Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Святилище в прообразах и предтечах PDF Печать Email

 «В начале сотворил  Бог небо и землю», - так начина­ется книга Бытие.  Как можно говорить о святилище в книге Бытие, в период до потопа или в патриархальный период если его построил Моисей?  Одной из популярных в настоящее время является точка зрения о том, что Моисей заимствовал конструкцию святилища у языческих народов, приспособив ее под поклонение Богу.  Те, кто так думают делают свои выводы на основании археологических раскопок а так же учитывая христианский опыт, когда в третьем-четвертом веках христианство переняло многие языческие ритуалы и приспособило их под свои богослужения. Но делал ли подобное Моисей?

В этой главе мы увидим, что несмотря на отсутствие здания, служение и ритуалы, которые подробно Моисей записал в книгах Исход и Левит существовали и в более ранний период. Затем мы подробно остановимся та результатах археологических раскопок для того, чтобы проанализировать, действительно ли есть такое огромное сходство между святилищем и языческими храмами.

               

Каин и Авель

В книге Бытие, 4 главе мы читаем всем хорошо знако­мую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу жертвы.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также при­нес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Гос­подь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доб­рого, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»

В этом отрывке мы уже можем проследить мотив свя­тилища, потому что принесение жертвы – это именно то, что впоследствии будет  совершаться во святилище.

Известно, что многих несколько смущает эта история: почему Бог  не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение? Ответы на эти вопросы стано­вятся ясны при внимательном рассмотрении отрывка.

Каин принес "дар", и Авель так же принес – читаем мы в на­шей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина – от плодов, дар Авеля – от животных.

Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». В Книге Левит мы снова встречаем это слово: «Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» – в русском пере­воде)»...(Лев. 2:1) Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескров­ную, хлебную. Именно такую жертву – «минха» – и принес Каин. В чем же его вина? Сравним его жертву с жертвой Авеля.

Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жерт­воприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат». В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее – значит признать себя греш­ником, признать свою вину перед Богом.

Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением.

Что же отвечает Господь Каину? «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех хатат») лежит».(4:7) Как–то не совсем ясно, что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматиче­ский анализ текста оригинала показывает, что в данном слу­чае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» – жертву за грех, – вот что советует Бог Каину*.

Интересно заметить, что словосочетание «у дверей ле­жит» – это явный мотив Святилища. В Книге Левит 1:5 Бог дает повеление положить жертву «у входа в скинию». Употребляется одно и то же еврейское слово «петах» – вход, или дверь, как переведено в Бытие 4:7. Даже такая, казалось бы, незначительная деталь здесь очень важна. Но давайте вернемся к Авелю. Прочитаем еще раз 4 стих 4-й главы: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».

А теперь давайте сравним это со следующим отрывком из книги Левит 4:19: «И весь тук его вынет из него, и со­жжет на жертвеннике». Что мы видим? Авель не просто за­калывает и сжигает жертвенное животное, он действует со­гласно определенному ритуалу, принося жертву «от перво­родных стада», «от тука их». Этот ритуал подробно описан в Книге Левит. Значит, первым людям, вероятно, было из­вестно содержание ритуалов жертвоприношения. Они пре­красно знали когда и как приносить жертвы Богу. И хотя святилище еще не было построено, но ритуалы, совершаемые патриархами были такими же, как и установленные в Левитском законе несколько столетий спустя.

 

Ной

 

До сих пор мы говорили о двух видах жертвоприноше­ний. Но на этом разнообразие служения принесения жертв, служения, описанного в Библии не заканчивается. И Книга Бытие уже в 8-й главе повествует еще об одной жертве – жертве всесожжения, по-еврейски «ола». Буквальный пере­вод этого слова – «то, что идет вверх», то есть это жертва, поднимающаяся вверх в виде дыма. Такую жертву принес Ной.

Бытие 8:20: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и при­нес во всесожжение на жертвеннике».

В Книге Левит, 1–й главе, мы находим подробные ука­зания о том, каким образом должна быть принесена такая жертва. (Левит, 1:3,10,14). Здесь перечисляется три вида жертвы всесожжения:

                1) жертва из крупного скота (3 ст.)

