Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Здоровье Служение_здоровья ПРОПАГАНДА ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ PDF Печать Email

 

С самых ранних этапов истории адвентистского движения наша церковь активно участвует в работе среди населения, обучая людей жить более здоровой и полноценной жизнью. Никогда еще подобного рода служение не было столь актуальным и важным для жителей Америки, как в 90-е годы нашего столетия. Изменение отношения к здоровью представляет собой в сегодняшних Соединенных Штатах, а также в Канаде серьезный политический вопрос.

Активисты, представляющие адвентистское движение, сегодня должны быть более, чем когда-либо тверды в вопросах здоровья, в частности относительно употребления алкоголя и табакокурения в местах общественного пользования. Памятуя о том, как пятидневый план отказа от курения привлек широкое общественное внимание в 1960-е годы, следует придать адвентистской работе в области санитарного просвещения, основанной на пропаганде здоровья и здорового образа жизни, все больший общественный резонанс и в настоящее время.

Необходимость широкой пропаганды здоровья среди населения

Необходимость в проведении широкомасштабных мероприятий по пропаганде здоровья посредством программ санитарного просвещения и оценки здоровья населения становится все более очевидной в свете растущих показателей смертности от заболеваний, которые могут быть предотвращены осознаными усилиями человека. Таблица 1, в которой суммируются статистические данные по данным заболевания, демонстрирует, что санитарное просвещение в широком объеме не только желательно, но и должно стать обязательным компонентом в деле оздоровления населения.

Более половины всех случаев летального исхода имеют непосредственное отношение к табакокурению. Учитывая, что полмиллиона смертей ежегодно происходит по причине активного и пассивного курения, можно сделать однозначный вывод - табак убивает. Злоупотребление алкоголем, кроме цирроза печени, проблем, связанных с психическими расстройствами и других заболеваниий, является причиной более половины всех автомобильных аварий, при которых регистрируется смертельный исход. (См.: David Nieman. The Adventist Health Style. - Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1992, p.43.)

Одним из самых масштабных явлений в области состояния общественного здоровья за последнее десятилетие стало растущее число злоупотреблений наркотическими средствами, в частности, кокаином. Начиная с 1976 года и по 1985 год, количество случаев оказания неотложной реанимационной помощи в связи с передозировкой кокаина увеличилось, по данным программ помощи лицам, страдающим наркоманией, с 1015 до 9043, что является девятикратным увеличением.

В Канаде распространенность табакокурения и злоупотребления алкоголем несколько выше, чем в Соединенных Штатах. Обследование состояния здоровья населения, проводившееся в Канаде, показало, что 32 процента мужчин и 29 процентов женщин являются курильщиками; при этом, в сравнении с результатами аналогичного обследования 1985 года, наблюдается небольшое снижение показателей - с 36 и 33 процентов соответственно. Но если сравнивать эти показатели с соответствующей статистическими данными по США за 1993 год, то последние говорят о еще меньшем проценте курящих - 28% среди мужчин и 23% среди женщин. Статистика употребления алкогольных напитков практически не изменилась в Канаде, в то время как в Соединенных Штатах наметилось некоторое снижение в этой области. Восемь из десяти канадцев употребляли алкоголь в 1990 году, что дублирует данные за 1985 год, а в США этот показатель среди основного населения упал с 65 до 61 процента. С другой стороны, стресс является более "американской" проблемой. По данным опроса повышенный и продолжительный стресс испытал каждый восьмой канадец, в то время, как в США 27 процентов женщин и 20 процентов мужчин сообщают, что постоянно испытывают излишний стресс.

КАДР-ВСТАВКА для стр. 27 оригинала

Таблица 1

Стандартизированные показатели смертности, распределенные по причинам смерти (таким образом учтена возможность профилактики факторов, вызывающихлетальный исход)

Табакокурение    434 000   

Пассивное (вторичное) курение    53 000   

Употребление алкоголя и последующие вождение автомобиля     105 000   

Употребление наркотиков: кокаин, крэк, героин, морфин    5 700   

СПИД    31 000   

Источники информации: Центры по контролю и профилактике заболеваний, Агентство по защите окружающей среды, Национальный центр статистики здоровья. 1993.

Проблемы состояния здоровья общества - это суммарное выражение риска, которому подвергает себя каждый человек в отдельности

Вышеприведенная статистика полностью подтверждает тезис, вынесенный в заголовок. Любые цифры имеют свое сущностное выражение. Опасности "общественного здоровья" представляют собой совокупность персонифицированных и опосредованных факторов риска, касающихся здоровья отдельно взятых людей. Такое положение диктует необходимость персонифицированного подхода в области санитарного просвещения населения. Основной целью работников санитарного просвещения является определение специфических факторов риска в зоне общественного здоровья, разработка и внедрение превентивных программ в этой области, а также перенос образовательных усилий на формирование действенных стратегий, применимых для данных групп населения.

Лица, чьи истории приведены ниже, подпали под статистическое обследование в 1992, 1989 и 1972 годах соответственно. Их примеры, к сожалению, не являются уникальными, хотя сами они подходят под данное определение.

Джордж С. совершил побег из нацистского концентрационного лагеря. После этого он и его жена присоединились к потоку эмигрантов, искавших себе безопасность в Северной Америке. Получив материальную поддержку от заботливых родственников, Джордж с супругой начали новую жизнь в новой стране. Поселясь в начале в неприхотливом жилище, они постепенно и буквально "кирпичик за кирпичиком" построили себе удобный и красивый дом. Джордж являлся квалифицированным станочником-металлистом и его мастерство было востребовано на одном из многих промышленных предприятий, росших и развивавшихся в послевоенные годы. На новой родине Джордж и его жена переняли у местного населения многие характерные привычки, и в том числе превратились в заядлых курильщиков. Очень скоро обычной нормой для них стало выкуривание нескольких пачек сигарет в день. Приближался возраст выхода на пенсию и, ожидая возможности насладиться плодами многолетнего напряженного труда, Джордж записался на прием к врачу для проведения общего обследования. Флюорография показала наличие в его грудной клетке опухоли злокачественной природы - он заболел раком легких.

Кумиром Билла Р. был телевизионный комментатор времен войны во Вьетнаме, Ленни Брюс, обладавший несколько грубоватой манерой общения и любивший поддеть своего собеседника. Еще до того, как приобрело популярность слово "дисфункциональный" (в английском языке оно употребляется для обозначения неблагополучных семей), именно этим термином можно было охарактеризовать нестабильную обстановку в семье Билла. Но сам он был спокойным и непритязательным юношей и чем-то напоминал одного из представителей движения хиппи. Он носил большие круглые очки и имел вечно взъерошенный вид, так что его часто принимали за наркомана. Никто точно не знает, что случилось раньше: появилась репутация или началось реальное употребление им наркотиков. Но вот уже Билл перешел с марихуаны на галлюциногенные препараты и постепенно приобрел зависимость от героина. Многие близкие ему люди забили тревогу, но теперь игла стала его близким другом. Так же, как и у Ленни Брюса... Женитьба на молодой медсестре и рождение ребенка, казалось, помогли ему вырваться из порочного круга. Но, к сожалению, лишь ненадолго. Игла всегда напоминала о себе, когда жизнь становилась трудной и напряженной. К тому же шприц никогда не критиковал и не поучал. Однажды полуголое тело Билла, который, кстати, был уже болен СПИДом, нашли в одном из оврагов на окраине города. Неподалеку лежал шприц и записка. "Так же, как и у Ленни Брюса," - добавит каждый.

