3 часть Заключительные размышления Печать
 

1. Историческая часть

В Ветхом Завете Библии ничего не говорится о продолжении жизни после смерти. Иисус также об этом ничего не говорил. Как же случилось, что ложные представления о бессмертии души все же проникли в раннехристианскую Церковь?

Представления о погружении в "ничто" было для людей всех времен невыносимой мыслью. Поэтому снова и снова предпринимались попытки каким-либо образом избежать ужаса смерти.

Почти от самого начала истории человечества развивается идея о том, что умерший человек в действительности не умирает. Часто такое предположение основывается на представлении, что существует независимая от тела душа, которая не подвергнута смерти. Причиной такого мышления является отказ людей признать смерть как конец жизни.

Вавилонская литература полна спекуляций о бытии в смерти и достижении вечной жизни. Согласно этим представлениям, в тело воплощается нематериальный элемент и ему приписывается бессмертие.

У древних египтян господствовала идея о том, что не только отделенная от тела душа живет после смерти, а в их представлении, весь человек продолжает жить. В результате такого учения у египтян развился обычай сохранять тело умершего посредством бальзамирования. Таким образом оно должно было быть сохранено от тления, а для этого строились специальные гробницы. Позднее эти представления у египтян изменились - и культ мертвых становился все более сложным.

Среди народов Персии и Индии учение о бессмертии души возникло очень давно. При этом душа как жизненный фактор человека представлялась в виде огня. На этом основании предпочиталось сжигание мертвых, чтобы душа могла снова возвратиться в собственную стихию. С развитием брахманизма к этому представлению присоединилось учение о переселении души.

У древних греков идея бессмертия души достигла своего наиболее классического выражения. Вера в человеческое бессмертие возникла во второй половине V столетия до Р.Хр. Платон (427-347 до Р.Хр.), находясь под влиянием философии Сократа (470-399 до Р.Хр.), стал наиболее известным представителем этого учения. Он

особенно подчеркивал такую идею: тело является темницей для души, поэтому смерть является освобождением души из тюрьмы.

Греческий философ Аристотель (384-322 до Р.Хр.) был учеником Платона. Поэтому неудивительно, что он также (особенно в своих ранних произведениях) не видел в человеке цельности и, как и его учитель, рассматривал душу пленницей тела. Особенно ярко он это выразил в своем труде "Предостережение о философии". Привязанность души к телу Аристотель сравнивал с судьбой людей, которые попадали в плен к этрусским морским пиратам. О последних рассказывается, что они привязывали к пленным трупы лицом к лицу - и так эти несчастные должны были умирать. Аристотель сравнивал этих пленных в их невыносимом состоянии с душой, а трупы - с телом человека.

Нетрудно представить себе, с каким презрением рассматривалось тело человека и каким желательным был момент освобождения души от этих уз. Таким образом, смерть рассматривалась как истинное спасение, как врата к настоящей счастливой жизни, которая начиналась после смерти. Итак, это философское учение сформировалось в очаровательную философию и пустилось путешествовать по миру.

Не избежала этого ошибочного мнения и христианская Церковь. Еще до того, как поредели ряды свидетелей воскресения Христа, появились в Церкви люди, говорящие, что нет воскресения из мертвых (1Кор. 15:12). Другие, напротив, утверждали, что обещанное воскресение из мертвых уже произошло (2Тим.2:16-18).

Несмотря на то, что некоторые христиане уклонились от учения Иисуса и апостолов, многие остались на первоначальном пути. Согласно их высказываниям, вечная жизнь - это исключительное преимущество спасенных.

Клеменс из Рима, Игнатий Антиохийский и автор так называемого "Послания Варнавы" относительно учения о природе человека оставались верными Библии. Юстиниан Мученик (родился около ПО по Р.Хр.) в своем известном диалоге с иудеем Трифоном в 50-й главе говорит: "Если вы познакомились с такими людьми, которые называют себя христианами и ... отвергают воскресение из мертвых, утверждая, что их души после смерти попадают на небо, не признавайте таковых за христиан".

Священник Рейнхарт, приводя эту цитату, добавляет: "Еще в середине II столетия Платоновское учение о бессмертии души истинные христиане считали антибожественным и антихристианским учением, которое встречается лишь у фальшивых христиан" (l.Reingard: "Kennt die Bibel das Jenseits?": Ernst Reingardt - Verlag, Munchen; 1925, s. 149,150).

Co временем все больше бывших языческих философов становились сторонниками христианства. Многие из них пытались привести философские мысли и идеи в соответствие с христианской надеждой, однако, принимая христианство, они при этом не снимали и философской мантии.

Уже Афенагор (примерно 127-190 г.) пошел в вопросе христианской надежды о воскресении на компромисс. Во втором столетии он пользовался авторитетом искусного, многостороннего защитника христианского учения о вере. О его жизни немного известно. Он написал книгу о воскресении. Однако в этом сочинении Афенагор смешал веру в воскресение с учением о бессмертии души. Он пытался обосновать бессмертие души не на основании Библии, а философскими аргументами и мудростью греческого учения.

