Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Нетематические книги Почти_забытий_день Глава 5. Авторитеты свидетельствуют
Глава 5. Авторитеты свидетельствуют PDF Печать Email

 

МЫ ПРИВЕЛИ исторические материалы, которые свидетельствуют о том, что суббота почиталась и соблюдалась на протяжении всех веков. В третьей главе мы упомянули о позиции католической церкви в вопросе об изменении священного дня отдыха. В этой главе мы приведем комментарии и высказывания большого числа католических и протестантских авторов - историков и теологов, которые помогут нам понять, что суббота не была изменена ни Христом, ни Его учениками, - это было осуществлено церковью в ранние века.

Мы начинаем, обращаясь к Августу Ниндеру, возможно, самому великому из всех церковных историков, который говорит в своей «Общей истории христианской религии и Церкви», т. 1, с. 187: «Празднование воскресенья, как и все другие празднества, - это всего лишь человеческие указы и никак не идея апостолов со времен апостольской Церкви перенести законы субботы на воскресенье».

Шафф-Герцог в «Энциклопедии религиозных знаний» поддерживает это убеждение Ниндера: «Воскресенье ("dies solis" - день солнца по римскому календарю, потому что этот день предназначался солнцу), первый день недели, был принят первыми христианами как день поклонения. "Солнце" на латинском языке означает "солнце праведности"... Никаких инструкций о его соблюдении нет в Новом Завете, нет даже предписания о соблюдении его» (Vol. VI, Art. Sunday, p. 2259, 3rd edition).

Один из авторов жизнеописания Константина, говоря о компромиссе, необходимом для привлечения язычников, уточняет, что это было данью первому гражданскому закону о воскресенье, введенному римским императором Константином в 321 году по Р. Хр. Это был один из первых официальных актов, последовавших после принятия христианства, когда Константин добровольно подчинился духовному руководству римской католической церкви и «сделал священников своими советниками» (Eusebius, Life of Constantine, book 1, chap. 32, in Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vol. 1, p. 491).

Обратите внимание на печать язычества в первых строках первого закона о воскресенье Константина: «В этот почтенный день солнца (т. е. воскресенье) пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают, и пусть все мастерские будут закрыты». Он очень отличается от закона нашего Господа о субботе, где нет ни слова о «почтенном» солнце, а говорится о поклонении Создателю солнца.

Римская католическая церковь цитирует решения Лао-дикийского собора, который перенес «празднование с субботы на воскресенье». Обратите внимание на язык катехизиса:

«Вопрос: Какой день является священным днем отдыха?

Ответ: Суббота - священный день отдыха.

Вопрос: Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?

Ответ: Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь на Лаодикийском соборе (336 г. по Р. Хр.) перенесла празднование с субботы на воскресенье» (Rev. Peter Geiermann, С. SS. R., The Convert's Catechism of Catholic Doctrine, p. 50, 2nd edition, 1910).

Константин издал, по меньшей мере, шесть декретов, касающихся вопроса о соблюдении воскресенья. Начиная с этого времени и императоры, и папы издали несколько законов, и целью каждого из них было закрепить соблюдение воскресенья. И все же, несмотря на эти законы, истина о субботе оставалась жить в средние века благодаря людям, верным Богу, которые не позволили поколебать их сознание.

Реформация, которая придавала особое значение Библии и только Библии, способствовала появлению духовных исполинов, соблюдающих субботу.

Эндрю Фишер, католический священник, глубоко обдумывал свое решение соблюдать субботу. Он доказывал, что заповедь о субботе не была частью церемониального закона, поскольку она была учреждена при создании мира до появления системы освящения. Цитируя Матфея 5:17, 18, он показал, что Иисус отказался даже на йоту отступить от закона. Ссылаясь на Иакова 2:10-12, он продемонстрировал, что ученики Его также не изменяли субботу. Он смело указал на католическую церковь как на источник отступничества. Почитание воскресенья, полагал он, явилось следствием исполнения папского повеления - «изменить времена и закон», как предсказывал пророк Даниил (7:25). В результате Фишер поплатился жизнью за это. В 1529 году мистер и миссис Фишеры были приговорены к смерти.

