Как формировался состав Библии? Печать

 

Еврейская Библия состоит из 39 книг, в протестантских Библиях, как правило, 66 книг, а католическая

Библия включает в себя 73 книги. Конечно же, евреи не принимают Новый Завет, потому что они не считают Иисуса из Назарета Мессией. Протестанты и католики расходятся во мнении только относительно того, что надлежит включать в Ветхий Завет. Их разногласия касаются канона, или перечня книг Священного Писания, признанных богодухновенными и составляющими часть Библии.

Говорят, что в конце I века иудейские раввины на соборах в Ямне (90 г. и 118 г. от Р.Х.) пришли к единому мнению относительно того, какие еврейские книги следует считать авторитетными. На самом же деле они лишь подтвердили то, что уже было признано верующими. (Ученые-богословы все больше и больше сомневаются в том, что подобные соборы вообще имели место.) Мы точно знаем, что после этого периода вопросы о том, какие книги должны быть официально включены в Ветхий Завет, перестали рассматриваться всерьез. Считалось, что при любых обсуждениях состава канона следует принимать во внимание четы-ре критерия: (1) книга должна быть написана в промежутке между Моисеем и Ездрой, когда, как считалось, Святой Дух вдохновлял людей на написание Слова Божьего; (2) содержание книги не должно противоречить Закону (первым пяти книгам Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); (3) языком оригинала этой книги должен быть древнееврейский; (4) и в целом она должна быть написана в географических границах Палестины. Эти критерии, скорее, служили для людей основанием считать книгу канонической, чем причиной ее выбора таковой религиозными деятелями. Святой Дух уже убедил народ Божий в том, какие книги богодухновенны.

В начале своего существования христианская Церковь признала соответствующими канону, или стандарту, еще 27 книг. У христиан также было четыре основных условия, которые они предъявляли к писанию, прежде чем включить его в канон. Это следующие критерии: (1) книга должна быть написана апостолом или лицом, которое находилось в столь тесных взаимоотношениях с руководителями ранней Церкви, что его писание соответствовало апостольскому уровню; (2) книга должна содержать ясные свидетельства своей богодухновенности; (3) книга должна получить всеобщее признание церкви; (4) содержание книги должно согласовываться с другими Писаниями и быть высоко духовным по сути. Третий Карфагенский собор, состоявшийся в 397 г. от Р.Х., пришел к согласию, что те 27 книг Нового Завета, которые мы имеем сегодня, отвечают всем требованиям, предъявляемым Церковью.

"Примечательно, что вопрос о том, каким быть новозаветному канону, решался вовсе не на соборах ранней Церкви. Книги, которые мы с вами имеем, оказались победителями благодаря собственным достоинствам и значимости, а не в результате чьей-то авторитетной поддержке", - утверждает Генри Тиссен в своей книге "Введение в Новый Завет".

Следует пояснить, что, по мнению протестантов, Божье Слово, записанное в книгах, само свидетельствует о своей подлинности. Благодаря водительству

Святого Духа люди знали, какие книги богодухновенны, а какие - нет. Другими словами, содержание книги говорило само за себя. Божье Святое Слово не нуждается в том, чтобы ученые-богословы объявили его заслуживающим доверия. Соборы лишь согласились с тем, что уже признало сообщество верующих под водительством Святого Духа.

Для дальнейшего исследования

Thiessen, Henry. "Canon of the N. Т." Introduction to the New Testament. Grand Rapids: William Eerdmans Publishing.

Comfort, Philip Wesley. The Origin of the Bible.

Unger, Merrill F. "Jamnia". Guide to the Old Testament. Grand Rapids: Zondervan.