Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава 6. Кризис самоотдачи PDF Печать Email

 

Иаков был хорошим стратегом. Он также умел манипулировать обстоятельствами для достижения своих целей, ибо Иаков был хитрым человеком. За двадцать лет, что он прожил у своего дяди Лавана, ум его столь изощрился, что в конце концов Иаков перехитрил даже родного дядю. Теперь он направлялся домой, чтобы повидать своего отца, но на пути ему предстояло пересечь землю единокровного брата Исава.

Иаков не без основания полагал, что Исав все еще был весьма расстроен результатом их последней встречи, когда он, Исав, продал свое первородство за чечевичную похлебку. Поэтому Иаков нервничал. Он разделил свою семью и слуг на две группы, чтобы в случае возможного пленения одних другие могли бы спастись. Он даже позаботился о том, чтобы его любимая жена Рахиль оказалась в том стане, который имел больший шанс для бегства. Иаков послал брату подарки, чтобы умиротворить его, надеясь смягчить впечатление от той неблаговидной сделки. Он, конечно, принял все меры предосторожности! А сам остался один, чтобы обратиться к Богу в молитве!

Иаков столкнулся с кризисом своей жизни - кризисом самоотдачи. Кризис самоотдачи можно было бы назвать и по-другому - кризисом очищения или кризисом исполнения Святым Духом. На эту тему иногда спорят, потому что некоторые настаивают, что обращение и кризис самоотдачи должны происходить одновременно. Но на основании таких библейских свидетельств, как повествование об Иакове, мы делаем вывод, что между обращением и кризисом самоотдачи может пройти какой-то промежуток времени . Фактически такая ситуация встречается довольно часто.

Нельзя сказать, что обращение не подразумевает самоотдачу. Но человеческому сердцу несвойственно оставаться надолго в состоянии самоотдачи; оно снова и снова колеблется между полной зависимостью от Бога и зависимостью от собственного "я". Это тягостная реальность, и ведет она к мучительному кризису - кризису абсолютной самоотдачи.

Мы уже знаем, что все опыты обращения непохожи между собой. Один человек переживает поистине перерождение, а обращение другого проходит почти незаметно. Иногда, вероятно, мы преувеличиваем это различие, являясь адвентистами второго, третьего, четвертого поколений. Нас устраивает мысль, что обращение может произойти незаметно, так что можно и не подметить ни времени, ни даты, ни обстоятельств, связанных с ним. Но обратите внимание на описание обращения, приведенное в книге ".Желание веков", с. 172: "Христос неустанно воздействует на сердце человека, но увидеть эту деятельность так же невозможно, как ветер. Мало-помалу человек испытывает влияние, источник которого может и не осознавать, но оно направляет его ко Христу. Это происходит, когда мы размышляем о Христе, читаем Писания или слушаем проповедника. И однажды, когда призыв Духа становится ясно различим, душа радостно подчиняется Иисусу". Вы увидели этот переход от "мало-помалу" до "внезапно"? Далее сказано: "Многие называют это внезапным обращением, но в действительности это результат продолжительной, неотступной и терпеливой работы Духа Божьего".

Итак, процесс, ведущий к обращению, может быть медленным, незаметным, постепенным, но вдруг наступает момент кризиса.

Наверное, ни у кого не возникает сомнения, что Божья воля в том, чтобы первоначальный опыт самоотдачи продолжался всегда. Намерение Бога вовсе не в том, чтобы между первым опытом и его постоянным продолжением в будущем существовал какой-то разрыв. Но, как мы видели в предыдущей главе, в жизни многих благочестивых людей происходит процесс возрастания, сопряженный с определенным периодом трудностей и заблуждений, прежде чем они обретают опыт постоянной самоотдачи.

Возникает предположение, с которым все мы можем согласиться, а именно: если обращение прошло для вас незаметно, если вы - один из тех людей, которым трудно указать время, дату или даже год своего обращения, то вы просто всегда были хорошим членом Церкви. Но мы не можем не признать, что абсолютная самоотдача происходит иначе. Почему? В книге "Путь ко Христу", с. 43 об этом говорится так: "Борьба со своим "я" - это самая большая битва, которую когда-либо приходилось вести людям. Чтобы смирить свое "я", полностью покориться воле Божьей, нужно прилагать усилия. Без самоотдачи Богу для человека невозможна новая жизнь в святости". Если вы замечаете, что временами еще полагаетесь на себя и в конце концов терпите поражение, то впереди вас ожидает серьезный кризис - кризис самоотдачи.

