Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Евангелие в ВЗ Святилеще Сделай по образу, какой показан тебе на горе.
Сделай по образу, какой показан тебе на горе. PDF Печать Email

 «Все, как Я показываю тебе, так и сделайте...» –  гово­рит Господь Моисею и при этом действительно нечто ему показывает. Что же именно? Что видел Моисей? Что это был за образец, согласно которому он должен был постро­ить святилище? Богословы по-разному отвечают на этот вопрос, и здесь мы рассмотрим наиболее распространенные мнения.

1.         Господь показал Моисею миниатюрный план земного святилища, своего рода макет – он и  являлся образцом.

2.         Господь показал Моисею модель Небесного

Святилища, его точную миниатюрную копию – и Мои­сей руководствовался этим образцом.

3.         Моисей видел непосредственно Небесное Святилище, а не его копию, а затем получил от Бога подробные ука­зания о том, как построить скинию земную.

4.         Моисею было показано Небесное Святилище, а потом он сам запроектировал и построил земное святилище по образцу небесного

5.         Моисей не видел ни земного, ни Небесного Святилища, он находился под особым вдохновением свыше, Бог внушил ему определенные впечатления, определенные идеи, и в результате этого соприкосновения с Богом Моисей и построил святилище.

Порассуждаем над предложенными вариантами.

Первое мнение предполагает, что Небесное Святилище не существует как таковое. Мы не можем согласиться с этим. В Новом Завете в Послании к Евреям и в Откровении и даже в Ветхом Завете Господь постоянно указывает авто­рам Священного Писания на Небесное Святилище. Самым ярким примером может быть книга Откровения 11 глава. В первом стихе Иоанн описывает поручение, которое дал ему Бог: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем». Если необходимо измерить какой-либо объект, несо­мненно, этот объект должен реально существовать. В Биб­лии Бог часто предлагал измерение как доказательство не­пременного исполнения Своих обетований. Иезекиилю, на­ходившемуся в Вавилонском плену Бог повелел в видении измерить храм, который надлежало построить после воз­вращения из плена. Бог хотел убедить Израильский народ в том, что избавление из плена грядет скоро. О каком храме идет речь в Откровении? Явно не об Иродовом. В 70 году он был разрушен. Значит возможны лишь два толкования: либо это небесный храм, либо это предсказание о строи­тельстве третьего храма, которое до сих пор не исполни­лось. Если для ультра ортодоксальных иудеев восстановле­ние храма с его жертвоприношениями и ритуалами – един­ственная надежда, то для христианина нет никакого смысла верить в третий храм. Апостол в послании Евреям в 9 главе однозначно говорить о жертве Христа:

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устрое­ния, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Ст 11-12

Ниже мы увидим, какие знания и представления о Не­бесном святилище имел израильский народ в Ветхом За­вете.

Вряд ли достоверно также и второе мнение о том, что Моисею была показана модель Небесного Святилища и он воспроизвел точную копию оного. Если бы это было так, то на небесном жертвеннике так же лилась кровь, и сам небес­ный храм был бы отделан козьей шерстью и бараньими шкурами. Конструкция и размеры скинии не должны были претерпевать никаких изменений, однако Соломонов храм существенно отличался от Моисеевой скинии размерами и постройкой. Когда мы читаем о том, как Соломон задумал построить храм, мы видим, что ему Бог показал образец храма, облако славы Божией наполнило храм так, как было это и при Моисее. Исходя из этого, мы не можем согла­ситься со вторым мнением.

Нас не могут удовлетворить также 4 и 5 варианты, по­тому что  оба эти объяснения сеют недоверие к Священ­ному Писанию. Из них следует, что общение Моисея с Бо­гом было лишь мимолетным эпизодом. Видел ли Моисей само Святилище и вдохновленный этим видением как поэт дал свою интерпретацию; либо он под впечатлением Божь­его присутствия решил построить скинию – в любом случае возведение земного святилища – инициатива самого Моисея и воплощение его собственных замыслов. Такие выводы противоречат Библии и ставят саму Библию в один ряд с произведениями художественной литературы. Но мы ви­дим, что Библия – это нечто большее, чем творение рук че­ловеческих. Мы верим, что Библия есть прежде всего Слово Божье, лишь записанное руками человека. Писатели Библии могли выражать слова Библии на своем языке, но они ни в коем случае не добавляли к Божьим словам свои мысли, как об этом пишет нам апостол Петр: « Ибо никогда пророче­ство не было  произносимо по воле человеческой, но изре­кали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (2 Петра 1:21)

Поэтому наиболее адекватным, скорее всего, является 3 мнение. Мы явно видим, что земное святилище отличается от Небесного. В Небесном Святилище наверняка нет по­крова из бараньих шкур, не льется кровь жертв. Для нас яв­ляется тайной, из чего же сделано Небесное Святилище. Некоторые богословы шутят, говоря о том, что знают, из каких материалов сделано Небесное Святилище. И когда заинтересованные студенты с нетерпением ждут версии, гипотезы, по которой можно было бы вести очередную  дискуссию, они неожиданно получают ответ: «Небесное Святилище сделано из небесных материалов».

В Священном Писании мы находим описание трех хра­мов: скинии Моисея, храма Соломона и храма, показанного в видении Иезекиилю. Отдельные сцены из книги Открове­ния также дают некоторое представление о Небесном Храме. Сопоставив все эти сведения, мы приходим к вы­воду, что основные «стратегические» элементы всех этих храмов совпадают. Во всех храмах есть:

q  Святое и Святое Святых

q  жертвенник

q  первосвященник

q  Ковчег завета

q  скрижали с заповедями

q  светильник

q  хлебы предложения

q  жертвенник для курения.

Это говорит нам о том, что построенная Моисеем скиния не могла быть плодом его вдохновения, воплощением его соб­ственных идей. Сам Господь был Автором и Архитектором скинии, а Моисей лишь творил Его волю, выраженную со­вершенно определенно. Несмотря на то, что нам недоступно познание многого, относящегося к небесной реальности, Бог открывает нам Свою волю в отношении к земной реальности. Эта воля была ясно изложена, когда Бог на горе Синай давал детальные указания Моисею обо всех предметах земного святилища вплоть до его размеров и технологии изготовления.