Тертуллиан (род. 150 г. по Р.Хр.) - первый христианин, который принял в концепцию своего учения чистилище, ад, вечное мучение и молитвы за умерших. По его мнению, пути мучеников идут на Небо, а души остальных людей в - преисподнюю, где ожидают суда.

Таким образом, эти два философа положили начало отречения от библейской доктрины. Все больше и больше на передний план выдвигалась идея бессмертия души, а надежда на воскресение отодвигалась назад. Этот процесс был особенно заметным в городе Александрии, где это смешение было ощутимым. Клементий Александрийский (прим. 150-220 по Р.Хр.) в этом вопросе считался большим авторитетом. Особенно это касается обсуждаемого нами вопроса о христианской надежде. В своих ранних трудах Клементий еще умалчивал о природном бессмертии души, но уже рассматривал христианство как слияние двух течений: иудейства и язычества. Увлекаясь греческой философией и гностицизмом, он постепенно изменил свою точку зрения. В конце концов, он стал учить, что душа имеет ту же материю, что и Бог. Однако в различных пунктах своих сочинений он сам себе противоречит; с одной стороны говорит об уничтожении душ безбожников, а с другой - выражает свою веру в бессмертие души. Утверждая учение о чистилище, он в то же время исключает вечные муки.

Ориген, как ученик Клементия Александрийского, дополнил

учения своего учителя, хотя несколько в другом направлении. Ори-ген считал, что Священное Писание нужно принимать духовно. "Каждый в отдельности, - писал он, - поднимаясь к Богу, становится все более духовно совершенным, оставляя материальное позади себя. После смерти его ожидает чистилище и всякое блаженство или ад и другие миры для нового испытания. В конце концов, все, в том числе и дьявол, будут испытывать счастье и блаженство". Позже Оригена обвинили в ереси; однако, немало его теорий оказали серьезное влияние на религиозные догмы тогдашней христианской церкви.

В то время, как это трагическое смешение прогрессировало полным ходом, Августин (354-430 по Р.Хр.) относительно этого вопроса сформулировал собственное учение от имени Церкви. И до сегодняшнего дня оно мало чем изменилось. Августин написал книгу о своем обращении в христианство, в которой указал шестнадцать пунктов, якобы доказывающих бессмертие души. Из этого следует, что задолго до того, как принять христианство, он беззаветно был предан язычеству. Христианский неоплатонизм утвердил себя, став своеобразным мостом. С Августином идея о бессмертии души достигла своей кульминации.

Затем был Фома Аквинский (рожд.1226), который придал учению о бессмертии души ее окончательную форму; а на восьмом заседании 5-го Латеранского собора в декабре 1513 г. Папа Лев X официально объявил догму о природном бессмертии души.

Итак, учение о так называемом бессмертии души обязано своим происхождением не иудаизму и не христианству. Оно - дитя язычества, и в первую очередь греческой философии. Смешение христианских и языческих идей имело для христианства губительные последствия. При слиянии двух потоков, один из которых имеет грязную, а второй - чистую прозрачную воду, грязная вода никогда не станет чистой; наоборот, чистая вода обязательно загрязнится.

Именно так случилось в Церкви с чистой библейской вестью о смерти и воскресении. В итоге очень мало осталось от учения Иисуса Христа. Не наступило ли время снова сделать четкое различие между этими двумя течениями?

2. Заключительные выводы

Надежда на воскресение - прекрасная и великолепная надежда; она - единственное библейское утешение, которое мы имеем перед лицом смерти. Другого большего утешения Библия не знает. Все учения, которые противоречат Библии, происходят от великого обманщика - от змея-лжеца, сказавшего Еве, что она не умрет, если съест запретный плод.

Когда Иисус придет, все верующие воскреснут к жизни. Позже также воскреснут и нечестивые, но не для вечной жизни, а для получения наказания и чтобы умереть второй окончательной смертью.

Как награда праведникам, так и наказание нечестивых произойдут в будущем. Мы хорошо сделаем, если откажемся от всех учений, которые не согласуются с Библией.

Мы не нуждаемся в спиритических учениях, получая призрачное утешение перед лицом смерти. Это утешение - ничто иное, как обман, и происходит непосредственно от отца лжи.

Ничего не доказывает и факт пребывания в состоянии клинической смерти. Те люди, которые находились в подобном состоянии, в действительности не были мертвыми. Такие переживания иногда случаются с наркоманами и людьми, имеющими тяжелые повреждения мозга, что доказуемо и частично объяснимо. Что же касается историй с появлением светящихся существ и передающих вести с потустороннего мира, которые противоречат Библии, то к ним необходимо относиться с чрезвычайной осторожностью, поскольку сатана умеет преображаться и в ангела света (2Кор.11:14), чтобы совратить таким образом многих людей.

