Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Весь Израиль спасется PDF Печать Email

 

Одиннадцатая глава Послания к Римлянам завершает обсуждение вопроса об Израиле. В каждой из трех глав - девятой, десятой и одиннадцатой - ясно показано, что язычники, если они веруют, имеют те же права на наследие, что и иудеи, а последние, в свою очередь, теряют все привилегии народа Божьего из-за своего неверия. Трудно найти более простое, чем в этих трех главах, доказательство того, что все люди равны и обетования Божьи предназначены, всем верующим, независимо от происхождения.

1 Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениамииова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". Что же говорит ему (Божеский) ответ? "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом". Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: "Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: "да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтоб не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда". Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение мое; не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень - тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

Не отверженный. - Апостол Павел знал, что Бог не покинул Свой народ, прямых потомков Авраама, и в доказательство тому сказал, что сам он принят Богом. Если бы Господь покинул иудейский народ, то и для Павла не стало бы надежды, потому что он был "Евреем от Евреев". Слово "никак" вводит некоторых людей в заблуждение. Смысл его в том, что Павел молил Бога, чтобы Он не покинул Свой народ, а вместе с ним не отверг и самого Павла. Слово "никак" следует понимать как "ни в коем случае". И тогда все становится ясно. Итак: "Неужели Бог отверг народ Свой? Ни в коем случае". Где доказательство? Нет ничего проще: "Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова".

Кто отвержен? - Хотя Бог и не отверг Свой народ, тот оказался в бедственном положении. То, что Бог не покинул его, еще не означало, что он спасется. Павел откровенно говорил, что даже он, проповедуя другим, может стать отверженным (1 Кор. 9:27). Как бы то ни было, все находится в Его руках. Бог не стал бы отвергать его против его же воли. Ведь Господь сказал нам: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37). А прийти могут все, ибо сказал Он также, что "желающий" может прийти. Бог не оставляет никого, но если Его полностью отвергают, тогда, поскольку Он не принуждает, у Него нет другого выхода, как только предоставить их самим себе.

"Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего... За то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их" (Притч. 1:24-32).

Бог простер руки Свои к народу непослушному и упорному (Рим. 10:21), и его спасение находится в его же руках. Бог принимает всякого, вопрос лишь в том, примут ли люди Его.

Остаток. - На примере из времен Илии мы продвигаемся дальше в изучении вопроса о принятии и отвержении. В то время, кажется, весь Израиль отвернулся от Господа, но осталось семь тысяч человек, не признавших Ваала. "Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток". Благодать Божья проявляется для всех и предлагается всем. Те, кто принимает ее, становятся избранными и неважно, какого они племени и народа. Хотя план спасения охватывает весь мир, с прискорбием констатируем, что лишь немногие из каждого народа и поколения примут его. "Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется".

Маслина. - В то время как некоторые фразы одиннадцатой главы трудны для понимания, глава в целом очень проста. Народ Божий представлен в образе маслины, а в образе прививки представлены отношения всех людей с Богом. Прежде чем углубиться в детали этой иллюстрации, нам необходимо рассмотреть общество Израильское.

Из второй главы Послания к Ефесянам мы знаем, что как язычники ефесяне были "отчуждены от общества Израильского", "не имели надежды и были безбожники в мире". Другими словами, не имеющие отношения к обществу Израильскому являются безбожниками; либо безбожники те, кто отчужден от общества Израильского.

Итак, Христос есть единственное проявление Божье людям, и Он "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин, 1:11). Поэтому народ иудейский в большинстве своем был безбожным, как язычники, а следовательно, отчужденным от общества Израильского. Та же глава Послания к Ефесянам гласит, что Христос пришел, чтобы примирить и иудея, и язычника с Богом, тем самым показав, что оба они были отлучены от Него. Далее из той же главы мы узнаем, что общество Израильское есть "свое Богу" и составлено из святых, примирившихся с Богом. Только такие израильтяне "не чужие и не пришельцы".

Происхождение слова "Израиль". - Это имя восходит к той ночи, когда Иаков боролся с Богом и в конце концов верою своею получил благословение, которого искал. Физической силой он не смог бы ничего добиться; несомненно, одного прикосновения Господа было бы достаточно, чтобы сделать его совершенно беспомощным; но, будучи беспомощен, он в простой вере своей бросился к Господу и добился победы, и назван был Израилем - князем Божьим. Это звание относится ко всем его потомкам, хотя принадлежит оно лишь тем, кто имеет живую веру в Бога, так же, как мы используем термин "христианин" по отношению к тем, кто принадлежит Церкви, и не думая утверждать, что они действительно знают Господа.

Привьются все (Рим. 11:23-26)

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: "приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова".

Праведный народ. - Многое уже сказано о неверии детей Израилевых, но было время, когда весь иудейский народ имел веру великую. Достаточно будет привести один пример. "Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении" (Евр. 11:30). Тринадцать раз целое воинство обошло вокруг города без видимой причины и без единого восклицания. Такая вера свидетельствует о том, что в то время они были праведным народом, в тесном единении с Богом; ибо "оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 5:1). В то время их имя поистине соответствовало их характеру; они были подлинными израильтянами. Они ступали "по следам веры отца нашего Авраама".

Отсеченные ветви. - Но они не сохранили веру. "Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца" (Евр. 3:14). Они не исполнили этого, и потому остались "без Христа, отчуждены от общества Израильского" (Еф. 2:12). В Послании к Римлянам 11:17 апостол, вопрошая: а что "если же некоторые из ветвей отломились?" и т. д., не имел в виду, что остальным удалось избежать подобной судьбы, что явствует из последующего. Ибо он говорит: "Они отломились неверием" (ст. 20), и далее: "Всех заключил Бог в непослушание" (ст. 32), тем самым показав, что все отломились. Итак, мы выяснили, что люди, которые были "возлюбленные Божии по вере во Христа Иисуса" (Гал. 3:26), через свое неверие пали до уровня тех, кто никогда не знал Бога.

