Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Дарвин и судьба PDF Печать Email

 

В тот день, когда натуралист-любитель Чарльз Дарвин сошел с английского военного корабля "Бигль" на Галапагосские острова, что в Тихом океане, началась новая эпоха в мировой истории. Дарвин находился недалеко от линии экватора, когда начал наблюдать за флорой и фауной этого изолированного архипелага. Тогда Чарльз еще не понимал, что вскоре разделит историю на две эры. До него вера в Бога-Творца была чем-то естественным, едва ли не само собой разумеющимся почти для каждого жителя западного мира. После него вера в Такого Бога для многих стала невозможной, даже неуместной.

Чарльз Дарвин стоял у истоков кардинального пересмотра представлений людей о самих себе и о Вселенной. Это произошло, когда он осматривал скалистые Галапагосские острова и заметил зябликов с их смешными клювами.

Дарвин чуть было не отказался от своего эпохального морского путешествия. На самом деле он готовился стать священнослужителем, но один из профессоров Кембриджского университета заметил его сильное увлечение естественными науками. Поэтому, когда Британское правительство готовило корабль "Бигль" к экспедиции с целью составления карты Южно-Американского побережья, профессор порекомендовал включить в ее состав Чарльза Дарвина.

Однако отец Чарльза был решительным противником этой поездки, полагая, что она являлась очередным безответственным приключением его сына. К тому времени Чарльз уже бросил занятия медициной в Эдинбургском университете из-за того, что не имел мужества наблюдать за операциями, которые проводились в то время без анестезии.

Но теперь, когда сын почти сделал надежную карьеру священника, старший мистер Дарвин не разрешал ему отплыть в неисследованные места Тихого океана.

Вмешавшийся профессор Кембриджского университета тем не менее сумел убедить Дарвина-старшего отпустить Чарльза. Он писал ему; "Занятия естественной историей, хотя и не связаны непосредственно с профессией священнослужителя, наиболее соответствуют ей по духу".

Вот так Чарльз Дарвин оказался в тот памятный день на Галапагоссах. Он прогуливался по острову, пока остальные члены команды составляли карту побережья. Его сразу поразило большое количество уникальных растений и животных на этих островах. Ему стало интересно, каким образом все это разнообразие сосредоточилось в одном изолированном месте.

Зяблики являли собой самое удивительное многообразие форм, и Чарльз принялся тщательно вносить в каталог их особенности. Маленькие черные зяблики гордо носили свои тяжелые клювы, которых не было у дубоносов. Другие виды имели тонкое подклювье, которое больше характерно для певчих птиц, И все эти разные размеры и формы можно было обнаружить у одного и того же вида птиц! Наблюдения Дарвина побудили его поставить вопросы, над которыми тогда мало кто задумывался.

Важно помнить, что во времена Дарвина большинство священников учили, что каждое животное или растение дошло до нас непосредственно из Едемского сада, не претерпев никаких изменений. Например, если на Галапагосских островах было одиннадцать типов зябликов, то все они, по их мнению, были изначально сотворены Богом. Христиане XIX в. твердо верили, что не может быть отклонений от первоначальных видов, сотворенных Богом.

И Чарльз Дарвин всегда верил в буквальный смысл библейских слов. Но здесь, на скалистых островах, его вера основательно пошатнулась. Трудно было убедить себя, что Бог-Вседержитель непосредственно произвел на свет всех этих зябликов с такими разными клювами. Более вероятным казался другой сценарий. Позднее Дарвин писал: "Стало очевидным, что подобные факты... можно объяснить только тем, что виды постепенно стали изменяться. Эта мысль не давала мне покоя".

Продолжая наблюдения в течение пятилетнего плавания на "Бигле", Дарвин накопил много новых фактов и начал разрабатывать теорию эволюции, то есть теорию происхождения видов путем естественного отбора,

Чарльз Дарвин старался быть добросовестным ученым. Он собрал невероятное количество фактов, перед тем как вывел основные умозаключения. В 1842 г. он говорил: "Я почти убежден (вопреки мнению, которое у меня было до этого), что виды не являются неизменными (это равноценно признанию в убийстве)".

Теперь мы понимаем противоречие между научными фактами, какими их видел Дарвин, и его верой в Бога-Творца Христиане всегда утверждали, что виды являются неизменными, что они не изменялись со дня Творения. Но факты, собранные Дарвином, похоже, доказывали обратное: все живое претерпело огромное количество незначительных изменений. Для Дарвина факт изменения видов был подобен выстрелу из револьвера по вере в Бога-Творца. Опубликование его открытий можно расценить как признание в убийстве.