Белла Р. являла собой пример образцового работника. Будучи незамужней женщиной, она добросовестно проработала сорок четыре года на одного и того же работодателя. Работая в одном из центральных отелей города в качестве регистратора, она, что называется, "повидала многое". Ничто не ускользало от взгляда мисс Беллы. Ее стойка была своего рода командным пунктом, вокруг которого разворачивались все основные события. Вестибюль гостиницы с раннего утра был наполнен завсегдатаями - мужчинами, большинство которых находилось на заслуженном отдыхе. Они собирались, чтобы коротать время вместе с друзьями: неспешно беседовали, курили свои сигареты и трубки. Поэтому воздух в вестибюле был постоянно пропитан запахом табачного дыма. Но никто тогда еще и не задумывался над такими проблемами, как пассивное курение. Перед переездом на место жительства в Лютеранский дом престарелых Белле Р. следовало пройти полный медицинский осмотр. Диагноз был малоутешителен: рак легких. Причина: пассивное курение. Мисс Белла не курила ни разу в свой жизни.

Адвентистское видение существующих проблем и их миссионерское служение в этой области

С самых ранних дней своего основания адвентистская церковь распространяла и пропагандировала философию здоровья и исцеления. В церкви проводилась и проводится активная работа просвещения ее членов по вопросам здорового образа жизни. Наряду с этим по всему миру возникают различные центры и другие медицинские учреждения, в которых находят свою практическую реализацию основные доктринальные принципы. Эти принципы здоровья, о которых говорит Священное Писание и которые подробно освещены в рекомендациях и наставлениях Елены Уайт, все больше и больше в последние годы подтверждаются научными открытиями и выводами. Эти открытия наглядно продемонстрировали превосходство членов адвентистской церкви (особенно тех, кто строго следовал основной философии церкви) над основным населением с точки зрения общего здоровья и самочувствия.

Ежегодно адвентистская церковь на базе своих поместных общин, а также медицинских и санаторных учреждений, предлагает различного рода программы, направленные на то, чтобы помочь людям избавиться от недомоганий и обрести полноценную и гармоничную жизнь и здоровье. Эти проекты включают программы помощи бросающим курить, санитарно-просветительские занятия по профилактике наркомании, семинары по контролю за стрессом, курсы кулинарного мастерства и занятия по планированию вегетарианского питания, а также многие другие семинары и лекции, призванные удовлетворить нужды населения в вопросах здоровья и здорового образа жизни. В последнее время, основываясь на результатах, полученных при оценке нужд населения в области здоровья, были разработаны программы, затрагивающие насущные проблемы. К числу последних относятся: насилие в семье, необходимость определенных родительских навыков при воспитании детей, планирование семейного бюджета, переживание горя или утраты и др.

Центр здорового образа жизни в Чикаго

Цетр здорового образа жизни в Чикаго может служить удачной иллюстрацией вышесказанного. По словам Роберто Сепидо, директора центра с 1990 года: "Наше служение распространяется прежде всего на людей испанского и польского происхождения, проживающих в районе Виллидж Эриа. В нашей деятельности мы уделяем большое внимание удовлетворению нужд людей пожилого возраста в области питания. Сейчас мы еще предлагаем занятия по профилактике наркомании и приобретению родительских навыков воспитания, а также даем возможность получить восмилетнее образование. Последнее является особенно насущной проблемой, поскольку в Чикаго около пятидесяти процентов школьников испанского происхождения не доучиваются даже до этого минимума".

Пастор Сепидо подчеркивает также важность сотрудничества, которое его центр наладил с другими организициями (Американское онкологическое общество, Американская кардиологическая ассоциация, и т. д.), что позволяет максимально улучшить помощь населению. При этом, считает он, издержек и планирования, и деятельности всегда можно избежать благодаря тесной взаимосвязи и координации усилий между сотрудничающими организациями.

Общественная кампания в Канзасе и адвентистская молодежная команда

Программы в области санитарного просвещения дают возможность осуществлять евангелизацию населения. Так, например, адвентистская молодежная команда, занимающаяся санитарным просвещением, принимала участие в общественной кампании в городе Канзас в 1993 году. В течение девяти недель 30 молодых людей из Оуквудского колледжа и Конференции центральных штатов участвовали в программе по модификации образа жизни. В программу входили: в утренние часы - лекции по различным вопросам здоровья, в течение дня - работа в летнем городском лагере и практические занятия вечером. Члены команды под руководством опытных адвентистских врачей проходили подготовку в четырех различных областях (в их число входило 12-этапное преодоление зависимостей и практикум по проблемам питания и кулинарного мастерства). Жители Канзаса смогли посетить школу кулинарного мастерства "Пальчики оближешь," организованную и проводившуюся членами этой команды.

Программа по профилактике ИБС

Программа по профилактике ИБС (ишемическая болезнь сердца) была разработана д-ром Хансом Дилем, президентом Института здорового образа жизни в Лома Линда, Калифорния. Данная программа состоит из интенсивного курса лекций и демонстраций, проводимых д-ром Дилом и другими опытными специалистами в области общественного здравоохранения. Ее стержневым моментом является снижение возможности возникновения сердечно-сосудистых заболеваний за счет изменения образа жизни и формирования здоровых привычек.

Основная цель данного проекта - добиться снижения уровня холестерина, триглицеридов и глюкозы в крови. К вторичным задачам относятся избавление от лишнего веса, отказ от курения (при наличии подобной проблемы) и увеличение ежедневной физической активности. Перед началом образовательного этапа программы проводится тщательная оценка состояния здоровья участников и уровня наличия у них различных факторов риска возникновения ИБС. Затем подобная оценка и обследование, в соответствии с планом, производится через 30 дней, через три и через двенадцать месяцев.

Эта программа уникальна - в силу того, что позволяет достичь всех тех преимуществ, которые характерны для стационарных программ, проводимых в центрах санаторного типа (например, Веймар или Ючи Пайнз), но при этом не предусматривает стационарного проживания. Д-р Дил значительное количество времени тратит на работу с членами местных церковных общин и нектороми представителями местного населения, планируя обширные просветительские программы в области модификации образа жизни. С мотивационной и информационной точек зрения результаты, безузловно, производят впечатление.

Данный проект органично вписывается в существующую на местах структуру. Он предусматривает тесное сотрудничество с местными медицинскими организациями, организациями общественного здравоохранения и образовательными центрами. Участникам программы рекомендуется работать в постоянном контакте с лечащими врачами для того, чтобы иметь возможность наблюдать и диагностировать у первых потенциальные клинические изменения при изменении режима приема лекарственных препаратов. В дополнение к этому, д-р Дил и другие сотрудники, участвующие в презентациях программы, ведут совместную работу с различными организациями и структурами, контролируя, поддерживая и развивая изменения в образе жизни, достигнутые ее участниками.

Кроме основных задач в области изменения образа жизни и привычек, программа по профилактике ИБС, осуществляемая при значительной (в том числе и финансовой) поддержке адвентистской церкви, имеет следующие цели:

1.    Улучшать здоровье населения и утверждать на практике конценпцию адвентистского образа жизни - как находящего научное обоснавание и позволяющего достичь вполне определенных преимуществ в области качества и продолжительности жизни.

2.    Формировать в глазах представителей основного населения образ церкви как организации, бескорыстно заботящейся о благе ближнего и стремящейся предоставить нуждающимся необходимую помощь и уход.

3.    Помочь членам адвентистской церкви выработать более четкое и позитивное представление о здоровой и полноценной жизни, усилить их стремление к дальнейшему снижению риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и рака - за счет нейтрализации потенциальных факторов риска.

4.    Осуществлять спонсируемую церковью программу помощи населению, которая соответствует принципу самоокупаемости и подготавливает почву для дальнейшей евангелизации.

 

Программа профилактики ИБС для церквей

Иоланда Лиемон посетила презентацию программы под руководством д-ра Дила в Каламоцо, штат Мичиган и пришла к выводу, что "каждая церковь нуждается в такой программе." Ей пришла в голову мысль провести аналогичную программу для малой группы, используя лекции и демонстрации д-ра Дила, записанные на видео.

