Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 17 апреля 2024
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. PDF Печать Email

 

    Освящение - процесс совершенствования, процесс уподобления Христу, процесс постоянного духовного возрастания. В связи с этим процессом у нас возникает вопрос: до какой степени мы способны возрасти во Христе? Можем ли мы говорить о полном освящении, об абсолютном совершенстве уже в этой жизни? Достижимо ли это?

Сторонники той позиции, что полное освящение возможно, основываются на словах Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" и на других библейских текстах, которые якобы поддерживали эту позицию.

Те же богословы, которые считают, что абсолютное совершенство может быть достигнуто только в вечности, тоже ссылаются на многочисленные библейские тексты в поддержку своей позиции.

    Давайте посмотрим и мы прежде всего на библейские тексты, которые на первый взгляд выглядят противоречиво. И те, и другие ссылаются на одно и то же Священное Писание.

    Итак, первая позиция - перфекционистская ("перфект" - совершенный). Представители этой позиции считают, что человеку возможно не грешить уже в этой жизни.

Но это не значит, что человек вообще теперь не может согрешить. Это означает, что человек может не грешить.

Перфекционистская позиция не означает, что человек больше не нуждается в благодати Божьей.

Это не значит, что для этого человека больше нет искушений и внутренней борьбы.

Это не означает, что больше нет потенциала для духовного роста.

 

    Библейские тексты, которые используют представители данной позиции:

Матф. 5:48, Еф. 4:13, 1-Фес. 5:23, Евр. 13:20-21, 1-Ин. 3:6.

Все эти тексты говорят о возможности полного освящения для верующих на этой земле.

    С другой стороны, противники перфекционистской позиции с большой ревностью доказывают на основании Священного Писания, что не может полное освящение быть достигнуто на этой земле. 1-Ин. 1:8-10, 1-Ин. 2:1-2, Римл. 7:18-19, Фил. 3:12-16.

    Пефекционизм в историческом аспекте.

    В истории христианской церкви всегда шли дискуссии и дебаты вокруг текстов, которые поддерживают идею о том, что уже в этой жизни можно достичь абсолютного совершенства.

1. Христианский платонизм. Во втором веке такие яркие представители Александрийской богословской школы, как Клемент Александрийский и Ориген, смогли привнести в христианскую сотериологию целый ряд элементов, чуждых учению Священного Писания. Во-первых, это понимание Бога, как чистого духа (nous), лишенного всяких чувств и эмоций. Во вторых, спасение должно пониматься созерцательно, как богопознание ("гносис").

В третьих, в процессе этого познания человек должен очистить себя от всякого рода чувств, эмоций, страстей (анатейа), подняться выше этого. Отчетливо видно влияние стоицизма.

    Дальше эту идею развил Ориген. Он также подчеркивал познание, как основное средство к христианскому совершенству.

Христианское совершенство - это победа над телом, как средоточием зла, греха, страсти. Сам Ориген оскопил себя, буквально понимая Матф. 19:12.

    Подобные взгляды на христианское совершенство в последствии породили такие направления, как аскетизм и монашество. Разрыв с миром, порабощение тела и плоти - это основные пути к христианскому совершенствованию. Этот подход порождал двойную мораль, двойную духовность. Это разделяло христиан, которые жили в миру и христиан, освященных божественным "гносисом", монахов, достигавших уже в этой жизни полного освящения. На подобное понимание освящения, конечно же, оказал сильное влияние дуализм греческой философии.

2. Монашество - одна из самых ярких попыток в истории христианской церкви достичь совершенства. Макарий Египетский делает акцент на освящении в своих духовных проповедях.

    В своем трактате " О совершенстве" Григорий Нисский подчеркивает необходимость подражать Христу, участвовать во Христе, что приводит к внутреннему перерождению человека.

    Для Августина, который очень серьезно относился ко греху, совершенство было немыслимо в этой жизни. Конечно, Августин доводит свое понимание греха до крайности, когда говорит, что греховность и "человечность"* - это одно и то же. Путь к совершенству - это избавление от всего человеческого.

    Пелагий, в отличие от Августина учил о возможности достижения совершенства здесь на земле путем морально-нравственных усилий.

    Как реформаторы решали эту проблему?

