Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Нетематические книги Вино_в_Библии ГЛАВА 2: ТРИ ГЛАВНЫХ ПОЗИЦИИ
ГЛАВА 2: ТРИ ГЛАВНЫХ ПОЗИЦИИ PDF Печать Email

 

Чему Библия учит относительно пьянства? Одобряет ли Бог умеренное употребление алкогольных напитков? Если Бог не одобряет употребление алкогольных напитков, но разрешал ли их употребление из-за человеческих слабостей /Матф. 19:8/, также как он разрешает развод, многоженство и рабство? Неужели Бог всецело не одобряет /44 стр. ориг./ употребление любых алкогольных напитков, даже в умеренном виде? Эти три вопроса представляют три главных позиции, которые были обозначены по вопросу употребления алкогольных напитков. Мы определим их соответственно как умеренных, воздержанных сторонников запрещения продажи спиртных напитков.

1.ПОЗИЦИЯ УМЕРЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ.

Определение и приверженцы. Позиция умеренного взгляда заключается в том, что если Священные Писания осуждают неумеренное употребление алкогольных напитков, в таком случае оно одобряет их умеренное употребление. Эта точка зрения защищается такими авторами как Г. А. Вильямсоном в его книге "Вино в Библии и Церкви" /Филипсбург, штат Нью-Джерси, 1976 /; Кеннетом Л. Гентри в его труде "Христианин и алкогольные напитки" /1986 г., издательство Гранд Рапидс/ и Норманом Л. Гейслером в его статье: "Христианская перспектива по употреблению вина" / "Христианство сегодня", 20 июня 1975, 9-11 стр./.

Взгляд умеренного употребления алкоголя покоится на основном предположении, что в Библии известно только переброженное вино, которое рассматривается как божественное благословение, если им умеренно, свободно наслаждаться. Но как мы увидим, недавние исследования бросили вызов теории "одного вида вина", раскрывая, что еврейские и греческие слова /яин и ойнос/, которые переводятся повсюду в Священном Писании одним словом "вино", не могут ссылаться или на непереброженный виноградный сок или на алкогольное, броженое вино.

Придерживаясь взгляда "одного рода вина", умеренные доказывают, что это было броженое вино, которое обменивалось как дар между благочестивыми людьми /Быт.14:18-20/; что это было переброженное вино, которое приносилось в дар Богу /Исх. 29:38,40; Лев. 23-13/; что это было переброженное вино, которое пили израильтяне, когда они приносили свои десятинные приношения к храму /Втор. 14:26/; что это было переброженное вино, которое пил Иисус, когда Его обвиняли в общении с "пьющими вино" /Лук. 7:33-35/; что это было высококачественное прерброженное вино, которое Иисус чудесным образом произвел в Кане Галилейской /Иоан. 2:1-11/; что это было переброженное вино, которое Иисус употреблял, учреждая Вечерю Господню /Матф. 26:29; Марк. 14:25; Лук. 22:18/ и которое первоначальные христиане употребляли в своих служениях Вечери Господней /I Кор.11:21-22/.

Слабость этого взгляда.

Далее мы представим слабое основание каждой представленной позиции. В этот момент, при этой фазе достаточно сделать два всеобщих замечания. Первое, сторонники умеренного употребления алкоголя не объясняют в равной мере те места, которые открыто и ясно осуждают не просто изобильное, но даже простое употребление вина /Лев. 10:8-11/; Суд. 13:3-4; Прит. 31:4-5; 20:1; 23:29-35; I Тим. 3:2-3/. Как может Священное Писание одобрить умеренное употребление переброженного вина, когда оно осуждает вино, как "глумливое" /Прит. 20:1/, которое "как змей укусит и ужалит /45 стр. ориг./ как аспид" /Прит. 23:32/? Как может то же самое вино быть рекомендовано и осуждаемым в Библии как добро и зло? Если ответ заключается скорее в количестве, чем в виде потребляемого вина, - тогда Священные Писания должны дать некоторый намек относительно безопасных границ пьянства.

Второе замечание имеет дело с природой броженого вина или с любым другим алкогольным напитком. Мог ли Бог законным образом рекомендовать умеренное употребление алкогольных напитков, зная их вредное влияние? Умеренность лишь уменьшает, но не устраняет болезненных эффектов алкоголя. Это же истинно и по отношению употребления табака. Выкуривание половины пачки вместо двух пачек сигарет уменьшает, но не устраняет вреда табака. Весьма абсурдно и опасно воображать, что Бог может одобрять и поощрять умеренное употребление алкогольных напитков, которые отравляют наш организм, независимо от количества потребления.