КАДР-ВСТАВКА для стр. 30 оригинала

Программа профилактики ИБС (ишемической болезни сердца) в Оттаве, Канада

Программа профилактики ИБС - это "лучшее, что могло произойти в Оттаве," говорит Эдди Джонсон, главный ведущий названного проекта. - "Это пример широкомасштабной медико-санитарной помощи. Я не видел большего количества восторженных людей, чем на последнем вечере программы, когда всем участникам были розданы результаты обследования, проведенного после четырех недель следования принципам здорового образа жизни".

Более 300 добровольцев записались на участие в этом пилотном исследовательском проекте, основной целью которого было уменьшение факторов возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и более активное вовлечение в процесс оздровления людей, имеющих такие заболевания, как гипертензия, диабет, гиперхолестеринимия, ожирение, заболевания коронарной природы и депрессия. В процессе образовательного цикла, длившегося 50 часов и построенного на принципе "полного погружения", участники знакомились с основами физиологии и анатомии; особенный упор при этом делался на разбор структуры и функций кровеносной системы. Они также изучали природу сердечно-сосудистых заболеваний и лежащего в основе большинства из них атеросклероза. Важной частью занятий был разбор причин, по которым изменение рациона, адекватная физическая активность и отказ от курения являются абсолютно необходимыми компонентами оздоровления. В ходе данного курса участники реализовывали, в том числе и на практике, все усвоенные ими принципы.

Каковы же были результаты по истечении четырехнедельного периода? Предварительные данные анализа, проведенного Кеннетом Джонсоном, эпидемиологом из Канадского министерства здравоохранения, показали следующее:

Значительно увеличилась физическая активность участников, что сопровождалось изменением целого ряда физиологических показателей (см. ниже);

30 процентов курильщиков отказались от курения (даже в отсутствие специальной программы помощи бросающим курить);

Те, у кого уровень холестерина в крови был выше 200 мг/дл, снизили этот уровень, а также относительное содержание липопротеидов низкой плотности на 16 и 19 процентов соответственно;

У большинства участников уровень кровяного давления и уровень глюкозы в крови понизился на 6 процентов (при этом уменьшился прием лекарственных препаратов);

Лица, имевшие излишний вес, сбавили в среднем по 3 кг.

Д-р Дэнис Баркитт, ученый и врач из Лондона, известный своими исследованиями в области клетчатки, в своем обращении на заключительном вечере программы сказал: "Это одна из самых замечательных программ, которые мне когда-либо довелось видеть. Удивительно было наблюдать, насколько тесным и продуктивным может стать сотрудничество врачей, работников санитарного просвещения, добровольных участников и даже предприятий общепита. Я с нетерпением жду того момента, когда наступит апрель следующего года, и я смогу вновь прилететь из Англии и принять учатие в программе."

(From: Lifeline Health Letter, March-April, 1991.)

Программа имела безусловный успех. Ее ежедневно, на протяжении всех девятинедель, посещали 25-30 человек. На первой неделе демонстрировалось ознакомительное видео, а зрителям предлагали записаться в число участников. Многие из тех, кто посетил программу в первые дни, затем приходили с друзьями и родственниками. В конце первой недели, в пятницу предварительно записавшиеся имели возможность пройти обследование состояния сердца.

В последующие четыре недели встречи проходили четыре раза в неделю и состояли из 30-минутного показа видео, демонстрации образцов приготовленной пищи, а также из обсуждений и дискуссий на тему состоявшейся презентации в рамках малых групп. В течение последних четырех недель встречи проходили раз в неделю, что составило в общей сложности 20 занятий за восемь недель.

Для тех церквей, где с нетерпением ждут материалов по данной программе, Иоланда Лиемон выпустила ²Руководство для программы по профилактике ИБС² с подробным описанием всех ее деталей. Руководство и ознакомительный видеофильм стоят 100 долларов.

Ключевые элементы проблемы

Для христиан необходимость санитарного просвещения как такового неразрывно связана с проблемой греха. Будучи грешниками и живя в обстановке, на которую наложило отпечаток длительное воздействие греха, мы являемся жертвами этой греховной, нездоровой среды обитания. Вот что говорили по этому поводу мудрецы прошлого: "мы сами уготовили себе смертельное ложе и сами теперь должны лечь в него."

В одном из своих документов за 1992 год, озаглавленном "Забота о Божьем творении," Комитет Генеральной Конференции отмечает: "Решение человека пойти по пути неповиновения Богу разрушило изначальный порядок в том мире, который Господь устроил по Своей воле. Результатом этого стало нарушение гармонии, противоречащее Его целям. В итоге всего этого воздух и водоемы загрязнились, леса стали безжалостно истребляться человеком, а источники природных ресурсов стремительно истощаются. Поскольку мы признаем, что человек является частью Божьего творения, наше беспокойство относительно среды обитания распространяется и на образ жизни и здоровье человека. Мы выступаем в защиту здорового образа жизни и отвергаем использование любых веществ, наносящих организму человека вред: таких, как алкоголь, табак и другие наркотики. Кроме того, мы пропагандируем полезность и целесообразность следования вегетарианской модели питания".

Санитарно-медицинское просвещение в любом районе, особенно в условиях густонаселенных городов, где перемешаны разнообразные этнические типы, является задачей первостепенной важности. Предпологается, что работники санитарного просвещения должны обладать наборм точных и объективных знаний относительно реальных нужд тех слоев населения, с которыми они планируют вести работу. Немаловажно также, чтобы люди действительно имели желание и потребности узнать больше об оздоровлении собственного образа жизни и привычек. Изменения, касающиеся поведения человека, безусловно, легче продекларировать, чем осуществить.

По словам Стивена Ши, работника из Отделения медицины при Школе общественного здравоохранения: "Поддержание активных изменений в образе жизни представляется чрезвычайно важным компонентом с точки зрения эффективности санитарно-медицинских программ" (²American Journal of Public Health², Vol. 82, No. 6; June 1992, p. 786). Ши отмечает, что для многих санитарно-медицинских программ широкого охвата важной задачей является перенос внедряемых принципов на уровень существующих организаций и структур. Препятствет данному процессу недостаток ресурсов в местных отделах здравоохранения, учебных заведениях и общественных организациях. Недостаточное число компетентных специалистов, а также соотвествующих знаний в данной области такжемешают осуществлению перемен.

В крупных городах подобные программы могли бы иметь наибольший эффект среди бедных слоев населения. Но там наряду с другими проблемами, успеху мешает отсутствие соответсвующих местных управленческих и медицинских структур.

Ключевым вопросом в оценке санитарно-медицинских программ широкого охвата является степень наличия среди ее участников людей, выражающих интересы бедных слоев населения, представителей различных этническихсообществ, а также таких групп населения, для которых языковой и культурный барьер может являться преградой к получению общедоступной информации.

Каковы основные задачи, стоящие сегодня перед общественным здравоохранением? К их числу относятся: определение наиболее эффективных программ для распространения среди широких слоев населения (т. е. обеспечение их выхода на национальный и государственный уровень), разработка вопросов финансирования, оценка степени эффективности программ и охват групп населения, принадлежащих к категории повышенного риска.

Библейский взгляд на санитарное просвещение

Возможно, самым значительным из принципов здоровья, данных израильтянам, было предложение возлюбить Господа всем сердцем и всей душой. Предотвращение болезней и недугов, а также долголетие было обещано всем тем, кто полностью доверял себя Богу. (См. Исход 23:25,26)

В Священном Писании здоровье рассматривается в тесной взаимосвязи с психическим и духовным благополучием. Например, возьмем книгу Псалтирь: "Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена" (Псалтирь 6:3,4), "Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли" (Псалтирь 30:10,11).

В Книге Притчей человеку дается совет: "Не будь мудрецом в глазах твоих бойся Господа, и удаляйся от зла. Это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих" (Притчи 3:7,8). "Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его" (Притчи 4:20-22).

