Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Видение Пророка Даниила PDF Печать Email

Лев с орлиными крыльями, медведь, барс, ужасный зверь, выходящие из пучины морской… Вселенские битвы, расцвет и падение мировых царств; туманные картины будущего. Таинственные предсказания… Книга пророка Даниила по праву считается одной из самых загадочных книг Библии. Картины и видения, прошедшие некогда перед изумленным взором Даниила, и по сей день продолжают волновать исследователей Священного Писания.

                Существует огромное количество литературы, так или иначе пытающейся толковать пророчества Даниила. Вдумчивый читатель, конечно же, сможет найти серьезные комментарии по данному вопросу. Мы же обратимся к исследуемой нами теме святилища. В книге пророка Даниила она играет решающую роль, и поэтому, правильно объяснив смысл и значение символов святилища, мы получаем ключ к разгадке самых сложных моментов этой пророческой книги. Для того, чтобы исследовать нашу тему, нам необходимо обратиться к 7 и 8 главам книги пророка Даниила. Именно в этих главах содержатся основные пророчества о плане спасения, и следовательно, речь не может не идти о святилище.

 

Судебное следствие

 

                В 7 главе Даниил описывает известное видение о четырех зверях: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя огромными клыками, четырехголовый крылатый барс и «страшный и ужасный зверь» с десятью рогами, которого Даниил даже не смог описать.

                               Господь сразу же позаботился о том, чтобы объяснить Даниилу значение видения (ст. 17): «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли». Иными словами, Господь хочет показать Даниилу развитие мировой истории. Четыре могучих империи, безраздельно господствующих в мире, сменяют друг друга. Это Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим. Последняя империя распадается на 10 частей. Это видение с первого взгляда напоминает то, что пророк описал во второй главе своей книги. Те же четыре империи, разделенное царство в Европе, пришествие Царства Божиего. Однако, видение 7 главы отличается не только символами, пророк видит некоторые новые детали.

                Внезапно Даниил обращает внимание на нечто необычное. Между десятью рогами «ужасного зверя» появляется небольшой рог. Он выглядит весьма странно: имеет глаза и «уста, говорящие богохульно». Однако на этом видение не заканчивается. Даниил видит как 

«наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги».  (9-10 ст.)

 Суд этот выносит приговор всем мировым царствам и отнимает у богохульного «малого рога» «власть губить и истреблять».

                После этого пред Даниилом открывается славное видение пришествия «Сына Человеческого». Ему и Его народу даны власть и сила, на Земле устанавливается Вечное царство. «Владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (ст 14).  Такие же слова сказаны о камне, представляющем царство Божие во второй главе книги Даниила. 

                Итак, мы видим, что эта глава показывает нам историю мира, но показывает ее в очень необычном ракурсе. Что же необычного здесь? Прежде всего – последовательность событий. Весь христианский мир ожидает суда Божьего над человечеством, которому надлежит свершиться после пришествия Иисуса Христа. Об этом суде писал еще премудрый Соломон в книге Екклесиаст (12:14), говоря, что «всякое дело Бог приведет на суд». Об этом суде пророчествовал Иисус Христос, говоря о «воскресении жизни» и «воскресении осуждения». Этот суд видел апостол Иоанн (Откр. 20 гл.), где описывал, как дьявол и все его приспешники будут брошены в озеро огненное, после того, как «судимы были по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). Этот суд непременно должен состояться после Второго Пришествия.

                Даниил же описывает суд, который, согласно его видению, состоялся перед пришествием Иисуса Христа. В чем же здесь дело? Библия не может противоречить сама себе. Вывод может быть только один: Библия повествует нам о двух судах. Один состоится после пришествия Иисуса Христа, другой же, как мы видим в книге Даниила, имеет место перед пришествием. Что это за суд? Контекст главы дает полный ответ на этот вопрос. Но прежде всего необходимо разобраться в структуре 7 главы.

