Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ПЕРВЫМИ PDF Печать Email
 

Материал подготовил Андреев В. В.

 Первое преступление было совершено в Едеме. Нарушение Божьего закона повлекло тяжкие последствия – проклятие и пожизненную изоляцию человечества. Приговор обжалованию не подлежал и вступил в силу с момента его объявления человеку. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24).

Был поставлен первый стражник. Но кого он охранял, этот херувим? Человека или Едем, в котором находилось дерево жизни? Несомненно, что ангел охранял чистую среду от преступника. Итак, земля стала большой колонией поселения, т.е. тюрьмой, изолированной от небожителей.

 Но как в каждой тюрьме есть «маленькая тюрьма», то и на земле тоже появилась таковая. Во время первых детей Адама и Евы совершается тяжкое преступление – убийство. Брат убивает брата: «…восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8). Возможно, отсутствие страха перед наказанием позволило Каину совершить тяжкое преступление. Ну, подумайте, что ему могли сделать за это убийство отец и мать?

Мы видим, как вмешивается Господь. Следуют изгнание и изоляция Каина как социально опасного преступника. Он объявляется вне  закона, т.е. без его защиты.

Мы видим, как первый убийца подает жалобу о смягчение ему наказания: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13).

Приговор обжалован Небесным судом. Суд учел просьбу осужденного Каина и смягчил меру наказания пожизненным отлучением от родных и близких, оставив его под защитой закона.

У Адама и Евы рождается другой сын, Сиф, и внук, Енос, которые становятся верующими. «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26).

Здесь мы видим первых покаявшихся и обратившихся к Богу преступников. В свою очередь, Каин по своей гордыне предпочел покаянию скитание и одиночество.

Вот так мир разделился на преступников и опасных преступников. Со временем, когда люди стали умножаться на земле, представители двух преступных режимов стали смешиваться через браки.

«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:1-2).

Тот, кто соблазнил Еву нарушить закон, теперь соблазнял верующих преступников через особо опасных неверующих мужчин и женщин оставить заповеди Божьи. Так земля наполнилась злодеяниями (Быт. 6:11).

Бог до последнего момента призывал людей оставить грех беззакония и, чтобы спасти хоть одну семью, вынужден был уничтожить всех остальных.

Так было и в Содоме, когда в живых остался только Лот и его дочери. Тлетворное влияние греха уже коснулось и семьи Ноя, и  семьи Лота. Так будет и в пришествие Сына Человеческого Который, придя на землю, не найдет праведных людей.

 

Итак, сегодня мир делится на преступников и опасных преступников. Просто преступники воспитывают опасных преступников. На протяжении человеческой истории каких только методов воспитания не было придумано, чтобы сделать людей законопослушными. Их приговаривали к пыткам и смертной казни, отрубали руки, ставили клеймо, публично наказывали и сажали в тюрьмы. Чего только не было придумано судопроизводством, чтобы избавиться от преступности.

Новые законы по борьбе с преступностью и попытки усовершенствовать правосудие не решают проблем правонарушений. Тюрьмы не делают людей лучше, а лишь подтверждают человеческое бессилие в исправительном процессе.

В бывшем Советском Союзе зоны, которые населяли преступники, назывались исправительно-трудовыми учреждениями. Сегодня это просто исправительные учреждения. Парадокс в том, что если это исправительные учреждения, то почему их становится все больше и больше?

Это говорит о бессилии методов воспитания.

Светские учреждения игнорируют советы Библии, но только методы Христа способны совершить чудо в сознании преступника, и даже особо опасного. Это –  великое чудо.

Самые большие чудеса, которые сотворил Христос на земле, это воскрешение из мертвых дочери Иаира, юноши из Наина и Лазаря (см. Мк. 5, Лк. 7, Ин. 11).

Все они были преступниками не потому, что совершили преступления, а потому, что родились таковыми, и приговор «смертью умрете»  довлел над ними. Бог называет мертвыми тех, кто не был рожден свыше  Духом Святым от Слова Божия, Которые есть дух и жизнь.

Поэтому апостол Павел говорит: «И вас, которые были мертвы во грехах,.. оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). «Сын Мой был мертв, и ожил» (Лк. 15:24).

Из трех воскрешений самое чудесное – воскрешение из мертвых Лазаря. И если воскрешение дочери Иаира или юноши из Наина произошло через несколько часов, на что люди могли сказать, что это клиническая смерть, или что‑то подобное уже было, так что, в общем,  ничего удивительного, то в случае с Лазарем нет никаких объяснений. Он был похоронен, и из склепа, где он находился, шел зловонный запах разлагающего тела.

 

Если говорить о духовно мертвых, то они также делятся на три категории.

    Дочь Иаира – символ духовно мертвых людей в так называемых благополучных семьях верующих людей. Ей было 12 лет, и никаких явных грехов она не совершила. Отец ее был человеком верующим и уважаемым. Именно он позвал Христа, когда она была при смерти. Сегодня у нас есть дети, которые также при смерти, – они еще не родились свыше. Они не хотят посещать собраний, читать Слово и молиться. Но родители в своих молитвах зовут на помощь Христа. Чудо воскрешения происходит не сразу. Мы просто верим, что Иисус на пути к нам. В это время мы можем получать плохие вести о своих детях. Нам говорят о них единоверцы, родственники, соседи. Светские люди говорят, что уже поздно молиться, и смеются над нами, как когда-то смеялись над Христом (Мк. 5:40).

