Глава 3 КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ Печать
 

В этой заключительной главе мы рассмотрим другой аспект библейских свидетельств по этой теме, который многие считают наиболее убедительным из всех. Он дает ответ на возражения тех немногих, кто еще не убедился, что украшения неугодны Богу. В самой яркой форме он разбивает последний бастион обороны даже свадебного кольца.

Перед тем, как мы перейдем к красноречивому рассуждению Павла по теме, давайте установим факт, хорошо известный всем тем, кто посвятил свою жизнь делу приобретения душ. Те, кто, став членом церкви, упорствует в ношении украшений, берут на себя ответственность за положение камня преткновения на пути стремящихся ко спасению душ. Почти каждый пастор или евангелист мог бы сокрушить наше сердце историями о людях, которые поворачивали назад почти у самых вод крещения из-за непоследовательности, проявляемой церковью в лице нескольких ее членов. Узнав полноту библейской истины о христианских нормах, кандидаты ко крещению испытывают шок при виде членов церкви, а иногда и ее служителей, носящих кольца или украшения. Многие отходят в разочаровании, вовсе отказываясь присоединиться к церкви.

Кто-то обязательно скажет: "Ну что же, надо поменьше смотреть на других. Они должны принять истину, потому, что это истина." Это верно и справедливо, но помните, что мы имеем дело с душами, которые ищут пути для обхода непопулярной вести Библии. И наша обязанность - закрыть все обходные пути, терпеливо отвечая на каждое возражение с тем, чтобы они, в конце концов, смирились в полном послушании. Факт состоит в том, что у этих людей есть полное право ожидать, что церковь будет исполнять то, что проповедует. Несколько непоследовательных членов могут свести на нет результаты молитвенного исследования Библии и подготовки кандидатов пастором в течение нескольких месяцев. Несправедливо, когда кто-то становится камнем преткновения для другого.

Павел записал наиболее серьезное предостережение тем, кто способен разочаровать в христианском возрастании даже и одну единственную душу: "Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну." (Римлянам 14:13). Иисус высказался на ту же тему, с той лишь разницей, что Он описал всю отвратительность соблазнения ребенка. Быть может. Его слова приобретут для нас большее значение, когда мы прочитаем их, представляя в уме учителей детской субботней школы: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". (Матфея 18:6). Действительно, серьезные слова! Но не более серьезные, чем преступление, которое они описывают - подталкивание на неверный путь маленьких детей, смотрящих на учителей как на образец. Как часто девочки ставили под сомнение библейские нормы о кольцах, увидев кольцо на пальце любимой учительницы!

В одной церкви маленькая девочка буквально обожествляла свою учительницу, занимавшуюся с дошкольной группой. Эта учительница носила обручальное кольцо. Во время богослужения ребенку часто позволялось сидеть рядом с учительницей и ее мужем. Детей у этой пары не было, и они были очень рады, когда отличавшаяся хорошим поведением маленькая девочка сидела с ними. Обычно она занимала себя исследованием содержимого сумочки своей учительницы, однако, будучи по природе нежной и любящей, она большую часть времени просто прижималась к руке учительницы. Однажды в субботу, во время проповеди, женщина посмотрела на девочку и заметила, что она сняла обручальное кольцо и одела на свой маленький пальчик. Немного смутившись, она забрала кольцо и возвратила его себе на палец.

К своему величайшему огорчению, она стала замечать, что неделя за неделей малышка становилась все больше и больше поглощенной кольцом. Она вертела кольцо на пальце, нежно прикасалась к нему, и часто пыталась незаметно снять его, чтобы водрузить на свои маленькие пальчики. Взрослую женщину все больше и больше беспокоила растущая увлеченность девочки этим золотым кружочком. Поскольку она знала библейское учение об украшениях, ее совесть не была спокойна с того времени, как она начала носить кольцо. И теперь уже богослужение не приносило ей удовольствия, так как она все время старалась отвлечь внимание девочки от этого предмета украшения.

