Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Программы служения людям Алкоголь Алкоголизм история проблеммы
Алкоголизм история проблеммы PDF Печать Email

 

АЛКОГОЛЬ - НАРКОТИК. АЛКОГОЛЬ И БИБЛИЯ.

 

Содержание:

 

1. История употребления алкоголя.

2. Двойственное отношение к проблеме алкоголя.

3. Алкоголь как химическое вещество.

4. Алкоголь - наркотик.

5. Фармакокинетика этанола.

6. Алкоголь и Библия.

 

Проблема пьянства и алкоголизма , веками волнующая человечество, сегодня обострилась как никогда. И несмотря на то, что давно уже заговорили о том, что алкоголь - это яд, несмотря на многочисленные мероприятия и компании по борьбе с этим страшным злом, острота проблемы не уменьшается, а увеличивается с каждым годом. Достаточно сказать, что в ряде развитых стран смертность от заболеваний, вызванных употреблением алкоголя, вышла на третье место после сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Алкоголизм - это сотни тысяч исковерканных судеб, распавшихся семей, преступлений.

 

История  проблемы

 

До последнего времени не существовало однозначного отношения к алкоголю, как к веществу, вызывающему в организме человека целый комплекс патологических изменений, известных под названием алкогольной болезни. К сожалению, даже среди медиков. Представьте себе, что в Большой медицинской  энциклопедии (2 изд. ) содержались следующие рекомендации по употреблению алкогольных напитков с лечебной целью:

 

1) “при упадке питания и угнетении пищеварительной функции;

2) в периоде выздоровления после перенесенных инфекционных и других заболеваний, сопровождаемых упадком питания и вялостью пищеварительных органов.

3) при шоке, обмороке и острой сосудистой слабости  как средство, рефлекторно повышающее деятельность дыхательного и сосудодвигательного центров;

4) при травмах, сопровождающихся резкими болевыми ощущениями и кровопотерями.

5) при длительном вынужденном пребывании на холоде, общем переохлаждении организма и обморожениях отдельных частей.

6) при лихорадочных состояниях, сопровождаемых общим тяжелым состоянием”1.

 

Еще в 60-е годы в Крыму практиковалось винолечение. С другой стороны, в среде многих ученых и практических врачей, существовало совершенно противоположное мнение об алкоголе, как о яде, как о наркотике, употребление которого недопустимо в любом виде и в любых дозах.

Отсутствие единства в оценке действия алкоголя на организм, различия методологических платформ, изучающих проблему алкоголизма, создали ситуацию, о которой профессор Заиграев Г.Г., активно изучающий социальные аспекты алкоголизма в нашей стране, вынужден был констатировать следующее: “Состояние научных исследований проблемы пьянства и алкоголизма и их последствий пока таково, что мы в настоящее время не имеем достаточно полной и объективной информации о различных сторонах данного социального зла”2.

А отсюда и многочисленные противоречия в противоалкогольной литературе.

Итак, какова же история алкоголя? Существует мнение, будто потребление алкогольных напитков имело место всегда, что жизнь человеческого общества немыслима без вина, и потому бессмысленно вести с этим борьбу. Но уже в древности учеными медиками отмечалось, что употребление алкоголя способствует возникновению болезней, что оно пагубно влияет на потомство. Еще Плутарх 2 тысячелетия назад сказал: "Пьяница рождает пьяниц". Древние философы писали:

"Опьяневший не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно... Ум, помраченный вином, - то же, что лошади колесницы, потерявшие своих возниц; как они, не имея управителей, несутся в беспорядке, так и душа человека, потерявшего рассудок, делает много безрассудного"3.

Поэтому давно уже человечество пыталось различными средствами бороться с этим злом, принимая к лицам, злоупотребляющим алкоголем, подчас очень суровые меры. Например, в древнем Китае пьяниц казнили, в Древней Индии браминов, уличенных в пьянстве, заставляли пить кипящую мочу или вино, а их женам выжигали на лбу изображение бутылки. В Древнем Риме запрещалось употребление вина благородными римлянами, не достигшими тридцатилетнего возраста, а также всеми женщинами. Лиц, замеченных в пьянстве, обращали' в рабов, (там же).

