Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 04 марта 2021
Искусство задавать вопросы PDF Печать Email

Умение ставить разумные вопросы
уже есть важный необходимый
признак ума и проницательности.

И.Кант

 
Классификация вопросов
Всякий раз, когда ум формирует
истину, он празднует маленькую
победу.

Д.Сантаяна
 

   Критерии классификации вопросов. Вопрос – это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным   указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

   Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим те виды вопросов, которые наиболее часто встречаются в деловом общении.

   1.По степени выраженности различают явные и неявные вопросы. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Скрытый (неявный) вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок    вопроса.

   2.По своей структуре вопросы бывают простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др.

   3.По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (так называемые «ли» -вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «надо ли», «действительно ли» и т.д.

Восполняющие вопросы направлены на получение новой информации.                                                                                |

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бы­вают открытые - закрытые. Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
   6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus — веж­ливый, тактичный, учтивый) вопрос — это вопрос, предпосылка которого является истинным и непротиворечивым зна­нием. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложно­го или противоречивого суждения (суждений), смысл которого (которых) не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетри­виально некорректные (от лат. trivials — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является три­виально некорректным или бессмысленным, если он выра­жается предложениями, содержащими неясные (неопреде­ленные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебраль­ного субъективизма к игнорированию системы парадоксаль­ных иллюзий?»

   В процессе общения могут возникать ситуации, когда за­даются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные партнерам по общению или неправильно ими понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные (неправильно по­нимаемые) выражения или заменить их известными.

   Вопрос называется нетривиально некорректным, если его
предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать правильного ответа.  

   Не стоит забывать, что действительные интересы собесед­ника можно определить с помощью умело сформулированных вопросов и последующего еще более умелого выслушивания ответов.

   С помощью целенаправленных вопросов, как известно, можно:

-выявить интересы собеседника;

-направить его внимание на важные детали разговора;

-узнать возражения партнера по общению;

-вернуть утраченную инициативу в разговоре;

-сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо.

   Наконец. С помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.

   Действительно, можно согласиться, что тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором.

   Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.

1.Открытые вопросы:

Какие ожидания вы связываете с этим предложением?

Что вы об этом думаете?

Какой из вопросов для вас является важнейшим?

2.Закрытые вопросы:

Устроит ли вас, если...?

Желаете ли вы, чтобы...?

Ожидаете ли вы, что...?

3.Вопросы, выражающие сомнение:

Могли бы вы себе представить, что...?

Что бы вы сказали, если...?

Вы уже обдумали, что...?

4.Вопросы-внушения:

Ваш опыт руководителя не доказывает ли, что...?

Вы также придерживаетесь мнения, что...?

 5.Контрольно-подтверждающие вопросы:

Могу ли я считать, что это развеяло ваше сомнение в том, что...?

Не могли бы мы теперь оставить эту тему и обратиться к такому вопросу, как...?

Вам ведь понятны мои главные идеи?

6.Изолирующие вопросы:

Если мы рассмотрим это предложение, вы согласитесь с тем, что...?

Могу ли я исходить из того, что ваше решение зависит только  от выяснения вопроса о...?

Если предположить, что этот пункт мы выяснили, что  вы будете...?

7.Возвратные вопросы:

Это чрезвычайно важные вопросы, мы ведь вернемся к ним в ходе разговора?

Проблема меня очень интересует. Могли бы вы еще раз подробно остановиться на этом?

Я согласен с вами по поводу... Вы не будете против, если     мы вернемся к этому вопросу?

Вы действительно считаете, что...?

Как вы пришли к этому?

   Технология использования уточняющих вопросов. С помощью умело сформулированных вопросов можно эффективно устанавливать обратную связь с говорящим, сводить вероятность искажений и пропусков информации к минимуму и тем самым добиваться желаемого взаимопонимания. Варианты таких уточняющих вопросов приведены в таблице.

 

Конкретная ситуация

Цель вопроса

Формулировка вопроса

1

Говорящий исполь-зовал незнакомое слово

Определить значение слова (смысл понятия)

Уточните, пожалуй-ста,  какой смысл вы вкладываете в понятие «каузальная атрибуция»

2

Говорящий собирается сказать что-то конфи-

денциальное и делает паузу.

Поощрить к выска-зыванию задуманного, не оказывая давления

Вы говорите о том, что поможет нам найти выход из этой ситуации. Я с боль-шим интересом выс-лушаю вас.

3

Говорящий укло-няется от темы и не говорит того, что вы хотели услышать.

