Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Нетематические книги Ваш_выбор Христос не был распят на столбе
Христос не был распят на столбе PDF Печать Email

 

Свидетели Иеговы, как и другие культисты, отличаются от остальных христиан тем, что в основном они не могут мыслить рационально, когда речь идет о доктринах Сторожевой Башни, но принимают любые учения организации без каких-либо объективных логических анализов. Учение о "столбе", как орудии казни Иисуса Христа было принято за истину, но тем не менее, изначально основанную всего-лишь на том факте, что древнегреческое слово staurov - переводится как столб, кол или шест. Это действительно верно. Однако мы имеем тот случай, когда греческое слово со временем стало иметь несколько другое или иметь дополнительно второе значение. В этом нет ничего удивительного, например, многие слова, изначально предназначавшиеся для чего-то одного, в последствии развития технологий, стали применятся в более широком смысле.

Уже во времена Иисуса Христа использовался собственно не древнегреческий язык как таковой, а диалект греческого "койне". Дело в том, какой бы формы не было сооружение из дерева для распятия, оно бы все равно передавалось через staurov. Как на древнегреческом языке, так и на диалекте койне не было специального слова описывающего крест, и поэтому слово staurov совершенно верно применялось к такому орудию казни, как распятие, которое могло иметь различные формы. По любому словарю греческого языка Нового Завета, слово staurov имеет значение креста, или крест - является одним из значений. Напротив этому, еврейское слово dwme - "столб" в Септуагинте на древнегреческом передается через stulov, и никогда через staurov, которое полностью отсутствует в Септуагинте. Также слово stulov (столб, подпора, колонна, столп) в Новом Завете никогда не применяется по отношению к орудию распятия. В книге Эсфирь 7:9 Септуагинты для перевода еврейского слова whlt - "повесьте", употребляется глагольная форма staurwyhtw, производная от слова staurow, в Новом Завете имеющего значение "распинать на кресте". По всей видимости, в этом стихе говорится не о столбе или бревне, а о настоящем дереве (Ue) с ветвями, высота которого [приблизительно] пятьдесят локтей, то есть около 20 - 25 метров. В Новом Завете для описания казни Иисуса употребляются глаголы производные от того же слова staurow. Как видно из текста Эсфирь 7:9 Септуагинты, это не указывает на форму столба. Поэтому, позиция Свидетелей Иеговы является необъективной, и любые ссылки на Ветхий Завет являются неуместными. Общество Сторожевой Башни конечно привело доказательства того, что слово staurov может переводиться как столб, но не привела ни одного доказательства того, что использование staurov, во времена Иисуса Христа, не могло обозначать креста.

Также Свидетели Иеговы ссылаются на употребление Апостолами слова xulon, и понимают его как бревно (столб). Но это слово совершенно не имеет значение столба как формы, но дерева, бревна или любого предмета, чего-то имеющего только древесное происхождение. Тем более, что это слово применяемое к обычному растущему дереву, не может даже и намекать на форму столба. Следовательно, слово xulon в первую очередь указывает на природный материал, и может обозначать древо c любой формой.

Неоспоримое лингвистическое свидетельство по этому вопросу дает современное медицинское название "Красный Крест". Здесь форма креста никем не оспаривается. А на современном греческом это пишется именно как o Eruyrov Staurov. Это при том, что в современной греческой лексике, для обозначения креста (не орудия распятия) используются другие новые слова: krovvi и korq(h). Поэтому нет никаких оснований для отрицания значения креста для слова staurov.

Необходимо понять, что в подобных вопросах, у Свидетелей Иеговы нет подлинного желания выяснять истину, здесь она им не так нужна. Действительный мотив многих различий между учениями Сторожевой Башни и общепринятыми фактами, заключается в стремлении отделения своей организации от всего христианского мира, чтобы по возможности, максимально не иметь ничего общего. Тем самым, Свидетели Иеговы стремятся выделиться и удержать своих членов за счет этих различий. Чем больше отличаются собственные учения, тем сложнее увидеть положительные стороны подлинного христианства, тем труднее преодолеть психологический барьер, который ставится перед любым Свидетелем Иеговы.