Что же это за кризис? Он достаточно велик для тех из нас, кто терпел поражение в испытаниях гораздо менее сложных. Обыкновенно в жизни происходит следующее. Если я не выучил таблицу умножения в школе, меня ждут большие сложности в колледже, когда мне предстоит изучать математику. Если я не научился грести, для меня неизбежен большой кризис, когда я попытаюсь переплыть пролив Ла-Манш. Если я нервничаю, прыгая с заднего крыльца веранды, меня ждет большой кризис при прыжках с парашютом.

Кто-то может подумать, что выкурить всего лишь одну сигарету - сущий пустяк, но однажды некоторым придется столкнуться с большим кризисом - раком легких. Кто-то может изловчиться и бросить в телефонный автомат вместо монеты металлический кружок, чтобы позвонить. Казалось бы, ерунда. Но однажды этому человеку придется отвечать за совершенную им кражу. Из невинного младенца никто не становится закоренелым преступником одномоментно, резким скачком. Для этого требуется время, в течение которого и происходит изменение.

То, что в Гефсимании Петр оказался поверженным во прах и хотел только одного - умереть, не было результатом одного мгновения. Он потерпел поражение в меньшем кризисе на озере, когда думал, что может сам ходить по воде, или когда речь зашла о храмовых пошлинах. Он не смог осознать значение креста в миссии Христа, и Иисус обличил его суровыми словами: "Отойди от меня, сатана". Он думал, что может сам сражаться за себя, и даже умудрился отрубить ухо Малху, рабу первосвященника, прежде чем Иисус остановил его. В книге "Желание веков", с. 382, сказано, что если бы Петр усвоил все, чему Иисус пытался научить его в меньших трудностях, то он устоял бы, когда пришло большое испытание. "Изо дня в день Господь наставляет Своих детей. Всеми обстоятельствами нашей жизни Он подготавливает нас к более ответственному служению. От того, как мы ведем себя в повседневных испытаниях, будет зависеть, победим мы или потерпим поражение во время кризиса". Итак, в жизни человека следует череда незначительных событий, в основе которых лежит один немаловажный вопрос: "Стремлюсь ли я справиться с проблемами сам или я хочу довериться Богу, чтобы Он справился за меня? Возникающие сегодня затруднения не столь серьезны, и если я продолжаю падать и терпеть поражение, то однажды меня наверняка ждет большое сражение с ангелом ночью у потока Иавок".

Очевидно, некоторые библейские персонажи, видимо, во всем поступавшие правильно, такие, как Енох, Даниил и Илия, успешно выдержали сравнительно легкие испытания. Может случиться так, что человек не выдержал малых испытаний и почти не осознал этого. К примеру, Исав считал себя правым. Однажды он пришел домой голодным и продал свое первородство за миску чечевицы. Кто бы мог подумать, что этот горшок похлебки будет значить так много? Но обратите внимание на высказывание об Исаве: "Исав переживал кризис своей жизни, не подозревая об этом. То, к чему он отнесся как к делу, едва достойному внимания, раскрыло преобладающие черты его характера. Он показал, чему отдал предпочтение, продемонстрировал свое подлинное отношение к тому, что было свято и что должно почитаться святым" (Елена Уайт. Библейский комментарий АСД т. 1, с. 1094, 1095).

Возвратимся к Иакову. Он пережил обращение в Вефиле, когда бежал из дома своего отца. Он тоже не выдержал малых испытаний. Он прибегнул к обману, пытаясь помочь Богу для того, чтобы получить обещанное первородство. Но случившееся с ним в Вефиле оказало на него сильное воздействие, и Иаков покорился Богу.