Наконец, наступил момент, когда она больше уже не могла этого выносить. Будучи глубоко убежденной, что она кладет на пути девочки камень преткновения, она сняла смущающее кольцо раз и навсегда. Позднее, она рассказала об этом своему пастору, описав то чувство вины, которое мучило ее из-за того, что она искушала невинного ребенка.

"Но я не считаю, что кольца - это плохо. Зачем мне лицемерить, снимая кольцо только для того, чтобы произвести на кого-то впечатление?" С ошеломляющей силой Павел отвечает на этот вопрос в 8 главе своего послания к Коринфянам. Эта глава полностью посвящена проблеме пищи, принесенной в жертву идолам. В ранней церкви по этому вопросу существовали серьезные разногласия. Христиане, обращенные из язычества, считали, что такое мясо есть нельзя. Они помнили, как приносили пищу в жертву идолам. И, хотя теперь они были христианами, они все равно считали, что, съев такое мясо, человек свидетельствовал о своей верности идолу. Те же христиане, кто пришел в церковь из иудаизма, считали, что такую пищу можно спокойно есть. Поскольку это мясо не было "нечистым", и поскольку оно продавалось вместе с другим мясом на рынке, христиане-иудеи покупали его без всяких угрызений совести.

Разногласия между этими двумя группами настолько усугубились, что в послании Павлу пришлось уделить этому вопросу довольно много места. Обратите внимание на заключение, к которому он приходит: "Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого... Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется... Берегитесь однако же чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа". (Стихи 4-12).

Эти потрясающие стихи, имеющие духовную направленность на любовь к другим, еще в большей степени касаются тех, кто свободно позволяет себе носить кольца в церкви. Это относится к ним в большей мере, потому что украшения осуждаются Богом, в то время как употребление мяса, принесенного в жертву идолам, не осуждается. И все же Павел говорит, что есть такую пищу - грех, потому что это становится камнем преткновения, или преградой; для другого. Так как ношение колец подобным же образом было камнем преткновения для других христиан, мы не можем не прийти к заключению, что такой поступок также есть "грех против Христа".

Это снова приводит нас к центральной теме этой небольшой книги - любви. Смотрим ли мы на христианские нормы с точки зрения любви и угождения Богу, или же с точки зрения любви к нашему ближнему - результат будет один и тот же. Весь смысл в том, чтобы поставить себя на последнее место. Религия, основанная на такой любви, не удовлетворится лишь исполнением буквы Десяти заповедей, но будет ежедневно исследовать Слово Божье, чтобы найти указание Его воли. Как и напоминает нам Иоанн: "Соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним". (1 Иоанна 3:22).

Могу я задать Вам вопрос в отношении того, что Вы к этому моменту прочитали? Вызвало ли это у Вас какие-либо сомнения в отношении ношения украшений? Говорят ли нам свидетельства всех этих стихов, разбросанных по всей Библии, что эта традиция под вопросом? Одна чета ответила: "Но мы все-таки не уверены, что Бог не допустит нас на небо из-за ношения какого-то одного украшения". Я спросил их: "Даже если вы и не думаете, что можете погибнуть из-за этого, не вызывают ли все эти тексты у вас сомнения в том, что эта традиция находит у Бога полное одобрение?" "О, да, - сказали они, - мы не можем сказать, что этот вопрос кристально ясен". Тогда я спросил: "Как вы думаете, существует ли хотя бы десяти процентный риск того, что ношение кольца неугодно Богу?" Подумав немного, они согласились, что существует, по крайней мере, такой процент риска. После этого я задал следующий вопрос: "Стоя на пороге крещения и полного подчинения своей жизни Господу Иисусу Христу, хотите ли вы иметь десяти процентный риск сделать что-то неугодное для Господа, Который отдал за вас Свою жизнь?"

Медленно они начали снимать кольца. "Нет, - сказал муж, - мы не желаем идти даже на малейший риск не угодить Ему. Мы хотим идти за Иисусом до конца. Раз уж есть какое-то сомнение, мы разрешим его в Его пользу."