Археология предоставила нам множество информации о жизни людей в первом веке нашей эры. Общество Сторожевой Башни полностью игнорирует исторические свидетельства говорящие в пользу креста, или как соглашаются некоторые исследователи этого вопроса, Т-образного сооружения.

Однако, в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы "тау" или нашей буквы Т). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств, что Иисус был распят именно на таком кресте. (С. Трумэн Дэвис "Аризона Мэдисин").

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А.С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий" (Христианская символика, М., 1908, стр. 76).

Археологические раскопки показывают множество видов крестов, которые использовались в Греции. Экземпляры датируемые серединой первого века нашей эры свидетельствуют, что форма креста действительно была использована в практике распятия, и не обнаружено никаких свидетельств того, что во времена Иисуса Христа мог использоваться только обычный столб. Но такие факты Свидетели Иеговы не принимают для рассмотрения.

Также и различные труды первых христиан II-го века указывают, что они в действительности верили в крест, а не в столб. Также они указывают на аналогию с Моисеем. Варнава, сотрудник Апостола Павла, пишет о кресте в образе буквы таб (Т). Никто из них не писал, что руки Иисуса были подняти вверх.

Если мы действительно желаем выяснить истину, то доказывая здесь какую-либо точку зрения, мы не можем не принять во внимание фактический аспект этого вопроса. Тем более, что этот вопрос не является богословским, а скорее историческим и решение его находится в рациональной плоскости. Конечно всем известно, что во ветхозаветные времена практиковалось повешение на столбах, но согласно историческим данным, у римлян такого правила не было. Когда Свидетели Иеговы хотят сопоставить казнь Иисуса Христа с ветхозаветным повешением, у них нет на это права, распятие проводилось по римским законам, и не имеет приемственности с иудейскими ветхозаветными обычаями. Также как и сами процессы казни намного отличаются от друг друга. В книге Деяний Апостолов, есть два упоминания о повешении на древе, но распятие частично уже включает в себя повешение, поэтому эти места не могут быть доказательствами в пользу Свидетелей Иеговы.

Прежде всего, мы должны выяснить, мог ли Иисус Христос быть распят на одном древе, а не на кресте, прибегая не к богословскому или лингвистическому анализу, а к фактическому следственному эксперименту. Мы должны рассмотреть, в чем разница между одним вертикальностоящим столбом и двумя перекладинами. Какой вид казни более рациональный, а какой, может быть и не имеет оснований для осуществления.

Основной вопрос возникает в связи с весом этого столба. В Евангелие написано, что был столб, который нес Иисус на себе, и также этот столб нес другой человек. "Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест [stauron] Его." (Матфей 27:32), "И, неся крест [stauron] Свой, Он [Иисус] вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа" (Иоанн 19:17). (Здесь слово staurov действительно используется по отношению к одному горизонтальному столбу.) Мы здесь также учитываем, что Господь Иисус был до этого истощен и ослаблен (Марк 15:19), так как после вынесения приговора, преступников подвергали бичеванию. Затем Его заставили нести свой столб, который естественно для Иисуса был довольно тяжелым, так как Он не мог пронести его до конца. С другой стороны, столб должен быть достаточно легким, чтобы быть унесенным одним человеком.