Как мы узнали выше, протестантские реформаторы также комментировали этот факт - изменение освященного Богом дня. В шестнадцатом веке старый коллега Лютера Анд-реас Карлштадт принял субботу. В 1524 году, через два года после разрыва с Лютером, он написал свой основной трактат под названием «Относительно субботы и заповеданных священных дней». Лютер довольно интересно отреагировал на трактат Карлштадта о субботе: «Да, если Карлштадт написал о священном дне отдыха, тогда, значит, воскресенье можно забыть, а субботу, священный библейский день, праздновать» (Sabbath in Scripture and History, Review and Herald Publishing Association, 1982, p. 217).

В своей знаменитой Аугсбургской исповеди Лютер начертал пером это важное утверждение, показав тем самым значение обсуждения таких важных вопросов: «Оказывается, перенесение католиками субботы на воскресенье противоречит Декалогу. Вряд ли найдешь пример большего хвастовства, чем изменение субботы. Велики, они говорят, власть и могущество церкви, если она обходится без одной из Десяти Заповедей» (Luther, Your Augsburg Confession, цитируется по: The Creeds of Christendom, Philip Schaff, Vol. 3, p. 64).

Во время суда над Лютером архиепископ Реггио использовал знаменитого д-ра Эка, чтобы сделать вызов Лютеру, изданный труд которого был направлен на обсуждение авторитетов церкви. Основными вопросами были следующие: «Является ли голос Бога, говорящего через Библию, верховнее голоса Бога, говорящего через церковь? Кто является наивысшим авторитетом? Каково последнее слово суда? Если есть противоречие между Библией и церковью, на что можно положиться?»

Баталия длилась несколько дней. Наконец д-р Эк использовал свой последний аргумент. Так как церковь перенесла субботу на воскрес&нье, авторитет церкви выше авторитета Библии, заявил он. Принимая воскресенье, протестанты признают авторитет католической церкви. Аргументы Эка вернули волну приверженцев Реформации в лоно католической церкви.

Здесь уместно ответить на следующие вопросы: имела ли право изменять закон католическая церковь? Стоит ли церковь выше Библии? Кто высший авторитет?

Если вы внимательно прочитаете утверждения священников различных вероисповеданий, которые приводятся ниже, вы сможете сами ответить на эти вопросы.

Свидетельства католиков

Священники римской католической, церкви признают перенесение освященного дня субботы на воскресенье, а именно: ведущие католические авторитеты открыто полагают, что данное изменение - это свидетельство церковной власти. Показательным является следующее утверждение: «Соблюдение воскресенья протестантами - это уступка, которую они платят вопреки себе авторитету католической церкви» (Plain Talk About Protestantism, by Father Segur, p. 213).

Обратите внимание на следующие замечания: «Если для вас Библия - авторитет для соблюдения дня, вы не найдете в ней этого. Хорошо напомнить пресвитерианцам, методистам, баптистам и всем другим христианам, стоящим вне Матери-Церкви, что Библия не поддерживает их в вопросе соблюдения воскресенья. Адвентисты седьмого дня - единственные, кто правильно понимает выражение "священный день покоя", так как они соблюдают седьмой день, а не первый как день отдыха» (Clifton Tracts, Vol. IV, р. 15).

«Протестантизм, отказываясь от авторитета церкви, не имеет никаких оснований на ее теорию воскресенья и логически должен соблюдать субботу вместе с евреями» (American Catholic Quarterly Review, Jan. 1883).

«Сейчас каждый школьник знает, что освященный день - это суббота. И все же, за исключением адвентистов седьмого дня, все протестанты соблюдают воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь провела в жизнь это изменение в первые века христианства» (Father Gerritsma, in the Winnipeg (Manitoba) Free Press, April 21, 1884).

