Урок 1 Вопросы, которые ставит перед нами жизнь Печать
Человеку свойственно задавать вопросы. В чем смысл жизни? Открывается ли Бог человеку и как? Какое место нам определено в промысле Божьем? Можем ли мы вступить в личное общение с Господом через молитву? Можно ли надеяться на жизнь после смерти? Что есть непростительный грех? Почему Бог допускает страдания в нашей жизни? Почему Бог пришел в мир в человеческом обличии? Каково наше будущее? Будет ли конец войнам? Существует ли вечная жизнь и небеса? Какой будет жизнь на небесах? Существуют ли на самом деле сатана и ад? Будет ли Второе пришествие Христа?

В Библии мы можем найти ответ на все эти вопросы. В первом и последующих уроках серии «Новая жизнь» вы получите ответы не только на эти, но и на другие жизненно важные вопросы.

 

Христос и наша жизнь

 

На одном из богослужений проповедник говорил на тему «Почему я верую во Христа». После богослужения в дверь его кабинета постучали. Открыв дверь, пастор увидел хорошо одетого молодого человека.

— Чем могу помочь?

— спросил проповедник.

— Мне понравилась ваша проповедь,

— ответил молодой человек.

— Но, рассказывая об Иисусе, вы опирались только на Библию. Если Иисус действительно жил на нашей земле, почему о Нем умалчивает история?

— Резонный вопрос,

— ответил пастор.

— Но история также говорит нам об Иисусе Христе.

— Мне хотелось бы убедиться в этом самому,

— сказал молодой человек.

— Ну что же, вот письмо 97 из десятой книги «Писем» Плиния Младшего. Плиний Младший был проконсулом Вифании, одной из провинций древней Малой Азии. В своих посланиях Траяну, римскому императору, он рассказывал о примечательных событиях, происходивших в его провинции. Посмотрите, здесь, например, он спрашивает совета относительно новой секты — христиан. Он рассказывает об их быстром росте и о том, что они поют гимны, сочиненные в честь их учителя Христа. Письмо было написано около 110 г. н.э. В Первом послании Петра (1:1) мы читаем, что Евангелие действительно проповедовалось в Вифании, что во времена апостолов в этих провинциях существовало множество христианских общин. Письмо Плиния является историческим подтверждением существования человека, которого звали Христос, и свидетельствует о том служении, которое несли Его ученики, проповедуя благую весть.

Заинтересовавшись, молодой человек попросил продолжить рассказ.

Проповедник увлеченно продолжал.

— Есть и еще один историк, современник Плиния. Это Тацит. В своих «Анналах» (книга 15, глава 14) он рассказывает о ненависти императора Траяна к христианам и о гонениях, которые он возвел на них после сожжения Рима. Тацит объясняет, что свое название христиане получили по имени Христа. Он упоминает также, что родоначальник христианской религии Иисус Христос был предан казни прокуратором Иудеи Понтием Пилатом в правление императора Тиберия.

— Пастор, я никогда не слышал, что эти события происходили на самом деле!

— воскликнул молодой человек.

— Раз уж мы заговорили об этом,

— добавил проповедник,

— я хочу обратить ваше внимание на книгу Цельса, написанную около 180 г. н.э. Книга направлена против христианства, а это значит, что к тому времени оно стало силой, с которой уже приходилось считаться. Если же и это не может убедить вас до конца, то не забывайте и свидетельства Евангелий, которые являются настолько же историческими по своему содержанию, как и любая из этих светских книг.

— У меня больше нет сомнений,

— воскликнул молодой человек,

— Иисус Христос должен был существовать! И священная, и светская история доказывают нам, что Иисус действительно жил на нашей земле как человек.

 

1. Когда Бог воплотился в человека

 

Иисус был не просто человеком, Он был Богом, Бого-Человеком. Но как мог Божий Сын прийти на землю во плоти человеческой? Об этой тайне благочестия в Библии сказано: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Поэтому, чтобы узнать, кто есть Бог, мы должны обратиться к Иисусу Христу.