И нам необходимо выяснить, каким же весом должен был обладать этот столб, который нес Иисус. Здесь мы имеем два варианта: по версии Свидетелей Иеговы, это был один вертикальный столб, в другом случае, это была только горизонтальная перекладина, которая прибивалась к вертикальному столбу, находившемуся уже на Голгофе. Чтобы вычислить вес столба, мы должны иметь приблизительное представление о том, какую длину он имеет. Рост взрослого человека в среднем составляет 180 - 190 см, это также подтверждается исследованием туринской плащаницы, которая свидетельствует о росте в 175 - 180 см. При этом необходим запас длины столба, для более высокорослых преступников. Соответственно учению Сторожевой Башни, руки человека должны быть вытянуты вверх, а вытянутые руки над головой добавляют еще примерно 40 см. Мы также включаем в длину столба место для таблички, которая была прибита над руками. В римской базилике Святого Креста находится фрагмент доски "titilus", которая, как полагают, была на кресте Спасителя Христа. Нам не так важна подлинность именно этой деревянной дощечки, но ее реконструкция позволяет установить первоначальные размеры: 30 см высота, 80 см длина. Учитывается и расстояние от земли до ног человека, которое не могло быть маленьким, мало вероятно, что это расстояние было меньше одного метра. При приблизительном рассчете, надземная часть столба должна иметь от 3-х до 3,5 метров. Мы обязательно учитываем глубину подземной части столба. Чтобы удержать всю надземную часть с висящим взрослым человеком, подземная часть столба должна иметь длину около метра, не менее, иначе надземная часть преодолеет подземное сопротивление земли и все вместе упадет.

По самым скромным подсчетам получается столб в 4 - 4,5 метра, который должен был возложен на спину одного ослабшего человека. Здесь сразу же возникает трудность с балансировкой: столб несли, а не волочили за собой. Следовательно, более вероятно, что столб был намного меньшей длины. Вертикальный столб должен быть достаточно прочным, чтобы не сломаться под весом человека, а значит дерево должно иметь хорошую плотность. При расчетах веса умножаются объем на плотность вещества. Нам невозможно точно определить, из какого именно дерева делали столбы, хотя и есть предположение, что вертикальный столб был сделан из оливкого дерева, которое распространено на востоке. Плотность древесины в среднем колеблется от 0,6 до 0,8 тонн на кубический метр, при этом, плотность некоторых пород может достигать и 1 - 1,2 тонны на кубический метр.

Ширина столба не могла иметь маленькие размеры, так как при маленьких размерах появляется еще одна неприятная проблема, как естественное соскальзывание тела с дерева во время пригвозждения на земле. И также на земле, под действием тяжести тела, бревно просто будет вращаться вокруг своей оси, доставляя неудобства. При маленьких размерах и всего двух точках опоры, при повешении в вертикальном положении, тело не смогло бы нормально держаться, мы получим неизбежное неустойчивое расскачивание. Любое отклонение - поворот вокруг оси во время поднятия столба с земли с висящим человеком, неизбежно может привести к срыву человека с всего двух гвоздей. (При форме креста такое вращение невозможно, а значит эта форма более целесообразна.) Для избежания лишних трудностей, которые совершенно не нужны исполнителям приговора, поверхность которая соприкасается со спиной человека, должна быть более плоской, а не округлой, то есть в среднем шириной около 20 см. В ином случае, диаметр бревна должен быть настолько больше, что его масса не будет грузоподъемной. Исследования отверстия для столба на месте казни Иисуса, также показывают, что отверстие имеет ширину около 20 - 22 см.

Итак, при средних расчетах, учитывая объем и плотность дерева, мы можем получить общий вес бревна от 90 кг и более. Вопрос, который неизбежно встает, это под силу ли такие тяжести избитому ослабленному человеку. Такое бревно тяжело будет нести даже троим людям. А согласно Библии, его несли по очереди всего два человека. Иисус Христос конечно был совершенным человеком, но Он на протяжении своей жизни не занимался изнурительными атлетическими упражнениями, чтобы быть в состоянии одному нести такой груз. А путь, по которому предстояло нести крест, составляет около 550 метров. Исследования полотна, в которое был обвернут Иисус, обнаружили на пятнах крови затылочной области оттиски древесины, и это дерево без сомнений определили как разновидность дуба. Плотность дуба составляет в среднем от 0,80 до 1 тонны на кубический метр, что в таком случае, еще увеличивает вес столба до 120 - 160 кг. Как полагает Роберт Баклин, если мы сделаем крест основанный на рисунках, то он вместе будет весить около 136 кг. Это еще более убедительно доказывает, что Иисус не мог нести вертикальный столб.

