Тема эсхатологии в книге Пророка Исаии Печать

Впервые вводится словами 2.2- последние  дни. Еврейское  -АХАРИТ-.

Эсхатология Исаии включает в себя-

                                               I. приходит Мессия

                                               II. наступление последних дней

                                               II. день Господень

                                                     а. суд

                                                     б.очищение

                                                     в.восстановление

                                               IV. эпоха благоденствия

                                                     а. эсхатологический мир.

 

I. Приходит Мессия 2:3; 7:14; 9:6,7

    3  И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню,

       в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по

       стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

       (Исаия 2)

    14  Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и

        родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.  (Исаия 7)

     6  Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и

         нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь

         мира.

     7  Умножению  владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в

         царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою

         отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

         (Исаия 9)

Пришествие Мессии знаменует собой начало нового периода жизни народа Божьего. Мессия учит. Сам Мессия является Богом. Время Его владычества знаменуется наступлением долгожданного мира. Пришествие Мессии знаменует собой начало нового периода жизни народа Божьего. Мессия учит. Сам Мессия является Богом. Время Его владычества знаменуется наступлением долгожданного мира.(об этом ниже)

 

II. Последние дни- Евреи не представляют будущее, как мы. Скорее наоборот, они представляют будущее, как прошедшее, а прошедшее, как будущее. Это обусловлено самим еврейским мышлением. Прошлое было перед ними, а будущее за ними. Прошлое известно, чего не скажешь о будующем.

  Не обязательно, чтобы в ветхом завете эта фраза относилась к  эсхатологическому веку, или даже периоду принадлежащему к этому времени. Мы встречаем это выражение в Быт.49.1, Числа24.14, Вт.31.29, Иер.23.20, 30.34. События отнесены к обычному времени, а не ко времени конца мира.

   Но помимо этого все же- Иер.48.47, 49.39, Иез. 38.16, Дан.10.14, Осия 3.5- фраза применима к последним вехам в истории мира.

     В связи с этим хочется подчеркнуть важность изучения не одного стиха, но всего отрывка в целом, то как эта фраза использована пророком.

   Интересно будет так же нам в начале отметить тот факт, что В.З. авторы Писания не видели разници между 1/ым и 2/ым пришествием Христа. Их взгляд на эсхатологию можно проследить нарисовав небольшую схему:

   

    В. Заветний век ----------- приходит Мессия ------------Наступление последних дней          

 

Новый завет вносит коррективы.Д. ап.2:17; Евр.1:2; Иак.5:3; 1 Петра 1:5,20;  2 Петра 3:3; 1Ин.2:18; Фраза получает дополнительноее значение. Посмотрим:

   

   В.З/ий век----1/ое пришествие Христа----век Христианской церкви----2/ое пришествие Христа

 

Фраза “ последниее дни “ относится как к первому, так и ко второму пришествию Христа.”Уже, но еще нет”- так может быть определено наступление Ц. Божия  сейчас на земле. С одной стороны церковь Христа уже живет по Небесным законам, а с другой стороны еще нет явного эсхатологического мира. Плоть продолжает стенать и мучиться желанием соединиться со Христом в Его славном втором пришествии. Именно 2/ое пришествие Христа является итогом всех исторических событий на земле. Христос разобьет брешь греха, возведенную неверноостью первого человека. При 2/ом пришествии получают свое исполнение все условные пророчества Исаии и Иезекииля.

 

III.    День  Господнь  - этот  день примыкает  ко времени  владычества Мессии. Именно этот день является  отправной точкой  отсчета  новой  эпохи. Его описание мы  встречаем  во 2/ой  гл. 10 по 21 стихи:

       

           10  Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.

           11  Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот    

                   день.

           12  Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет

                  унижено,

           13  и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,

           14  и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,

           15  и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,

           16  и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

           17  И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,

           18   и идолы совсем исчезнут.

           19  И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он        

                  восстанет сокрушить землю.

           20  В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих

                  идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,

           21  чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он

                   восстанет  сокрушить землю.  (Исаия 2)

 так же это  событие  отражено в типологическом пророчестве  13/й главы  с 9 по 16 стихи:

            9  Вот, приходит день Господа  лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы  сделать землю пустынею и

                истребить с нее грешников ее.

          10  Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при  восходе своем, и луна не сияет

                  светом   своим

          11  Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец

                  высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;

          12  сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже  золота Офирского.