Папство открыто принимает перенос субботы, седьмого дня, на воскресенье, первый день недели, и провозглашает это изменение, демонстрируя свой духовный авторитет. Один писатель заметил: «Католическая церковь более чем за одну тысячу лет до появления протестантизма, благодаря своей священной миссии, изменила день с субботы на воскресенье» (Catholic Mirror, Sept. 1893).

Другие католические авторы так комментируют протестантскую позицию относительно изменения субботы: «Ты - протестант и заявляешь, что ты следуешь только Библии, и все же ты идешь против Библии и соблюдаешь другой день вместо субботы. Заповедь почитать священный седьмой день - это одна из Десяти Заповедей. Кто дал тебе право нарушать четвертую заповедь?» (Library of Christian Doctrine, p. 3).

«Протестанты не руководствуются Священным Писанием в определении своего дня отдыха, они упразднили соблюдение субботы, не учитывая Священное Писание, и заменили его воскресеньем без полномочий Священного Писания, следовательно, для всего этого у них есть только авторитет традиции» (Keenan's Doctrinal Catechism, p. 354).

«Если Библия - единственное руководство для христиан, тогда адвентисты седьмого дня правы, соблюдая субботу вместе с евреями. Не странно ли, что те [протестанты], кто делает Библию своим единственным учителем, следуют в этом вопросе Церкви?» (The Question Box, by Father Conway, p. 179).

«Разум и здравый смысл требуют принятия той или иной альтернативы: либо протестантизм и почитание субботы, либо католицизм и соблюдение воскресенья. Компромисс невозможен» (American Catholic Quarterly Review, Jan., 1883).

Свидетельства Баптистов

«Была и есть Божья заповедь - соблюдать священный день отдыха. Но этот день не воскресенье. Следует сказать, и даже с некоторым триумфом, что освященный день перенесен с седьмого дня на первый день недели со всеми обязанностями, привилегиями и санкциями. Честно желая получить информацию по этому вопросу, который я изучал многие годы, я спрашиваю: где можно найти запись этой сделки? Этого нет в Новом Завете, нет письменного свидетельства, позволяющего изменить изначально данную субботу с седьмого на первый день недели».

«Я хочу сказать, что вопрос о субботе - это самый трудный и самый запутанный вопрос, связанный с христианскими установлениями, который в настоящее время привлекает внимание многих христиан; единственным основанием, что это не самый тревожный элемент в христианской мысли и религиозных дискуссиях, является то, что христианский мир решил довольствоваться убеждением, что переход был предпринят на заре христианской истории».

«Мне кажется необъяснимым, что Иисус за три года отношений со Своими учениками, часто разговаривая с ними о субботе как о дне покоя, обсуждая разные аспекты этого вопроса, освобождая его от ложных толкований, никогда не упоминал о каких бы то ни было изменениях этого дня; об этом ничего не говорилось также в течение 40 дней после Его воскресения; не упомянул об этом и Святой Дух, Которому, насколько нам известно, полагалось доводить до их сведения все, что Он им говорил; никогда не касались этого вопроса и вдохновленные апостолы, проповедуя Евангелие, основывая церкви, наставляя и просвещая тех, кто участвует в богослужениях».

«Конечно, я хорошо знаю, что воскресенье вошло в раннюю христианскую историю как религиозный день, так нас учат христианские отцы и другие источники. Но, к сожалению, это отмечено печатью язычества и названо именем бога солнца, когда оно было принято, санкционировано папскими отступниками и передано как священное наследие протестантизму!» (Dr. Edward T. Hiscox, автор The Baptist Manual, цитируется по: The New York Examiner,Nov. 16, 1890).

Свидетельство методистов

«Верно, что нет положительной команды для появления баптизма... как нет ее и для соблюдения священного первого дня недели» (Dr. Binney, M. E. Theological Compendium, p. 103).