Но вот происходит маленькое чудо, – наш ребенок открывает глаза на истину, он «хочет кушать» (читать и слушать Слово),  он «ожил» и стал верующим человеком по вере его родителей. Наверняка в вашей семье уже произошло что-то подобное, и вы благодарили Бога, а если ваш ребенок еще при смерти, то молитесь, зовите на помощь Христа. Он обязательно придет к вам, «не бойтесь, только верьте» (Мк. 5:36).

 Конечно, для окружающих нет ничего удивительного в том, что кто­‑то в семье верующих или законопослушных граждан принял крещение.

В Евангелии от Луки (7:11-18) записано еще одно чудесное воскрешение.

Убитая горем мать в сопровождении соседей и друзей, еле передвигая ноги, провожает ко гробу бездыханное тело  единственного сына. Одинокая вдова все надежды возлагала на своего мальчика. Он должен был стать ее опорой и поддержкой. Смерть перечеркнула все мечты. Мать не хотела верить в то, что произошло, и время от времени, наверное, говорила, как обычно говорят люди: «Сынок, встань, на кого ты меня покидаешь». Самое ужасное – пережить смерть своих детей.

За всю историю похоронных процессий у этой самый счастливый конец. На пути траурного шествия появляется Христос. Во-первых, Он успокаивает вдову. Во-вторых, возвращает ей сына живым и здоровым. Вы видели что‑нибудь подобное в жизни?

Однажды, распространяя духовную литературу, я постучал в одну из дверей. Медленно, со скрипом она отворилась, и в дверном проеме я увидел женщину в домашнем халате. Ее запавшие глаза смотрели тускло и безучастно.

Все в ней говорило о каком‑то большом горе. Я сказал, что у меня есть радостная весть для нее. Она кивком головы пригласила меня в квартиру, и, когда мы вошли в комнату, где кроме стола ничего не было, спросила, что это за весть. Раскладывая книги на столе, я говорил ей о бесценной информации, содержащейся в них, – о полезных советах для семьи, о профилактике здоровья, о том, как можно освободиться от пагубных привычек. Последнее женщину заинтересовало.

Когда мы разговорились, я узнал, что она одинока, хотя был сын. Всю свою жизнь она посвятила ему, но чем старше он становился, тем хуже были их отношения. В конце концов он вышел из‑под ее контроля. Стал выпивать, не ночевал дома, потом его судили за кражу. Когда она осталась одна, много плакала, думала, как спасти своего мальчика. Ездила на свидания, отправляла посылки, работала на двух работах, чтобы как­‑то помочь ему. Надеялась, что тюрьма как‑то повлияет на него, и он одумается. И вот сын уже год как на свободе, а радости нет, потому что, освободившись, он стал наркоманом. Из дома тащит все. У нее уже нет слез, чтобы плакать, и сил, чтобы жить. Надежда на то, что он опомнится, угасла.

Выслушав эту горестную историю, я поведал ей о вдове из Наина и сказал, что если она начнет призывать на помощь Господа, читать эти книги, посещать церковь, то Иисус обязательно встретится на ее пути и воскресит ее сына, который находится на пути к кладбищу.

 Сегодня Иисус встречается на пути тысячам и тысячам вдов и возвращает им гибнущих детей.

Если вы получили своих детей воскресшими, поблагодарите Бога, если ваши дети еще на пути к кладбищу, помните, что только Иисус может вернуть их вам.

 

Еще одна категория мертвых людей – это лазари.

В 11‑й главе Евангелии от Иоанна рассказывается о человеке, которого воскресил Христос.

Какой образ жизни вел Лазарь и за что любил его Иисус, не сказано. Но можно предположить, что его пример был далек от подражания.

Во-первых, мы читаем, что Лазарь был другом Христа (Ин. 11:11). В Евангелии от Матфея (11:19) сказано, что Иисус является другом мытарям и грешникам.

Сестра Лазаря Мария также не была примерного поведения. Воскрешение Лазаря отличалось тем, что его тело уже разлагалось. Когда пришел Христос, Лазарь уже был оплакан и положен в могилу, а оттуда, как известно, не возвращаются, поэтому другая сестра Лазаря, Марфа, укорила Иисуса: «Господи если бы ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21).

Но там, где появляется Иисус, появляется и надежда, и Марфа выразила  ее следующими словами: «Но и теперь знаю, что чего мы попросим у Бога, даст Тебе Бог» (ст. 22).

Марфа верила, что настанет время, и она встретится со своим братом в день воскрешение всех мертвых. Но что невозможно человеку, то возможно Богу (см. Лк. 18:27).

Иисус приказал отвалить камень от могилы. Все закрыли носы, потому что трупный запах невыносим. Но многие застыли на месте в ожидании чуда. Властные слова Иисуса были сильней разлагающего действия греха. На удивление всем, Лазарь покинул место своего разложения.

 

 

И в моей жизни произошла подобная история. Вот уже двенадцатый год я находился в могиле под названием «исправительно-трудовое учреждение строгого режима».

От меня, как от Лазаря, шел специфический запах. Я был уголовником  и никому  не был нужен. Ни государству, ни друзьям, ни соседям, ни даже жене, потому что образ жизни, который я вел, заставлял их закрывать не только носы, но и глаза и уши и даже прятаться самим. Я делал все, от чего можно было сойти с ума, т.е. затуманивал свой разум.