          13  Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости   Господа Саваофа, в день пылающего

                 гнева  Его.

         14  Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы,  обратится к народу своему, и каждый

                побежит в  свою землю.

         15  Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча.

         16  И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут  разграблены и жены их обесчещены. 

                                                                                                                                                                                            (Исаия 13)

 Поскольку это типологическое  пророчество, то многие богословы применяют это выражение ко времени 2/го пришествия Христа  на землю для суда (ср. 1 Кор.5:5; 2  Кор.1:14; 1 Фес.5:2; 2 Петра  3:10) Никогда этот день в Священном Писании не служит  человеку 2/м  шансом, ещё  одной возможностью  получить спасение. День Господень- день  суда , день разрушений  и день тьмы  ( Иоиль 1:15; 2:1,2; Амос 5:18-20; 13 гл. // Отк.6:14; 16::18,21) 

 

так же об этом можно читать в 24:21-23:    

                            21  И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле.

                            22  И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней

                                   будут  наказаны.

                            23  И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в

                                   Иерусалиме,  и пред старейшинами его будет слава.  (Исаия 24)

Характерной особенностью Дня Господня, как  вы  уже могли заметить является  :

      а).  Наличие космического элемента  ( покраснеет  луна );

 Ис. 2:10-21; 13:9-13; 24:21-23; 34:4,5; Иер. 7:18; 8:2; 44:17-19; Иез. 8:16-18; 32:7; Амос

       5:18; Иоиль 2:2; 3:15; Мих. 4:5; Мф. 24:29; Лк. 21:25; Отк. 8:12.

Все выше приведенные отрывки отмечают универсальность Божьего суда.

 Содержащийся в каждом из них космический элемент помогает сделать вывод о вселенском масштабе Дня Господня.

      б).  Присутствие элемента  суда  ( падет  величие  человеческое, все гордое людское  унижено будет )  ;

        Исаия 41:15,16:

                    15  Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и

                           холмы   сделаешь, как мякину.

                    16  Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь

                          хвалиться Святым Израилевым. (Исаия 41)

Отделение  зерна  от мякины и ветер уносящий мякину прочь, стали  образами, которые  создатели книг Священного писания  использовали  говоря  о  Суде  Божьем. Суд  в Ветхом завете связан с  очищением  и восстановлением. Очищение от примесей , мякины, и восстановление завета с  Богом. Особенно эта идея  раскрывалась  во время ежегодного праздника   Йом-Кипурим( день судов ).Всякая молитва о восстановлении - молитва о суде- Пс79:4,8                          Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!                                                                                                                               Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

4:4- тема суда перекликающаяся с очищением:

         - духом огня

         - духом суда

     народ должен быть святой, т.е. совершенной нацией (ср. Исх19.6). В  продолжении этого суда народ станет таковым (ср. Ис.1.25)

Наступление суда воспринимается, как  радостная весть- Псалом 97 :

                  0  Псалом [Давида].

                  1  Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили      

                       Ему  победу.

                  2  Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.

                  3  Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели

                      спасение Бога нашего.

                 4  Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;

                 5  пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;

                 6  при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.

                 7  Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;

                 8  да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы

                 9  пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы -

                    верно.

        в).  Цель Дня Господня  очищение и восстановление народа Божьего (сделаю то, что люди будут дороже чистого   золота,...     для сего потрясу небо )

 

 Особыми признаками  этого дня так же  являются :

n  поглощение смерти ( 25: 8а)

n  снятие поношения с Божьего народа ( 25: 8б)

n  воскресение мертвых ( 26: 19а)

 Теперь становится вполне понятным  то недовольство  которое испытывали   "священники  и  начальники  стражи при храме и саддукеи" (Д/ия. Апостолов 2: 1.2) по отношению  к проповеди апостолов : "в Иисусе воскресение из мертвых". Пришествие Христа  ознаменовало  начало  Царства Мессии, наступление дня  Господня. Помните?  : " уже но еще нет".

               1  Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и

                     все  рождающееся в ней!

                2  Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на

                     заклание.

                3  И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их.

               4  И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как

                    спадает  лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы.

               8  Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.

               9  И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою:

            10  не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться

                   опустелою; во  веки веков никто не пройдет по ней;  (Исаия 34)

 

              1  Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс;

              2  великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей,

                  великолепие  Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.

