Приложение: принципы толкования Библии Печать

1. Общие принципы.

1. Святое Писание - Библия - дано через Духа Святого, и потому только Дух Святой есть единый и верный его толкователь, и руководитель в предметах веры. (2Петр. 1:21; 2Тим. 3:16,17; Иоан. 10:35)

2. Всякий текст в Библии, относящийся к нравственному долгу человека, должен быть в гармонии с Божиим учредительным законом - Десятисловием. (Исх. 20:1-17; 24:12; Ис. 8:20)

3. Тексты Библии, относящиеся к светскому и священному времени, должны также быть в согласии с заповедью о субботе и с Десятисловием; это значит, что есть один день освященный, а остальные даны в распоряжение человеку. (Исх. 20:8-11; 16:4,5,21; Римл. 14:5,6).

4. Каждый текст в Писании, относящийся к плану спасения, должны согласовываться с евангелием спасения через веру во Христа, благодатью, а не ради дел. (Римл. 1:16,17; Ефес. 2:5-9; Галат. 1:6-9;)

5. Ни один текст Писания не должен быть истолкован противоречиво ясному учению других текстов, относящихся к тому же самому предмету веры. (4Цар. 24:1; 1Кор. 21:1; 2Петр. 3,15,16)

6. Слова часто имеют более чем одно значение. То же самое и слова в Писании имеют часто несколько значений. "День" в Писании иногда означает светлую часть суток, иногда - целые сутки, иногда же может значить неопределенное время (Быт.1:5; Иоан.8:56).

"Суббота" может означать седьмой день недели, или годовой день покоя, или же седьмой год (Исх. 20:10; Лев. 23:24; 25:4).

"Завет" не всегда значит одно и то же (Быт. 17:10,11; Исх. 24:8; Втор. 4:12,13). Так как слова имеют часто более чем одно значение, то содержание предложения должно определить точное значение слова.


2. Буквальный и образный язык Библии.

1. Бог открыл свою волю человеку в Библии и изложил ее языком доступным пониманию; если бы это было не так, то откровение не достигло бы своей цели. (2Тим. 3:15,16; Лук. 24:44,45)

2. Всеми признан тот принцип, что язык, которым написаны указы, заповеди и закон, имеет буквальное значение. (Исх.20:3-17)

3. Так как история есть запись происходивших событий, то язык истории в общем буквален (Быт. 1:2,6-8; Исх. 12:16).

4. Бог иногда употребляет подобия и притчи для пояснения своей воли человеку (Ос. 12:10; Матф. 13:3,34).

5. Но буквальный язык употребляется для пояснения этих образов:

а) олицетворения: дерева говорящие означают говорящих людей (Суд. 9:9-12; Матф. 13:3-9,18-23;)

б) притчи: СЕЯТЕЛЬ И СЕМЯ, УЧИТЕЛЬ И СЛОВО и т.д.

в) аллегория: рабыня и свободная изображают находящихся в рабстве и на свободе. (Галат. 4:21-23).

6. Язык некоторых пророчеств буквален, следующее ниже будет примером этому:

а) падение и разрушение Вавилона (Ис.13:1-5,17-22)

б) падение Египта (Иезек.29:2,9-11,15)

в) разрушение Иерусалима (Мих.3:9-12)

г) пророчество нашего Господа, записанное в Евангелии (Матф.24 гл.) буквально.

7. Библия сама дает пояснения символам, которые встречаются в пророчестве.

8. Притчи и образная речь объясняются буквальными символами, которые относятся и поясняют данный предмет. (Марк.4:2-20)

9. Ни одно учение Библии не основано на одной притче или на одном отдельном тексте; все важные библейские истины изложены ясно и простыми словами (Ис.28:9-13).


3. Объяснение символической речи.

1. Следующее будет иллюстрировать, как символы употреблены для учения важных истин:

а) ветры означают войну и борьбу (Иерем. 25:32,33; 49:36,37);

б) море и воды символизируют людей и народы (Откр.17:15; Иерем.51:42);

в) реки символизируют те царства, через которые они протекают (Ис.8:7,8);

г) высыхание реки означает потерю территории посредством войны или другим способом (Откр.16:12).

2. Звери часто употребляются в пророчествах как символы таким образом:

а) зверь иногда означает гражданскую власть или земную власть (Дан.7:17,23; Иерем.50:17)

б) зверь также изображает церковную власть (Откр.13:1-10)

в) роги также означают гражданскую или духовную власть (Дан.7:7,8,23-25).