КАДР-ВСТАВКА для стр. 32 оригинала

Боб по прозвищу ²Велосипед² и его жена Тереза

Когда Бобу Андерсону исполнилось 66, он вышел на пенсию по причине все больше его беспокоившего артрита. "Я едва мог дойти до собственного почтового ящика," - говорит Боб, - "поэтому мне приходилось ездить на машине даже за почтой. У меня почти не было энергии и сил. Зато "в активе"имелось более тридцати киллограммов лишнего веса, три пачки сигарет в день и постоянно преследовавшая меня одышка".

Здоровье его жены Терезы находилось тоже не в лучшем состоянии. У нее было высокое давление, диабет, излишний вес, и кроме того, большую часть времени она жила в состоянии депрессии.

Однажды в город, где они проживали (Крестон, Британская Колумбия), приехал д-р Ханс Дил для проведения там семинара под названием "Живи полным сердцем". Идея семинара была простой: "Наши привычки в области питания ведут нас к печальному концу. Следует отказаться от излишнего употребления мяса, молочных продуктов, сахара, соли и, вдобавок, забыть про алкоголь и табак, иначе наши прихоти просто доведут нас до могилы".

Семья Андерсонов проделала процедуру оценки своего здоровья, в том числе здоровья сердца и получила очевидный стимул взяться за дело. Кровяное давление, относительное содержание в крови холестерина и глюкозы у супругов намного превышали норму. Когда они осознали, что возникновению и развитию у них сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, гипертензии и остеоартрита сопутствовали нерациональное питание и сидячий образ жизни, они выгребли из холодильника все, что там имелось, и отнесли это на помойку. Они вылили в водосточную канаву спиртное и сожгли все имевшиеся в доме сигареты, а вместо старых привычек быстро сформировали новую - начали ходить пешком. Вначале всего один квартал, затем два, три - и так далее.

Они утверждают, что Бог может исправить любую кривую вещь, сделав ее прямой, и что именно это произошло с Бобом. Уже через шесть месяцев его перестали мучить боли в спине, он смог выпрямиться и ходить не хромая. Уровень холестерина, сахара и кровяное давление понизились до нормального. Боб и его жена, кроме всего прочего, занялись велосипедным спортом, сбросили по 25 килограммов каждый, а три года спустя Боб, которму было уже 69 лет, проехал на велосипеде 3 210 миль от Крестона до Оттавы за 60 дней.

Тереза говорит: "Нам больше не приходится ²доживать² нашу старость. Теперь мы живем полной и богатой жизнью. Велосипед и дорога для обих нас превратились в лучших друзей. По мере улучшения нашего физического состояния продолжается и наш духовный рост. Мы воистину ²родились вновь² и активно работаем в церковной общине, к который принадлежим. Теперь в нашей жизни появился настоящий смысл и направление движения".

                    - Эйлин Лудингтон

(From: Energized!: One-a-day devotionals for body, mind and soul. Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1997. Used by permission.)

"Страх Господень - источник жизни... Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей" (Притчи 14:27,30).

Возможно, самым известным стихом Библии на тему здоровья, является второй стих Третьего Послания Иоанна. "Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здраствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя".

В книге Дэйвида Нимана "Адвентистский образ жизни - путь к здоровью" содержится подробное описание принципов здоровья, о которых упоминается на страницах Ветхого Завета. Большинство из них относилось к области общей санитарии, гигиены, питания и полового поведения, что должно было препятствовать распространению инфекционных заболеваний и других болезней, связанных с неправильным образом жизни.

Изначальное питание человека, как его устроил Господь, состояло только из растительной пищи (Бытие 1:29, 30; Бытие 3:18). Но здесь, как и во многих других областях жизни, люди отошли от идеала и тогда Господь, продолжая хранить избранный Им народ израильский, дал ему несколько указаний, призванных предохранить израильтян после того, как мясо было включено в их рацион питания. Ни кров, ни тук (жир) не были разрешены для употребления (Левит 3:17; 7:22-27; Первая книга Царств 2:16). Это имело целью способствовать снижению количества насыщенных жиров и холестерина, употребляемых с пищей, и тем самым уменьшить риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и рака. (некоторые продукты, кроме того, были выделены в отдельную категорию - категирию нечистых - запрещены к употреблению. - См.: Левит 13:1-23; Второзаконие 14:3-20).

Особым почетом окружались люди, воздерживавшиеся от употребления алкоголя (Числа 6:3,4; Книга Судей Израилевых 13:4). В целом было дано много ценных правил санитарии, в том числе о ритуальной чистоте и избавлении от отходов жизнедеятельности (Второзаконие 23:13-15), а также указаний относительно предохранения пищи от заражения и порчи (Исход 16:19, Левит 11:31-40; 19:5-8), касательно личной гигиены и чистоте верхней одежды (Бытие 35:52; Исход 19:10; Иеремия 2:22; Екклесиаст 9:8), по поводу карантина зараженных инфекционными заболеваниями (Левит 13, 14; Числа 5:2-4). Соблюдение этих правил внесло свой вклад в предохранение еврейского народа от распространения инфекционных болезней.

Бог также четко определил отношения, которые должны существовать между мужем и женой, подчеркивая основопологающее значение взаимной любви и преданности и недопустимость прелюбодения со стороны любого из супругов (Бытие 2:24; Исход 20:14; Левит 18:1-22). Были запрещены также половые контакты с животными (скотоложество) (Исход 22:19; Левит 18:23; 20:15,16). Такие установления, данные свыше, помогли воспрепятствовать эпидемии заболеваний, передаваемых половым путем.

Адвентистам седьмого дня полнее понять глубинную взаимосвязь между физически, психическим, социальным и духовным здоровьем помогло учение Елены Уайт. В своей книге ²Служение исцеления² она утверждает: "От Него (Христа) исходил поток исцеляющей силы, и люди исцелялись - телом, разумом и душой " (с. 17).

"Любой вред, причиняемый здоровью, не только уменьшает физический потенциал организма, но и ведет к ослаблению умственных и нравственных сил. " (с.75). "Между состоянием психики и телом существует очень тесная связь. Заболевания физического характера влияют на состояние психики и наоборот. Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют укреплению здоровья и продлевают жизнь" (с. 241).

Адвентисты давно ощутили важность здоровых и гармоничных "взаимоотношений" разума и тела. Фактор, оказывающий влияние на одно, влияет и на другое. В последнее время значимость этой взаимосвязи (разум/тело) все больше подчеркивается благодаря научно-популярным фильмам и книгам на эту тему. Та открытость, с которой многие мирские люди стали обсуждать "духовно-нравственные" вопросы, во многом обусловлена интересом к изучению данного феномена. В наше время, говоря о "полном здоровье", подразумевают не просто печать на бланке, удостоверяющем позитивное мнение лечащего врача, а нечто большее.

Современные подходы к пропаганде здоровья среди широких слоев населения

За последние годы методы, используемые в сфере общественного здравоохранения и медико-санитарного просвещения, претерпели значительные изменения. Традиционные виды служения, включающие проведение лекций и семинаров, были дополнены целым рядом новых форм и методов работы, которые определяются динамикой и тенденциями современной жизни в Северной Америке. Для того, чтобы в вашей церкви успешно велась работа в области медико-санитарного просвещения, необходимо, чтобы современные методы получили широкое применение и в ваших местных условиях. Это, в свою очередь, означает, что следует уметь привлекать интерес большего количества людей, побуждая их активно изменять свои привычки и образ жизни. Ниже приведено описание нескольких программ санитарного просвещения широкого охвата, элементы которых могут служить моделями для будущих адвентистских проектов в этой области.