В Средние века в Англии пьянство считалось позором. Уличенных в нем водили по улицам с ярмом на шее, а в дальнейшем имена и адреса злоупотребляющих алкоголем публиковали в газетах.

По эдикту Франциска 1 пьяниц подвергали аресту, замеченных повторно - длительному тюремному заключению, а при неисправимости им отрезали уши и изгоняли из страны.

Уже в XX веке в ряде стран была предпринята одна из крайних ограничительных мер - полное запрещение производства и потребления алкогольных напитков - т.н. "сухой закон". Он существовал в Исландии (1912-1923 гг), в Финляндии (1919- 1933 гг.), в Норвегии (1919-1926 гг.), а также в разные годы в других странах  (там же).

В Древней Руси из меда и хлебных продуктов вырабатываясь напитки с небольшим содержанием алкоголя - пиво и брага. В конце Х1У века в южные русские земли заморские купцы завозят крепкий алкогольный напиток, который в дальнейшем стал называться горилкой. На Руси начинает распространяться пьянство. Иван III, пытаясь пресечь его, издает указ, позволяющий, например, низшим слоям населения употреблять алкоголь только четыре раза в год!

В XVI веке Иван Грозный, преследуя финансовые интересы государства, широко открывает питейные заведения - "царевы кабаки".

В XVIII веке царское правительство впервые предоставляет право на продажу спиртных напитков отдельным предпринимателям, которые в погоне за прибылью умело использовали наркотический эффект воздействия алкоголя. Они временами снижали цены на водку и даже раздавали ее бесплатно, а затем, когда люди приучались к пьянству, - значительно поднимали цены.

Вот что писал Державин, которому правительством было поручено исследовать причины голода в Белоруссии в середине XIX столетия: "В каждом селении, а в иных по нескольку построены владельцами корчмы, где продается по дням и ночам вино. Сии корчмы не что иное суть, как сильный соблазн для простого народа. В них развращают свои нравы крестьяне, делаются гуляками и нерадетельными к работе. Там выманивают у них не только насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашные орудия, имущество, время, здоровье и самую жизнь"4.

В 1858-59 годах в России возникло мощное трезвенническое движение. Во многих губерниях стали возникать общества трезвости. Потребление алкогольных напитков в стране стало постепенно уменьшаться. Так, если в 1863 году на душу населения приходилось 4,55 чистого спирта, то в 1893 году - 2,46 литра5.

Серьезное влияние на борьбу с пьянством оказало растущее в это время сектантское движение в лице штундистов, баптистов, молокан.

К 1900 году в России действовало 15 городских, около 140 церковноприходских и около 10 фабрично-заводских обществ трезвости. К 1914 году в стране было уже 400 обществ трезвости. (там же).

Большую роль в трезвенническом движении в России сыграл Л, Н. Толстой. В своих статьях "К молодым людям", "Обращение к людям-братьям", "Богу или Маммоне", "Для чего люди одурманив.аютоя?" и многих других Л. Н. Толстой серьезно анализирует проблему пьянства. Одна из главных причин этого порока по мнению писателя - потеря религиозности и духовности. Вот что он пишет: "Чем больше я вижу зло, происходящее от пьянства (а вижу я это зло в ужасных размерах) и чем чаще мне приходится говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в осознании людьми губительности этого греха не для тела, а для души. Избавится же от него человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино, и он слышал его запах, и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного. А такое предпочтение души перед телом может быть только у человека религиозного. Так что, по моему мнению, пьянство - от отсутствия религиозного сознания, и спасение от него в пробуждении этого сознания"6.

В конце 19 столетия, убедившись, что с падением потребления спиртных напитков, поступления в казну резко уменьшаются, царское правительство проводит реформу в производстве и торговле винно-водочными изделиями, взяв всю эту доходную отрасль в свои руки и введя винную монополию.