3. Иногда один и тот же символ может иметь более чем одно значение:

а) дерево может означать царя (Дан. 4:20-26), дерево может означать и царство (Иезек. 31:3), и церковь;

б) гора иногда символизирует царство (Иерем. 51:24,25) или препятствие или затруднения (Зах.4:7; Матф.21:21; Ис.40:3,4);

в) лев изображает иногда царство (Иерем.50:17). Христос называется "лев из колена Иудина" (Откр.5:5);

г) день означает год (Иезек.4:6); один день у Господа, как 1000 лет (2Петр.3:8).

4. Значение символа определяется содержанием, и истолкование буквально должно иметь здравый смысл и быть в гармонии со всеми остальными частями святого Писания.

5. В одном и том же пророчестве может встретиться и символическая, и буквальная речь:

а) истукан, гора и камень (Дан.2:35) - символы, между тем как "вся земля" - буквальная речь.

б) звери в Дан. 7:2-8,11,12 - символы, между тем описание сцены суда в ст. 9-10 - буквальное;

в) кони в первых четырех печатях в Откр.6:1-8 - символы, но знамения, о которых говорится в ст. 12-17 - буквальные;

г) дракон и зверь в Откр. 16:13 - символы, а цари в ст. 12 - буквальные.

6. Когда звери употребляются как символы, они никогда не изображают царства уже прошедшие, а только те царства, которые существуют и будут существовать еще после времени, в котором дается пророчество. Например:

а) лев был символом Вавилона (Дан. 7:2-4; 17), между тем как другие звери изображали последовавшие ему царства.

б) дракон с семью головами и десятью рогами был символом языческого Рима в то время, когда Иоанн видел это видение, между тем как зверь в Откр. 13:1-10 изображал папский Рим, который последовал языческому Риму. Фактически вся книга "Откровение" относится к событиям со дней Иоанна и до конца (Откр.1:1,3; 22:6,10).

7. Несколько символов иногда берутся для изображения одного и того же предмета:

а) медная часть в истукане (Дан. 2:32,39) и барс (Дан. 7:6) - и то и другое изображает Грецию (Дан.8:21);

б) семь голов и семь гор означает семь царей или семь различных форм правления в Риме (Откр. 17:3,9,10);

в) два свидетеля, две маслины, два светильника означают то же самое: Ветхий и Новый Заветы, дающие духовную пищу и духовную жизнь (Откр.11:3,4).


4. Другие символы и другие подобия.

1. Израиль, церковь Божия в пустыне (Деян.7:38), стал Божией духовной женой, и Он стал ее духовным мужем посредством завета, или брачного договора, который Бог заключил с Израилем при горе Синае (Иезек. 16:8; Иерем. 31:31,32; 33:24).

2. Дева или чистая женщина, следовательно, символизирует церковь Божию (2Кор. 11:2; Откр. 12:1)

3. Все наставления Божии, данные Им народу, называются духовной пищей и питием - водою жизни. (1Кор.10:3,4; Иоан.4:10-14,34; 6:35)

4. Но когда Израиль отпал от Бога и принял идолопоклонство от окружающих его народов, он стал духовной блудницей (Иезек. 16:8, 15, 16, 25-29; 23:1-11)

5. Блудница в Библии, следовательно, символизирует:

отпавший Израиль;

отпавшую христианскую церковь (Ис.1:21; Иерем.2:20; Откр.17:1)

6. Но, так как первое отпадение после потопа и идолопоклонства происходили в Вавилоне, и из этого центра они распространились повсюду, то именем Вавилона или духовной блудницы называется всякое религиозное общество, отпавшее от истины (Откр.17:1-5; 18:2-4; Иерем. 51:44,45)

7. Так как идолопоклонство и все, что принадлежит к нему, произошли из Вавилона, и также учение о единстве церкви с правительством пришло от отпавшей церкви, то и все ложные учения называются вином Вавилона или вином блудодеяния (Откр.14:5; 17:2-5; 18:3)

8. События, происшествия и опыты прошлых времен часто берутся для иллюстрации событий или опытов, имеющих быть в будущем. Это:

а) весть предупреждения, данная народам допотопным и уничтожение их, также весть предупреждения, данная населению Содома и Гоморры и их уничтожение берется как пример для изображения подобных же событий, которые будут происходить в конце времени (Луки 17:26-30; Матф. 24:37-39);

б) война или борьба между Христом и сатаной на небе (Откр. 19:7-9) берется для иллюстрации борьбы между Христом и слугами Его, и сатаной и слугами его во время Христианской эры (Откр. 12).


