «не ваше дело знать времена или сроки» – в разных вариациях повторяется  3 раза;
- «не вам знать времена и сроки» - в разных вариациях повторяется  9 раз;
- «вы не можете знать времена и сроки» – 1 раз.

При этом, в одобренном, в том числе, и как учебное пособие, греческом подстрочнике (дополненного и усовершенствованного издания 2003 года), это место звучит:
«не ваше есть узнать времена или обстоятельства».

Проводя сравнительный смысловой анализ сказанного Христом (в этом месте Писания), можно прийти к определению следующего возможного смысла в рассматриваемом словосочетании того или другого перевода.
По сути, из 13-ти переводов, только в 3-х случаях имеется более-менее внятный намек на то, что, - знать времена и сроки, как бы, ВООБЩЕ не дано верующему… и, как бы, не нужно ему (как бы, – это не его дело). При этом, если учесть контекст Писания (Деян 1:4-9), то видно, как мы уже касались этого, что Господь в данном отрывке говорит ученикам о крещении Духом Святым и о силе, которую они получат при этом. А Его слова, относящиеся к возможности знать или не знать «времена и сроки», большей частью вызваны необходимостью урезонить неуместную (направленную не в нужном направлении) ревность учеников и переключить их внимание ИМЕННО на то, о чем Он и говорит им здесь – о крещении Духом Святым и важности этого дела для проповеди Евангелия.
Поэтому, имеющую место резкость Христа, выраженную в резких словах «не ваше дело…», отчасти, можно отнести к Его сильному желанию поскорее развернуть их от не того, что нужно им, ИМЕННО в данный момент (период) времени (Он учит их о том, что им нужна сила для благовестия и, что без нее они ВООБЩЕ не смогут благовествовать и, ДАЖЕ  ВООБЩЕ «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца», о чем Он, перед этим сказал им Деян 1:4…, пока не получите силу (!!!)), а их мысли «витают в облаках»… они, образно говоря, - «спят и видят» Царство Божье на земле. Они очень невнимательны и торопливы, в данном случае, и Бог стремится акцентировать их внимание, возможно, и резкими словами, адекватными их торопливости, говоря – «не ваше дело» (то, чего вы сейчас хотите), но ваше дело сейчас получить Дух Святой (принять Его силу) и идти благовествовать по всей земле, даже до самых ее краев (понятно, что речь идет даже и о благовести в наши дни). 

Некоторую схожую резкость в словах Христа (отчасти, указывающую даже, как бы и на некоторое Его, возможное нетерпение…, по крайней мере, так можно понять) можно увидеть вот здесь: «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего» (Лк 9:41).
Независимо от того, кому конкретно были сказаны выделенные курсивом слова (о чем до сих спор спорят толкователи Писания), это может иметь некую аналогию по отношению к рассматриваемому нами месту (Деян 1:7)…, не так ли?

При этом, таки целых 9 раз (из 13-ти) используется такое словосочетание, которое позволяет понять сказанное Господом, как, типа - не вам знать времена и сроки…, но, возможно, другим (сравнить, - «не им самим, а нам служило то…» 1Пет 1:12, хотя здесь и говорится несколько о другом). Можно понимать и так, что Господь, как бы, говорит ученикам, - у вас сейчас есть намного более важная задача, чем знать времена или сроки, - крещение Духом Святым (чтобы иметь силу для проповеди).
Естественно, что наличие, в одном из 13-ти переводов, сочетания «Вы не можете знать», является некоторым серьезным препятствием к тому, чтобы более однозначно стать на твердую позицию этих 9-ти одинаковых переводов (хотя это, всего лишь, одно место, - против девяти… и, даже, - против двенадцати мест, которые не содержат в себе такой категоричности – «не можете»).
При этом, опять таки, у нас нет оснований полагать, что эти слова - «Вы не можете знать»,   нельзя понимать так – «вы не можете…, но смогут другие…, в свое время, когда для этого будет необходимость и возможность».

