Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Работа с особыми группами людей Помощь заключенным ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВТК
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВТК PDF Печать Email

 

Общая характеристика. На формирование личности в этом возрасте влияют следующие факторы: достижение к концу периода половой и физической зрелости, необходимость жизненного самоопределения, выбора профессии, активного включения в общественную деятельность.

Психофизическое развитие. Человек достигает в этом возрасте физической зрелости, нарастает мышечная сила, повышается, работоспособность. Физическое состояние юноши придает ему уверенность в выборе профессии, овладении трудовыми навыками и умениями, занятии спортом.

Физические качества являются важным фактором, на самоутверждение юноши в среде воспитанников ВТК, важность его позиции в малой группе.

Развитие личности в юношеском возрасте. В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяются его роли в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимо­сти от родителей, что может вызывать у него внутреннее состоя­ние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях про­теста.

В юношеском возрасте могут происходить изменения в соци­альном статусе личности в связи с окончанием средней или вось­милетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению. Нередко этот процесс связан с большими трудностя­ми из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и отходом от взрослых, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.

В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием под­ростка, У юноши появляется тенденция постоянно оценивать свою личность, анализировать свои действия, поведение, поступ­ки. В отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».

У осужденных юношеского возраста особенно рельефно про­являются негативные элементы в развитии самосознания, которые могут заключаться в следующем: 1) в рассогласованности (функциональной и генетической) различных элементов самосознания, например, осознания своих психических свойств и само­оценки; 2) искажении социально-нравственных оценок, включен­ных в самосознание; 3) завышении (переоценке) своих качеств;

4)                              стремлении подтвердить свою неадекватную самооценку нело­гичными, а порой аморальными и криминальными поступками; неправильной оценке своего будущего в связи с совершенным преступлением, ощущении бесперспективности и повышенной социальной тревожности. Кроме того, самосознание и самооценка не всегда побуждают юношу заниматься позитивно направленным самовоспитанием.

Трудности юношеского возраста могут порой служить причи­ной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, у воспитанников ВТК реали­зуется неправильными и ошибочными методами, стремлением развивать у себя качества, чуждые нашему обществу.

Хотя у юношей формируется ярко выраженная направлен­ность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентации и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направ­ленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание у воспитанников ВТК этого возраста также получает искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансфор­мируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т. п.

Чувство взрослости у юношей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способе самоутверждения и самовыражения. Однако у юношей-воспитанников ВТК эта активность порой приобретает асоциальную направленность.

Следует также учитывать в работе с этими лицами юношеский максимализм, оставшиеся от подросткового возраста катего­ричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затруд­няющие формирование у них адекватной самооценки.

Трудовая деятельность, жизненные планы и выбор профессии. До совершения преступления часть осужденных работала на про­изводстве, но трудовой стаж у них невелик: у юношей 0,4-0,8 года, у девушек 0,3-0,6 года. Некоторые за это время сменили 1-2 раза место работы, что обусловлено стремлением к профессиональному самоопределению. Завышенные профессиональные притязания быстро приводят их к разочарованию, болезненным переживаниям, формированию психологии «неудачника».

Часть юношей до совершения преступления училась в ПТУ не по желанию, а в силу сложившихся обстоятельств (не прошел по конкурсу в другое учебное заведение, отчислен за неуспевае­мость из школы, направлен решением комиссии по делам несовершеннолетних в спецПТУ и т. д.). Поэтому они меньше доро­жат своей профессией.

Неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и путь правонарушений. Воспитателям ВТК приходится также преодолевать одностороннюю ориентированность юношей на овладение "престижными" профессиями, нежелание овладевать массовыми профессиями.

Общение и эмоциональная жизнь. У юношей больше и иначе, чем у подростков, выражено стремление к автономии во взаимоотношениях с родителями и взрослыми. Стремясь сбросить опеку взрослых, юноши стремятся к автономии:

     поведенческой (добиваться права самостоятельно решать жизненно важные для них вопросы), что в условиях ВТК затруд­нено и должно быть компенсировано вовлечением юношей в коллективную жизнь с элементами самоуправления;

     эмоциональной (потребность и право иметь свои интимные переживания, привязанности, симпатии и антипатии), что де­лает их особенно чувствительными в условиях лишения свободы к эмоциогенным факторам и порождает массу эмоциональных проблем в ВТК;

— морально-ценностной (потребность и право иметь свои собственные взгляды и убеждения и фактическое наличие тако­вых), что в условиях ВТК проявляется в нарочитом высказыва­нии крайних взглядов, в подчеркивании своей приверженности ценностям, которые официально осуждаются. Часто за этим стоит стремление быть оригинальным и неповторимым.

Для юношей характерно стремление к коллективной деятельности, участие во всех групповых начинаниях. В отличие от подрост­ков, которым бывает достаточно просто участвовать в коллективной жизни, юноши стремятся быть принятыми в коллектив, само­утвердиться в нем, иметь престиж, занимать прочную позицию, что благоприятствует формированию коллектива осужденных. Однако свойственная юношам борьба за популярность в колонии может принять извращенную форму, когда этой популярности и оригинальности они начинают добиваться с помощью силы, по­давления других осужденных, что требует применения профилак­тических мер.

Коллективная и групповая жизнь юношей не исключает индивидуальной интимной дружбы, предполагающей теплоту отноше­ний, искренность, привязанность. Дружба возникает из потребности «излить свою душу», поделиться своими переживаниями, быть понятым другим. В ВТК для дружеских отношений характерны следующие особенности: 1) замещающая функция, поскольку друг в колонии должен заместить оставшегося друга на свобо­де; 2) особая эмоциональная интенсивность и доверительность в связи с ограничением общения в пределах колонии; 3) внешняя огрубленность («без нежностей»), обусловленная как возрастными особенностями, так и специфическими чертами, сформировав­шимися в процессе преступной деятельности; 4) бескомпромис­сность и полная самоотдача, ревнивое отношение к друзьям друга; 5) некоторая слепота, иллюзорность, когда у друга нахо­дят качества, которыми он не обладает.

В юношеском возрасте получает дальнейшее развитие интерес к лицам противоположного пола, что повышает интерес к своей личности. На место увлеченности, привязанности, влюбленности подростка приходит первая юношеская любовь, отличающаяся чистотой, целомудрием и непосредственностью. Она обладает огромным стимулирующим эффектом, побуждая человека к нравственному самосовершенствованию, что необходимо макси­мально использовать в воспитательных целях. Однако у воспитанников ВТК чувство первой любви было порой осквернено влиянием лиц, начавших раннюю половую жизнь, формирующих у окружающих нездоровый интерес к лицам противоположного пола, насаждающих половой нигилизм, распущенность, распространяющихся о своих мнимых «победах». Неудовлетворенное чувство первой любви, сексуальная изоляция порождают среди юношей в ВТК своеобразные эпидемии увлеченности фотокарточками девушек, заочным знакомством.