«Нормальным» мое состояние было под воздействием алкоголя или наркотиков. Все, что можно было украсть и продать за кайф, я тащил. Вот таким разлагающимся физически и духовно Лазарем я был.

Одинокий, как никогда в жизни, я ненавидел себя за то, что я неудачник и что жил не так, как хотел. Алкоголь и наркотики глушили во мне голос совести, которая время от времени осуждала меня.

Новый завет, который я прочел в зоне, помог найти ответы на мои вопросы.

Я полюбил эту книгу. Она заставляла меня плакать, как ребенка, и радоваться по‑взрослому. Иисус избавил меня страха и вселил надежду в то, что впереди у меня еще много хорошего.

Мне хотелось вместе с Солженицыным сказать: «Благословляю тюрьму». Потому что она стала моим Вефилем, здесь я увидел лестницу на небо, здесь я «заболел» Христом, умер с Ним и ожил в Нем.

Со многими привычками и пороками мы боролись вместе с Ним. Христос оживлял и заново восстанавливал мои омертвевшие разум и тело. Мой разум воевал с некоторыми Его требованиями. Я родился и вырос в Советской стране, где все лицемерили и крали из государственного кармана. В моем понимании честных людей не было и быть не могло, и поэтому «брать» у государства не аморально.

Когда я досиживая последний год в «могиле», в которую меня поместили в очередной раз, ко мне на свидание приехала моя старенькая мама. Она сидела и плакала, когда я вошел в комнату для свиданий. «Бедная, – подумал я, – сколько горя я принес тебе, сколько лагерей тебе пришлось из-за меня объехать». Слова утешения, которые полились из моих уст, только усилили ее плач. Она рассказала мне, как последние четыре месяца откладывала от пенсии, чтобы привезти мне что‑нибудь. «Но два дня назад кто-то взломал дверь и утащил из квартиры все, что я приготовила тебе».

От этих слов кровь закипела во мне. Захотелось прорваться сквозь эти решетки и колючую проволоку, чтобы найти этих мерзавцев и насладится местью. Я вспомнил случай, произошедший с моей сестрой. Это было между вторым и третьим сроком моего лишения свободы. Она рыдала, как рыдают, оплакивая умерших родственников. Все лето она работала штукатуром на дачах и в конце сезона получила расчет. По дороге домой ее сумку порезали, и деньги, заработанные кровавыми мозолями, исчезли вместе  с неизвестными доселе ворами.

Я тогда не знал, что Бог мне показывал, как плачут люди, которым причинили боль, и, чтобы оправдать свои грехи, я сказал сестре: «Подальше будешь прятать». Эти слова усилили ее боль, но заглушили голос моей совести еще на десяток лет.

Теперь же, когда я видел плачущую мать, самым лучшим утешением для нее и меня были слова: «Прости меня, мама, это я виноват».

Наконец‑то я понял слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Я, как напакостивший котенок, нюхал то, что испражнял.

С этого момента я полюбил заповеди Божьи на всю жизнь, а особенно – «Не  кради». Ведь именно она защищает нас от таких трагедий. Только пережив на собственной шкуре всю мерзость греха, я понял, как он отвратителен. Ветхозаветная заповедь «око за око» стала мне ясной и понятной.

Чудеса с лазарями происходит повсюду. Это самое яркое свидетельство силы Божьей, потому что во тьме свет всегда ярче.

Сегодня в церквях великое множество воскресших лазарей, от которых смердело, от которых отказались родственники, но Иисус любит их и вопреки всякой логике говорит: «Они первыми идут в Царство Божие».

 «Силой Христа люди освобождаются от цепей греховных привычек. Они отказываются от эгоизма. Богохульники становятся почтительными, пьяницы трезвенниками, распутные – целомудренными. Люди, носившие на себе сатанинский образ, преображаются по подобию Божию. Подобная перемена является чудом из чудес. Изменение сердца, совершаемое Словом, является одной из величайших тайн Божьих» (Е. Уайт. Деяния Апостолов. С. 286).

 

 

Обращение к Церкви

 

Дорогие мои братья и сестры во Христе! Труженики на ниве Божией!

Я обращаюсь к вам из городов, полных мертвых душ. Это современные Содом, Гоморра и Ниневия.

Если бы в них было по десяти праведников, то они могли бы осветиться их светом и быть заново рожденными. Сегодня праведники ни хотят туда идти, потому что там смердит, как от Лазаря, и надежды на воскрешение практически нет.

Церковь больше озабочена дочерями Иаира и юношами из Наина. Много физических, материальных и духовных сил тратится на то, что бы спасать людей в больших и малых городах. Большие средства тратятся на различные евангельские программы, и это хорошо, но не отлично. Выполняя эту работу, мы забываем о городах Содом, Гоморра и Ниневия.

Обратите внимание на отрывок из Священного Писания: «Тогда начал он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мк. 11:20-23).

Именно в этой главе, в стихе 28, сказано: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

В городах этих людей надо искать в зонах и тюрьмах. Все они страдают от последствий греха. Это разбитые семьи и дети‑сироты, потерянное здоровье и полное одиночество.

Подобно Ионе, все бегут в Фарсис вместо Ниневии. А ведь там такая жаждущая благодати Божьей почва. От одного призыва покаялся весь город.

Дорогие мои! Вместе с Иисусом Христом я призываю вас делать то, что вы делали, но также идти в тюрьмы и зоны.