                Седьмая глава делится  на две части: с 1 по 14 и с 15 по 28 стихи. В первой части описано само видение. Во второй – ангел  истолковывает видение пророку, у которого «вострепетал дух» от всего увиденного. Эта часть наиболее интересна. Она построена в форме диалога и состоит из трех реплик: реплики ангела (17-18 стихи), реплики Даниила (19-22 стихи), и снова реплики ангела (с 23 по 28)

                Сначала ангел дает простой ответ на вопрос Даниила, говоря о том, что четыре империи сменят друг друга, а затем настанет царство Божие. Однако ёэто не удовлетворяет пророка. Его интересуют  дополнительные детали, особенно загадочный «небольшой рог», который не просто возвеличивался  и богохульствовал, но и «вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего».

Здесь мы видим одно интересное выражение «суд дан был святым Всевышнего». Может создаться впечатление, что речь идет о суде, который будут совершать спасенные, когда будут царствовать со Христом тысячу лет. Однако, это  не так. Обратим внимание на Псалом 81:3: «давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость».  Очевидно, что в этом тексте речь не идет о том, чтобы бедного или сироту назначить судьей.  В Ветхом Завете выражение «дать суд кому-то» означает судить кого-то по справедливости.

Иными словами, своим вопросом к ангелу Даниил открывает нам очень важную истину о том, что перед пришествием Сына Человеческого над народом Божиим будет свершен суд.  Эти же самые слова записал апостол Петр: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет 4:7).  Это, конечно же, не означает, что народ Божий будет осужден. Наоборот, в Ветхом Завете люди часто обращаются к Богу с просьбой о суде. Давид, например просит:

«Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною; да не говорят в сердце своем: `хорошо! [хорошо!] по душе нашей!' Да не говорят: `мы поглотили его'. Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною» (Пс. 34:24-26).

Псалмопевец обращается к Богу за защитой. Так же и суд Свой Бог дает народу Своему с целью защиты, дабы восторжествовала справедливость Его.

                Отвечая на вопрос Даниила, ангел добавляет еще некоторые детали к картине этого суда:

«Зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца» (Дан 7:23-26).

Мы видим здесь, что  «малый рог» является государственной системой нового типа. Системой которая открыто выступает против Бога и притесняет Его народ, издавая законы, отменяющие закон Всевышнего. А потому, главная цель этого суда – вынести обвинительный приговор той необычной политической системе. Против нее и против сверхдержав, породивших ее, собралось судебное заседание и поставлены престолы. Господь Бог Отец и Иисус Христос намерены внимательно исследовать дело этой политической системы, которая своими законами и силой оружия притесняла народ Божий.

                «А при чем же здесь святилище?» – зададите вы вопрос. Не будем торопить события.

                              

                                                              

Видение в первый год Валтасара

                Прошло 2 года после того, как Даниилу было открыто это грандиозное видение о конце мира и славном явлении Иисуса Христа. Однако в третий год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил снова видит пророческий сон, где мировые царства представлены в образе зверей. Однако звери эти уже другие: необычный овен, у которого два рога разного размера и козел с одним рогом между глаз. Между этими зверями начинается схватка.

«Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него» (Дан. 8:6-7).

Господь и здесь не медлит с объяснением видения. Эта глава имеет подобную структуру: в первой части (1-14 стихи) описано видение, а во второй (с 15 по 28 стихи) – ангел Гавриил разъясняет Даниилу суть увиденного.  «Овен, которого ты видел, с двумя рогами, - это цари Мидийский и Персидский, а козел косматый – царь Греции» - узнаем мы из 20 и 21 стихов. Это объяснение помогает нам сориентироваться в историческом контексте пророчества. Фактически, в этом видение есть параллели с видением седьмой главы.  Там Мидо-Персия представлена в образе медведя, а Греция – в виде барса. Однако видение восьмой главы раскрывает нам некоторые подробности. По первых, описана битва между Грецией и Мидо-Персей. Это исполнилось в истории. Победа Александра Македонского над персами была молниеносной и Персдская империя развалилась подобно «колоссу на глиняных ногах».

                После этого, события начинают приобретать еще больший динамизм.

«Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране» (Дан 8:8-9).