Мы не станем делать вид, что такого рода смирение дается человеку легко. Иисус сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною." (Луки 9:23). Сказать "Нет" своему "я" - вот о чем говорил Учитель. Он сказал, что каждому придется вести битву за то, с чем наше "я" не желает расстаться. Человек, приходящий к Иисусу и познающий Его волю, должен будет отвергнуть себя, то есть сказать "нет" чему-то такому, что все его существо желает сохранить. Именно это называется самоотречением. Будучи испытуемы, одни люди терпят поражение в одном, другие - в другом. Я знал таких, которые не могли отвергнуть себя, когда это касалось вопроса денег. Повиновение Богу могло бы подвергнуть риску их работу или привести к сокращению их зарплаты, и они не желали сказать "нет" своей любви к деньгам. Другие должны были оставить друзей, чтобы до конца пойти за Иисусом, но они не желали с ними расстаться. Пагубные привычки стояли на пути многих, не желающих отвергнуть себя в отвержении своего пристрастия к алкоголю, табаку или нечистой пище, как это предписано Библией. Некоторые не вынесли испытания гордостью или тщеславием. Они не захотели отвергнуть свою гордыню, проявляющую себя во внешнем облике.

Всегда вызывает волнение, когда бываешь свидетелем того, как истина отсеивает людей на евангельских кампаниях. Никто не оставляет программу до тех пор, пока мы не представим Божьи требования, предполагающие изменение уклада жизни. Если бы мы не проповедовали всей правды Божией, большинство слушателей с радостью откликнулось бы на приглашение. Борьба начинается тогда, когда истина бросает вызов потворству горячо любимым желаниям. Испытания субботой, десятиной и диетой - все они затрагивают какой-то элемент эгоистичной природы человека. Многие терпят поражение в каком-то из этих вопросов. Но удивительно то, что величайшая битва начинается, кажется, именно тогда, когда Божья воля затрагивает сферу личной гордости. Тщеславие въелось в каждого из нас, пустив глубокие корни. Себялюбие имеет тысячи лиц и проявляет себя множеством трудноуловимых способов.

Пометьте для себя, что в жизни каждого привлеченного к Иисусу человека наступает момент, когда в последней отчаянной попытке удержать его от исполнения Божьей воли дьявол использует его "я". Только те, кто любит Христа всем сердцем, душой и разумом, будут в состоянии покориться Ему на сто процентов. Самые счастливые люди в мире - это те, кто не позволит чему бы то ни было встать па пути их стремления во всем угодить Богу.

Мы уже говорили о том, что христиане, живущие для того, чтобы угодить Богу, - самые счастливые люди в мире. Иисус сказал: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна". (Иоанна 15:10,11). Поэтому неудивительно, что посвященных без остатка христиан так легко распознать. Их внутреннее существо светится такой радостью и излучает такое святое сияние, что преобразуется даже выражение их лица. Хотя они и сняли с себя светские украшения, они одеты в иное украшение - украшение Духа, безошибочно их выдающее. Некоторые женщины после снятия украшений чувствуют себя почти голыми, но очень скоро они открывают, что Бог заменяет искусственное настоящим. Давид писал: ''Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся". (Псалом 33:6).

Именно этот ''новый облик" возрожденного христианина заставлял мир удивляться. За каждую оставленную нечистую вещь дитя Божье получает духовное возмещение. Как и сказал Павел: "Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света". (Римлянам 13:12). Пожалуйста, заметьте то резкое изменение, которое может произойти, когда это касается одежды и украшений человека. В связи с этим особого внимания заслуживает символическая невеста Христа. Исайя указывает на контраст между свадебным платьем Божьего народа и светским нарядом: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою праведности одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством". (Исайя 61:10). Когда мы в браке со Христом и принимаем Его имя, нам не следует украшать себя на манер светских женихов и невест. Мы с радостью должны облечься в "ризы спасения" и в "одежду праведности". Именно это заставляет лицо светиться, придавая ему то сияющее выражение, которое столь изумляет мир.

