Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Главная Нетематические книги Библия_с_пометками Богословские расхождения во мнениях
Богословские расхождения во мнениях PDF Печать Email

 

Людям нравится наблюдать за поединками; по этой причине, как только среди пассажиров распространился слух о намерении д-ра Спаулдинга провести богословскую дискуссию, на корабле сразу же произошло оживление, и то тут, то там можно было видеть небольшие группки людей, обсуждающих возможный исход завтрашней беседы.

Капитан Манн улыбался и поддерживал строго нейтральную атмосферу, но испытывал такое же внутреннее напряжение, которое владело, казалось, почти всеми пассажирами. Д-р Спаулдинг сразу же после разговора с г-ном Андерсоном, когда он резко ощутил шаткость своих позиций, разыскал своих друзей - служителей и пригласил их в свою каюту для совещания. По необходимости мы должны умолчать о том, что произошло, когда три собрата-священнослужителя встретились, чтобы обсудить ситуацию.

Скажем только, что г-н Митчел, узнав о цели собрания, искренне пожелал оказаться где-нибудь далеко отсюда. Он ясно понимал, что его коллега совершил ошибку и что, если не проявить огромной осторожности и мудрости,' последует великое смущение.

Но что было самым мучительным для всех, так это невозможность найти общее решение в своем кругу. Д-р Спаулдинг верил, что суббота потеряла силу на кресте; г-н Митчел настаивал, что она была изменена ранней церковью; а г-н Грегори утверждал, что седьмой день четвертой заповеди должен соблюдаться, но воскресенье как раз и является истинным седьмым днем. Считая безнадежным примирение между этими разными и противоречивыми взглядами, г-н Митчел, наконец, решился повторить совет, данный ранее капитану Манну, а именно: предложил игнорировать вопрос о субботе и сделать ударение на Божьей любви и проповеди Евангелия, чтобы увести слушающих в сторону, и уже потом завладеть их вниманием.

- Но, Митчел, я не могу поступить так, - вмешался д-р Спаулдинг. Я объявил тему встречи и четко сказал, что все интересующиеся могут придти в два часа. Нужно что-то делать.

- Но ты увидишь, брат мой, попыткой доказать, что нравственный закон был пригвожден ко кресту, ты окончательно запутаешь вопрос. Как только ты объявишь упразднение всего закона, чтобы избавиться от субботы, ты лишишь нас единственного мерила праведной жизни, данного миру, сказал г-н Грегори.

- О, нет, брат! Теперь мы имеем новый закон и подчиняемся ему, - возразил д-р Спаулдинг.

- Я не впервые слышу этот аргумент, - отозвался г-н Грегори, - но всякий раз все более убеждаюсь в его несостоятельности, если не абсурдности. Не учил ли Иисус Христос совершенно ясно в Своей Нагорной проповеди, что закон неизменяем? Прочитайте Евангелие от Матфея 5 главу 17 и 18 тексты и увидите. А разве Павел, по вдохновению свыше, не сделал решительного заявления о том, что вера утверждает закон? Читайте послание к Римлянам 3 главу 31 текст. Затем послушайте Иакова, который цитирует шестую и седьмую заповеди, показывая этим, какой закон он имеет в виду, и в ближайшем контексте прямо называет его "царским законом", "законом свободы", законом, согласно которому люди будут судимы в конце времени (Иак. 2:8-12). Брат, "новый закон", о котором ты говоришь, нечто иное, как Декалог!, обновленный жизнью и силой Иисуса Христа. И этот новый закон также включает в себя субботу, и с этим нельзя не согласиться. Вы с этим не согласны?

- Но, дорогой мой, - очень серьезно ответил д-р Спаулдинг, - занимая такую позицию, вы должны будете отказаться от нашего обыкновения проводить богослужения по воскресеньям, потому что нет никакого сомнения & том, что именно суббота является седьмым днем недели и, следовательно, днем почитания согласно заповеди. Единственный путь избежать ее - это освободиться от самой заповеди.

- Вы хорошо попадаете в цель, брат мой, - г-н Грегори старался говорить с теплотой, - но я не уверен, что вы вполне справедливы ко мне. Вы, наверное, забыли, что календари много раз менялись, в связи с этим дни добавлялись и утрачивались.

- Совершенно верно, дорогой друг, но вы, конечно, не столь невежественны, - извините за прямоту, - чтобы предполагать, что изменения в календарях коснулись дней недели. Недельный цикл оставался неизменным. Грегорианский календарь 1582 г. потерял 10 дней, и за вторником четвертого октября сразу же следовала пятница пятнадцатого октября. Россия придерживалась старого стиля исчисления до 1918 года, но дни недели у них были такие же, как у нас.

Наша неделя, с ее семью днями, пришла к нам без изменения с незапамятных времен. Я читал вчера, что из 160 древних и современных языков и диалектов 108 знают седьмой день под названием суббота или его эквивалентов. Автор утверждает, что все это "является свидетельством идентичности и упорядоченности дней древней и современной недели"!

Он также добавляет, что приведенное свидетельство "совершенно однозначно говорит о том, что порядок дней сегодня такой же, как и в начале существования народов".

По-моему, это неоспоримое свидетельство. "Суббота" в воскресенье невозможна.

- Вы должны согласиться, что предложение, которое я сделал в начале нашей встречи, по крайней мере, содержит здравое суждение, - перебил г-н Митчел. - Я повторяю, что ситуация очень сомнительная, и советую д-ру Спаулдингу завтра постараться подвинуть в сторону предмет обсуждения и представить некоторые другие вопросы. Демонстрировать свои уязвимые аргументы перед думающей аудиторией, особенно если присутствует человек таких незаурядных способностей, как г-н Андерсон, - это способствовать собственному богословскому краху.

