Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Деян 20,29-31 PDF Печать Email

Прежде всего знайте. Петр использовал эту фразу в связи с пророчесивом (1,20); теперь он повторяет ее в контексте апостольского предостережения. Для них важно было знать, что деятельность насмешников не была неожижанностью для апостолов (Деяния 20,29-31) “Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою”.

Мы ясно видим контраст со стихов 2 по 4 между читателями, которые помнили предупреждение пророков и повеление жить освященной жизнью,  и насмешниками, которые отвергали заповедь, наслаждаясь в своей похоти и отвергая предсказания пророков, насмехаясь над надежой на пришествие.

Насмешники уже были в их среде, но апостолы заранее предостерегали об их появлении в последние дни. Перед нами замечательное описание христианской эры,  в нем сохраняется некое противостояние между тем, что уже было осуществлено во Христе и тем, что еще  было впереди. Его приход в этот мир был ключевым событием в человеческой истории. Это произошло тогда, “когда пришла полнота времени” (Галатам 4,4), “В последние дни эти” (Евр.1,2). С приходом Христа отркрылась последняя глава человеческой истории, но она не была завершена. Между двумя пришествиями простирается последнее время, время благодати, но и время противления. Предсказание о лжеучителях в последнее время, мы находим в Матф.24: 3-5,11,23-26; 2Тим.3,1; Иуды 18.

Эти люди насмехаются над учением о Пришествии и в тоже самое время живут “по своим нечестивым похотям”. Цинизм и самоугождение обычно идут рука об руку. Эти люди не просто насмехаются над задержкой второго пришествия, они смеются над самой идеей. Интеллектуальное невежество, общественное превозношение, презрение ко всему физическому и чувственному, которые сопровождали такое отношение, все это отвращало их самого понятия суда, которое связано с пришествием. Антропоцентрический гедонизм всегда насмехался над идеей вечных и неизменных нравственных норм и над будущим разделением спасенных и погибающих. Для людей живущих в мире относительных ценностей неприемлемо заявление о том, что относительное закончится  абсолютным. Для людей питающих веру в человеческое самоопределение, идея о нашей перед кем-то отчетнсти и зависимости похожа на горькую таблетку. Неудивительно что они насмехались!  В Ветхом Завете мы находим подобную ситуацию  в Исаии 28:14-22.

 

Они насмехаются над Христовым Пришествием, потому, что прошли годы и ничего не произошло; “От начала творения все остается также” (4). И потому они утверждают, что Божье обещание ненадежно, что Божья Вселенная эта стабильная и неизменяемая система, в которой такие явления как пришествие просто не происходит. Нам известно  из 1Фес.4., и1Кор.15., что эти вопросы стояли весьма остро в середине первого столетия. Мейер указывает, что признаки такого нетерпения в связи с задержкой можно найти в Луки 12:45; Евр.10:35-37, “терпение нужно вам… ибо еще немного, очень немного, и Грядущий прийдет и не умедлит”. Иакова 5:7-8,”пришествие Господне приближается”. Должно быть начали пробуждаться сомнения по мере того, как умирали современники Христа, принимая во внимание слова Христа из Матфея 10:23 “не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий”; 16:28 “некоторые  …. , которые не вкусят смерти, как уже  увидят Сына человеческого грядущего в царствии Своем”; 24:34 “не придет род сей, как все сие будет”. То, что такие сомнения стали широко распространяться очевидно из первого и второго посланий Клемента. У него мы читаем:”несчастны люди с двоящимися мыслями, которые сомневаются в душах своих и говорят:”это слышали мы во дни отцов наших, и вот мы уже сами постарели и никто из них не опередил нас”. Насмешники в скептицизме отрицали тот факт, что Бог войдет в ход истории, аргументируя это неизменностью мира. Если бы они жили сегодня,то они говории бы нам о причинно-наследственной связи в замкнутой Вселенной, управляемой естественными законами, где чудеса по самой логике вещей происходить не могут. Мы как бы слышим их говорящими: “Законы природы  отрицают ваше учение о Божественном вторжении в естественный хрд истории”. Но к сожалению эти люди забывают о том, что законы природы, это Божьи законы и их предсказуемость проистекает из Его верности.