Привитые ветви. - Все ветви маслины - Израиля - отломились через неверие. Дабы не пустовало их место, Бог взял ветви дикой маслины - язычников - и привил их. Эта прививка была "не по природе" (ст. 24), поскольку полностью была делом благодати. Если бы она была по природе, то эти ветви принесли бы природные плоды и прививка стала бы бесполезной, поскольку природный плод плох (см. Гал. 5:19-21; Еф. 2:1-2). Но благодать свершила чудо, и привитые ветви принялись и стали частью природного корня. Плод привитых ветвей более не от природы, но стал плодом духа (Гал. 5:22, 23).

Воссоединение. - Мы должны помнить, что Бог не покинул Свой народ. Они сами изменили Ему через неверие. "Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их" (ст. 23). Шансы иудеев и язычников равны. "Нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его" (Рим. 10:12). Христос пришел, чтобы "примирить обоих с Богом посредством креста", и "чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе" (Еф. 2:16, 18).

План Божий неизменен. - Давайте не забывать, что, прививая язычников на место упорствующего Израиля, Бог ни в коей мере не изменил Свой план. Все это было заключено в обетовании Аврааму. "Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы"" (Гал. 3:7, 8).

В начале Бог создал Адама, отца человеческого рода. Адам был сыном Божьим (Лк. 3:38), поэтому все его потомки по праву являются народом Божьим. Он не покинул их за то, что они согрешили. Любовь Его охватила весь мир (Ин. 3:16) и не уменьшилась во дни Авраама, Исаака и Иакова. Единственным преимуществом Израиля было поручение Божье нести благовестие славы язычникам, которым оно предназначено в той же степени, что и иудеям.

Посещение язычников. - Язычники, как и потомки Иакова, с самого начала были предназначены стать Израилем. Об этом свидетельствует собрание в Иерусалиме. Петр рассказал, как приказано ему было свыше благовествовать язычникам и что Бог не делает различия между ними и иудеями. Затем Иаков сказал: "Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое; и с сим согласны слова пророков, как написано: "Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие". Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15:14-18; см. также Ам. 9:11-15). Из всего вышесказанного мы узнали, что "скиния Давидова", дом или царство Давидово, будет воссоздана проповедью благовестия среди язычников, и все это, согласно замыслу Божьему, от начала мира. Писание нуждается не в критических замечаниях, но в осмыслении верующего.

"Полное число язычников". - "Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников" (Рим. 11:25). Куда должно войти полное число язычников? Конечно, в Израиль; ибо вхождением полного числа язычников "весь Израиль спасется".

Когда войдет полное число язычников? Господь Сам дает ответ: "Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24:14). Бог посещает язычников, "чтобы составить из них народ во имя Свое". Ими заполнен будет Израиль. Как только работа благовествующих среди язычников будет завершена, придет конец. И тогда не будет более благовествования - ни язычникам, ибо они уже решат для себя, ни иудеям - ибо тогда "весь Израиль спасется". В то время уже не будет нужды в Благой вести; она завершит свой труд.

Великий сбор Иудеев (Рим. 11:27-36)

27 "И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их". В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцев. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь.

Все через Христа. - Внимательно прочтите стихи 25-27. Когда войдет полное число язычников, "весь Израиль спасется". Несомненно, только привлечением язычников может спастись Израиль. И сие станет исполнением написанного: "Приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова". Только через Христа спасен и собран будет Израиль, и все Христовы есть Израиль. "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3:29).

Избавление от греха. - Приидет от Сиона Избавитель, Который отвратит нечестие от Израиля. Христос есть "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Ин. 2:2). Дух устами первосвященника Каиафы сказал, "что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин. 11:51, 52).

Так и Петр, обращаясь к народу в храме Иерусалимском сказал: "Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: "и в семени твоем благословятся все племена земные". Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших" (Деян. 3:25, 26). Благословение Авраамово - это прощение грехов через Христа; и люди всех народностей становятся израильтянами, избавляясь от злых дел.

Все, имеющие, веру. - Именно верою Иаков стал Израилем. Неверием же потомки его отломились от ствола Израильского. Через веру язычники прививаются, и только верою стоят они; и через веру иудеи могут воссоединиться с родительским деревом.

Лишь вера в Христа может сделать человека израильтянином, и только неверие отсекает его от Израиля, что и было показано Христом, когда Он, удивившись вере сотника, сказал: "И в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю" (Мф. 8:10-12).

Все в заключении. - "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать". Слово "заключить" дословно означает "запереть". Он запер всех вместе. Так и в Послании к Галатам 3:22 мы читаем, что "Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа".

И следующий стих говорит о том, что все "заключены" под стражею закона. И иудеи, и язычники - "все под грехом" (Рим. 3:9). Все заперты в темнице без надежды на иное спасение, кроме как через Христа "Избавителя", Который объявил "пленным освобождение и узникам - открытие темницы" (Ис. 61:1). Он приходит как Избавитель "от Сиона", неся свободу "вышнему Иерусалиму" (Гал. 4:26). Поэтому все, принимающие свободу со Христом, являются детьми вышнего Иерусалима, наследниками Небесного Ханаана, членами истинного общества Израильского.

Удивительное познание. - "Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет", - говорит Господь (Ис. 53:11). Таким образом, прощая грехи, Он воздвигнет стены Иерусалима (Пс. 50:20) и возродит его пленных чад. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!"

Пусть никто посему не смеет порицать план Божий или отвергать его по непониманию своему. "Ибо кто был советником Ему?" "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь".