Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 27 февраля 2021
ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ PDF Печать Email

Введение

 

                Хороший товар при доставке всегда хорошо упаковывают, по двум причинам: чтобы он достиг конечной цели невредимым, и чтобы он мог быть использован по назначению. Мы все твёрдо убеждены в том, что провозглашаемая нами весть Вечного Евангелия – это «хороший товар». Мы должны донести её до каждого человека неповреждённой, т. е. без искажений. В этом нам помогут правильно задаваемые вопросы.

 

I.                    РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ВОПРОСОВ.

 

1.        Утвердительно-отрицательные вопросы. Данный вид вопросов позволяет давать либо только положительный, либо только отрицательный ответ. Пример: Сотворил ли Бог Мир?

2.        Призывные вопросы требуют от собеседника краткого и ясного изложения его точки зрения. Пример: Желаешь ли ты, подобно Иисусу, соблюдать субботу?

3.        Вопросы-предположения оказывают косвенное влияние на отвечающего, придавая его ответу определённую направленность. Пример: А разве сегодня Бог не слышит наши молитвы?

4.        Вопросы с однословными ответами дают возможность дать ответ только каким-либо одним словом. Пример: Кого предал Иуда?

5.        «Чёрно-белые» вопросы требуют, как правило, развёрнутого ответа, позволяя отвечающему сделать выбор только в рамках альтернативы «Хорошо или плохо?», «Это чёрное или белое?». Пример: Каковы намерения сатаны относительно нас, людей?

6.        Двойные вопросы представляют собой два отдельных вопроса, объединённых общей тематикой и сформулированных в одном предложении. Пример: Почему Иоанн был пророком, и какова была его миссия?

7.        Вопросы с многоточием не имеют конца. Недостающее слово или слог произносится кем-либо из слушателей, зачастую всей Церковью хором. Данный вид вопросов обычно используется при анализе Библейских текстов. Пример: Итак, первым человеком был…?

8.        Риторические вопросы не требуют ответа или даже подразумевают его отсутствие. Оратор, задав вопрос, продолжает проповедь (лекцию, урок), хотя иногда он может сам дать ответ при наличии последнего. Пример: Кто бы мог подумать?

9.        «Настоящие» вопросы не имеют определённого ответа и дают возможность устроить дискуссию. Отвечающие должны выразить собственное мнение, и при этом практически каждый ответ будет правильным. Пример: Как проявляется прощение грехов в Вашей жизни? Вопросы-перечисления представляют собой отдельную категорию, однако для упрощения данной классификации мы причислили их к так называемым «настоящим» вопросам, поскольку они, также как и последние, предполагают наличие многих, причём разных, ответов.

 

Общие выводы:

Наиболее часто употребляемыми являются утвердительно-отрицательные вопросы, вопросы с однословными ответами, «чёрно-белые», двойные и «настоящие» вопросы.

 

II.                  АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВОПРОСОВ.

Существуют две основные категории: катехизисные и настоящие вопросы. Катехизисные вопросы несут в себе определённое учение или истину. Человек, задающий такой вопрос, выступает в роли учителя, опрашивающего своих учеников. Катехизисными являются утвердительно-отрицательные вопросы, вопросы с однословными ответами и «чёрно-белые» вопросы. Взрослые, в основном, если и отвечают на подобные вопросы, то с большой неохотой. Постановка большинства подобных вопросов ставит взрослого человека в положение ребёнка или даже глупца. Кто станет отвечать, например, на вопрос: «Кто воскресил Лазаря?» или на вопрос: «Ибо так возлюбил Бог Мир, что отдал…?» Эти и другие подобные им вопросы не дают возможности проведения беседы как таковой. Урок «проводит» сам учитель в прямом смысле этого слова, не давая возможности всем остальным своим собеседникам обменяться мнениями. В результате члены класса впадают в прострацию, проще говоря, скучают, начинают мыслить и отвечать стереотипно, не проявляя никакой активности. Другими словами, катехизисных вопросов во время Субботней Школы следует избегать, иначе они погубят весь урок.

Двойные вопросы могут быть как катехизисными, так и настоящими, однако на начальном этапе их также следует избегать. Они могут привести к путанице, поскольку не всегда ясно, какой из вопросов является ключевым – первый или второй.

