Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 24 апреля 2024
Этапы работы Святого Духа PDF Печать Email

 

Столпившиеся в храме люди в тревоге теснились поближе к Петру, чтобы услышать его проповедь. Ощущая могущественное воздействие Святого Духа, многие искренне восклицали: "Что нам делать, мужи братия?" (Деян. 2:37).

Когда рожденный свыше христианин обретает дар Святого Духа, он переживает важнейший в своей жизни опыт. Нельзя стать одним из истинных детей Божьих, не насладившись благословенным присутствием Третьей Личности Божества. Сегодня многие, разочаровавшись в своих духовных достижениях, ищут чего-то нового и более осмысленного, чем та холодная религия, с которой они знакомы. Воспользовавшись такими устремлениями, сатана способствует возникновению движений, дающих ложное истолкование библейских изречений, говорящих об исполненности Святым Духом или крещении Святым Духом.

Христос сказал Своим ученикам: "Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:5). В этой главе мы рассмотрим различные этапы работы Святого Духа, преображающего человеческое сердце, а также исследуем смысл крещения. Кроме того, мы постараемся выяснить, кто и как может достичь преображения сердца.

Несомненно ясно одно: Бог хочет, чтобы все его дети восприняли полноту Духа и до конца осознали, что они крещены Небесной Личностью. Сразу после обращения Павла на пути в Дамаск Господь послал Ананию, который принес ободряющую весть: "Господь... послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа" (Деян. 9:17). Бог стремится наполнить Духом каждого, кто принадлежит к Его народу.

Господь щедро наделяет нас небесными благами, необходимыми для нашего спасения. Касаясь духовной жизни, Иисус сказал: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Ин. 10:10). Иисус всемогущ, Он "может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф. 3:20). "Ибо не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3:34), а от всей Своей щедрости.

Убеждающая сила

Господь начинает воздействовать на человеческое сердце силой Своего Святого Духа задолго до того, как у человека возникает желание жить святой жизнью или появляется интерес к религиозным проблемам. В обетовании, содержащемся в Ин. 16:8: "И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде", Дух Божий предстает как обличающая Личность. На первой стадии Своей деятельности Он обращается как к нехристианам, светским людям, так и к тем, кто уже долгое время является чадом Божьим.

Своим тихим, но проникновенным языком Святой Дух убеждает нас в реальности греха, правды и суда. Иными словами, Дух убеждает человека в том, что он - грешник, направляет его к отысканию праведности в Иисусе и, говоря о грядущем суде, вдохновляет на покаяние.

Размышляя о воздействии Святого Духа на человеческое сердце, Е. Уайт писала: "Созидатель этой духовной жизни [Святой Дух, исходящий от Спасителя] невидим, и человеческая философия бессильна объяснить, каким образом эта новая жизнь передается верующему и поддерживается в нем. Однако Дух всегда действует в согласии с писаным Словом" (Деяния апостолов, с. 284).

Говоря о роли Духа в убеждении грешника, она подчеркивала: "Когда же сердце покоряется влиянию Духа Божьего, то совесть грешника пробуждается и он начинает понимать глубину и святость Закона Божьего... Грешник начинает умом и сердцем понимать свою вину. Он признает праведность Иеговы и чувствует страх от того, что со своими пороками и нечистотой находится в присутствии Того, Кому известны все тайны человеческой души. Он видит любовь Бога, красоту святости, радость чистоты. Он жаждет очищения и изменения, чтобы войти в общение с Небом" (Путь ко Христу, с. 24).

Человек может или ответить на призыв Духа, или отвергнуть его, однако отвержение оскорбляет Святого Духа (см. Еф. 4:30). Тем не менее Он вновь и вновь продолжает призывать, стремясь смягчить человеческое сердце, и останавливается лишь тогда, когда человек настолько ожесточается, что перестает слышать Его голос.

Процесс убеждения воздействует на всех, однако на этом этапе Дух еще не пребывает в сердце и в каком-то смысле воздействует снаружи.

Сила, пребывающая внутри нас

По Божьему замыслу, а также по искреннему желанию Духа человек должен достичь второй стадии, на которой Дух входит в сердце и пребывает в нем. "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек.... Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14:16, 17). Бог хочет, чтобы мы стали храмом, в котором постоянно пребывает Святой Дух, и, когда это происходит, Дух начинает изменять нашу жизнь.