Многие искренне желают трудиться на этом поприще, но не знают, как начать это служение. Поэтому мне хотелось на этих страницах вместе с вами обсудить некоторые практические шаги.

 

Любовь к грешнику

 

Главное, что необходимо для работы с осужденными, –  это любить их. Иисус любил Лазаря и был другом мытарям и грешникам.

Также неподдельная открытость и желание понять  этих людей. Важно не то, какой образ жизни вел или ведет этот человек, а то, что он нуждается в помощи.  Он – наш «ближний».

Любовь способна почувствовать чужую боль, как свою собственную. Духовный человек знает жизнь грешника, он ее видит в этом мире, но что может чувствовать человек в местах лишения свободы, понятно не всем.

 

Одиночество

 

Одиночество, разлука с родными и друзьями обостряет чувства и приготавливает к встрече с Богом. Тюрьма, болезнь, смерть близких – это всегда одиночество. В одиночестве человек всегда занят поиском ответа на многие «почему».

Молитвенный дух пребывает в нем почти постоянно. Но тюрьма – это территория дьявола, который внушает одни и те же мысли: «Ты ни кому не нужен». «О какой справедливости ты мечтаешь?» «Никому не верь». Особенно когда человек  в камере и не занят никаким делом.

«В тюрьме тоска, в ней крепкие стены.

В ней каждый день, как год

И каждый день в том долгом годе

Так медленно идет».

 

В такие минуты ничто так не влияет на сознание человека, как Слово Божье.

Обстоятельства не меняются, но сердце приобретает силу.

Одиночество вызывает страх.

 

Страх

 

Второе, что гнетет человека, – это страх. Из‑за нераскрытых преступлений, которые в любой момент могут быть раскрыты и за которые добавят срок. Почти у всех есть таковые. Страх перед наказанием действует всегда сильней, чем само наказание. Поэтому каждый человек, попадая в тюрьму или находясь под следствием, из‑за страха интуитивно призывает Бога. Но потом, когда последует само наказание или отмена такового, наказанными вместо страха овладевает чувство обреченности (снова  лагерь!), а освобожденными – кратковременная радость.

Не что иное, как страх, благотворно для взаимоотношений с Богом. Страх быть оскорбленным и униженным – как работниками исправительного учреждения, так и осужденными.

Апостол Павел пишет: «…плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отвсюду: отвне – нападения,  внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Кор. 7:5,6).

Посещая тюрьмы и зоны, мы с вами занимаем место Тита, посланника Божьего, и место страха занимает радость от вестей, которые приносят миссионеры. Хорошие вести приходят в тюрьму очень редко, но та весть, которую приносим мы, так и называется – «Благая». Однажды я спросил одного осужденного, что такое благодать? «Это когда освободишься», – ответил он.

Страх сопряжен с чувством вины. Адам и Ева испытали страх после совершенного преступления. Они понимали, что виновны, но признаваться в этом не хотели.

Никогда не спрашивайте, за что человек сидит, какое преступление он совершил. Мы должны просто искать человека, звать его к себе, уметь слушать его. Проявить интерес к его личности, а не к совершенному им преступлению. Этим занимаются следователи и судебная коллегия. Их меньше всего интересует человек, их интересует совершенное преступление, за раскрытие которого будет вознаграждение.

Если мы задаем подобные вопросы, то уподобляемся следователям, которых заключенные ненавидят и презирают. Пройдет время, и если человек увидит, что вам небезразлична его судьба, что вы общаетесь с ним на равных, как с другом, он сам расскажет вам о том, что он совершил.

Он должен быть уверен в том, что Бог его не судит и никогда не вспомнит прошлый грех. «И грехов твоих не вспомяну более» (Ис. 43:25).

Чувство вины и страха покинет человека только тогда, когда он будет убежден в том, что его помиловали, поэтому «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).

Наша весть – о помиловании через Иисуса Христа.

Давайте вспомним историю, записанную Иоанном: «Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:10,11).

Я представил себя на ее месте. Мне грозит смертная казнь, и меня приводят к судье, оставляют с ним наедине, и никакой охраны. Без сомнения, я бы бросился бежать.

Она не побежала. В словах Христа она увидела не судью, а защитника.

 Женщина совершила преступление, достойное смерти по религиозным законам того времени, но вместо презрения и казни получает прощение и жизнь.

Смотрите, какое воздействие оказала милость Иисуса Христа! Позже, у креста, она увидела: чтобы подарить ей прощение, Сын Божий Сам подвергся позорной смерти.

Она омывает Его ноги своими слезами, она рыдает у креста и первой приходит утром ко гробу. Именно о ней сказал Христос: кому много прощено, тот будет много любить. (см. Лк 7:47)

Апостол Петр по закону морали тоже совершил серьезное преступление. Он предал друга, но, когда услышал, что Христос воскрес, первым бросился бежать ко гробу, чтобы получить прощение.

Сегодня многие люди, совершившие тяжкие преступления как в тюрьме, так и на свободе, не хотят идти за прощением к Иисусу Христу, думая, что за их грехи прощения им не будет. Так думал Иуда, поэтому из чувства вины и страха перед наказанием предпочел самоубийство.

Немало самоубийств происходит сегодня именно по этой причине – из‑за неверия в то, что только Бог может дать мир и освободить от страха.