Приняв данный совет за основу завтрашних действий, служители разошлись.

Когда наступил назначенный д-ром Спаулдингом час, недостатка в присутствующих и интересе к предстоящему разговору не было.

Все понимали, что доктор собирается атаковать вопрос о субботе "без перчаток", и естественно, что общий интерес сконцентрировался на г-не Андерсоне, ибо казалось невозможным, чтобы он позволил заявлениям д-ра Спаулдинга остаться без ответа.

Сам д-р Спаулдинг, однако, пытался быть непричастным, явно не стремясь вступать в полемику. Всякий спор был для него мучителен, и он по возможности хотел уклониться от него.

- Мои христианские друзья, - так начал доктор свое выступление, - я глубоко убежден, что многие вопросы, касающиеся наших убеждений, никогда не могут быть полностью и удовлетворительно разрешены. Более того, я верю, что это и не входит в планы Бога. Никто не может быть абсолютно уверенным в своей правоте. Все доктрины отно- сительны. То, что называется истиной сегодня, завтра может быть признано ошибкой. Вопрос о субботе - один из неразрешимых вопросов веры. Приверженцы одного вероисповедания занимают одну позицию, приверженцы другого - другую. Магометане празднуют пятницу, иудеи и адвентисты - субботу, весь христианский мир - воскресенье.

- Извините, д-р Спаулдинг, - перебил его судья, на вид лет семидесяти, сидевший прямо напротив служителя, - но вы действительно считаете, что неважно, какой день нам соблюдать - пятницу или воскресенье, при условии, что мы должны иметь правильный дух? Разве вчера вы не называли всякого, соблюдающего седьмой день, "почти убийцей Христа"? Вы привели нас к заключению, что вопрос о дне поклонения имеет огромную важность, и заявили, что сегодня докажете нам, как легко разделаться с вопросом о субботе.

Д-р Спаулдинг замялся, он был явно сконфужен. Его хорошо продуманный план сорвался. Однако, хотя и с трудом, он попробовал продолжить свою речь.

- Прежде чем меня перебили, я хотел сказать...

- Но, доктор, вы ответьте на мой вопрос, мы имеем все основания услышать ваш ответ. Или сейчас вы отказываетесь от доктрины, под которой подписались вчера?

Теперь все присутствующие сознавали беспомощность позиции д-ра Спаулдинга, и хотя разделяли желание судьи вести честную игру, внутренне каждому хотелось, чтобы произошло что-нибудь такое, что могло бы вывести доктора из столь затруднительного положения. К счастью, это произошло.

- Д-р Спаулдинг, допуская что на вопрос судьи вы ответите позже, позвольте попросить вас рассказать о порядке дней. Капитан Манн сообщил мне, что сегодня вечером один день выпадает из наших расчетов. Завтра, вместо вторника, здесь будет среда. Какое влияние, по-вашему, это может оказать на вопрос о таком определенном дне недели, как суббота?

Вопрос задал г-н Северенс, предприниматель из Сан-Франциско, которому приходилось часто путешествовать через океан и который поэтому хорошо знал проблему временных поясов. Д-р Спаулдинг просветлел при этих словах и с улыбкой согласился высказать свое мнение.

- Я рад, сэр, что вы заговорили об этом, и с позволения присутствующих пока оставляю вопрос судьи и рискну сделать краткое заявление. Полагаю, что все, или почти все, осведомлены о том, что при пересечении Тихого океана на восток или запад добавляется или утрачивается один день. Идя к западу, мы вынуждены потерять день, к востоку - повторить его. Например, сегодня вечером мы проживем заключительные часы понедельника, а завтра не будет вторника. Теперь, предположим, я ревностно верю в абсолютную святость субботы. Я направляюсь в Филиппины. Я достигаю временного пояса в пятницу вечером и, по обыкновению, встречаю субботний день. Ложусь отдыхать, предвкушая радость святого дня. Сплю. Просыпаюсь. Утро. Но вопреки ожиданиям мой славный капитан сообщает мне, что сегодня воскресенье! Я взволнован и растерян. Произошедшее ставит меня в тупик. Я думал, что все понимаю правильно, но обнаруживаю, что заблуждался. Четвертая заповедь, оказывается, не подходит к большому, круглому миру. Моя суббота ускользнула от меня, даже не попрощавшись. Если я все равно хочу сохранить день в святости, то должен буду соблюсти воскресенье. Я думаю, вы все согласитесь со мной, что если я нормально мыслящий человек, то приду к заключению, что Бог никогда не требовал от меня соблюдения субботы, по крайней мере во время пересечения океана; потому что, когда я пытался это сделать, у меня не получилось.

- Можно задать один вопрос? - спросил г-н Северенс.

- Конечно, - ответил служитель.

- Я праздную воскресенье и живу в Сан-Франциско. Вы считаете, что я действительно могу соблюдать воскресенье, живя в этом городе?

- Да, потому как в Сан-Франциско дни наступают регулярно, и вам не нужно спрашивать о порядке их течения.

- Смогу ли я соблюдать воскресенье в Токио?

- Конечно же, - был ответ, - и по той же самой причине.

- Итак, д-р Спаулдинг, вы говорите, что день может перемещаться. Значит, он должен иметь какое-то место, от которого начинает свое путешествие, и, соответственно, какое-то место, где он оканчивает это путешествие. Что это за место? Если вы не против на время уступить слово капитану, я бы хотел пригласить его.

- Капитан Манн! Капитан Манн! - послышалось отовсюду. Все глаза были устремлены на него.