Этот жизненно важный момент необходимо тщательно рассмотреть. Лицо может много рассказать о характере и опыте человека. Нашим наиболее сильным христианским свидетельством может быть просто свидетельство нашего сияющего лица. Один из - наиболее сильных аргументов против использования цветной косметики, когда-либо слышанных мной, был основан именно на этом факте. Франсез Паркинсон Кейес, известный католический автор, объяснила, почему ни ее лица, ни ее волос никогда не "касались" методы искусственного украшения: "Четверть века должны вложить в женское лицо нечто большее, чем просто несколько морщин да пару непрошеных складок у подбородка. За это время она хорошо узнала, что такое боль и наслаждение, радость и печаль, жизнь и смерть. Она сражалась и побеждала, падала и поднималась. Она теряла веру и находила ее. И, в результате, она теперь должна быть мудрее, мягче, терпеливее и выдержаннее, чем тогда, когда она была моложе. Ее отношение к юмору должно стать более зрелым, ее кругозор должен расшириться, ее чувства - углубиться. И все это достойно внешнего проявления. Если она попытается стереть отпечаток возраста, она рискует уничтожить этим самым отпечаток своего опыта и характера". ("Слова вдохновения", стр. 198).

Какая удивительная истина содержится в этом утверждении! Христианки могут свидетельствовать выражением своего лица. Праведность, достоинство, чистота и спокойная вера в Бога - часто эти качества ясно видны уже по одному выражению лица. Наверное, это и имел в виду Иисус, когда сказал: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". (Матфея 5:16). Духовный свет и сияние, исходящее от не украшенного лица может привлечь к религии Иисуса Христа больше внимания, чем привлекут десять проповедей или курсов по изучению Библии.

Мы потратили много времени на исследование темы об искусственных украшениях, чтобы продемонстрировать то, как любовь ведет к Библии, к выяснению того, что угодно Господу. С неменьшим успехом мы могли бы использовать для примера и другие христианские нормы. Те же самые принципы побуждают всегда искать также и то, как угодить Ему, когда дело касается танцев, кино, азартных игр, пищи или одежды. С такой же точно ясностью можно было показать, что эти высокие стандарты церкви основаны не на действиях приверженцев какой-либо идеи, но на воле Божьей, открытой в Его Слове. Да поможет нам Бог найти наивысшую радость и удовольствие в выполнении того, что благоугодно пред Ним. Недавно я беседовал с человеком, обладающим фантастически сильной верой. Ни единой тени сомнения не присутствовало в его живом описании происхождения человека и его конечной участи. То был сторонник теории эволюции, которого я встретил во время авиарейса. С невообразимой уверенностью он перекидывал мосты от одного доисторического периода времени до другого, объясняя появление современных форм животной и растительной жизни. Его подробное описание восхождения от крошечной одноклеточной монады до вида homo sapiens было столь ярким и убедительным, что можно было почти поверить в то, что он видел превращение микроскопической амебы в человека своими глазами.

Что же это за эволюционное учение, способное зажигать в своих приверженцах столь сильную веру? Как ему удается превращать величайших ученых в догматических оппонентов любой другой точки зрения? Многие ученые-эволюционисты объединили влияния своих научных авторитетов с целью запретить преподавание в учебных заведениях любого другого воззрения на проблему, происхождения жизни. Достойна ли теория эволюции такой фанатической поддержки людьми, готовыми заставить замолчать любого, кто не согласен с ней? Когда подобную позицию занимают верующие, их обвиняют в фанатизме и мракобесии, но ученым, похоже, удается избегать подобных упреков. В феврале 1977 года почти 200 представителей Национальной академии наук США разослали письма по всем департаментам просвещения штатов, настаивая, чтобы программы не допускали включения идей, альтернативных теории эволюции.

Это указывает на то, что приверженцы эволюционной теории ощущают угрозу поднимающегося восстания против ее избитых и противоречивых положений. Многие школьники и студенты ищут честные ответы на свои вопросы о происхождении и цели жизни. Впервые в истории банальное наследство эволюционной традиции вынуждено перейти в оборону. Но давайте взглянем на то, что им приходится защищать. Тогда нам станет ясно, почему сторонники теории эволюции - люди необыкновенной веры, а также и то, почему они так боятся конкуренции с другими идеями даже на школьном уровне.