ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ Печать

I.                    ИНДУКТИВНО-ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД.

 

1.       Иисус во время беседы использовал методику индуктивного опережения (женщина у колодца Иакова, ученики на пути в Эммаус). При этом нельзя не заметить три характерных этапа:

1)       Связь с повседневностью.

2)       Переход к духовному.

3)       Достижение поставленной цели.

 

2.       Индуктивный метод работы подразумевает движение от края к центру, от общего к частному, от общеизвестного к неведомому, извне внутрь, от примеров к принципу.

Пример: Где-то посреди леса находится лужайка. Следопыты движутся по лесу от окраины к лужайке.

Пример: Мы, находясь в чужом и незнакомом городе, должны добраться до вокзала. На плане города мы, прежде всего, находим то место, где сами в данный момент находимся. Затем находим цель, после чего обдумываем, какие есть пути для её достижения, и выбираем лучший.

 

3.       Построение беседы при индуктивном методе выглядит следующим образом: Общая проблема – конкретные проблемы – основная проблема.

 

4.       Индуктивный метод является полной противоположностью дедуктивного. Дедуктивный метод представляет собой движение от основной проблемы к общей.

Пример. Дедуктивный метод: Библия – Слово Божье. Мы можем доказать это нижеследующими фактами.

Индуктивный метод: В Библии есть множество удивительных фактов. Вывод: Она является Словом Божьим.

При дедуктивном методе обучения есть опасность, что собеседник отвлечётся, «повиснет в облаках» и всё усвоит поверхностно, а может быть даже изберёт направление, противоположное желаемому.

 

5.       Индуктивное предшествование не ограничивается лишь рамками Субботней Школы. Его можно использовать во время проповедей, индивидуальных Библейских занятий, молодёжных собраний и в других подобных случаях.

 

II.                  РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННЫХ БЕСЕД ПО ИНДУКТИВНОМУ МЕТОДУ.

 

1.       Молитва.

 

2.       Заполнение пробелов в лекционной тетради. Необходимо внимательно изучить и выписать все, содержащиеся в урочнике Библейские тексты и ответить на все вопросы.

 

3.       Определить Цель лекционной беседы. Именно сама цель представляет собой основную проблему. Выработать вопрос или мысль, в которой она (цель) содержится.

 

4.       Составить план, идя от края к центру.

1)       Общая проблема. Примеры из повседневности, т. е. из обычной человеческой жизни.

2)       Конкретные проблемы. Вопросы по изучаемому материалу и объяснение его терминологии. Определение явлений и понятий.

3)       Основная проблема. Вопросы «почему» и «для чего», поиск решений.

Мы обобщим изученное в данной лекции и преобразуем описание сути каждого раздела в вопросы:

Где находятся примеры?

Общая проблема

Где изучается лекционный материал и даётся определение явлениям?

 

Конкретные проблемы

Где сосредоточено основное высказывание, достигается цель, находится решение?

 

Основная проблема

Итак, отныне мы будем составлять письменный план каждой лекции именно по этой схеме, делить тему на соответствующие разделы и конспектировать ключевые мысли, а также нумеровать все вопросы.

 

5.       Составить вводный (стартовый) вопрос.

 

6.       Разработать все остальные вопросы по одному на каждый раздел в отдельности согласно плану.

 

7.       Уделять достаточно времени для подготовки. Святой Дух не может действовать там, где нет тщательных приготовлений.

 

III.               ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ.

 

1.       Не говорить классу о новом методе ни слова.

Пример: «Сегодня мы проведём беседу несколько иначе». Или: «На этот раз мы перестроим привычный ход беседы».

Не делать ничего подобного в коем случае. Вместо этого – время от времени напоминать собеседникам, в каком месте урока (урочника) Вы находитесь.

 

2.       Не вести дискуссию ради дискуссии.

 

3.       Использовать все хорошие вопросы из урочника.

 

4.       Не менять последовательность вопросов и разделов без принципиальной логической необходимости.

 

5.       Постоянно обобщать размышления по каждому разделу. Ничего страшного, если класс раскроет Ваш план.

 

6.       Вести к цели и достигать её. Быть ведущим, а не ведомым.

 

7.       По достижении кульминации (цели) сделать заключение – ещё раз сформулировать окончательный вывод. Это необходимо для того, чтобы, по крайней мере, итог каждый член класса донёс до дома. При этом вывод должен быть сугубо практическим, поскольку важнее то, что они будут делать, а не то, что они будут знать.