 

Озлобленность

 

 Из-за отсутствия внутреннего умиротворения человек может быть озлобленным на весь мир. Озлобленность порождает жестокие мысли, слова и поступки, и испытывает ее человек в местах заключения из-за отсутствия свободы. Нераскаявшийся человек всегда считает, что к нему применили слишком суровое наказание. Мы помним это из истории с Каином: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше нежели снести можно» (Быт. 4:13). Злобу и ненависть осужденный может испытывать из‑за бесчеловечных условий в местах заключения. Это тюремные камеры, полные клопов и вшей. Это переполненные воронкú (спецмашины для перевозки заключенных). Я помню, как в такую машину, рассчитанную на 20 человек, с помощью собак и прикладами автоматов заталкивали по 60. Потом несколько часов в раскаленном от солнца «воронке» по бездорожью добирались до зоны. Из-за нехватки кислорода многие теряли сознание.

Чем больше человек сидит, тем больше в нем озлобленности. Его лишают не только свободы, но и чувства собственного достоинства. Все в тюрьме говорит человеку, что он хуже скотины. Даже места для испражнений находятся в камере. Представьте, как вы сидите на корточках и видите, как в двух метрах, напротив вас, оправляется человек, прикрыв свое лицо клочком бумаги. Так же он видит вас со всеми вашими интимными делами. Разве не возникает чувство злобы к тем, кто заведует подобными «пенитенциарными учреждениями» (пенитенция – наказание /латин./). Этот термин сейчас широко распространен в уголовно‑исправительной системе. Злоба и ненависть возникают не только к окружающим, но и к самому себе.

Поэтому часто, чтобы доказать бесчеловечное к ним отношение, осужденные вскрывают себе вены, объявляют голодовку, режут животы и глотают различные предметы, чтобы как‑то достучаться до общественности, получить поддержку и защиту.

Что может помочь человеку смириться с теми обстоятельствами, в которых он оказался? Конечно, это Слово Божье.

    Вот письмо, полученное от человека, принявшего наказание как должное:

«Я попал в одиночную камеру на 3 месяца из-за столкновения с администрацией. Объявив голодовку, я решил или добиться правды, или умереть. В одиночной камере от бессилия и безысходности я воззвал в молитве к Богу… Через 20 дней голодовки я получил ответ от Него. Нам тогда раздавали «литературу для технических нужд» (для махорки, туалета), и мне достались брошюрки со Словом Божьим. Мне стало интересно: что там написано? Прочитав их, я получил исчерпывающие ответы на свои вопросы об этом безнравственном мире. В последующие дни в одиночке ко мне попало Евангелие от Иоанна, а потом и  Библия. Самое удивительное, что я понимал написанное в этой Священной книге. Воистину верно сказано: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

Страдания учат послушанию (см. Евр. 5:8).

Тюрьма  – это школа смирения.

Только тогда, когда человек смиряется с обстоятельствами, в которых находится, он умеет управлять чувствами. Появляется кроткий дух.

Как‑то, разговаривая о любви Божьей с одним осужденным, я услышал вопрос: «Если Бог такой справедливый, то почему он не спросил меня, хочу ли я жить? Зачем Он дал мне ее?»

   Я знал этого человека, так как жил с ним в одном бараке для туберкулезных больных. Виктор был очень замкнутым и угрюмым, подбирал окурки, если повезет, и довольствовался только одним пайком.

Тяжело «тащить срок» на одной баланде. Но самое тяжкое – ненавидеть всех. Его вопрос застал меня врасплох. Помолчав, я напомнил о том, что он не спрашивал Бога, зачем Он дал ему жизнь, когда ему было хорошо после очередной кражи, когда он сидел и распивал вино с женщинами и гордился собой.

Наверное, не следовало говорить этого, потому что Виктор еще сильнее обозлился на меня и на Бога, Который был от него слишком далеко, чтобы понять состояние его души.

Через некоторое время в зоне вспыхнул бытовой сифилис. У всех брали кровь на анализ. Больше ста человек были изолированы в отдельном бараке. Среди них и Виктор, у которого Бог не спросил, хочет ли он жить.

Я подумал тогда, что этот человек никогда не узнает о любви Бога к нему и что он еще более ожесточится.

Время шло, я уже был на свободе и посещал эту зону с братьями из Церкви. Однажды мы провели духовную программу. Евангелисту задал вопрос один осужденный, тот самый Виктор, задал вопрос евангелисту: «Мы страдаем за дело, а за что страдал Иов?»

Теперь он не думал о себе, он думал об Иове. Воистину, «бездна богатств и премудрости и ведения Божия»! Только Бог знает, как из грешника сделать праведника. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притч. 16:18)

 «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71).

«Прежде страдания моего я заблуждал; а теперь слово Твое храню» (там же, ст. 67).  

 

 

Виды наказания

 

Теперь нужно немного познакомиться с тюремной обстановкой. Существует четыре вида отбывания срока наказания. Это общий, строгий, особый и тюремный режимы. После того как следствие установило вину человека, суд приговаривает его к определенной мере наказания с отбыванием на одном из выше перечисленных режимов содержания.

 

Следственный изолятор

До суда человек находится в следственном изоляторе. Это камеры, в которых находится обычно от десяти и более человек. Сегодня эти камеры переполнены в два и более раза. Судопроизводство не успевает разбирать дела следственных заключенных. Пока они находятся под следствием, визуальный контакт с ними невозможен. Следственный изолятор-тюрьма есть в каждом областном центре. При нем хозобслуга из числа уже осужденных (около 50 человек). Вот с этой категорией лиц нам уже можно контактировать. Поэтому, договорившись предварительно с администрацией СИЗО, начальником или замполитом, вы начинаете посещать этих осужденных с проповедями, предварительно предоставив план вашей работы с темами замполиту. После того как получено разрешение, вы просите, чтобы на собрания не приводили принудительно.