Дополнительные исследования туринской плащаницы свидетельствуют о том, что Иисус нес именно горизонтальную перекладину. На это указывают характер, глубина и направление вмятин на теле Иисуса. Все затруднения исчезают, когда мы говорим не о вертикальном огромном бревне, а о горизонтальной перекладине, которая намного меньше по всем параметрам, и к ней не предъявляются такие жесткие требования на прочность и форму. Длина такой перекладины вполне может быть около 1,5 - 2 метра, ширина также относительно небольшая, около 10 - 15 см. И соответственно, ее вес может быть уже не более 90 кг, а всего лишь порядка 30 - 40 кг, что вполне под силу обычному человеку, и даже ослабленному избитому Иисусу. Но даже такой вес, Иисус был не в состоянии пронести весь путь. Более того, на туринской плащанице остались следы ветекавшей крови, которые без сомнений указывают на то, что руки Иисуса Христа при распятии находились в горизонтальном положении, а не были подняты вверх. (Но следует учесть, что подлинность туринской плащаницы остается под вопросом.)

В Ветхом Завете мы конечно находим повешение на столбе. Но существенная разница заключается в том, что для того, чтобы быть повешеным, человеку не приходилось нести свой столб куда-либо. Мы не найдем ни одного упоминания об этом. Мы не можем просто так игнорировать факты, даже которые нам не нравятся. Свидетели Иеговы не намерены принимать для рассмотрения исторические свидетельства и реальные факты, если они противоречат их учению. Очередной раз они проигнорируют их, оставаясь преданными исключительно эфемерным доктринам Общества Сторожевой Башни. В заключении этой темы, хочется предложить самим Свидетелям Иеговы провести реальный следственный эксперимент, со всеми деталями. Сможет ли кто-нибудь, будучи слаб, вынести на себе такой столб, который они хотят видеть в качестве орудия распятия.

Свидетели Иеговы утверждают, что крест - это исключительно языческий символ, который появился за долго до Иисуса Христа, и использовался для поклонения ложным богам. Они считают, что по этой причине, крест никогда не использовался как символ первыми христианами, и нельзя использовать сейчас. Для них, это является доказательством того, что для распятия использовался столб. И в сознании Свидетелей Иеговы происходит отрицание, что Иисус не мог быть распят на "языческом символе". Здесь Свидетели Иеговы опять прибегают только к тому, что им выгодно. Согласно историческим фактам, столбы также являются языческими символами, и использовались для ложного поклонения. Получается, что изображение Христа на кресте, это полная аналогия с язычеством. Следуя такой логике, изображение Христа и на столбе, также язычество.

Здесь мы сталкиваемся с очередной подменой понятий. Дело в том, что не сам крест является языческим символом, а форма креста использовалась язычниками. В этих определениях есть большая разница. К примеру, если шприц был изначально разработан и использован в медицинских целях, то это еще не значит, что под видом наркотиков люди принимают лекарства. Или если функция яда змеи умерщвлять, то это не значит, что змеиный яд нельзя использовать для приготовления лекарств. Если вином люди упиваются и в таком состоянии совершают преступления, то это не означает, что вино нельзя применять для Вечери Господней. Свидетели Иеговы сами довольно часто приводят подобные примеры, но никогда не применяют их к себе. Также Свидетели Иеговы говорят, что неправильно делать символом орудие убийства Христа. Но всем христианам понятно, что сам крест является жертвенником, и умер Иисус не из-за креста, а по другим причинам: пролитие крови, жажда, удушье. Свидетели Иеговы игнорируют это.