Во второй части восьмой главы дается объяснение этим стихам. «… большой рог, который между глазами его (т.е козла), это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою» (Дан 8:21-22). Несмотря на легкую и стремительную победу новая империя не просуществовала долго. Александр Македонский  умер в молодом возрасте и его царство распалось на четыре: западное – на территории Греции, восточное – на территории Персии, южное – на территории Египта и северное – на территории Сирии.   «Небольшой рог» тоже объяснен в 22 стихе: «Восстанет царь наглый и искусный в коварстве».

                Интересно, почему Даниилу вновь показаны одни и те же события? Империи, сменяющие друг друга – Мидо-Персия, Греция, «небольшой рог» и какой-то неясный намек о конце «небольшого рога», записанный в 14 ст.: «2300 вечеров и утр, и святилище очистится». Причем здесь святилище? О каком святилище идет речь, когда видение относится к «отдаленным временам» (26 ст.)? Попробуем ответить на эти вопросы по порядку.

                Действительно, 7 и 8 главы книги Даниила описывают одни и те же события. Богословы говорят о том, что эти главы параллельны между собой. (См. Таблицу).

Видение 7 гл

Видение 8 гл

Что символизирует?

Лев (4 ст)

 

Вавилон  (7:17)

Медведь  (5 ст)

Овен  (3-4 ст)

Мидо-Персия (7:17 и 8:20-21)

Барс (6 ст)

Козел (5-7 ст)

Греция (7:17 и)

 

Четыре рога (8 ст)

Четыре царства, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского (8:20-21)

Ужасный  (7 ст)

 

Рим (7:23-24)

Десять рогов (7 ст)

 

Государства Европы, образовавшиеся после падения Римской империи (7:23-24)

Малый рог (8 ст)

Небольшой рог (9-13 ст)

См. Экскурс

Суд  (9-13 ст)

Очищение святлища (14 ст)

См Данную главу

Наступление царства Божиего (14 ст)

 

 

 

Так как у нас есть две опорные точки, а именно 7 глава и 17 стих и 8 глава 20-21 стихи, где говорится о том, что звери обозначают царей, мы можем сделать вывод, что медведь из 7 главы и овен из 8 главы изображают одно и то же царство; то же можно сказать о козле и барсе. Как в 7, так и в 8 главах есть «малый рог». Непонятным остается только, куда отнести события очищения святилища? Чему оно параллельно, суду или Второму Пришествию?

                Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать, на что хочет обратить Господь внимание Даниила. Намерен ли Он снова повторить политическую историю мира, открытую пророку 2 года назад в видении, или Господь желает обратить его внимание на нечто другое? Посмотрим повнимательнее на содержание главы.

                Подобно тому, как телекамера приближается к объекту для того, чтобы рассмотреть его детали крупным планом, видение Даниила высвечивает нам «крупным планом» отдельно взятые события мировой истории, в целом уже показанные. Подробно описывается война между Мидо-Персией и Грецией. Предсказан и последующий распад империи Александра Македонского на 4 части. Неужели эти события так важны?

                Из истории нам известно, что самыми сильными из четырех мировых империй были Вавилон и Рим. Вавилон всегда оказывается в фокусе пророческих предсказаний Ветхого Завета и Откровения Иоанна Богослова. Римская империя господствовала над миром во времена Нового Завета. Мидо-Персия же упоминается лишь в нескольких местах Ветхого Завета, а во времена империи Александра Македонского никто из библейских писателей не жил вообще. Зачем же Бог обращает наше внимание именно на эти два менее значительных государства? Дело здесь вот в чем: подобный художественный прием издавна был применяем в литературе Востока. Восточное мышление не так прямолинейно, как европейское. А посему, дорогой читатель, если что-то весьма незначительное описывается в больших подробностях, знай, что речь пойдет не об этом. Это лишь прелюдия к более важному разговору. Что же важное хотел Даниил сообщить нам?