Однажды ученики беседовали с Иисусом о Боге Отце. Один из них, Филипп, говорит Ему: «Покажи нам Отца!» Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: “покажи нам Отца?”» (Ин. 14:8,9).

Библия открывает нам Иисуса Христа как подлинный образ Отца. Иисус, Сын Божий, говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).

Мы лучше сможем понять Бога, если будем знать, что Иисус есть Бог, единый с Отцом.

 

2. Христос существовал вечно

 

Есть вещи, которые мы можем не знать. Но мы можем знать все, что открывает Бог.

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).

Откуда берет Свое начало Бог? Библия отвечает нам, что Бог был всегда: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:3).

Библия открывается словами: «В начале сотворил Бог...» (Быт. 1:1).

Интересно отметить, что в еврейском языке для обозначения понятия «Бог» в Книге Бытия используется слово «Элохим»— форма множественного числа. Это указывает на то, что с самого начала Бог Отец не был один.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1:1—3,14).

Неразрывна была связь между Отцом и Сыном, и Иисус был воплощен в человека Тем, Кто словом создал миры. Библия говорит о Христе: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано» (Кол. 1:15,16).

Иисус был вместе со Своим Отцом и до сотворения (см. Ин. 1:3). Сын Божий был всегда.

То, что Отец и Сын существовали едино и вечно, отмечено и в Послании к Евреям, где Бог говорит о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты» (1:8).

В своей последней молитве, перед тем, как быть распятым, Христос говорит, что никогда не нарушалось Его единство с Отцом: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5).

 

3. Пророчества о Христе

 

И Ветхий Завет, и Новый являют миру Христа.

В Книге Даниила мы можем найти свидетельства о том, что и в ветхозаветные времена Сын Божий являлся людям. Даниил пишет, что Навуходоносор, языческий царь древнего Вавилона, увидел «подобного Сыну Божьему» с тремя отроками в пылающей печи: «Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен Сыну Божию» (Дан. 3:25).

Всякому, кто тщательно исследует Ветхий Завет, постепенно открывается образ грядущего Мессии. Само слово «мессия» в Ветхом Завете имеет то же значение, что и «Христос» — в Новом Завете (см. Ин. 1:41; 4:25). Таким образом, Иисус Христос и есть тот Мессия, о котором пророчествует Ветхий Завет.

А таких пророчеств в Ветхом Завете очень много. Написанные за тысячи лет до рождения Христа, они предсказали главные события Нового Завета: рождение, жизнь, смерть и воскресение, а также грядущее Царство Иисуса Христа. В Новом Завете упоминается более 300 ветхозаветных пророчеств о Христе.

Уже в начале земного служения Христа народ, сравнивая Его жизнь с пророчествами Ветхого Завета, пришел к заключению: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45).

Явившись людям, наш Спаситель ссылается на пророчества, чтобы убедить, что Он есть истинный Бог. Зачитав стихи из пророчества Ветхого Завета, Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21).

Сразу после воскресения Он указал двум Своим ученикам на исполнение пророчеств.

«Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:25,27).

Давайте обратимся к некоторым пророчествам, которые были исполнены в жизни Иисуса и о которых говорится в Новом Завете.

 

4. Жизнь Христа — исполнение пророчеств

 

Место рождения

Ветхозаветное пророчество: «И ты, Вифлеем — Ефрафа... из тебя произойдет Мне Тот, Который дол­жен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5:2). Новозаветное исполнение: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:1).

 

Непорочное зачатие

Ветхозаветное пророчество: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Емма­нуил» (Ис. 7:14). Новозаветное исполнение: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20). Читайте также Мф.1:18—23.

 

Иудейское происхождение

Ветхозаветное пророчество: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Новозаветное исполнение: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр. 7:14).

 

Отвержение Его людьми

Ветхозаветное пророчество: «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3). Новозаветное исполнение: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).

 

Предательство

Ветхозаветное пророчество: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10; также 54:14,15). Новозаветное исполнение: «Иисус отвечал: [предаст меня] тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13:26).