Потребление алкоголя снова стало расти, достигнув к 1913 году 4,7 литра чистого спирта на душу населения в год. Стала расти преступность; к 1913 году по сравнению с 1895 годом в три раза увеличилось количество алкогольных психозов, число самоубийств на почве пьянства тоже возросло. В 1914 году в стране вступил в силу "сухой закон", который просуществовал до 1925 года. В это время душевное потребление алкогольных напитков в России практически было равно нулю.

Проблема "сухого закона", как и проблема алкоголизма, сложна и неоднозначна. Вряд ли можно запретительскими, административными мерами решить проблему пьянства. Растет самогоноварение, несмотря на строгие меры наказания, (не менее 5 лет тюремного заключения с конфискацией имущества за самогоноварение, покупку и продажу самогона).

В 1925 году была введена водочная монополия исключительно в интересах экономического порядка.

В 1932 году уровень душевного потребления алкогольных напитков равнялся в стране 1,04 литра, в 1950 году, т.е. спустя 25 лет после отмены "сухого закона" - 1,85 литра.

Резко возросло потребление алкоголя в 70-80-е годы. К 1985 году, когда правительство вынуждено было принять постановление "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма", потребление чистого алкоголя на душу населения составляло 13,7 литров в год.

Итак, мы видим, что несмотря на извечную борьбу, которая вроде бы ведется с алкоголизмом, эта проблема не решается, более того, она обостряется с каждым годом. И ниже, рассматривая последствия этого страшного социального зла, мы увидим, что это действительно так.

Почему же безуспешны все попытки положить конец этому разлагающее душу и тело пороку? Почему несмотря на предпринимаете мероприятия количество больных алкоголизмом не уменьшается, а наоборот, увеличивается? Да потому, что до сих пор у большинства, занимающихся этой проблемой не запечатлелось четко в сознании, что алкоголь - это яд, это наркотик, что это вовсе не "пищевой продукт", что не может быть никакого "культурного" и умеренного потребления наркотика. А отсюда и благодушное отношение к алкоголю. Увы, теории о пользе алкоголя и его целебных свойствах оказались гораздо более живучей.

Знаменитый врач средневековья Арнольд из Виллановы считал спиртные напитки животворящей влагой, посланной самим Богом страждущему человечеству, чтобы вернуть здоровье больным, силу слабым и молодость старикам. Даже знаменитый Авиценна восклицал: "Вознесем же хвалу аллаху, который сделал вино лекарством, помогающим природным силам!"

К сожалению, многие ученые и сегодня относятся к вину, как к "одной из замечательных находок наших предков" и видят в переходе на винопитие  вернейший способ профилактики алкоголизма7.

Даже в специальной медицинской литературе и в руководствах для врачей алкоголизм не идентифицируется с наркоманией8.

Что же это за вещество, вокруг которого столько споров, столько тайн и столько трагедий?

 

Алкоголь как химическое вещество

 

Слово "алкоголь" пришло из арабского языка. Арабы подразумевали под этим словом первоначальную, самую тонкую сущность предмета.

Сегодня этот термин употребляется по отношению к любым напиткам, в состав которых входит этиловый спирт. Кстати, слово "спирт" произошло от латинского spiritus  - "дух".

Этиловый спирт или этанол (химическая формула C2H5OH) - - бесцветная, прозрачная, летучая, легковоспламеняющаяся жидкость. Обладает резким запахом, жгучим вкусом. Хорошо растворяется в воде, органических растворителях.

Впервые получил относительно чистый спирт бенедиктский монах Базилиус Валентинус из Эрфурта. Как большинство алхимиков, он пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. Можно сказать, это ему удалось.

По фармакологическим свойствам этиловый спирт относится к наркотикам жирного ряда (таким, как эфир и хлороформ). При концентрации 20% этанол вызывает обезвоживание и свертывание клеточной протоплазмы, т.е. этиловый спирт - это протоплазматический яд.  При концентрации свыше 70% этанол денатурирует тканевые белки.