Затем в течение долгих двадцати лет он продолжал по-прежнему полагаться на собственные силы. Да, у него были взаимоотношения с Богом, но он продолжал мешать Божьему водительству и пытался изменить ход событий по своему усмотрению. Ночью, борясь с ангелом на берегу потока Иавок, Иаков истощил все свои силы. Он испробовал все, но ослаб, и теперь все его прошлое и будущее было поставлено на карту. Неожиданно для себя Иаков осознал, что его сил недостаточно. Вот тогда-то он начал искать Господа путем, каким он не искал Его раньше. И Господь приблизился к нему, чтобы ответить на его мольбу о помощи.

Иаков чувствует руку на своем плече. Он уверен, что это враг, и начинает бороться, делая именно то, что он делал в течение последних двадцати лет жизни. Каждый раз за эти долгие годы, когда Бог клал Свою руку на Иакова, Иаков не понимал этого и начинал бороться за себя. И вот на берегу реки Иавок он вновь продолжает бороться до самого рассвета. А когда наконец рассвело, Иаков, вместо того, чтобы бороться с Богом, ухватился за Него. Мне это нравится, а вам? После той ночи борьбы Иаков стал другим человеком. "Самонадеянность его исчезла, и от былой хитрости не осталось и следа" (Патриархи и пророки, с. 208). Кризис жизни Иакова, кризис самоотдачи наконец свершился.

На все нужно время. Нужно время, чтобы преобразовать человеческое в Божественное. Как и требуется время, чтобы существа, созданные по образу Божьему, деградировали, превратившись в жестоких приверженцев сатаны. Нужно время для того и другого. Время сделало свое дело в жизни Иакова, и он полностью преобразился.

Величайшей силой мы обладаем лишь тогда, когда чувствуем и признаем свою слабость. Христос соединяет падших людей с их слабостью и беспомощностью с источником безграничной силы. Что изменило Иакова в ту ночь? Он понял, что в течение двадцати лет делал совсем не то, чего Бог ожидал от него. Двадцать лет Иаков пытался за счет только своих сил жить в согласии с обещанием, которое он дал Богу в Вефиле. Теперь наконец он понял, что лишь самоотдача является путем к победе.

Когда Бог приближается к нам и кладет Свою руку на наше плечо, разве не правильно будет сразу признать в Нем нашего друга, а не врага? "Благодаря самоотречению и непоколебимой вере Иаков получил то, чего не смог приобрести собственными усилиями. Так Бог показал Своему слуге, что только Божественная сила и милость даруют благословение, которое он так жаждал получить. Подобное произойдет и с живущими в последнее время - окруженные опасностями, впавшие в отчаяние, они должны будут полагаться только на искупительную жертву. Мы ничего не можем достичь собственными усилиями. В своей беспомощности и ничтожности мы должны уповать на заслуги распятого и воскресшего Спасителя. И тому, кто поступает так, не грозит гибель" (Патриархи и пророки, с. 203).

С каким бы великим кризисом вы ни столкнулись в жизни, можете быть уверены, что если вы будете искать доверительных взаимоотношений и общения с Иисусом каждый день, то благополучно преодолеете это испытание. И как только минует этот кризис, вы навсегда станете другим человеком.

"Такие испытания перенесет и народ Божий в своей последней борьбе с силами зла. Бог испытает его твердость и веру в Свою спасительную силу. Сатана будет стараться напугать детей Божьих, внушая им мысль, что положение их безнадежно, что их грехи весьма тяжелы и нет им прощения. Народ Божий осознает все свои недостатки и, вспоминая прожитую жизнь, утратит надежду, но, помня безграничность милости Божьей, испытывая искреннее раскаяние, будет умолять Его об обетованиях, данных во Христе кающемуся грешнику. Их вера не поколеблется от того, что они не получат мгновенного ответа на свои молитвы. Они будут держаться за силу Божью, как Иаков, который ухватился за Ангела, и души их возопят: "Я не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня" (там же, с. 202).

Борьба будет суровой. Враг будет делать все от него зависящее, чтобы ввергнуть вас в страх и разочарование. Но помните одно: когда рука Божья ляжет на ваше плечо, не сомневайтесь - это рука вашего лучшего Друга.