Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библейские уроки Новая жизнь Урок 22 Крещение Христа и наше крещение
Урок 22 Крещение Христа и наше крещение PDF Печать Email
Перед тем, как вознестись на небеса, Иисус доверил Своим ученикам великое дело:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20).

Эти слова Иисуса, обращенные к Его ученикам, полностью раскрывают смысл и значение библейского крещения. Христос завещал нам соблюдать все Его заповеди и принять крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

 

1. Для чего Иисус принял крещение?

 

Иисус не только призывал народы к крещению, но и Сам принял его, явив этим добрый пример.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13–17).

Крещение символизирует смывание с себя всякого греха. Апостол Петр призывал:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Вода – это символ очистительной силы святой крови Господа нашего Иисуса Христа, обновляющей человеческое сердце.

Для чего же, в таком случае, принял крещение Сам Иисус? Его крещение не было крещением покаяния, которому предшествовало исповедание грехов, ибо Он не знал греха (см. 2 Кор. 5:21). И тем не менее Он просил о крещении. Почему? Ответ мы находим в словах Иисуса, обращенных к Иоанну: «Так надлежит нам исполнить всякую правду».

Крещение не было необходимостью для Христа. Безгрешному, Ему не нужно было избавляться от греха. Ему не нужно было и покаяние. Наш Святой Спаситель принял крещение для того, чтобы стать равным с грешниками. Он стал примером для нас. Он указал нам путь, по которому идти.

Слова Господа «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» говорят, что Господь ждет от нас искреннего послушания. Как может любящий Христа отказаться от следования Ему в исполнении всякой правды?

Итак, для чего Иисус принял крещение? Его великой миссией было исполнить праведностью Своей всех заблудших.

«Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Обрести праведность перед Богом заблудший человек может только через искупительную смерть Христа и Его воскресение. Крещение наилучшим образом символизирует это чудесное рождение свыше.

 

2. Следует ли нам принимать крещение?

 

Говоря о том, что сделал Иисус для нашего спасения, мы должны назвать три великих деяния:

«Что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3, 4).

Своей смертью, погребением и воскресением Христос сделал возможным наше спасение. Он умер за наши грехи и воскрес, чтобы дать нам новую праведную жизнь.

Крещение символизирует смерть, погребение и воскресение Христа. Оно – символ нашего участия в Его смерти и воскресении.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3, 4).

Крещение означает смерть и погребение прежнего человека, отягощенного грехом, и воскресение его для обновленной жизни во Христе. Человек обретает спасение, если принимает крещение как символ личного переживания всех трех деяний Христа.

Три действия акта крещения олицетворяют три ступени духовного переживания. Крещаемый погружается в воду в позе усопшего; происходит погребение тела, глаза закрыты, дыхание остановлено. Затем крещаемый поднимается из своей вод­ной могилы, наполнив грудь новым дыханием жизни. Иисус умер за наши грехи, и этой искупительной жертвы было достаточно для нашего спасения. Но высокая значимость каждого отдельного крещения никогда не потеряет смысла, ибо в этот момент душа возвышается, следуя за Христом к Его смерти, погребению и воскресению.

Что значит умереть вместе со Христом? Ответ мы находим в Послании апостола Павла:

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6).

Это значит, что мы принимаем Христа как личного Избавителя. Он взял на себя наши грехи, и они умерли с Его смертью. Таким образом для нас умерла, исчезла всякая возможность неправедного выбора. Христос вычеркнул из нашей жизни все, что противно Его воле.

Так, приняв крещение, мы свидетельствуем о том, что единственным нашим устремлением становится новая жизнь, жизнь, посвященная Господу.

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

 

3. Почему крещение должно происходить путем полного погружения?

 

Полностью осознав смысл крещения, мы без затруднений признаем и форму, в которую оно облекается. Смерть требует погребения. Ее олицетворением становится полное погружение в водную могилу.

Вспомним, наш Спаситель не был крещен окроплением. Он крестился в Иордане полным погружением.

«А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23).

Священный этот обряд требует «много воды». Он потерял бы всякий смысл, если бы принял форму кропления водой тела или головы крещаемого.

Обратившись к истории церкви, мы обнаружим, что крещение путем погружения в воду было важным обрядом ранней христианской церкви. О таком крещении, проводившемся во втором и третьем веках, свидетельствует авторитетный источник «Отцы доникейской церкви». Баптистерии, то есть помещения для крещения погружением в воду, можно найти во многих церквах Европы и Азии, возведение которых относится к IV–XIV векам. Реформатор церкви Жан Кальвин в своей книге «Наставления в христианской вере» утверждал: «Само слово “baptize” означает в переводе с греческого полное погружение в воду. И нет никаких сомнений, что именно такая форма крещения была принята в ранней церкви».

В течение первых тринадцати столетий почти повсеместно распространенной формой крещения была та, о которой мы читаем в Новом Завете.

Только в 1311 году на Равеннском соборе кропление водой было признано равнозначным погружению. Есть достоверные источники, указывающие, что до того времени римско-католическая церковь проводила крещение погружением. Кардинал Пуллен писал в двенадцатом веке: «Вхождение крещаемого в воду указывает на смерть Христа; полное его погружение в воду – на погребение Иисуса; когда же крещаемый поднимается из воды, этим провозглашается воскресение Христа».

