Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Душа может умереть PDF Печать Email
 

Бог сказал через пророка: "Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет" (Иезекииля 18:4). Этот текст определенно и решительно утверждает, что душа не бессмертна по природе, она может пережить смерть. Поскольку слово "бессмертный" означает "не подверженный смерти", и речи не могло бы идти о смерти для души, обладающей бессмертием в себе самой. По меньшей мере еще десять других текстов в точности подтверждают то же самое утверждение: душа не обладает естественным бессмертием.

Наш великий учитель Иисус объявил, что душа может умереть: "И не бойтесь убивающих тело... а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матфея 10:28). Этим ясным утверждением Христос устраняет все сомнения по этому вопросу. Душа может умереть и умрет в адском пламени. Поэтому, она не может быть по природе бессмертной.

Этот факт шокирует множество людей. Традиционный взгляд полностью противоположен ему. Осознание того, что ни в одном из 1700 случаев упоминания в Библии слов "душа" или "дух" на них не ссылаются как на бессмертные или неумирающие, действительно, способно вывести из равновесия.

Откуда же, тогда, пришло это представление? Большинство из нас услышало о "неумирающей душе" еще во времена нашего раннего детства. Несомненно одно: это учение пришло не из Библии. Истина состоит в том, что оно пришло прямо из языческих представлений и мифологии. Древнекитайский культ поклонения предкам имел в своей основе представление о том, что душа не умирает. Иероглифы египетских пирамид открывают, что учение о бессмертной душе служило фундаментом для поклонения египтян богу солнца. В Индии, где я прожил много лет, индусы свято верят в реинкарнацию и переселение душ. Мрачные шаманские церемонии Африки также построены на представлениях о неумирающей душе.

В Библии, священной книге христиан, нет ни одного текста, который поддерживал бы это представление; в то же время, Слово Божье сообщает нам, откуда исходит это учение, и кто прочитал первую проповедь, его содержащую. Читаем книгу Бытие (Начал), 3 главу, стихи с 1 по 4: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете".

Пожалуйста, обратите внимание на то, что нашелся некто, кто не согласился с Богом: Творец всего сущего объявил, что грех принесет смерть, но сатана утверждал противоположное: "Нет, не умрете". Это была первая, самая первоначальная ложь из всей, когда-либо прозвучавшей, и тот, кто это произнес, с тех пор и до наших дней старается утвердить такое представление. Та первоначальная проповедь о естественном бессмертии повторялась множество раз, и очень часто это делали проповедники и богословы, которым следовало бы знать предмет лучше. Несколько лет назад журнал "Ридерз Дайджест" поместил статью, озаглавленную "Смерти не существует", написанную одним из самых популярных протестантских богословов Америки. Великий проповедник утверждает в точности то же, что говорил Еве великий искуситель: "В действительности, вы не умираете совсем. Это может выглядеть как смерть, но, на самом деле, вы продолжаете жить и после этого знаете больше, чем знали до этого".

Тут же мы сталкиваемся со словом "возвратится". Оказывается, что после смерти все возвращается туда, откуда оно первоначально пришло. Прах возвращается в землю, откуда он был взят, а дух возвращается к Богу, Который дал его. Смерть прямо противоположна сотворению.

Нам легко представить процесс естественного распада и разложения. Мы ясно осознаем, что естественные составляющие нашего тела - те же, что и элементы, из которых состоит сама земля. Будучи похороненным, тело постепенно возвращается к тем химическим соединениям земли, из которых Создатель образовал его при творении. Но что мы можем сказать о духе, который возвращается к Богу? Это то, что нелегко поддается пониманию. Нет ни одного человека на земле, который мог бы объяснить это с помощью человеческой мудрости. Однако Библия проливает свет и на этот важнейший вопрос. Апостол Иаков пишет: "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иакова 2:26). Сноска на полях говорит: "Или дыхания". Это очень важный момент. В оригинале стоит исходное греческое слово "пневма", означающее "дыхание" или "воздух". От греческого "пневма" происходит, к примеру, слово "пневмония", поскольку это болезнь легких, органов дыхания. Мы имеем пневматические насосы, поскольку рабочим веществом в них служит воздух. Но то же самое греческое слово "пневма" имеет и другое значение. Оно может означать "дух". Например, "Святой Дух" по-гречески звучит как "Хатиос Пневматос" - "Святое дыхание" или "Святой Дух".

Это приводит нас к очень интересному заключению. Слова "дыхание" и "дух" часто используются в Библии как взаимозаменяемые. Иов говорит: "Доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иова 27:3). Не требуется большой проницательности, чтобы увидеть, что Иов описывает одно и то же двумя разными словами: "дыхание" и "дух". В ноздрях у человека только дыхание. Фактически, именно его Бог вдохнул в ноздри человека при сотворении: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Бытие 2:7).

Теперь картина начинает проясняться. Когда Соломон описывает дух, возвращающийся к Богу, он должен иметь в виду дыхание потому, что именно дыхание Бог дал человеку при сотворении и, следовательно, только оно может теперь "возвратиться" к Тому, Кто его дал. Параллельное место - Бытие 7:22 - говорит о дыхании жизни как о "дыхании духа жизни".

Псалмопевец описывает смерть следующими словами: "Отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются" (Псалом 103:29,30). Соломон сказал, что дух возвращается. Здесь Бог посылает дух для созидания. Книга Бытие говорит, что Бог дал дыхание, созидая жизнь. Все это обретает смысл только тогда, когда мы понимаем, что два слова используются в Библии как взаимозаменяемые, обозначая одно и тоже. В другом псалме записано: "Он [Бог] помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит" (Псалом 77:39). Исайя пишет: "Господь Бог..., распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней" (Исайи 42:5).