                2) жертва из мелкого скота (10 ст.)

                3) жертва из птиц (14 ст.).

Как мы с вами замечаем, Ной действовал в полном со­ответствии с этими указаниями.

Если мы прочитаем эту историю дальше, мы заметим еще одну интересную параллель с Книгой Левит по поводу значения принесенной Ноем жертвы. Бытие 8:21: «И обонял Господь приятное благоухание». В 1 главе Книги Левит также читаем троекратно повторенное высказывание: «это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Ле­вит, 1:9, 13, 17). То есть мы снова можем заметить, что Ной совершает вполне определенный, известный ему ритуал. И впоследствии, на горе Синай, Бог дает народу израильскому не какие–то непонятные предписания, а только напоминает и более подробно объясняет то, что было давно уже из­вестно. Е.Уайт в книге «Патриархи и Пророки» пишет:

 

«О плане спасения человеку впервые было со­общено в приговоре, произнесенном сатане в саду. Небесные ангелы более полно развернули перед нашими прародителями план, который был предложен для их спасения.  Адама и Еву уверили, что, несмотря на их большой грех они не будут оставлены на произвол сатаны. Сын Божий пожертвует своей жизнью ради их иску­пления».

 

Авраам

Рассматривая книгу Бытие, мы не можем пройти мимо личности и служения Авраама, отца всех верующих. Здесь мы обратимся только к двум, наиболее значимым для на­шего исследования эпизодам. В 15 главе мы читаем что Бог обещает Аврааму наследника. Авраам хочет убедиться в непреложности Божьего намерения. Тогда Господь говорит ему: «Возьми Мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя». Здесь пере­числено пять видов жертвенных животных. И если мы снова откроем Книгу Левит, 1 главу, то увидим, что во свя­тилище другие животные в жертву не приносились, только эти, на которых указал Господь: тельцы, козы, овны, гор­лицы и голуби.

Итак, Авраам взял животных, как повелел ему Господь, и что же он делает дальше? Правильно ли он следует ри­туалу жертвоприношения? Сравним Бытие 15:10 и Левит 1:6.

«Он взял всех их, рассек их пополам» (Бытие)

«И снимет кожу с жертвы всесожжения, и рассечет ее на части» (Левит)

Согласно Книге Левит птиц рассекать не следовало. И в Книге Бытие мы читаем, что Авраам не рассекал птиц. Итак, Авраам приносит жертву всесожжения, во всех дета­лях следуя ритуалу, который впоследствии совершался во святилище.

В 22–ой главе книги Бытие мы читаем о самом драма­тическом, потрясающем событии в жизни Авраама (2 ст):

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожже­ние на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

 

По-еврейски сказано: принеси его как «ола». Авраам понимал, что это значит: он должен убить, снять кожу, рассечь попо­лам и так далее, то есть соблюсти тот же ритуал, что и с жертвенными животными. И все это он должен был сде­лать со своим единственным сыном Исааком.

Не открыто нам, что мог подумать Авраам, выслушав из уст самого Бога это повеление. Однако ясно одно: этим повелением Бог как бы говорил патриарху: «Я разрываю Мой завет с тобой». Действительно, сердцевиной Божьего завета с Авраамом было обетование наследника. Именно эту деталь завета Господь постоянно напоминал патриарху в самого начала его выхода из Харрана, из дома отца его. Всякий раз, когда Бог являлся Аврааму, Он напоминал ему о Своем обетовании, из года в год повторяя клятву. Два­дцать пять лет ожидал Авраам исполнения обетования, и вот, всё потеряно. Бог забирает у него его сына и с этим заканчиваются все надежды о великом народе и благосло­венном семени.

Нам, людям конца XX века очень сложно понять эти мысли. Даже тем, кому за семьдесят, у кого есть внуки или даже правнуки сложно представить о том, что будет с его потомками в шестом или в седьмом поко­лении. Однако для людей, живших в то далекое время на ближнем востоке, величайшим проклятием было знать, что род их оборвется в даже и в десятом колене.