Что вы можете сделать для тех, кто находится под следствием? Вы можете собрать литературу для библиотеке СИЗО и попросить, чтобы на ней была печать СИЗО, иначе она уйдет на «технические нужды».

Хорошо познакомиться с библиотекарем СИЗО – это вольнонаемный работник, и через него можно узаконить нашу литературу в тюремной библиотеке.

   В каждом следственном изоляторе есть свой радиоузел, через который транслируются радиопередачи и объявления по всем камерам СИЗО.

С разрешения властей вы можете транслировать христианскую музыку, пение и проповеди.

Это единственный способ достижения тех, кто находится под следствием.

Такая категория лиц ближе всех к Богу. Впереди у них наказание. Как мы уже говорили, страх перед наказанием всегда сильней, чем само наказание. Поэтому каждый из них втайне молится, хотя не подает вида. После того как их осудят, молитва исчезнет, и слабость уступит место гордыне, но семя будет брошено.

 

Общий режим

Здесь содержатся люди, преступившие закон и имеющие, как правило, одну судимость. В основном, это молодые люди от 18 до 30 лет.

Как правило, у них есть любимые и любящие их родители, которые ездят к ним, пишут письма и шлют передачи. Одиночество и отчаяние здесь не так сильно ощущаются, как на других режимах содержания, и потребность в духовном общении не столь высока.

Заключенные не могут свободно передвигаться по территории зоны, ограничен и их контролируемый контакт с внешним миром. Передвижение в столовую, баню, клуб только строем.

Большой проблемой зон является бездействие осужденных вследствие безработицы.

Большинство зон переполнены и не отвечают элементарным и медицинским нормам. Отсюда широкое распространение инфекционных заболеваний: туберкулеза, гриппа, сифилиса, гонореи.

Сегодня на этом поприще трудится много загруженных пасторской работой людей.

К сожалению, зон больше, чем посвященных христиан, желающих нести свет споткнувшимся во тьме людям.

Постоянные богослужения, учебные занятия и семинары, духовные концерты могли бы спасти много драгоценных душ.

Вы собираетесь посетить зону, не важно какого режима, и не знаете, как это сделать. Лучше всего, предварительно договорившись с начальством этого учреждения, наметить день вашего посещения. Пусть это будет концерт духовной песни с участием членов Церкви (хорошо, когда в нем участвуют дети). В перерыве между пением пусть звучат библейские стихи с комментариями. Программу лучше составлять из мелодичных песен о Божьей любви, о матерях. Сначала больше душевного, чем духовного, –  это лучше воспринимается и смиряет сопротивляющуюся гордость.

Этот концерт будет вашей визитной карточкой и саморекламой. По окончании этой встречи спросите: есть ли желающие продолжать общение через изучение Священного Писания, а они обязательно будут. Назначьте следующую встречу и обязательно исполните обещание.

Через осужденных вы можете познакомиться  с их родственниками, которые страдают больше чем дети и самое маленькое известие об их сыне для них большая радость. 

Есть опыты, когда родители обращаются прежде своих детей.

 

Строгий режим

Этот режим содержания отличается тем, что здесь находятся лица, имеющие не менее двух судимостей. Основной возраст заключенных от 25 до 50 лет. Это люди с преступным опытом, знатоки уголовного права. Более ожесточенные и более скрытные.

Входя на территорию зоны, вы попадаете «под микроскоп», вас тщательно изучают. Как вы одеты, какая походка, манера говорить, взгляд, голос и, естественно, что вы говорите. Ваши проповеди будут слышать не только осужденные, но и начальство. Так как в любой зоне работает оперативная часть, то и стены в этих пенитенциарных учреждениях имеют уши.

Не делайте вид, будто вы «привели с собой Христа» в зону. Вспомните, что Он там давно дожидается вас (см. Мф. 25:36). Извинитесь, что раньше не смогли прийти.

В основном, люди, просидевшие два или три срока, хорошие психологи. Все это время они находятся в тесном контакте с тысячами людей. Для них достаточно нескольких встреч, чтобы дать вам точную характеристику.

Не старайтесь  говорить и одеваться, как они. Будьте самим собой. В то же время не ставьте себя выше интонацией голоса или в обращении к ними.

Называйте их братьями. Ведь мы произошли от одной крови – это проповедь Павла у греков (см. Деян. 17:26). Такое обращение соединяет людей крепкой невидимой духовной нитью. За многие годы заключения они отвыкают от нормального обращениям со стороны властей. Кроме как «осужденный такой-то» или «подлый зек» они не слышат. Обращение «осужденный» подчеркивает его второсортность, а обращение «брат» говорит ему, что он такая же личность, как и вы. Более того, мы родственники по плоти, но не по духу. Со временем вы объясните им, что такое родство духовное.

Здесь заинтересованность в духовном общении немного выше, чем на общем режиме. Связано это с тем, что половина из них одиноки в буквальном смысле этого слова. От кого-то отказались родственники, у других они умерли, так и не дождавшись их.

