Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Жертва всесожжения PDF Печать Email
    Первая глава книги Левит повествует нам о ритуале всесожжения.

«И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести  жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобресть ему благоволение пред Господом. И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, и приобретет он благоволение, во очищение грехов его. И заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровию со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания.  И снимет кожу с жертвы всесожжения, и рассечет ее на части. Сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь, и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу». (Левит 1:1-9)

 

Слово всесожжение говорит само за себя: жертва сжигалась полностью. С древнееврейского языка «всесожжение», или «ола¢», буквально переводится как «восходящая». Некоторые иудейские богословы переводят этот термин как «возношение». Но одной этимологии  не достаточно, чтобы понять смысл этого ритуала. Ведь в контексте Книги Левит слово «ола¢» является техническим термином, обозначающий целый комплекс определенных действий, смысловая сторона которых откроется нам глубже, если мы рассмотрим динамику этого ритуала шаг за шагом.

Итак, рассмотрим каждое действие в том порядке, как оно показано в книге Левит, 1 глава:

1. Возложить руку на голову жертвы всесожжения (стих 4).

2. Заколоть жертву.

3. Действия над кровью

      а) священник берет кровь

      б) священник разбрызгивает кровь по всем сторонам жертвенника.

4. Манипуляция с тушей животного:

      б) снять кожу

      б) расчленить

      в) вымыть внутренности

      г) сжечь

Давайте постараемся выяснить значение каждого из этих действий.

 

Возложение руки

Это действие интерпретируется богословами по-разному. Большинство из них считает, что оно символизирует просто акт передачи жертвенного животного в собственность Богу. Они утверждают, что в силу того, что жертва всесожжения не приносилась за какой-то конкретный грех, другого значения быть не может. Однако, давайте рассмотрим текст более внимательно. Четвертый стих говорит: «И возложит он руку свою на голову жертвы всесожжения и приобретет он  благоволение, чтобы снять грехи с него ему» (перевод с оригинала).

  Почему же именно возложение руки на голову животного давало грешнику возможность приобрести благоволение в глазах Божьих и очиститься от своих грехов?

Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо исследовать, где еще упоминается этот жест, и что он означает? В Книге Левит, 16:21, читаем: « И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла…»

Этот текст показывает, что возложение рук сопровождалось исповеданием грехов. Некоторые ученые подмечают определенное различие. В 16 главе говорится о возложении двух рук. А в 1 главе  говорится о возложении одной руки. Имеет ли это отличие принципиальное значение? Рассматривая и сопоставляя библейские тексты, мы увидим, что данная деталь несущественна. Еще одно значение жеста возложения рук мы находим в Книге Числа, 27:18 и 20:

«И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою...  и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых».

В данном случае мы видим, что Моисей через возложение руки передает Иисусу Навину «от славы своей», то есть как бы часть своих качеств и Свои полномочия. Следовательно, возлагая руку на голову жертвы всесожжения, грешник переносил на животное какие-то присущие ему качества. Исходя из последних слов стиха «во очищение грехов», можно сделать вывод, что этим жестом на жертвенного агнца перекладывалось не что иное, как грех. В этом символическом действии грешник получал благоволение Божие и очищение грехов. Животное принимало на себя грех грешника.

Еще один текст записан в  Левит 24:11. Здесь повествуется о человеке, который хулил имя Господне и открыто злословил Бога. Господь повелел Моисею, чтобы все, слышавшие это злословие, возложили руки на богохульника, после чего он должен был умереть. Что в этом конкретном случае означало возложение рук?

Пятнадцатый стих говорит: «Кто будет злословить Бога, тот понесет грех свой». Здесь очевидно, что выражение «нести грех» означает нести вину, а следовательно, наказание за соделанный грех. Данное значение также присутствует в контексте рассматриваемого нами ритуала всесожжения, потому что после возложения руки жертва умирала.

Итак, культура и обычай израильского народа, описанные в Библии, позволяют сделать вывод, что жест возложения рук был вполне понятен для израильтянина, подобно как для нас кивок головой означает согласие или приветствие. Для них возложение рук на голову означало перенос качеств или переложение вины.

Оба эти значения присутствуют в ритуале всесожжения. Грешник через возложение руки переносил на жертвенное животное присущее ему качество – грех, и перелагал на жертву вину за этот грех. Вследствие этого животное должно было быть убито им.

 

Действия над кровью

Итак, возложение руки на голову жертвы и ее смерть снимала с человека грех и делала его угодным Богу. Однако мы видим, что на этом ритуал не заканчивался. После того, как жертва была убита, священник должен был взять кровь и окропить ею жертвенник со всех сторон. Для чего нужно было совершать это действие?