Тяжело было Аврааму от этого. Вряд ли снова повто­рится чудо и сто десятилетняя Сарра снова забеременеет.  Измаил изгнан и уже не вернется. Чего еще можно ожи­дать?

За что же Бог решил разорвать завет с Авраамом? У кого-то этот вопрос может вызвать возмущение. Как так, ведь Авраам – друг Божий! Он же безгрешен! Такой взгляд ошибочен. Библия не написана в стиле книги о житие свя­тых. В отличие от жития святых, в котором подчеркиваются лишь лучшие стороны характера человека, а плохие сто­роны замалчиваются, будто бы их нет, Библия показывает нам о человеке всю правду, какой бы оно не была.

В жизни Авраама были падения. Он дважды, желая спасти свою жизнь, предавал свою жену. Первый раз в Египте, второй – в Герраре, перед самым рождением Исаака. Грех этот имел тяжкие последствия. В то время Египет находился на начальной стадии формирования своей религии, основанной на магии, спиритизме и покло­нении мертвым. Каким великим могло бы быть влияние Авраама на Египет, если бы его не выгнали с позором. Бла­годаря такой «проповеди» впоследствии Египтянам трудно было что-либо сказать о Боге, Творце неба и земли. Но Господь прощал Авраама.

Однако самым большим падением патриарха был грех с Агарью. Не доверившись Богу, послушавшись совета Сарры, Авраам совершил ошибку, последствия которой видны и сейчас в Арабо-Израильском конфликте. Самым большим просчетом было то, что Авраам в конце концов, изгнал Агарь с Измаилом из дома. Это было серьезным наруше­нием воли Божьей. Ведь раньше Авраам попытался сделать подобное, но Господь велел Агари вернуться обратно.

Именно «после сих событий Бог испытывал Авраама» и велел ему принести своего сына в жертву. Тяжелый путь! Как сложно в этой ситуации подчинится воле Божьей. Заме­тим, в оригинале во втором стихе, записано: «Бог  сказал: «Возьми, пожалуйста, сына твоего…». Иными словами, Господь предлагает, чтобы Авраам сделал всё это добро­вольно, сам. Ведь Бог мог просто наслать на Исаака какую-то болезнь и тот мог бы умереть после нее. Нет, Бог пред­лагает патриарху пройти с Ним этот тяжелый путь. «…На одной из гор, о которой Я скажу тебе». Господь Сам ведет Авраама по этому нелегкому пути.

Действительно, очень сложно бывает идти туда, куда указывает нам Бог. Особенно, когда человек уже отступил от Него намного легче отступить еще на один шаг, нежели прибли­зится к Нему. Аврааму было намного легче ослушаться Бога, не­жели идти с ним туда, куда Господь звал его. Какой же путь выбирает Авраам.

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог».

 

Что же придало силы Аврааму следовать повелению Божиему. Кто-то может привести стих их послания Евреям 11 главы:

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес еди­нородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог си­лен и из мертвых воскресить»

Кому-то может показаться, что Авраам верил в немед­ленное воскресение Исаака. Однако же этот текст ничего не говорит о времени воскресения. Действительно, патри­арх верил, что Исаак непременно воскреснет, как и Марфа верила, что брат ее Лазарь воскреснет и говорила Христу: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» Иоанна 11:26. Но могла ли эта уверенность перевесить всю тяжесть того, что Аврааму предстояло сделать собствен­ными руками со своим сыном!?

Нет. Что-то еще придавало Аврааму силы. Посмот­рим, что происходило дальше. Вернемся к нашему отрывку из Быт. 22 главы:

«На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам от­рокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он ска­зал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесо­жжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе».