 

Алкоголь - наркотик.

 

Отличительными особенностями наркомании являются:

- влечение к постоянному приему наркотических веществ в возрастающих количествах (снижение толерантности к препарату;

- стойкая психическая зависимость от наркотического вещества;

- абстиненция.

В течении алкоголизма можно четко выделить все три эти особенности. Это и снижение толерантности, проявляющееся в постоянном повышении дозы, и психическая зависимость от алкоголя, проявляющаяся в неотступном желании выпить, и, наконец, абстиненция, известная при хроническом алкоголизме, как синдром похмелья.

Многие исследователи тем не менее не относят алкоголь к наркотикам, ссылаясь на то, что в крови человека в норме в концентрации 0,01-0,03% присутствует так называемый эндогенный этанол (алкогольному опьянению средней тяжести соответствует уровень этанола в крови 1,5-2,0%), а также имеются специальные ферменты для его расщепления.

Однако исследования последних лет показали, что мозг человека вырабатывает и собственные наркотики. Например, из гипофиза выделены морфиноподобные вещества, названные эндорфинами. Эти препараты из группы нейропептидов. Они кодируют такие формы активности головного мозга, как поддержание водно-солевого баланса, половое поведение, ощущение удовольствия и боли9.

Приятные ощущения после приема алкоголя объясняются его способностью усиливать синтез морфиноподобных веществ в ткани мозга. Интересно то, что выделение собственных наркотиков усиливается под влиянием иглоукалывания, электростимуляции, гипноза.

При регулярном употреблении алкоголя синтез эндорфинов, в том числе и эндогенного этанола угнетается. Этим и объясняется потребность организма все в больших дозах алкоголя и синдром абстиненции при его отмене.

 

Фармакокинетика  этанола

 

Что происходит с этанолом в организме человека?

В обычных условиях около 20% алкоголя всасывается в желудке, остальные - в кишечнике. Всасывание происходит быстрее на голодный желудок. У человека, не привыкшего к спиртному, всасывание происходит более медленно за счет паралича желудочной перистальтики. Это обстоятельство таит в себе опасность, маскируя черту, за которой может наступить тяжелое отравление, а иногда и смерть. Всосавшийся алкоголь по системе воротной вены поступает в печень, где он подвергается окислению с участием фермента алкогольдегидрогеназы и постепенно расщепляется до CO2 и H20 с выделением энергии.

Один из ближайших метаболитов этанола - уксусный альдегид - обладает наибольшей ТОКСИЧЕСКОЙ: активностью. Он в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

 

При массивных алкогольных нагрузках возрастает роль другого фермента - каталазы, окисляющей эталон не в печени, а в тканях организма.

Нарушение энергетических процессов (цикл Кребса), нарушение процессов биологического окисления, вызванные алкоголем, являются теми биохимическими механизмами, которые объясняют синдром абстиненции при алкоголизме.

 

Алкоголь  и Библия

 

Слово "вино" довольно-таки часто встречается в Библии. Чаще всего оно означает виноградный сок, подвергающийся брожению и выстаиванию в специально для этого приспособленном сосуде. Подобный вид вина был наиболее распространен в библейские времена. Злоупотребление вином характеризовало образ жизни допотопного человека (Матф. 24,38). Об опьяняющем эффекте вина знал Ной. Описанный в Священном Писании случай опьянения Ноя вовсе не говорит о том, что Бог благословлял подобные поступки патриархов. Скорее всего, это свидетельствует о достоверности библейского повествования, которое не выставляет своих героев чистенькими "ангелочками", но показывает их жизнь такой, какой она была в действительности.

38 раз в Ветхом завете встречается слово вино в значении "тирош", т.е. сусло. Это отпрессованный, еще не повергшийся брожению сок виноградных ягод.

В поэтических частях Библии встречаются также "асис", "хемер" и "собе", которые означали кунжутовый напиток.

В позднейшей библейской литературе употребляется слово "месех", означающее смесь вина с водою10.