Иисус и апостолы не заблуждались. Они учили, что в последнее время жители Земли окажутся перед лицом могущественного сатанинского совращения и соблазнов. Многие люди, хотя и будут называть себя христианами, в действительности будут иметь лишь вид благочестия (2Тим.З:5). Таковые перестанут уповать на учение Библии, а поверят басням и учениям, которые им приятны (2Тим.4:3-4). Согласно предсказанию Иисуса, появится множество ложных учителей, которые соблазнят многих людей (Матф.24:5, 11,24). Сегодня исполняется то, что было предсказано.

Все громче звучит призыв серьезно исследовать Божественное Слово, чтобы приготовиться ко Второму пришествию Иисуса (Матф.24:14). Сегодня Иисус еще приглашает ответить на Его призыв к сотрудничеству в провозглашении вести, содержащей Слово Божье. К этому призван также и ты, дорогой читатель. Бог желает, чтобы учение, которому мы верим и возвещаем другим, было однозначно и четко очерчено словами: "Так написано!" Мы призваны ежедневно изучать Слово Божье и каждый возникающий вопрос проверять этим мерилом. Бог желает иметь на Земле народ, который из всех учений избирает Библию и только Библию как руководство и путеводитель. Мы должны в смирении и в сопровождении серьезных молитв исследовать Слово Божье. Только так Дух Святой может наставить нас на всякую истину. Он желает сообщить Божью волю и помочь нам четко различать, что есть истина, а что - заблуждение. Когда человек познает истину, он нуждается в большом мужестве, чтобы оставаться ей верным.

Приводим две цитаты, которые открывают действительные человеческие проблемы, играющие довольно важную роль в этом вопросе.

Александр Каррель пишет: "Только огромным усилием воли человек может понять то, что находится внутри него и чего он не желает понять. Он инстинктивно закрывает свой ум от факторов, побуждающих его оставить то, что приятно и приносит удовлетворение".

Августин утверждает: "Кто не позволяет истине победить себя, того победит заблуждение".

Если человек искренне желает познать, что такое истина, он будет руководим Святым Духом на протяжении всей жизни (Ио-ан. 16:13). Кто открывает свое сердце навстречу любви Божьей, тот не только будет яснее понимать истину, но также получит силу оставаться ей верным. Дух Святой наделяет также мужеством с радостью передавать другим свет, доверенный человеку Богом.

Ободряет тот факт, что все же многие теологи, проповедники и просто рядовые члены Церкви различных конфессий в вопросах понимания сущности смерти остаются верными Библии.

На первых страницах Библии сообщается, как замечательно Бог вначале создал все для блага Своего творения. Затем вошел грех со своими, далеко идущими последствиями. Но Бог не оставил мир на произвол судьбы; Он послал Своего Сына для освобождения всех тех, кто готов принять этот величайший дар спасения. Последние страницы Библии сообщают нам о том, какой будет наша потерянная планета после того, как Бог снова восстановит ее.

Как Бог первоначально запланировал относительно нашего мира, так и будет: люди обретут свое вечное счастье на Новой Земле, очищенной от греха и страданий.

Какое же будет ликование, когда спасенные при своем воскресении снова заключат в объятия воскресших близких и родных, с которыми их разлучила смерть! С тех пор они всегда все вместе будут жить с Иисусом!

Поэтому апостол Павел перед лицом смерти призывает нас с полной уверенностью ухватиться за обетование о воскресении: "Итак, утешайте друг друга сими словами" (1Фес. 4:18).

В истории не было еще времени, когда такое множество людей были бы вовлечены и запутаны в спиритические лжеучения, как это можно наблюдать сегодня. Последствия "волны оккультизма" опустошительны. Книжный рынок буквально загроможден литературой с чуждыми Библии мыслями и идеями. То, что сегодня происходит на нашей Земле, однозначно указывает на приближающийся конец. Страх и ужас распространяются среди народов. Многие люди в отчаянии падают духом; ими овладевает страх в ожидании того, что должно прийти на Землю. Природное равновесие нарушено. Последствия греха подгоняют человечество к концу земной истории. Но тех, которые являются Божьими свидетелями для этого времени, Иисус ободряет: "...Поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Луки 21:25-28). Все бедствия и нужды нашего времени, искренняя любовь к нашим ближним должны побуждать нас постоянно возвещать о том, что Бог сделал для нашего спасения. К этому принадлежит также и добрая весть о воскресении. Иисус действительно воскрес; воскреснем и мы при Его Втором пришествии, если отдадим Спасителю нашу жизнь. Верующие в Иисуса будут разбужены Им от смертельного сна, чтобы жить вечно в неописуемо прекрасной Родине.

Апостол Павел написал вдохновенные, исполненные надежды слова:

"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие.

Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою". "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1Кор. 15:51-58).

О будущей Родине и счастье спасенных людей Иоанн сказал следующее:

"И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. ...И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном" (Откр.21:1,4-5,7).