Нам опять следует обратиться к тексту Библии, чтобы определить значение крови в израильской культуре. Пророк Исаия  (59:3) говорит: «Ибо руки ваши осквернены кровию и персты ваши – беззаконием…»   Этот отрывок написан в форме синонимического параллелизма, то есть одна и та же мысль повторяется здесь два раза и выражена словами-синонимами. В первой части употребляется слово «руки», а во второй – «персты». Соответственно, кровь и беззаконие – тоже синонимичные понятия в данном контексте. В Священном Писании можно найти немало текстов, где слово «кровь» выражает идею греха или вины. Так например, в Книге Левит (20:9, 11, 16) используется выражение «кровь его на нем», что означает «вина его на нем» или «грех его на нем». Тоже самое находим в Книге Иисуса Навина, 2 глава с 17 по 19 стихи:

«И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, если не сделаешь так: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой. И если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны; а кто будет с тобою в  доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его».

Итак, эти тексты дают нам представление о том, что кровь в израильской культуре ассоциировалась с грехом и виной. Исходя из этого мы можем видеть, что кровь в рассматриваемом нами ритуале играет роль символического носителя греха, и соответственно, соприкасаясь с кровью, жертвенник как бы принимает на себя грех. Иными словами, грешник, возлагая руки, переносит свой грех на животное, после чего с кровью жертвы, грех переносится на жертвенник.

Действия над тушей животного

После того, как действия над кровью заканчивались, необходимо было проделать самую тяжелую работу. Тушу животного нужно было расчленить, внутренности вымыть и все возложить на жертвенник. Некоторые действия в этой части ритуала носили исключительно служебный характер. Достаточно очевидно, что необходимо было освободить животное от всякой грязи и нечистот. Однако же расчленение жертвы является важным аспектом, который мы еще будем в дальнейшем рассматривать при установлении типологии данного ритуала. О расчленении жертвенных животных мы уже говорили, когда исследовали 15 главу книги Бытия. Вероятно, вы помните, что Господь повелел Аврааму расчленять всех животных, приносимых им в жертву. Подобные действия были достаточно типичны для того времени, потому что именно таким образом заключались договоры сюзеренства. Вассал, при заключении данного договора, рассекал пополам животное и проходил между двумя половинами со словами: «Пусть то и то сделают мне твои боги, если я не выполню условий договора».

Как мы увидим позже, этот смысл – заключения договора - также был присущ и ритуалу всесожжения.

Части животного возлагались на жертвенник и сжигались. Стих 9,  первой главы книги Левит говорит: «Это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу». Еврейское слово «ишше» - очень сложное понятие для перевода. Если перевести это слово буквально, в контексте книги Левит, оно будет означать «пищевое приношение». На первый взгляд это кажется довольно странным: неужели Богу нужно «пищевое приношение», да еще и «приятное благоухание». Звучит чересчур по-язычески.

Действительно, данные выражения нельзя понимать буквально. Книга Левит написана специфическим языком, в ней много так называемых «профессионализмов», то есть слов, употребляемых в качестве технических терминов. Таким образом, многие слова приобретают другой, отличающийся от своего базового значения, смысл. Такую «замену значений» можно наблюдать в любом языке. Например, слово «муфта» – предмет женской одежды. Но вряд ли какой-то автомобилист сможет вспомнить это значение. Для него муфта означает «устройство для соединения валов». Наверное, читатель без особого труда сможет припомнить и другие подобные примеры. Мы же вернемся к выражению «пищевое приношение».

Некоторые ученые утверждают, что Левитский ритуальный закон был заимствован у язычников, которые приносили своим божествам пищу и «кормили» их. Об этом мы можем прочитать в послании апостола Павла к Коринфянам. Он говорит об идоложертвенном. Это мясо приносилось в храм, его клали перед идолом и считалось, что когда божество отведает это мясо, оно будет благословенным.

В этих языческих обрядах усматривают прямые параллели с требованиями Господа Бога Израилева. Он хотел, чтобы Ему приносили жертвы, чтобы Его кормили. Нельзя не заметить существенной разницы: в ритуалах, совершаемых левитами, мясо жертвенных животных не приносилось к изображению божества, но возлагалось на жертвенник. Это мясо уже невозможно было забрать, ибо оно возносилось к Богу в виде дыма. Этот термин, «пищевое приношение», как раз очень уместен, ибо в нем просматривается ирония: этим Бог показывает, что Он не нуждается в человеческой пище. Псалом 49 (12-13) говорит:

«Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?»

Также нельзя понимать буквально слова «приятное благоухание». Данная метафора антропоморфна, как и другие метафоры, используемые в Библии для описания Бога, как то: «рука Божия», «глаз Божий» и даже «крылья». Как пишет Джон Хартли в своем комментарии на книгу Левит, «современная западная культура пренебрегает ролью запаха в человеческих ощущениях». Гиббонс добавляет, что у жителя Ближнего Востока «запах пробуждает приятные воспоминания и очень глубоко связан с эмоциями личности». Поэтому данная метафора здесь уместна. Она служит как бы выводом ко всему отрывку (Левит 1:1-9) и показывает, что все, что  сделал человек согласно установленным Богом правилам, приятно Господу и жертва принята Им,  а грешник  получает благоволение пред лицом Господним.