«Бог усмотрит» – вот ключ к пониманию веры Ав­раама. Понимание того, что Бог желает сделать всё для нашего спасения. Как пишет Апостол Петр во втором по­слании Бог «…долготерпит нас, не желая, чтобы кто по­гиб» 2 Пет 3:9. Даже если путь, предлагаемый Богом, ка­жется нам нелогичным или гибельным, в минуты таких рассуждений следует поставить авторитет Бога выше авто­ритета собственных умозаключений. Господь видит наше будущее намного лучше, нежели мы собственной логикой можем это будущее спрогнозировать. Главное довериться Его милости и провидению. Авраам верил Богу. Это вера не была лишь простым созерцанием, она отражалась в по­ступках, как записано в послании Иакова 2:21: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего»? Авраам выбирает нелегкий путь но он предпочитает именно этот путь с Богом более легкому пути без Бога.

Каков же результат выбора, сделанного патриархом. Пройдем же и мы вместе с Авраамом и Исааком последние метры пути к вершине горы Мориа.

«И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Ав­раам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он ска­зал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожа­лел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Быт 22:9-12.

Прочитав последние строки этого повествования, хо­чется вздохнуть с облегчением: «Ну, вот, Бог всего лишь испытывал Авраама, Он и не хотел, жертвы Исаака». Од­нако повествование не закончено на этих словах Ангела Господнего. Есть еще один стих в этой истории.

«И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вме­сто, сына своего». Быт 22:13.

Господь не просто желал испытать послушание Ав­раама. Этим повелением Бог хотел преподать патриарху два важнейших урока.

Во-первых: это урок о заместительной жертве. Исааку надлежало умереть, но вместо него умер агнец. Авраам, возможно, не представлял себе Голгофского креста, но на этом примере он мог явно увидеть, как произойдет спасе­ние человечества. «Агнец», которого Бог приготовил для всего мира умрет, а человек будет жить. В жертву вместо сына теперь нужно было принести агнца.

Во вторых: Авраам понял, что заместительная жертва – это решение всех проблем. Даже если завет с Богом на грани разрыва и кажется, что уже нет пути назад, выход все же есть: это заместительная жертва. Своею смертью Агнец Божий проложил мост над пропастью, разделяющей Творца и человека и восстановил нарушенный человеком завет.

Мы не знаем, о чем тогда  думал Авраам и как он по­нимал жертвенное служение до этого события. Но теперь Авраам совершенно определенно видел, что овен принесен вместо сына. Он понял, что необходимо ожидать будущего истинного Агнца.

В классическом иудаизме эта история получила назва­ние «Акеда». Талмуд пишет о том, что всякий раз, когда грешник приходил в храм для принесения жертвы, священ­ник обязан был прочитать из Торы историю жертвоприно­шения Исаака. Таким образом израильтянин, еще даже не зная имени будущего искупителя, не видя Голгофы пони­мал, что приносит заместительную жертву.  Через века по­средством жертвоприношений люди могли смотреть в бу­дущее на Того грядущего Агнца, который придет и даст им жизнь – через Свою смерть. И в этом – великий смысл и главное значение жертвоприношения. Принесение жертвы объясняют нравственными причинами: человек, совер­шающий грех, убивает таким образом невинное животное. Он должен осознать свой грех, глядя на смерть животного. Это правда, но в этом объяснении нет полноты. Повелев принести в жертву Исаака, Бог наглядно показал Аврааму будущее. Он указал на будущего Искупителя, Который по­средством Своей смерти подарит человечеству жизнь так же, как посредством смерти овна была дарована жизнь Исааку.


 

Экскурс в БИБЛЕЙСКую АРХЕОЛОГИю

Некоторые современные богословы  утверждают, что израильское святилище, его план, конструкция и все уст­ройство были заимствованы у окружающих языческих на­родов. Отсюда делается вывод, что построение святи­лища не было  результатом Божьего откровения.

Исследования археологов действительно указывают как на ряд архитектурных сходств, так и на существен­ные отличия иерусалимского храма от других древних ближневосточных храмов.

Так, например, Джон Брайт в своей книге  «История Израиля» утверждает что «национальная святыня Из­раиля была построена исключительно по хананейскому об­разцу». Исследователи Смит и Стонг замечают, что имеет место сильное влияние египетской архитектуры на израильское  святилище.  Действительно, между израиль­ским и языческими храмами можно заметить ряд сходств:

1.         Иерусалимский храм  (языческие храмы всегда сравни­вают с иерусалимским) является частью царской ци­тадели, подобно другим храмам. Он, как и другие храмы, был построен на искусственном, специально созданном возвышении.