Когда Дарвин издал "Происхождение видов" (1859 г.), миру открылась революционно новая картина бытия. Эволюция, казалось, объясняла все. Но мало кто заметил гигантский скачок от теории изменения видов к теории происхождения жизни. По-видимому, люди оказались в сетях порочного мышления; "все или ничего". Если виды менялись со дня Творения, это означало, что нельзя доверять словам Библии. Неправильное понимание учения Библии о Творении привело к появлению теории безбожной эволюции. Насколько же важно правильно понимать Библию!

Тщательно задокументированные Чарльзом Дарвином малые изменения в растениях и животных просто ошеломляли. Благодаря его усердию теория эволюции покорила весь научный мир.

В своей восхитительной книге "Семь человек, которые управляют миром из своих могил" писатель Дейв Бриз показал, какое сильное влияние Чарльз Дарвин оказал на наш мир.

Дарвину мы обязаны тем, что живем в другую эпоху. В его время Бог был для людей универсальным решением глобальных жизненных проблем. Сегодня большинство людей обращаются к теории эволюции в поисках ответа на три основополагающих вопроса: откуда мы произошли? Зачем мы здесь? Куда мы идем? Во вступлении к репринтному изданию дневника Дарвина, который он вел на корабле "Бигль", Вольтер Салливан писал; "Эта книга была прелюдией к тому, что, возможно, стало самым революционным изменением во взглядах человека на самого себя".

Таким образом натуралист-любитель, в последний момент нашедший место на корабле, плывущем в Южную Америку; человек, отказавшийся от тихой карьеры священника, и сейчас из могилы управляет частью этого мира. Его идея эволюции стала основной научной моделью, через призму которой сегодня рассматривается буквально все: начиная с причины вымирания дронта и кончая вопросом о том, почему некоторые культуры появляются и исчезают.

Возможно, Чарльз Дарвин никогда и не мечтал получить такую власть над нашим миром. Возьмем, например, социальный дарвинизм — веру в то, что общество развивается по закону выживания сильнейшего и по восходящей спирали. Если вся жизнь постепенно развивалась от простого к сложному, от плохо приспособленного к хорошо приспособленному, то и человеческое общество, согласно дарвинизму, должно развиваться в том же направлении. Эволюция — это бесконечное развитие СП-примитивных форм к совершенным.

Систематизация Дарвином клювов зябликов привела к появлению нового мировоззрения, согласно которому мы постоянно совершенствуемся, движемся к развитому обществу. Казалось, это разумный вывод, основанный на исходных предпосылках эволюции.

В начале XX в, эта точка зрения стала преобладающей.

Эндрю Джексон Дейвис считал плоды научно-технического прогресса доказательством такого неизбежного движения вверх. "Технические усовершенствования и научные открытия станут отрадой для души, — писал он, — дадут ей покой и приготовят к естественному путешествию к неземным мирам. Перед человечеством открывается славная эпоха. Это будет одна из разновидностей материального рая... Влюбляйтесь в новую эпоху... Верьте всем разумом в прогресс материального мира".

Виктор Гюго также уловил дух времени. Он писал; "В XX в. войны прекратятся, эшафот будет отменен, исчезнет вражда, и человек будет жить только одной надеждой: создать рай на земле. Вот почему все приветствуют благородный XX век".

Подобные мысли казались вполне разумными. Разве не должен человек совершенствоваться так, как совершенствуется и развивается все живое?

Но позже социальный дарвинизм потерпел крах в реальном кошмаре — первой мировой войне. Люди безжалостно убивали друг друга, так же как и в каменном веке. Только сейчас они делали это более изощренно; с помощью танков и самолетов. Затем наступил мировой экономический кризис 30-х годов; оказалось, что экономика отнюдь не всегда развивается гладко. И, наконец, невообразимое опустошение земного шара после второй мировой войны. Мы увидели отвратительные курганы из останков женщин и детей, отравленных газом в Освенциме и Бухенвальде, и обугленные руины, которые всего несколько мгновений назад были городами Хиросима и Нагасаки.

Ясно, что исходные предпосылки эволюции не подготовили нас к реальностям XX века, Предположения, сделанные на основе наблюдений за зябликами на Галапагосских островах, подверглись жестокой ревизии. Пророчества о нашей славной судьбе оказались несостоятельными,

Что же произошло?

Дарвин неправильно понимал фундаментальную природу человечества. Книга Бытие учит, что Бог сотворил людей по Своему образу. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:27).

После грехопадения природа человека полностью изменилась. Эгоизм занял место любви. Эгоцентричная гордость вытеснила бескорыстную милость. Наша планета восстала против Бога. Единственная наша надежда — это помощь свыше, то есть Спаситель, Который может освободить нас из засасывающей трясины греха. Поскольку проблема находится в нас, мы нуждаемся в освобождении и спасении извне. Таким Освободителем является Иисус Христос.