Почему же предпочтение было отдано окроплению или обливанию?

Объяснение очень простое. Кроется оно в греховной природе человека, в его любви к комфорту, удобству, в его лености. Окропление требует меньших усилий, более удобно. Дьявол вновь увел человека с пути истины, удалив его от Творца, от Божественных заповедей.

Итак, что же нам выбрать: большее удобство или пример Иисуса? Думается, на этот вопрос ответить теперь будет нетрудно.

 

4. Следует ли крестить детей?

 

Прежде чем принять крещение, человек должен узнать, что есть спасение и какой путь ведет к нему. «Итак идите, научите все народы, крестя их» (Мф. 28:19).

Во-вторых, человек должен принять истину в Иисусе, он должен уверовать. Когда евнух спросил Филиппа, можно ли ему креститься, апостол ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8:37).

Третьим шагом к крещению является покаяние. Проповедуя в день Пятидесятницы, Петр призвал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). Покаявшись и исповедав свои грехи, мы очищаемся от них силой Иисуса Христа (1 Ин. 1:9).

Родители обязаны воспитывать детей своих в духе почитания Господа. Со всей верой должны они учить их библейским истинам и быть для них святым примером. Только так нужно готовить детей к будущему крещению.

В Библии мало говорится о детях, которые умирают в таком возрасте, когда они еще не в состоянии увидеть во Христе своего личного Спасителя от греха и принять крещение. Исследуя Библию, мы узнаем, что в царстве Божьем среди спасенных обязательно будут и дети.

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6).

Мы можем доверить будущее наших детей Спасителю, сказавшему:

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).

 

5. В чем заключается значение крещения?

 

Однажды к Иисусу пришел Никодим, один из начальников иудейских, и Христос сказал ему:

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Никодим не понял смысла этих слов. Как может уже взрослый человек родиться заново? Иисус объяснил ему:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

«Родиться от воды» – значит креститься, «родиться от Духа» – значит полностью преобразиться сердцем и разумом. Всякий, рождающийся свыше, переживает эти чудесные изменения.

Водное крещение есть наглядный символ внутреннего изменения. Церковь крестит верующего в свидетельство того, что Святой Дух уже начал преображение человека.

Кто-то может возразить: «Так ли уж необходимо креститься?» Библия отвечает на это словами Самого Иисуса Христа:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16).

Иисус заповедовал Своим ученикам: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Помня слова своего Учителя, к этому же призывал и апостол Петр в день Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). Петр «велел... креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10:48) тем жителям Кесарии, которые приняли Благую весть.

Искренне верующий в Иисуса всем сердцем будет стремиться к крещению. Для примера вспомним Савла Тарсянина, который, приняв Христа, прозрел и крестился (Деян. 8:18). Подробно описано в Библии и крещение евнуха Ефиоплянина (Деян. 8:26–40).

Апостол Филипп, ведомый Святым Духом, обратился к Ефиоплянину, вельможе Кандакии, возвращавшемуся из Иерусалима. Тот пригласил Филиппа в свою колесницу. Апостол услышал, что Ефиоплянин читает пятьдесят третью главу из Книги Исаии, где пророчествуется об Иисусе Христе:

«Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). Филипп понял, что перед ним человек достойный, который в сердце своем уже принял Спасителя.

Обратимся непосредственно к тексту Священного Писания: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян. 8:36–39).

Как мы видим, обязательным условием крещения была безоговорочная вера в Иисуса, Сына Божия. Для крещения евнух и апостол вошли в воду, в которую Ефиоплянин и был погружен. Это крещение было первым его шагом на пути к Царству Божьему. Запомним слова Иисуса:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

 

6. Обречены ли некрещеные?

 

Разбойник на кресте не успел принять крещения, но Иисус сказал ему, что тот вступит в Его Царство. Для тех, кто, подобно разбойнику на кресте, не может физически принять водное крещение погружением, достаточно крещения Иисуса.

Распятый разбойник «родился от Духа». Он принял Иисуса как Господа своей жизни. Однако для него не было никакой возможности сойти с креста и погрузиться в воду в знак преображения своего сердца. Только одно оставалось ему: умирая, он исповедовал веру в спасение через Иисуса. И Иисус принял это исповедание.

Распятый разбойник так никогда и не смог прийти в церковь, не смог принять крещения, участвовать в Вечере Господней, не смог принести десятины или своего приношения. Но Христос обещал ему вечную жизнь в Своем Царстве. Какой триумф веры! Всякий человек, где бы он ни находился, может обрести спасение, если только он будет веровать. Трудно, наверное, представить себе ситуацию, в которой человек чувствовал бы большее отчаяние, чем разбойник на кресте. И всего за несколько часов он смог обрести Христа.

Иисус Христос наделяет Своею любовью не тайно. Он открыто исповедал Свою любовь к нам, умерев вместо нас. И наша искренняя, полная преданность Христу будет засвидетельствована крещением – открытым исповеданием веры в Сына Божьего.

Поступаем ли мы так, как поступал Иисус? Начали ли мы новую жизнь во Христе? Приняли ли мы крещение? «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян. 22:16).