ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНОГО ВОПРОСА Печать

 

Введение

 

                Первая фатальная ошибка, допускаемая в самом начале беседы, широко распространена и заключается в следующем: ведущий начинает разговор с более или менее пространного вступления, а не с вопроса. Любое вступление уменьшает готовность обмениваться мнениями. И чем больше вступление, тем соответственно сложнее завязать в дальнейшем беседу. А затем задаётся вопрос, вкладывающий в уста участников беседы предполагаемый ответ, якобы во избежание сложностей. Результат: гробовая тишина. Либо вопрос слишком лёгкий, либо он задан неправильно.

 

I.                    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВВОДНОГО ВОПРОСА.

 

1.       Начать беседу и вызвать обсуждение.

2.       Позволить дать множество разных ответов. Добиться этого помогают, например, вопросы-перечисления: «Что Вы чувствуете, когда Ваш почтовый ящик оказывается весь до предела заполнен рекламными буклетами?» Возможность ответить и высказаться всегда должна быть предоставляема всем без исключения. Только при таком подходе к беседе живое общение можно считать гарантированным.

3.       Первый вопрос должен быть образным, но неразрывно связанным с повседневностью. Тогда у всех будет желание принять в разговоре участие. Вопрос может быть основан на реальных событиях, исторических или символических примерах.

4.       Он вполне может быть дефиренцированным.

5.       Вопрос должен требовать решения конкретной поставленной им проблемы.

 

II.                  РОЛЬ ВВОДНОГО ВОПРОСА В ПОСТРОЕНИИ БЕСЕДЫ.

 

Стартовый вопрос призван извлечь каждого участника беседы из того состояния, в котором тот находится – повседневной суеты. Он постепенно готовит почву для духовного общения, другими словами соответствует первому шагу в Христовом способе ведения беседы. Следующим шагом может быть иллюстрация на основе исторических примеров, а затем – призыв к принятию собственных решений.

Именно от стартового вопроса зависит в значительной степени успех всего обсуждения. Поэтому стартовый вопрос необходимо заблаговременно тщательно продумать дома. Его необходимо выстрадать. Для этого нужно записать все возникающие варианты и конечный итог. Естественно, он должен представлять собой настоящий вопрос.

 

III.               ПРИМЕРЫ ВВОДНЫХ ВОПРОСОВ.

 

Тема урока: Завершение дела Божьего на земле.

Стартовый вопрос: Какие известны Вам примеры из прошлого, согласно которым то или иное дело оставалось незавершённым? Какие мысли и чувства наполняют Вас, когда Вы видите что-либо незавершённым? Что нужно, чтобы успешно завершить начатое обучение на курсах секретарей-машинисток или поваров?

 

Тема урока: Наше прощение во Христе.

Стартовый вопрос: Как люди пытаются справиться с проблемой греха?

 

Тема урока: Из Рая в Рай.

Стартовый вопрос: К чему стремится человек в современном Мире?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вводные вопросы:

 

ПЛОХИЕ

ХОРОШИЕ

1.

Поучительные, сложные, легковесные, обескураживающие

Живые, реальные, не слишком простые, но и не слишком сложные

2.

Требующие специального знания богословия, теоретические и абстрактные

Разнообразные, актуальные, практические, образные, но ясные.

3.

Контролирующие

Настоящие

4.

Задаваемые свысока

Задаваемые вопросительно, любознательно

 

Следует избегать вступлений вообще и начинать непосредственно с вводного вопроса, предварительно тщательно подготовленного дома. Необходимо непременно дождаться первого ответа, даже несмотря на молчание собеседников. Необходимо дать собеседникам возможность избавится от первоначальной напряжённости и самим нарушить тишину, тогда беседа будет действительно оживлённой.

 

Упражнение. Подбери несколько вводных вопросов к каждой из следующих тем:

 

1.       О Благословениях труда.

2.       Забота о ближнем.

3.       Спиритизм и оккультизм.

4.       Упадок нравственности.

5.       Свобода во Христе.

6.       Взвешен и найден очень лёгким (Дан. 5).

7.       Бог открывает тайны.

8.       Откуда берутся дыры в кошельке? (Аггей 1)

9.       Отговорки, оправдывающие пренебрежение (Мал. 1-2).

10.    Жить для Пришествия Господа (Иак. 5).

 

 

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

 

Некоторые члены Церкви боятся новых методов, полагая, что они ослабляют веру. Однако необходимо учитывать принципиальное отличие формы от содержания.

Наш семинар имеет дело не с содержанием, а с формой. Содержание адвентистской вести никаким нападкам вовсе не подвергается; наоборот, ему уделяется более серьёзное внимание. Но дело в том, что любая форма – явление временное, а потому должна своему времени во всём соответствовать. Более того: весь наш семинар как раз и обращён к более старой, чем общепринятая в Церкви, методике – методике Иисуса Христа. Мы пытаемся улучшить технологию обсуждения путём постановки настоящих вопросов. Мы также стремимся использовать индуктивное опережение как один из основных элементов построения беседы.

Иногда у нас возникает следующая проблема: достигая значительного прогресса в познании Библейского вероучения, особенно тех его мест, где этот прогресс совершенно не нужен, мы безнадёжно отстаём в методике, где прогресс как раз необходим. «Истинный воспитатель… всегда стремится к большим достижениям и лучшим методам» (Е. Уайт, «Воспитание», стр. 256).