2.         В то время храмы строились из дерева и камня. Археологи отмечают сходство строительной технологии. Но это ложная посылка, ибо, как нам по­вествует 3 Книга Царств6:36, для ведения  строи­тельных работ Соломон приглашал строителей из Тира. Нетрудно выявить причину такого сходства.

3.         Очень схожи и украшения, которые использовались в иерусалимском и египетских храмах: вырезанные пальмы, плоды деревьев и т.д.

4.         Но пожалуй, самое главное – это наличие темного, недоступного для всеобщего созерцания помещения, где находилось божество. Доступ туда открыт лишь избранным. Именно таким было Святое Святых в из­раильском святилище. Несмотря на золотую отделку стен, оно не было освещено, так как светильник рас­полагался в другом отделении.

Но обратим внимание и на отличия, выслушав другую сторону. Лоренс Герати в своей статье «Об иерусалим­ском храме в контексте ближневосточной культуры», го­воря о сходстве между израильским храмом и другими  ближневосточными храмами, указывает также четыре важных отличия, не имеющих аналогов в ближневосточ­ной практике.

1.     Несмотря на то, что многие языческие храмы имеют схожую структуру, даже в том, что у них есть три основные отделения, соответствующих израильским: Внешний двор, Святое, Святое Святых, ни в одном из языческих храмов не наблюдается таких правильных геометрических пропорций.

2.     В каждом из ближневосточных храмов в самом свя­том помещении, закрытом от постороннего взгляда, находился идол – главное изображение того боже­ства, которому посвящен храм. Это и отличает ближневосточные храмы от греческих, в которых статуя божества доступна обозрению. В израиль­ском храме как во Святом Святых так и в других по­мещениях храма не было никакого изображения Яхве.

3.     Внутри израильского храма отсутствовали сидения. Наличие сидений свидетельствовало о том, что бого­служение проводилось внутри храма и люди присут­ствовали на нем. В израильском храме богослужение проводились исключительно перед его входом, перед жертвенником.

Данные три факта являются уникальными для изра­ильского храма, не имеющих аналогов в других культурах. Но, пожалуй, наиболее интересный аргумент - это то, что большинство ученых на сегодняшний день сходятся в том, что система ритуалов в израильском храме являлась уникальной.

Существовала огромная разница между ритуалами и их восприятием у языческих народов и израильтян. Не лучше ли предположить, что те отголоски, те внешние сход­ства, которые можно наблюдать в архитектуре и куль­тах языческих народов и народа израильского, являются свидетельством того, что некогда всем людям были из­вестны Божии постановления относительно жертвопри­ношений? Однако впоследствии, отступив от Бога, языче­ские народы утратили эти знания, исказили смысл и значе­ние жертвоприношений, в результате чего языческие культы превратились в кровавые, жестокие и безнравст­венные действа. В нашем исследовании мы со всей ясно­стью увидим, как через ритуалы, данные израильскому на­роду Самим Богом, Он постепенно открывал взору чело­века Свой замысел спасения мира от греха.



* Сложность вызывает вторая часть текста «он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Проблема в том, что слово грех в еврейском языке «хаттат» - женского рода. Если бы текст говорил о грехе и о господстве над грехом, то было бы в оригинале «она влечет тебя к себе, но ты господствуй над ней». Но в еврейском тексте стоит «он» и «ним» и эти местоимения никакого отношения к предыдущей фразе не имеют. Некоторые комментаторы усматривают здесь связь с Быт. 3:16 в свете буквального перевода отрывка «у него влечение к тебе, а ты будешь господствовать над ним». В 3:16 текст говорит о главенстве мужа над женой.  Возможно, что Бог этими словами хочет сказать Каину, что если он выполнит все требования относительно жертвоприношения, то будет главенствовать, господствовать над Авелем по праву первородства.