              3  Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие;

              4  скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он

                 придет и  спасет вас.

              5  Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

              6  Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи -

                   потоки.

              7  И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они

                  покоятся,  будет место для тростника и камыша.

             8  И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но

                  он будет  для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.

             9  Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

           10  И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная

                   будет над

                 головою их; они найдут радость и вес елье, а печаль и воздыхание удалятся.  (Исаия 35)

Cуд. Но следствие его - мир!

       Но тут нам необходимо еще раз напомнить о  возможности полного восстановления. Господь уже провозгласил будущее спасение Своего народа (41,44,45- Кир) и  Он призвал  их доверять Его обещанию об освобождении. Но окончательное восстановление не может быть автоматическим . Исполнение обещания возможно лишь в случае своего полного перепосвящения, обновления  завета .   55 /ая  глава книги очень хорошо демонстрирует нам это. Эта глава содержит в себе призыв Божий  к обновлению  народом своего завета с  Ним.

 

1,2  // 6,7( паралельны ) - приглашение пророка. Благословение  завета.

                 Обещание жизни и нового  вечного завета-  то что Бог делает всегда  Вт.30:15-20:

                         15  Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

                         16  [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить     

                                Господа

                                Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его  и законы

                               Его,  будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую  ты

                               идешь,  чтобы   овладеть ею;

                        17  если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным

                              богам и    будешь служить им,

                       18  то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог

                               дает  тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан.

                       19  Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе,

                              благословение  и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

                       20  любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и

                             долгота дней  твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам

                             твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.  (Второзаконие 30; можно сравнить с 3 Царств 6: 12,13;

                            9:4-9 )

3-5 //  8-13( паралельны )-  приглашение  искать,  призывать, когда Он близко, все это идет следом за требованием

                      покаяться. Бог обещает милость и прощение только  раскаявшимся. (Вт. 4:29,30; 30: 2,3,10; 3 Царств

                       8:47,48,50).

 

IV.  Эпоха благоденствия  или элементы эсхатологического мира. 

Ис 2 4  И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

Ис 4 3  Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 

Ис 4 4  когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

Ис 4 5  И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

Ис 11 6  Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

Ис 11 7  И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

Ис 11 8  И младенец будет  играть над  норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Ис 11 13  И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.

Ис 11 14  И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.

Ис 11 15  И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.

Ис 11 16  Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.

Ис 25 8  Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

Ис 25 9  И скажут в тот день: вот Он, Бог  наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

Ис 26 19  Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте  и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо  роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов.

Ис 35 5  Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

Ис 35 6  Тогда хромой  вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.

Ис 35 7  И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.

Ис 35 8  И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.

Ис 35 9  Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

Ис 35 10  И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Ис 42 5  Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

Ис 42 6  Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,

Ис 42 7  чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.

Ис 42 8  Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

Ис 42 9  Вот, предсказанное прежде сбылось, и  новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

1  Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

2  Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3  И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию.

4  Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут.

5  Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

6  Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и

Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

7  Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.

8  Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?

9  Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя.

10  Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

11  И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.

12  Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся.

13  Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

14  И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.

15  Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в

роды родов.

16  Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

17  Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева  медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим  мир и надзирателями  твоими -  правду.

18  Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою.

19  Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею.

20  Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

21  И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.

22  От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.   

                                                                                                                                                                       (Исаия 60)

Ис 61 1  Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,

Ис 61 2  проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,

Ис 61 3  возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.

 

В следствии невыполнения условия, пророчества получают частичное исполнение в истории Израиля. Народ получает освобождение из Вавилонского плена, но век, когда  "перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы, Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их." Так и не наступил.  Полное свое исполнение эти пророчества обретают при  2/ом пришествии Иисуса Христа. В истории Израиля получило исполнение лишь часть  этих пророчеств  в следствии не соблюдения условия

          вывод:

эсхатологию книги пророка  Исаии  можно представить, как :

1.    Приходит  Мессия ( 2:3; 7:14; 9:6,7 )

2.    наступление суда Божьего (2:4а ) и связанного с ним  очищением  и восстановлением (4:4; 41:15,16;  ср. Пс.97; 79:4,8)

3.    эсхатологический мир (2:4б )

 

Пророк не находит разницы между 1/ым и 2/ым  пришествием Христа.

Наличие космического элемента.

Эсхатологический мир.