Настоящие вопросы всегда вызывают дискуссию, основой которой в большинстве случаев является реально существующая проблема. Практически любой из множества возможных ответов является правильным. При обсуждении настоящих вопросов беседа далеко не всегда развивается в необходимом для ведущего направлении. Ход такой беседы можно сравнить с расходящимися по воде кругами, образующимися после того, как в водоём брошен камень. Единственное, что может и должен сделать ведущий – «бросить камень» в желаемую сторону, а затем ещё один в другую для возврата беседы к её конечной цели – обсуждаемому предмету. Настоящие вопросы лучше не отягощать дополнительными, чтобы не прерывать обсуждения и не превратить дискуссию в монолог учителя. Относительно малое количество настоящих, или основных вопросов оживляет беседу.

 

Вопросы:

 

КАТЕХИЗИСНЫЕ

НАСТОЯЩИЕ (Основные)

1.

Поучающие, наставительные

Вызывающие большой интерес

2.

Задаваемые свысока

В духе равенства и единства

3.

«Детский сад»

Серьёзная взрослая беседа

4.

Проверка знаний

Выявление разных взглядов

5.

Ведущий заранее знает ответы

Ведущий не знает ответа

6.

Только 1 правильный ответ

Каждый ответ – сознательный выбор

7.

«Чёрно-белые» вопросы

Обмен мнениями

8.

Однословные ответы

Вопросы всё равно остаются

 

Примечание: Другие виды вопросов вполне приемлемы в других сферах служения. Например, призывные вопросы необходимы в личной миссионерской беседе.

 

III.               ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ.

 

Следующим является круг вопросов о цели, способах проведения Субботней Школы и задачах учителя.

Посредством Субботней Школы должно умножиться знание Священного Писания (Познание), должен произойти личный духовный рост (Воплощение познания) и должны развиться преподавательские способности у каждого учителя (Миссионерское служение).

Субботняя Школа представляет собой обмен мнениями, во время которого каждый может выговориться, но при этом достигается единая общая определённая цель.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи учителя:

 

1.       Сдержанность и умеренность в общении с группой или Церковью.

2.       Планировать время и строго следовать этому плану.

3.       Не превращать беседу в проповедь.

4.       Использовать Библию.

5.       Избегать «языка Ханаана».

6.       Не задавать ни слишком простых, ни слишком сложных вопросов. Никаких загадок и советов!

7.       Беседу:

ü  Начать

ü  Поддерживать

ü  Направить к цели

ü  Завершить.

Учитель – это, прежде всего, координатор обсуждения, а ни в коем случае не учитель.

8.       Постоянно обобщать сказанное другими.

9.       По достижении кульминации (цели) подвести итог и сформулировать заключительный вывод. Завершить можно каким-либо конкретным призывом.

 

Ход беседы и активность группы зависят от самого учителя. Интересно проводимая Субботняя Школа привлекательна как для членов церкви, так и для гостей, и всегда охотно ими посещается, поскольку позволяет отвлечься от суеты и снять усталость.

 

IV.                ОТ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ К СУББОТНЕЙ ШКОЛЕ.

 

Сократ (470 – 399 д. н. э.), основатель дедуктивного метода мышления, является основоположником идеи «Обучать спрашивая». Его ученик Платон передал нам эту Сократовскую форму вопросов:

 

Отрывок из диалога Платона «Фаэтон»

(Практическое задание: назовите все встречающиеся здесь виды вопросов).

 

Эхекрат: Был ли ты сам в темнице возле Сократа, мой любезный Фаэтон, в тот день, когда он выпил яд?

Фаэтон: Именно тогда я лично был там, Эхекрат.

Эхекрат: Что именно он сказал перед смертью? И каков был его конец? Я хотел бы всё знать подробно.

(Фаэтон описывает Эхекрату настроение Сократа в темнице перед казнью и воспроизводит беседу Сократа с ним, Фаэтоном, о душе).

 

Сократ: Итак, отвечай, что должно быть в теле для того, чтобы оно имело жизнь?

Фаэтон: Душа.

Сократ: И это всегда так?

Фаэтон: Конечно!

Сократ: Душа владеет всем нашим естеством, и при этом есть нечто непреложное: приходя, она приносит собою жизнь, а уходя – уносит.

Фаэтон: Так оно и есть.