Модель 1. Проект плановой санитарно-просветительной работы с населением (ППСРН) и Программа профилактики хронических заболеваний (ППХЗ)

Обе эти программы были разработаны в США за последнее десятилетие Центром по контролю и профилактике болезней и осуществляются в сотрудничестве с государственными отделами здравоохранения. В ППСРН задействованы представители местного населения, государственные и местные отделы здравоохранения, Центры по контролю и профилактике болезней, которые работают в тесном взаимном контакте, обеспечивая планирование, развитие и распространение программ в области санитарного просвещения. Программа профилактики хронических заболеваний представляет собой сходную модель партнерства, направленного на пропаганду мер по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

В обоих случаях, организации и сообщества, желающие принять участие в проекте, создают консультативный совет, куда входят представители местных структур здравоохранения и социального обслуживания, а также представители от округа или района. При технической помощи и под общим руководством специалистов из Центра по контролю и профилактике болезней производится выработка и внедрение "плана действий по охвату местного населения".

Следует отметить, что при проведении оценки и анализа специфических факторов риска ППСРН и ППХЗ ориентированы на актуальные нужды и потребности местного населения. При этом всячески поощряется активность населения и его участие в этом оценочном процессе. Поддержка, которую оказывают Центры по контролю и профилактике болезней в распространение этих подходов, ведет к установлению прочных вертикальных связей между организациями и структурами национального, государственного и местного уровня и укрепляет структурную взаимосвязь внутри каждого из этих уровней.

Программы, осуществляемые по моделям ППСРН и ППХЗ, используют данные, собранные на местах, для определения приоритетных целей и задач и укрепления существующей социальной структуры за счет формирования консультативных групп из представителей местного населения и организаций. Кроме того, в рамках программ ведется работа по усилению возможностей уже существующих местных групп и имеющихся структурных связей на предмет пропаганды здорового образа жизни среди местного населения. Это достигается за счет подготовки руководителей и активистов местных общественных организаций, а также путем повышения информированности населения относительно факторов повышенного риска (для здоровья).

Сообщества в различных уголках США, вовлеченные в проект ППСРН, в целом выражают удовлетворение ходом процесса и его результатами. Данная программа имела особый успех среди афро-американской группы населения, а также в других сообществах с широко представленным культурным и этническим разнообразием, в том числе и за пределами Соединенных Штатов.

Адвентистские врачи и работники в области санитарного просвещения, планирующие проведение программ по здоровью, могут многое почерпнуть для себя, изучая и заимствуя разнообразные аспекты описанных выше программ.

 

Модель 2. "Здоровые города"

"Здоровые города" - это инициатива по пропаганде здоровья и здорового образа жизни, активно реализуемая в 300 с лишним городах по всему миру. Возникла эта модель в Канаде и Европе. Проект "Здоровые города, штат Индиана" представляет собой типичный пример данного начинания в США, где канадская модель была применена в местных условиях. В этой кампании приняли участие такие структуры, как Школа подготовки младшего медперсонала при Университете штата Индиана, Департамент общественного здравоохранения, Ассоциация общественного здравоохранения штата Индиана, а также шесть городов данного штата - Форт Уэйн, Гэри, Индианаполис, Джефферсонвилль, Нью- Касл и Симор. Программа была начата в 1988 году.

Проект "Здоровые города" предусматривает активное вовлечение в него местных жителей, которые должны проголосовать в пользу здоровья, чтобы осуществить плановые изменения по повышению уровня жизни, медицинского обслуживания и степени осведомленности населения в вопросах санитарного просвещения. Программа представляет собой плод объединения усилий государства, бизнеса, науки и религии - т. е. всего сообщества в целом.

Уникальным компонентом проекта в штате Индиана является формирование и развитие руководящих подразделений на местном уровне, берущих на себя функцию решения местных проблем и ведения работы в области здоровья. Руководители местных групп существуют в любом городе, но, возможно, не все они осознают свой потенциал и возможности в плане проведения кампаний по пропаганде здоровья. В рамках проекта "Здоровые города, штат Индиана" ведется подготовка руководителей местных групп к активному участию во внедрении политики санитарного просвещения и пропаганды здоровья. Данный процесс подразумевает несколько элементов.

1. Договоренность. Мэр города и официальные лица, представляющие местный отдел здравоохранения, должны подписать совместную декларацию об активном участии в вопросах пропаганды здоровья на муниципальном уровне, обязуясь создать приоритетные условия для данного направления деятельности в городе.

2. Создание городского комитета по вопросам здоровья. Комитет должен быть представлен общественно-частным партнерством лиц, желающих принимать активное участие в данной работе.

3. Подготовка руководителей местных общественных групп. Персонал, участвующий в реализации проекта, поддерживает руководителей местных групп и помогает им в подготовке и приобретении соотвествующих навыков, необходимых для осуществления проекта. Сбор данных, консультации с медицинскими специалистами, посещение курсов по подготовке руководителей местных групп (на государственном уровне) - вот ключевые элементы подготовки руководителей местных общественных групп.

4. Исследование и анализ. Каждый из городских коммитетов по вопросам здоровья участвует в определении специфических проблем в области здравоохранения в своем районе. Собранный материал затем преобразуется в соответствующие рекомендации для инициирования деятельности на местном уровне.

5. Создание справочно-информационного фонда для разработки политики в области пропаганды здоровья. Местные коммитеты должны способствовать разработке и внедрению политики в области укрепления общественного здравоохранения, участвуя в долгосрочном планировании мероприятий на муниципальном уровне.

6. Оценка. Создается специальная анкета, призванная помочь в подготовке руководителей на местном уровне.

Центр по проведению программы "Здоровые города, штат Индиана" имеет в наличии набор ознакомительных материалов (он включает видеокассеты, аудиокассеты, библиографию, информацию о консультативной помощи), а также предоставляет необходимую документацию по проекту.

Вы сможете более эффективно проводить работу по пропаганде здоровья, если узнаете, как данный опыт реализуется на уровне взаимодействия целых структур и сообществ в отдельно взятых местах.

Модель 3. Неделя общественного здоровья

В Лос-Анджелесе была разработана и проверена на практике концепция "недели общественного здоровья." В этом проекте принимала участие и адвентистская церковь. Отдел общественного здравоохранения и социального обслуживания (ООЗСО) при Окружном департаменте здравоохранения Лос-Анджелеса приступил к планированию проекта в январе 1986 года. Основными мотивами, которыми руководствовались его разработчики, были: адекватное реагирование на развитие новых тенденций в области массовых заболеваний, рост стоимости медицинских услуг, консолидация имеющихся ограниченных ресурсов и контроль за изменениями демографической ситуации. В соответствие со стратегическим планом предполагалось оценить возможности проекта, а также задачи, которые посредством его реализации предстояло решить в ближайшие пять лет. Были выделены приоритетные направления деятельности и определены семь стратегических директив с целью более качественного планирования работы ООЗСО в условиях растущих потребностей населения в медико-санитарном обслуживании.

Пропаганда здоровья была признана основополагающей целью процесса стратегического планирования. К числу значительных результатов, достигнутых при исполнении программы по пропаганде здоровья, можно отнести учреждение ежегодной "недели общественного здоровья" в округе Лос-Анджелеса. Начиная с 1988 года, ежегодно в этом городе одна неделя посвящалась повышению уровня информированности населения в вопросах здоровья и распространению различных санитарно-медицинских программ, а также укреплению роли ООЗСО в обеспечении этих программ для почти девяти миллионного населения округа Лос-Анджелеса.

В течение этой недели, запланировано проведение медицинскими специалистами узкого профиля серии лекций, а также чествование активистов в области общественного здравоохранения и писавших на эту тему журналистов, чьи усилия способствовали пропаганде здоровья. Кроме этого, в рамках программы проводится целый ряд широкомасштабных мероприятий с вовлечением большого числа местных жителей, как то: дни открытых дверей, туры здоровья, видеопоказы, медицинские обследования и компьютерная оценка здоровья, выезды мобильных поликлиник, осуществялющих иммунизацию населения, ярмарки здоровья, программы помощи бросающим курить и соревнования для детей. Различные местные организации и группы могут принять участие в мероприятиях этой недели в самых разнообразных формах.