Как мы говорили, одиночество повышает потребность в Боге. Одни ожесточаются, а другие получают утешение в Слове Божьем. Прежде чем начать трудиться в зоне, спросите себя: вижу ли я в этих изуродованных грехом людей Иисуса Христа? Какую цель я преследую? Спасти их или выполнить долг?

Пусть Господь благословит вас в благом намерении.

 

 Особый режим

Это режим, в котором находятся одни лазари, от которых смердит. Название «особоопасный рецидивист» говорит само за себя. Обычно оно дается не менее чем за три однородные судимости или за преступления в местах лишения свободы.

Особый режим делится на три вида условий содержания:

1.           Строгие условия. До особого распоряжения административной комиссии лицо, прибывшее для отбывания срока на особый режим, содержится в камере и довольствуется одночасовой прогулкой в прогулочном дворике, в котором можно видеть только небо, и то «в клетку» (сверху натянута металлическая сетка). Если в течение года у него нет нарушений режима, его переводят на обычные условия содержания. Как принято во всех бывших советских лагерях, бараки, отделенные друг от друга колючей проволокой называются локальными зонами.

2.           На обычных условиях осужденный имеет право на два краткосрочных свидания (2 часа через стекло по телефону) и одно длительное, до трех суток, в специальной комнате для свиданий в течение года. Длительное свидание – только с близкими родственниками. Три посылки и три бандероли в год. 

3.           Третий вид содержания – улучшенные условия. Просидев половину срока и не имея замечаний, осужденный переводится на улучшенные условия содержания. Они отличаются тем, что увеличивается число свиданий, посылок, и по отбыванию двух-трех сроков наказания дело может представляться на суд для условно-досрочного освобождения.

Средний возраст спецконтингента на особом режиме – от 30 до 50 лет, до 60‑ти мало кто доживает. Это похороненные люди. Единицы из них имеют родственников, которые от них не отказались. Поэтому процент интересующихся духовными вопросами самый высокий.

Многие хорошо знают Писание и поэтому могут задавать вопросы, которые застанут вас врасплох. Не старайтесь казаться всезнающими, смиренно благодарите за вопросы и говорите, что при следующей  встрече, когда будете готовы, ответите.

Не старайтесь по памяти цитировать тексты из Библии, а если и цитируете, то не ошибайтесь. Вас обязательно будут проверять и если обнаружат, что вы искажаете, пусть и не намеренно, Благую весть, ваш авторитет упадет, и вам не будут доверять. Помните – вы пришли ко Христу, и не старайтесь блеснуть знаниями Священного Писания. Иначе вам скажут те же слова, которые когда-то услышал Никодим: «должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Прежде чем идти к этим людям, задайте себе вопрос: «Чего больше они ждут от меня? Моих знаний или понимания и любви?» Как и везде, дела здесь говорят громче слов. Чем чаще вы будете посещать их, тем плодотворней будет ваш труд. Посещения должны быть запланированными, и осужденные должны знать, в какие дни вы будете их посещать. Поверьте, их желание встретиться с вами велико, и они приближают эту встречу пламенными молитвами.

Может случиться так, что вы приехали, а вас по каким-то причинам не пустили. Не отчаивайтесь. Те, кто вас ждал, будут знать, что вы приезжали, и их духовное влечение к вам возрастет. За счет строгости человеческого закона благодать Божия усиливается.

Когда вы познакомитесь с обстановкой и людьми, желающими покончить с греховной жизнью, вам нужны будут откровенные разговоры, диалоги. Ни один из них не будет рассказывать о себе в присутствии себе подобных.

Самый лучший способ достигнуть одинокого сердца – это разделить с ним одиночество. Учитывая тот факт, что у них нет родственников или они от них отказались, предложите им краткосрочные свидания (2 часа), заблаговременно объяснив замполиту, что это нужно в воспитательных целях.

Давайте вспомним одинокого Закхея. Он действительно был одинок, так как его ненавидели соплеменники. О возврате к прежней жизни не могло быть и речи. То, что он может опять стать уважаемым человеком в своем городе, для него было невероятным. Он захотел однажды взглянуть на человека, который якобы не пренебрегает общением с такими, как он. От Закхея «смердело». Фарисеи демонстративно затыкали носы, чтобы не оскверниться воздухом, которым дышали мытари.

И вот он слышит слова: «…сегодня Мне надобно быть у тебя в доме» (Лк. 19:5).  Эта весть повлияла на него, как обезболивающее лекарство на больного. Кто бы мог подумать, что к такому, как он, грешнику может придти в гости Сам Иисус Христос. Мы знаем, какое преобразующее действие произвело на Закхея посещение Спасителя. Он был богат, а о богатых сказано, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

Иными словами, произошло невозможное, – Закхей покаялся. Человек,  к которому вы пойдете на свидание, имеет те же чувствования, что и Закхей. Он богат греховными достижениями, а вы – письмо Христово.

Вы – свет миру. Вы милосердие Божие. Через вас имя Божье прославляется среди грешников. «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7).

                                                             

 

Тюремный режим

Здесь находится спецконтингент всех  возрастов со всех режимов (за исключением несовершеннолетних  и женщин). В Казахстане подобная тюрьма находится в Аркалыке. В основном, люди, совершившие тяжкие преступления, приговариваются к нескольким годам тюремного заключения с последующим переводом на строгий режим.

Также здесь содержатся люди, не подчиняющие установленным правилам режима содержания (отрицательные). За неповиновение, отрицательное влияние на заключенных таких людей осуждают на тюремный режим сроком до 5 лет.