                Самое важное кроется в описании действий «малого рога», который не только территориально разросся «к югу, к востоку и к прекрасной стране», но и «вознесся до воинства небесного». Кто-то может спросить: «Как царь земной может вознестись до воинства небесного и попрать часть воинства и звезд?» Не эти ли же самые слова написаны Иоанном Богословом в Откровении 12 главе, и относятся к дракону, называемому дьяволом, сатаной? Это действительно так. Однако, 24 стих 8 главы Книги Даниила объясняет нам причину такого совпадения. Царь, оказывается, действует не своею силою. Иными словами, «малый рог», описанный нам в 7 главе как политическая сила, притесняющая народ Божий, более подробно описан в 8 главе, но уже в другом аспекте – его религиозной деятельности. Он описан нам как тандем человеческой и сатанинской власти, которая действует как на земле, так и на небе. Давайте прочитаем, как звучит в оригинале 11 и 12 стихи 8 главы: «И даже вознесся до Вождя воинства, и отнято было у Него ежедневное, тем самым разрушено было основание святилища Его». Что такое это «ежедневное»? Контекст самого стиха подсказывает нам ответ. Ключевое слово стиха - «святилище Его», говорит о том, что Вождь воинства небесного изображен как Первосвященник в Небесном святилище. Что делает первосвященник ежедневно можно узнать из прообразного служения в земном святилище. Во первых, он утром и вечером должен был приносить агнцев вместе с хлебным приношением в жертву всесожжения за весь народ, обновляя утром и вечером завет с Богом, являясь в этом посредником между Богом и человеком (Исх 29:39-42); во вторых, зажигать светильник, находящийся во святом храма (Исх 27:21); в третьих, воскурять фимиам на жертвеннике благовонных курений (Исх 30:7); и носить имена сынов Израилевых на нагруднике и на плечах своих пред Богом, когда входит он во святилище (Исх 28:12 и 29). Иными словами можно сказать, что у Вождя воинства было отнято ежедневное посредническое служение первосвященника. Именно оно является основанием как земного, так и небесного святилища. То есть «небольшой рог» осквернил небесное святилище. Вот почему ответ ангела на вопрос, до каких пор продлится все это нечестие, звучит именно так: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»

                Ответ этот звучит достаточно логично: раз совершено осквернение святилища, значит оно нуждается в очищении. Кто-то спросит: получается, что сатана вместе с земным царем разрушили небесное святилище? Ни в коем случае. Мы обсуждали ранее, что осквернение святилища вовсе не в том, чтобы его разрушить. Мы выясняли, что 3 действия квалифицировались, как осквернение святилища: пролитие невинной крови, участие верующего человека в языческих ритуалах и оргиях и отвержение Божьего пути в вопросах очищения и освящения. Исследуя историю, мы видим, что именно это произошло в христианской церкви. В средние века христианская церковь заимствовала много языческих ритуалов и культов, как и было предсказано Даниилом. Заповеди Божьи оказались упраздненными, а вместо них был предложен путь спасения «по делам», за отказ от которого тысячи невинных были казнены. Все три действия, оскверняющие святилище Божье, совершались на протяжении веков. Но святилище должно быть очищено.

                Именно поэтому Бог показывает Даниилу историю в других образах. Овен и козел, изображающие мировые империи, гармонично вписываются в язык святилища. Овен являлся жертвенным животным, которое было приносимо в святилище утром и вечером. Ежедневная жертва является ключевым словом 10 и 11 стихов. Она была отнята у Вождя воинства. Реакцией на такое действие является очищение святилища (14 ст.). Вот почему козел символизирует царя греческого. Козел был главным жертвенным животным «йом кипура» – центрального ритуала книги Левит, когда козел отпущения был отводим в пустыню, где и погибал со всеми грехами народа. 

                Итак, мы видим, как 7 и 8 главы указывают на одно и то же главное событие в плане спасения – эсхатологический суд. Даниил в 7 главе раскрывает нам это как судебный процесс над «богохульными» политическими системами, преследовавшими народ Божий. 8 глава указывает нам на прямую связь этого суда с прообразным служением, описанным в книге Левит, 16 главе, где очищение святилища связано с глобальным уничтожением греха.

                Однако же, как мы читаем в 7 главе, 12 стихе, суд этот лишь выносит приговор, не приводя его в исполнение. Вот почему этот суд богословы называют «судебным следствием». Исполнение приговора состоится при пришествии Иисуса Христа.