Итак, первый твердый и однозначный вывод, который мы уверенно можем сделать, рассматривая все 13-ть переводов, - у нас нет оснований утверждать, что в месте Деян 1:7, якобы, однозначно говорится о том, что верующим невозможно, нельзя и не стоит знать и пытаться понять те или другие сроки ожидаемых событий, а также, пытаться анализировать их обстоятельства.
То есть, невозможно однозначно исключать того, что в этом месте Господь хотел бы дать понять ученикам (но, прямо, именно так не счел возможным и целесообразным говорить), что это для них самих (конкретно, именно для них самих…., лично для каждого из них) неважно знать время прихода Царства Божьего на землю (и это даже не их дело), так как оно (ЦБ) придет намного позднее, во время жизни других (хотя и, я повторяюсь, Господь прямо так не сказал… о причинах этого, можно предполагать с достаточной ясностью, – чтобы во все века народ Божий бодрствовал и не расслаблялся в ожидании возвращения Господина).
Нечто подобное услышал и Даниил в ответ на свой вопрос:
«Я слышал это, но не понял, и потому сказал: `господин мой! что же после этого будет?' И отвечал он: `иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (обращаю внимание на то, что, эти слова не вообще запечатаны, так, что никто вовеки не узнает, но… до последнего времени. Как бы, оставляя надежду, что в последнее время, возможно (возможно!!!), печать будет снята…, то есть, по вопросу Даниила, кое-что, может быть, и будет открыто…, но не сейчас… и не ему, а когда придет последнее время). 

Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (снова обращаю внимание – кое-какие сроки Бог таки дает Даниилу и нам вместе с ним. При этом, Бог внятно говорит, что в этих словах (и в словах об указанных сроках, тоже) есть нечто важное, что смогут уразуметь только мудрые (!)..., но не сейчас, а в будущем.
А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней'» (Дан 12:8-13) (то есть, типа – лично тебя Данил это УЖЕ не касается… (не будет касаться). Ты свое дело сделал (или сделаешь), потом будешь отдыхать спокойно и будешь поднят (восстанешь), когда придет время (Бог не позволит тебе «проспать»… не переживай, а что будет после того, - ты сам увидишь). Так что, указанные здесь сроки (ну…, указано же самим Богом - 1290 и 1335 дней), по сути, озвучены вовсе не для Даниила (ему это абсолютно не нужно… он это НИКАК не сможет использовать…, он в это время, либо еще будет в покое, либо уже будет с Господом и получит предназначенное ему. И об этом уже Сам Господь позаботится, без активного участия Данила, который ДО ЭТОГО (еще раз повторю) уже будет все это время находиться в покое и диавол УЖЕ никак не сможет ему повредить (в отличие от нас)). 
Но, ведь для кого-то эти сроки таки указаны!!! Для кого же, если не для нас, ныне читающих Писание (живущих в это самое последнее время, когда ВАЖНО будет знать об этих 1290 и 1335 днях (а также, и о других сроках и обстоятельствах) и, когда мудрые смогут почерпнуть отсюда нечто полезное). Значит, мы, как-то, сможем это  использовать… Коль уже Писание о чем-то говорит, значит сказанное человек сможет как-то использовать – Бог ведь не терпит пустословия и Сам НИКОГДА не пустословит. Мы, конечно, можем не обращать внимания на некоторые места Писания, в частности, и на указанные здесь сроки (мы свободны в этом, даже будучи рабами Божьими). Но будет ли это хорошо в глазах Божьих? Не думаю… Ведь «все Писание богодухновенно и полезно»…, абсолютно ВСЕ, без исключения. И наше пренебрежение тем ими другим его местом, вряд ли будет угодно Богу, так как это, по сути, будет пренебрежением Самим, сказавшим эти слова Писания).
При этом, Писание содержит множество и других пророчеств, которые, в те дни, относились к будущему. И в этих пророчествах также звучат определенные времена и сроки (в абсолютной или в относительной форме – не так уже и важно…, при этом, вне сомнений, и эти сроки Отец тоже положил в Своей власти – все ведь от Него), поэтому, мы и не можем пренебрегать написанными в Писании сроками, временами и обстоятельствами, но должны, как-то их использовать (раз они нам оставлены Богом). Например, для тех, кто будет жить непосредственно в это время, знание и понимание того, что от «времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней…» (и т.д.), это вполне может послужить добрую службу. Разве нет? Также и живущим непосредственно в преддверии этих событий (может быть и нам), это знание может быть полезно… (думаю, большая проблема заключается в том, что большинство евангельских верующих могут думать, что они однозначно избегут великой скорби (поэтому и события последнего времени их предметно не интересуют, хотя и написано - Отрк1:3)…, но это еще большой вопрос. И, возможно, вовсе не напрасно Господь уделил в Писании так много времени этим событиям – книга Откровение и многие места Ветхого Завета).