Сократ: Но есть ли нечто противоположное жизни?

Фаэтон: О да!

Сократ: И это…?

Фаэтон: Смерть.

Сократ: Значит, душа подвержена состоянию, противоположному тому, носителем которого она сама является?

Фаэтон: Естественно, нет!

Сократ: Продолжим! Если нечто не является прямым по своей сути, как мы его называем?

Фаэтон: Непрямое.

Сократ: А то, что не является справедливым и разумным?

Фаэтон: Неразумным и несправедливым.

Сократ: Совершенно верно, а то, что не является смертным, как называется?

Фаэтон: Бессмертным.

Сократ: Итак, душа бессмертна?

Фаэтон: Да, бессмертна.

Сократ: Данное положение можно считать доказанным, или ты так не считаешь?

Фаэтон: Да, я целиком и полностью согласен, дорогой Сократ.

 

                В лютеранском катехизисе спустя 2000 лет мы читаем:

 

Вопрос: Веришь ли ты, что являешься грешником?

Ответ: Да, я грешник.

Вопрос: Откуда ты это знаешь?

Ответ: Из 10-ти Заповедей, которые я не соблюдал.

Вопрос: Сожалеешь ли ты о том, что совершал грехи?

Ответ: Да, очень сожалею.

Вопрос: Что ты заслужил от Бога?

Ответ: Его гнев и вечное проклятие.

Вопрос: И тем не менее, ты надеешься на Спасение?

Ответ: Да, надеюсь.

Вопрос: Кто даёт тебе такое упование и утешение?

Ответ: Мой дорогой Господь Иисус Христос.

 

Вопросы из индивидуальных пособий по субботней

школе прошлых лет:

(Задание: перечислите все имеющиеся здесь виды вопросов)

 

1.       Есть ли доказательства того, что Дух Святой действует и сегодня?

2.       В каком городе был Павел, когда писал послание к Римлянам?

3.       Что было для Христа важнее принятия пищи?

4.       Когда и как придёт Дух Святой?

5.       Каково было влияние проповеди Петра в день Пятидесятницы, и к чему она должна была привести слушателей?

6.       Как, несмотря на умножающееся вокруг нас зло, объяснить людям, что Бог всемогущ?

7.       Куда нужно идти, чтобы удалить голод и жажду праведности?

8.       Что необходимо для прощения грехов и каков его результат?

9.       Известны ли тебе тексты Св. Писания, указывающие на то, что несмотря на Своё единство во всём, Отец и Сын являются разными Божественными личностями?

10.    Готова ли Церковь к принятию большого потока новых членов?

11.    В каких образах и под какими именами предстаёт сатана в Откровении?

12.    При каких обстоятельствах употребление имени Божьего допустимо, а при каких – нет?

13.    Что делаю я для того, чтобы быть в мире даже с теми людьми, которые не делают мне добра?

14.    Хочу ли я, чтобы Иисус пришёл как можно скорее?

15.    Кому должно быть посвящено наше тело и все его органы?

 

Практическое задание: переформулируйте каждый из предыдущих вопросов таким образом, чтобы в результате возникли настоящие вопросы.

 

Общие выводы: Для живой и интересной беседы необходимы настоящие вопросы. Помимо этого каждый вопрос обязательно должен быть:

ü  Грамотно сформулирован в языковом отношении.

ü  Содержащим конкретную мысль, связанную с ключевой.

ü  Дающим почву для размышлений.

 

Упражнение. Улучшите следующие вопросы:

 

1.       Почему мы, христиане, должны помышлять только о том, что истинно, честно и т. д.? (Фил. 4:8)

2.       Как молился Иисус, когда был на кресте? (Лк. 23:24)

3.       Посредством чего Бог открывает нам себя во всей полноте? (Кол. 2:9)

4.       Как называется наш сегодняшний урок?

5.       Насколько совершенным сотворил Бог Мир? (Быт. 1:3)

6.       Что просил Стефан принять у него? (Деян. 7:59)

7.       Почему Иисус с учениками пошёл в Гефсиманский сад? (Мф. 26:36-38)

 

Упражнение. Сформулируйте настоящие вопросы на основании следующих Библейских текстов:

 

1.       Мф. 3:5-6

2.       Мф. 3:14

3.       Лк. 9:28

4.       2 Кор. 5:19