Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 19 марта 2024
5. То, как Бог выглядит в зеркале PDF Печать Email
«То окно в вашем сердце, в которое вы смотрите и думаете, что видите Бога, является зеркалом».
Господь пристально наблюдает за нами и говорит: «ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]» (Псалом 49:1).
Вина присуща греху. Но нашему грешному сердцу присуще избегать вины путем смещения осуждения на других людей и в итоге на Бога. Нам нравится чувствовать себя удобно, когда мы размышляем над тем, что мы не являемся хуже других и даже лучше чем большинство людей. Проблема усугубляется, когда мы начинаем приписывать наши свойства Богу. Мы часто представляем себе то, что Он подобен нам, придавая Ему свойства нашего грешного характера. Мы «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (К Римлянам 1:23).
Наши предположения о том, что характер Бога подобен нашему, содержат в себе определенную причину, хотя мы редко подходим к ней со смиреной откровенностью. В темных уголках нашего падшего разума, мы неосознанно желаем свергнуть Бога для того, чтобы возвеличить себя. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов 40:3). Если Он выглядит плохим, то мы выглядим хорошими, или почти что хорошими. Не существует нужды осознавать свою вину или преклоняться пред ним, если Он не является невинным в наших глазах. Мы виним Его в эгоистичной попытке самооправдания. Человечество одержимо побуждением, которое движимо виной - создать изображение Бога, схожее с нами и этим избежать действительности – болезненной, но целительной действительности того, что Бог является благим в отличие от нашей греховности. Если бы мы поверили в то, что Бог является полностью праведным, то наше безобразие проявилось бы в своем истинном свете, не имея никакого оправдания. И все же мы бы увидели Бога таким, каким Он на самом деле является – Целителем.
Смещение нашей вины на других и на Бога является одной из главных характеристик проблемы греха, которая зачалась в Эдеме. Адам винил Еву. Ева винила змея. В итоге они оба винили Бога, потому что Бог сотворил Еву и змея. Единственной альтернативой этому являлась полная ответственность за их грех и вера в то, что Бог является достаточно милостивым, чтобы простить. Очевидно, что этот путь был слишком тяжел для них, поэтому они начали перекладывать вину. И в итоге этого трагического падения люди винят друг друга и Бога со времен Эдема.
Приписывание Богу всего зла и трагедий, которые происходят в нашем мире, является психологической защитой, под которой мы прячем тот факт, что мы являемся виновными. Все страдания, которые постигают человечество, являются прямым результатом нашего греха. Мы потрясаем нашими кулаками на Него, что как бы является механизмом нашего выживания. И потому что Он является Богом самоотверженной любви, у Него нет иного выбора, как позволить то, чтобы наше неверное понимание Его характера затмевало наш взор на некоторое время. Единственной альтернативой этому является полное откровение Его невинности и благости, которые бы в итоге полностью раскрыли нашу истинную вину. Если Бог позволит полной реальности Его любви и праведности обрушиться на нас, то это уничтожит нас виной, которая естественно возникнет у нас. Для того, чтобы спасти нас от этой смертоносной вины, Бог самоотверженно позволяет полной истине Своей святости быть спрятанной под тем осуждением, которое мы так отчаянно громоздим на Него.
И все-таки, Он не остается в полном безмолвии. Он знает, что наше полное спасение возможно лишь только путем откровения Его славной любви. Он не может и не будет навсегда оставаться закрытым тьмой нашего искаженного восприятия. Он берет на себя полную ответственность за наш грех и страдания, неся нашу вину с благородностью и в то же время раскрывая Свою любовь и благость в целительных дозах, а не в одной чрезвычайной дозе разрушительной величины. В Его мудром и сострадательном плане «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно…».
Но все-таки, тьма не является другом, но врагом, несмотря на то, что она позволена на какое-то время, чтобы мы были очищены постепенным откровением. «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Коринфянам 13:12). Бог ведет своих детей шаг за шагом до тех пор, пока они не познают Его полностью и себя такими, какими Он нас знает. Совершенная честность является итоговым результатом нашего искупления.
Богослов Освальд Чемберс заметил, что «человеческий характер определяет то, как он толкует Божий характер и волю». Затем, он указывает своим читателям на Псалом 17:26, 27 как на доказательство этого психологического феномена в человеческом опыте: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его».