Побудить говорить о нужном для вас.

Вы ведь хотели рас-сказать о меха-низмах решения этого вопроса?

4

Говорящий запина-ется, повторяя одно и то же.

Побудить двигаться дальше.

С вашего разре-шения я подытожу сказанное. Вы гово-рили о том, что 1)_; 2)_; 3)_. Наверное, у вас есть еще доводы в защиту этого тезиса?

5

Говорящий неточно сформулировал свою мысль.

Уточнить смысл сказанного пере-фразированием.

Насколько я вас понял, вы говорили о том, что... Верно?

6

Говорящий выс-казал какое-то важное суждение.

Проверить пони-мание сказанного.

Правильно ли я понял, что...?

7

Говорящий не при-нимает ваше уточ-нение (добавление).

Выяснить причину, почему ваше допол-нение не было при-нято.

Не могли бы вы по-мочь мне разо-браться, почему не учтено мое предложение по поводу...?

8

Говорящий ранее уже высказывал свое мнение по по-воду некоего собы-тия.

Выяснить, остается ли в силе высказанное ранее мнение.

Позвольте мне уточ-нить, какого мнения вы придерживаетесь по поводу...?

9

Собеседник хочет изменить ранее вы-сказанную им точку зрения.

Принудить к сохра-нению предыдущего мнения.

Я знаю, вы человек слова. Вы ведь сохраняете свою точку зрения, вы-сказанную по этому вопросу во время нашей последней встречи?

10

Собеседник начал сомневаться в чем-либо

Рассеять подозрения у партнера.

Похоже, вас что-то обеспокоило? Не могли бы вы сказать, что именно?

11

Говорящий высказал сомнение о согласии с вашей точкой зрения.

Проверить, есть ли согласие оппонента.

Как вы считаете, в какой мере можно согласиться с моей точкой зрения?

12

Партнер высказал ряд соображений, имеющих особое значение для слушающего.

Обратить особое внимание на нуж-ную часть выска-занных партнером доводов.

Вы очень доходчиво объяснили это поло-жение, которое ка-сается...

13

Говорящий не со-глашается с вашими доводами.

Выяснить причины не-

Приятия.

Не могли бы вы уточнить, по каким позициям мы можем продолжать обсуждение и на чем основываются ваши мнения?



Правила постановки вопросов. При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:

1.Корректность постановки вопроса. Он должен быть правильно сформулирован по форме и содержанию. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.

2.Предусмотрение альтернативности ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы.

3.Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

4.Простота вопроса. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.

5.Отличие обычных вопросов от риторических. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.

   Формально-логическими особенностями постановки вопросов являются следующие:

-вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции;

-вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

-в вопросе не следует употреблять слова с двойным значением;

-контрольные вопросы не должны следовать за основными;

-вопрос должен указывать на различные альтернативы ответов;

-при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие;

-формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.

 

Основные виды и правила формулирования ответов

 

Основные виды и правила формулирования ответов.

Ответ – это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями ответа являются:

-уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе;

-указание на неправильную постановку вопроса.

При этом один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают следующие виды ответов:

   1.По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные. Прямым называется ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений.  Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов,  он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности. Например на вопрос «Есть ли жизнь на Венере?» можно ответить: «Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485 градусам по Цельсию. При такой температуре все живое гибнет». Этот ответ является косвенным. Он, как и схема его построения, т.е. основа, не стоит под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: «На Венере нет жизни». По сравнению с прямым, косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для  всестороннего рассмотрения вопроса.

   2.По объему информации различают полные и частичные ответы. Полный

ответ без остатка устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и делает неизвестное известным. Это всякий прямой ответ, а также всякое непротиворечивое суждение, из которого следует прямой ответ. Истинный полный ответ называется исчерпывающим. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот. Частичный ответ – это ответ, в некоторой степени устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и приближающий превращение неизвестного в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот. Например, на вопрос «Готово ли правительство взять власть в свои руки и осуществить экономическую реформу?» депутат ответил: «Правительство не может осуществить экономическую реформу, так как не разработана ее концепция». Ответ частичный: нет ответа на первую часть вопроса.

   Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяет сформулировать следующие правила формулирования ответа:

   1.Ответ должен быть ясным, однозначным и лаконичным. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос, а понимание в свою очередь – от того, насколько его основа и область неизвестного делают явным предполагаемое знание, используемое при формулировке вопроса.

   2.Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе» - говорят в таких случаях.

   3.При некорректной постановке вопроса ответ должен заключаться в указании на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос неясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д.