Здесь находится весь «цвет» преступного мира. Целые институты разрабатывали «программу» этих учреждений. Как сломать волю человека? Как воспитать его по-своему образу и подобию?

Некий партийный лидер сказал, что «преступный мир должен уничтожить сам себя». На это и была нацелена вся система МВД.

Осужденных натравливали друг на друга. Пускали слухи, что тот или иной осужденный, отказавшийся сотрудничать с оперчастью, якобы работает на нее. Делалось это настолько мастерски, что многие сотни людей становились жертвой насилия сокамерников. В так называемые «прессхаты» и «прессзоны», в которые помещали заключенных, беспрекословно выполняющих волю администрации, бросали так называемых жуликов. Здесь их делали инвалидами, насиловали или, если кому повезет, убивали.

Сегодня другое время, но методы остались те же. Львов можно заставить прыгать в огненное кольцо, но насильно заставить человека быть послушным закону невозможно. На это способна только милость Христа.

Вот письмо одного лазаря (К. В.):

«Первая судимость в 1980 году стала роковой отметкой моего старта в преступный мир. Я сразу же получил 15 лет усиленного режима за разбойное нападение и умышленное убийство. Однако это не послужило тревожным сигналом. Отличная спортивная подготовка, непомерные амбиции и своеволие были тем трамплином, с которого я начал свое падение в преисподнюю. Десять лет я блуждал в смертельном лабиринте и горел на костре низменных страстей в геенне огненной. Моя жизнь превратилась в сплошную пытку, приукрашенную уголовной «романтикой» и авантюрами. За это время я совершил несколько дерзких побегов. Моя жизнь была наполнена серьезными преступлениями, погонями, судами. Я был признан особо опасным рецидивистом. Находился на особом режиме.

Однажды, будучи раненным при очередной попытке к бегству, я находился в состоянии клинической смерти. Когда очнулся, то сказал сам себе: «Выживу – поверю во Всевышнего!» Каких еще надо было знамений? Впрочем, придя с крытой (тюремный режим), я снова стал обдумывать побег. Но меня выдал мой подельник. Меня сначала посадили на 15 суток в СИЗО, а после выхода в закрытый БУР (барак усиленного режима). Примерно через два дня объявили о приезде евангелистов.

Желающие могли встретиться с ними в клубе. Всех выпустили, а меня нет. Меня это почему-то очень взволновало. Я возмущался, стучал, угрожал и требовал. В конце концов, меня выпустили на собрание.

Так я познакомился с христианами. Началась переписка. Я очень медленно принимал Слово. Только через два года «на пятаке» я покаялся в своей греховной жизни перед Господом. И еще два года прошло до водного крещения – по внутреннему зову и твердому убеждению. Я понял, что Царство Божие внутри нас, а также и геенна огненная. После крещения началась совершенно другая жизнь. Слава Всевышнему за то, что вытащил меня из преисподней. Сейчас я всей своей жизнью подтверждаю свою веру. От таких пороков, как карты, сквернословие, пьянство, обжорство, курение и многих других я освобожден Святым Духом. Также от зависти, корысти, стремления к наживе, ненависти, злости, раздражения. Все это ушло. Молитва помогает мне, – Господь слышит и отвечает. После изолятора в 90 г. я не имею ни одного нарушения режима содержания. Два года назад мое дело представили на суд, и теперь я на строгом режиме. Когда судья взял мое объемное дело в руки, его глаза округлились от удивления. Ему сказали, что я верующий, и он понимающе кивнул. Сейчас меня перевели на льготные условия содержания и сняли с отметки «склонен к побегу». А ведь мне еще пять с половиной лет до свободы. Значит, верят в меня и видят мою новую жизнь.

Братья и сестры по заключению, я много прошел в этой жизни. Два раза был в Соликамском «белом лебеде». БУРы на зонах, карцеры и СИЗО, Владимировский централ. Камера смертников в «Крестах» и в архангельской тюрьме. Больше 10 всевозможных переломов, 4 огнестрельных ранения. Я никогда не думал, даже не предполагал, что у меня есть шанс стать другим человеком. Я убедился, что Святая кровь Иисуса Христа искупает все наши грехи и дает нам новую и вечную жизнь.

Что для этого нужно?

Осознать, что наши грехи завели нас в тупик, покаяться перед Богом и через водное крещение заключить с Ним завет.

Перед Богом все равны. Господь сотворил нас свободными решать, как нам жить. Право выбора за нами, и только вера в Иисуса Христа сделает нас истинное свободными. А кто из нас не мечтает об этом? Духовная свобода – что может быть выше?

Быть может, в ваше сердце сейчас закрадывается сомнение, и вы скептически относитесь к подобным опытам только потому, что уже видели однажды покаявшихся, но  вернувшихся на старую блевотину.

Прошу вас, собратья, не спешите делать выводы. В действительности, этот труд не благодарный, но благородный. Часто случается так, что тот, кому вы доверяете, обкрадывает вас, и ваша вера в таких людей слабеет. Вспомните библейскую статистику: только один из десяти исцеленных вернулся, чтобы отблагодарить Бога. За время ваших посещений и затраченных сил будет тот же результат. Вас будут одолевать мысли: а может, напрасно хожу сюда? Как говорил Павел: «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:11), но в этом же послании он пишет: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (6:9). Христос пережил предательство тех, кого учил. А если вы участвуете в Христовых страданиях, вы блаженны.