Помимо указанных обозначений вина, часто встречается крепкий напиток "секар", в русском переводе - сикера (см. Пр.20,1; Ис.24,9; Ис.5,11; 28,7  и т.д.)

Учителями израильтян в виноделии были аборигены Палестины - хананеяне. Виноделие занимало значительное место в деятельности древних израильтян. Это видно хотя бы из того, что оно в библейских текстах упоминается рядом с хлебными злаками и маслами, как продуктами Палестины  (см. Втор. 6, 11I; 7,13; 8,8; Иерем.5,17; 39,10 и т.д.).

Культура винограда была распространена по всей стране. Особенно славилось в древности вино хевронских виноградников (Числ.13,24), а также драгоценное ливанское вино (Ос.14,8).

Каждый виноградник имел давильню, в которых виноград при веселых песнях и кликах давильщиков превращался в сусло (см. Ис.16,10; Иерем.25,30; 48,33).

Если почва была скалиста, то давильня высекалась тут же в скале. Обычно она сообщалась с чаном, находившемся ниже ее.

Во время сбора винограда радостное настроение охватывало всю страну и звуки труб смешивались с веселыми песнями и плясками народа  (см. Суд.9,27; Ис.16,10; Иерем.25,30 и т.д.).

Израильтяне пили и чистое выстоявшееся вино, и сусло (Ос.4,II; Суд.9,13).

Через Своих пророков в прошлом Бог постоянно предупреждал людей о пагубном воздействии на человека перебродившего вина и о тех печальных последствиях, которые несет его употребление. "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит, и ужалит как аспид" (Притч. 23,31-32).

Тот же Соломон говорит: "Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен".

Библия осуждает пьянство, как один из величайших пороков человечества. "Отвратительно пьянство их...", - говорит Бог устами ветхозазетнего пророка Осии (0с.4,18).

А апостол Лука наставляет своих читателей: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объедением и пьянством" (Луки 21,34).

Апостол Павел в послании к Галатам, перечисляя такие страшные пороки человеческие, как прелюбодеяние, бесчинство, ненависть, убийство, называет среди них и пьянство. "Предвараю вас, как и прежде предварял, - заключает Павел, - что  поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Галат .5,21).

Уже этих текстов вполне достаточно для того, чтобы увидеть совершенно однозначное отношение Бога к алкоголю, как страшному злу. Прекрасное творение Божие - виноградную лозу, которую Христос использует как символ взаимоотношений со Своим народом (Иоан.15), грешный человек превратил в источник своего греховного наслаждения. Священное Писание предлагает совершенно иной путь достижения блага и счастья, путь, который действительно может наполнить жизнь миром и радостью, благополучием и стабильностью. Это путь полного отказа от спиртного во всех видах.

 

Основные источники:

 

-Ю. П. Лисицын, Н. Я. Копыт "Алкоголизм", М. ,1983 г.

- Ю. С. Бородкин, Т. И. Грекова "Алкоголизм. Причины. Следствия. Профилактика" Л., 1987 г.

 

Список литературы, встречающейся в тексте

 

1. БМЭ (2 изд) том 1, с. 764.

2. Заиграев Г. Г. "Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения" М., 1986, с. 23.

3. Рузин М.А. "Преступление... до преступления", Рига, 1986 г. с. 6.

4. Державин Г.Р. Соч., т. 7. С пб., 1872, с. 232-233.

5. Углов Ф.Г. "В плену иллюзий", М., 1985 г. с. 34.

6. Толстой Л.Н. ПСС в 90 томах, т. 80, с. 226.

7. Брехман И.И. "Человек и биологически активные вещества", М., 1980 г. с.80-83.

8. Алкоголизм: (руководство для врачей) под ред. Г. В. Морозова, В. Е. Рожнова, Э. А. Бабаяна.   М.,1983 г. с. 3-4.

9. Ю. С. Бородкин, Т. И. Грекова "Алкоголизм. Причины. Следствия. Профилактика", Л., 1987, с. 38.

10. Еврейская энциклопедия, том