И пророки Ветхого Завета рассчитывали (соображали) сроки еще предстоящих событий и использовали результаты этих расчетов на практике (и в Писании не говорится, что Бог гневался на них за это). Например: «в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал…». (Дан 9:2-4). О чем молился Даниил, мы помним, - он просил Господа простить Израиль и возвратить его на прежнее место жительства. И Бог не разгневался на Даниила за такое дело, но, наоборот - ответил на его молитву, послав Ангела, Который дал Даниилу (а с ним и нам) еще и другие конкретные познания о сроках и временах, и обстоятельствах (в том числе, и о далеком будущем), которые Отец также положил в Своей власти (см. книга Даниила, главы 9-12). 
Как мы уже и касались этого, -  книга Даниила, в частности (а также, многие другие книги ВЗ) содержит частые упоминания о событиях далекого будущего, которые не имели никакого особого смысла для живущих в то время, когда были произносимы эти пророчества. Значит, Богу было угодно, чтобы о будущем знали те, кто будет жить именно во время этого будущего…, то есть - мы. 
При этом, ради объективности, мы не можем упускать из виду наличие в Писании ряда мест, нижеприведенного содержания:
«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец...» (Мк. 13:32)  (акцентирую внимание, что сказано, именно о «дне» и «часе»…, но не о годе или столетии. Кроме того, сказано, именно «не знает»…, то есть, речь идет о конкретном знании (задолго заранее) конкретной даты (уместно заметить, что, например, Даниил, тоже не имел конкретного знания об определенной дате…, но, пользуясь текстами Писания, сумел «сообразить» сроки – об этом ниже по тексту).
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте...» (Мк 13:33-37) (те, к кому это говорилось, на самом деле, понятия не имели, когда это время наступит…, когда придет хозяин дома (как не имеем и мы… в достаточной полноте, хотя и отчасти, можно согласиться с тем, что у нас теперь НАМНОГО больше знания и понимания об этом (в том числе, и о возможных предполагаемых сроках,  чем у живущих ранее наших братьев (они и мечтать об этом не могли, даже и предположительно), и это потому, что мы видим многие признаки крайне близкого конца, а они еще не имели возможности видеть эти признаки. Кстати, об этих признаках нам говорит само Писание (это не плод наших фантазий). А мы знаем, что всякое слово Писания написано нам не просто ради «красного словца», - Богу ведь нет никакой нужды, как бы, кичиться перед нами Своей осведомленностью в будущих событиях. Все, что Он доносит до нас через слово Писания, – нам на пользу, чтобы мы могли в той или иной степени, им руководствоваться.
При этом, в рассматриваемом здесь месте, Господь ставит акцент на слове «бодрствуйте». Другой акцент, поставленный Господом - «а что вам говорю, говорю всем», - может указывать на то, что не в каждом случае, сказанные Им слова относятся АБСОЛЮТНО ко всем читающим их. И мы знаем, что это так…, например, Мк 16:17 - относится, как бы, ко всем уверовавшим. Но, например, - все ли говорят языками, на самом деле? Не, не все, и Писание это подтверждает  – см. 1Кор 12:30).  Поэтому важно каждое место Писания, прежде всего, рассматривать в контексте сказанного, сообразуя с другими местами и общим контекстом Писания.
В данном же конкретном рассматриваемом случае (данном контексте), ясно уточняется, что необходимость БОДРСТВОВАТЬ относится АБСОЛЮТНО ко всем (ни живущие ранее, ни мы, в точности, не знаем день и час предстоящих событий…, хотя (повторюсь), мы знаем об этом НАМНОГО больше, чем живущие ранее, имея возможность рассуждать, сравнивая УЖЕ состоявшееся, с признаками, указанными в Писании. И это нам дано от Бога, через Священное Писание).

Наличие же многих мест Писания, где указаны сроки и обстоятельства, тем более, не может давать нам основания пренебрегать словами Божьими. Да и здравый смысл нам подсказывает, что если написано, например, - «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней»…, то, наверное, для того, чтобы человек мог достичь этого блаженства, лучше, если он будет знать об этих сроках…, не так ли? А если это знание, как бы, и неважно, то зачем об этом написано в Писании??? Думаю, не стоит исключать и такой ответ, – чтобы человек мог это использовать…., когда придет время.
А если знать и рассуждать о событиях последнего времени (их обстоятельствах, последовательности и т.д.) нам не нужно, то для чего тогда написано в отношении книги Откровения: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр 1:3) (слово «соблюдающие» в некоторых других переводах звучит как – «бережно хранит их» (пророчества этой книги), в украинском переводе - «бережуть написане в ньому»).

Подытоживая результаты рассмотрения, думаю, стоит согласиться с тем, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет 1:20). И упускать из виду любое слово Писания, сказанное Духом Святым, будет, как минимум, серьезной нашей ошибкой.