ПОЗИЦИЯ ВОЗДЕРЖАНИЯ.

Определение и приверженцы. Многие консервативные христиане признают проблемы, присущие взгляду умеренных и, следовательно, поддерживают позицию, которую мы называем воздержанием. Этот взгляд отстаивает положение, что хотя Бог одобрял умеренное употребление алкогольных напитков в библейские времена, сегодня для христиан предпочтительно воздерживаться от них из-за многих серьезных социальных проблем и здоровья, - относящихся к употреблению алкоголя.

Как уже было отмечено раньше, такой позиции воздержания придерживается Билли Грэхем. Среди недавних изучений этот взгляд поддерживают: Реформированная Пресвитерианская Церковь, Евангелический синод, /книга Гарольда Линдселла "Мир, плоть и дьвол", Вашингтон Д. К., 1973 г.; и Арнольда Б. Комеса "Пьянство: христианская позиция", Филадельфия, 1964/. Согласно этому взгляду, воздержание не является вопросом ясного изложения библейского учения, но скорее благоразумной предусмотрительностью в виду огромного влияния потребления алкоголя на все общество.

Адвентистская позиция воздержания.

Церковь христиан АСД придерживается позиции воздержания, но на совершенно другой основе. Она верит, что Бог не одобряет употребление алкогольных напитков. В книге: "АСД верят" /В начале было Слово/ сказано: "Описанные в некоторых местах Библии случаи употребления алкогольных напитков, могут создать впечатление, что Сам Бог одобряет это. Однако, Писание сообщает и о том, что народ Божий участвовал и в таких общественных пороках /46 стр. ориг./ как развод, полигания и рабство, - делах, однозначно непростительных в глазах Божиих. В толковании подобных мест из Библии стоит постоянно помнить о том, что Бог не всегда одобряет то, что Он допускает" /В начале было Слово, 290 стр./.

В своем пояснении Втор. 14:26 комментарий АСД ясно подтверждает: "Таким образом это было с "вином и сикерой". Нигде не было столь сильного запрещения, за исключением тех, которые были заняты в религиозных обязанностях и, возможно, также в справедливом административном служении /Лев. 10:9; Прит. 31:4-5/. В прошлые времена Бог часто "смотрел сквозь пальцы на явное невежество", что касается ответственности за обычаи, которых Он никогда не одобрял". /Библейский комментарий АСД, т. I, 102 стр./.

Рассматривая алкогольные напитки как разрешенные /хотя не одобренные/ Богом в прошлые времена неведения и извращения, адвентисты считают необходимым указывать, главным образом, на причины здоровья что касается их позиции воздержания. Пример этого мы находим в книге "Вначале было Слово", 286 стр: "Нам нужно воздерживаться от алкогольных напитков, табака, безответственного применения сильно действующих и наркотических средств, потому что они губительны для нашего тела".

Слабость этой точки зрения.

Адвентистская позиция, что Бог допускает алкогольные напитки, не одобряя их употребления, покоится главным образом на предложении, что "вино и сикера", упомянутые во Втор. 14:26 ссылаются на алкогольные напитки. /Смотри Комментарий АСД на Втор. 14:26/. Поскольку текст повелевает употреблять эти напитки перед Господом в Иерусалиме, - повеление, кажется, представляет из себя божественную уступку для употребления алкогольных напитков из-за человеческого извращения. Слабость этого истолкования рассматривается в VII разделе, где детально исследуется этот текст. Наше изучение контекста и происхождения еврейского слова "шекар", обычно переводимого фразой "крепкий напиток" /в русском тексте "сикера"/, показывает, что в этом контексте "шекар" ссылается на непереброженный напиток.

Позиция, что употребление алкогольных напитков было позволено в смысле божественной уступки, также ослаблено теми местами, которые описывают "вино" /яин/, не как божественную уступку, но как божественное благословение для наслаждения людям. К примеру, в Пс. 103:14-15 сказано: "Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека". Здесь "вино" соединено с хлебом и елеем, как основой божественного благословения, которое пользуется Божьим одобрением.