Социальный дарвинизм учит, что человечество спасается посредством прогрессирующего развития общества. Наука и технические достижения должны создать совершенное общество. Первая и вторая мировые войны основательно развеяли эти грезы!

Растущая преступность и насилие в городах разбили мечту дарвинистов. Бедность, голод и беспризорность во многих странах разрушили их фантазии. Угроза ядерной войны пробудила и отрезвила людей. Генерал Омар Брэдли заявил; "Мы — страна ядерных гигантов и нравственных карликов. У нас слишком много ученых и слишком мало мужей Божьих. Мы достигли блеска, но потеряли совесть".

К. М Джоуд из Кембриджского университета добавил;

"Термоядерными бомбами мы можем сжечь вое дотла, разрушить города и уничтожить жизнь на нашей планете".

Надежда социального дарвинизма, предполагавшего установление нового мирового порядка, погибла. Слова же Иисуса дают надежду нашему обеспокоенному, встревоженному миру. Со словами самой нежной любви Господь обращается к нам;

"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам; .Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе. чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:1—3).

Иисус обещал вернуться в то время, когда человечество подойдет к порогу самоуничтожения, О Втором пришествии Иисуса упоминается в Библии приблизительно 1500 раз. В Ветхом Завете на каждое пророчество о Первом пришествии Христа приходится восемь пророчеств о Втором пришествии. В Новом Завете о Втором пришествии Христа говорится в среднем один раз в каждом из двадцати пяти стихов.

Для нашей беспокойной планеты есть надежда. Грядет новый мировой порядок. Иисус Христос обещает установить Свое вечное Царство. Это новое общество возникнет не потому, что с помощью научных достижений человечество войдет в утопическую эру мира и любви, а потому, что вернется Царь Вселенной — наш Господь Иисус Христос.

Когда ученики Иисуса Христа спросили Его, по каким признакам можно будет судить о конце века, Он даже не упомянул о постепенном развитии общества. Вот что Он сказал;

"Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней" (Мф. 24:6-8),

В условиях всеобщего вырождения и распада наш мир может надеяться только на возвращение Иисуса. Об этом сказал Он Сам.

Перед жителями нашего мира, находящегося в тени Чарльза Дарвина, стоит один животрепещущий вопрос: живет ли человек сам по себе или отвечает перед Высшим Существом? Кто мы: высокоразвитые животные или дети Божьи? Что уготовано нам судьбой? Можем ли мы творить свою судьбу сами, в одиночестве шагая по жизни?

Размышляя над этими великими вопросами, мы плохо отдаем себе отчет в том, какую роль в выборе того или иного ответа играет человеческая гордыня. Я верю, что грех человека заключается в том, что он настаивает на собственной независимости; я сам себе господин, и никто мне не указ,

Человеческая гордыня может многое изменить в это последнее судное время, Я верю, что именно она предопределит, на чьей стороне многие из нас в конце концов окажутся; подчинимся ли мы Всемогущему Богу или будем упорно держаться иллюзии, что мы сами, как боги.

Чарльз Дарвин старался честно взвешивать факты. Он не делал поспешных выводов только ради того, чтобы создать себе имя. Детально изложив свои выводы в труде под названием "Происхождение видов", он написал следующее; "Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что в этом томе едва ли есть хотя бы одно положение, по которому нельзя было бы представить фактов, способных привести к прямо противоположным выводам".

Ч. Дарвин признавал, что его доказательства двусмысленны, что их можно объяснить двояко. Он видел большие расхождения в описании ископаемых останков. В действительности невозможно проследить все этапы постепенного превращения одного вида животных в другой. Окаменелости в основном представляют собой определенные группы, соответствующие современным видам животных и растений.

Но ученые того времени только начали откапывать и изучать окаменелости. У Дарвина были все. основания полагать, что когда на свет извлекут большое количество всякого рода окаменелостей, то "отсутствующие звенья" исчезнут.

Сейчас, когда раскопки производятся уже более века и обнаружены миллионы окаменелостей, пробелы в теории эволюции по-прежнему остаются. Мы все еще далеки от документального подтверждения превращения какого-либо одного основного вида животных в другой. Сторонники теории эволюции выдвигают всевозможные объяснения. Достаточно интересно и то, что сейчас теория эволюции выродилась в догму, и многие ученые не желают допускать самой мысли, будто доказательства по-прежнему сомнительны.