 

 

 

 

 

                Следственный суд и мы

                Разгадка пророческих видений Даниила, политические системы, представленные в виде причудливых зверей, небесный суд над ними, - все это, конечно же, может представлять интерес для любителей истории древнего мира. Но зачем рассматривать все это на страницах книги, посвященной святилищу? В предыдущем разделе мы уже пришли к выводу о том, что события очищения святилища (или суд), описанные в 8 главе книги Даниила, являются исполнением прообразного служения Дня очищения (Лев. 16 гл.). Более того, эти события имеют непосредственное значение для нас сегодня, ибо не только цари и политические системы древности, но и каждый из нас предстанет перед Судом небесным. Но об этом мы подробнее поговорим позже, а сейчас сосредоточим внимание на том, как связаны события 8 главы с ветхозаветным служением, а именно с Днем очищения.

                Человек, знакомый с древними языками, может задать вопрос: имеет ли место такая связь? В книге Левит, 16 глава, еврейский глагол, обозначающий очищение – «киппер аль». Даниил же употребляет другой глагол, имеющий корень «цадак» (8:14). Разгадка здесь простая. Глагол «киппер аль» в смысле очистить, уничтожить грех, встречается только в левитском законе при описании ритуалов. В других книгах Библии там, где не идет речь о ритуалах употребляются другие глаголы. В частности может употребляться глагол «цадак» указывающий на восстановление, которое не возможно сделать просто через ритуал*.

                Такая разница в употреблении глаголов между книгой Левит и книгой Даниила вполне очевидна. Изучая типологию, мы подчеркивали, что антитип всегда должен быть шире типа. Употребляя глагол «цадак», Даниил хочет показать, что очищение небесного святилища (Дан. 8:14) являлось антитипическим исполнением ритуала, совершаемого в земном святилище каждый год. То есть речь не идет об очередном ритуале, о реальном действии.

                Обратимся же к 16 главе книги Левит для того, чтобы увидеть, какие уроки мы можем извлечь из ритуала очищения. Господь обращается к людям, указывая на их обязанности во время этого ритуала (Лев. 16:29 и ниже). «Смиряйте души ваши». Зачем? В 30 ст. есть ответ: «…ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним.».  Вот чего хочет достичь Бог, обращаясь к живущим во время судебного следствия. Господь желает очистить и оправдать человека.

                Когда мы изучали теорию переноса греха, то пришли к выводу, что от грешника в сторону святилища движется поток греха и нечистоты. Навстречу же, из святилища, человек получает живительный поток оправдания и очищения. Судебное следствие, предсказанное Даниилом, реально совершающееся на небе, наглядно демонстрирует значение этих символов. С одной стороны, Господь выносит обвинительный приговор виновникам греха; с другой стороны Он же  оправдывает и очищает человека, представшего пред этим судом.

Можно сказать, что своей позитивной стороной следственный суд направлен к человеку. В интересах всякого, совершающего грех, выгодно явиться на этот суд, ибо на нем он получит прощение и очищение. Тот же из народа Божьего, кто не смирит душу свою, «истребится из народа своего» (Лев. 23:29).

                Господь специально приглашает всех верующих на это судебное разбирательство, как пишет об этом апостол Петр: «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Пет 4:17). Бог желает, чтобы всякий верующий в Него, получив очищение во время судебного следствия, не попал на другой  суд, который состоится после Второго Пришествия. Как говорил Иисус Христос «верующий на суд не приходит, а неверующий уже осужден». У кого-то может возникнуть вопрос: получается, что с началом судебного следствия для людей, не принявших истину, дорога ко спасению закрыта? Это не совсем так. Изучая ритуал Дня очищения, мы видели, что кроме основного ритуала, который совершал первосвященник в этот день, во святилище приносилась еще и жертва всесожжения и жертва за грех, которые указывали, соответственно, на оправдание и на освящение. Всякому, пожелавшему получить эти блага, даже во время ритуала очищения, они доступны. Лишь только в самом конце, когда первосвященник оканчивал очищение жертвенника, и грех невозможно уже было переносить во святилище, дверь благодати закрывалась.

                Этому событию надлежит еще исполниться в последнее время.