Подобным образом в Ис. 55:1 представлен свободный Божий дар милости для свободного принятия воды, вина и молока: "Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и /47 стр. ориг./ ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко". Факт, что "вино и молоко" здесь представлены вместе как символы добра и удовлетворения духовных благ, подчеркивает снова, что "вино" /яин/ было не просто разрешено, но также одобрено. Другие примеры подчеркивают божественное одобрение для вина, которое можно обнаружить в тех местах, которые описывают вино как символ благосостояния и радости мессианского века. Эти места будут рассмотрены в III разделе.

Очевидный библейский парадокс

Приведенные выше примеры, рекомендующие вино как божественное благословение для верующих, находятся в резком контрасте к местам, осуждающим вино, "как бродящее вино" /Аввак. 2:5/, и "вино глумливо" /При. 20:1/, "как змей оно укусит и ужалит как аспид" /Прит. 23:32/. Эти два контрастных вида стихов представляют приводящий в замешательство библейский парадокс. Как может та же богодухновенная Библия одновременно рекомендовать и осуждать употребление вина? Очевидно, что то же самое вино не может быть добром и злом одновременно.

Решение этого очевидного парадокса нельзя найти в количестве выпитого вина, как аргументируют свою точку зрения умеренные потребители алкогольных напитков, ибо как будет показано впоследствии, священные Писания рекомендуют и осуждают само вино, независимо от употребленного количества. Не надо искать решения, обозревая положительные ссылки на вино, скорее как божественную уступку, чем божественное одобрение, поскольку, как мы видели, вино часто представляется совместно с пищей как божественное благословение для наслаждения народу.

Разрешение скорее должно быть обнаружено в признании, что еврейские и греческие слова /яин и ойнос/, которые переведены одним словом "вино", могут ссылаться как на непереброженный виноградный сок, так и на переброженное вино. Неудача заметить это двойственное значение библейских терминов для обозначения вина, привела некоторых к заключению, что библейские учения об алкогольных напитках - противоречивы. Лаэль Отниэль Цезарь, к примеру, заключил свой тезис о "Значении яин в Ветхом Завете", говоря, что в то время, как "употребление яин иногда запрещалось и осуждалось., в Священном Писании есть доказательства, что Бог разрешил Израилю употреблять опьяняющие напитки" /Лаэль Отниэль Цезарь, "Значение яин в Ветхом Завете", университет Эндрюса, стр. 152/. Этот же самый взгляд выражен в Библейском комментарии АСД на Втор. 14:26, как уже было цитировано выше.

З. ПОЗИЦИЯ ЗАПРЕТА

Определение точки зрения. Позиция запрета исходит из очевидного контраста между Божьим одобрением и /48 стр. ориг/ неодобрением употреблять вино. Самый лучший путь, по их мнению, для разрешения проблемы - признать, что те же самые еврейские и греческие слова для определения вина /яин и ойнос/ могут ссылаться как на непереброженный виноградный сок, так и броженое вино. Следовательно, вино, которое Бог одобряет, является непереброженным виноградным соком, а "вино", которое Он не одобряет, является броженым и опьяняющим. Согласно этой точке зрения, алкогольные напитки запрещены в Священном Писании как непригодные для человеческого употребления. Участвовать в таких поступках не только лишает здоровья, но и безнравственно, ибо представляет нарушение библейского принципа, предназначенного, чтобы сохранить наше здоровье и святость. Это именно та точка зрения, которую я намериваюсь принять после тщательного исследования всех библейских ссылок, касающихся употребления "вина". Для меня было приятным открытие, что Елена Уайт, которая весьма повлияла на Церковь христиан АСД в принятии библейского принципа воздержания, явно поддержала запретительную точку зрения. Теологическая основа ее взглядов представлена в УШ разделе.

Приверженцы запретительной точки зрения

Наиболее исчерпывающая и неотразимая защита запретительной точки зрения берет начало от докторской диссертации Роберта П. Тичоута, озаглавленной "употребление

вина в Новом Завете", представленная в 1979 году в Даллаской теологической семинарии.

Этому изучению я весьма признателен как за источники, так и за анализ. Читатель вскоре увидит это в моих частых ссылках на этот труд. Впоследствии в 1983 году /и затем в 1986 году просмотренный вариант/ Тичоут опубликовал 96-ти страничный популяризированный итог всех заключений, обнаруженных в его 462-ти страничной диссертации, озаглавленной: "Вино. Библейское повеление: полное воздержание".