 

Плата за предательство

Ветхозаветное пророчество: «Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою... и они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников» (Зах. 11:12). Новозаветное исполнение: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников» (Мф. 26:14,15).

 

Смерть на кресте

Ветхозаветное пророчество: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17). Новозаветное исполнение: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его...» (Лк. 23:33). В книге псалмов и Книге Исаии (2 и 53 главы соответственно) мы находим пророчества, в деталях изображающие гонения на Христа и Его смерть от рук тех, кого Он пришел спасти.

 

Невозможность погребения

Ветхозаветное пророчество: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). Новозаветное исполнение: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31)

Жизнь Христа является исполнением пророчеств. В Ветхом Завете многое предсказано о Его жизни. В Новом Завете описано, как исполнялись эти пророчества.

Только в жизни Иисуса Христа нашли свое воплощение все мельчайшие подробности пророчеств о грядущем Мессии. Это подтверждает, что Он был истинным Мессией.

Ученики Иисуса были свидетелями того, как все предсказания исполнились в Его рождении, жизни, служении, смерти, воскресении и вознесении. Их жизнь была тесно связана с Его жизнью, они видели и Его кончину на Голгофе. Но самым неопровержимым доказательством того, что Иисус Христос — Сын Божий, была для них именно та точность, с какой ветхозаветные пророки предсказали все ключевые события Его жизни. Библия рассказывает, как один из учеников Иисуса «опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:28).

Имея такие свидетельства, которые дают нам и Ветхий, и Новый Заветы, как можем мы сомневаться в том, что Иисус Христос есть Бог?

 

5. Бог, Христос и наша жизнь

 

Говоря о воздействии Христа на жизнь человека, один писатель заметил: «Не будет преувеличением сказать, что все армии, когда-либо маршировавшие, все суда, когда-либо плававшие, и самолеты, когда-либо летавшие, все парламенты, когда-либо заседавшие, и все короли, когда-либо правившие,— все это вместе взятое не оказало на человечество такого воздействия, как эта одна единственная Жизнь».

Вот вам такой пример. Через широкую реку был перекинут мост, по которому часто ходили поезда. В обязанности стрелочника входило готовить пути для прохода составов.

Однажды вечером, когда наступили сумерки, через мост, согласно расписанию, должен был пройти пассажирский поезд. За несколько минут до его появления стрелочник, как всегда, проверял предохранительные замки. С ужасом он увидел, что они были сломаны. Он уже слышал, как приближается поезд. Что он мог сделать, чтобы спасти людей от катастрофы? Стрелочник всей тяжестью своего тела навалился на предохранительное устройство, и теперь жизнь сотен людей зависела только от него.

И в тот самый момент, когда раздался гудок приближающегося поезда, он услышал крик, который заставил замереть его сердце. В сумерках его разыскивал трехлетний сынишка: «Папочка, где ты?» Оцепенев от ужаса, отец видел, как его единственный ребенок идет навстречу несущемуся поезду.

Как быть? Отпустить предохранитель и броситься спасать своего сына или пожертвовать любимым ребенком ради сотен людей, которые не подозревают о надвигающейся опасности? Он сделал свой выбор. Поезд пронесся над темными водами, и никто не узнал, какую жертву принес любящий отец.

Небесный Отец видел, что наш мир, погрязший в грехе, идет к полному разрушению. Он знал, что у него есть выбор: отдать Своего любимого Сына, чтобы спасти людей от разрушения и смерти, или спасти Его ценой полного и окончательного падения мира. Как поступил Господь? Любя, он сделал единственно возможный для Него выбор.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Бог отдал Сына Своего миру — тебе и мне. Иисус пришел в этот мир, чтобы страдать с нами и спасти нас. Он зовет меня, Он призывает тебя принять Его, как самого близкого Друга, как своего Спасителя. Он призывает каждого из нас прийти к достойной человека жизни и насладиться ею.

«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28—30).

 

Как ответишь ты на этот милосердный призыв Иисуса?