                Как же человеку сделаться чистым перед Богом? Во времена Ветхого Завета это совершалось в символическом служении (Лев. 16:32,33). Апостол же в послании к Евреям, 9 главе, 11-12 стихах обращается к людям Нового завета:

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Итак, мы видим снова нашего Господа Иисуса Христа в двух ипостасях: Он – Судья, ибо Отец через Него судит мир; Он же наш Первосвященник, за нас предстоящий пред лицом Божьим (Евр. 9:24).

 

Экскурс

Что символизирует «небольшой рог» кн Даниила 8.

Однако самым сложным местом в восьмой главе текстом является девятый текст. Он повествует о «небольшом роге». Человеку, знакомому с историей Ближнего Востока может показаться, что небольшой рог символизирует Антиоха IV, правителя северного царства, который в результате войны с Египтом овладел территорией Израиля и запрещал иудеям поклоняться Богу в храме.  Однако не стоит торопиться с выводами. Несмотря на кажущуюся очевидность есть три возражения против этого.

1.     Исторический контраргумент.  Исследуя историю развития государства Селевкидов, можно заметить, что ни один из царей не проводил завоевательных походов на восток.  Текст же подчеркивает расширение малого рога «…к югу и к востоку…».  Несмотря на то, что Антиох IV (Епифан) завоевал Иудею, он пробыл там четыре года а не семь, как предсказывает пророчество в 14 стихе (если понимать 2300 вечеров и утр как буквальные дни).

2.     Лингвистический контраргумент. Анализируя синтаксис еврейского текста, видно что в выражении  «от одного из них» местоимение «них» стоит в мужском роде. Слово же рог на еврейском женского рода*. Из этого следует, что еврейский текст  не пишет о том, что малый рог происходит из четырех рогов. В тексте есть только одно словосочетание, которое может быть антецедентом словосочетания это ветры небесные, то есть стороны горизонта. Иными словами, «небольшой рог» не имеет ничего общего с четырьмя царствами, которые образовались после распада империи Александра Македонского. Он выходит от одной из сторон горизонта.

3.     Богословский контраргумент. Как уже говорилось выше, действия «небольшого рога» не ограничиваются событиям на земле. Он «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» (Дан 8:11). Подобные слова есть в книге Откровение 12 глава, где речь идет о войне между Христом и сатаной.

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр 12:3-4).

Видно, что действия «небольшого рога» описаны тем же языком, что и действия родоначальника великой борьбы во всей вселенной. Значит этот «малый рог» должен действовать во всемирном масштабе. Анртиох Епифан не был настолько крупной фигурой. События времен маковейских войн не описаны в Библии и не упоминаются в пророчествах нигде.

Что же символизирует этот таинственный «небольшой рог» ? Обратимся к истолкованию видения.

 «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;  и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых,  и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык

восстанет, но будет сокрушен - не рукою» (Дан 8:23-25).

Из объяснения, которое дает Даниилу ангел, видно, что это царь гордый, выступающий против Всевышнего  против «народа святых». О таком царе, так же изображенном в виде рога уже упоминалось в седьмой главе. Там этот царь придя к власти уничтожил три государства Европы. С другой стороны в восьмой главе говорится о том, что он коварен и достигает своих целей чужими руками. Более того мирным путем. В еврейском тексте дословно записано  «и миром погубит многих».

                Кроме того, в седьмой главе говорится о том, что «святые Всевышнего» будут «преданы в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан 7:25). Это выражение встречается только в книге Откровение 12 глава. «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр 12:14).  Здесь говорится о том, что дракон, сатана, преследует жену, убежавшую в пустыню. Параллельный текст говорит: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр 12:6).  Об этом же самом периоде сказано в 13 главе:

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.  И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.  И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и

народом, и языком и племенем». (Откр 13:5-7)

Здесь говорится о звере, которому дракон, сатана, передал власть. Описание этого зверя идентично описанию малого рога в седьмой главе книги Даниила.