Учитывая, то, что и Лютер, и Кальвин стояли на позиции Августина, по вопросу перфекционизма они также разделяли позицию Августина - совершенствование невозможно на этой земле.

    Основатель методисткой церкви Джон Уэсли, находился под сильным влиянием Макария Египетского и Вильяма Ло, англиканского священника, который учил, что вся жизнь христианина должна быть непрекращающейся жертвой Богу, непрестанной молитвой. Христоподобие - это наш идеал совершенства, и достичь этот идеал возможно засчет исполнения своего христианского долга перед Богом и людьми.

    Джон Уэсли:

Никогда не отождествлял совершенство с безгрешностью,

Не верил, что совершенство может быть достигнуто путем заслуг.

(Он занимал среднюю позицию между Августином и Пелагием).

В противовес августинианской, чисто платоновской, идее греха Джон Уэсли подчеркивал аспект отношений человека с Богом.

Он подчеркивал, что человеческое совершенствование не абсолютно.

Христианское совершенство - это не безгрешность.

Это не состояние невозможности согрешить.

Это не совершенство Адама до грехопадения.

Это не означает, что человек не может дальше возрастать в благодати.

Он исключал всякий намек на элитарность.

Он был против эллинистического уравнивания греха и всего человеческого.

Он не основывал совершенство на отказе от мира, на аскетизме, монашестве.

* Человечность не в смысле доброты, а в смысле всего того, что связано с человеком.

   

Христианское совершенство для Джона Уэсли - это совершенство в любви. Для него совершенство - это не совершенство плоти, тела, это совершенство отношений.

    Именно в контексте нашего отношения к ближним (отношения любви) мы и должны понимать слова Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". См. Матф. 5:38-47.

Перфекционизм (2).

Церквь АСД однозначно против идеи о святой плоти. Т.е. достижение полного совершенства на этой земле невозможно.

Священное Писание говорит о совершенстве и призывает нас к нему. Но речь идет не о совершенстве природы человеческой (она останется греховной до тех пор, пока Господь не изменит ее), но речь идет о совершенстве отношений (Матф. 5:48).

Понятие "совершенство" в Священном Писании (греч. телео) не означает безгрешность, непорочность и незапятнанность. Когда Христос говорил: "Будьте совершенны..", Он не имел ввиду "Будьте безгрешны и непорочны..."

    Греческое слово "телео" происходит от "телос", что означает "цель", "конец". Т.е. Христос как бы ставил перед своими слушателями определенную цель, видимый конец, к которому они (и мы) должны стремиться. Он также показывал нам образец. Речь не идет о безгрешности, но о стремлении быть похожими на Образец в своем отношении к Богу и к людям. Св. Писание не представляет нам ни одного из героев веры, как личностей, достигших абсолютного совершенства плоти и свободных от греха.

   

    Говоря о христианском совершенстве, мы должны мыслить только в тех категориях, о которых написано в Священном Писании, не привнося элементы греческой философии и традиционно устоявшиеся взгляды.

Окончание лекции 15

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ (2).

Церквь АСД однозначно против идеи о святой плоти. Т.е. достижение полного совершенства на этой земле невозможно.

Священное Писание говорит о совершенстве и призывает нас к нему. Но речь идет не о совершенстве природы человеческой (она останется греховной до тех пор, пока Господь не изменит ее), но речь идет о совершенстве отношений (Матф. 5:48).

Понятие "совершенство" в Священном Писании (греч. телео) не означает безгрешность, непорочность и незапятнанность. Когда Христос говорил: "Будьте совершенны..", Он не имел ввиду "Будьте безгрешны и непорочны..."

    Греческое слово "телео" происходит от "телос", что означает "цель", "конец". Т.е. Христос как бы ставил перед своими слушателями определенную цель, видимый конец, к которому они (и мы) должны стремиться. Он также показывал нам образец. Речь не идет о безгрешности, но о стремлении быть похожими на Образец в своем отношении к Богу и к людям. Св. Писание не представляет нам ни одного из героев веры, как личностей, достигших абсолютного совершенства плоти и свободных от греха.

    Говоря о христианском совершенстве, мы должны мыслить только в тех категориях, о которых написано в Священном Писании, не привнося элементы греческой философии и традиционно устоявшиеся взгляды.