Эти стихи указывают, что мы склонны толковать Божий характер исходя из нашего. Если мы оказываемся милостивыми в наших отношениях с другими, то мы будем способны видеть Божью милость по отношению к нам. Если в наших сердцах и жизнях мы являемся морально чистыми и праведными, то мы сможем более отчетливо видеть Божий характер как праведный и чистый. С другой стороны, если мы являемся лукавыми, то мы искажаем нашу умственную и эмоциональную способность видеть и верить в то, что Бог является милостивым и благим. Мы склонны смотреть на Него, как на лукавую личность подобную нам. То, каким является наш характер, действует как внутренняя линза, которая увеличивает наше распознание Божьего характера. Хороший фотоаппарат снимает хорошие фотографии. Плохой фотоаппарат снимает плохие фотографии.
Иисус обобщил этот принцип в двух последующих стихах:
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (От Иоанна 3:3).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея 5:8).
В этих стихах слово «увидеть» относится не к глазам, а к восприятию, пониманию, осмыслению. Только тот, кто «родится свыше», то есть переродится духовно, сможет понять те духовные принципы, которые управляют духовным царством. Только те, кто ищут внутренней чистоты, могут разглядеть истину Божьего характера.
Должны ли мы тогда достичь личной чистоты до того, как мы сможем познать Бога?
Это является тем случаем, где следующий вопрос может показаться уместным: «что появилось первым - курица или яйцо»? Мы задаемся следующим вопросом: «что происходит вначале - откровение Божьего характера или преобразование нашего характера»? Библия говорит нам, что нужны оба компонента.
С одной стороны мы зависим от истины Божьей благодати, которая должна проникнуть в наши сердца, чтобы мы покаялись и родились снова (К Римлянам 2:4; 1 Иоанна 4:19). Мы не можем очистить себя без хотя бы элементарного понятия о Божьей милостивой любви.
С другой стороны, когда откровение начинает зарождаться в нашем сердце, то продвижение в сторону света создает определенный климат в душе, при котором возникает большее просвещение. «Во свете Твоем мы видим свет» (Псалом 35:10). Когда мы принимаем каждый луч божественной красоты, который проникает в наши умы, тогда глаза нашего осознания приспосабливаются к свету и наш взор заостряется. «Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18).
Когда мы имеем искреннее желание познать Бога, мы позволяем нашим характерам совершенствоваться тем светом, который Он посылает. Мы обретаем такое духовное состояние, при котором возможно дальнейшее различие Божьего характера. С каждым углубляющимся откровением и с каждым соответствующим принятием света, мы становимся все более и более свободны от неправильного представления Божьего характера и от недостатков нашего характера. Наше восприятие Его и наше возрастающее подобие Ему соединяются вместе в одно целое. Откровение и преобразование сопутствуют друг другу. И в итоге мы «знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).
Когда мы отрицаем божественное откровение, наше преобразование прекращается и мы поворачиваем в сторону ложного понимания, которое маскирует наш отказ. Если грех лелеется, а не отвергается в свете Божьей любви, то свет тускнеет до тех пор, пока не образуется тьма. И когда наши глаза приспосабливаются к тьме, мы начинаем думать, что мы видим и начинаем верить в то, что эта тьма является светом. Описывая эту психологическую трагедию, Писание гласит: «горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!» (Исайя 5:20).
По Своей мудрой предусмотрительности, Бог позволил Писанию быть составленным таким образом, что те, кто изучают его страницы с истинным желанием познать Бога, увидят свет Его истинного характера. Но этот же самый источник света является сетью заблуждения для тех, кто пытается сформировать Бога в свое подобие для того, чтобы избежать свою нужду стать подобными Ему. Это та важная истина, на которую указывал Иисус, когда Он сказал: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (От Иоанна 9:39). Иисус не говорит о том, что Он желает чтобы некоторые видели, а некоторые были слепы. Он объясняет две возможные ответные реакции на свет: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (От Иоанна 3:20, 21).
Никакой человек не обретет истинное познание Бога, смотря на себя. То окно восприятия, которое находится в нашем сердце, в котором мы думаем, что видим Бога, совсем не является окном, но зеркалом, которое лжет нам. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9). Мы не должны смотреть на себя для того, чтобы увидеть Отца и Его истинный характер. Мы должны смотреть на Христа, который сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Видевший Меня видел Отца» (От Иоанна 14:6, 9).

ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ: Прости меня за то, что я думал, будто Ты подобен мне. Прости меня за то, что я присваивал Тебе свои грешные черты характера. Но я благодарю тебя за то, что Ты так милостиво понес мои укоры и упреки для того, чтобы сохранить мою психику и мое существование. Помоги мне отвернуть свой взгляд от себя и переместить его на Твоего Сына. Покажи мне, каким Ты в действительности являешься, в то время как я смотрю на Иисуса. Во имя Христа. Аминь.