Подробное освещение в средствах массовой информации "недели общественного здоровья" дает возможность значительно повысить информированность населения по широкому кругу вопросов здоровья и здорового образа жизни. Стратегическая методология, используемая ООЗСО (особое значение в ней приобретает долгосрочное планирование), получает все большее признание на государственном уровне и все чаще берется на вооружение другими организациями, стремящимися укрепить собственное реноме за счет разработки проектов в области санитарного просвещения и пропаганды здоровья.

Старайтесь использовать возможности, имеющиеся в ваших конкретных условиях, для включения своих проектов в области санитарного просвещения в общегородские мероприятия по пропаганде здоровья.

Модель 4. Движение людей с цветной кожей против СПИДА (ДЛЦКПС)

Некоторые группы населения являются менее доступными с точки зрения охвата программами в области санитарного просвещения. Через некоторое время после окончания гражданских беспорядков, имевших место в Лос-Анджелесе в 1992 году, было проведено исследование среди городских подростков, которое выявило наличие определенной расовой напряженности. По достижении старшего школьного возраста многие подростки афро-американского происхождения предпочитают скорее умереть, чем прислушиваться к наставлениям и рекомендациям относительно опасностей употребления наркотиков и безопасного секса.

Поколение современных подростков, отвергающих так называемые традиционные ценности и ориентированных на определенные, довольно агрессивные молодежные культуры, по мнению ученых, отказывается воспринимать идеи здоровья и здоровой жизни. Чернокожие американцы и представители других рас умирают все чаще в результате пренебрежительного отношения к принципам здорового образа жизни. СПИД, употребление наркотиков, связанные с этим заболевания и высокая детская смертность наиболее характерны именно для чернокожих и других ²цветных² этнических сообществ.

Работники в области санитарного просвещения, которые разрабатывают специфические программы для групп населения "повышенного риска," сталкиваются с исключительно трудностями в их внедрении. К сожалению, многие из тех, кто ведет подобную работу, считают, что информация, нацеленная на человека белого цвета кожи, принадлежащего к среднему классу, подходит в целом и для всех остальных. В то же время, хотя лицами афро-американского и латинского происхождения представлено всего 19 процентов американского населения, около 45 процентов всех случаев СПИДа приходится именно на эту категорию населения. Итак, если обычные методы работы оказываются малоэффективными, что же может принести успех?

Движение людей с цветной кожей против СПИДА является пилотным проектом, в рамках которого испробована новая методика по охвату "труднодосягаемых" слоев населения информацией санитарно-медицинского характера. Проект продемонстрировал, что успех достижим при соблюдении следующих принципов:

1. Необходимость оказывать влияние на общественные ценности и нормы для того, чтобы способствовать изменениям в поведении и образе жизни отдельно взятого человека. "Для того, чтобы определить и формулировать ценности нормы, существующие в том или ином этническом сообществе, надо начать сотрудничать в рамках проекта с представителями этих групп," - поясняет м-р Филвуд, директор ДЛЦКПС. Другим способом может быть проведение социологического исследования с целью выявления имеющихся у определенных групп людей знаний, представлений и убеждений относительно здоровья.

2. Широкое использование в качестве работников санитарного просвещения выходцев (преимущественно сверстников) из основной массы "проблемных" представителей этнических сообществ с целью пропаганды ценностей здоровья и здорового образа жизни в родной им среде. Молодые люди с цветной кожей могут получить информацию о СПИДе и других болезнях через таких же, как и они, подростков. Так, темнокожие женщины и женщины, принадлежащие к латиноамериканской этнической группе, посещают места, где часто собирается местное население, преимущественно одинакового с ними цвета кожи, и информируют женщин и подростков о проблемах СПИДа и детской смертности. Молодые люди в ²черных² и латинских кварталах, сотрудничащие с организаторами проекта, становятся главной опорой, своеобразным "хребтом" движения.

3. Сотрудничество и обмен информацией с другими местными группами с целью использования уже существующих контактов и точек соприкосновения. Движение людей с цветной кожей против СПИДА ведет работу в сотрудничестве с рядом общественных и частных организаций, что способствует более широкому и качественному охвату тех групп нкаселения, на которые нацелена его деятельность. Первоначально активисты движения распространяли информацию и справочные материалы во время традиционных праздников и фестивалей с участием представителей темнокожего, азиатского и латиноамериканского населения. Далее появилась возможность проводить медико-санитарную работу, направленную на профилактику СПИДа, опираясь на местные организации, на устраиваемых специально по этому поводу конференциях и форумах.

4. Решить проблему с оплатой за предоставляемые информационые и другие услуги. Если ваша работа не может быть бесплатной для ваших клиентов, необходимо заранее определить величину затрат ее участников с учетом их реальных возможностей.

5. Сделайте вашу информацию доступной. В рамках ДЛЦКПС производится выпуск печатных материалов на языках оригинала (вместо перевода с английского); при этом учитывается уровень среднестатистической грамотности данной группы населения и особенности речи. Вся информация предоставляется непосредствено в распоряжение той группы,для которой эти сведения предназначались активистами движения, что снимает необходимость информационного поиска.

6.Тратя свое время и финансовые ресурсы, страйтесь искать нестандартные подходы и методы. Вместо того, чтобы организовывать традиционную ярмарку здоровья, ДЛЦКПС недавно инициировала мероприятие под общим названием "Здоровье в негритянском квартале," развернув в местах проживания темнокожего населения в Сиетле передвижную выставку. Стенды и экспонаты о здоровье при этом играли почти второстепенную роль. Зато собрало много зрителей кукольное представление для детей и их родителей, в ходе которого затрагивались такие частные вопросы, как выбор шприцов, а также более общие проблемы, связанные с необходимостью особого ухода за людьми, больными СПИДом, и теплого отношения к ним. Для подростков было устроен конкурс исполнителей в стиле рэп, причем содержание звучавших песен составляли призывы внимательнее относится к своему здоровью и сознательно принимать меры по профилактике заболеваний. Кроме всего прочего, были предусмотрены соревнование плакатов, бесплатная раздача здоровых продуктов, выступление клоунов и музыкальные номера.

Узнавая о программах, подобных ДЛЦКПС, вы сможете расширить свои горизонты, что поможет вам разрабатывать и применять нетрадиционные подходы в работе с "недосягаемыми" группами населения.

Что мы можем почерпнуть из описанных выше моделей?

Обратите внимание на суммарную таблицу рекомендаций (приводится ниже) по усовершенствованию программ в области санитарного просвещения. Вот одно важное замечание: "Быть может, нереалистично предполагать, что обычные, рядовые члены церкви могут иметь побудительные мотивы и/или способности, достаточно сильные для того, чтобы взять на себя инициативу по проведению программы здоровья широкого охвата. Такая работа требует соответствующих знаний и компетенции в планировании и подготовке наличия навыков руководства, и, что наиболее существенно, времени. Без учета такого рода факторов даже применение самых эффективных моделей не даст желаемых результатов" (Goodman, Steckler, Hoover and Schwarts, American journal of Health Promotion, January - February 1993, pp. 208-217 (Гудман, Стеклер, Хувер и Шварц, Американский журнал пропаганды здоровья, январь-февраль 1993, сс. 208-217)).

План действий адвентистской церкви по охвату населения

У Елены Уайт было видение относительно работы в области санитарного просвещения как главной стратегии помощи и служения ближнему. "Как мы должны открывать людям Христа? Я не знаю способа сделать это лучше, нежели с помощью медицинской миссионерской деятельности, соединенной со служением слова" (²Medical Ministry² (Медицинское служение), с. 319). "Многие предрассудки, мешающие вести третьего ангела достичь людских сердец, могут быть устранены, если больше внимания будет уделяться реформе здоровья. Когда люди начнут интересоваться данным вопросом, откроются возможности для того, чтобы преподать им и другие важные истины. Если они увидят, что наше учение о здоровье разумно и благоприятно для них, они будут более подготовлены принять и различные доктринальные положения" (²Counsels of Diet and Foods² (Советы о пище и питании), с. 76).