Иисус Христос Сам предсказывал свою смерь во власти язычников, а вовсе не то, что Его распнут неоскверненным от ложных традиций в согласии со справедливыми нормами Иеговы: "и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет." (Матфей 20:19), "и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам" (Марк 10:33). Поэтому, как бы раньше не использовался крест язычниками, это не имеет значения. Не важно, что представляет из себя предмет, важно то, как его применяют или какое значение вкладывается в него сейчас. Для язычников, крест - это поклонение своим богам. Для римлян, это орудие казни и символ позора. А для христиан, это символ спасения, знак пролития драгоценной крови Господа Христа и прощения грехов, так как именно на кресте исполнился замысел Божий: "ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу" (Откровение 5:9).

Оживший духом

"...потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал." (1-е Петра 3:18,19).

Свидетели Иеговы используют этот стих, в качестве доказательства того, что Иисус Христос воскрес не в теле, а как дух. Но здесь мы встречаемся с грамматической конструкцией, которая не позволяет таким образом трактовать это место из Библии.

Обратим внимание на вторую часть фразы: "ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал." Согласно повествованию, глагол "проповедал" и местоимение "Он" относятся только к Иисусу Христу. Если бы Иисус воскрес в целом как дух, то получается, что: Он [Иисус Христос] проповедал духам в темнице своим духом [воскресшим Иисусом Христом]. Такая формулировка недопустима, здесь словосочетание "ожив духом" однозначно не может трактоваться так, что "Иисус воскрес как дух".

В оригинале, на греческом языке это выглядит следующим образом: oti kai cristov apax peri amartiwn epayen dikaiov uper adikwn ina umav prosagagh tw yew yanatwyeiv men sarki zwopoihyeiv de pneumati en w kai toiv en fulakh pneumasin poreuyeiv ekhruxen

Подстрочный перевод: "потому что и Христос однажды за грехи претерпел страдание, праведный за неправедных, чтобы вас Он подвел к Богу умертвленный-то плотью, оживл¨нный же духом; в котором и которым в тюрьме духам отправившийся Он возвестил." (РБО, 2001). Конструкция греческого языка также не позволяет понимать "ожил как дух".

В Переводе Нового Мира этот отрывок естественно искажен: "Потому что сам Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживл¨н в духе. И так пош¨л и проповедовал находящимся в темнице духам." Здесь Свидетели Иеговы искажают 19-ый стих, что позволяет понимать ими это место, как "Иисус оживл¨нный в духе пош¨л и проповедовал".

Греческий текст не позволяет таким образом переводить начало 19-го стиха.

e'n - предл. со знач. местонахождения в пространстве или времени: в, на, по, посреди, между, у.

o%v - 1. отн.м.: кто, что, который, какой, иной, 2. указ.м.: этот, тот.

en w - дословно: "в котором", и относится к слову pneumati

Подлинное значение этого отрывка следующее: Иисус Христос был воскрешен с помощью духа, коим или в котором Он и проповедовал. Иисус был в духе, а не самим духом.

Свидетели Иеговы напрасно стараются доказать, что Иисус воскрес не в теле: "Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления." (Деяния 2:31). Здесь написано: "плоть не видела тления" - это означает, что с плотью не происходили никакие изменения. Свидетели Иеговы, в связи с отсутствием доказательств, говорят (придумывая на пустом месте), что плоть исчезла или как бы испарилась. Конечно, в Новом Завете ничего подобного не сообщается. Именно на телесное воскресение указывают все стихи: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" (1-е Коринфянам 15:35). Непонятно, каким образом Свидетели Иеговы различают воскресение людей [в теле] и воскресение Иисуса Христа [как духа]. (Сравните с 1-е Коринфянам 15:16). Если бы Иисус был воскрешен как дух, то не было бы необходимости упоминать о возможном тлении тела: "А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление..." (Деяния 13:34); "а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления." (Деяния 13:37). От подобных заблуждений Иисус Христос и предостерегал своих учеников, когда узнав их мысли о том, что Он есть дух, показал, что Он на самом деле в том же теле (Лука 24:37-40; Иоанн 20:25,27).