Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Покаяние - Конец или начало пути? PDF Печать Email

 

Иоанн Креститель, проповедуя, призывал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2). Кого-то может смущать столь неожиданное появление среди действующих лиц Евангелия этого пророка, который "врывается" в историю и в наше сознание, как будто предвидя краткость собственной жизни, в которой необходимо так много совершить.

Сам Иисус говорит о нем как о предтече Мессии, Ангеле, готовившем путь Господу Славы (см. Мф. 3:3). В те дни это было почетным, и в то же время опасным поручением, которое могло повлечь за собой смерть. Осознавая свое призвание и стоящую перед ним цель, Иоанн, без лишних вступительных слов, обращается к своему народу с призывом: "Покайтесь !"

Нельзя не согласиться с тем, что эти мужи, посланники Божьи, едва ли соблюдали этикет. Но это вовсе не говорит об их невоспитанности, как может показаться на первый взгляд. Просто они были хорошо осведомлены о нуждах людей. Для них чаще всего не существовало формальностей, нередко остужающих дух и отчуждающих душу. Когда внимательно прислушаешься к словам такого посланника, сердце радуется миру и душа обретает покой!

К моменту появления Иоанна мир многими событиями уже был приготовлен к приходу Мессии. И преобладающим настроением в обществе было всеобщее ожидание. Слова Иисуса: "Приблизилось Царство Божие" отражали именно это ожидание, наполнявшее души людей!

Ожидание Авеля подвигло его положить свою жизнь рядом с алтарем, на котором догорала его жертва. Своей смертью он хотел сказать последователям, что такое "ожидание" стоит того, чтобы за него отдать жизнь! Вспомните также переживания Еноха, позволившие ему преодолеть границы земного бытия и узреть вечность и град Бога нашего своими нетленными глазами. Начавшаяся для Еноха новая жизнь говорит тем, кто верой видит его возносящимся с Богом, что это ожидание драгоценнее земной жизни!

Вспомните также ожидание Авраама - отца всех верующих, видевшего издали землю обетованную так же реально, как и славу вечного Бога, но не имевшего и пяди земли, ибо "он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель - Бог" (Евр. 11:10). Это открывает перед нами секрет веры, которая вознаграждает ожидающих. И это обещание самого Бога!

Жизнь этих великих мужей - заверение в неизменности и неизбежности исполнения каждого Божьего слова. Как хотелось бы и нам услышать такие же слова: "Покайтесь! Приблизилось Царство Божие"! И впредь оно будет не только Царством благодати, но и славы, не только обетованием, обещанием, но реальной вечностью, не только надеждой, но исполнившимся ожиданием! Глядя на этот мир и свою жизнь, как хочется воскликнуть: "Гряди скорее, Господи!".

В один из дней минувшего года я встретил молодого человека, искавшего помощи для своих родных. Трагедия его семьи отражает, как в зеркале, бесчисленные трагедии человечества, которые, повторяясь снова и снова, к сожалению, притупляют наше восприятие происходящего. Но от этого они не становятся менее драматичными... Сестра этого молодого человека возвращалась домой из другой страны, где она гостила у родственников. Но по дороге в аэропорт произошло ужасное - она погибла в автомобильной катастрофе. Ее муж и пятеро детей не могли поверить случившемуся! Они растерянно держали в руках телеграмму, в которой она сообщала: "Еду! Встречайте!" Когда видишь такое, хочется, чтобы все замолкло в этом мире и стали слышны слова: "Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное!"

Ожидать - значит доверять обещанию Бога о наступлении Царства, принимать его, иметь его. А иметь обещание - это значит иметь надежду! Обещание, о котором мы говорим, - это внешнее выражение состояния сердца. Мы можем говорить: "Примите это обещание!" Но нельзя призывать людей: "Возьмите надежду", ведь она должна родиться в сердце!

Вот почему Иоанн говорит тем, кто приходил к нему креститься, претендуя на обещание, но не имея надежды в сердце: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния" (Мф. 3:7, 8).