                Исследовав динамику жертвы всесожжения мы можем увидеть две важные детали. Во-первых: данный ритуал учил Израильтянина значению заместительной жертвы. Во вторых: благодаря понятным символам, использованным в ритуале, можно было четко проследить перенос греха с грешника на жертвенное животное и далее на жертвенник святилища. Интересно, что освобождение человека от греха происходило в момент возложения руки на голову животного.


  РИСУНОК

Типология жертвы всесожжения

Только что мы подробно рассмотрели ритуальную динамику жертвы всесожжения, что дало нам возможность не только хорошо представить себе это важное действо, но и убедиться, что буквально каждый шаг, каждый жест этого  ритуала неслучаен и исполнен глубокого смысла.

Мы пристально вглядывались в отдельные детали и могли уяснить их значение. А теперь нам предстоит взглянуть на этот ритуал как бы с высоты «птичьего полета», охватить те важнейшие моменты библейской истории, когда к небу возносится дым жертвы всесожжения.

Вот переживший всемирную катастрофу Ной ступает, наконец, из ковчега на сушу. И первое, что он делает, – приносит жертву всесожжения (Бытие 8:20-21). «И после того, как Господь обонял приятное благоухание», Он заключает с Ноем завет. А вот и отец всех верующих, Авраам. Пятнадцатая глава книги Бытие повествует, как по велению Божию он приносит жертву всесожжения. «В тот день заключил Господь завет с Авраамом», читаем мы в 18 стихе. Этот  завет Господь подтверждает еще раз. И когда же? А именно тогда, когда испытанный до конца Авраам приносит во всесожжение овна вместо сына своего Исаака. И на Синае, после того, как Господь дал Моисею десятисловный закон – сердцевину Синайского завета – Он говорит: «Сделай мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои» (Исход 20:24). Множество других примеров только подтвердят общий вывод: всесожжения как добровольные жертвы приносились человеком в наиболее важные и ответственные моменты его жизни, когда он желал либо заключить, либо обновить свой завет с Господом.

Кроме всесожжений, которые человек мог приносить Господу «по расположению своего сердца», существовал и другой вид всесожжений, которые по по-еврейски назывались «ола тамид». Это записано в Книге Исход, 29 глава 38, 39 и 42 стихи: 

«Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно; одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером... с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу. Это - всесожжение постоянное в роды ваши...»

Постоянное всесожжение служило основой всех других жертвоприношений, совершаемых во святилище. В книге Левит (6:13) написано: «Огонь пусть непрестанно горит на жертвеннике и не угасает». Это повеление дано священнику. Подобно Иову в давние времена, который приносил всесожжения Богу за своих детей, священник должен был приносить всесожжения каждое утро и каждый вечер за весь народ. Всякий израильтянин, зная, что за него приносится эта жертва, и что огонь на жертвеннике горит непрестанно день ночь, мог быть уверен, что завет между ним и Всевышним Богом обновляется и поддерживается постоянно.

Итак, для израильтянина, который не видел Голгофского креста и еще не представлял себе, каков будет Спаситель мира, жертва всесожжения, тем не менее, ясно показывала, что посредством ее заключается завет между Богом и человеком.

Какое же значение для нас, христиан на рубеже нового тысячелетия, имеет эта жертва? Воспользуемся выведенным выше правилом определения типологии ритуала. На основании пророческой  структуры мы уже знаем, что жертвенное животное, заместительная жертва является типом Иисуса Христа. Что в этом случае означает понятие завет? В своей статье профессор Уайнфельд подчеркивает, что древнееврейское слово берит (завет) означает договор о мире, дружбе  и взаимоотношениях. Когда речь идет о завете между Богом и человеком, Господь является инициатором спасения и новых взаимоотношений с человеком. Так было с Ноем, когда господь спас его от вод потопа: « И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба» (Быт 8:1-2). Так было и с народом Израильским.  Прежде, чем открыть им закон, Бог говорит им: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» Исх 20:2.   

Об этом же пишет Павел в послании к Римлянам, 5 глава 9, 10 стих:

«Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более,

примирившись, спасемся жизнью Его».

Апостол пишет, что через смерть Христа мы примиряемся с Богом. Примирение – это начало новых отношений. Эти новые взаимоотношения в Ветхом Завете начинались как  раз с того момента, когда Бог заключал завет с человеком. Примиряясь с Богом, мы, христиане, тоже вступаем с Ним в отношения завета. Но апостол Павел в 9 стихе очень четко показывает одну важную деталь: это примирение с Богом возможно только после того, как мы становимся «оправданы кровию Его».

Оправдание, по-гречески «дикайома», означает «заверение в праведности». Иными словами, все наши прошлые грехи изглаживаются, и мы приобретаем «благоволение пред Господом» (Лев. 1:3).

Таким образом мы можем сказать, что жертва всесожжения указывала на один из важных аспектов жертвы Христа – на оправдание, которое мы получаем благодаря Его смерти.