Это видение сохранило свою важность и актуальность для адвентистов седьмого дня и сегодня. Северо-американский дивизион церкви АСД разработал стратегический план медико-санитарной помощи населению, для выполнения которого мобилизовано большое количество адвентистских врачей и работников в области санитарного просвещения, а также добровольцев из числа рядовых членов церкви, желающих содействовать данному служению. В городских и сельских районах была организована Адвентистская сеть здоровья (АСЗ).

КАДР-ВСТАВКА для стр. 37 оригинала

Суммарные рекомендации по усовершенствованию программ в области санитарного просвещения

Этап

Рекомендации

1. Оценка местных потребностей

1. Рассмотрите возможность проведения перед началом работы социологического исследования по оценке и определению нужд и потребностей местного населения

2. Анализ данных, собранных в результате оценки нужд местного населения.

2. Не следует целиком и полностью полагаться на данные различных исследований и отчетов относительно представленности различных факторов риска (для здоровья населения).

3. Выделение приоритетов на основании собранных данных.

3. Как можно быстрее проведите анализ данных, чтобы перейти к фазе планирования.

4. Достижение соглашения относительно приоритетных направлений деятельности.

4. При определении приоритеных направлений работы используйте гибкий подход.

5. Выработка плана действий.

5. Техническая помощь должна быть доступной на всем протяжении программы.

6. Осуществление намеченных проектов.

6. Старайтесь концентрировать внимание на решении одной задачи единовременно. (Не пытайтесь взавалить на себе решение всех задач сразу).

7. Последующие действия.

7. Спонсируйте деятельность по крайней мере одного координатора и оплачивайте достаточное количество офисного пространства. Налаживайте тесное сотрудничество с местными руководителями.

8. Учреждение и структурное оформление программы.

8. Прежде чем начать структурное формирование программы, ознакомьтесь с существующими критериями программ ППСРН и ППХЗ.

   

АСЗ основывается на самых передовых современных идеях по пропаганде здоровья, а также на богатом опыте адвентистской церкви в этой области.

Размах адвентистской санитарно-просветительной работы

В адвентистских кругах досточно часто говорится о работе в области здоровья. Этими словами обозначается не только оказание медицинской помощи, но и уход за больными, стоматологическая помощь, диетология, различные парамедицинские методы, а также санитарное просвещение. Все это можно разделить на несколько категорий:

Подготовка медицинских специалистов различного профиля.

Создание центров санитарного просвещения и профилактической медицины, центров по модификации образа жизни и т. п.

Клиническая медицина и стоматология.

Медицинский евангелизм.

Создание медицинских учреждений и центров санаторного типа по уходу за различными категориями больных и нуждающихся.

Производство здоровой пищи и создание магазинов и ресторанов здорового питания.

Разработка программ по профилактике наркомании.

Работа в лечебных заведениях для людей с психическими отклонениями.

Адвентисты седьмого дня считают, что естественной составляющей частью христианской жизни и веры должно быть сострадание к физическим и духовным нуждам ближнего. Эта концепция одозначно декларируется в девизе Школы медицины Университета Лома Линда, который гласит "Воссоздать целостность в человеке". Именно этот высокий мотив побуждает христиан такое большое внимание уделять практическому служению, в том числе и в медико-санитарной области.

За пределами Северной Америки реализуются различные модели адвентистского медицинского служения, определяемые спецификой местных условий и наличием ресурсов. В странах с развитой экономикой создаются и активно функционируют хорошо оснащенные медицинские учреждения, которые полностью соответствуют высоким местным стандартам. В небольших городах и сельских районах развивающихся стран в основном распространены более мелкие клиники или санаторные центры (за исключением тех мест, где крупные центры используются в качестве образовательных баз).

В тех странах мира, где христианская религия практически не представлена, медицинская миссионерская работа может быть единственным видом христианской деятельности, официально разрешенным властями. Открытие больниц, клиник, родильных домов и даже обычных диспансеров приветствуется в тех местах, где любая другая христианская практика находится вне закона. В некоторых случаях медицинская миссионерская работа объеденена с работой Адвентистского агенства помощи и развития (АДРА).

Любое служение больным и страждущим в духе Христа является понятным и приемлемым видом общения. Именно по этой причине, во многих случаях медицинская работа позволяет в "недоступных" странах открыть путь евангелию. Все чаще и чаще усилия в области медицинского служения и санитарно-просветительной работы достойно оцениваются и радушно воспринимаются государствеными структурами там, где с местными врачами могут соревноваться лишь представители классической лечебной медицины. В адвентистском движении всегда приветствуется интерес рядовых членов церкви к изучению принципов здоровой и полноценной жизни и активное участие в пропаганде этих принципов среди местного населения.

Профилактика заболеваний: новая философия санитарного просвещения

Этот рекламный плакат привлекал к себе внимание многих: "Если ты совершенно здоров, обратись к врачу." Многие из нас выросли с убеждением, что следует подождать, когда что-нибудь заболит, и тогда прибегать к помощи медиков. Но сами врачи в конце концов утвердились во мнении, что регулярные визиты к ним, когда человек еще ничем не болен, позволяют сохранить здоровье и увеличить шансы на предотвращение серьезных проблем в будущем.

Концепция профилактики заболеваний начинает играть все более существенную роль. Д-р Дин Орниш, в послужном списке которого имеют место весьма успешные результаты в области предотвращения и лечения сердечно-сосудистых заболеваний естественными методами, чья фотография появлялась на облжке известного журнала "Ю.С. Ньюз энд Уорлд Репор", говорит: "Гораздо легче предотвратить заболевание, чем обратить его вспять... Простые изменения могут увеличить радость жизни. Не обязательно быть больным, чтобы заметить улучшение здоровья и самочувствия после перехода на сбалансированную диету и изменение других, не менее важных, компонентов образа жизни. Люди избавляются от лишнего веса - и чувствуют себя легче, счастливее, свободнее, начинают получать большее удовлетворение от жизни в целом. Простые изменения могут дать большой позитивный эффект. Все это к тому же означает, что вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний реально сокращается во много раз".

В 1960 году Джонни Смокер был на сто процентов уверен, что для него настало время отказаться от курения. Он знал, что получает удовольствие от своей привычки к табаку, но его также не переставали мучить сомнения, что он уже не столь активен и энергичен, как раньше. Когда однажды он увидел на церкви христиан адвентистов седьмого дня пригласительную афишу, которая рекламировала пятидневный курс отказа от курения, он решил сходить. В тот день, когда он пришел, был запланирован показа видеофильма "Один из 20 000," достаточно тяжелой ленты о хирургической операции у человека, страдавшего раком легких. Смокер также узнал много ужасающих фактов относительно табакокурения и стал все больше осознавать, какой громадный вред наносит эта привычка человку.

Начиная с 1964 года, когда Министерством здравоохранения США был опубликован доклад, в котором официально утверждалась взаимосвязь между курением и раком легких, появилась обильная информация относительно вреда курения, расчитанная на массового потребителя. Американское онкологическое общество и Американская ассоциация легочных болезней, различные программы по модификации образа жизни, а также частные организации вышли на арену непримиримой борьбы с табакокурением.

С 1966 года показатили табакокурения среди взрослого населения США снизились с 42,4 до 25,5 процентов и продолжают падать. В большинстве своем лишь те, у кого развилась сильное пристрастие к курению продолжают потворствовать своей привычке. Журнал "Нью Йорк Таймс" за октябрь 1992 года утверждает, что социальная прослойка людей, продолжающих курить, на сегодняшней день представлена преимущественно "выпускниками колледжей, принадлежащими к среднему классу".