Беседуя с Никодимом, Иисус сравнивает действие Духа с дуновением ветра: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3:8). Несмотря на таинственное действие Духа, его результаты для нас очевидны. Хотя Божья работа, выполненная Его Святым Духом, незрима, как ветер, мы легко замечаем ее результаты. Когда человек предает свою жизнь Богу, Дух начинает совершать обновление и преображение, которое Христос называет рождением свыше: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (ст. 5).

После того как в жизни происходят первые изменения и человек чувствует готовность подчиниться водительству Духа, Он начинает содействовать духовному обновлению и плод Духа проявляется в его жизни (см. Гал. 5:22,23).

Сердце все больше сливается с Иисусом. Христианин, возрастающий в Духе и с большей полнотой предающийся Богу, чувствует, как в нем растет желание подчиниться Господу и полностью предать Ему свою жизнь.

Постепенно более заметным становится освящение. Любовь вытесняет ненависть и эгоизм, печаль и уныние уступают место радости, тревога и боль - миру, властность и нетерпимость - долготерпению, грубость - мягкости, порочность - доброте. Вера искореняет страх и неуверенность, кротость упраздняет заносчивость и стремление к превосходству, а сдержанность и самоконтроль придают стабильность всей жизни.

Духовное возрастание просматривается не только в характере человека, но и в его знании истины. По мере того как Святой Дух наставляет человека в исследовании Слова (см. Ин. 16:13; 14:26), он возрастает в познании Бога (см. Кол. 1:10), а также "в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр. 3:18).

Поскольку вместе с Духом в нас начинает пребывать Иисус, мы ощущаем Его очищающее влияние и защиту от греха. Тем не менее время от времени нам надо вновь посвящать себя Богу и обновлять свою связь с Иисусом, чтобы Дух смог привить нас к виноградной Лозе, заставляющей нас цвести и приносить богатые плоды (см. Ин. 15:1-7).

"Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви" (Желание веков, с. 671).

Согласно Откр. 3:20, только те, кто отворил двери, ответил на призыв Духа и позволил Христу войти в свое сердце, получат пользу от Его присутствия. Иными словами, работа Духа в нашем сердце и Его постоянное пребывание в нем зависят от нашей воли, заинтересованности и горячего желания.

Однако нельзя забывать и об одной опасности: войдя в жизнь человека, Дух может затем оставить его, если человек не отвечает определенным требованиям. "Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления", - предостерегает апостол Павел (Еф. 4:30).

Наше равнодушие и суетность, отсутствие связи с Богом и непослушание создают ситуацию, при которой Святой Дух бывает вынужден покинуть нас.

Если я осознаю эту насущную потребность, посвящаю ли я себя Иисусу каждый день без остатка, молю ли в вере и смирении о присутствии Святого Духа, делаю ли я это с той силой, которая оправдывает постоянное присутствие Божьего Представителя в моей жизни?

Постоянному присутствию Духа в нашем сердце мешает еще одно большое препятствие - грех и эгоизм. "Каждому придется вести упорную борьбу, чтобы одолеть грех в своем сердце... Каждый, вступающий в жемчужные ворота Божьего града, войдет туда как победитель, и его самой величайшей победой будет победа над самим собой" (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 182, 183).

Одно из значительных препятствий, с которыми сталкивается Дух, - это необращенное сердце отдельных Его вестников. "Если бы мы смирились пред Богом, если бы стали учтивыми, добрыми и полными сострадания, тогда там, где обращается к истине один, обращались бы сотни. Однако, говоря о том, что мы обращены, мы, тем не менее, лелеем в себе немало эгоистических привычек, которые кажутся нам слишком ценными, чтобы отказаться от них. Мы имеем возможность сложить это бремя к ногам Христа и вместо него заимствовать Его характер, уподобляясь Спасителю. Он ждет, что мы сделаем это" (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 189, 190).

Сила, дающая возможность

В Деяниях святых Апостолов Христос говорит о таком обетовании: "Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:5). Итак, с библейской точки зрения крещение Святым Духом не предполагает каких-то необыкновенных физических ощущений или необычного эмоционального состояния, которое может привести к телесным судорогам или глоссолалии. Оно означает только то, что мы спокойно принимаем силу, которая даст нам возможность свидетельствовать о Господе Иисусе Христе.