К чему же призывал Иоанн Креститель? Во-первых, к жертвенности, к самоотдаче. С высоты современной цивилизации это кажется невозможным. Ведь удобство, комфорт, стиль в одежде и жизни мы возвели в ранг морали. Нас уже не устраивает образ жизни и отношение к ней наших родителей. Все чаще мы слышим о "европейском стандарте" применительно к одежде, квартирам, автомобилям, все чаще мы напоминаем нашим детям: "Смотри, у нас встречают по одежке!"

Что бы вы подумали об Иоанне, если бы повстречали его в присущем этому человеку пророческом обличье на улице современного города? Да мы бы отвернулись от него! Нам было бы стыдно признать в нем знакомого и тем более наставника в вере. И мы, само собой разумеется, не пожелали бы стать его последователями. Иоанна считали консервативным и ограниченным в отношении еды фанатиком. Многие склонны полагать, что он был вегетарианцем, ибо питался только медом и акридами - плодами дерева "кароб" (Бобовое дерево, произраставшее в Палестине. по мнению некоторых исследователей Библии). Но Иоанн ни в коей мере не превозносил бедность и нищету!

Сегодня слова "жертвенность", "самоотдача" приобрели статус Церковного языка. Они стали частью словарного запаса священников и пасторов и очень редко употребляются в обществе. Но Иоанн не был бы Божьим пророком, если бы, используя свое положение, призывал к бедности. Тем не менее его жизнь была упреком невоздержанности, плохим привычкам, эгоистичным желаниям. Иоанн знал, что человек, лишенный умеренности, не способен воспринять весть о покаянии. Эта весть обычно кажется таким людям старомодной, ибо требует сосредоточенности воли, работы сердца и разума, ищущего Бога. И Иоанн начал с самого себя. Христианский - автор пишет о нем: "Для исполнения своей миссии Иоанн должен был обладать физическим здоровьем, светлым умом и духовной силой. Предтече Господа надлежало смирить свои страсти и научиться так владеть собой, чтобы, вопреки любым обстоятельствам, стоять крепко, подобно скале в пустыне" (Е. Уайт. "Желание веков", с. 72).

В устах Иоанна слово "отдать" приобретало иное значение. Оно было первым шагом, а может быть, и главным ответом на вопрос современного человека: "Как выжить?"

Что же делают люди, лишь поверхностно знакомые с Евангелием? Они предпринимают самые невероятные шаги: становятся вегетарианцами по религиозным мотивам, истязают себя голодом, томят холодом или бессонными ночами, щедро жертвуют, отнимая последнее у своих детей или родителей.

Ново ли это для христиан? Нет. Первые христиане задавались точно такими же вопросами. И находили ответ, радуясь исполнению ими того, к чему призывал Иоанн.

Книга "Деяния святых Апостолов" рассказывает о вещах невозможных: "Ибо все, которые владели 1 землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян. 4:34, 35).

Раздавать имение другим никогда не было ни современно, ни старомодно. Точно также и нужда человека не может иметь таких измерений. Но увидеть и понять ее, пойти нуждающемуся навстречу может только тот, кто научился владеть собой, кто смиряет свои желания иметь больше, чем нужно на день грядущий, кто не дает волю своим страстям и не позволяет земному покорить себя.

Вот почему весть Иоанна - это весть для нашего времени. Мы живем в эпоху глубокого разделения в обществе: у нас только 8% богатых, 40% находятся за чертой бедности, а остальные влачат жалкое существование, выживают.

Вот почему Иоанн хотел, чтобы его призыв к покаянию и весть о наступлении Царства Божьего услышали все.

Когда мы слышим этот призыв, мы хотим последовать примеру Иоанна и первых христиан. Но если бы достижение Царства Божьего зависело от наших действий, а результатом покаяния были только благочестивые поступки, многие сегодня ходили бы |полураздетыми и голодными, как это было в средневековой Европе, породившей монашество, искавшее ( спасения в бедности и небрежении к плоти. Что же из этого вышло? Духовная деградация, моральное разложение, позор и вина, лежащие на многих поколениях! Это стало возможным по причине неверного толкования призыва Иоанна к покаянию и его вести о приближении Царства Божьего.

Что же имел в виду пророк? Цель всей жизни Иоанна состояла в том, чтобы! указать миру на Агнца Божьего. Агнец Божий, обещанный миру Мессия, возьмет на себя грехи этого мира. Его имя - Иисус, "ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21).