Другим значительным трудом, поддерживающим запретительную точку зрения, является работа Стефана Рейнольдса "Алкоголь и Библия", опубликованная в 1983 году издательством "Чейллендж Пресс". Рейнольдс, который был одним из переводчиков Нью Интернейшнл Вершн, предложил ценный лингвистический анализ критических слов и фраз. Буклет Эрнеста Гордона "Христос, апостолы и вино", 1944 г/ предусмотрел полезное экзегетическое изучение новозаветных ссылок на вино. /См. Эрнест Гордон "Христос, апостолы и вино", Филадельфия, 1944 г/.

Среди других более древних изданий, защищающих запретительную точку зрения, один труд особо выделяется своей эрудированностью и исчерпывающим анализом: "Библейский комментарий по воздержанию". Его авторы Фредерик Ричард Лис и Давсон Бурис. Эта книга многократно переиздавалась сначала в Англии в 1867 году, а затем в США. Ее авторы интенсивно исследовали каждое библейское место, относящееся к вину сикере, предлагая для каждого места доступные различные версии, критические стороны и экспозицию. Я весьма благодарен Х. Д. Стиду / 49 стр. ориг./ за одолженную мне его личную копию этой книги, которую очень трудно найти.

Самое маленькое, но наиболее ценное изучение Леона К. Фельда: "Ойнос: дискуссия о библейском вопросе вина", - впервые было опубликовано в Нью-Йорке в 1833 году. Этой книге я весьма обязан за ее богословский анализ множества новозаветных ссылок, касающихся вина и пьянства.

Другое старинное изучение Вильяма Паттона "Библейские вина, законы брожения". Паттон в своей книге предусмотрел некоторую полезную информацию о законах брожения и употребил слово "вино" как оно обнаружено в Библии и Истории. Однако, его анализ скорее поверхностный, часто ограничивается набором заявлений различных авторов. Его книга переиздавалась репринтным способом издательством "Сейн Пресс". Последнее издание вышло в 1988 году.

Представляя результаты моего собственного исследования библейских учений относительно употребления алкогольных напитков, я глубоко осознаю свой долг всем богословам, перечисленным выше и многим другим, расширившим мое понимание этой комплексной, жизненно-важной темы. Хотя я часто ссылаюсь и отдаю должное исследованиям, проведенным другими богословами, все же предоставленные в этой книге взгляды и заключения являются моими собственными и я несу за них полную ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше обозрение о тревожной проблеме пьянства и наше время подчеркивает, что христианские церкви несут за нее свою часть ответственности. Все это из-за того, что они в большей мере упустили возможность насаждать ясные убеждения в умы людей относительно морального и физического зла опьяняющих напитков. И в дополнение к этому, мы обнаружили, что главным способствующим фактором в ослаблении авторитета Священного Писания в общем и его учений об употреблении алкогольных напитков в особенности - это влияние библейского критицизма.

После аннулирования сухого закона в США в 1933 году все большее число церквей оставило свою позицию полного воздержания, поощряя вместо нее умеренное употребление алкоголя. Эта умеренность, однако, привела к ужасному положению - миллионы стали неумеренными пьяницами, ибо принятие алкоголя является привычкой, формирующей наркотическую зависимость, уменьшающей способность самообладания.

Чтобы поддержать свою позицию умеренного употребления алкоголя, многие церкви приняли точку зрения, что Библии известно только броженое, алкогольное вино /"теория одного рода вина"/, которую они рассматривают как божественное благословение, и каждый

может свободно наслаждаться им в умеренном количестве. Следовательно, любое осуждение вина в Библии указывало не на род вина / алкогольный /, но на количество употребляемого алкоголя. / 50 стр. ориг./.

В виду громадного влияния, которое эта позиция все еще оказывает на формирование привычки пьянства среди миллионов христиан, нам необходимо тщательно исследовать, что Священное Писание учит относительно употребления алкогольных напитков. Мы начнем наше исследование, рассматривая, прежде всего, значение слова "вино" в Священном Писании и истории. Затем мы продолжим исследовать библейские учения относительно алкогольных напитков, как они обнаружены в Ветхом Завете, обратим внимание также на пример и учение Иисуса, а также на апостольские увещевания, касающиеся воздержания и трезвости.

/53 стр. ориг./.