Святой Дух приводит к рождению свыше и постоянно изменяет нашу жизнь, очищая и защищая нас от греха, даруя Свои плоды и приводя к действенному единению с Богом и Христом. Однако Бог замыслил по отношению к нам нечто большее, нежели просто спасение, - Он наделяет нас привилегией и честью быть живым звеном в чудесной цепи искупления. Святой Дух влагает в наше сердце желание свидетельствовать о Нем, используя собственный опыт как самый убедительный аргумент, способный привлечь грешника.

По этой причине Иисус обещал исполнить нас Святым Духом и крестить Своею силою. "Но вы примете силу, - обещал Иисус, - когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:8).

Таким образом, крещение Святым Духом - особое действие, а сила, которую мы получаем вместе с Ним, имеет конкретную цель - дать нам возможность делиться своей верой с другими. Только это можно назвать полнотой Духа или крещением Духом. Дух дает верующему эту полноту для того, чтобы он стал действенным проводником Божьей благодати для ближних.

Елена Уайт пишет: "Святой Дух изольется на всех, кто ответит на Его призыв, и, отбрасывая все человеческие условности, обязательные правила и осторожные подходы, они возвестят истину силой Духа. Многие уверуют и присоединятся к воинству Господа" (Евангелизм, с. 700).

Нельзя стать истинным последователем Учителя, не становясь вестником, привлекающим к Нему других людей. Тремя непременными особенностями характеризуется христианин. Во-первых, он исследует Слово и открывает свой ум воздействию Духа. Во-вторых, это человек молитвы, который каждый день много времени проводит в беседе с Отцом. В-третьих, это человек действия, возвещающий ближним Евангелие Иисуса, которое сделало счастливым его самого. Если мы не хотим так поступать, то не воспримем полноту Духа и не уподобимся Стефану (см. Деян. 7:55), Павлу (см. Деян. 9:17} и Варнаве (см. Деян. 13:50-52).

Поздний дождь

Каждый час на земле рождается восемь тысяч младенцев. Каждый день прибавляется двести тысяч едоков. Каждый год население планеты увеличивается на семьдесят три миллиона человек. Иными словами, ежегодно в мире появляется как бы новая страна, которую необходимо евангелизировать.

Удастся ли нам донести евангельскую весть до каждого жителя планеты?

Здесь уместно вспомнить пророчество о позднем дожде. Бог обещает закончить Свою работу, и Он единственный, Кто силой Святого Духа сотворит с точки зрения человека абсолютно невозможное. Эту работу совершает Бог, а не человек. "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6).

Данное обетование не раз повторяется в Ветхом и Новом Завете: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от духа Моего" (Иоил. 2:28, 29; см. также Деян. 2:17-21).

Излитие Святого Духа в позднем дожде является особым событием, которое, согласно Божьим обетова-ниям и пророчествам, должно произойти в последние дни земной истории, чтобы тем самым довести небесный замысел до славного завершения. Поздний дождь - это не только индивидуальный, но и совместный опыт. Его цель заключается в том, чтобы завершить возвещение Евангелия.

Во времена апостолов, начиная со дня Пятидесятницы, ранний духовный дождь излил великую силу и способствовал зарождению церковного благовество-вания. За короткое время Евангелие Иисуса Христа распространилось по всему древнему цивилизованному миру. Равным образом в последний час земной истории Бог распространит его на всю землю. Когда мы размышляем о гигантской задаче возвещения эсхатологической вести "всякому племени и колену, и языку и народу", она кажется нам совершенно невыполнимой, однако нельзя забывать о том, что Бог в силе исполнить Свои обетования.

В Откр. 18:1 мы снова находим ободряющее заверение в том, что весь мир будет освещен Евангелием: "После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его". Ангел этот несет не какую-то новую весть, которая станет дополнением к вестям, содержащимся в 14-й главе, а новую силу - славу и силу Святого Духа, которая сделает наше свидетельство действенным.

Условия, необходимые для работы Святого Духа

Почему Божьи обетования о Святом Духе, особенно те, в которых речь идет о позднем дожде, до сих пор не исполнились во всей их полноте? Все дело в том, что мы, как отдельные верующие, так и Церковь в целом, не смогли удовлетворить определенным условиям и требованиям, поскольку, как известно, дар Духа дается нам "соответственно способности принять". "Это обетование... дано, как и всякое обетование, на определенных условиях" (Желание веков, с. 672).