Наш подход к проведению программы помощи бросающим курить сегодня основывается не на декларировании ужасной и пугающей статистики относительно табакокурения; в настоящее время уже нет необходимости приводить и половину той информации, которая была нужна в 60-е годы. Наша программа ²Дышите свободно² прежде всего ориентирована на поддержку и обретение ими положительных стимулов. Санитарное просвещение, побуждающее людей производить полезные изменения в своем образе жизни, не должно базироваться на негативной информации. Нам скорее следует воспользоваться методом не кнута, а "пряника", когда мы предлагаем людям здоровую и полноценную жизнь. Сухие факты, горы статистики и тактика запугивания сегодня потеряли свою актуальность.

В недавнем выпуске издания "Вегетэриан Таймс" утверждается, что 12,4 миллиона людей в Соединенных Штатах являются вегетарианцами. Наступило прекрасное и плодотворное время для работы в области санитарного просвещения! Елена Уайт учит, что каждая церковь должна огранизовывать занятия по кулинарному мастерству и приготовлению здоровой пищи. В сегодняшнем обществе, где люди все чаще задумываются о том, как предотвратить наступление болезней, сотни желающих будут рады посетить подобные программы. Двадцать лет назад на вегетарианцев смотрели как на чудаков. Их рацион питания воспринимался как пища для кроликов. Но не так обстоит дело сегодня.

Не следует, однако, "терять голову" от представленных в этой главе объемных программ в области санитарного просвещения. Далеко не каждая церковь владеет досточным количеством средств для организации широкомасштабного проекта, но в то же время каждая община может внести свой посильный вклад в эту работу. Каждый член церкви может сделать что-то на ниве пропаганды здровья и здорового образа жизни. Мы надеемся, что история Ирл и Дотти Эллен вдохновит вас. Перед смертью Дотти семья Эллен владела передвижным домом и путешествовала от церкви к церкви, проводя занятия по кулинарному мастерству. Их программа называлась "Пища, которая исцеляет". Вот истрия, которую поведала сама Дотти в личной переписке:

Мы видели, как Бог открывал двери для нас, чтобы мы могли нести весть здоровья, устраивая семинары по различным вопросам здоровья и проводя кулинарные занятия.

Однажды, в прошлом сентябре, зазвонил наш телефон и я побежала отвечать. Энергичный голос на том конце провода сказал: "Дотти, это Гэй," но я не была уверена, что знаю свою собеседницу. Она говорила бодро и ее голос был полон энтузиазма.

Она рассказала, что видела меня и Ирла, когда мы выступали по христианскому каналу 3 АВ (Трехангельская весть) и демонстрировали образцы здоровой пищи. Гей добавила: "Я стараюсь следовать тому образу жизни, который вы проповедуете и вижу, что именно таков естественный путь, предлагаемый Богом. Причина, по которой я звоню, связана с тем, что, насколько мне известно, вы с Ирлом собираетесь приехать в штат Арканзас и провести там несколько лекций. Я бы очень хотела послушать вас, но не имею на это возможности. Но, может быть, по пути в Фаетвилль вы смогли бы остановиться в местечке Норт Литл Рок, где мы живем, и провести семинар о здоровье для нас и наших друзей".

Я объяснила ей, что наше расписание чрезвычайно загружено и не дает возможности отклоняться от намеченных визитов и встреч. Она была разочарована: "В нашей католической церкви еще никогда не проводился семинар на тему о здоровье".

Когда я повесила трубку и стала говорить Ирлу, как неудобно я себя чувствую после этого отказа, телефон зозвонил вновь. На этот раз звонили из Южной Каролины, чтобы предупредить о переносе намеченной там встречи в связи с другим, не менее важным мероприятием.

По воле провидения это был именно тот уикенд, который предшествовал нашей поездке в Фаетвилль. Обрадованная, я позвонила Гей и, сообщив об изменениях, договорилась о встрече.

Итак, мы оказались в гостях у супругов - прихожан католической церкви, пригласивших нас провести семинар. Они оплатили все расходы по аренде зала, который, кстати представлял собой один из местных молитвенных домов адвентистской церкви. На встречу пришло около шестидесяти человек.

Это было очень волнующе! Вся семья Гэй с тех пор питается простой растительной пищей и славит Бога таким естественным способом.

Старшая дочь этой четы должна была принять чин присоединения к своей католической общине. Накануне у них была небольшая вечеринка с пиццей и кока-колой. Девушке также предложили разделить трапезу вместе со всеми, но она отказалась. "Разве твоя мать запрещает тебе есть это?"- спросил ее кто-то. "Нет, моя мать, конечно, разрешает, но я знаю, что мое тело есть храм Божий и я не думаю, чтобы ему было угодно, чтобы я помещала нечто подобное в него."

Когда мы однажды приехали в Северную Каролину, на наших занятиях к нам подошла женщина и спросила: "Вы меня помните?" И надо сказать, что наш ответ был отрицательным. Но тем не менее она нас помнила хорошо. Она сказала: "Мое первое знакомство с адвентистами состоялось в их церкви, где мы устраивали семинар по здоровому питанию. Через некоторое время там же проходили евангельские вечера. Я пришла для того, чтобы больше узнать об учении адвентистов. Сейчас я являюсь членом этой церкви и искренне рада этому".

Осенью того же года у нас была поездка в одну из церквей Северной Каролины, расположенную недалеко от городка Хендерсонвилль.

Тогда наши программы посещал молодой человек по имени Дэйвид. Он страдал ожирением, диабетом, гиперхолестеринемией и имел ряд других проблем со здоровьем. Все наши занятия он прослушал внимательно, не проявляя, однако, какой-либо активности во время практической части семинаров.

В субботу мы пригласили всех участников встреч на общий обед. Дэйвид также пришел.

Наша программа завершилась, и церковь пригласила нас посетить их город еще раз через месяц и устроить еще одно закрепляющее занятие. для того, чтобы люди могли с энтузиазмом продолжать осуществлять начатые изменения. Мы приехали вновь, выступили с 40-минутной лекций и вновь устроили общий обед.

После того, как мы уехали, Дэйвид, находясь под впечатлением от встреч и общения с нами, обратился в местную газету. В своем письме, написанном на имя редактора, он задавался вопросом, почему так много людей тратит деньги на посещение разных малоэффективных программ по похуданию, когда в адвентистской цекви и совершенно бесплатно он смог узнать больше, чем какой-либо врач или экстрасенс могли рассказать ему. Теперь он смог держать свой вес и свой диабет под контролем. Уровень холестерина у него понизился на 48 единиц, в то время, как его лечащий врач до этого ничем не мог ему помочь. Дэйвид был обрадован и находился в приподнятом настроении.

Он также упоминал в своем письме, что мы придерживаемся принципов христианской церкови адвентистов седьмого дня, почерпнутых из Библии и трудов Елены Уайт. Он объяснял, что на людей не оказывалось какого-либо давления. Мы проповедывали им самое лучшее и оставляли за каждым право личного выбора. Сейчас Дэйвид готовится к крещению.

Прекрасная возможность

В Соединенных Штатах насчитывается в общей сложности 6 649 больниц. Они никогда не будут в силах вылечить все болезни, которые сегодня наводнили страну. Но в Северной Америке есть также около 5 000 адвентистских церквей. Не правда ли, было бы замечательно каждую из этих церквей превратить в местный центр по профилактике заболеваний? Что, если у нас возникла бы сеть людей, вышедших на пенсию, живущих в передвижных домах (так же, как семья Эллен) и занимающихся пропагандой здоровья и здорового образа жизни? Как прекрасно быть вовлеченным в работу по санитарному просвещению и медицинскому евангелизму!