Петр разбивает аргумент насмешников опираясь на характер Божий.Такой подход мы неоднократно встречаем в иудейской апокалиптической  мысли.Не медлительность, а долготерпение - вот причина задержки завершения всей истории  и держит дверь открытой для кающихся грешников, даже для кающихся насмешников. Не бессилие, а милость является причиной Божьей задержки. Бог асегда был “медлен на гнев” Исход 34:6. 1Петра 3:20 говорит о терпении Божием в связи с потопом. Господь не желает, чтобы кто-нибудь из людей  погиб, Он желает чтобы все получили спасение 1Тим. 2:4. Он готов проявить милость ко всем Рим.11:32.  Он не испытывает удовольствия от смерти нечестивца, но напротив ожидает, чтобы нечестиый отвернулся от путей своих и жил Иез.18:23. В позднем иудаизме широко обсуждалась проблема задержки конца. Примером тому может служить Аваккум 2,3 и слова Петра перекликаются с этим эпизодом. Промедление не означает неисполнения. Господь сам управляет временем,  задерживает его по доброй причине. Долготерение Божье, возможность расскаяния и уверенность в дне Господнем - эти темы были широко обсуждаемы среди иудеев того времени.

3:10 Хотя пришествие по Божьему терпению к грешникам может быть и задержано, это не будет продолжаться бесконечно. День прийдет и потому поддавшиеся соблазну лжеучителей должны не медлить с расскаянием. Петр не уставал напоминать своим читателям о том, что они уже слышали и прежде: “День Господень прийдет как вор ночью” (Матф 24:43-44).  Пришествие будет таким же  внезапным, неожиданным, бедственным для неготовых, как хорошо спланированный грабеж. Павел говорит о внезапности и решительности пришествия теми же самыми словами 1Фес.5:2. И эти слова были хорошо известны в азиатских церквах Откр.3:3;16:15. В первом случае аналагия исключительно уместна, потому как город Сардис дважды в истории был разрушен в результате отсутсвия бдительности; врагу удавалось пробраться к наиболее уязвимым стенам Акрополя и ворваться в город подобно вору. В этом случае как и в целом во всей ранней христианской традиции высказывания Христа имело особую ценность, поскольку касалось насущной проблемы: дня Его вохращения. Оно было необхдимо для руководителей церкви, чтобы сдерживать апокалиптические чрезмерности интузиастов, которые то и дело устанавливали даты конца. Иисус сказал, что Он не знает даты (Марк.13:32). И ученикам своим сказал не рассуждать об этом (Деяния 1:7,”не ваше дело знать времена или сроки, потому что пришествие Сына Человеческого будет как вор в ночи”). Если стихи с 8 по 9 осуждают христианское безразличие по отношению к Христову пришествию,то стих 10 противостоит чрезмерному интузиазму. Мы должны оставить даты и сроки Богу, но при этом оставаться бдительными.

Несмотря на промедление день Господень придет. Он ознаменует конец Божьего долготерпения, будет угрозой для нераскаивающихся. И Петр начинает описывать детали этого дня апокалиптическим языком привлекая для этого фразы из Ветхого Завета, слова Иисуса и внебиблейские источники.

 

Этическая сторона Второго Пришесвия

 

Ожидание возвращения Господа всегда побуждала христиан к святой жизни(1Иоан.2:28). Неверие в возвращение Господаведет к безразличию в поведении, как это и произошло в случае с насмешниками. Существует прочная связь между убеждением и поведением.

Надписи на языческих могилах:

гедонизм(я был ничто, я стал ничто), и потому если ты еще жив, ешь, пей, и веселись.

Апатия (меня не было прежде, нет меня и сейчас. Я этого не знаю меня это не тревожит).

 Отчаяние (Карид, что там внизу? - глубокая тьма. - А как на счет дороги вверх? - все ложь - тогда мы потеряны).

Без истины  воплощенной во второе пришествие  жизнь теряет всякий смысл.

Стих 11- люди важнее материальных предметов.Об этом мы часто забываем. Мы часто склонны считать, что материальный мир более долговечен, чем люди его населяющие. Петр отрицает это. Люди более важны и более долговечны, чем вещи. Характер человека - это единственное, что мы сможем взять с собой из этого материального мира.

Сттих 12 - ожидание пришествия Господа неравнозначно Божьему бездействию. Оно подразумевает действие. Как прекрасно, что мы можем “ускорить его”  (ст 12). Иными словами время пришествия в определенной  степени зависит от состояния церкви и общества.