Итак, из всего вышеперечисленного можно извлечь  факты, которык помогут нам в определении личности малого рога. Малый рог пришел на смену Римской империи. Он  обладает огромной властью, но не пользуется для ее поддержания военной силой, умудряясь добиваться всего чужими руками. Он пришел к власти, уничтожив таким образом три царства, а так же на протяжении тысяча двести шестидесяти пророческих дней (то есть лет) он преследовал народ Божий. Единственным царством, отвечающим всем перечисленным признакам, является система папской власти. Папство, действительно управляло всей Европой не прибегая к собственной армии, оно использовало   войска и полицию католических стран   для подавления всякого инакомыслия. Так для подавления протестантской Голландии были использованы войска Испании, а костры инквизиции зажигали солдаты верных папству королей. В 538 году Римский епископ стал инициатором войны против трех арианских государств Апеннинского полуострова,  победа в этой войне открыла ему путь к власти над всей Европой. Благодаря этой победе папство получило возможность преследовать всякое инакомыслие и пользовалось этой властью ровно 1260 лет пока в 1798 году Наполеоновская армия не вошла в Рим и генерал Бертье не взял Папу в плен, положив конец его безраздельной власти.

Как же папство отняло Христа его ежедневное служение первосвященника о осквернило небесное святилище? В 14 главе мы рассматривали  эту тему и пришли к выводу, что для осквернения святилища нет необходимости проникать во Святое Святых. Нужно что-то сделать во дворе так, чтобы это лишило верующих свободы и возможности поклонятся Богу и выполнять Его повеления. Так и произошло. Об этом пишет книга Откровение:

«И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр 11:1-2).

Внешний двор попирается сорок два месяца. Это тот же период, что период папских преследований. Именно в то время всякий, кто отказывался приходить к священнику на исповедь или не признавал святых заступников и того, что Папа является наместником Сына Божьего, заканчивал свою жизнь на костре. Папская система догматов и церковных традиций лишила верующего возможности иметь личные взаимоотношения со Христом и обращаться за Его ходатайством в Небесное Святилище. Этим оно было осквернено.

Из изложенного выше кто-то может сделать вывод о том, что отсчет периода 2300 вечеров и утр должен начинаться с 538 года, ведь именно тогда папство получило власть. Так же остается неясным, почему в видении Даниила в восьмой главе появляются четыре царства-рога, которые вводят в заблуждение, наталкивая на мысль о том, что «небольшой рог» может символизировать Антиоха Епифана. Эти вопросы связаны между собой и на них следует дать ответ.

       Ни в коем случае нельзя путать время, когда папство получило безраздельное право преследовать инакомыслящих с временем когда малый рог получил силу. Вот как об этом записано в седьмой главе 25 стихе: «даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени». Период до времени времен и полувремени или 1260 лет начинается с 538 года, но указ об изменении субботы на воскресенье был издан в 325 году. То есть малый рог начал действовать гораздо раньше.

Когда же это произошло? Обратимся к восьмой главе, к истолкованию, данному ангелом. «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан 8:23) здесь идет речь о четырех царствах, образовавшихся после распада империи Александра Македонского. Это еще одно доказательство того, что Антиох Епифан не мог быть «небольшим рогом». Он был не последним. Эти царства существовали еще сто лет, после чего три из них: Греция, Египет и Сирия (царство Селевкидов) попали под власть Рима; а четвертое – под власть Парфян.

Как же это произошло? Текст нам дает подсказку. Слово отступники, буквально означает предатели, разорвавшие завет. Это не может относится к язычникам. Завет может быть нарушен только народом Божиим. Это произошло в середине первого века до нашей эры. Тогда в результате гражданской войны между наследниками царицы Саломеи (Шломицион) Ирод, идумеянин, обращенный в иудаизм стал царем Иудеи, а сама Иудея попала под власть Рима.

Придя к власти Ирод решил сделать полную реконструкцию Храма. Он обнес его огромной крепостной стеной. В результате внутри образовалась которая превышала территорию Храма в несколько раз. Он так же построил женский двор и соединил храмовую крепостную стену с крепостью Антония. На огромной территории внутри этой храмовой крепости образовался рынок. Именно торговцев с этого рынка изгонял Иисус. Все эти новшества выглядели очень красиво и сделали храм чудом света, но они не соответствовали Божиим планам. 