5. Условные и не условные пророчества.

1. Некоторые пророчества к человеку условны и не будут исполнены, если не соблюдены будут поставленные условия. (Иерем. 18:7-10) Следующее поясняет условие пророчества:

а) продолжительность существования и успех Иерусалима были на условии верности Богу (Иерем.18:9-10; 17:24-27; 2Пар.36:12-21);

б) угроза разрушить Ниневию была послана условно, если жители ее будут продолжать противиться Господу (Иерем. 18:7,8; Иона 3:1-10);

2. Некоторые пророчества, относящиеся к последним судам, Второму Пришествию, к концу мира, воскресению и событиям в природе, как землетрясения, знамения на небесах не зависят от условий и потому в любом случае исполнятся (Иоан. 12:48; Деян. 1:10-11; 1Фес. 4:15-17; Откр. 6:12-17).

3. Ничто еще не отвратило и никогда не в состоянии отвратить исполнение пророчеств, не зависящих от условий. (Ис.55:1-11; Матф. 1:22-23; 24:29-34)

4. Нечестивые народы и отдельные личности исполняют пророчества бессознательно (Зах.11:12-13; сравни Матф. 26:15; Иоан. 19:34-37). Пророчества, относящиеся к приготовлениям к войне, умножению приступлений, столкновению рабочих и капитала, бессознательно исполняются неверующими (Иоиля 3:9-10; Иак. 5:1-5; 2Тим. 3:5,19).

5. Божии истинные рабы исполняют относящиеся к ним пророчества сознательно (Матф.3:1-3; Луки 4:17-21; Деян.1:15-27). Проповедующие третью ангельскую весть и все связанные с нею истины исполняют пророчества и, поступая так, они сознательно исполняют эти пророчества.


6. Общие указания к исследованию Писания.

1. Изучая определенную тему Писания весьма существенно найти, насколько возможно, все тексты в Писании, относящиеся к изучаемому предмету и затем все эти тексты и содержание их следует тщательно изучить, ибо только при таком методе верны выводы, которые будут согласны со всем тем, что все Писание говорит по этому предмету.

2. Необходимо также изучать отношение изучаемого предмета к другим учениям Писания, чтобы избежать выводов, которые противоречили бы другим частям Св. Писания (2Тим. 2:15).

3. Надо найти истинное отношение каждого слова к изучаемому предмету, в противном случае можно допустить ложный вывод. (Матф. 22:29)

4. Писание содержит все необходимое для спасения и потому должно пояснить само себя (2Тим. 3:17; Иоан. 5:39)

5. Неясные места Писания надо пояснить ясными и определенными местами из Писания. (Исх. 3:6; сравни Матф. 22:31-32)

6. Если цитируется текст для пояснения другого, то оба они должны относиться к одному и тому же предмету (4Цар.24:1; сравни 1Пар.21:1; также 1Фес.4:16-17; сравни 2Фес.2:1,2).

7. Сатана и даже ученики однажды неправильно применили текст Писания; обстоятельства были совершенно различны. (Матф. 4:5,6; сравни Псал. 90:11-12; Луки 9:52-56; сравни 3Цар.1:10-12)

8. При толковании текста Писания всегда должны быть приняты во внимание грамматическое построение и историческое условие.

9. "Все руководящие слова и фразы Нового Завета должны быть истолкованы и поняты в свете истории еврейского народа и Божия правления в нем". А. Кемпбелл.

10. Следует искать пояснения особо упомянутому в символе и не искать толкования предметам, не упомянутым в символе или в притче. Например: Дан. 7:6 указывается, что барс имел четыре крыла и четыре головы, которые имеют свое значение; но ничего не говорится о двух глазах и двух ушах и четырех ногах его; следовательно, уши, глаза и ноги его не имели особого значения в этом символическом звере. Тот же принцип необходимо прилагать и при толковании других символов, притч и аллегорий.

11. Никто не должен начинать изучать Св. Писание без молитвы о Божественной мудрости и помощи Святого Духа для понимания его; также каждый исследователь Писания должен прилагать к своей жизни истины, которые Бог ему открывает, ибо только тогда он поймет и воспримет все Божественное, которое приходит от веры и послушания истине, и только тогда он сам станет способным учить других слову Божию. (Исх.1:5; Иоан. 16:13; Луки 24:39-44)