Этими словами очерчена острейшая человеческая проблема. Ее решение не зависит от стиля одежды или образа жизни, но ключом к этому по-прежнему остается "покаяние" - признание в Иисусе обетованного Мессии, Агнца Божьего, закланного от создания мира (см. Откр. 13:8), принятие Его как Личного Спасителя, способного взять на себя наши грехи. Упомянутые слова Евангелия содержат, по существу, призыв Божий к современному миру. И эта весть будет еще громче звучать по мере приближения дня Господня, пришествия в наш мир Господа Славы.

Читающие Евангелие ощущают в этом призыве определенную внутреннюю силу. Евангелист Матфей как будто что-то не договаривает, и это неудивительно, ведь он писал свое послание иудеям, для которых главный аспект покаяния сокрыт был в самом образе жизни и богослужения. Чуть позже, как бы расширяя сказанное Иоанном Крестителем, Сам Иисус обратил на это внимание: "...Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15).

С этимологической точки зрения слово "покайтесь" подразумевает несколько этапов человеческого опыта. Прежде всего, оно говорит кающемуся: "Остановись там, где ты находишься сейчас". Человеку необходимо признать, что следующий шаг в избранном им направлении приведет к катастрофе, в первую очередь в духовной жизни. Этот первый элемент покаяния, по-видимому, и составляет наибольшую трудность для наших современников. Данное состояние наиболее иррационально, оно противоречит, казалось бы, всему опыту человеческой истории. Ведь ничто не стоит на месте! А то, что остановилось, утрачивает контакт с действительностью и перестает существовать. Имеет смысл только движение вперед! В этом же опыте принятия Агнца Божьего, напротив, все начинается с остановки. Но остановки не инертной, а осмысленной, действенной, живой!

Христианская религия, если она ориентирована! на "слышание" призыва нашего Господа, никогда! не была статичной. Остановка в процессе покаяния: должна быть разумной и поэтому не очень продолжительной. Это подобно осознанию в какой-то момент того, что ты идешь в неверном направлении, когда у тебя в этом уже не остается сомнений.

Что же в этом случае делать? Продолжать движение вперед? Конечно же, нет! Остановиться? Да, но лишь на несколько мгновений. Как раз это имел в виду Иоанн, а затем Иисус. Никогда в плане Божественного провидения не предусматривалось долгого ожидания и размышления на этом этапе. К сожалению, каждому из нас приходилось не раз надолго останавливаться у края пропасти. Зная об опасности, нам хотелось что-то предпринять, однако на это не оставалось сил или же все вокруг представлялось безнадежно мрачным.

Да, покаяние - это религиозный акт, одно из самых- реальных действий, хотя оно и происходит прежде всего на уровне разума, сердца, души. Это момент, когда душа человека с воплем взывает: "Я грешен, Господи, помоги!" И что же дальше? Миллионы людей достигают этой высоты в опыте духовной жизни, и это для них самый критический момент. Для большинства это первая и последняя попытка изменить что-либо в себе.

Есть два неверных действия, которые, как кажется, преследуют людей и мешают развитию процесса покаяния. Во-первых, некоторые затягивают остановку слишком надолго. Они оплакивают прошлое и чаще всего грехи, совершенные ими когда-то. Плачущий грешник может вызвать сострадание у Иисуса, но не в этом состоит цель Его призыва к покаянию. Ведь грехи нужно не оплакивать, а оставлять! Оставлять решительно и бесповоротно! И это также есть решение сердца. Истинное покаяние включает не только сожаление о своих поступках, но также желание и твердую волю никогда их не повторять!