Самым большим отступлением от Божьего видения земного святилища являлась постройка двора язычников. Это была галерея, построенная на южной стороне крепости. Она возвышалась над всем храмовым комплексом так, что все происходящее в храме было видно как на ладони. На эту галерею поднимались знатные римляне для того, чтобы с высоты понаблюдать за ритуалами, происходящими в храме. Таким образом иудеи проходили в храм, а язычники – были зрителями. Данная концепция Ирода находила полную поддержку среди иудейских религиозных лидеров. Об этом Христос сказал: «…не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк 11:17)

С момента исхода из Египта Божий план для Израиля заключался в том, чтобы сделать  их проповедниками Его истин по всему миру .

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,  а вы будете у Меня царством священников и народом святым» Исх 19:6.

 Именно в этом, и не в чем другом заключалось избрание Израильского народа. Их отцы знали Бога. Кто как ни они мог поведать о Его любви и о плане спасения. Святилищу отводилась особая роль. Оно должно было стать как бы наглядным пособием в проповеди, объясняющей характер Божий и план спасения.

 « И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.  И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис 2:2-3).

Однако римский ставленник, Ирод, вступил в сговор с иудейскими религиозными лидерами и извратил слово Божье по отношению к храму. Благодаря его усилиям Храм был превращен в орудие пропаганды национальной идеи. Фарисеи полностью поддержали Ирода в этом. Стараниями их лидеров, Шамамя и Гиллеля, были приняты многочисленные постановления, якобы разъясняющие закон Божий, на самом же деле извращающие его. Одно из постановлений называло всех язычников нечистыми и закрывало для них доступ в храм. Для самих иудеев Божий характер и служение во святилище предстали в искаженном виде через призму многочисленных небиблейских установлений и «преданий старцев». В то время, когда Иисус пребывал на земле, Ирод даже заменил первосвященника. Место потомка Аарона заняли Каиафа и Анна, никакого отношения к роду Аароновому не имеющие. Все это делалось по указанию из Рима. Таким образом святилище было осквернено, несмотря на то, что храм, блистая великолепием, многие годы возвышался на горе и рядом с ним не было ни одного языческого капища. Но Христос, указывая на полную бесполезность этого сооружения сказал: «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». (Мф 24:2); а так же : «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:38).

                Изменение субботы на воскресенье,    перестройка храма, - все это является звеньями одной цепи, следствием одного процесса. Именно об этом предсказывал Даниил в восьмой главе. «Вышел небольшой рог» так записаны в синодальном переводе слова девятого стиха. В оригинале слово «небольшой» звучит как «из чего-то малого, незначительного». Рог не просто небольшой, этот рог описан как вырастающий из малого.  Именно так и проходило. Когда Даниил изрек это пророчество, Рим существовал около двухсот лет, как небольшое царство, о котором на Ближнем Востоке никто ничего не знал. Когда в объяснении видения восьмой главы было сказано, что рог является царем, у всех возможно возник бы вопрос, о каком из известных царств идет речь. Вот почему Бог показывает Даниилу то, что этот царь произойдет от чего-то очень незначительного и придет откуда не возьмись, от одной из сторон света так, что никто этого не ожидал.

                Таким образом мы видим, что осквернение небесного святилища не происходит в какой-то один день. Это процесс, который развивается постепенно из малого, незаметного начала. Именно поэтому действия небольшого рога описаны языком великой борьбы на небе из Откровения 12 главы. Как дракон действует на небе и имеет зверя своим «агентом» на земле. Так же и «небольшой рог» имеет своего небесного покровителя, врага рода человеческого.



* Есть еще одна причина почему в книге Даниила корень «кафар» не может употребляться. Она носит чисто лингвистический   характер.  Дело в том, что написано буквально «и святилище станет очищаться» глагол очищаться в оригинале стоит в пассивном залоге.  Глагол «киппер аль» в пассивном залоге употребляться не может.

* Подробную экзегезу еврейского текста провел профессор Герхард Хазель в своей статье о языческих аспектах «малого рога», опубликованной в первом томе книги «Глубины пророчеств»