Каковы же эти условия?

1. Покаяние и исповедание греха (см. Деян. 2:38; 1 Ин. 1:9). Указанное условие открывает доступ к христианскому опыту, дает возможность общения с Богом, а также возможность принять Его Дух. Однако, чтобы удержать Его и чтобы Его сила и влияние возрастали в нашей жизни, нам надо соблюсти несколько других условий.

2. Ежедневно просить Духа (см. Лк. 11:13). Нам надо так сильно хотеть Его присутствия, как мы хотим пищи или воды, испытывая сильный голод или жажду.

3. Проявлять послушание Духу (см. Деян. 5:32). Как только Дух поселяется в нашем сердце, он проявляет желание руководить нашей жизнью, вдохновлять нас на исполнение Божьей воли и сдерживать наши дурные помыслы и привычки. "Мы не можем использовать Святого Духа; Он должен использовать нас" (Советы авторам и редакторам, с. 285). Если же Он должен использовать нас, то нам надлежит подчиняться Ему, потому что в противном случае Он нас оставит.

4. Необходимо освободиться от всех дурных привычек, грехов и губительных чувств, оскверняющих нашу духовную жизнь (см. Еф. 4:17-32). В 30-м стихе развивается основная идея, суть которой заключается в том, что нам нельзя оскорблять Божий Дух. Апостол разъясняет, каким образом мы можем очиститься - Божьей силой освободившись от всякого греха.

5. Свидетельствовать о Христе. Бог ждет, когда мы подчинимся Его Духу, чтобы освободиться от греха, порочных привычек, эгоизма, алчности, ненависти, раздражительности и прочих немощей. Особым образом данное условие относится к возвещению Евангелия. В Деян. 1:8 говорится, что главная причина, по которой Бог дал нам Духа, заключается в том, что Он помогает нам свидетельствовать о Христе.

6. Отвергнуться от своего эгоистичного "я" и умереть для себя (см. Мф. 16:24). Отвержение самого себя устраняет одно из самых серьезных препятствий, мешающих принятию и сохранению Духа. "Тот, кто, отвергшись себя самого, позволил Святому Духу воздействовать на свое сердце, чья жизнь полностью посвящена Богу, может быть крайне полезен" (Христианское служение, с. 254).

Наше эгоистичное "я" проявляет себя по-разному: в гордости, желчной озлобленности, ненависти, нежелании простить, стремлении к превосходству. Если мы не научимся у Иисуса смирению, мы не сможем принять и удержать Святого Духа.

7. Иметь веру (см. Тал. 3:14). Часто осознание своей греховности приводит нас в уныние, и враг мешает нам молиться с верой и убежденностью. Тем не менее нам надо помнить, что одно из деяний Святого Духа заключается в очищении и удержании нас от греха. Больше, чем любой земной отец, Бог желает наделить нас Своим самым лучшим даром. Секрет его получения - в вере (см. Мк. 11:24). Когда вера удерживает Божье обетование, Господь исполняет его, но не в силу наших заслуг, а потому, что, ничего не имея, мы ждем исполнения этого обетования во имя Иисуса и действуем соответственно нашему ожиданию.

Повседневный опыт

Мы совершаем большую ошибку, полагая, будто принятие полноты Духа или крещение Духом связаны с каким-то захватывающим событием, происходящим однажды и оказывающим влияние на всю дальнейшую жизнь. Такое мнение ошибочно. Подобное происходит ежедневно и совершается спокойно и ненавязчиво, по мере того, как мы размышляем над Божьим Словом и внимаем голосу Духа, обращающегося лично к нам.

Точно так же наш Господь каждый день получал новое крещение Святым Духом. "Каждое утро, после часов, проведенных с Богом, Он приходил вновь к людям, чтобы являть им небесный свет. Ежедневно Он получал новое крещение Святым Духом" (Наглядные уроки Христа, с. 139).

"День за днем, когда глашатаи Евангелия преклоняют колени перед Господом и обновляют свои обеты посвящения Ему, Он дарует им Своего Духа" (Деяния апостолов, с. 56).