Они хорошо поступили бы, если бы последовали примеру своего научного предшественника, Чарльза Дарвина, Он проявлял удивительное смирение. Когда коллеги критиковали его, он внимательно прислушивался и вносил исправления в свою работу, если это было необходимо. Дарвин говорил: "Если я не прав, то чем скорее меня ударят по голове и уничтожат, тем будет лучше",

Обычно именно идейные оппоненты Дарвина прибегали к оскорблениям и брани. Дарвин же пытался спокойно объяснить им, почему он пришел к своим заключениям.

Друзья, нам нужно честно оценивать факты. Нам надо иметь смирение, чтобы принимать справедливую критику. Большинство из нас не столько ищут истину, сколько сидят на ней, Но иногда мы сидим не на том месте. Если нашей жизнью руководит Бог, если мы не развиваемся самостоятельно, значит, нам надо внимательно слушать Его, когда Он говорит, и двигаться в указанном Им направлении.

Человеческая судьба имеет одну и только одну цель. И эта цель — Иисус Христос. Он находится там, куда направляет нас. Тот, Кто две тысячи лет тому назад нарисовал наглядную картину XX века, по-прежнему управляет Вселенной. И Он управляет не из могилы. Его гробница пуста. Он — воскресший Господь.

История закончится, когда Господь явится на облаках небесных, чтобы предъявить Свои права на нашу планету. Вот это и есть наша истинная судьба. Если мы примем ее, то последний час суда принесет нам великую радость. Если же пойдем вслед гордыни, час суда станет для нас великим ужасом.

Пример Чарльза Дарвина, который я использовал, возможно, оставил у вас много неразрешенных вопросов:

если он был таким скромным и прислушивался к советам. почему Бог не достучался до его сознания? Почему этот человек не смог до конца разобраться в собственной теории?

Хорошо, позвольте мне досказать историю его жизни. В 1867 г. Дарвин предпринял второе путешествие к островам Южного моря, где тридцать четыре года назад он изучал местные популяции. В то далекое время он был убежден, что обнаружил первобытное человеческое общество среди каннибалов. Это было самое примитивное общество, которое хорошо вписывалось в его теорию эволюции.

Но в ходе своего второго путешествия Ч. Дарвин был изумлен, На тех же островах, где некогда жили враждующие между собой племена каменного века, теперь образовались прочные семьи, стояли школы и церкви. Вскоре Дарвин узнал, каким образом на острове произошли столь разительные перемены.

Миссионер по имени Джон Патон прибыл на острова и начал проповедовать аборигенам о Христе и благовествовать им. Дарвина настолько глубоко тронули происшедшие изменения, что он внес щедрые пожертвования в кассу Лондонского миссионерского общества. Его "недостающее звено" превратилось в примерных граждан.

Я верю, что это один из тех способов, которыми Бог-Вседержитель пытался изменить мышление отца эволюции. И полагаю, мы можем увидеть последствия Божьего влияния в событиях, случившихся в конце его жизни.

Атеистически настроенные биографы Дарвина вынуждены признавать, что он, по меньшей мере, был теистом, то есть верил в великую первопричину или Творца всего сущего. Религиозные убеждения Дарвина были широко известны до самой его смерти.

Некая леди Хоуп пришла навестить прикованного к постели старика Чарльза и увидела, что он держит в руках открытую Библию.

"Что вы читаете?" — спросила леди Хоуп.

"Царственную Книгу, — ответил Дарвин. — Разве она не величественна?"

Во время беседы женщина упомянула о том, как описан акт Творения в Книге Бытие, и рассказала, как теперь люди относятся к Библии в свете его теории.

Дарвин сильно огорчился и произнес в ответ: "Я был молодым человеком и еще не сформировался как личность. Я делился своими догадками, предположениями... и, к моему удивлению, мои идеи подхватили с быстротой молнии. Люди сделали из них новую религию".

Возможно, Дарвин проявил здесь свою природную скромность. Но позже он обратился с просьбой к леди Хоуп, зная. что та искренне верит в Бога. "У меня есть летний дом в саду, — сказал он. — Я хочу, чтобы вы проповедовали там людям после обеда".

"О чем я должна говорить?" — спросила посетительница.

"О Христе Иисусе, — ответил Дарвин, — и о Его спасении. Это ли не лучшая тема?"

Когда они прощались, Чарльз Дарвин обратился к леди Хоуп с последней просьбой; "Если вы назначите собрание на три часа, это окно будет открыто, и вы будете знать, что я присоединился к вашему пению".

Иисус Христос — это самая лучшая тема. Он — наша судьба и судьба всего человечества. Есть только один вопрос: как мы встретим Его, когда история человечества подойдет к завершению? Мы можем или цепляться за свою гордыню, или присоединиться к хору ангелов. Мы можем или закрыть дверь перед Всемогущим Богом, или в смирении открыть окна наших сердец.