Пожалуйста, отметьте себе, что этот "дух жизни" - не обязательно то же самое, что и Дух Святой, так же, как и "дыхание жизни" - это не тот воздух, которым мы обычно дышим. Это дыхание жизни есть особая, дающая жизнь сила Божья, превращающая безжизненное тело в живой организм. Давайте еще раз перечтем Бытие 2:7 и при этом постараемся мысленно представить акт сотворения: "И создал Господь Бог человека из праха земного". Здесь у нас затруднений не возникает. Мы можем представить себе неподвижное тело, образованное с печатью совершенства и состоящее из всех элементов, необходимых для жизни. Но жизни в нем нет. В нем не бьется сердце. В нем есть кровь, но она не движется. В нем есть мозг, но нет мыслей.

И вот Бог добавляет к созданному Им телу еще нечто: "И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Бытие 2:7). Не упустите значение этих слов - их часто неправильно истолковывают. Бог не вкладывал в тело душу. Он добавил только одно: дыхание, или дух. И затем, в результате объединения тела и дыхания, человек СТАЛ "душею живою".

Миллионы приняли ложную традиционную точку зрения, представляющую, что Бог для сотворения человека вложил в него душу. Эта точка зрения целиком основана на широко распространенном ошибочном учении всех нехристианских религий. Нигде в Библии, исключая случаи поэтического или аллегорического использования этого слова, душа не входит и не выходит из тела; точно так же, как нигде она не существует независимо, то есть, вне его. Поскольку греческое слово "псюхе", означающее "жизнь", в английском переводе короля Иакова иногда переведено как "душа" [а также и в русском синодальном переводе - прим. перев.], некоторые приходят к неверным выводам, но только по той причине, что они неправильно понимают, какое значение вкладывают в это слово авторы Библии. Миллионы оказались наученными тому, что душа обладает естественным бессмертием, и всякий раз, когда они читают или слышат это слово, у них тут же возникают совершенно ошибочные, совершенно небиблейские ассоциации. В Библии нет ни одного места, где бы говорилось о бессмертной или неумирающей душе.

Истина же состоит в том, что душа есть сознательная жизнь, возникшая в результате того, что Бог соединил дыхание, или дух, с телом. Простая иллюстрация поможет нам яснее увидеть эту истину. Давайте сравним тело человека с электрической лампочкой. Электрический ток, проходящий через лампочку, можно сравнить с дыханием жизни, которое Бог вкладывает в тело. Тогда свет от горящей лампочки будет представлять живую душу, которой стал человек после соединения тела и дыхания. Когда мы смотрим на сияющий свет, мы видим предстающее в совершенстве законченное творение. Теперь повернем выключатель и выключим свет. Что произошло? Электрический ток покинул лампочку точно так же, как дыхание покидает тело в момент смерти. А где теперь свет? Ушел ли он из лампы в патрон? Нет, он просто перестал существовать, когда лампочка оказалась лишенной тока. Теперь давайте зададим вопрос: Куда девается душа, когда тело и дыхание разделяется? Она перестает существовать, и ее нет до тех пор, пока Бог не восстановит в теле дыхание жизни в момент воскресения.

Теперь это уже не должно звучать странно для нас, поскольку мы установили, что все "возвращается" в момент смерти туда, где оно были до рождения. До сотворения человек не пребывал в каком-то бесплотном состоянии. Личности человека, сознания, эмоций просто не существовало до тех пор, пока Бог не объединил тело с дыханием жизни. Именно в этот момент "стал человек душею живою". Если душа появилась в результате этого соединения, то когда душа перестает существовать? Ясно, что в результате разрыва этого соединения.

Допустим, что перед нами находятся две вещи: доски и гвозди. Мы берем молоток и начинаем забивать гвозди в доски, делая ящик. Теперь у нас уже три вещи вместо двух: доски, гвозди и ящик. Допустим, что теперь мы аккуратно вытаскиваем гвозди и кладем их рядом с досками. Перед нами вновь только две вещи: доски и гвозди. Что случилось с ящиком? Ящика не стало, поскольку он существует только тогда, когда две первые вещи соединены вместе.

Подобным же образом, у Бога вначале было две вещи: тело и дух. Когда он соединил их воедино, душа "стала" - она возникла, начала существовать. В момент смерти, говорит нам Екклесиаст, дух возвращается к Богу, а тело возвращается во прах. И нигде в Библии мы не находим, чтобы какая-либо душа пережила тело, то есть продолжала существовать вне тела. Душа, или жизнь, не существует, если сила Божья не присутствует в теле. Во время смерти эта сила удаляется; она возвращается к Богу; и состояние умершего оказывается в точности тем же, какое было до того, как дыхание жизни соединилось с телом. Это означает: нет жизни, нет сознания, нет личности.

В Библии даже о животных говорится как о живых душах, поскольку они обладают той же животворящей силой Божьей. (Откровение 16:3). Мудрый Соломон написал: "Потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех; ...Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах" (Екклесиаста 3:19,20). Это, конечно, не означает, что человек и животные будут иметь одну и ту же окончательную участь. Для нравственных существ, созданных Богом, будет воскресение, но жизнь, как человека, так и животных, исходит только от Бога. И в Библии эта жизнь часто именуется душой.