Во-вторых, сложилось ложное представление о том, будто в момент покаяния должно произойти нечто великое. Из истории богословия мы знаем об одном известном проповеднике прошлого, который учил, что человек должен знать день своего покаяния. Вся церковь должна знать об этом, и человек обязан каяться публично. Еще недавно публичные покаяния были неотъемлемой частью многих религиозных, христианских движений. Возможно, .для некоторых это столь же значимый момент, как и крещение. Если человек почувствовал побуждение покаяться во время богослужебного собрания, он вправе сделать это. Однако слова Иисуса, равно как и последствия их исполнения, оказывают более широкое влияние. Вы можете испытать это, молясь себя дома или читая Библию, беседуя о Боге с кем-то на улице, у дверей своей квартиры, или же читая духовную книгу по пути с работы домой. Внезапно приходит осознание святости Господа и собственной греховности. И вы останавливаетесь на путях жизни... Возможно, вы почувствуете вину, и грех! ваш будет казаться великим. Но не отчаивайтесь! Ни в коем случае не думайте, что для вас все потеряно, делая тем самым очередной шаг в неверном направлении. Все человечество находится во грехе, и путь, которым идет этот мир, не способен привести людей к свету. Правильное, решение сформулировано в словах Иоанна: "Вот Агнец Божий, Который берет' на Себя грех мира" (Ин. 1:29). Этим он имел в виду и вас, и ваш грех!

Вот почему покаяние - это не только остановка. Это также кардинальное обращение, путь в противоположном направлении. Еще минуту назад вы уходили от Бога, а теперь вы возвращаетесь к Нему!

Это может быть движением против течения. Час-то вы будете ощущать одиночество, но это путь пилигрима, который, не торопясь, уверенно следует в выбранном направлении. Здесь бессмысленно говорить о слепом следовании или безвольном поклонении. Путь, ведущий к Иисусу, нельзя пройти с закрытыми глазами, ибо это всегда путь открытого сердца!

Величие души кающегося в этот момент не может сравниться ни с каким другим периодом жизни. Жизнь становится полнокровной и осмысленной, все вокруг как бы озаряется невидимым присутствием Самого Бога. Духовные, благодатные дары нашего Господа сияют новой притягательной силой. Среди них доброта, забота о ближнем, готовность оказать любую помощь, любовь и сострадание. Обретение этих даров помогает человеку радоваться каждому доброму слову, принимать мир и его невзгоды без ропота.

Хорошо об этом сказал Сам Господь наш, Иисус. По Его словам, Царство Небесное, обретенное человеком в жизни с Богом, подобно сокровищу, за обладание которым он готов продать все свое имущество (см. Мф. 13:44).

Но истинное христианское приобретение никогда не выражалось только в чувствах людей. Следование за Иисусом - это полномасштабная вовлеченность всего человека - его разума, чувств, воли и поступков, Христианство никогда не было созерцательной религией. Оно мыслилось изначально как религия жизни и действия для тех, кто устал от поклонения мертвым формам, не затрагивающим души человека.

Как бы побуждая к действию тех, кто стоял на распутье, кто остановился, не зная, в какую сторону сделать следующий шаг, Иисус говорит: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3:10).

Иногда людям кажется, что их покаяние и есть те добрые плоды, которые достаточно принести в жертву Богу, но нам следует честно признать, что ни остановка, ни обращение назад не решают сами по себе проблему греховности. Решение этого непростого вопроса - в Агнце Божьем, жертве всех веков, жертве за все человечество. Грехи наши должны быть взяты Им и на Него возложены!

Джон Буньян в своем удивительно интересном аллегорическом рассказе "Путешествие пилигрима в небесную страну" повествует о христианине, поднимающемся в гору, чтобы достичь неба. Ему с каждым шагом все труднее идти, и тяжелая ноша на спине изнуряет его... Достигнув креста, он ощутил, что эта ноша сделалась невыносимо тяжелой. Но в тот момент, когда он с верой взглянул на Спасителя - а это Он был на кресте - ноша стала как бы | сползать со спины, после чего свалилась на землю, покатилась к открытой могиле и упала в нее... Тогда христианин воскликнул: "Он мне даровал покой Своей скорбью и жизнь - Своей смертью" (с. 67).

Как просто, не правда ли? Взирая с верою на крест . Спасителя нашего, мы освобождаемся от греховного бремени. Своей кровью Он дарует нам покой!

Но прежде чем говорить о критерии покаяния - вере, мы должны ответить на вопрос: "Кто же он, , Агнец Божий?" Апостол Павел в Послании к Римлянам (10:14) восклицает: "Как веровать в Того, о Ком не слыхали?"