Свидетельство конгрегационалистов

«Совершенно ясно, что, как бы мы строго или благочестиво ни проводили воскресенье, мы не соблюдаем святой день... Священный день покоя основывается на специальной священной заповеди. Однако нет такой заповеди для соблюдения воскресенья... В Новом Завете не содержится ни единого предложения, позволяющего предположить, что мы навлекаем на себя наказание, нарушая предполагаемую священность воскресенья» (The Ten Commandments, R. W. Dale, D. D.).

Свидетельства пресвитериан

«Христианского священного дня отдыха (воскресенья) нет в Священном Писании, и в ранней Церкви он не назывался священным днем отдохновения» (Dwight's Theology, Vol. IV, р. 401).

«Бог ввел святой день при создании человека, выделив для этой цели седьмой день, и повелел человеческой расе соблюдать его как всеобщее и вечное моральное обязательство» (Dr. Archibald Hodges, in Tract No. 175 of the Presbyterian Board of Publication).

Англиканская церковь

«Седьмой день недели уже своим названием свидетельствует об обязательстве религиозного соблюдения его, но эта прерогатива была перенесена на первый день без указаний на то Священного Писания» (William E. Gladstone in Later Gleanings, p. 342).

«В Новом Завете нет ни слова, ни намека о прекращении работы в воскресенье... Соблюдение среды на первой неделе великого поста или великого поста в целом основывается на том же, что и соблюдение воскресенья» (Canon Eyton in Теп Commandments, pp. 62, 63, 65).

Христианская церковь

«Я не верю, что воскресенье стали соблюдать вместо еврейской субботы или что день отдыха был перенесен с седьмого дня на первый день недели... Ни в одном из предсказаний пророков нет свидетельства, что святой день был изменен и что воскресенье пришло на смену субботе... нет священного свидетельства, что святой день покоя бьш изменен» (Alexander Campbell, Washington Reporter, Oct. 8,1821).

Заключение

Вы прочитали свидетельства. В разные века как историки, так и католические и протестантские авторы утверждают, что священный день богопоклонения был изменен в ранние века католической церковью. И в этом нет сомнения. Но настоящим предметом спора является не тот факт, что католическая церковь изменила день богопоклонения. Настоящий предмет спора - это больше чем спор о днях. Это спор о господстве.

Давным-давно мятежный ангел, свергнутый с неба после упорной борьбы, объявил, что нет необходимости в послушании Закону Божьему. Он назвал Закон Божий несправедливым. «Какой в этом толк, - спрашивал он, - ограничить Адаму и Еве доступ к самому замечательному дереву в саду? В конце концов, дерево есть дерево, а фрукт есть фрукт. На самом деле это не имеет значения!» Послушавшись его голоса, наши прародители ввергли этот мир в бунт против Бога.

На первый взгляд может показаться, что вся проблема в Едемском саду сводилась к деревьям и фруктам, но на самом деле все было гораздо сложнее. Дело было в отношениях, полных любви, между первыми людьми и Создателем. Эта любовь предполагала для Адама и Евы полное доверие к Нему и бесспорное послушание Его Закону. И разрыв этих отношений с Господом привел наших прародителей к нарушению Закона Божьего.

Вот так, мой друг, и сегодня. Речь идет о гораздо более сложных вопросах, а не только о днях. Это вопрос о доверии. Это вопрос об отношениях с Богом.

Когда каждый из нас узнает больше о Боге, Его любовь заставит нас сделать Его главным в нашей жизни, а это значит - главнее друзей, главнее семьи и даже главнее нашей Церкви, как это было с Мартином Лютером.

Вы сами знаете, что Божий Дух побуждает вас принять решение. Пусть ваше решение будет взвешенным не только для этой жизни, но и для вечной жизни.

Тогда Петр отвечая сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых; и всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:27-29).